Правовые основы защиты персональных данных
Статья создана с использованием языковой модели ИИ на основе открытых источников, ожидает проверку экспертного сообщества. |
Правовые основы защиты персональных данных — комплексная система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с обработкой, хранением и использованием персональных данных граждан Российской Федерации [1]. Защита персональных данных является одним из ключевых направлений государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека, особенно актуальным в контексте цифровизации общества и развития информационных технологий [2]. По данным Росстата, в 2024 году более 85% молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет активно используют цифровые сервисы, что делает вопросы защиты их персональных данных особенно значимыми [3].
Конституционные основы защиты персональных данных
Правовая основа защиты персональных данных закреплена в Конституции Российской Федерации [4]. Статья 23 Конституции РФ гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени [5]. Статья 24 Конституции РФ устанавливает фундаментальный принцип: сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются [6]. Эти конституционные нормы являются базисом для всей системы правового регулирования в сфере защиты персональных данных [7].
Конституционные положения обязывают органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом [8]. Данные нормы создают правовую основу для реализации прав граждан на доступ к информации о себе и контроль за её использованием [9].
Федеральное законодательство о персональных данных
Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере персональных данных, является Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» [10]. Закон определяет понятия персональных данных, оператора персональных данных, субъекта персональных данных, устанавливает принципы и условия обработки персональных данных, права субъектов персональных данных [11]. В соответствии с законом, к персональным данным относятся любые сведения прямого или косвенного характера, позволяющие идентифицировать конкретного человека: паспортные данные, СНИЛС, место регулярного проживания и прописки, место и дата рождения, фото- и видеоматериалы, данные о семейном положении, величина ежемесячного дохода, навыки и образование [12].
С 2025 года в Федеральный закон № 152-ФЗ внесены существенные изменения, направленные на усиление защиты персональных данных граждан [13]. С 1 января 2025 года вступила в силу обновленная форма согласия на размещение и обработку персональных данных в Единой биометрической системе, утвержденная распоряжением Правительства № 856-р от 09.04.2024 [14]. С 30 мая 2025 года значительно ужесточена ответственность за нарушения в области персональных данных: для юридических лиц суммы штрафов могут достигать 300 тысяч рублей, а также введены новые составы правонарушений [15]. С 1 сентября 2025 года операторы обязаны по запросу регулятора передавать в обезличенном виде массивы персональных данных, что регулируется законом от 8 августа 2024 года № 233-ФЗ [16].
Для обработки персональных данных операторы обязаны подать уведомление о намерении осуществлять обработку персональных данных и быть включенными в реестр операторов персональных данных [17]. Операторы должны применить средства защиты информации для защиты собранных данных, чтобы злоумышленникам было сложнее нарушить их конфиденциальность [18]. С 1 июля 2025 года вступили в силу требования к локализации данных, запрещающие хранение, запись и изменение персональных данных за пределами Российской Федерации при их трансграничной передаче [19].
Административная и уголовная ответственность
Законодательство Российской Федерации устанавливает строгую ответственность за нарушения в сфере обработки персональных данных [20]. Административная ответственность предусмотрена статьей 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [21]. Для граждан штрафы составляют от 2 до 15 тысяч рублей, для должностных лиц — от 10 до 300 тысяч рублей, для юридических лиц — от 60 тысяч до 700 тысяч рублей [22].
Уголовная ответственность за разглашение персональных данных установлена статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение неприкосновенности частной жизни» [23]. Часть 1 статьи 137 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное собирание или распространение персональных данных без согласия субъекта с максимальным наказанием до 2 лет лишения свободы [24]. Часть 2 статьи предусматривает более строгое наказание — штраф от 100 до 300 тысяч рублей, лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать должности до 5 лет — за деяния, совершенные с использованием служебного положения [25]. Продажа персональных данных организованной группой или причинение тяжких последствий наказывается до 10 лет лишения свободы со штрафом до 3 миллионов рублей [26].
С 30 мая 2025 года введены новые составы правонарушений: непредставление уведомления о намерении обрабатывать персональные данные, несоблюдение требований к локализации персональных данных, несвоевременное уведомление об утечке персональных данных [27]. Также введены повышенные штрафы за утечки данных: при утечке данных 1-10 тысяч субъектов штрафы составляют от 3 до 5 миллионов рублей [28]. Несанкционированное использование Единой биометрической системы наказывается штрафом от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, а обработка данных без аккредитации — от 1 до 2 миллионов рублей [29].
Роль Роскомнадзора в защите персональных данных
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных [30]. К полномочиям Роскомнадзора относится осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных, обращение в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и неопределенного круга лиц, привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении закона о персональных данных [31].
Роскомнадзор имеет право требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных, ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства, принимать меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных [32]. Ведомство направляет в органы прокуратуры и правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, а также вносит в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных [33].
Роскомнадзор при участии Молодежной палаты Консультативного совета при уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных подготовил рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных [34]. Также были подготовлены материалы по соблюдению требований закона о локализации баз персональных данных на территории Российской Федерации, которые размещены на официальных интернет-ресурсах ведомства [35]. В 2024 году Роскомнадзор предложил ввести обязательные стандарты обработки персональных данных, разрешая собирать только необходимые сведения на основании закона, а не по согласию граждан [36].
Обработка персональных данных в молодежных организациях
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) осуществляет обработку персональных данных в соответствии с приказом от 01.06.2015 № 78 «Об обработке персональных данных в Федеральном агентстве по делам молодежи» [37]. Обработка персональных данных в Росмолодежи осуществляется с соблюдением принципов и условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включая соблюдение прав и законных интересов субъектов персональных данных, обеспечение безопасности персональных данных при их обработке [38].
Министерство молодежной политики различных регионов России разрабатывает и утверждает политики в отношении обработки персональных данных, определяющие принципы и порядок обработки персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ [39]. Обработка персональных данных молодежи должна осуществляться на законной и справедливой основе, соответствовать целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных [40]. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных, а в случае смерти — наследники субъекта персональных данных [41].
Образовательные и просветительские программы
Роскомнадзор активно реализует программы правового просвещения молодежи в сфере защиты персональных данных [42]. В июне 2023 года территориальными управлениями Роскомнадзора было проведено 282 обучающих мероприятия для школьников о защите персональных данных, в которых приняли участие около 56 тысяч подростков [43]. В 2023 году Роскомнадзор провел более 5 тысяч обучающих мероприятий для детей и молодежи по защите персональных данных [44]. Ведомство разработало дистанционные уроки, призванные научить школьников защищать свои персональные данные [45].
В структуре Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 21 июня 2021 года создан Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве [46]. Основными задачами Центра являются повышение уровня правовой и цифровой грамотности молодежи, создание условий для формирования в России благоприятной и безопасной цифровой среды для детей и молодежи [47]. Центр организует интерактивные просветительские мероприятия, направленные на повышение уровня правовой и цифровой грамотности детей и молодежи, воспитание у них нравственных и смысловых ориентиров в цифровом пространстве [48].
Свердловская областная библиотека для детей и молодежи реализует комплексные программы правового просвещения молодежи, формируя у юношества высокий уровень правовой культуры [49]. Основные задачи правового воспитания включают формирование нравственной позиции, правовой и политической культуры молодежи, профилактику правонарушений среди подростков и молодежи, оказание информационной поддержки юношам и девушкам, попавшим в зону юридического, социального или личностного конфликта [50]. Региональное молодежное общественное движение правового просвещения осуществляет содействие правовому воспитанию и правовому просвещению молодежи, формированию у молодежи эффективных навыков правовой культуры, развитию добровольческой деятельности [51].
Проект Ростовской области «Молодежь вправе» создает во всех учебных заведениях общего и среднего профессионального образования единую интерактивную систему правого воспитания молодежи, содействуя формированию правовой грамотности, профилактике правонарушений и профессиональной ориентации в выборе профессии юриста [52]. В России обсуждается возможность введения специального курса «Личная безопасность» для студентов и школьников с 8 класса и до 3 курса вузов на постоянной основе, направленного на формирование у молодежи навыков противостояния мошенническим схемам и защиты персональных данных [53].
Права субъектов персональных данных
Субъект персональных данных (физическое лицо, гражданин Российской Федерации) имеет право на обеспечение защиты его прав и свобод при обработке его персональных данных, защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну [54]. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки [55]. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей подтверждение факта обработки персональных данных оператором, правовые основания и цели обработки персональных данных [56].
Оператор обязан предоставить безвозмездно субъекту персональных данных (его представителю) возможность ознакомления с обрабатываемыми персональными данными [57]. Сведения должны быть представлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, при этом оператор для каждой цели обработки персональных данных указывает категории персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, правовое основание обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, способы обработки персональных данных [58]. Субъект персональных данных может отозвать согласие на обработку персональных данных путем направления соответствующего письменного уведомления оператору [59].
Особенности обработки персональных данных в образовательных организациях
При обработке персональных данных образовательная организация обязана принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных [60]. Субъектами персональных данных в образовательных организациях являются учащиеся, законные представители учащихся, работники, родственники работников, контрагенты [61]. Целями обработки персональных данных в образовательных организациях являются реализация образовательных программ, обеспечение безопасности образовательного процесса, ведение кадрового делопроизводства [62].
В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», образовательные организации, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом [63]. До начала обучения пользователю необходимо предоставить следующие данные и сканы документов: ФИО, паспортные данные и данные об образовании [64]. Без предоставления персональных данных невозможна регистрация в образовательных онлайн-платформах и участие в образовательных программах [65].
Современные вызовы в сфере защиты персональных данных
По данным Аналитического центра компании InfoWatch, в 2019 году количество утечек персональных данных в России выросло на 40% по сравнению с предыдущим годом, что актуализирует проблему защиты персональных данных молодежи [66]. В последние годы наблюдается активное использование мошенниками технологий вербовки подростков в преступную деятельность, при этом мошенники используют сложные схемы с использованием звонков из госструктур с подложными документами и дипфейками [67].
Необходимость осуществления особой правовой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее социального статуса, в связи с чем рассматриваются механизмы использования современных технологий в сфере правового просвещения в России и за рубежом [68]. Государство призвано обеспечить соблюдение законности в молодежной среде, осуществление предусмотренных действующим законодательством гарантий прав и свобод молодого человека и гражданина, равенство всех молодых людей перед законом и судом, взаимную ответственность молодого гражданина и государства, судебную и иную защиту личности молодого человека [69].
Интересные факты
С 30 мая 2025 года вводятся дополнительные требования к обработке биометрических персональных данных: обработка биометрических данных без аккредитации запрещена, запрещено отказывать в обслуживании клиентам, которые не предоставили биометрические данные, а нарушение этих требований влечет штрафы до 15 миллионов рублей [70]. С 1 сентября 2025 года операторы персональных данных обязаны предоставлять по требованию Минцифры обезличенные сведения в соответствии со списком нужной информации и сроками ее передачи, установленными Правительством Российской Федерации [71].
Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, может быть взыскан в размере от 10 до 100 тысяч рублей в типичных случаях, материальный ущерб взыскивается в полном размере, а судебные расходы возлагаются на нарушителя [72]. Российское законодательство определяет информацию как данные о лицах, фактах, явлениях независимо от формы, в которой она предоставляется, а персональные данные относятся к конфиденциальной информации, режим конфиденциальности которой снимается только в случаях обезличивания или по истечении установленных сроков [73].
См. также
- Всероссийская программа правового просвещения граждан
- Всероссийский единый урок по правам человека
- Центры правового просвещения граждан
- День Конституции Российской Федерации в образовательных организациях
- Детский правовой сайт Президента России
- Юридические клиники при образовательных организациях
- Центры правового просвещения граждан
- Курсы правовой грамотности для молодёжи
- Федеральная нотариальная палата — программы правового просвещения
- Генеральная прокуратура Российской Федерации — правовое просвещение
- Школьные службы медиации и примирения
- Медиаправо и цифровая грамотность
- Региональные центры правовой информации
- Телефоны правовой помощи гражданам
- Общественные приёмные по правовым вопросам
- Дистанционное правовое образование
Ссылки
[1] Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ
[2] Портал персональных данных Роскомнадзора
[3] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
[4] Конституция Российской Федерации. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
[6] Статья 24 Конституции Российской Федерации
[7] Защита персональных данных Конституция РФ - SearchInform
[8] Статья 24 часть 2 Конституции РФ
[9] Право на неприкосновенность частной жизни - Официальный сайт Алтайского края
[10] Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
[11] Что является персональными данными по закону - Солар
[12] Виды персональных данных согласно 152-ФЗ
[13] Изменения закона о персональных данных в 2025 году
[14] Обновленная форма согласия на обработку биометрических данных 2025
[15] Ужесточение ответственности за нарушения с 30 мая 2025 года
[16] Закон от 8 августа 2024 года № 233-ФЗ об обезличивании данных
[17] Требования к регистрации операторов персональных данных
[18] Требования к средствам защиты информации
[19] Требования к локализации персональных данных с 1 июля 2025 года
[20] Защита персональных данных. Административная и уголовная ответственность
[21] Административная ответственность по статье 13.11 КоАП РФ
[22] Размеры административных штрафов за нарушения
[23] УК РФ Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни
[24] Часть 1 статьи 137 УК РФ: ответственность
[25] Часть 2 статьи 137 УК РФ: наказание за использование служебного положения
[26] Уголовная ответственность за продажу персональных данных
[27] Новые составы правонарушений с 30 мая 2025 года
[28] Новые правила защиты данных с 2025 года: повышенные штрафы
[29] Штрафы за нарушения в работе с Единой биометрической системой
[30] Защита прав субъектов персональных данных - Роскомнадзор
[31] Полномочия Роскомнадзора в области защиты персональных данных
[32] Права Роскомнадзора по контролю за обработкой персональных данных
[33] Взаимодействие Роскомнадзора с правоохранительными органами
[34] Опубликованы рекомендации по составлению политики обработки персональных данных
[35] Рекомендации Роскомнадзора по локализации данных
[36] Роскомнадзор предложил ограничить сбор персональных данных
[37] Приказ Росмолодежи от 01.06.2015 № 78 «Об обработке персональных данных»
[38] Правила обработки персональных данных в Росмолодежи
[39] Политика министерства молодежной политики по обработке персональных данных
[40] Принципы обработки персональных данных молодежи
[41] Согласие законных представителей на обработку персональных данных
[42] Около 56 тысяч подростков приняли участие в июньских уроках Роскомнадзора
[43] Обучающие мероприятия Роскомнадзора для школьников
[44] В 2023 году Роскомнадзор провел более 5 тысяч обучающих мероприятий
[45] Роскомнадзор разработал дистанционные уроки по защите персональных данных
[46] Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА
[47] Задачи Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве
[48] Просветительские мероприятия для молодежи в цифровом пространстве
[49] Правовое просвещение молодежи - Свердловская областная библиотека
[50] Основные задачи правового воспитания молодежи
[51] Региональное молодёжное общественное движение правового просвещения
[52] Региональный интерактивный проект правового воспитания молодежи «Молодежь вправе»
[53] В российских школах и вузах может появиться курс по защите от мошенников
[54] Права субъектов персональных данных
[55] Право на уточнение, блокирование и уничтожение персональных данных
[56] Право на получение информации об обработке персональных данных
[57] Обязанность оператора предоставлять доступ к персональным данным
[58] Информация, предоставляемая субъекту персональных данных
[59] Право на отзыв согласия на обработку персональных данных
[60] Памятка по обработке персональных данных в образовательных организациях
[61] Субъекты персональных данных в образовательных организациях
[62] Цели обработки персональных данных в образовательных организациях
[63] Обязанности образовательных организаций по защите персональных данных
[64] Обработка персональных данных в образовательных организациях
[65] Требования к персональным данным при регистрации в образовательных онлайн-платформах
[66] Современные технологии правового просвещения молодежи
[67] Использование мошенниками технологий вербовки подростков
[68] Механизмы использования современных технологий в правовом просвещении
[69] Роль государства в обеспечении законности в молодежной среде
[70] Новые требования к обработке биометрических данных с 30 мая 2025 года
[71] Обязанность операторов предоставлять обезличенные сведения Минцифры
[72] Размеры компенсаций за нарушение прав субъектов персональных данных
[73] Определение информации и персональных данных в российском законодательстве