Федеральные государственные образовательные стандарты по направлению «Организация работы с молодёжью»

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ


Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по направлению «Организация работы с молодёжью» — это совокупность обязательных требований, установленных в Российской Федерации для реализации программ высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодёжью» (уровень бакалавриата) и 39.04.03 «Организация работы с молодёжью» (уровень магистратуры). Стандарты определяют структуру образовательных программ, требования к результатам их освоения (компетенциям выпускников) и условиям реализации, обеспечивая единство образовательного пространства страны и гарантируя качество подготовки специалистов для сферы молодёжной политики. [1]

Актуальность и значимость ФГОС по данному направлению обусловлена стратегической важностью работы с молодёжью для развития российского общества. Стандартизация образования позволяет готовить квалифицированные кадры, способные эффективно реализовывать государственную молодёжную политику, работать в молодёжных центрах, общественных объединениях, органах власти и коммерческих структурах, занимающихся разработкой и реализацией молодёжных проектов.

Законодательная база

Основой для разработки и реализации образовательных программ по направлению «Организация работы с молодёжью» является несколько ключевых нормативных актов.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — базовый закон, регулирующий всю систему образования в стране. Он устанавливает общие принципы разработки и применения ФГОС, а также определяет права и обязанности участников образовательных отношений. [2]

Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» — определяет цели, принципы и основные направления государственной молодёжной политики, формируя социальный заказ на подготовку специалистов в данной сфере. Образовательные стандарты напрямую связаны с реализацией положений этого закона. [3]

Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 февраля 2018 г. № 77 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодёжью» — является основным документом, регламентирующим подготовку бакалавров. Этот стандарт (известный как ФГОС 3++) детализирует все требования к программе бакалавриата. [1]

Профессиональный стандарт «Специалист по работе с молодежью» (утвержден приказом Минтруда России от 12.02.2020 № 59н) — документ, описывающий трудовые функции, знания и умения, необходимые для работы в сфере. Образовательные организации обязаны учитывать положения профстандарта при формировании профессиональных компетенций в своих программах. [4]

Структура образовательной программы бакалавриата (ФГОС 39.03.03)

Согласно ФГОС ВО, программа бакалавриата по направлению «Организация работы с молодёжью» имеет чёткую структуру и объём в 240 зачётных единиц (з.е.) вне зависимости от формы обучения (очная, очно-заочная, заочная). Срок обучения в очной форме составляет 4 года. [1]

Структура программы включает три основных блока:

Структура и объём программы бакалавриата
Блок Содержание Объём в зачётных единицах (з.е.)
Блок 1 Дисциплины (модули) не менее 160
Блок 2 Практика не менее 20
Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6–9
Общий объём программы 240

Блок 1. Дисциплины (модули)

Этот блок составляет основу теоретической и практической подготовки. Он делится на обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вузом и студентами). Обязательная часть составляет не менее 40% от общего объёма программы. [1] К обязательным для изучения дисциплинам относятся:

  • История (история России, всеобщая история)
  • Философия
  • Иностранный язык
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Физическая культура и спорт (в объёме не менее 2 з.е. и 328 академических часов элективных дисциплин)

Блок 2. Практика

Практическая подготовка является неотъемлемой частью обучения и включает учебную и производственную практики. [1]

  • Типы учебной практики:
    • Ознакомительная практика.
    • Технологическая (проектно-технологическая) практика.
    • Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков).
  • Типы производственной практики:
    • Технологическая (проектно-технологическая) практика.
    • Научно-исследовательская работа.

Вузы самостоятельно выбирают типы практик и могут устанавливать дополнительные, исходя из профиля программы.

Блок 3. Государственная итоговая аттестация

Завершающий этап обучения, который включает:

  • Подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена (если предусмотрено вузом).
  • Подготовку к процедуре защиты и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР).

Требования к результатам освоения программы (компетенции)

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать набором универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. [hhttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292296/ [1]]

Универсальные компетенции (УК)

Эти компетенции являются общими для всех направлений подготовки и отражают требования к выпускнику как к личности, способной к саморазвитию и взаимодействию в обществе.

  • УК-1: Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации.
  • УК-2: Способность определять круг задач и выбирать оптимальные способы их решения.
  • УК-3: Способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
  • УК-4: Способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках.
  • УК-5: Способность воспринимать межкультурное разнообразие общества.
  • УК-6: Способность управлять своим временем, выстраивать траекторию саморазвития.
  • УК-7: Способность поддерживать должный уровень физической подготовленности.
  • УК-8: Способность создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

Данные компетенции отражают ядро профессиональной деятельности специалиста по работе с молодёжью.

  • ОПК-1: Способность применять современные информационно-коммуникационные технологии в сфере молодёжной политики.
  • ОПК-2: Способность к критическому анализу и объяснению социальных явлений и процессов.
  • ОПК-3: Способность составлять и оформлять отчёты по результатам профессиональной деятельности.
  • ОПК-4: Способность к осуществлению внутриведомственного и межведомственного взаимодействия.
  • ОПК-5: Способность планировать и организовывать массовые мероприятия для молодёжи.

Профессиональные компетенции (ПК)

Профессиональные компетенции устанавливаются вузом самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих деятельности выпускников. [1] ПК конкретизируют готовность выпускника к выполнению определённых трудовых функций, например, в области социального проектирования, профилактики асоциального поведения, поддержки молодёжных инициатив и т.д.

Профессиональная деятельность выпускников

Выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность в следующих областях: [1]

  • 01 Образование и наука (в сфере научных исследований).
  • 03 Социальное обслуживание (в сфере организации досуга, отдыха, профилактики асоциальных явлений).
  • Сфера молодёжной политики и развития молодёжи (реализация программ, проектов, поддержка общественных объединений).

Типы задач профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники:

  • организационно-управленческий;
  • информационно-аналитический;
  • проектный;
  • организационно-массовый;
  • социально-технологический;
  • научно-исследовательский.

Требования к условиям реализации программы

ФГОС устанавливает строгие требования к ресурсному обеспечению образовательных программ. [1]

Кадровые условия

  • Не менее 70% научно-педагогических работников должны вести научную, учебно-методическую и/или практическую работу по профилю преподаваемой дисциплины.
  • Не менее 5% преподавателей должны быть руководителями или работниками профильных организаций (стаж не менее 3 лет).
  • Не менее 60% преподавателей должны иметь учёную степень (кандидата или доктора наук) и/или учёное звание.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

  • Наличие учебных аудиторий, оснащённых необходимым оборудованием.
  • Обеспечение каждого студента доступом к электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) вуза, включая доступ к учебным планам, программам, электронным ресурсам и электронному портфолио.
  • Укомплектованность библиотечного фонда печатными изданиями из расчёта не менее 0,25 экземпляра на одного обучающегося.
  • Доступ к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам.

См. также


Ссылки

[1] Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 77 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью"

[2] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

[3] Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»

[4] Приказ Минтруда России от 12.02.2020 N 59н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по работе с молодежью"