Молодёжное наставничество «равный — равному»
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Введение
Молодёжное наставничество «равный — равному» (англ. Peer-to-peer mentoring) — это форма организации наставнической деятельности, при которой взаимодействие происходит между участниками, находящимися на одном иерархическом уровне (статусном, возрастном, профессиональном). Наставником в такой модели выступает человек, обладающий большим опытом или специфическими знаниями в определённой области, которыми он делится с равным ему по статусу наставляемым [1] [2]. Эта модель основана на принципах взаимной поддержки, обмена навыками и совместной работы, что делает её особенно эффективной в молодёжной среде [3].
В России технология «равный — равному» активно применяется в образовательных учреждениях, волонтёрских движениях и корпоративных программах для адаптации, развития и профессионального становления молодёжи. Государственная политика признаёт наставничество ключевым инструментом развития кадрового потенциала и воспитания подрастающего поколения. Это нашло отражение в утверждении «Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года» [4] [5]. Программы, основанные на принципе «равный — равному», способствуют созданию поддерживающей среды, где молодые люди могут развивать коммуникативные навыки, улучшать образовательные результаты и раскрывать личностный потенциал [3].
Законодательная база
Развитие института наставничества в России, включая модель «равный — равному», регулируется рядом федеральных и стратегических документов.
1. Федеральное законодательство
Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»:
Данный закон является основополагающим в сфере молодёжной политики. Статья 6 закона определяет «развитие института наставничества» как одно из основных направлений реализации молодёжной политики [6]. В декабре 2024 года в закон были внесены изменения (Федеральный закон от 28.12.2024 г. № 550-ФЗ), которые дополнительно укрепили этот вектор [7].
Трудовой кодекс Российской Федерации:
В октябре 2024 года Государственная Дума приняла Федеральный закон от 09.11.2024 № 381-ФЗ, дополняющий Трудовой кодекс РФ статьёй 351.8 [8]. Эта статья нормативно закрепляет понятие «наставничество в сфере труда», определяя его как выполнение работником с его письменного согласия работы по оказанию помощи другому работнику в овладении навыками. Закон, вступающий в силу с 1 марта 2025 года, определяет правовой статус наставников, порядок оформления их деятельности через трудовой договор или дополнительное соглашение, а также устанавливает обязательства работодателей по оплате этой работы [9], [10].
2. Стратегические документы
Распоряжение Правительства РФ от 21 мая 2025 г. № 1264-р «Об утверждении Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года»:
Этот документ, разработанный по поручению Президента РФ, определяет цели, задачи и основные направления государственной политики в области наставничества [5]. Концепция признаёт различные формы наставничества, включая коллективные, которые близки к модели «равный — равному». Среди задач концепции — формирование единых подходов, обобщение лучших практик и совершенствование мер поддержки [11].
Указы и поручения Президента Российской Федерации:
Президент Владимир Путин неоднократно подчёркивал важность возрождения и формирования целостной системы наставничества для детей и молодёжи, отмечая его значимость для экономики, повышения производительности труда и развития страны в целом [4].
Организации поддержки
В России действует разветвлённая сеть государственных и негосударственных организаций, которые реализуют и поддерживают программы наставничества по принципу «равный — равному».
Государственные организации
- Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — является ключевым федеральным органом, реализующим государственную молодёжную политику. Росмолодёжь координирует и поддерживает различные программы наставничества, направленные на развитие потенциала молодёжи [12]
- Министерство просвещения Российской Федерации — ведомство активно внедряет целевую модель наставничества в системе общего и среднего профессионального образования. В рамках национального проекта «Образование» ведётся работа по обеспечению равного доступа детей к качественным образовательным программам, где наставничество играет важную роль [13].
- Региональные органы исполнительной власти — на уровне субъектов РФ создаются региональные центры развития наставничества и утверждаются местные программы поддержки, которые адаптируют федеральные инициативы к условиям конкретного региона [14], [2].
Негосударственные и общественные организации
- Платформа «Добро.рф» — крупнейшая в России платформа для волонтёров и некоммерческих организаций, на базе которой действует множество проектов наставничества по принципу «равный — равному». Примеры включают волонтерские клубы, где старшие школьники помогают младшим, а студенты — школьникам [15], [16]. Многие проекты направлены на профилактику девиантного поведения и пропаганду здорового образа жизни [17], [18].
- Агентство стратегических инициатив (АСИ) — АСИ поддерживает инновационные проекты в социальной сфере, включая наставничество. Агентство проводит форумы для выявления лучших практик и поддерживает проекты, такие как «Кадры будущего для регионов» [19].
- Общероссийская общественная организация «Опора России» — эта организация, поддерживающая малое и среднее предпринимательство, реализует федеральные программы наставничества, такие как «Школа наставников» и «Марафон с наставником», где опытные предприниматели сопровождают начинающих [20].
- Российское движение детей и молодёжи «Движение Первых» — в партнёрстве с Кружковым движением НТИ, «Движение Первых» поддерживает проект «Молодёжная школа „Наставник технологий будущего“». В рамках этого проекта студенты вузов становятся наставниками для школьных команд, участвующих в технологических олимпиадах [21].
- Программа «Учитель для России» — совместный проект Института образования НИУ ВШЭ и Сбербанка, который включает уникальную модель комплексной поддержки молодых учителей. В ней задействованы три типа наставников: методист, коуч и куратор, которым часто выступает молодой учитель с небольшим опытом, то есть «равный» [22].
Социальная политика и меры поддержки
Модель наставничества «равный — равному» является важным элементом социальной и молодёжной политики в России. Она рассматривается как эффективный инструмент для достижения нескольких ключевых целей:
- Профессиональная адаптация и развитие. Наставничество помогает молодым специалистам быстрее адаптироваться на рабочем месте, снижает риски ухода из профессии и способствует карьерному росту [23], [24].
- Улучшение образовательных результатов. В школах и вузах программы «равный — равному» используются для академической поддержки: старшекурсники помогают первокурсникам, а отличники — отстающим. Это способствует не только повышению успеваемости, но и развитию у наставников чувства ответственности и лидерских качеств [3].
- Социальная профилактика. Принцип «равный — равному» широко применяется в программах по профилактике ВИЧ/СПИДа, наркомании и других негативных явлений. Информация, полученная от сверстника, вызывает больше доверия и воспринимается эффективнее, чем лекции от взрослых [18], [25].
- Развитие "гибких навыков" (soft skills). Участие в наставнических программах способствует развитию у молодёжи коммуникативных навыков, эмпатии, умения работать в команде и решать конфликты [3].
Государственная поддержка включает разработку методических рекомендаций [26], создание цифровых платформ для поиска наставников и финансовое стимулирование наставнической деятельности в рамках трудового законодательства [8].
Программы и мероприятия
В России реализуется множество программ, основанных на принципе «равный — равному»:
- Волонтёрские клубы наставничества. На платформе «Добро.рф» зарегистрированы десятки проектов, где молодёжь выступает наставниками для сверстников или младших товарищей [15], [16]. Например, социально-досуговый центр «Юность» в Клетском районе реализует программу «Мы вместе», где волонтёры проходят обучение и затем сами проводят профилактические мероприятия для молодёжи [17].
- Профилактические программы. Примером является программа обучения волонтёров «Вектор» в Ямало-Ненецком АО по профилактике ВИЧ/СПИДа. Волонтёры, прошедшие тренинги, передают знания сверстникам, формируя ответственное отношение к здоровью [18].
- Программы в образовании. Лингвистический лицей №22 в Ижевске реализует программу «равный — равному» для обмена навыками, взаимной поддержки и совместной работы над творческими проектами среди учащихся [3]. Подобные инициативы существуют и в вузах, например, в Невинномысском государственном гуманитарно-техническом институте [27].
- Технологическое наставничество. Проект «Молодёжная школа „Наставник технологий будущего“» готовит студентов-наставников для сопровождения школьных команд в Национальной технологической олимпиаде (НТО), что является примером передачи знаний «от равного к равному» в высокотехнологичной сфере [21].
Исследования и аналитика
Тема наставничества «равный — равному» является предметом научного интереса в российской педагогике и социологии. Исследователи анализируют эффективность таких программ в различных контекстах:
- Профессиональное развитие. В научных работах подчёркивается роль наставничества как технологии профессионального развития молодых специалистов, анализируются трудности, с которыми они сталкиваются, и предлагаются модели поддержки [23].
- Сравнительный анализ. Проводятся исследования, сравнивающие ход и результаты реализации программ «равный-равному» в различных образовательных учреждениях, что позволяет выявлять наиболее эффективные практики [27].
- Методологические разработки. Создаются практические руководства для организаторов программ «равный — равному». В таких пособиях описываются ключевые критерии успешной программы: значимое участие молодёжи на всех этапах, сотрудничество со взрослыми, учёт потребностей и культурных особенностей целевой группы [28].
Аналитика показывает, что модель «равный — равному» особенно эффективна для формирования у молодёжи ответственного поведения, развития самостоятельности и создания поддерживающих сообществ.
См. также
- Всероссийская программа наставничества
- Российская ассоциация наставников
- Система наставничества в образовательных организациях
- Корпоративные программы наставничества
- Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях
- Всероссийский конкурс «Наставничество»
- Тьюторское сопровождение в образовании
- Бизнес-наставничество для молодых предпринимателей
- Профессиональные стандарты наставнической деятельности
- Программы подготовки наставников
- Методические центры развития наставничества
- Наставничество в российских студенческих отрядах
- Региональные центры развития наставничества
- Цифровые платформы наставничества
- Система мотивации наставнической деятельности
- Научное руководство и академическое наставничество
Ссылки
[1] Целевая модель наставничества
[2] Наставничество в системе дополнительного образования
[3] Программа наставничества «равный – равному» в МБОУ «Лингвистический лицей № 22»
[4] Правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года
[5] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.05.2025 № 1264-р
[6] Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации"
[7] Федеральный закон от 28.12.2024 г. № 550-ФЗ
[10] Работник вправе в любое время отказаться быть наставником своего коллеги
[11] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 мая 2025 г. № 1264-р
[12] Официальный сайт Росмолодёжи
[13] Национальный проект «Образование»
[14] АНО РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСТАВНИЧЕСТВА "МЕНТОРИ"
[16] Организация: МОО "Волонтеры знаний"
[17] Проект "Равный равному" (Социально-досуговый центр "Юность")
[18] Программа обучения волонтеров "Вектор"
[19] Участники программы АСИ «Кадры будущего для регионов» создали поисковый сервис наставников
[20] Комиссия по наставничеству «ОПОРЫ РОССИИ»
[21] Молодежная школа «Наставник технологий будущего»
[22] Проект наставничества для учителей вошел в топ-20 мировых практик
[23] НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
[24] Формы наставничества в рамках целевой модели наставничества
[25] ДМОО Добровольческое движение «Импульс»
[26] Методические рекомендации «МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА»
[27] Сравнительный анализ реализации программы наставничества «равный-равному» в рамках вуза
[28] Критерии программ «РАВНЫЙ — РАВНОМУ». Пособие для практиков