Профессиональные стандарты специалистов по работе с молодёжью
Статья создана с использованием языковой модели ИИ на основе открытых источников, ожидает проверку экспертного сообщества. |
Профессиональный стандарт «Специалист по работе с молодёжью» — это нормативный документ, который определяет требования к квалификации, знаниям, умениям и трудовым функциям специалистов, работающих в сфере молодёжной политики в Российской Федерации. Стандарт служит основой для формирования кадровой политики, разработки должностных инструкций, систем оплаты труда, а также для создания и обновления образовательных программ подготовки и переподготовки кадров.
Документ утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2020 г. № 59н [1]. Основная цель профессиональной деятельности, согласно стандарту, заключается в создании условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, а также в её наиболее полном включении в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь российского общества.
Внедрение профстандарта направлено на унификацию подходов к работе с молодёжью, повышение качества услуг, предоставляемых молодым людям, и формирование единого профессионального сообщества специалистов по работе с молодёжью в России. Он является ключевым инструментом для выстраивания системы непрерывного образования и профессионального развития работников данной отрасли.
Законодательная база
Деятельность специалистов по работе с молодежью и требования к их квалификации регулируются следующими основными нормативными правовыми актами:
Федеральное законодательство
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» — основополагающий закон, определяющий цели, принципы, основные направления и субъектов молодёжной политики. Закон закрепляет статус специалиста по работе с молодёжью как одного из ключевых участников реализации молодёжной политики [2].
- Трудовой кодекс Российской Федерации — в частности, статья 195.3, которая устанавливает обязательность применения требований профессиональных стандартов, если они закреплены федеральными законами или иными нормативными актами [3].
- Приказ Минтруда России от 12.02.2020 № 59н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по работе с молодёжью"» — непосредственно утверждает и вводит в действие стандарт, описывая все квалификационные требования и трудовые функции [1].
Региональное законодательство
На уровне субъектов Российской Федерации могут приниматься дополнительные нормативные акты, которые уточняют и конкретизируют положения федерального законодательства с учётом региональных особенностей. Такие документы могут касаться:
- Порядка проведения аттестации специалистов.
- Разработки региональных программ повышения квалификации.
- Установления дополнительных мер поддержки для работников сферы молодёжной политики.
Структура и содержание профессионального стандарта
Профессиональный стандарт «Специалист по работе с молодёжью» предусматривает распределение по уровням квалификации, а также определяет три ключевые обобщённые трудовые функции. Их содержание и требования основаны на приказе Минтруда России от 12 февраля 2020 г. № 59н [1].
| Код ОТФ | Название обобщённой трудовой функции | Уровень квалификации (варианты) |
|---|---|---|
| А | Организация деятельности по работе с молодёжью | 5 и/или 6 уровень |
| B | Методическое сопровождение деятельности по работе с молодёжью | 6 уровень |
| C | Руководство деятельностью организации, осуществляющей работу с молодёжью | 7 уровень |
Обобщённая трудовая функция A: Организация деятельности по работе с молодёжью (5 и/или 6 уровень квалификации)
Данная функция открыта для специалистов различного уровня подготовки:
- 5 уровень квалификации — исполнение типовых, повторяющихся трудовых задач, связанных с непосредственным контактом с молодёжью и проведением программ и мероприятий по утверждённым сценариям и стандартам, часто под контролем более опытных коллег.
- 6 уровень квалификации — расширенный набор обязанностей, включающих самостоятельную организацию, планирование и реализацию разноформатных программ и проектов, а также взаимодействие с разными категориями молодёжи и внешними структурами.
Ключевые трудовые действия:
- Проведение просветительских, образовательных и профилактических мероприятий.
- Организация и сопровождение работы молодёжных объединений и клубов.
- Консультирование, содействие социальной адаптации и самореализации молодых людей.
- Вовлечение молодёжи в добровольческое движение, проекты общественно-полезной направленности.
Обобщённая трудовая функция B: Методическое сопровождение деятельности по работе с молодёжью (6 уровень квалификации)
Эта функция предполагает:
- Разработку и апробацию методических пособий, образовательных программ, инструментов оценки и диагностики.
- Консультирование специалистов и молодёжных лидеров по эффективным практикам и нормативным аспектам деятельности.
- Аналитическую и исследовательскую работу (мониторинг, анализ, интерпретация результатов программ).
- Организацию стажировок, повышение квалификации и внедрение современных технологий в работу с молодёжью.
Обобщённая трудовая функция C: Руководство деятельностью организации, осуществляющей работу с молодёжью (7 уровень квалификации)
Включает полный комплекс управленческих, административных и стратегических действий:
- Разработка, совершенствование и реализация стратегий развития организации, программ и проектов в сфере молодёжной политики.
- Координация деятельности подчинённых специалистов, управление персоналом, бюджетом и ресурсами.
- Представление интересов организации, взаимодействие с государственными, образовательными и общественными институтами.
- Анализ итогов работы, подготовка отчётности и продвижение успешных практик на межрегиональном и федеральном уровнях.
Профессиональный стандарт позволяет учитывать разные траектории профессионального роста, начиная с начального (5 уровень) и вплоть до управленческих позиций (7 уровень), с конкретизацией трудовых обязанностей и необходимых компетенций для каждого этапа становления специалиста в сфере молодёжной политики [1].
Основные организации
Реализация профессионального стандарта и подготовка специалистов осуществляются при участии следующих ключевых организаций:
- Министерство труда и социальной защиты РФ — ведомство, утвердившее профессиональный стандарт.
- Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — основной заказчик кадров и координатор молодёжной политики в стране.
- Ведущие вузы России, осуществляющие подготовку по направлению «Организация работы с молодёжью»:
- Ассоциация организаций, осуществляющих подготовку кадров для молодёжной сферы — профессиональное объединение, способствующее развитию системы подготовки кадров.
- Центры научно-методического сопровождения молодёжной политики — организации, занимающиеся методической и исследовательской поддержкой сферы.
См. также
- Федеральные государственные образовательные стандарты по направлению «Организация работы с молодёжью»
- Дополнительное профессиональное образование специалистов по работе с молодёжью
- Повышение квалификации работников молодёжной сферы
- Аттестация специалистов по работе с молодёжью
- Конкурсы профессионального мастерства среди работников молодёжной сферы
- Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО
Ссылки
[2] Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации»