Школьные службы медиации и примирения

Материал из Росмолодежь.Метода
Версия от 00:52, 2 октября 2025; ASkomorokhov (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ


Школьные службы медиации и примирения — структурные подразделения образовательных организаций Российской Федерации, объединяющие участников образовательного процесса для разрешения конфликтных ситуаций на основе восстановительного подхода и технологий медиации. Первая школьная медиация с участием школьников-медиаторов была проведена в России 16 декабря 2002 года в московской школе № 464 [1].

По состоянию на 2022 год в Российской Федерации функционируют более 32 000 школьных служб медиации и примирения в различных образовательных организациях, включая 28 718 служб в общеобразовательных школах [2]. Деятельность школьных служб медиации направлена на формирование безопасной образовательной среды, профилактику правонарушений несовершеннолетних и развитие культуры мирного разрешения конфликтов в молодежной среде.

Введение

Школьные службы медиации и примирения представляют собой инновационную форму работы с конфликтными ситуациями в образовательной среде, основанную на принципах восстановительного правосудия. Данный подход ориентирован не на наказание нарушителя, а на восстановление отношений между участниками конфликта и заглаживание причиненного вреда [3].

В современной российской системе образования школьные службы медиации играют важную роль в формировании правовой культуры молодежи. Согласно исследованиям, проведенным в 2019-2022 годах, 72% российских родителей не знакомы с понятием «служба примирения/медиации в образовательных организациях», что указывает на необходимость активизации просветительской работы [4].

Статистические данные показывают, что в организациях, где функционируют службы медиации, родители демонстрируют большую удовлетворенность деятельностью образовательной организации по работе с детскими конфликтами (48% против 16% в школах без служб) [5]. Это свидетельствует о высокой эффективности медиативных технологий в разрешении школьных конфликтов.

Законодательная база

Правовой основой создания и деятельности школьных служб медиации и примирения является комплекс федеральных нормативных актов. Ключевым документом выступает Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет принципы государственной политики в сфере образования, включая воспитание взаимоуважения и ответственности [6].

Статья 27 пункт 2 указанного закона предоставляет образовательным организациям право иметь в своей структуре различные подразделения, включая психологические и социально-педагогические службы, что создает правовые основания для функционирования служб медиации [7].

Важным регулирующим документом является Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который устанавливает общие принципы медиации как способа разрешения споров [8].

Методические основы деятельности школьных служб медиации были заложены в «Рекомендациях по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утвержденных Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 года № ВК-54/07вн [9].

Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 года № 1430-р, определила стратегические направления развития медиативных практик в работе с несовершеннолетними [10].

Организации поддержки

Государственные организации

Ведущую роль в координации деятельности школьных служб медиации играет Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» (ФЦПРЦ), подведомственное Министерству просвещения Российской Федерации. Центр осуществляет мониторинг деятельности служб медиации и примирения, проводит методическую работу и оказывает консультативную помощь специалистам [11].

В рамках деятельности ФЦПРЦ функционирует специализированная горячая линия по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях (телефон 8-800-222-34-17), которая предоставляет консультации специалистам, педагогам, родителям и детям [12].

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) осуществляет контроль за соблюдением образовательными организациями требований законодательства в части создания безопасной образовательной среды, включая функционирование служб медиации [13].

На региональном уровне координацию деятельности служб медиации осуществляют институты развития образования, региональные центры психолого-педагогической поддержки и территориальные службы примирения.

Негосударственные организации

Пионером в развитии школьных служб примирения в России выступает Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа», который с 2000 года инициирует создание школьных служб примирения как российской модели школьной медиации [14]. Центр разработал концепцию и технологию школьных служб примирения, подготовил методические материалы и осуществляет обучение специалистов.

Всероссийская ассоциация восстановительной медиации (ВАВМ) объединяет практиков восстановительного правосудия и медиации, разрабатывает стандарты восстановительной медиации и проводит мониторинг деятельности служб примирения [15]. В 2009 году Ассоциацией были приняты стандарты восстановительной медиации, ставшие основой для деятельности школьных служб примирения.

Значительную роль в подготовке кадров для служб медиации играет Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), где функционирует лаборатория ювенальных технологий, занимающаяся исследованиями в области восстановительных практик [16].

Социальная политика и меры поддержки

Государственная поддержка развития школьных служб медиации осуществляется в рамках реализации национальных проектов «Образование» и «Демография». В 2019 году задача создания школьных служб примирения была включена в Национальную стратегию действий в интересах детей 2012-2017 годов [17].

Особое внимание уделяется интеграции медиативных практик в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на различных уровнях включают в планы работы мероприятия по развитию служб медиации и примирения в образовательных организациях [18].

Финансирование деятельности школьных служб медиации осуществляется за счет средств региональных и муниципальных бюджетов в рамках обеспечения деятельности образовательных организаций. Дополнительные средства привлекаются через реализацию грантовых проектов некоммерческих организаций и участие в федеральных программах [19].

Примером комплексного подхода к развитию медиативных практик служит опыт Москвы, где постановлением Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 2011 года было принято решение о создании службы примирения в каждом общеобразовательном учреждении [20].

Программы и мероприятия

Школьные службы медиации реализуют широкий спектр восстановительных программ, адаптированных к различным типам конфликтных ситуаций. Основными программами являются:

Восстановительная медиация — встреча конфликтующих сторон «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания участников и достижения договора о приемлемых вариантах разрешения проблем [21]. Данная программа применяется в случаях межличностных конфликтов, споров между учениками и учителями, конфликтов с родителями.

Круги сообщества — программа, работающая с групповыми конфликтами и ситуациями изгоев. В ходе программы участники обсуждают свои ценности и совместно ищут решение проблемы [22]. По данным мониторинга 2025 года, программы кругов сообщества используют 53 службы в Иркутской области.

Школьные конференции применяются для работы со сложными многосторонними конфликтами с участием администрации, педагогов, учащихся и родителей. В Иркутской области данный формат используют 17 служб медиации [23].

Семейные конференции организуются для согласования позиций детей, родителей и педагогов по вопросам образовательного процесса и ответственного поведения детей. В региональной практике эта программа применяется в 24 службах [24].

Программы по заглаживанию вреда реализуются в случаях правонарушений несовершеннолетних, включая драки, кражи, порчу имущества. Такие программы обычно проводятся с привлечением специалистов территориальных служб примирения и учитываются судами при вынесении решений [25].

По данным мониторинга за 2024-2025 учебный год, в образовательных организациях Иркутской области было организовано и проведено 2 965 мероприятий, направленных на популяризацию медиации и повышение правовой культуры несовершеннолетних [26].

Исследования и аналитика

Систематический мониторинг деятельности школьных служб медиации проводится с 2016 года Федеральным центром защиты прав и интересов детей. Исследования показывают устойчивую динамику роста количества служб: с 30 514 в 2020/2021 учебном году до 32 700 в 2021/2022 году [27].

Всероссийское исследование, проведенное в 2019-2022 годах среди родителей, выявило ключевые проблемы в информированности населения о деятельности служб медиации. Исследование показало, что в структуре рассматриваемых службами случаев лидируют конфликты с другими детьми и учителями (21,6%), в то время как конфликты, сопровождающиеся нарушением закона, составляют лишь 2,8% [28].

Анализ эффективности показывает, что большая часть школьных конфликтов разрешается самостоятельно конфликтующими сторонами (26,2%) или при участии администрации (22,2%). Службы медиации принимают на себя функции по первичному рассмотрению конфликтов согласно данным 21,8% опрошенных [29].

Региональные исследования демонстрируют положительную динамику развития медиативных практик. В Иркутской области по состоянию на первое полугодие 2025 года действуют 407 служб примирения, из которых 88 являются профессионально функционирующими, а 100 — недавно созданными [30].

Практика применения восстановительного правосудия в судебной системе показывает высокую эффективность медиативных технологий. По данным Челябинской области, после прохождения подростками процедуры медиации рецидива преступлений не наблюдалось. С 2008 по 2016 год количество несовершеннолетних участников преступлений сократилось в 2,5 раза [31].

Интересные факты

Первая школьная медиация в России была проведена по конфликту между учителем и учеником и завершилась успешным разрешением ситуации. Это событие положило начало развитию российской модели школьной медиации [32].

В Москве действует уникальная модель развития школьных служб примирения, предусматривающая создание службы в каждом общеобразовательном учреждении. По состоянию на 2022 год службы примирения функционируют в 400 московских школах [33].

Волонтерская деятельность школьников-медиаторов способствует формированию лидерских качеств и социальной активности. Юные медиаторы разрабатывают собственные методики работы, включая арт-терапию с элементами психодрамы [34].

Восстановительные практики в школах имеют социально-правовое значение, поскольку школьники, проводящие программы примирения, вносят вклад в защиту прав участников конфликтов и развитие культуры мирных отношений в подростковой среде [35].

Международный опыт показывает, что программы восстановительного правосудия для несовершеннолетних действуют в различных странах мира более 25 лет, что подтверждает универсальность и эффективность данного подхода [36].

Основные персоналии

Антон Коновалов — руководитель направления «Школьные службы примирения» межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа», разработчик концепции и технологии школьных служб примирения в России, практикующий медиатор и сертифицированный тренер [37].

Рустем Максудов — президент межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа», один из инициаторов внедрения восстановительного подхода в российскую практику работы с несовершеннолетними правонарушителями [38].

См. также

Ссылки

[1] Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа»

[2] Федеральный центр защиты прав и интересов детей

[3] Мониторинг деятельности служб медиации в субъектах РФ 2021-2022

[4] Распространенность и эффективность служб примирения в школах России

[5] Всероссийское исследование школьных служб медиации

[6] Федеральный закон об образовании в РФ № 273-ФЗ

[7] Статья 27 ФЗ «Об образовании в РФ»

[8] Федеральный закон о процедуре медиации № 193-ФЗ

[9] Рекомендации Минобрнауки по организации служб школьной медиации

[10] Концепция развития сети служб медиации до 2020 года

[11] Официальный сайт ФЦПРЦ

[12] Горячая линия по вопросам медиации ФЦПРЦ

[13] Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

[14] Центр «Судебно-правовая реформа»

[15] Всероссийская ассоциация восстановительной медиации

[16] Московский государственный психолого-педагогический университет

[17] Национальная стратегия действий в интересах детей

[18] Аналитические материалы ФЦПРЦ

[19] Единая информационная система грантов и субсидий

[20] Департамент образования и науки города Москвы

[21] Рекомендации по организации служб примирения

[22] Программы восстановительной медиации

[23] Мониторинг деятельности служб медиации в Иркутской области

[24] Результаты мониторинга школьных служб медиации

[25] Программы восстановительного правосудия для детей

[26] Статистика мероприятий по медиации в Иркутской области

[27] Федеральный мониторинг служб медиации

[28] Исследование эффективности школьных служб примирения

[29] Анализ работы служб медиации с конфликтами

[30] Развитие служб примирения в Иркутской области

[31] Эффективность восстановительного правосудия в судебной практике

[32] История создания школьных служб примирения в России

[33] Службы примирения в московских школах

[34] Волонтерская деятельность школьников-медиаторов

[35] Материалы Всероссийского совещания служб примирения

[36] Международный опыт восстановительной медиации

[37] Биография Антона Коновалова

[38] Интервью с Рустемом Максудовым о восстановительной медиации

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.