Правовые основы защиты персональных данных: различия между версиями
Elina (обсуждение | вклад) |
Нет описания правки |
||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
{{AI}} | {{AI}} | ||
''' | '''Правовые основы защиты персональных данных''' — комплексная система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с обработкой, хранением и использованием персональных данных граждан Российской Федерации [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Защита персональных данных является одним из ключевых направлений государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека, особенно актуальным в контексте цифровизации общества и развития информационных технологий [http://pd.rkn.gov.ru <nowiki>[2]</nowiki>]. По данным Росстата, в 2024 году более 85% молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет активно используют цифровые сервисы, что делает вопросы защиты их персональных данных особенно значимыми [http://ssl.rosstat.gov.ru/ <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
== | == Конституционные основы защиты персональных данных == | ||
Правовая основа защиты персональных данных закреплена в Конституции Российской Федерации [http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm <nowiki>[4]</nowiki>]. Статья 23 Конституции РФ гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени [http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm <nowiki>[5]</nowiki>]. Статья 24 Конституции РФ устанавливает фундаментальный принцип: сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/bcddbd9060e44ed6085b65a1af0fb90aa3ef0175/ <nowiki>[6]</nowiki>]. Эти конституционные нормы являются базисом для всей системы правового регулирования в сфере защиты персональных данных [https://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/zaschita-personalnykh-dannyh/realizaciya-zashchity-personalnyh-dannyh/zashchita-personalnyh-dannyh-konstituciya-rf/ <nowiki>[7]</nowiki>]. | |||
Конституционные положения обязывают органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом [http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm <nowiki>[8]</nowiki>]. Данные нормы создают правовую основу для реализации прав граждан на доступ к информации о себе и контроль за её использованием [https://altairegion22.ru/gov/pravitelstvo-altayskogo-kraya/administration/stuct/justice_of_the_peace/besplatnaya-yuridicheskaya-pomosch/pravovoe-prosveshhenie-pravovoe-informirovanie-grazhdan/pravo-na-neprikosnovennost-chastnoj-zhizni-lichnuyu-i-semejnuyu-tajnu-zashhitu-svoej-chesti-i-dobrogo-imeni/ <nowiki>[9]</nowiki>]. | |||
== Федеральное законодательство о персональных данных == | |||
Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере персональных данных, является Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ <nowiki>[10]</nowiki>]. Закон определяет понятия персональных данных, оператора персональных данных, субъекта персональных данных, устанавливает принципы и условия обработки персональных данных, права субъектов персональных данных [https://rt-solar.ru/products/solar_dozor/blog/2820/ <nowiki>[11]</nowiki>]. В соответствии с законом, к персональным данным относятся любые сведения прямого или косвенного характера, позволяющие идентифицировать конкретного человека: паспортные данные, СНИЛС, место регулярного проживания и прописки, место и дата рождения, фото- и видеоматериалы, данные о семейном положении, величина ежемесячного дохода, навыки и образование [https://rt-solar.ru/products/solar_dozor/blog/2820/ <nowiki>[12]</nowiki>]. | |||
С 2025 года в Федеральный закон № 152-ФЗ внесены существенные изменения, направленные на усиление защиты персональных данных граждан [https://qugo.ru/blog/izmeneniya-zakona-o-personalnyh-dannyh-v-2025-godu <nowiki>[13]</nowiki>]. С 1 января 2025 года вступила в силу обновленная форма согласия на размещение и обработку персональных данных в Единой биометрической системе, утвержденная распоряжением Правительства № 856-р от 09.04.2024 [https://qugo.ru/blog/izmeneniya-zakona-o-personalnyh-dannyh-v-2025-godu <nowiki>[14]</nowiki>]. С 30 мая 2025 года значительно ужесточена ответственность за нарушения в области персональных данных: для юридических лиц суммы штрафов могут достигать 300 тысяч рублей, а также введены новые составы правонарушений [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_490308/3b904c06ca00c18b687ec94295a0a967ddc5cce7/ <nowiki>[15]</nowiki>]. С 1 сентября 2025 года операторы обязаны по запросу регулятора передавать в обезличенном виде массивы персональных данных, что регулируется законом от 8 августа 2024 года № 233-ФЗ [https://qugo.ru/blog/izmeneniya-zakona-o-personalnyh-dannyh-v-2025-godu <nowiki>[16]</nowiki>]. | |||
Для обработки персональных данных операторы обязаны подать уведомление о намерении осуществлять обработку персональных данных и быть включенными в реестр операторов персональных данных [https://qugo.ru/blog/izmeneniya-zakona-o-personalnyh-dannyh-v-2025-godu <nowiki>[17]</nowiki>]. Операторы должны применить средства защиты информации для защиты собранных данных, чтобы злоумышленникам было сложнее нарушить их конфиденциальность [https://qugo.ru/blog/izmeneniya-zakona-o-personalnyh-dannyh-v-2025-godu <nowiki>[18]</nowiki>]. С 1 июля 2025 года вступили в силу требования к локализации данных, запрещающие хранение, запись и изменение персональных данных за пределами Российской Федерации при их трансграничной передаче [https://b-152.ru/zakon-o-personalnyh-dannyh-2025 <nowiki>[19]</nowiki>]. | |||
== Административная и уголовная ответственность == | |||
Законодательство Российской Федерации устанавливает строгую ответственность за нарушения в сфере обработки персональных данных [https://www.klerk.ru/law/articles/448598/ <nowiki>[20]</nowiki>]. Административная ответственность предусмотрена статьей 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [https://action-market.ru/blog/biznes/razglashenie-personalnyh-dannyh-po-state-137-uk-rf-otvetstvennost-zashita-i-prakticheskie-rekomendacii-dlya-biznesa/ <nowiki>[21]</nowiki>]. Для граждан штрафы составляют от 2 до 15 тысяч рублей, для должностных лиц — от 10 до 300 тысяч рублей, для юридических лиц — от 60 тысяч до 700 тысяч рублей [https://action-market.ru/blog/biznes/razglashenie-personalnyh-dannyh-po-state-137-uk-rf-otvetstvennost-zashita-i-prakticheskie-rekomendacii-dlya-biznesa/ <nowiki>[22]</nowiki>]. | |||
Уголовная ответственность за разглашение персональных данных установлена статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение неприкосновенности частной жизни» [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/4234a27af714cc608ea71b7bae9400f3613c8f60/ <nowiki>[23]</nowiki>]. Часть 1 статьи 137 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное собирание или распространение персональных данных без согласия субъекта с максимальным наказанием до 2 лет лишения свободы [https://action-market.ru/blog/biznes/razglashenie-personalnyh-dannyh-po-state-137-uk-rf-otvetstvennost-zashita-i-prakticheskie-rekomendacii-dlya-biznesa/ <nowiki>[24]</nowiki>]. Часть 2 статьи предусматривает более строгое наказание — штраф от 100 до 300 тысяч рублей, лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать должности до 5 лет — за деяния, совершенные с использованием служебного положения [https://action-market.ru/blog/biznes/razglashenie-personalnyh-dannyh-po-state-137-uk-rf-otvetstvennost-zashita-i-prakticheskie-rekomendacii-dlya-biznesa/ <nowiki>[25]</nowiki>]. Продажа персональных данных организованной группой или причинение тяжких последствий наказывается до 10 лет лишения свободы со штрафом до 3 миллионов рублей [https://action-market.ru/blog/biznes/razglashenie-personalnyh-dannyh-po-state-137-uk-rf-otvetstvennost-zashita-i-prakticheskie-rekomendacii-dlya-biznesa/ <nowiki>[26]</nowiki>]. | |||
С 30 мая 2025 года введены новые составы правонарушений: непредставление уведомления о намерении обрабатывать персональные данные, несоблюдение требований к локализации персональных данных, несвоевременное уведомление об утечке персональных данных [https://school.kontur.ru/publications/79470-prsonalnye_dannye_pravila_i_izmeneniya <nowiki>[27]</nowiki>]. Также введены повышенные штрафы за утечки данных: при утечке данных 1-10 тысяч субъектов штрафы составляют от 3 до 5 миллионов рублей [https://ntcneptunit.ru/blog/novye-pravila-zashchity-dannyh-2025 <nowiki>[28]</nowiki>]. Несанкционированное использование Единой биометрической системы наказывается штрафом от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, а обработка данных без аккредитации — от 1 до 2 миллионов рублей [https://ntcneptunit.ru/blog/novye-pravila-zashchity-dannyh-2025 <nowiki>[29]</nowiki>]. | |||
== Роль Роскомнадзора в защите персональных данных == | |||
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных [https://rkn.gov.ru/treatments/chasto-zadavaemye-voprosy/zashchita-prav-subektov-personalnykh-dannykh/ <nowiki>[30]</nowiki>]. К полномочиям Роскомнадзора относится осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных, обращение в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и неопределенного круга лиц, привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении закона о персональных данных [https://rkn.gov.ru/treatments/chasto-zadavaemye-voprosy/zashchita-prav-subektov-personalnykh-dannykh/ <nowiki>[31]</nowiki>]. | |||
Роскомнадзор имеет право требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных, ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства, принимать меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных [https://69.rkn.gov.ru/directions/p1765/ <nowiki>[32]</nowiki>]. Ведомство направляет в органы прокуратуры и правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, а также вносит в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных [https://69.rkn.gov.ru/directions/p1765/ <nowiki>[33]</nowiki>]. | |||
Роскомнадзор при участии Молодежной палаты Консультативного совета при уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных подготовил рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных [https://old.rkn.gov.ru/news/rsoc/news48338.htm <nowiki>[34]</nowiki>]. Также были подготовлены материалы по соблюдению требований закона о локализации баз персональных данных на территории Российской Федерации, которые размещены на официальных интернет-ресурсах ведомства [https://www.consultant.ru/law/podborki/rekomendacii_roskomnadzora_politika/ <nowiki>[35]</nowiki>]. В 2024 году Роскомнадзор предложил ввести обязательные стандарты обработки персональных данных, разрешая собирать только необходимые сведения на основании закона, а не по согласию граждан [https://www.rbc.ru/technology_and_media/24/10/2024/671905399a7947d16c61cf46 <nowiki>[36]</nowiki>]. | |||
== Обработка персональных данных в молодежных организациях == | |||
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) осуществляет обработку персональных данных в соответствии с приказом от 01.06.2015 № 78 «Об обработке персональных данных в Федеральном агентстве по делам молодежи» [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182442/15580a5bc9f6fdc6fe0c94abbe569c1e1cada5ab/ <nowiki>[37]</nowiki>]. Обработка персональных данных в Росмолодежи осуществляется с соблюдением принципов и условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включая соблюдение прав и законных интересов субъектов персональных данных, обеспечение безопасности персональных данных при их обработке [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182442/15580a5bc9f6fdc6fe0c94abbe569c1e1cada5ab/ <nowiki>[38]</nowiki>]. | |||
Министерство молодежной политики различных регионов России разрабатывает и утверждает политики в отношении обработки персональных данных, определяющие принципы и порядок обработки персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ [https://minmol.kirovreg.ru/contacts/Appeals%20of%20citizens/Политика_по_обработке_персональных_данных.pdf <nowiki>[39]</nowiki>]. Обработка персональных данных молодежи должна осуществляться на законной и справедливой основе, соответствовать целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных [https://noyamolod.ru/templates/munic-menu-utf8/images/politika.pdf <nowiki>[40]</nowiki>]. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных, а в случае смерти — наследники субъекта персональных данных [https://noyamolod.ru/templates/munic-menu-utf8/images/politika.pdf <nowiki>[41]</nowiki>]. | |||
== Образовательные и просветительские программы == | |||
Роскомнадзор активно реализует программы правового просвещения молодежи в сфере защиты персональных данных [https://d-russia.ru/okolo-56-tysyach-podrostkov-prinyali-uchastie-v-iyunskih-urokah-roskomnadzora-po-zashhite-personalnyh-dannyh/ <nowiki>[42]</nowiki>]. В июне 2023 года территориальными управлениями Роскомнадзора было проведено 282 обучающих мероприятия для школьников о защите персональных данных, в которых приняли участие около 56 тысяч подростков [https://d-russia.ru/okolo-56-tysyach-podrostkov-prinyali-uchastie-v-iyunskih-urokah-roskomnadzora-po-zashhite-personalnyh-dannyh/ <nowiki>[43]</nowiki>]. В 2023 году Роскомнадзор провел более 5 тысяч обучающих мероприятий для детей и молодежи по защите персональных данных [https://myseldon.com/ru/news/index/298460588 <nowiki>[44]</nowiki>]. Ведомство разработало дистанционные уроки, призванные научить школьников защищать свои персональные данные [https://pedsovet.org/article/roskomnadzor-razrabotal-distancionnye-uroki-po-zasite-personalnyh-dannyh <nowiki>[45]</nowiki>]. | |||
В структуре Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 21 июня 2021 года создан Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве [https://msal.ru/structure/tsentry/tsentr-po-obespecheniyu-prav-molodezhi-v-tsifrovom-prostranstve/ <nowiki>[46]</nowiki>]. Основными задачами Центра являются повышение уровня правовой и цифровой грамотности молодежи, создание условий для формирования в России благоприятной и безопасной цифровой среды для детей и молодежи [https://msal.ru/structure/tsentry/tsentr-po-obespecheniyu-prav-molodezhi-v-tsifrovom-prostranstve/ <nowiki>[47]</nowiki>]. Центр организует интерактивные просветительские мероприятия, направленные на повышение уровня правовой и цифровой грамотности детей и молодежи, воспитание у них нравственных и смысловых ориентиров в цифровом пространстве [https://msal.ru/structure/tsentry/tsentr-po-obespecheniyu-prav-molodezhi-v-tsifrovom-prostranstve/ <nowiki>[48]</nowiki>]. | |||
Свердловская областная библиотека для детей и молодежи реализует комплексные программы правового просвещения молодежи, формируя у юношества высокий уровень правовой культуры [http://www.soub.ru/pravo <nowiki>[49]</nowiki>]. Основные задачи правового воспитания включают формирование нравственной позиции, правовой и политической культуры молодежи, профилактику правонарушений среди подростков и молодежи, оказание информационной поддержки юношам и девушкам, попавшим в зону юридического, социального или личностного конфликта [http://www.soub.ru/pravo <nowiki>[50]</nowiki>]. Региональное молодежное общественное движение правового просвещения осуществляет содействие правовому воспитанию и правовому просвещению молодежи, формированию у молодежи эффективных навыков правовой культуры, развитию добровольческой деятельности [https://fparf.ru/for-citizens/education/regional-youth-social-movement-of-legal-education-for-youth-rights/ <nowiki>[51]</nowiki>]. | |||
Проект Ростовской области «Молодежь вправе» создает во всех учебных заведениях общего и среднего профессионального образования единую интерактивную систему правого воспитания молодежи, содействуя формированию правовой грамотности, профилактике правонарушений и профессиональной ориентации в выборе профессии юриста [https://bkrepschool.ru/novosti/regionalnyy-interaktivnyy-proekt-pravovogo-vospitaniya-molodej-vprave_20251111/ <nowiki>[52]</nowiki>]. В России обсуждается возможность введения специального курса «Личная безопасность» для студентов и школьников с 8 класса и до 3 курса вузов на постоянной основе, направленного на формирование у молодежи навыков противостояния мошенническим схемам и защиты персональных данных [https://realnoevremya.ru/news/366658-v-rossiyskih-shkolah-i-vuzah-mozhet-poyavitsya-kurs-po-zaschite-ot-moshennikov <nowiki>[53]</nowiki>]. | |||
== Права субъектов персональных данных == | |||
Субъект персональных данных (физическое лицо, гражданин Российской Федерации) имеет право на обеспечение защиты его прав и свобод при обработке его персональных данных, защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну [https://69.rkn.gov.ru/directions/p1765/ <nowiki>[54]</nowiki>]. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки [https://69.rkn.gov.ru/directions/p1765/ <nowiki>[55]</nowiki>]. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей подтверждение факта обработки персональных данных оператором, правовые основания и цели обработки персональных данных [https://69.rkn.gov.ru/directions/p1765/ <nowiki>[56]</nowiki>]. | |||
Оператор обязан предоставить безвозмездно субъекту персональных данных (его представителю) возможность ознакомления с обрабатываемыми персональными данными [https://minmol.kirovreg.ru/contacts/Appeals%20of%20citizens/Политика_по_обработке_персональных_данных.pdf <nowiki>[57]</nowiki>]. Сведения должны быть представлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, при этом оператор для каждой цели обработки персональных данных указывает категории персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, правовое основание обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, способы обработки персональных данных [https://69.rkn.gov.ru/directions/p1765/ <nowiki>[58]</nowiki>]. Субъект персональных данных может отозвать согласие на обработку персональных данных путем направления соответствующего письменного уведомления оператору [https://42.rkn.gov.ru/p32466/p32470/ <nowiki>[59]</nowiki>]. | |||
== Особенности обработки персональных данных в образовательных организациях == | |||
При обработке персональных данных образовательная организация обязана принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных [https://42.rkn.gov.ru/p32466/p32470/ <nowiki>[60]</nowiki>]. Субъектами персональных данных в образовательных организациях являются учащиеся, законные представители учащихся, работники, родственники работников, контрагенты [https://42.rkn.gov.ru/p32466/p32470/ <nowiki>[61]</nowiki>]. Целями обработки персональных данных в образовательных организациях являются реализация образовательных программ, обеспечение безопасности образовательного процесса, ведение кадрового делопроизводства [https://42.rkn.gov.ru/p32466/p32470/ <nowiki>[62]</nowiki>]. | |||
В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», образовательные организации, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом [https://42.rkn.gov.ru/p32466/p32470/ <nowiki>[63]</nowiki>]. До начала обучения пользователю необходимо предоставить следующие данные и сканы документов: ФИО, паспортные данные и данные об образовании [https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/item/19710-obrabotka-personalnykh-dannykh-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh <nowiki>[64]</nowiki>]. Без предоставления персональных данных невозможна регистрация в образовательных онлайн-платформах и участие в образовательных программах [https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/item/19710-obrabotka-personalnykh-dannykh-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh <nowiki>[65]</nowiki>]. | |||
== Современные вызовы в сфере защиты персональных данных == | |||
По данным Аналитического центра компании InfoWatch, в 2019 году количество утечек персональных данных в России выросло на 40% по сравнению с предыдущим годом, что актуализирует проблему защиты персональных данных молодежи [https://izd-mn.com/PDF/62MNNPM20.pdf <nowiki>[66]</nowiki>]. В последние годы наблюдается активное использование мошенниками технологий вербовки подростков в преступную деятельность, при этом мошенники используют сложные схемы с использованием звонков из госструктур с подложными документами и дипфейками [https://realnoevremya.ru/news/366658-v-rossiyskih-shkolah-i-vuzah-mozhet-poyavitsya-kurs-po-zaschite-ot-moshennikov <nowiki>[67]</nowiki>]. | |||
Необходимость осуществления особой правовой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее социального статуса, в связи с чем рассматриваются механизмы использования современных технологий в сфере правового просвещения в России и за рубежом [https://izd-mn.com/PDF/62MNNPM20.pdf <nowiki>[68]</nowiki>]. Государство призвано обеспечить соблюдение законности в молодежной среде, осуществление предусмотренных действующим законодательством гарантий прав и свобод молодого человека и гражданина, равенство всех молодых людей перед законом и судом, взаимную ответственность молодого гражданина и государства, судебную и иную защиту личности молодого человека [https://izd-mn.com/PDF/62MNNPM20.pdf <nowiki>[69]</nowiki>]. | |||
== Интересные факты == | |||
С 30 мая 2025 года вводятся дополнительные требования к обработке биометрических персональных данных: обработка биометрических данных без аккредитации запрещена, запрещено отказывать в обслуживании клиентам, которые не предоставили биометрические данные, а нарушение этих требований влечет штрафы до 15 миллионов рублей [https://school.kontur.ru/publications/79470-prsonalnye_dannye_pravila_i_izmeneniya <nowiki>[70]</nowiki>]. С 1 сентября 2025 года операторы персональных данных обязаны предоставлять по требованию Минцифры обезличенные сведения в соответствии со списком нужной информации и сроками ее передачи, установленными Правительством Российской Федерации [https://school.kontur.ru/publications/79470-prsonalnye_dannye_pravila_i_izmeneniya <nowiki>[71]</nowiki>]. | |||
Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, может быть взыскан в размере от 10 до 100 тысяч рублей в типичных случаях, материальный ущерб взыскивается в полном размере, а судебные расходы возлагаются на нарушителя [https://action-market.ru/blog/biznes/razglashenie-personalnyh-dannyh-po-state-137-uk-rf-otvetstvennost-zashita-i-prakticheskie-rekomendacii-dlya-biznesa/ <nowiki>[72]</nowiki>]. Российское законодательство определяет информацию как данные о лицах, фактах, явлениях независимо от формы, в которой она предоставляется, а персональные данные относятся к конфиденциальной информации, режим конфиденциальности которой снимается только в случаях обезличивания или по истечении установленных сроков [https://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/zaschita-personalnykh-dannyh/realizaciya-zashchity-personalnyh-dannyh/zashchita-personalnyh-dannyh-konstituciya-rf/ <nowiki>[73]</nowiki>]. | |||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[Всероссийская программа правового просвещения граждан]] | * [[Всероссийская программа правового просвещения граждан]] | ||
* [[Всероссийский единый урок по правам человека]] | * [[Всероссийский единый урок по правам человека]] | ||
| Строка 108: | Строка 93: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[2] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ | [1] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ] | ||
[2] [http://pd.rkn.gov.ru Портал персональных данных Роскомнадзора] | |||
[3] [http://ssl.rosstat.gov.ru/ Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики] | |||
[4] [http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm Конституция Российской Федерации. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина] | |||
[5] [http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm Статья 23 Конституции РФ] | |||
[6] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/bcddbd9060e44ed6085b65a1af0fb90aa3ef0175/ Статья 24 Конституции Российской Федерации] | |||
[7] [https://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/zaschita-personalnykh-dannyh/realizaciya-zashchity-personalnyh-dannyh/zashchita-personalnyh-dannyh-konstituciya-rf/ Защита персональных данных Конституция РФ - SearchInform] | |||
[8] [http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm Статья 24 часть 2 Конституции РФ] | |||
[9] [https://altairegion22.ru/gov/pravitelstvo-altayskogo-kraya/administration/stuct/justice_of_the_peace/besplatnaya-yuridicheskaya-pomosch/pravovoe-prosveshhenie-pravovoe-informirovanie-grazhdan/pravo-na-neprikosnovennost-chastnoj-zhizni-lichnuyu-i-semejnuyu-tajnu-zashhitu-svoej-chesti-i-dobrogo-imeni/ Право на неприкосновенность частной жизни - Официальный сайт Алтайского края] | |||
[10] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»] | |||
[11] [https://rt-solar.ru/products/solar_dozor/blog/2820/ Что является персональными данными по закону - Солар] | |||
[12] [https://rt-solar.ru/products/solar_dozor/blog/2820/ Виды персональных данных согласно 152-ФЗ] | |||
[13] [https://qugo.ru/blog/izmeneniya-zakona-o-personalnyh-dannyh-v-2025-godu Изменения закона о персональных данных в 2025 году] | |||
[14] [https://qugo.ru/blog/izmeneniya-zakona-o-personalnyh-dannyh-v-2025-godu Обновленная форма согласия на обработку биометрических данных 2025] | |||
[15] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_490308/3b904c06ca00c18b687ec94295a0a967ddc5cce7/ Ужесточение ответственности за нарушения с 30 мая 2025 года] | |||
[16] [https://qugo.ru/blog/izmeneniya-zakona-o-personalnyh-dannyh-v-2025-godu Закон от 8 августа 2024 года № 233-ФЗ об обезличивании данных] | |||
[17] [https://qugo.ru/blog/izmeneniya-zakona-o-personalnyh-dannyh-v-2025-godu Требования к регистрации операторов персональных данных] | |||
[18] [https://qugo.ru/blog/izmeneniya-zakona-o-personalnyh-dannyh-v-2025-godu Требования к средствам защиты информации] | |||
[19] [https://b-152.ru/zakon-o-personalnyh-dannyh-2025 Требования к локализации персональных данных с 1 июля 2025 года] | |||
[20] [https://www.klerk.ru/law/articles/448598/ Защита персональных данных. Административная и уголовная ответственность] | |||
[21] [https://action-market.ru/blog/biznes/razglashenie-personalnyh-dannyh-po-state-137-uk-rf-otvetstvennost-zashita-i-prakticheskie-rekomendacii-dlya-biznesa/ Административная ответственность по статье 13.11 КоАП РФ] | |||
[22] [https://action-market.ru/blog/biznes/razglashenie-personalnyh-dannyh-po-state-137-uk-rf-otvetstvennost-zashita-i-prakticheskie-rekomendacii-dlya-biznesa/ Размеры административных штрафов за нарушения] | |||
[23] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/4234a27af714cc608ea71b7bae9400f3613c8f60/ УК РФ Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни] | |||
[24] [https://action-market.ru/blog/biznes/razglashenie-personalnyh-dannyh-po-state-137-uk-rf-otvetstvennost-zashita-i-prakticheskie-rekomendacii-dlya-biznesa/ Часть 1 статьи 137 УК РФ: ответственность] | |||
[25] [https://action-market.ru/blog/biznes/razglashenie-personalnyh-dannyh-po-state-137-uk-rf-otvetstvennost-zashita-i-prakticheskie-rekomendacii-dlya-biznesa/ Часть 2 статьи 137 УК РФ: наказание за использование служебного положения] | |||
[26] [https://action-market.ru/blog/biznes/razglashenie-personalnyh-dannyh-po-state-137-uk-rf-otvetstvennost-zashita-i-prakticheskie-rekomendacii-dlya-biznesa/ Уголовная ответственность за продажу персональных данных] | |||
[27] [https://school.kontur.ru/publications/79470-prsonalnye_dannye_pravila_i_izmeneniya Новые составы правонарушений с 30 мая 2025 года] | |||
[28] [https://ntcneptunit.ru/blog/novye-pravila-zashchity-dannyh-2025 Новые правила защиты данных с 2025 года: повышенные штрафы] | |||
[29] [https://ntcneptunit.ru/blog/novye-pravila-zashchity-dannyh-2025 Штрафы за нарушения в работе с Единой биометрической системой] | |||
[30] [https://rkn.gov.ru/treatments/chasto-zadavaemye-voprosy/zashchita-prav-subektov-personalnykh-dannykh/ Защита прав субъектов персональных данных - Роскомнадзор] | |||
[31] [https://rkn.gov.ru/treatments/chasto-zadavaemye-voprosy/zashchita-prav-subektov-personalnykh-dannykh/ Полномочия Роскомнадзора в области защиты персональных данных] | |||
[32] [https://69.rkn.gov.ru/directions/p1765/ Права Роскомнадзора по контролю за обработкой персональных данных] | |||
[33] [https://69.rkn.gov.ru/directions/p1765/ Взаимодействие Роскомнадзора с правоохранительными органами] | |||
[34] [https://old.rkn.gov.ru/news/rsoc/news48338.htm Опубликованы рекомендации по составлению политики обработки персональных данных] | |||
[35] [https://www.consultant.ru/law/podborki/rekomendacii_roskomnadzora_politika/ Рекомендации Роскомнадзора по локализации данных] | |||
[36] [https://www.rbc.ru/technology_and_media/24/10/2024/671905399a7947d16c61cf46 Роскомнадзор предложил ограничить сбор персональных данных] | |||
[37] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182442/15580a5bc9f6fdc6fe0c94abbe569c1e1cada5ab/ Приказ Росмолодежи от 01.06.2015 № 78 «Об обработке персональных данных»] | |||
[38] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182442/15580a5bc9f6fdc6fe0c94abbe569c1e1cada5ab/ Правила обработки персональных данных в Росмолодежи] | |||
[39] [https://minmol.kirovreg.ru/contacts/Appeals%20of%20citizens/Политика_по_обработке_персональных_данных.pdf Политика министерства молодежной политики по обработке персональных данных] | |||
[40] [https://noyamolod.ru/templates/munic-menu-utf8/images/politika.pdf Принципы обработки персональных данных молодежи] | |||
[41] [https://noyamolod.ru/templates/munic-menu-utf8/images/politika.pdf Согласие законных представителей на обработку персональных данных] | |||
[42] [https://d-russia.ru/okolo-56-tysyach-podrostkov-prinyali-uchastie-v-iyunskih-urokah-roskomnadzora-po-zashhite-personalnyh-dannyh/ Около 56 тысяч подростков приняли участие в июньских уроках Роскомнадзора] | |||
[43] [https://d-russia.ru/okolo-56-tysyach-podrostkov-prinyali-uchastie-v-iyunskih-urokah-roskomnadzora-po-zashhite-personalnyh-dannyh/ Обучающие мероприятия Роскомнадзора для школьников] | |||
[44] [https://myseldon.com/ru/news/index/298460588 В 2023 году Роскомнадзор провел более 5 тысяч обучающих мероприятий] | |||
[45] [https://pedsovet.org/article/roskomnadzor-razrabotal-distancionnye-uroki-po-zasite-personalnyh-dannyh Роскомнадзор разработал дистанционные уроки по защите персональных данных] | |||
[46] [https://msal.ru/structure/tsentry/tsentr-po-obespecheniyu-prav-molodezhi-v-tsifrovom-prostranstve/ Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА] | |||
[47] [https://msal.ru/structure/tsentry/tsentr-po-obespecheniyu-prav-molodezhi-v-tsifrovom-prostranstve/ Задачи Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве] | |||
[48] [https://msal.ru/structure/tsentry/tsentr-po-obespecheniyu-prav-molodezhi-v-tsifrovom-prostranstve/ Просветительские мероприятия для молодежи в цифровом пространстве] | |||
[49] [http://www.soub.ru/pravo Правовое просвещение молодежи - Свердловская областная библиотека] | |||
[50] [http://www.soub.ru/pravo Основные задачи правового воспитания молодежи] | |||
[51] [https://fparf.ru/for-citizens/education/regional-youth-social-movement-of-legal-education-for-youth-rights/ Региональное молодёжное общественное движение правового просвещения] | |||
[52] [https://bkrepschool.ru/novosti/regionalnyy-interaktivnyy-proekt-pravovogo-vospitaniya-molodej-vprave_20251111/ Региональный интерактивный проект правового воспитания молодежи «Молодежь вправе»] | |||
[53] [https://realnoevremya.ru/news/366658-v-rossiyskih-shkolah-i-vuzah-mozhet-poyavitsya-kurs-po-zaschite-ot-moshennikov В российских школах и вузах может появиться курс по защите от мошенников] | |||
[54] [https://69.rkn.gov.ru/directions/p1765/ Права субъектов персональных данных] | |||
[55] [https://69.rkn.gov.ru/directions/p1765/ Право на уточнение, блокирование и уничтожение персональных данных] | |||
[56] [https://69.rkn.gov.ru/directions/p1765/ Право на получение информации об обработке персональных данных] | |||
[57] [https://minmol.kirovreg.ru/contacts/Appeals%20of%20citizens/Политика_по_обработке_персональных_данных.pdf Обязанность оператора предоставлять доступ к персональным данным] | |||
[58] [https://69.rkn.gov.ru/directions/p1765/ Информация, предоставляемая субъекту персональных данных] | |||
[59] [https://42.rkn.gov.ru/p32466/p32470/ Право на отзыв согласия на обработку персональных данных] | |||
[60] [https://42.rkn.gov.ru/p32466/p32470/ Памятка по обработке персональных данных в образовательных организациях] | |||
[61] [https://42.rkn.gov.ru/p32466/p32470/ Субъекты персональных данных в образовательных организациях] | |||
[62] [https://42.rkn.gov.ru/p32466/p32470/ Цели обработки персональных данных в образовательных организациях] | |||
[63] [https://42.rkn.gov.ru/p32466/p32470/ Обязанности образовательных организаций по защите персональных данных] | |||
[64] [https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/item/19710-obrabotka-personalnykh-dannykh-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh Обработка персональных данных в образовательных организациях] | |||
[ | [65] [https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/item/19710-obrabotka-personalnykh-dannykh-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh Требования к персональным данным при регистрации в образовательных онлайн-платформах] | ||
[ | [66] [https://izd-mn.com/PDF/62MNNPM20.pdf Современные технологии правового просвещения молодежи] | ||
[ | [67] [https://realnoevremya.ru/news/366658-v-rossiyskih-shkolah-i-vuzah-mozhet-poyavitsya-kurs-po-zaschite-ot-moshennikov Использование мошенниками технологий вербовки подростков] | ||
[ | [68] [https://izd-mn.com/PDF/62MNNPM20.pdf Механизмы использования современных технологий в правовом просвещении] | ||
[ | [69] [https://izd-mn.com/PDF/62MNNPM20.pdf Роль государства в обеспечении законности в молодежной среде] | ||
[ | [70] [https://school.kontur.ru/publications/79470-prsonalnye_dannye_pravila_i_izmeneniya Новые требования к обработке биометрических данных с 30 мая 2025 года] | ||
[ | [71] [https://school.kontur.ru/publications/79470-prsonalnye_dannye_pravila_i_izmeneniya Обязанность операторов предоставлять обезличенные сведения Минцифры] | ||
[ | [72] [https://action-market.ru/blog/biznes/razglashenie-personalnyh-dannyh-po-state-137-uk-rf-otvetstvennost-zashita-i-prakticheskie-rekomendacii-dlya-biznesa/ Размеры компенсаций за нарушение прав субъектов персональных данных] | ||
[ | [73] [https://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/zaschita-personalnykh-dannyh/realizaciya-zashchity-personalnyh-dannyh/zashchita-personalnyh-dannyh-konstituciya-rf/ Определение информации и персональных данных в российском законодательстве] | ||
[[Категория:Правовое просвещение]] | [[Категория:Правовое просвещение]] | ||
Версия от 17:42, 23 ноября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ на основе открытых источников, ожидает проверку экспертного сообщества. |
Правовые основы защиты персональных данных — комплексная система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с обработкой, хранением и использованием персональных данных граждан Российской Федерации [1]. Защита персональных данных является одним из ключевых направлений государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека, особенно актуальным в контексте цифровизации общества и развития информационных технологий [2]. По данным Росстата, в 2024 году более 85% молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет активно используют цифровые сервисы, что делает вопросы защиты их персональных данных особенно значимыми [3].
Конституционные основы защиты персональных данных
Правовая основа защиты персональных данных закреплена в Конституции Российской Федерации [4]. Статья 23 Конституции РФ гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени [5]. Статья 24 Конституции РФ устанавливает фундаментальный принцип: сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются [6]. Эти конституционные нормы являются базисом для всей системы правового регулирования в сфере защиты персональных данных [7].
Конституционные положения обязывают органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом [8]. Данные нормы создают правовую основу для реализации прав граждан на доступ к информации о себе и контроль за её использованием [9].
Федеральное законодательство о персональных данных
Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере персональных данных, является Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» [10]. Закон определяет понятия персональных данных, оператора персональных данных, субъекта персональных данных, устанавливает принципы и условия обработки персональных данных, права субъектов персональных данных [11]. В соответствии с законом, к персональным данным относятся любые сведения прямого или косвенного характера, позволяющие идентифицировать конкретного человека: паспортные данные, СНИЛС, место регулярного проживания и прописки, место и дата рождения, фото- и видеоматериалы, данные о семейном положении, величина ежемесячного дохода, навыки и образование [12].
С 2025 года в Федеральный закон № 152-ФЗ внесены существенные изменения, направленные на усиление защиты персональных данных граждан [13]. С 1 января 2025 года вступила в силу обновленная форма согласия на размещение и обработку персональных данных в Единой биометрической системе, утвержденная распоряжением Правительства № 856-р от 09.04.2024 [14]. С 30 мая 2025 года значительно ужесточена ответственность за нарушения в области персональных данных: для юридических лиц суммы штрафов могут достигать 300 тысяч рублей, а также введены новые составы правонарушений [15]. С 1 сентября 2025 года операторы обязаны по запросу регулятора передавать в обезличенном виде массивы персональных данных, что регулируется законом от 8 августа 2024 года № 233-ФЗ [16].
Для обработки персональных данных операторы обязаны подать уведомление о намерении осуществлять обработку персональных данных и быть включенными в реестр операторов персональных данных [17]. Операторы должны применить средства защиты информации для защиты собранных данных, чтобы злоумышленникам было сложнее нарушить их конфиденциальность [18]. С 1 июля 2025 года вступили в силу требования к локализации данных, запрещающие хранение, запись и изменение персональных данных за пределами Российской Федерации при их трансграничной передаче [19].
Административная и уголовная ответственность
Законодательство Российской Федерации устанавливает строгую ответственность за нарушения в сфере обработки персональных данных [20]. Административная ответственность предусмотрена статьей 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [21]. Для граждан штрафы составляют от 2 до 15 тысяч рублей, для должностных лиц — от 10 до 300 тысяч рублей, для юридических лиц — от 60 тысяч до 700 тысяч рублей [22].
Уголовная ответственность за разглашение персональных данных установлена статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение неприкосновенности частной жизни» [23]. Часть 1 статьи 137 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное собирание или распространение персональных данных без согласия субъекта с максимальным наказанием до 2 лет лишения свободы [24]. Часть 2 статьи предусматривает более строгое наказание — штраф от 100 до 300 тысяч рублей, лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать должности до 5 лет — за деяния, совершенные с использованием служебного положения [25]. Продажа персональных данных организованной группой или причинение тяжких последствий наказывается до 10 лет лишения свободы со штрафом до 3 миллионов рублей [26].
С 30 мая 2025 года введены новые составы правонарушений: непредставление уведомления о намерении обрабатывать персональные данные, несоблюдение требований к локализации персональных данных, несвоевременное уведомление об утечке персональных данных [27]. Также введены повышенные штрафы за утечки данных: при утечке данных 1-10 тысяч субъектов штрафы составляют от 3 до 5 миллионов рублей [28]. Несанкционированное использование Единой биометрической системы наказывается штрафом от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, а обработка данных без аккредитации — от 1 до 2 миллионов рублей [29].
Роль Роскомнадзора в защите персональных данных
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных [30]. К полномочиям Роскомнадзора относится осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных, обращение в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и неопределенного круга лиц, привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении закона о персональных данных [31].
Роскомнадзор имеет право требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных, ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства, принимать меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных [32]. Ведомство направляет в органы прокуратуры и правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, а также вносит в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных [33].
Роскомнадзор при участии Молодежной палаты Консультативного совета при уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных подготовил рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных [34]. Также были подготовлены материалы по соблюдению требований закона о локализации баз персональных данных на территории Российской Федерации, которые размещены на официальных интернет-ресурсах ведомства [35]. В 2024 году Роскомнадзор предложил ввести обязательные стандарты обработки персональных данных, разрешая собирать только необходимые сведения на основании закона, а не по согласию граждан [36].
Обработка персональных данных в молодежных организациях
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) осуществляет обработку персональных данных в соответствии с приказом от 01.06.2015 № 78 «Об обработке персональных данных в Федеральном агентстве по делам молодежи» [37]. Обработка персональных данных в Росмолодежи осуществляется с соблюдением принципов и условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включая соблюдение прав и законных интересов субъектов персональных данных, обеспечение безопасности персональных данных при их обработке [38].
Министерство молодежной политики различных регионов России разрабатывает и утверждает политики в отношении обработки персональных данных, определяющие принципы и порядок обработки персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ [39]. Обработка персональных данных молодежи должна осуществляться на законной и справедливой основе, соответствовать целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных [40]. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных, а в случае смерти — наследники субъекта персональных данных [41].
Образовательные и просветительские программы
Роскомнадзор активно реализует программы правового просвещения молодежи в сфере защиты персональных данных [42]. В июне 2023 года территориальными управлениями Роскомнадзора было проведено 282 обучающих мероприятия для школьников о защите персональных данных, в которых приняли участие около 56 тысяч подростков [43]. В 2023 году Роскомнадзор провел более 5 тысяч обучающих мероприятий для детей и молодежи по защите персональных данных [44]. Ведомство разработало дистанционные уроки, призванные научить школьников защищать свои персональные данные [45].
В структуре Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 21 июня 2021 года создан Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве [46]. Основными задачами Центра являются повышение уровня правовой и цифровой грамотности молодежи, создание условий для формирования в России благоприятной и безопасной цифровой среды для детей и молодежи [47]. Центр организует интерактивные просветительские мероприятия, направленные на повышение уровня правовой и цифровой грамотности детей и молодежи, воспитание у них нравственных и смысловых ориентиров в цифровом пространстве [48].
Свердловская областная библиотека для детей и молодежи реализует комплексные программы правового просвещения молодежи, формируя у юношества высокий уровень правовой культуры [49]. Основные задачи правового воспитания включают формирование нравственной позиции, правовой и политической культуры молодежи, профилактику правонарушений среди подростков и молодежи, оказание информационной поддержки юношам и девушкам, попавшим в зону юридического, социального или личностного конфликта [50]. Региональное молодежное общественное движение правового просвещения осуществляет содействие правовому воспитанию и правовому просвещению молодежи, формированию у молодежи эффективных навыков правовой культуры, развитию добровольческой деятельности [51].
Проект Ростовской области «Молодежь вправе» создает во всех учебных заведениях общего и среднего профессионального образования единую интерактивную систему правого воспитания молодежи, содействуя формированию правовой грамотности, профилактике правонарушений и профессиональной ориентации в выборе профессии юриста [52]. В России обсуждается возможность введения специального курса «Личная безопасность» для студентов и школьников с 8 класса и до 3 курса вузов на постоянной основе, направленного на формирование у молодежи навыков противостояния мошенническим схемам и защиты персональных данных [53].
Права субъектов персональных данных
Субъект персональных данных (физическое лицо, гражданин Российской Федерации) имеет право на обеспечение защиты его прав и свобод при обработке его персональных данных, защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну [54]. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки [55]. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей подтверждение факта обработки персональных данных оператором, правовые основания и цели обработки персональных данных [56].
Оператор обязан предоставить безвозмездно субъекту персональных данных (его представителю) возможность ознакомления с обрабатываемыми персональными данными [57]. Сведения должны быть представлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, при этом оператор для каждой цели обработки персональных данных указывает категории персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, правовое основание обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, способы обработки персональных данных [58]. Субъект персональных данных может отозвать согласие на обработку персональных данных путем направления соответствующего письменного уведомления оператору [59].
Особенности обработки персональных данных в образовательных организациях
При обработке персональных данных образовательная организация обязана принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных [60]. Субъектами персональных данных в образовательных организациях являются учащиеся, законные представители учащихся, работники, родственники работников, контрагенты [61]. Целями обработки персональных данных в образовательных организациях являются реализация образовательных программ, обеспечение безопасности образовательного процесса, ведение кадрового делопроизводства [62].
В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», образовательные организации, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом [63]. До начала обучения пользователю необходимо предоставить следующие данные и сканы документов: ФИО, паспортные данные и данные об образовании [64]. Без предоставления персональных данных невозможна регистрация в образовательных онлайн-платформах и участие в образовательных программах [65].
Современные вызовы в сфере защиты персональных данных
По данным Аналитического центра компании InfoWatch, в 2019 году количество утечек персональных данных в России выросло на 40% по сравнению с предыдущим годом, что актуализирует проблему защиты персональных данных молодежи [66]. В последние годы наблюдается активное использование мошенниками технологий вербовки подростков в преступную деятельность, при этом мошенники используют сложные схемы с использованием звонков из госструктур с подложными документами и дипфейками [67].
Необходимость осуществления особой правовой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее социального статуса, в связи с чем рассматриваются механизмы использования современных технологий в сфере правового просвещения в России и за рубежом [68]. Государство призвано обеспечить соблюдение законности в молодежной среде, осуществление предусмотренных действующим законодательством гарантий прав и свобод молодого человека и гражданина, равенство всех молодых людей перед законом и судом, взаимную ответственность молодого гражданина и государства, судебную и иную защиту личности молодого человека [69].
Интересные факты
С 30 мая 2025 года вводятся дополнительные требования к обработке биометрических персональных данных: обработка биометрических данных без аккредитации запрещена, запрещено отказывать в обслуживании клиентам, которые не предоставили биометрические данные, а нарушение этих требований влечет штрафы до 15 миллионов рублей [70]. С 1 сентября 2025 года операторы персональных данных обязаны предоставлять по требованию Минцифры обезличенные сведения в соответствии со списком нужной информации и сроками ее передачи, установленными Правительством Российской Федерации [71].
Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, может быть взыскан в размере от 10 до 100 тысяч рублей в типичных случаях, материальный ущерб взыскивается в полном размере, а судебные расходы возлагаются на нарушителя [72]. Российское законодательство определяет информацию как данные о лицах, фактах, явлениях независимо от формы, в которой она предоставляется, а персональные данные относятся к конфиденциальной информации, режим конфиденциальности которой снимается только в случаях обезличивания или по истечении установленных сроков [73].
См. также
- Всероссийская программа правового просвещения граждан
- Всероссийский единый урок по правам человека
- Центры правового просвещения граждан
- День Конституции Российской Федерации в образовательных организациях
- Детский правовой сайт Президента России
- Юридические клиники при образовательных организациях
- Центры правового просвещения граждан
- Курсы правовой грамотности для молодёжи
- Федеральная нотариальная палата — программы правового просвещения
- Генеральная прокуратура Российской Федерации — правовое просвещение
- Школьные службы медиации и примирения
- Медиаправо и цифровая грамотность
- Региональные центры правовой информации
- Телефоны правовой помощи гражданам
- Общественные приёмные по правовым вопросам
- Дистанционное правовое образование
Ссылки
[1] Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ
[2] Портал персональных данных Роскомнадзора
[3] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
[4] Конституция Российской Федерации. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
[6] Статья 24 Конституции Российской Федерации
[7] Защита персональных данных Конституция РФ - SearchInform
[8] Статья 24 часть 2 Конституции РФ
[9] Право на неприкосновенность частной жизни - Официальный сайт Алтайского края
[10] Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
[11] Что является персональными данными по закону - Солар
[12] Виды персональных данных согласно 152-ФЗ
[13] Изменения закона о персональных данных в 2025 году
[14] Обновленная форма согласия на обработку биометрических данных 2025
[15] Ужесточение ответственности за нарушения с 30 мая 2025 года
[16] Закон от 8 августа 2024 года № 233-ФЗ об обезличивании данных
[17] Требования к регистрации операторов персональных данных
[18] Требования к средствам защиты информации
[19] Требования к локализации персональных данных с 1 июля 2025 года
[20] Защита персональных данных. Административная и уголовная ответственность
[21] Административная ответственность по статье 13.11 КоАП РФ
[22] Размеры административных штрафов за нарушения
[23] УК РФ Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни
[24] Часть 1 статьи 137 УК РФ: ответственность
[25] Часть 2 статьи 137 УК РФ: наказание за использование служебного положения
[26] Уголовная ответственность за продажу персональных данных
[27] Новые составы правонарушений с 30 мая 2025 года
[28] Новые правила защиты данных с 2025 года: повышенные штрафы
[29] Штрафы за нарушения в работе с Единой биометрической системой
[30] Защита прав субъектов персональных данных - Роскомнадзор
[31] Полномочия Роскомнадзора в области защиты персональных данных
[32] Права Роскомнадзора по контролю за обработкой персональных данных
[33] Взаимодействие Роскомнадзора с правоохранительными органами
[34] Опубликованы рекомендации по составлению политики обработки персональных данных
[35] Рекомендации Роскомнадзора по локализации данных
[36] Роскомнадзор предложил ограничить сбор персональных данных
[37] Приказ Росмолодежи от 01.06.2015 № 78 «Об обработке персональных данных»
[38] Правила обработки персональных данных в Росмолодежи
[39] Политика министерства молодежной политики по обработке персональных данных
[40] Принципы обработки персональных данных молодежи
[41] Согласие законных представителей на обработку персональных данных
[42] Около 56 тысяч подростков приняли участие в июньских уроках Роскомнадзора
[43] Обучающие мероприятия Роскомнадзора для школьников
[44] В 2023 году Роскомнадзор провел более 5 тысяч обучающих мероприятий
[45] Роскомнадзор разработал дистанционные уроки по защите персональных данных
[46] Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА
[47] Задачи Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве
[48] Просветительские мероприятия для молодежи в цифровом пространстве
[49] Правовое просвещение молодежи - Свердловская областная библиотека
[50] Основные задачи правового воспитания молодежи
[51] Региональное молодёжное общественное движение правового просвещения
[52] Региональный интерактивный проект правового воспитания молодежи «Молодежь вправе»
[53] В российских школах и вузах может появиться курс по защите от мошенников
[54] Права субъектов персональных данных
[55] Право на уточнение, блокирование и уничтожение персональных данных
[56] Право на получение информации об обработке персональных данных
[57] Обязанность оператора предоставлять доступ к персональным данным
[58] Информация, предоставляемая субъекту персональных данных
[59] Право на отзыв согласия на обработку персональных данных
[60] Памятка по обработке персональных данных в образовательных организациях
[61] Субъекты персональных данных в образовательных организациях
[62] Цели обработки персональных данных в образовательных организациях
[63] Обязанности образовательных организаций по защите персональных данных
[64] Обработка персональных данных в образовательных организациях
[65] Требования к персональным данным при регистрации в образовательных онлайн-платформах
[66] Современные технологии правового просвещения молодежи
[67] Использование мошенниками технологий вербовки подростков
[68] Механизмы использования современных технологий в правовом просвещении
[69] Роль государства в обеспечении законности в молодежной среде
[70] Новые требования к обработке биометрических данных с 30 мая 2025 года
[71] Обязанность операторов предоставлять обезличенные сведения Минцифры
[72] Размеры компенсаций за нарушение прав субъектов персональных данных
[73] Определение информации и персональных данных в российском законодательстве