Обучение служением
Статья создана с использованием языковой модели ИИ на основе открытых источников, ожидает проверку экспертного сообщества. |

«Обучение служением» (англ. Service-Learning) — это образовательный подход, который объединяет освоение академических дисциплин с общественно полезной деятельностью [1]. Суть подхода заключается в том, что студенты в рамках своей образовательной программы работают над проектами, направленными на решение реальных социальных задач, поставленных некоммерческими организациями (НКО), государственными учреждениями или местными сообществами [1][2]. Таким образом, учащиеся не только получают теоретические знания и практические навыки по своей специальности, но и вносят вклад в развитие общества [3].
В России существует программа «Обучение служением», которая включает в себя программы повышения квалификации и стажировки для сотрудников университетов, включивших (или планирующих включить) подход «обучение служением» в свою работу со студентами, исследовательскую деятельность, мониторинг качества внедрения подхода, форумную кампания, информационную поддержку, конкурс практик. Программа была инициирована во исполнение поручения Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета по молодёжной политике в 2022 году [4][5]. Ответственными за исполнение поручения были назначены Минобрнауки, Минтруд, Росмолодежь и Ассоциация волонтерских центров (сейчас — Ассоциация Добро.рф). С 1 сентября 2023 года она была запущена в пилотном режиме в 135 университетах и нескольких колледжах в более чем 60 регионах страны [3][6]. С 1 сентября 2024 года внедрение этого подхода стало обязательным для всех высших учебных заведений России [7]. На базе НИУ «Высшая школа экономики» был создан проектный офис, осуществляющий свою деятельность совместно с Ассоциацией Добро.рф.[3].
Социальная политика и меры поддержки
Программа «Обучение служением» является важным направлением государственной молодёжной и социальной политики в России [8]. Она нацелена на формирование у молодых людей гражданской ответственности, патриотизма, лидерских качеств и сопричастности к решению общественных проблем [7][9]. Государство рассматривает эту программу как инструмент для вовлечения молодёжи в социальную практику и устойчивое развитие регионов, а также как способ повысить качество подготовки специалистов, способных применять свои знания на благо общества [10][9].
Проектный офис, при поддержке федеральных ведомств, обеспечивает нормативное и методическое сопровождение программы, способствуя её интеграции в образовательные стандарты [11][7]. Ассоциация Добро.рф создала цифровую инфраструктуру [26], которая позволяет университетам находить социальных партнёров (НКО, фонды, госучреждения) и организовывать совместные проекты [6].
Меры поддержки включают:
- Методическую поддержку. Разработаны методические пособия и рекомендации для вузов по внедрению подхода «обучение служением» в образовательные программы, регулярно проводятся федеральные вебинары и индивидуальные консультации представителей университетов и колледжей, реализуются программы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала университетов и колледжей [9][12].
- Исследовательскую деятельность. Участники программы приглашаются к научной дискуссии в рамках конференций, осуществляется поддержка лучших исследований и приглашение к публикации в ведущих журналах об образовании.
- Грантовую поддержку. Проекты обучения служением могут получать поддержку в рамках грантовых конкурсов, в том числе от Росмолодёжи [11].
- Создание площадок для обмена опытом. Проводятся специализированные треки и секции на крупных федеральных форумах, таких как Международный форум гражданского участия #МЫВМЕСТЕ и Добро.Конференция, где участники могут обмениваться лучшими практиками [6].
- Информационную поддержку и популяризацию. Программа активно продвигается в СМИ и на государственных платформах для повышения её узнаваемости среди студентов, преподавателей и социальных партнёров [3]. В рамках Международной Премии #МЫВМЕСТЕ была создана специальная номинация для проектов, реализованных по этой методике [6]. Это позволяет выявлять и поощрять лучшие практики, а также способствует популяризации подхода. Кроме того, на форуме «Сильные идеи для нового времени» были представлены инициативы по созданию международного исследовательского центра «Обучение служением», что свидетельствует о стратегическом значении программы для развития образования и гражданского общества в России [3].
Такой комплексный подход позволяет не только эффективно внедрять программу, но и формировать вокруг неё экосистему, объединяющую образование, некоммерческий сектор и государство для решения общих задач.
Форматы реализации проектов обучения служением и специфика подхода
В отличие от волонтерской деятельности обучение служением является частью образовательного процесса, результат деятельности представлен в виде оцениваемого проекта с социальным эффектом. То есть, проекты обучения служением включены в академическую нагрузку, за их реализацию обучающиеся получают оценку. При этом проект связан с получаемыми профессиональными компетенциями обучающихся. Волонтерская деятельность носит ситуативный характер и относится к внеучебной деятельности.
Обучение служением следует следующим принципам:
- Осмысленное служение. Участники проекта при поддержке наставника (преподавателя) изучают социальную проблему или запрос от социального партнера, погружаются в тематику и разрабатывают конкретное решение.
- Структурированное обучение. Обучающиеся в процессе работы над задачей проходят через обязательные этапы проектной деятельности. Также проект напрямую связан с образовательной программой и получаемыми профессиональными компетенциями. Обучающиеся достигают образовательных результатов, тренируют мягкие навыки, выходя за рамки лекций и семинаров и сталкиваясь с реальными заказчиками/партнерами из внешней среды.
- Рефлексия. Освоение навыков и осмысление деятельности осуществляется через регулярное проведение рефлексии. В этом обучающимся помогает наставник со стороны университета. В некоторых случаях возможно привлечение наставника со стороны социального партнера. Рефлексия может проводиться по ходу разработки проекта на промежуточных этапах, и обязательно проводится после завершения работы над проектом.
Университеты и колледжи имеют возможность выбрать формат включения обучения служением в академическую нагрузку с учетом своей специфики. В методических рекомендациях, выпущенных проектным офисом программы, предлагаются следующие форматы:
- Дисциплина «Общественный проект «обучение служением» (или иное название). Также возможно встроить подход в уже существующую дисциплину, пересмотрев ее содержание.
- Выпускная квалификационная работа (ВКР) в формате проекта. Студенты выбирают тему, у которой есть социальный партнер/заказчик, и в течение года разрабатывают ее решение. Работа включает в себя исследовательскую часть и практическую часть.
- Курсовая работа (КР) в формате проекта реализуется в том же принципе, что и ВКР. При этом возможно рассмотреть вариант более глубокой проработки работы с целью ее перехода в ВКР в будущие годы.
- Студенческие экспедиции
- Практическая подготовка
Также возможна реализация подхода через учебные мастерские и проектную деятельность.
Процесс работы над проектом включает в себя несколько этапов [1]:
- Исследование проблемы. Студенты совместно с преподавателем-наставником и представителем социальной организации-партнёра изучают актуальную общественную проблему.
- Разработка и реализация проекта. Команда разрабатывает проектное решение и реализует его на практике. Примеры проектов могут быть самыми разнообразными: от создания IT-решений для НКО и проведения юридических консультаций для населения до разработки экологических троп и организации мероприятий для людей с ОВЗ [13][14].
- Рефлексия. Участники анализируют полученный опыт, оценивают результаты проекта и свой личный вклад. Этот этап считается ключевым для превращения практической деятельности в осмысленное знание [15].
Важную роль в организации этого процесса играет платформа Добро.рф, где НКО и государственные учреждения могут размещать свои запросы (проектные задачи), а университеты и колледжи — находить партнёров для своих студентов [6].
Исследования и аналитика
«Обучение служением» является относительно новым, но активно развивающимся полем для научных исследований в России. Академическое осмысление этого подхода началось задолго до его официального внедрения на государственном уровне. Первые публикации, анализирующие зарубежный опыт и возможности его применения в России, появились более 10 лет назад [15]. Однако всплеск научного интереса пришёлся на 2023 год, что напрямую связано с запуском федеральной программы [16].
Одним из ключевых исследований в этой области является систематический обзор предметного поля, проведённый В.С. Никольским (НИУ ВШЭ). В его работе отмечается, что к моменту государственного вмешательства в некоторых российских вузах уже существовали практики, схожие с подходом «обучением служением», такие как социальное проектирование и волонтёрство, интегрированное в учебный процесс [15]. Исследование выявило, что существующий массив публикаций носит преимущественно описательный характер, и существует дефицит эмпирических данных, доказывающих эффективность подхода в российских условиях [15][17].
В ходе анализа научной литературы были выделены семь ключевых тем, которые находятся в фокусе исследователей [18]:
- Специфика подхода: определение его границ, отличий от волонтёрства и стажировок.
- Развитие гражданственности: влияние участия в проектах на формирование активной гражданской позиции.
- Применение рефлексивных практик: роль осмысления опыта в личностном и профессиональном росте студентов.
- Использование доказательного подхода: необходимость измерения реальных эффектов программы.
- Концептуализация: споры вокруг самого термина (встречаются варианты «сервисное обучение», «служение обществу», «обучение действием») [19][4].
- Роль внешних партнёров (НКО и госучреждений).
- Роль преподавателя в организации и сопровождении проектов.
Исследования также выявили поляризацию практик на этапе становления программы в России. Некоторые проекты смещаются в сторону «обучения без служения», где акцент делается на профессиональных навыках, а социальная значимость отходит на второй план. Другие, наоборот, представляют собой «служение без обучения», где доминирует общественная активность в ущерб академическим целям [20].
Несмотря на имеющиеся вызовы, исследователи сходятся во мнении, что обучение служением обладает огромным потенциалом для комплексного развития личности студента, повышения его мотивации и формирования так называемой «третьей миссии» университета — служения обществу [2][21]. Дальнейшие исследования должны быть направлены на сбор эмпирических данных, изучение долгосрочных эффектов программы и разработку инструментов для оценки её влияния не только на студентов, но и на преподавателей, партнёрские организации и общество в целом [15].
Интересные факты
- Хотя в России программа «Обучение служением» на государственном уровне была запущена только в 2023 году, исторические аналоги подобных практик существовали в стране задолго до этого. Например, первые юридические клиники при университетах, где студенты оказывали бесплатную правовую помощь населению, появились ещё в XIX веке. А университетская студенческая больница при МГУ открылась в 1760 году [22].
- Согласно опросу, проведённому Всероссийским студенческим проектом «Твой Ход» и Ассоциацией волонтёрских центров в 2023 году, 45% российских студентов знали о программе «Обучение служением» ещё на этапе её пилотного запуска. Самыми важными социальными проблемами, в решение которых молодёжь готова вкладывать свои силы, были названы помощь животным, экология, помощь детям-сиротам и людям с ОВЗ [23].
- По данным платформы Добро.рф, подавляющее большинство волонтёров в России — это молодёжь. Средний возраст добровольца составляет 25 лет. При этом более 35% волонтёров — это подростки до 18 лет, а около 31% — молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет [24].
- В пилотном этапе программы «Обучение служением» приняли участие более 52 тысяч студентов и 1,3 тысячи преподавателей, которые за первый учебный год реализовали 860 социальных проектов [3].
См. также
- Волонтёрство
- Волонтёры Победы
- Волонтеры-медики
- Добро.РФ
- #МЫВМЕСТЕ
- Проектно-учебная лаборатория «Молодёжная политика» НИУ ВШЭ
- Росмолодежь
Ссылки
[1] Обучение служением. Справочник учебного процесса. НИУ ВШЭ
[3] Обучение служением как принцип образования представили на форуме «Сильные идеи для нового времени»
[4] «Обучение служением» или “Service Learning”? Дискуссия об истоках педагогического подхода
[5] В УГМУ запустили программу «Обучение служением»
[6] Введение в понятие «Обучение служением». Ассоциация волонтёрских центров
[7] Обучение служением. Восточно-Сибирский институт экономики и права
[8] The specifics of volunteer activities organization among students at the University of culture
[9] Методическое пособие «Обучение служением». Минобрнауки России
[10] Национальный проект «Молодёжь и дети». Правительство России
[11] Об агентстве. Росмолодёжь
[12] Новая академическая публикация: Методическое пособие «Обучение служением»
[13] Опубликован сборник кейсов программы «Обучение служением»
[14] «ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ» В ПРОЕКТАХ ДЛЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
[15] Обучение служением в России: становление предметного поля. Никольский В.С.
[16] Обучение служением в России: становление предметного поля. КиберЛенинка
[17] Обучение служением в России: становление предметного поля. Журнал "Высшее образование в России"
[18] Обучение служением в России: становление предметного поля. НИУ ВШЭ
[19] «Обучение служением» или “Service Learning”? Дискуссия об истоках педагогического подхода
[20] Обучение или служение в российском высшем образовании
[22] Обучение служением: ключевые результаты исследования зарубежного опыта. НИУ ВШЭ
[24] Молодёжь и социальное служение. Адвентистский Вестник
[26] Обучение служением