Обучение служением: различия между версиями

Материал из Гид по молодежной политике
Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Студенты, участвующие в программе "Обучение служением" в одном из российских вузов = Введение = '''Обучение служением''' (англ. Service-Learning) — это инновационная образ...»
 
Нет описания правки
 
(не показано 19 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
{{AI Verified}}


[[Файл:Service-learning_in_Russia.jpg|мини|500x500пкс|Студенты, участвующие в программе "Обучение служением" в одном из российских вузов]]


= Введение =
'''Обучение служением''' (англ. Service-Learning) — это инновационная образовательная технология, которая интегрирует осмысленную общественно-полезную деятельность студентов в академическую программу. [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370213/ <nowiki>[1]</nowiki>] В отличие от традиционного [[Волонтёрство|волонтёрства]], обучение служением является частью учебного плана, предполагает постановку конкретных образовательных задач и обязательную рефлексию полученного опыта. [https://www.hse.ru/news/edu/861771173.html <nowiki>[2]</nowiki>] Студенты применяют теоретические знания, полученные в аудитории, для решения реальных социальных проблем, что способствует не только развитию профессиональных компетенций, но и формированию активной гражданской позиции. В России эта методика получила широкое распространение в последние годы в рамках реализации федеральной программы «Обучение служением», инициированной Президентом РФ. [https://obuchenie-sluzheniem.ru/ <nowiki>[3]</nowiki>] По состоянию на 2024 год в программе участвуют более 130 университетов страны. [https://ria.ru/20230901/obuchenie-1893540114.html <nowiki>[4]</nowiki>] Актуальность данного подхода обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих не только профессиональными навыками, но и высоким уровнем социальной ответственности, готовых вносить вклад в развитие общества. Эта технология позволяет соединить образовательный потенциал высшей школы с ресурсами некоммерческих организаций, бизнеса и государства для решения насущных социальных задач.


= Социальная политика и меры поддержки =
[[Файл:Service-learning-image.jpg|мини|500x500пкс|Круглый стол, посвящённый обсуждению программы «Обучение служением».]]
Развитие программы «Обучение служением» является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации. Программа реализуется Министерством науки и высшего образования РФ совместно с Федеральным агентством по делам молодёжи (Росмолодёжь) и Ассоциацией волонтёрских центров на базе платформы [[Добро.РФ]]. [https://www.hse.ru/news/edu/861771173.html <nowiki>[2]</nowiki>] Ключевая цель — создание системы, при которой студенты могут применять свои профессиональные знания для решения задач социальных партнёров, получая при этом зачёт по учебному курсу или практике. Основной мерой поддержки является создание единой цифровой платформы, где вузы могут находить социальных заказчиков (НКО, госучреждения), а студенты — выбирать проекты, соответствующие их специальности. [https://obuchenie-sluzheniem.ru/ <nowiki>[3]</nowiki>] Государство также обеспечивает методическую поддержку университетов, разрабатывая типовые модели внедрения модуля «Обучение служением» в образовательные программы. Проводятся регулярные стажировки для преподавателей, онлайн-курсы и экспертные консультации. Кроме того, социально значимые проекты, выполняемые в рамках этой программы, могут получать поддержку через грантовые конкурсы, такие как Росмолодёжь.Гранты. Это стимулирует как вузы, так и студентов к активному участию и разработке качественных и востребованных проектов. Внедрение программы способствует укреплению связей между университетами и местными сообществами, позволяя вузам стать центрами социального развития своих регионов.


= Программы и мероприятия =
'''«Обучение служением»''' (англ. ''Service-Learning'') это образовательный подход, который объединяет освоение академических дисциплин с общественно полезной деятельностью [https://www.hse.ru/studyspravka/ob_sluzeniem <nowiki>[1]</nowiki>]. Суть подхода заключается в том, что студенты в рамках своей образовательной программы работают над проектами, направленными на решение реальных социальных задач, поставленных некоммерческими организациями (НКО), государственными учреждениями или местными сообществами [https://www.hse.ru/studyspravka/ob_sluzeniem <nowiki>[1]</nowiki>][http://vovr.elpub.ru/jour/article/download/2934/1706 <nowiki>[2]</nowiki>]. Таким образом, учащиеся не только получают теоретические знания и практические навыки по своей специальности, но и вносят вклад в развитие общества [https://www.hse.ru/news/expertise/898579405.html <nowiki>[3]</nowiki>].  
Программа «Обучение служением» включает в себя широкий спектр мероприятий и проектов, направленных на вовлечение студентов в решение социальных задач. Студенты различных направлений подготовки от инженеров и программистов до юристов и дизайнеров — выполняют проекты по заказам НКО, органов власти и бюджетных учреждений. Примеры таких проектов многообразны: студенты-юристы оказывают бесплатную правовую помощь населению в юридических клиниках, будущие IT-специалисты создают сайты и приложения для благотворительных фондов, студенты-архитекторы разрабатывают проекты благоустройства городских пространств, а будущие педагоги проводят дополнительные занятия с детьми из малообеспеченных семей. [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/74163/ <nowiki>[5]</nowiki>] Важной частью программы является обязательная рефлексия, в ходе которой студенты под руководством преподавателей анализируют полученный опыт, его связь с учебной дисциплиной и личное развитие. Мероприятия в рамках программы не ограничиваются выполнением проектов. Регулярно проводятся всероссийские и региональные форумы, конференции и конкурсы, где студенты и преподаватели могут представить свои лучшие практики, обменяться опытом и найти новых партнёров. Одним из ключевых событий является Международный форум гражданского участия [[#МЫВМЕСТЕ]], где теме обучения служением уделяется значительное внимание. [https://xn--e1aglkf7g.xn--p1ai/ <nowiki>[6]</nowiki>] Такие мероприятия способствуют популяризации методики и созданию единого сообщества участников программы по всей стране.


= Исследования и аналитика =
В России существует программа «Обучение служением», которая включает в себя программы повышения квалификации и стажировки для сотрудников университетов, включивших (или планирующих включить) подход «обучение служением» в свою работу со студентами, исследовательскую деятельность, мониторинг качества внедрения подхода, форумную кампания, информационную поддержку, конкурс практик. Программа была инициирована во исполнение поручения Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета по молодёжной политике в 2022 году [https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/5160 <nowiki>[4]</nowiki>][https://usma.ru/news/v-ugmu-zapustili-programmu-obuchenie-sluzheniem/ <nowiki>[5]</nowiki>]. Ответственными за исполнение поручения были назначены Минобрнауки, Минтруд, [[Росмолодежь]] и Ассоциация волонтерских центров (сейчас — Ассоциация Добро.рф). С 1 сентября 2023 года она была запущена в пилотном режиме в 135 университетах и нескольких колледжах в более чем 60 регионах страны [https://www.hse.ru/news/expertise/898579405.html <nowiki>[3]</nowiki>][https://edu.dobro.ru/upload/uf/dbe/bhq8vngk4maim35jx7ljyo9eu92zgbzs.pdf <nowiki>[6]</nowiki>]. С 1 сентября 2024 года внедрение этого подхода стало обязательным для всех высших учебных заведений России [https://vsiep.ru/obuchslug <nowiki>[7]</nowiki>]. На базе НИУ «Высшая школа экономики» был создан проектный офис, осуществляющий свою деятельность совместно с Ассоциацией Добро.рф.[https://www.hse.ru/news/expertise/898579405.html <nowiki>[3]</nowiki>].
Тема «Обучения служением» активно изучается в российском академическом сообществе. Научные исследования подтверждают высокую эффективность данной технологии для развития как профессиональных (hard skills), так и надпрофессиональных (soft skills) компетенций у студентов. В работах российских учёных отмечается, что участие в социально-значимых проектах способствует развитию у молодёжи эмпатии, критического мышления, навыков командной работы, лидерства и проектного управления. [https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-sluzheniem-kak-effektivnaya-obrazovatelnaya-tehnologiya-razvitiya-sotsialnoy-otvetstvennosti-studentov/viewer <nowiki>[7]</nowiki>] Исследование, проведённое в НИУ ВШЭ, показало, что студенты, прошедшие через программы обучения служением, демонстрируют более высокий уровень социальной ответственности и гражданской вовлечённости по сравнению со своими сверстниками. [https://ioe.hse.ru/data/2018/12/25/1145105322/28%D0%A1%D0%9E%D0%92.pdf <nowiki>[8]</nowiki>] Аналитика показывает, что методика помогает преодолеть разрыв между теорией и практикой, с которым часто сталкиваются выпускники. Студенты получают реальный опыт работы по специальности ещё во время учёбы, что значительно повышает их конкурентоспособность на рынке труда. Также исследователи подчёркивают важность правильной организации процесса: ключевыми факторами успеха являются наличие чётких образовательных целей, качественная подготовка студентов и преподавателей-кураторов, а также налаженное партнёрство с социальными заказчиками. Особое внимание в научной среде уделяется разработке и апробации моделей оценки результатов обучения служением, которые бы учитывали не только академические достижения, но и личностный рост студентов, а также социальный эффект от их деятельности.


= Интересные факты =
== Социальная политика и меры поддержки ==
*  Историческим прообразом современного «обучения служением» в России можно считать движение студенческих отрядов, зародившееся в СССР. Участие в стройотрядах и работа на целине также сочетали трудовую деятельность с воспитательной и образовательной компонентой, формируя у молодёжи чувство коллективизма и ответственности.
Программа «Обучение служением» является важным направлением государственной молодёжной и социальной политики в России [https://snv63.ru/2309-4370/article/download/528485/128217 <nowiki>[8]</nowiki>]. Она нацелена на формирование у молодых людей гражданской ответственности, патриотизма, лидерских качеств и сопричастности к решению общественных проблем [https://vsiep.ru/obuchslug <nowiki>[7]</nowiki>][https://minobrnauki.gov.ru/files/Metodicheskoe_posobie_Obuchenie_sluzheniem.pdf <nowiki>[9]</nowiki>]. Государство рассматривает эту программу как инструмент для вовлечения молодёжи в социальную практику и устойчивое развитие регионов, а также как способ повысить качество подготовки специалистов, способных применять свои знания на благо общества [http://government.ru/rugovclassifier/914/about/ <nowiki>[10]</nowiki>][https://minobrnauki.gov.ru/files/Metodicheskoe_posobie_Obuchenie_sluzheniem.pdf <nowiki>[9]</nowiki>].
*  Пилотный запуск федеральной программы «Обучение служением» состоялся в 2022 году в 10 российских вузах, а уже к 2024 году её география расширилась до более чем 130 университетов в 60 регионах России, что свидетельствует о высоком интересе к методике со стороны образовательного сообщества. [https://ria.ru/20230901/obuchenie-1893540114.html <nowiki>[4]</nowiki>]
*  Один из девизов программы: «Учимся, чтобы служить, и служим, чтобы учиться». Он отражает главную идею технологии — неразрывную связь между получением знаний и их практическим применением на благо общества.
*  На платформе [[Добро.РФ]] создан специальный раздел «Обучение служением», который выступает единой точкой входа для всех участников программы: студентов, вузов и социальных партнёров. На конец 2023 года на платформе было зарегистрировано более 800 социальных проектов для студентов. [https://obuchenie-sluzheniem.ru/ <nowiki>[3]</nowiki>]


= См. также =
Проектный офис, при поддержке федеральных ведомств, обеспечивает нормативное и методическое сопровождение программы, способствуя её интеграции в образовательные стандарты [https://fadm.gov.ru/agency/about/ <nowiki>[11]</nowiki>][https://vsiep.ru/obuchslug <nowiki>[7]</nowiki>]. Ассоциация [[Добро.рф]] создала цифровую инфраструктуру [https://sl.dobro.ru/ <nowiki>[26]</nowiki>], которая позволяет университетам находить социальных партнёров (НКО, фонды, госучреждения) и организовывать совместные проекты [https://edu.dobro.ru/upload/uf/dbe/bhq8vngk4maim35jx7ljyo9eu92zgbzs.pdf <nowiki>[6]</nowiki>].
 
Меры поддержки включают:
* '''Методическую поддержку'''. Разработаны методические пособия и рекомендации для вузов по внедрению подхода «обучение служением» в образовательные программы, регулярно проводятся федеральные вебинары и индивидуальные консультации представителей университетов и колледжей, реализуются программы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала университетов и колледжей [https://minobrnauki.gov.ru/files/Metodicheskoe_posobie_Obuchenie_sluzheniem.pdf <nowiki>[9]</nowiki>][https://spb.hse.ru/soc/reputationlab/news/1083954713.html <nowiki>[12]</nowiki>].
* '''Исследовательскую деятельность.''' Участники программы приглашаются к научной дискуссии в рамках конференций, осуществляется поддержка лучших исследований и приглашение к публикации в ведущих журналах об образовании.
* '''Грантовую поддержку'''. Проекты обучения служением могут получать поддержку в рамках грантовых конкурсов, в том числе от Росмолодёжи [https://fadm.gov.ru/agency/about/ <nowiki>[11]</nowiki>].
* '''Создание площадок для обмена опытом'''. Проводятся специализированные треки и секции на крупных федеральных форумах, таких как Международный форум гражданского участия [[#МЫВМЕСТЕ]] и Добро.Конференция, где участники могут обмениваться лучшими практиками [https://edu.dobro.ru/upload/uf/dbe/bhq8vngk4maim35jx7ljyo9eu92zgbzs.pdf <nowiki>[6]</nowiki>].
* '''Информационную поддержку и популяризацию'''. Программа активно продвигается в СМИ и на государственных платформах для повышения её узнаваемости среди студентов, преподавателей и социальных партнёров [https://www.hse.ru/news/expertise/898579405.html <nowiki>[3]</nowiki>]. В рамках Международной Премии [[#МЫВМЕСТЕ]] была создана специальная номинация для проектов, реализованных по этой методике [https://edu.dobro.ru/upload/uf/dbe/bhq8vngk4maim35jx7ljyo9eu92zgbzs.pdf <nowiki>[6]</nowiki>]. Это позволяет выявлять и поощрять лучшие практики, а также способствует популяризации подхода. Кроме того, на форуме «Сильные идеи для нового времени» были представлены инициативы по созданию международного исследовательского центра «Обучение служением», что свидетельствует о стратегическом значении программы для развития образования и гражданского общества в России [https://www.hse.ru/news/expertise/898579405.html <nowiki>[3]</nowiki>].
 
Такой комплексный подход позволяет не только эффективно внедрять программу, но и формировать вокруг неё экосистему, объединяющую образование, некоммерческий сектор и государство для решения общих задач.
 
== Форматы реализации проектов обучения служением и специфика подхода ==
В отличие от волонтерской деятельности обучение служением является частью образовательного процесса, результат деятельности представлен в виде оцениваемого проекта с социальным эффектом. То есть, проекты обучения служением включены в академическую нагрузку, за их реализацию обучающиеся получают оценку. При этом проект связан с получаемыми профессиональными компетенциями обучающихся. Волонтерская деятельность носит ситуативный характер и относится к внеучебной деятельности.
 
Обучение служением следует следующим принципам:
 
* '''Осмысленное служение.''' Участники проекта при поддержке наставника (преподавателя) изучают социальную проблему или запрос от социального партнера, погружаются в тематику и разрабатывают конкретное решение.
* '''Структурированное обучение.''' Обучающиеся в процессе работы над задачей проходят через обязательные этапы проектной деятельности. Также проект напрямую связан с образовательной программой и получаемыми профессиональными компетенциями. Обучающиеся достигают образовательных результатов, тренируют мягкие навыки, выходя за рамки лекций и семинаров и сталкиваясь с реальными заказчиками/партнерами из внешней среды.
* '''Рефлексия.''' Освоение навыков и осмысление деятельности осуществляется через регулярное проведение рефлексии. В этом обучающимся помогает наставник со стороны университета. В некоторых случаях возможно привлечение наставника со стороны социального партнера. Рефлексия может проводиться по ходу разработки проекта на промежуточных этапах, и обязательно проводится после завершения работы над проектом.
 
Университеты и колледжи имеют возможность выбрать формат включения обучения служением в академическую нагрузку с учетом своей специфики. В методических рекомендациях, выпущенных проектным офисом программы, предлагаются следующие форматы:
 
* '''Дисциплина «Общественный проект «обучение служением»''' (или иное название). Также возможно встроить подход в уже существующую дисциплину, пересмотрев ее содержание.
* '''Выпускная квалификационная работа (ВКР)''' в формате проекта. Студенты выбирают тему, у которой есть социальный партнер/заказчик, и в течение года разрабатывают ее решение. Работа включает в себя исследовательскую часть и практическую часть.
* '''Курсовая работа (КР)''' в формате проекта реализуется в том же принципе, что и ВКР. При этом возможно рассмотреть вариант более глубокой проработки работы с целью ее перехода в ВКР в будущие годы.
* '''Студенческие экспедиции'''
* '''Практическая подготовка'''
 
Также возможна реализация подхода через учебные '''мастерские''' и '''проектную деятельность'''.
 
Процесс работы над проектом включает в себя несколько этапов [https://www.hse.ru/studyspravka/ob_sluzeniem <nowiki>[1]</nowiki>]:
# '''Исследование проблемы'''. Студенты совместно с преподавателем-наставником и представителем социальной организации-партнёра изучают актуальную общественную проблему.
# '''Разработка и реализация проекта'''. Команда разрабатывает проектное решение и реализует его на практике. Примеры проектов могут быть самыми разнообразными: от создания IT-решений для НКО и проведения юридических консультаций для населения до разработки экологических троп и организации мероприятий для людей с ОВЗ [https://www.hse.ru/isep/news/993450988.html <nowiki>[13]</nowiki>][https://science-education.ru/article/view?id=32796 <nowiki>[14]</nowiki>].
# '''Рефлексия'''. Участники анализируют полученный опыт, оценивают результаты проекта и свой личный вклад. Этот этап считается ключевым для превращения практической деятельности в осмысленное знание [https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/892988130.pdf <nowiki>[15]</nowiki>].
 
Важную роль в организации этого процесса играет платформа [[Добро.РФ|Добро.рф]], где НКО и государственные учреждения могут размещать свои запросы (проектные задачи), а университеты и колледжи — находить партнёров для своих студентов [https://edu.dobro.ru/upload/uf/dbe/bhq8vngk4maim35jx7ljyo9eu92zgbzs.pdf <nowiki>[6]</nowiki>].
 
== Исследования и аналитика ==
«Обучение служением» является относительно новым, но активно развивающимся полем для научных исследований в России. Академическое осмысление этого подхода началось задолго до его официального внедрения на государственном уровне. Первые публикации, анализирующие зарубежный опыт и возможности его применения в России, появились более 10 лет назад [https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/892988130.pdf <nowiki>[15]</nowiki>]. Однако всплеск научного интереса пришёлся на 2023 год, что напрямую связано с запуском федеральной программы [https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-sluzheniem-v-rossii-stanovlenie-predmetnogo-polya <nowiki>[16]</nowiki>].
 
Одним из ключевых исследований в этой области является систематический обзор предметного поля, проведённый В.С. Никольским (НИУ ВШЭ). В его работе отмечается, что к моменту государственного вмешательства в некоторых российских вузах уже существовали практики, схожие с подходом «обучением служением», такие как социальное проектирование и [[волонтёрство]], интегрированное в учебный процесс [https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/892988130.pdf <nowiki>[15]</nowiki>]. Исследование выявило, что существующий массив публикаций носит преимущественно описательный характер, и существует дефицит эмпирических данных, доказывающих эффективность подхода в российских условиях [https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/892988130.pdf <nowiki>[15]</nowiki>][https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/4707/2316 <nowiki>[17]</nowiki>].
 
В ходе анализа научной литературы были выделены семь ключевых тем, которые находятся в фокусе исследователей [https://publications.hse.ru/articles/892988172 <nowiki>[18]</nowiki>]:
# '''Специфика подхода''': определение его границ, отличий от волонтёрства и стажировок.
# '''Развитие гражданственности''': влияние участия в проектах на формирование активной гражданской позиции.
# '''Применение рефлексивных практик''': роль осмысления опыта в личностном и профессиональном росте студентов.
# '''Использование доказательного подхода''': необходимость измерения реальных эффектов программы.
# '''Концептуализация''': споры вокруг самого термина (встречаются варианты «сервисное обучение», «служение обществу», «обучение действием») [https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/1089142556.pdf <nowiki>[19]</nowiki>][https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/5160 <nowiki>[4]</nowiki>].
# '''Роль внешних партнёров''' (НКО и госучреждений).
# '''Роль преподавателя''' в организации и сопровождении проектов.
 
Исследования также выявили поляризацию практик на этапе становления программы в России. Некоторые проекты смещаются в сторону «обучения без служения», где акцент делается на профессиональных навыках, а социальная значимость отходит на второй план. Другие, наоборот, представляют собой «служение без обучения», где доминирует общественная активность в ущерб академическим целям [https://edumag.mrsu.ru/index.php/ru/articles/133-24-3/1182-10-15507-1991-9468-116-028-202403-6 <nowiki>[20]</nowiki>].
 
Несмотря на имеющиеся вызовы, исследователи сходятся во мнении, что обучение служением обладает огромным потенциалом для комплексного развития личности студента, повышения его мотивации и формирования так называемой «третьей миссии» университета — служения обществу [http://vovr.elpub.ru/jour/article/download/2934/1706 <nowiki>[2]</nowiki>][https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-sluzheniem-kak-effektivnaya-obrazovatelnaya-metodika-dlya-kompleksnogo-razvitiya-lichnosti-studenta <nowiki>[21]</nowiki>]. Дальнейшие исследования должны быть направлены на сбор эмпирических данных, изучение долгосрочных эффектов программы и разработку инструментов для оценки её влияния не только на студентов, но и на преподавателей, партнёрские организации и общество в целом [https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/892988130.pdf <nowiki>[15]</nowiki>].
 
== Интересные факты ==
* Хотя в России программа «Обучение служением» на государственном уровне была запущена только в 2023 году, исторические аналоги подобных практик существовали в стране задолго до этого. Например, первые юридические клиники при университетах, где студенты оказывали бесплатную правовую помощь населению, появились ещё в XIX веке. А университетская студенческая больница при МГУ открылась в 1760 году [https://www.hse.ru/pubs/share/direct/855545260.pdf <nowiki>[22]</nowiki>].
* Согласно опросу, проведённому Всероссийским студенческим проектом «Твой Ход» и Ассоциацией волонтёрских центров в 2023 году, 45% российских студентов знали о программе «Обучение служением» ещё на этапе её пилотного запуска. Самыми важными социальными проблемами, в решение которых молодёжь готова вкладывать свои силы, были названы помощь животным, экология, помощь детям-сиротам и людям с ОВЗ [https://fadm.gov.ru/news/kakie-obshchestvennye-problemy-molodyezh-rossii-gotova-reshit-proekt-tvoy-khod-sovmestno-s-assotsiats/ <nowiki>[23]</nowiki>].
* По данным платформы [[Добро.рф]], подавляющее большинство волонтёров в России — это молодёжь. Средний возраст добровольца составляет 25 лет. При этом более 35% волонтёров — это подростки до 18 лет, а около 31% — молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет [https://av.esd.adventist.org/molodyozh-i-soczialnoe-sluzhenie/ <nowiki>[24]</nowiki>].
* В пилотном этапе программы «Обучение служением» приняли участие более 52 тысяч студентов и 1,3 тысячи преподавателей, которые за первый учебный год реализовали 860 социальных проектов [https://www.hse.ru/news/expertise/898579405.html <nowiki>[3]</nowiki>].
== См. также ==
* [[Волонтёрство]]
* [[Волонтёрство]]
* [[Волонтёры Победы]]
* [[Волонтёры Победы]]
* [[Волонтеры-медики]]
* [[Волонтеры-медики]]
* [[Волонтеры-культуры]]
* [[Добро.РФ]]
* [[Добро.РФ]]
* [[МЫВМЕСТЕ]]
* [[#МЫВМЕСТЕ]]
* [[Российское движение школьников]]
* [[Проектно-учебная лаборатория «Молодёжная политика» НИУ ВШЭ]]
* [[Росмолодежь]]


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[1] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370213/ Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации"]
[1] [https://www.hse.ru/studyspravka/ob_sluzeniem Обучение служением. Справочник учебного процесса. НИУ ВШЭ]
 
[2] [http://vovr.elpub.ru/jour/article/download/2934/1706 Volunteering as a Form of Students’ Educational Activities in the Context of the University’s Third Mission]
 
[3] [https://www.hse.ru/news/expertise/898579405.html Обучение служением как принцип образования представили на форуме «Сильные идеи для нового времени»]
 
[4] [https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/5160 «Обучение служением» или “Service Learning”? Дискуссия об истоках педагогического подхода]
 
[5] [https://usma.ru/news/v-ugmu-zapustili-programmu-obuchenie-sluzheniem/ В УГМУ запустили программу «Обучение служением»]
 
[6] [https://edu.dobro.ru/upload/uf/dbe/bhq8vngk4maim35jx7ljyo9eu92zgbzs.pdf Введение в понятие «Обучение служением». Ассоциация волонтёрских центров]
 
[7] [https://vsiep.ru/obuchslug Обучение служением. Восточно-Сибирский институт экономики и права]
 
[8] [https://snv63.ru/2309-4370/article/download/528485/128217 The specifics of volunteer activities organization among students at the University of culture]
 
[9] [https://minobrnauki.gov.ru/files/Metodicheskoe_posobie_Obuchenie_sluzheniem.pdf Методическое пособие «Обучение служением». Минобрнауки России]
 
[10] [http://government.ru/rugovclassifier/914/about/ Национальный проект «Молодёжь и дети». Правительство России]
 
[11] [https://fadm.gov.ru/agency/about/ Об агентстве. Росмолодёжь]
 
[12] [https://spb.hse.ru/soc/reputationlab/news/1083954713.html Новая академическая публикация: Методическое пособие «Обучение служением»]
 
[13] [https://www.hse.ru/isep/news/993450988.html Опубликован сборник кейсов программы «Обучение служением»]
 
[14] [https://science-education.ru/article/view?id=32796 «ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ» В ПРОЕКТАХ ДЛЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ]
 
[15] [https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/892988130.pdf Обучение служением в России: становление предметного поля. Никольский В.С.]
 
[16] [https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-sluzheniem-v-rossii-stanovlenie-predmetnogo-polya Обучение служением в России: становление предметного поля. КиберЛенинка]
 
[17] [https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/4707/2316 Обучение служением в России: становление предметного поля. Журнал "Высшее образование в России"]
 
[18] [https://publications.hse.ru/articles/892988172 Обучение служением в России: становление предметного поля. НИУ ВШЭ]
 
[19] [https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/1089142556.pdf «Обучение служением» или “Service Learning”? Дискуссия об истоках педагогического подхода]


[2] [https://www.hse.ru/news/edu/861771173.html ВШЭ стала одним из центров компетенций программы «Обучение служением»]
[20] [https://edumag.mrsu.ru/index.php/ru/articles/133-24-3/1182-10-15507-1991-9468-116-028-202403-6 Обучение или служение в российском высшем образовании]


[3] [https://obuchenie-sluzheniem.ru/ Официальный сайт программы «Обучение служением»]
[21] [https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-sluzheniem-kak-effektivnaya-obrazovatelnaya-metodika-dlya-kompleksnogo-razvitiya-lichnosti-studenta Обучение служением как эффективная образовательная методика для комплексного развития личности студента]


[4] [https://ria.ru/20230901/obuchenie-1893540114.html Вузы России с 1 сентября запустили программу "Обучение служением"]
[22] [https://www.hse.ru/pubs/share/direct/855545260.pdf Обучение служением: ключевые результаты исследования зарубежного опыта. НИУ ВШЭ]


[5] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/74163/ Вузы — участники программы «Обучение служением» представили свои практики на форуме #МЫВМЕСТЕ]
[23] [https://fadm.gov.ru/news/kakie-obshchestvennye-problemy-molodyezh-rossii-gotova-reshit-proekt-tvoy-khod-sovmestno-s-assotsiats/ Какие общественные проблемы молодёжь России готова решить: «Твой Ход» и Ассоциация волонтёрских центров провели опрос]


[6] [https://xn--e1aglkf7g.xn--p1ai/ Официальный сайт Международного форума гражданского участия #МЫВМЕСТЕ]
[24] [https://av.esd.adventist.org/molodyozh-i-soczialnoe-sluzhenie/ Молодёжь и социальное служение. Адвентистский Вестник]


[7] [https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-sluzheniem-kak-effektivnaya-obrazovatelnaya-tehnologiya-razvitiya-sotsialnoy-otvetstvennosti-studentov/viewer Научная статья "Обучение служением как эффективная образовательная технология развития социальной ответственности студентов"]
[25] [https://fadm.gov.ru/agency/structure/ Структура. Росмолодёжь]


[8] [https://ioe.hse.ru/data/2018/12/25/1145105322/28%D0%A1%D0%9E%D0%92.pdf Исследование НИУ ВШЭ "Гражданская и социальная активность: от волонтёрства к обучению служением"]
[26] [https://sl.dobro.ru/ Обучение служением]


''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
[[Категория:Наставничество]]

Текущая версия от 16:22, 8 декабря 2025


Круглый стол, посвящённый обсуждению программы «Обучение служением».

«Обучение служением» (англ. Service-Learning) — это образовательный подход, который объединяет освоение академических дисциплин с общественно полезной деятельностью [1]. Суть подхода заключается в том, что студенты в рамках своей образовательной программы работают над проектами, направленными на решение реальных социальных задач, поставленных некоммерческими организациями (НКО), государственными учреждениями или местными сообществами [1][2]. Таким образом, учащиеся не только получают теоретические знания и практические навыки по своей специальности, но и вносят вклад в развитие общества [3].

В России существует программа «Обучение служением», которая включает в себя программы повышения квалификации и стажировки для сотрудников университетов, включивших (или планирующих включить) подход «обучение служением» в свою работу со студентами, исследовательскую деятельность, мониторинг качества внедрения подхода, форумную кампания, информационную поддержку, конкурс практик. Программа была инициирована во исполнение поручения Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета по молодёжной политике в 2022 году [4][5]. Ответственными за исполнение поручения были назначены Минобрнауки, Минтруд, Росмолодежь и Ассоциация волонтерских центров (сейчас — Ассоциация Добро.рф). С 1 сентября 2023 года она была запущена в пилотном режиме в 135 университетах и нескольких колледжах в более чем 60 регионах страны [3][6]. С 1 сентября 2024 года внедрение этого подхода стало обязательным для всех высших учебных заведений России [7]. На базе НИУ «Высшая школа экономики» был создан проектный офис, осуществляющий свою деятельность совместно с Ассоциацией Добро.рф.[3].

Социальная политика и меры поддержки

Программа «Обучение служением» является важным направлением государственной молодёжной и социальной политики в России [8]. Она нацелена на формирование у молодых людей гражданской ответственности, патриотизма, лидерских качеств и сопричастности к решению общественных проблем [7][9]. Государство рассматривает эту программу как инструмент для вовлечения молодёжи в социальную практику и устойчивое развитие регионов, а также как способ повысить качество подготовки специалистов, способных применять свои знания на благо общества [10][9].

Проектный офис, при поддержке федеральных ведомств, обеспечивает нормативное и методическое сопровождение программы, способствуя её интеграции в образовательные стандарты [11][7]. Ассоциация Добро.рф создала цифровую инфраструктуру [26], которая позволяет университетам находить социальных партнёров (НКО, фонды, госучреждения) и организовывать совместные проекты [6].

Меры поддержки включают:

  • Методическую поддержку. Разработаны методические пособия и рекомендации для вузов по внедрению подхода «обучение служением» в образовательные программы, регулярно проводятся федеральные вебинары и индивидуальные консультации представителей университетов и колледжей, реализуются программы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала университетов и колледжей [9][12].
  • Исследовательскую деятельность. Участники программы приглашаются к научной дискуссии в рамках конференций, осуществляется поддержка лучших исследований и приглашение к публикации в ведущих журналах об образовании.
  • Грантовую поддержку. Проекты обучения служением могут получать поддержку в рамках грантовых конкурсов, в том числе от Росмолодёжи [11].
  • Создание площадок для обмена опытом. Проводятся специализированные треки и секции на крупных федеральных форумах, таких как Международный форум гражданского участия #МЫВМЕСТЕ и Добро.Конференция, где участники могут обмениваться лучшими практиками [6].
  • Информационную поддержку и популяризацию. Программа активно продвигается в СМИ и на государственных платформах для повышения её узнаваемости среди студентов, преподавателей и социальных партнёров [3]. В рамках Международной Премии #МЫВМЕСТЕ была создана специальная номинация для проектов, реализованных по этой методике [6]. Это позволяет выявлять и поощрять лучшие практики, а также способствует популяризации подхода. Кроме того, на форуме «Сильные идеи для нового времени» были представлены инициативы по созданию международного исследовательского центра «Обучение служением», что свидетельствует о стратегическом значении программы для развития образования и гражданского общества в России [3].

Такой комплексный подход позволяет не только эффективно внедрять программу, но и формировать вокруг неё экосистему, объединяющую образование, некоммерческий сектор и государство для решения общих задач.

Форматы реализации проектов обучения служением и специфика подхода

В отличие от волонтерской деятельности обучение служением является частью образовательного процесса, результат деятельности представлен в виде оцениваемого проекта с социальным эффектом. То есть, проекты обучения служением включены в академическую нагрузку, за их реализацию обучающиеся получают оценку. При этом проект связан с получаемыми профессиональными компетенциями обучающихся. Волонтерская деятельность носит ситуативный характер и относится к внеучебной деятельности.

Обучение служением следует следующим принципам:

  • Осмысленное служение. Участники проекта при поддержке наставника (преподавателя) изучают социальную проблему или запрос от социального партнера, погружаются в тематику и разрабатывают конкретное решение.
  • Структурированное обучение. Обучающиеся в процессе работы над задачей проходят через обязательные этапы проектной деятельности. Также проект напрямую связан с образовательной программой и получаемыми профессиональными компетенциями. Обучающиеся достигают образовательных результатов, тренируют мягкие навыки, выходя за рамки лекций и семинаров и сталкиваясь с реальными заказчиками/партнерами из внешней среды.
  • Рефлексия. Освоение навыков и осмысление деятельности осуществляется через регулярное проведение рефлексии. В этом обучающимся помогает наставник со стороны университета. В некоторых случаях возможно привлечение наставника со стороны социального партнера. Рефлексия может проводиться по ходу разработки проекта на промежуточных этапах, и обязательно проводится после завершения работы над проектом.

Университеты и колледжи имеют возможность выбрать формат включения обучения служением в академическую нагрузку с учетом своей специфики. В методических рекомендациях, выпущенных проектным офисом программы, предлагаются следующие форматы:

  • Дисциплина «Общественный проект «обучение служением» (или иное название). Также возможно встроить подход в уже существующую дисциплину, пересмотрев ее содержание.
  • Выпускная квалификационная работа (ВКР) в формате проекта. Студенты выбирают тему, у которой есть социальный партнер/заказчик, и в течение года разрабатывают ее решение. Работа включает в себя исследовательскую часть и практическую часть.
  • Курсовая работа (КР) в формате проекта реализуется в том же принципе, что и ВКР. При этом возможно рассмотреть вариант более глубокой проработки работы с целью ее перехода в ВКР в будущие годы.
  • Студенческие экспедиции
  • Практическая подготовка

Также возможна реализация подхода через учебные мастерские и проектную деятельность.

Процесс работы над проектом включает в себя несколько этапов [1]:

  1. Исследование проблемы. Студенты совместно с преподавателем-наставником и представителем социальной организации-партнёра изучают актуальную общественную проблему.
  2. Разработка и реализация проекта. Команда разрабатывает проектное решение и реализует его на практике. Примеры проектов могут быть самыми разнообразными: от создания IT-решений для НКО и проведения юридических консультаций для населения до разработки экологических троп и организации мероприятий для людей с ОВЗ [13][14].
  3. Рефлексия. Участники анализируют полученный опыт, оценивают результаты проекта и свой личный вклад. Этот этап считается ключевым для превращения практической деятельности в осмысленное знание [15].

Важную роль в организации этого процесса играет платформа Добро.рф, где НКО и государственные учреждения могут размещать свои запросы (проектные задачи), а университеты и колледжи — находить партнёров для своих студентов [6].

Исследования и аналитика

«Обучение служением» является относительно новым, но активно развивающимся полем для научных исследований в России. Академическое осмысление этого подхода началось задолго до его официального внедрения на государственном уровне. Первые публикации, анализирующие зарубежный опыт и возможности его применения в России, появились более 10 лет назад [15]. Однако всплеск научного интереса пришёлся на 2023 год, что напрямую связано с запуском федеральной программы [16].

Одним из ключевых исследований в этой области является систематический обзор предметного поля, проведённый В.С. Никольским (НИУ ВШЭ). В его работе отмечается, что к моменту государственного вмешательства в некоторых российских вузах уже существовали практики, схожие с подходом «обучением служением», такие как социальное проектирование и волонтёрство, интегрированное в учебный процесс [15]. Исследование выявило, что существующий массив публикаций носит преимущественно описательный характер, и существует дефицит эмпирических данных, доказывающих эффективность подхода в российских условиях [15][17].

В ходе анализа научной литературы были выделены семь ключевых тем, которые находятся в фокусе исследователей [18]:

  1. Специфика подхода: определение его границ, отличий от волонтёрства и стажировок.
  2. Развитие гражданственности: влияние участия в проектах на формирование активной гражданской позиции.
  3. Применение рефлексивных практик: роль осмысления опыта в личностном и профессиональном росте студентов.
  4. Использование доказательного подхода: необходимость измерения реальных эффектов программы.
  5. Концептуализация: споры вокруг самого термина (встречаются варианты «сервисное обучение», «служение обществу», «обучение действием») [19][4].
  6. Роль внешних партнёров (НКО и госучреждений).
  7. Роль преподавателя в организации и сопровождении проектов.

Исследования также выявили поляризацию практик на этапе становления программы в России. Некоторые проекты смещаются в сторону «обучения без служения», где акцент делается на профессиональных навыках, а социальная значимость отходит на второй план. Другие, наоборот, представляют собой «служение без обучения», где доминирует общественная активность в ущерб академическим целям [20].

Несмотря на имеющиеся вызовы, исследователи сходятся во мнении, что обучение служением обладает огромным потенциалом для комплексного развития личности студента, повышения его мотивации и формирования так называемой «третьей миссии» университета — служения обществу [2][21]. Дальнейшие исследования должны быть направлены на сбор эмпирических данных, изучение долгосрочных эффектов программы и разработку инструментов для оценки её влияния не только на студентов, но и на преподавателей, партнёрские организации и общество в целом [15].

Интересные факты

  • Хотя в России программа «Обучение служением» на государственном уровне была запущена только в 2023 году, исторические аналоги подобных практик существовали в стране задолго до этого. Например, первые юридические клиники при университетах, где студенты оказывали бесплатную правовую помощь населению, появились ещё в XIX веке. А университетская студенческая больница при МГУ открылась в 1760 году [22].
  • Согласно опросу, проведённому Всероссийским студенческим проектом «Твой Ход» и Ассоциацией волонтёрских центров в 2023 году, 45% российских студентов знали о программе «Обучение служением» ещё на этапе её пилотного запуска. Самыми важными социальными проблемами, в решение которых молодёжь готова вкладывать свои силы, были названы помощь животным, экология, помощь детям-сиротам и людям с ОВЗ [23].
  • По данным платформы Добро.рф, подавляющее большинство волонтёров в России — это молодёжь. Средний возраст добровольца составляет 25 лет. При этом более 35% волонтёров — это подростки до 18 лет, а около 31% — молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет [24].
  • В пилотном этапе программы «Обучение служением» приняли участие более 52 тысяч студентов и 1,3 тысячи преподавателей, которые за первый учебный год реализовали 860 социальных проектов [3].

См. также

Ссылки

[1] Обучение служением. Справочник учебного процесса. НИУ ВШЭ

[2] Volunteering as a Form of Students’ Educational Activities in the Context of the University’s Third Mission

[3] Обучение служением как принцип образования представили на форуме «Сильные идеи для нового времени»

[4] «Обучение служением» или “Service Learning”? Дискуссия об истоках педагогического подхода

[5] В УГМУ запустили программу «Обучение служением»

[6] Введение в понятие «Обучение служением». Ассоциация волонтёрских центров

[7] Обучение служением. Восточно-Сибирский институт экономики и права

[8] The specifics of volunteer activities organization among students at the University of culture

[9] Методическое пособие «Обучение служением». Минобрнауки России

[10] Национальный проект «Молодёжь и дети». Правительство России

[11] Об агентстве. Росмолодёжь

[12] Новая академическая публикация: Методическое пособие «Обучение служением»

[13] Опубликован сборник кейсов программы «Обучение служением»

[14] «ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ» В ПРОЕКТАХ ДЛЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

[15] Обучение служением в России: становление предметного поля. Никольский В.С.

[16] Обучение служением в России: становление предметного поля. КиберЛенинка

[17] Обучение служением в России: становление предметного поля. Журнал "Высшее образование в России"

[18] Обучение служением в России: становление предметного поля. НИУ ВШЭ

[19] «Обучение служением» или “Service Learning”? Дискуссия об истоках педагогического подхода

[20] Обучение или служение в российском высшем образовании

[21] Обучение служением как эффективная образовательная методика для комплексного развития личности студента

[22] Обучение служением: ключевые результаты исследования зарубежного опыта. НИУ ВШЭ

[23] Какие общественные проблемы молодёжь России готова решить: «Твой Ход» и Ассоциация волонтёрских центров провели опрос

[24] Молодёжь и социальное служение. Адвентистский Вестник

[25] Структура. Росмолодёжь

[26] Обучение служением