Аттестация специалистов по работе с молодёжью

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ


Введение

Аттестация специалистов по работе с молодёжью — это процедура подтверждения соответствия квалификации специалиста требованиям профессионального стандарта «Специалист по работе с молодёжью». В Российской Федерации данный процесс выстраивается в формате независимой оценки квалификации (НОК) и является ключевым инструментом для формирования единых стандартов качества в сфере молодёжной политики, повышения престижа профессии и создания прозрачной системы карьерного роста для работников. [1]

Актуальность введения аттестации обусловлена принятием Федерального закона «О молодёжной политике в Российской Федерации» № 489-ФЗ, который закрепил правовой статус специалистов по работе с молодёжью и обозначил необходимость создания национальной системы квалификаций в этой области. [2] Процедура аттестации направлена на решение нескольких стратегических задач:

  • Обеспечение качества услуг: Гарантировать, что специалисты, работающие с молодёжью, обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками для эффективной реализации молодёжной политики.
  • Профессиональное развитие: Мотивировать специалистов к непрерывному образованию, повышению квалификации и освоению новых компетенций.
  • Формирование кадрового резерва: Создать объективный механизм для отбора и продвижения наиболее компетентных сотрудников в органах и учреждениях по работе с молодёжью.
  • Повышение статуса профессии: Укрепить авторитет и общественное признание профессии специалиста по работе с молодёжью.

Аттестация носит добровольный характер как для работника, так и для работодателя, однако её прохождение становится важным конкурентным преимуществом на рынке труда и условием для карьерного роста в отрасли.

Законодательная база

Нормативно-правовая основа для проведения аттестации специалистов по работе с молодёжью является многоуровневой и включает в себя федеральные законы, профессиональные стандарты и подзаконные акты.

Федеральное законодательство

  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации»: Определяет правовые основы молодёжной политики, вводит ключевые понятия, включая «специалист по работе с молодёжью», и закладывает основу для формирования кадрового потенциала сферы. [2]
  • Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»: Является базовым документом, регламентирующим порядок проведения аттестации в формате НОК. Закон устанавливает права и обязанности участников оценки, порядок создания и функционирования центров оценки квалификаций (ЦОК) и советов по профессиональным квалификациям (СПК), а также ведение федерального реестра сведений о проведении НОК. [1]
  • Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 195.3): Устанавливает обязательность применения требований профессиональных стандартов, если такие требования установлены другими нормативными актами. Для остальных случаев профстандарты носят рекомендательный характер и используются работодателями как основа для определения требований к квалификации. [3]
  • Приказ Минтруда России от 12.02.2020 № 59н «Об утверждении профессионального стандарта „Специалист по работе с молодёжью“»: Ключевой документ, на основе которого проводится аттестация. Он описывает трудовые функции, необходимые знания и умения для специалистов разных уровней квалификации (с 6 по 8), от специалиста до руководителя организации. Именно на соответствие этому стандарту и проверяется кандидат в ходе профессионального экзамена. [4]

Региональное законодательство

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать собственные нормативные акты, регулирующие вопросы аттестации работников государственных и муниципальных учреждений молодёжной политики на региональном уровне. Такие документы могут конкретизировать порядок проведения аттестации, определять состав аттестационных комиссий и устанавливать дополнительные меры поддержки для специалистов, успешно прошедших оценку.

Например, в некоторых регионах внедряются пилотные проекты по аттестации, которые позволяют апробировать механизмы НОК и адаптировать их к местным условиям.

Порядок проведения аттестации (независимой оценки квалификации)

Аттестация специалистов по работе с молодёжью проводится в форме профессионального экзамена в аккредитованных Центрах оценки квалификаций (ЦОК). Процедура является единой для всей страны и состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления и документов.: Специалист (соискатель), желающий подтвердить свою квалификацию, обращается в ЦОК с заявлением. К заявлению прилагается комплект документов, подтверждающих личность, уровень образования и стаж работы. Аттестация может быть инициирована и оплачена как самим специалистом, так и его работодателем.
  2. Заключение договора и назначение экзамена.: ЦОК заключает с соискателем (или его работодателем) договор на оказание услуг по проведению независимой оценки квалификации и информирует о дате, времени и месте проведения профессионального экзамена.
  3. Профессиональный экзамен.: Экзамен состоит из двух частей:
   ** Теоретическая часть: Проводится в форме компьютерного тестирования. Вопросы охватывают знание законодательства в сфере молодёжной политики, основ педагогики, психологии, социологии, конфликтологии, проектного менеджмента и других областей, перечисленных в профессиональном стандарте.
   ** Практическая часть: Направлена на проверку умений и навыков соискателя. Чаще всего проводится в форме решения практических кейсов (ситуационных задач), защиты проекта или портфолио. Соискатель должен продемонстрировать владение методиками работы с различными категориями молодёжи, навыки организации мероприятий, разработки программ и т.д.
  1. Оформление результатов и выдача свидетельства.: Результаты экзамена оформляются протоколом и направляются в Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в сфере социального обслуживания. На основании решения ЦОК, СПК принимает окончательное решение о выдаче свидетельства.
  2. Внесение данных в федеральный реестр.: В случае успешного прохождения экзамена соискателю выдаётся свидетельство о квалификации, а сведения о нём вносятся в общедоступный Федеральный реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. [5] Срок действия свидетельства — 3-5 лет, в зависимости от уровня квалификации.

Организации, осуществляющие аттестацию и поддержку

В процесс организации и проведения аттестации вовлечены различные государственные и общественные структуры, формирующие систему развития кадрового потенциала.

Государственные и уполномоченные организации

  • Национальное агентство развития квалификаций (НАРК): Выполняет функции базового центра, координирующего работу по развитию системы независимой оценки квалификации в стране.
  • Министерство труда и социальной защиты РФ: Утверждает профессиональные стандарты, которые являются основой для разработки оценочных средств.
  • Совет по профессиональным квалификациям в сфере социального обслуживания: Уполномоченная организация, которая отвечает за отбор и аккредитацию ЦОКов, утверждение оценочных средств для профессионального экзамена по квалификации «Специалист по работе с молодёжью», а также за рассмотрение апелляций.
  • Центры оценки квалификаций (ЦОК): Непосредственно проводят профессиональные экзамены. Они должны быть аккредитованы Советом по профессиональным квалификациям.
  • Росмолодёжь: Федеральный орган исполнительной власти, заинтересованный в повышении качества кадрового состава сферы и содействующий внедрению системы аттестации.

Общественные и образовательные организации

См. также

Ссылки

[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»

[2] Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации»

[3] Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 195.3

[4] Приказ Минтруда России от 12.02.2020 № 59н «Об утверждении профессионального стандарта „Специалист по работе с молодёжью“»

[5] Федеральный реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации