Всероссийская программа правового просвещения граждан: различия между версиями

Материал из Гид по молодежной политике
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показаны 3 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
{{AI}}




'''Всероссийская программа правового просвещения граждан''' — это комплексная, систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, институтов гражданского общества и других субъектов, направленная на формирование высокого уровня правовой культуры, правосознания и законопослушного поведения граждан Российской Федерации, в особенности молодёжи. Данная деятельность является одним из ключевых направлений государственной политики [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113973/ <nowiki>[1]</nowiki>], нацеленной на построение правового государства и развитие гражданского общества. Актуальность программы обусловлена необходимостью преодоления правового нигилизма, повышения уровня юридической грамотности населения и создания устойчивых стимулов к соблюдению законов [https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2024/12/pravovoe-vospitanie.pdf <nowiki>[2]</nowiki>]. Особое внимание уделяется работе с несовершеннолетними и молодёжью, так как в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, ценностные ориентации и модели социального поведения [https://shs_shil_2_shil.zabedu.ru/wp-content/uploads/2021/04/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E.pdf <nowiki>[3]</nowiki>]. Система правового просвещения охватывает все уровни образования и реализуется через учебную, внеурочную и воспитательную деятельность, ориентируясь на формирование у молодых людей уважения к праву, своим обязанностям и правам других граждан.
 
'''Всероссийская программа правового просвещения граждан''' — это комплексная и систематическая деятельность государственных органов и институтов гражданского общества в Российской Федерации, направленная на формирование и повышение правовой культуры, правосознания и законопослушного поведения населения, с особым акцентом на молодёжь. Данная деятельность не является единой федеральной программой с утвержденным названием, а представляет собой реализацию государственной политики через совокупность федеральных и региональных стратегий, планов и мероприятий [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761/ <nowiki>[1]</nowiki>].
 
Ключевой целью правового просвещения является создание условий, при которых уважение к праву и закону становится личным убеждением каждого гражданина, что способствует укреплению правопорядка, профилактике правонарушений и построению правового государства [https://to34.minjust.gov.ru/uploaded/files/monitoring-po-pravovomu-prosvescheniyu-grazhdan-v-2022-g.doc <nowiki>[2]</nowiki>]. Для молодёжи это направление имеет особое значение, поскольку формирует основы гражданской ответственности, помогает в социальной адаптации и профессиональном самоопределении, а также защищает от вовлечения в противоправную деятельность. Актуальность программы подчёркивается необходимостью преодоления правового нигилизма, повышения уровня правовой грамотности в условиях цифровизации общества и усложнения социальных отношений [https://msal.ru/structure/tsentry/tsentr-po-obespecheniyu-prav-molodezhi-v-tsifrovom-prostranstve/ <nowiki>[3]</nowiki>].


== Законодательная база ==
== Законодательная база ==
Система правового просвещения в России опирается на прочную нормативно-правовую базу, которая определяет цели, задачи, субъектов и формы этой деятельности. Ключевые документы задают вектор развития государственной политики в этой сфере.


'''Основные нормативные правовые акты:'''
Система правового просвещения в России опирается на многоуровневую нормативно-правовую базу, включающую как основополагающие стратегические документы, так и отраслевые законы и подзаконные акты.
* '''Конституция Российской Федерации''' — Часть 4 статьи 67.1 декларирует, что государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ <nowiki>[4]</nowiki>].
 
* '''Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан''' (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) — базовый документ, определяющий стратегические цели и направления правового просвещения, среди которых формирование уважения к закону, повышение правовой культуры и создание стимулов к законопослушанию [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113973/ <nowiki>[1]</nowiki>].
'''Основополагающие документы'''
* '''Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»''' — в статьях 17 и 18 закрепляет правовое просвещение и правовое информирование как самостоятельные формы профилактического воздействия. Закон определяет, что субъекты профилактики доводят до сведения граждан информацию, направленную на защиту прав и свобод [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ <nowiki>[5]</nowiki>].
 
* '''Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»''' — устанавливает требования к образовательным программам, которые должны способствовать формированию у обучающихся гражданской ответственности и правосознания. Статья 12.2 регулирует общие вопросы просветительской деятельности [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ <nowiki>[6]</nowiki>].
* '''Конституция Российской Федерации''': Статья 67.1 декларирует, что государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, что является идеологической основой для правового просвещения.
* '''Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»''' — статья 28 возлагает обязанности по правовому информированию и просвещению населения на государственные юридические бюро, адвокатов, нотариусов, а также юридические клиники при вузах [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/ <nowiki>[7]</nowiki>].
* '''Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан''' (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168): Это ключевой стратегический документ, который определяет цели, задачи и основные направления государственной политики в данной сфере. Он предусматривает развитие правового образования, расширение доступа граждан к правовой информации и поддержку негосударственных инициатив в области правового просвещения [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761/ <nowiki>[1]</nowiki>].
* '''Указ Президента РФ от 09.11.2022 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»''' относит права и свободы человека и гражданственность к числу традиционных ценностей, формирующих мировоззрение граждан России, что является нравственным ориентиром для правового просвещения [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430903/ <nowiki>[8]</nowiki>].
* '''Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»''': Документ относит к традиционным ценностям гражданственность, права и свободы человека, подчёркивая связь правового воспитания с нравственными ориентирами общества.
* '''Приказы Министерства просвещения РФ''' — утверждают федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные образовательные программы, в которых заложены требования к формированию правовой компетентности, уважительного отношения к правам других людей и знаний о нормах поведения в обществе [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ <nowiki>[9]</nowiki>].


== Цели, задачи и направления ==
'''Федеральные законы'''
Государственная политика в сфере правового просвещения молодёжи преследует несколько стратегических целей, которые направлены на укрепление правопорядка и развитие гражданского общества.


'''Ключевые цели:'''
* '''Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»''': Устанавливает правовые основы получения образования и включает положения о воспитании, направленном на формирование у обучающихся гражданской позиции и правосознания. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) конкретизируют требования к результатам освоения образовательных программ, включая формирование правовой компетентности [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''Формирование устойчивого уважения к закону''' и преодоление правового нигилизма в молодёжной среде.
* '''Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»''': Напрямую определяет правовое просвещение и правовое информирование как одни из форм профилактического воздействия (статьи 17, 18). Закон наделяет полномочиями в этой сфере федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ <nowiki>[5]</nowiki>].
* '''Повышение уровня правовой культуры''', включая осведомлённость о своих правах и обязанностях, а также юридической грамотности.
* '''Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»''': Статья 28 возлагает обязанности по правовому информированию и просвещению населения на широкий круг субъектов, включая государственные юридические бюро, адвокатов, нотариусов, а также юридические клиники при вузах и некоммерческие организации [https://gkh.khabkrai.ru/Programmy/Pravovoe-prosveschenie-grazhdan/ <nowiki>[6]</nowiki>].
* '''Создание системы стимулов к законопослушному поведению''' как основной модели социального поведения.
* '''Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»''': Обязывает образовательные организации реализовывать программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
* '''Внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей''' и соблюдения правовых норм.


'''Основные задачи программы:'''
'''Региональное законодательство'''
* Воспитание у молодёжи уважения к Закону, правопорядку и позитивным нравственно-правовым нормам общества [https://shs_shil_2_shil.zabedu.ru/wp-content/uploads/2021/04/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E.pdf <nowiki>[3]</nowiki>].
* Организация единой системы правового просвещения и обучения, координация усилий различных учреждений и организаций [http://docs.cntd.ru/document/965001258 <nowiki>[10]</nowiki>].
* Повышение качества образования в области прав человека и законопослушного поведения в образовательных организациях.
* Профилактика правонарушений, преступлений и асоциального поведения среди несовершеннолетних.
* Активизация разъяснительной работы по правовым вопросам и способам разрешения конфликтных ситуаций.


'''Направления деятельности:'''
На уровне субъектов Российской Федерации принимаются собственные межведомственные программы и планы мероприятий по правовому просвещению граждан. Например, действуют программы в Амурской области на 2024-2028 годы [http://belogorck.ru/press/news/6190-minyustom-utverzhdena-novaya-programma-pravovogo-prosveshcheniya-grazhdan <nowiki>[7]</nowiki>], а также в Хабаровском крае и Еврейской автономной области на 2024-2026 годы [https://pravo.khv.ru/citizens-legal-education-program <nowiki>[8]</nowiki>]. Это позволяет учитывать региональную специфику и координировать усилия различных ведомств на местном уровне.
Правовое просвещение реализуется по трём основным уровням [https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2024/12/pravovoe-vospitanie.pdf <nowiki>[2]</nowiki>]:
1. '''Федеральный уровень:''' Формирование нормативной базы, разработка стратегических и программных документов, координация деятельности на общенациональном уровне.
2. '''Региональный уровень:''' Реализация региональных программ, адаптация федеральных инициатив к местным условиям, организация межведомственного взаимодействия.
3. '''Уровень образовательной организации:''' Непосредственная реализация программ через учебную (уроки обществознания, права), внеурочную (кружки, секции) и воспитательную деятельность (классные часы, проекты).


== Организации поддержки ==
== Организации поддержки ==
В реализации программ правового просвещения участвует широкий круг государственных и негосударственных структур, которые обеспечивают комплексный подход к формированию правовой культуры молодёжи.


'''Государственные организации:'''
В реализации мероприятий по правовому просвещению молодёжи задействован широкий круг государственных и негосударственных структур, которые формируют единую систему поддержки.
* '''Министерство юстиции Российской Федерации:''' Координирует деятельность по правовому просвещению, участвует в разработке нормативных актов, поддерживает систему бесплатной юридической помощи [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/ <nowiki>[7]</nowiki>].
 
* '''Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ:''' Отвечают за интеграцию правового просвещения в образовательный процесс, разработку ФГОС и методических рекомендаций для школ, колледжей и вузов.
'''Государственные органы и учреждения'''
* '''Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь):''' Реализует проекты и программы, направленные на вовлечение молодёжи в социально-правовую повестку, поддерживает молодёжные инициативы в этой сфере.
 
* '''Правоохранительные органы (МВД, Прокуратура, Следственный комитет):''' Проводят профилактическую работу, организуют встречи с учащимися, информируют о последствиях правонарушений.
* '''Министерство юстиции Российской Федерации''' и его территориальные управления играют координирующую роль в сфере правового просвещения и оказания бесплатной юридической помощи [http://belogorck.ru/press/news/6190-minyustom-utverzhdena-novaya-programma-pravovogo-prosveshcheniya-grazhdan <nowiki>[7]</nowiki>]. Они разрабатывают методические рекомендации, организуют мониторинг и участвуют в проведении крупных всероссийских акций.
* '''Уполномоченные по правам человека и правам ребёнка''' в РФ и её субъектах: Защищают права граждан, ведут просветительскую деятельность, рассматривают обращения.
* '''Министерство просвещения Российской Федерации''' и '''Министерство науки и высшего образования Российской Федерации''' отвечают за интеграцию правового просвещения в образовательный процесс. Через федеральные государственные образовательные стандарты, программы воспитания и методические рекомендации они обеспечивают изучение основ права в школах, колледжах и вузах.
* '''Органы местного самоуправления:''' Организуют правовое просвещение на муниципальном уровне, поддерживают местные инициативы и мероприятия [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/bce82372788e0b4ac8206b5ab9ad51e6a306e10c/ <nowiki>[11]</nowiki>].
* '''Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)''' реализует правовое просвещение в рамках общей стратегии молодёжной политики, поддерживая проекты, направленные на повышение гражданской активности и правовой грамотности молодых людей.
* '''Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации''' и региональные омбудсмены активно занимаются правовым просвещением, организуя образовательные мероприятия, конкурсы и выпуская информационные материалы по вопросам защиты прав и свобод граждан [https://ombudsmanrf.org/ombudsman/bio/novosti-upolnomochen-ogo/92443793-fd84-4eda-ada7-cc5ff386d717 <nowiki>[9]</nowiki>].
* '''Правоохранительные органы''' (МВД России, Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ) участвуют в просветительской работе со школьниками и студентами, проводя лекции, дни открытых дверей и профилактические беседы о последствиях правонарушений.
 
'''Негосударственные и общественные организации'''
 
* '''Ассоциация юристов России (АЮР)''' является одним из ключевых общественных субъектов правового просвещения. АЮР выступает организатором Всероссийского правового (юридического) диктанта, дней бесплатной юридической помощи и реализует множество других образовательных проектов [https://alrf63.ru/component/content/article/19-joomla/99-kontseptsiya-pravovogo-prosveshcheniya-grazhdan?Itemid=437 <nowiki>[10]</nowiki>].
* '''Федеральная палата адвокатов Российской Федерации''' и региональные адвокатские палаты уделяют большое внимание правовому просвещению молодёжи, проводя лекции в школах и вузах и участвуя в разработке просветительских материалов [https://fparf.ru/news/fpa/osoboe-vnimanie-pravovomu-prosveshcheniyu-sredi-podrastayushchego-pokoleniya/ <nowiki>[11]</nowiki>].
* '''Юридические клиники''' при высших учебных заведениях не только оказывают бесплатную юридическую помощь, но и служат базами для правового просвещения. Студенты-юристы под руководством преподавателей проводят занятия для школьников и консультируют граждан.
* '''Специализированные центры и НКО''', такие как '''Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве''' при МГЮА имени О.Е. Кутафина, фокусируются на актуальных вопросах, таких как цифровая гигиена, защита персональных данных и безопасность в интернете, повышая уровень цифровой и правовой грамотности молодёжи [https://msal.ru/structure/tsentry/tsentr-po-obespecheniyu-prav-molodezhi-v-tsifrovom-prostranstve/ <nowiki>[3]</nowiki>].
 
== Социальная политика и меры поддержки ==
 
Социальная политика в области правового просвещения молодёжи строится на комплексном подходе, охватывающем не только самих молодых людей, но и их окружение — родителей и педагогов. Это создаёт единую воспитывающую среду и повышает эффективность просветительской деятельности.
 
'''Меры поддержки и направления работы'''
 
* '''Общее и специальное просвещение''': Работа ведётся по двум направлениям. '''Общее''' правовое просвещение охватывает всех несовершеннолетних в образовательных организациях и направлено на формирование базовой правовой грамотности. '''Специальное''' просвещение ориентировано на молодёжь, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации, или детей с особыми правовыми потребностями.
* '''Работа с родителями (законными представителями)''': Важнейшей мерой поддержки является правовое просвещение родителей. Оно направлено на разъяснение их прав и обязанностей по воспитанию детей, повышение ответственности за их поведение, а также на обучение методам разрешения семейных конфликтов. Формы работы включают родительские собрания, лекции, консультации с юристами и психологами.
* '''Повышение квалификации педагогов''': Для эффективной реализации программ правового просвещения организуются курсы повышения квалификации для учителей, классных руководителей и социальных педагогов. Их обучают современным методикам преподавания права, знакомят с изменениями в законодательстве и способами организации внеурочной деятельности.
* '''Информационно-методическое обеспечение''': Государственные органы и общественные организации разрабатывают и распространяют методические пособия, буклеты, памятки и мультимедийные материалы по правовой тематике. Создаются специализированные интернет-порталы, предоставляющие доступ к достоверной правовой информации [https://xn--80abdbhj1eix5g.xn--p1ai <nowiki>[12]</nowiki>].
* '''Формы и методы работы с молодёжью''': В зависимости от возраста применяются различные форматы. Для младших школьников это дидактические игры, обсуждение сказок и мультфильмов. Для подростков и студентов — деловые игры, дебаты, мастер-классы, участие в социальных проектах, встречи с представителями юридических профессий, экскурсии в суды и правоохранительные органы.
* '''Интеграция в образовательный процесс''': Правовое просвещение реализуется через учебные предметы («Обществознание», история), элективные курсы, а также через внеурочную деятельность. Акцент делается на межпредметных связях, что позволяет рассматривать правовые вопросы в контексте различных жизненных ситуаций.
 
== Программы и мероприятия ==
 
В России ежегодно проводится множество масштабных программ и мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности молодёжи.
 
* '''Всероссийский правовой (юридический) диктант''': Крупнейшая общенациональная акция по проверке уровня правовой грамотности, организуемая Ассоциацией юристов России. Диктант позволяет тысячам граждан, включая молодёжь, оценить свои знания основ права и получить персональные рекомендации по изучению пробелов. Проект также направлен на мотивацию к изучению законодательства [https://vk.com/budvprave <nowiki>[13]</nowiki>].
* '''Проект #ВПРАВЕ''': Мультиформатный просветительский проект, созданный для молодёжи. Он использует современные медиаформаты (социальные сети, видеоролики, подкасты) для разъяснения сложных юридических тем простым и доступным языком. Проект помогает молодым людям научиться применять законы в повседневной жизни [https://xn--80abdbhj1eix5g.xn--p1ai <nowiki>[12]</nowiki>].
* '''Всероссийский конкурс «Инновационные технологии в правовом просвещении»''': Конкурс, организуемый под эгидой Уполномоченного по правам человека в РФ, направлен на выявление и распространение лучших практик и инновационных методик в сфере правового просвещения. Участие в нём принимают педагоги, юристы, общественные деятели и студенты [https://ombudsmanrf.org/ombudsman/bio/novosti-upolnomochen-ogo/92443793-fd84-4eda-ada7-cc5ff386d717 <nowiki>[9]</nowiki>].
* '''Всероссийская неделя правовой помощи детям''': Ежегодное мероприятие, приуроченное ко Всемирному дню ребёнка (20 ноября). В рамках недели по всей стране организуются дни открытых дверей в органах юстиции, адвокатских палатах, нотариальных конторах, где дети и их родители могут получить бесплатные юридические консультации.
* '''Конкурс гражданской грамотности «Онфим»''': Интеллектуальное соревнование для школьников, направленное на развитие правовой и финансовой грамотности, а также на формирование активной гражданской позиции.
* '''Тематические уроки и классные часы''': В школах регулярно проводятся Единые уроки прав человека, уроки, посвящённые Конституции РФ, а также занятия по профилактике экстремизма, коррупции и других правонарушений.
* '''Летние правовые школы и смены''': Формат, сочетающий отдых и образование, где школьники и студенты углублённо изучают право под руководством ведущих юристов, участвуют в деловых играх и тренингах.


'''Негосударственные организации и общественные объединения:'''
== Исследования и аналитика ==
* '''Ассоциация юристов России:''' Активно участвует в правовом просвещении, организует дни бесплатной юридической помощи, реализует образовательные проекты по всей стране [https://aprp.msal.ru/jour/article/viewFile/1253/1360 <nowiki>[12]</nowiki>].
* '''Юридические клиники при вузах:''' Студенты юридических факультетов под руководством преподавателей оказывают бесплатную правовую помощь населению, что является важной формой практического обучения и просвещения [https://www.minjust.gov.ru/ru/pages/spisok-yuridicheskih-klinik/ <nowiki>[13]</nowiki>].
* '''Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА:''' Специализированная структура, занимающаяся повышением уровня правовой и цифровой грамотности молодёжи, исследованием рисков цифровой среды и организацией интерактивных просветительских мероприятий [https://msal.ru/structure/tsentry/tsentr-po-obespecheniyu-prav-molodezhi-v-tsifrovom-prostranstve/ <nowiki>[14]</nowiki>].
* '''Правозащитные и иные некоммерческие организации (НКО):''' Реализуют проекты, направленные на защиту прав отдельных категорий граждан, проводят семинары, выпускают информационные материалы.


== Формы и методы правового просвещения молодёжи ==
Научно-исследовательская и аналитическая работа является неотъемлемой частью государственной политики в сфере правового просвещения, обеспечивая её научную обоснованность и оценку эффективности.
Для эффективного правового просвещения используются разнообразные формы и методы работы, адаптированные к возрастным и психологическим особенностям молодёжи. Работа строится на принципах интерактивности, практической направленности и вовлечения.


'''Для младших школьников (начальная школа):'''
Основными направлениями исследований являются:
* '''Игровые формы:''' Дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, позволяющие в доступной форме усвоить понятия о правилах поведения, добре и зле.
* '''Изучение уровня правосознания и правовой культуры молодёжи''': Социологические и правовые исследования направлены на выявление ключевых проблем в правосознании молодых россиян, таких как правовой нигилизм (отрицание социальной ценности права), правовой инфантилизм (недостаточное понимание своих прав и обязанностей) и склонность к противоправному поведению. Результаты таких исследований служат основой для корректировки просветительских программ.
* '''Обсуждение сказок и мультфильмов:''' Анализ поступков героев с точки зрения моральных и правовых норм.
* '''Анализ эффективности правового просвещения''': Научные центры и вузы, такие как МГЮА имени О.Е. Кутафина [https://msal.ru/structure/tsentry/tsentr-po-obespecheniyu-prav-molodezhi-v-tsifrovom-prostranstve/ <nowiki>[3]</nowiki>], проводят мониторинг и оценку действующих программ и методик. Анализируется, насколько успешно усваиваются правовые знания, формируются ли необходимые компетенции и меняется ли поведение молодёжи в правовой сфере. Особое внимание уделяется влиянию цифровых технологий на правосознание и разработке новых методов правового обучения в интернет-пространстве.
* '''Конкурсы рисунков и викторины''' на правовую тематику.
* '''Мониторинг со стороны государственных органов''': Министерство юстиции РФ и другие ведомства регулярно проводят мониторинг реализации программ правового просвещения в регионах [https://to34.minjust.gov.ru/uploaded/files/monitoring-po-pravovomu-prosvescheniyu-grazhdan-v-2022-g.doc <nowiki>[2]</nowiki>]. Собираются данные о количестве проведённых мероприятий, охвате аудитории, качестве информационных материалов и уровне межведомственного взаимодействия. Это позволяет выявлять лучшие региональные практики и распространять их по всей стране [https://fparf.ru/news/fpa/osoboe-vnimanie-pravovomu-prosveshcheniyu-sredi-podrastayushchego-pokoleniya/ <nowiki>[11]</nowiki>].
* '''Проектная деятельность:''' Создание небольших проектов на темы «Мои права и обязанности», «Правила нашего класса».
* '''Разработка методических рекомендаций''': На основе проведённых исследований разрабатываются и обновляются методические рекомендации для педагогов и других специалистов, работающих с молодёжью. Эти документы содержат практические советы по организации урочной и внеурочной деятельности, выбору форм и методов работы с учётом возрастных и психологических особенностей детей и подростков.


'''Для учащихся основной и старшей школы, студентов СПО:'''
== Интересные факты ==
* '''Интерактивные лекции и семинары:''' Обсуждение реальных правовых ситуаций, анализ законодательства.
* '''Деловые и ролевые игры:''' Моделирование судебных процессов, выборов, деятельности органов власти. Это помогает перевести теоретические знания в практический опыт.
* '''Проектная и исследовательская деятельность:''' Написание работ по актуальным правовым проблемам, участие в научно-практических конференциях.
* '''Встречи с профессионалами:''' Организация встреч с юристами, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, нотариусами.
* '''Всероссийские акции:''' Участие в мероприятиях, таких как «Всероссийская неделя правовой помощи», «Единый урок прав человека».
* '''Конкурс гражданской грамотности «Онфим»:''' Интеллектуальное состязание для школьников, направленное на повышение правовой и финансовой грамотности.
* '''Создание правовых уголков и стендов:''' Оформление в школах информационных пространств с данными о правах и обязанностях, телефонах доверия и служб помощи.
* '''Использование цифровых технологий:''' Проведение онлайн-викторин, вебинаров, создание образовательных блогов и подкастов на правовую тематику.


'''Работа с родителями и педагогами:'''
* Правовое просвещение в России рассматривается как многоуровневая система, ориентированная не только на молодёжь, но и на их родителей и педагогов. Такой подход «360 градусов» призван создать единую поддерживающую среду для формирования правовой культуры.
Правовое просвещение также охватывает родителей и педагогических работников, поскольку они играют ключевую роль в формировании личности ребёнка.
* Современные программы правового просвещения активно осваивают цифровое пространство. Проекты, такие как #ВПРАВЕ [https://xn--80abdbhj1eix5g.xn--p1ai <nowiki>[12]</nowiki>], используют форматы, популярные у молодёжи (блоги, подкасты, короткие видео), чтобы говорить о законах на понятном им языке.
* '''Для родителей:''' проводятся родительские собрания, лекции, консультации по вопросам прав ребёнка, ответственности родителей за его воспитание и поведение, а также методам решения семейных конфликтов.
* Акцент в просвещении смещается от простого заучивания статей законов к развитию практических навыков — «soft skills» в юриспруденции: умение защищать свои права, вести переговоры, разрешать конфликты мирным путём и критически оценивать информацию.
* '''Для педагогов:''' организуются курсы повышения квалификации, семинары и круглые столы для совершенствования их правовой компетентности и освоения современных методик правового воспитания.
* Крупнейшей акцией по проверке правовой грамотности является Всероссийский юридический диктант [https://vk.com/budvprave <nowiki>[13]</nowiki>], который ежегодно привлекает сотни тысяч участников со всей страны и из-за рубежа, что свидетельствует о высоком общественном запросе на правовые знания.


== См. также ==
== См. также ==
Строка 98: Строка 108:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[1] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113973/ Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан]
[1] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761/ "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан"]
 
[2] [https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2024/12/pravovoe-vospitanie.pdf Методические рекомендации «Правовое воспитание обучающихся в условиях обновленных ФГОС»]


[3] [https://shs_shil_2_shil.zabedu.ru/wp-content/uploads/2021/04/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E.pdf Программа по правовому просвещению МБОУ СОШ]
[2] [https://to34.minjust.gov.ru/uploaded/files/monitoring-po-pravovomu-prosvescheniyu-grazhdan-v-2022-g.doc Мониторинг по правовому просвещению граждан]


[4] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ Конституция Российской Федерации]
[3] [https://msal.ru/structure/tsentry/tsentr-po-obespecheniyu-prav-molodezhi-v-tsifrovom-prostranstve/ Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА]


[5] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»]
[4] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ]


[6] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»]
[5] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" N 182-ФЗ]


[7] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/ Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»]
[6] [https://gkh.khabkrai.ru/Programmy/Pravovoe-prosveschenie-grazhdan/ Правовое просвещение граждан (на примере Хабаровского края)]


[8] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430903/ Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»]
[7] [http://belogorck.ru/press/news/6190-minyustom-utverzhdena-novaya-programma-pravovogo-prosveshcheniya-grazhdan Межведомственная программа в сфере правового и антикоррупционного просвещения граждан Амурской области]


[9] [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ Приказ Минпросвещения России об утверждении ФГОС основного общего образования]
[8] [https://pravo.khv.ru/citizens-legal-education-program Программа "Правовое просвещение граждан, проживающих на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области"]


[10] [http://docs.cntd.ru/document/965001258 О целевой программе "Правовое просвещение и воспитание граждан"]
[9] [https://ombudsmanrf.org/ombudsman/bio/novosti-upolnomochen-ogo/92443793-fd84-4eda-ada7-cc5ff386d717 Всероссийский Конкурс «Инновационные технологии в правовом просвещении»]


[11] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/bce82372788e0b4ac8206b5ab9ad51e6a306e10c/ Статья 12. Права органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений]
[10] [https://alrf63.ru/component/content/article/19-joomla/99-kontseptsiya-pravovogo-prosveshcheniya-grazhdan?Itemid=437 Концепция правового просвещения граждан от Ассоциации юристов России]


[12] [https://aprp.msal.ru/jour/article/viewFile/1253/1360 О понятии правового просвещения (научная статья)]
[11] [https://fparf.ru/news/fpa/osoboe-vnimanie-pravovomu-prosveshcheniyu-sredi-podrastayushchego-pokoleniya/ Правовое просвещение на семинаре-совещании в Совете Федерации ФС РФ]


[13] [https://www.minjust.gov.ru/ru/pages/spisok-yuridicheskih-klinik/ Список юридических клиник на сайте Минюста России]
[12] [https://xn--80abdbhj1eix5g.xn--p1ai Просветительский проект #ВПРАВЕ]


[14] [https://msal.ru/structure/tsentry/tsentr-po-obespecheniyu-prav-molodezhi-v-tsifrovom-prostranstve/ Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА]
[13] [https://vk.com/budvprave Официальная страница проекта "Правовой диктант" в социальной сети]


''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''


[[Категория:Правовое просвещение]]
[[Категория:Правовое просвещение]]
[[Категория:Государственные программы]]
[[Категория:Государственные программы]]
[[Категория:Федеральные проекты]]
[[Категория:Федеральные проекты]]

Текущая версия от 23:50, 31 октября 2025


Всероссийская программа правового просвещения граждан — это комплексная и систематическая деятельность государственных органов и институтов гражданского общества в Российской Федерации, направленная на формирование и повышение правовой культуры, правосознания и законопослушного поведения населения, с особым акцентом на молодёжь. Данная деятельность не является единой федеральной программой с утвержденным названием, а представляет собой реализацию государственной политики через совокупность федеральных и региональных стратегий, планов и мероприятий [1].

Ключевой целью правового просвещения является создание условий, при которых уважение к праву и закону становится личным убеждением каждого гражданина, что способствует укреплению правопорядка, профилактике правонарушений и построению правового государства [2]. Для молодёжи это направление имеет особое значение, поскольку формирует основы гражданской ответственности, помогает в социальной адаптации и профессиональном самоопределении, а также защищает от вовлечения в противоправную деятельность. Актуальность программы подчёркивается необходимостью преодоления правового нигилизма, повышения уровня правовой грамотности в условиях цифровизации общества и усложнения социальных отношений [3].

Законодательная база

Система правового просвещения в России опирается на многоуровневую нормативно-правовую базу, включающую как основополагающие стратегические документы, так и отраслевые законы и подзаконные акты.

Основополагающие документы

  • Конституция Российской Федерации: Статья 67.1 декларирует, что государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, что является идеологической основой для правового просвещения.
  • Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168): Это ключевой стратегический документ, который определяет цели, задачи и основные направления государственной политики в данной сфере. Он предусматривает развитие правового образования, расширение доступа граждан к правовой информации и поддержку негосударственных инициатив в области правового просвещения [1].
  • Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»: Документ относит к традиционным ценностям гражданственность, права и свободы человека, подчёркивая связь правового воспитания с нравственными ориентирами общества.

Федеральные законы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: Устанавливает правовые основы получения образования и включает положения о воспитании, направленном на формирование у обучающихся гражданской позиции и правосознания. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) конкретизируют требования к результатам освоения образовательных программ, включая формирование правовой компетентности [4].
  • Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»: Напрямую определяет правовое просвещение и правовое информирование как одни из форм профилактического воздействия (статьи 17, 18). Закон наделяет полномочиями в этой сфере федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления [5].
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»: Статья 28 возлагает обязанности по правовому информированию и просвещению населения на широкий круг субъектов, включая государственные юридические бюро, адвокатов, нотариусов, а также юридические клиники при вузах и некоммерческие организации [6].
  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Обязывает образовательные организации реализовывать программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Региональное законодательство

На уровне субъектов Российской Федерации принимаются собственные межведомственные программы и планы мероприятий по правовому просвещению граждан. Например, действуют программы в Амурской области на 2024-2028 годы [7], а также в Хабаровском крае и Еврейской автономной области на 2024-2026 годы [8]. Это позволяет учитывать региональную специфику и координировать усилия различных ведомств на местном уровне.

Организации поддержки

В реализации мероприятий по правовому просвещению молодёжи задействован широкий круг государственных и негосударственных структур, которые формируют единую систему поддержки.

Государственные органы и учреждения

  • Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные управления играют координирующую роль в сфере правового просвещения и оказания бесплатной юридической помощи [7]. Они разрабатывают методические рекомендации, организуют мониторинг и участвуют в проведении крупных всероссийских акций.
  • Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации отвечают за интеграцию правового просвещения в образовательный процесс. Через федеральные государственные образовательные стандарты, программы воспитания и методические рекомендации они обеспечивают изучение основ права в школах, колледжах и вузах.
  • Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) реализует правовое просвещение в рамках общей стратегии молодёжной политики, поддерживая проекты, направленные на повышение гражданской активности и правовой грамотности молодых людей.
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и региональные омбудсмены активно занимаются правовым просвещением, организуя образовательные мероприятия, конкурсы и выпуская информационные материалы по вопросам защиты прав и свобод граждан [9].
  • Правоохранительные органы (МВД России, Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ) участвуют в просветительской работе со школьниками и студентами, проводя лекции, дни открытых дверей и профилактические беседы о последствиях правонарушений.

Негосударственные и общественные организации

  • Ассоциация юристов России (АЮР) является одним из ключевых общественных субъектов правового просвещения. АЮР выступает организатором Всероссийского правового (юридического) диктанта, дней бесплатной юридической помощи и реализует множество других образовательных проектов [10].
  • Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и региональные адвокатские палаты уделяют большое внимание правовому просвещению молодёжи, проводя лекции в школах и вузах и участвуя в разработке просветительских материалов [11].
  • Юридические клиники при высших учебных заведениях не только оказывают бесплатную юридическую помощь, но и служат базами для правового просвещения. Студенты-юристы под руководством преподавателей проводят занятия для школьников и консультируют граждан.
  • Специализированные центры и НКО, такие как Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве при МГЮА имени О.Е. Кутафина, фокусируются на актуальных вопросах, таких как цифровая гигиена, защита персональных данных и безопасность в интернете, повышая уровень цифровой и правовой грамотности молодёжи [3].

Социальная политика и меры поддержки

Социальная политика в области правового просвещения молодёжи строится на комплексном подходе, охватывающем не только самих молодых людей, но и их окружение — родителей и педагогов. Это создаёт единую воспитывающую среду и повышает эффективность просветительской деятельности.

Меры поддержки и направления работы

  • Общее и специальное просвещение: Работа ведётся по двум направлениям. Общее правовое просвещение охватывает всех несовершеннолетних в образовательных организациях и направлено на формирование базовой правовой грамотности. Специальное просвещение ориентировано на молодёжь, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации, или детей с особыми правовыми потребностями.
  • Работа с родителями (законными представителями): Важнейшей мерой поддержки является правовое просвещение родителей. Оно направлено на разъяснение их прав и обязанностей по воспитанию детей, повышение ответственности за их поведение, а также на обучение методам разрешения семейных конфликтов. Формы работы включают родительские собрания, лекции, консультации с юристами и психологами.
  • Повышение квалификации педагогов: Для эффективной реализации программ правового просвещения организуются курсы повышения квалификации для учителей, классных руководителей и социальных педагогов. Их обучают современным методикам преподавания права, знакомят с изменениями в законодательстве и способами организации внеурочной деятельности.
  • Информационно-методическое обеспечение: Государственные органы и общественные организации разрабатывают и распространяют методические пособия, буклеты, памятки и мультимедийные материалы по правовой тематике. Создаются специализированные интернет-порталы, предоставляющие доступ к достоверной правовой информации [12].
  • Формы и методы работы с молодёжью: В зависимости от возраста применяются различные форматы. Для младших школьников это дидактические игры, обсуждение сказок и мультфильмов. Для подростков и студентов — деловые игры, дебаты, мастер-классы, участие в социальных проектах, встречи с представителями юридических профессий, экскурсии в суды и правоохранительные органы.
  • Интеграция в образовательный процесс: Правовое просвещение реализуется через учебные предметы («Обществознание», история), элективные курсы, а также через внеурочную деятельность. Акцент делается на межпредметных связях, что позволяет рассматривать правовые вопросы в контексте различных жизненных ситуаций.

Программы и мероприятия

В России ежегодно проводится множество масштабных программ и мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности молодёжи.

  • Всероссийский правовой (юридический) диктант: Крупнейшая общенациональная акция по проверке уровня правовой грамотности, организуемая Ассоциацией юристов России. Диктант позволяет тысячам граждан, включая молодёжь, оценить свои знания основ права и получить персональные рекомендации по изучению пробелов. Проект также направлен на мотивацию к изучению законодательства [13].
  • Проект #ВПРАВЕ: Мультиформатный просветительский проект, созданный для молодёжи. Он использует современные медиаформаты (социальные сети, видеоролики, подкасты) для разъяснения сложных юридических тем простым и доступным языком. Проект помогает молодым людям научиться применять законы в повседневной жизни [12].
  • Всероссийский конкурс «Инновационные технологии в правовом просвещении»: Конкурс, организуемый под эгидой Уполномоченного по правам человека в РФ, направлен на выявление и распространение лучших практик и инновационных методик в сфере правового просвещения. Участие в нём принимают педагоги, юристы, общественные деятели и студенты [9].
  • Всероссийская неделя правовой помощи детям: Ежегодное мероприятие, приуроченное ко Всемирному дню ребёнка (20 ноября). В рамках недели по всей стране организуются дни открытых дверей в органах юстиции, адвокатских палатах, нотариальных конторах, где дети и их родители могут получить бесплатные юридические консультации.
  • Конкурс гражданской грамотности «Онфим»: Интеллектуальное соревнование для школьников, направленное на развитие правовой и финансовой грамотности, а также на формирование активной гражданской позиции.
  • Тематические уроки и классные часы: В школах регулярно проводятся Единые уроки прав человека, уроки, посвящённые Конституции РФ, а также занятия по профилактике экстремизма, коррупции и других правонарушений.
  • Летние правовые школы и смены: Формат, сочетающий отдых и образование, где школьники и студенты углублённо изучают право под руководством ведущих юристов, участвуют в деловых играх и тренингах.

Исследования и аналитика

Научно-исследовательская и аналитическая работа является неотъемлемой частью государственной политики в сфере правового просвещения, обеспечивая её научную обоснованность и оценку эффективности.

Основными направлениями исследований являются:

  • Изучение уровня правосознания и правовой культуры молодёжи: Социологические и правовые исследования направлены на выявление ключевых проблем в правосознании молодых россиян, таких как правовой нигилизм (отрицание социальной ценности права), правовой инфантилизм (недостаточное понимание своих прав и обязанностей) и склонность к противоправному поведению. Результаты таких исследований служат основой для корректировки просветительских программ.
  • Анализ эффективности правового просвещения: Научные центры и вузы, такие как МГЮА имени О.Е. Кутафина [3], проводят мониторинг и оценку действующих программ и методик. Анализируется, насколько успешно усваиваются правовые знания, формируются ли необходимые компетенции и меняется ли поведение молодёжи в правовой сфере. Особое внимание уделяется влиянию цифровых технологий на правосознание и разработке новых методов правового обучения в интернет-пространстве.
  • Мониторинг со стороны государственных органов: Министерство юстиции РФ и другие ведомства регулярно проводят мониторинг реализации программ правового просвещения в регионах [2]. Собираются данные о количестве проведённых мероприятий, охвате аудитории, качестве информационных материалов и уровне межведомственного взаимодействия. Это позволяет выявлять лучшие региональные практики и распространять их по всей стране [11].
  • Разработка методических рекомендаций: На основе проведённых исследований разрабатываются и обновляются методические рекомендации для педагогов и других специалистов, работающих с молодёжью. Эти документы содержат практические советы по организации урочной и внеурочной деятельности, выбору форм и методов работы с учётом возрастных и психологических особенностей детей и подростков.

Интересные факты

  • Правовое просвещение в России рассматривается как многоуровневая система, ориентированная не только на молодёжь, но и на их родителей и педагогов. Такой подход «360 градусов» призван создать единую поддерживающую среду для формирования правовой культуры.
  • Современные программы правового просвещения активно осваивают цифровое пространство. Проекты, такие как #ВПРАВЕ [12], используют форматы, популярные у молодёжи (блоги, подкасты, короткие видео), чтобы говорить о законах на понятном им языке.
  • Акцент в просвещении смещается от простого заучивания статей законов к развитию практических навыков — «soft skills» в юриспруденции: умение защищать свои права, вести переговоры, разрешать конфликты мирным путём и критически оценивать информацию.
  • Крупнейшей акцией по проверке правовой грамотности является Всероссийский юридический диктант [13], который ежегодно привлекает сотни тысяч участников со всей страны и из-за рубежа, что свидетельствует о высоком общественном запросе на правовые знания.

См. также

Ссылки

[1] "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан"

[2] Мониторинг по правовому просвещению граждан

[3] Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА

[4] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ

[5] Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" N 182-ФЗ

[6] Правовое просвещение граждан (на примере Хабаровского края)

[7] Межведомственная программа в сфере правового и антикоррупционного просвещения граждан Амурской области

[8] Программа "Правовое просвещение граждан, проживающих на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области"

[9] Всероссийский Конкурс «Инновационные технологии в правовом просвещении»

[10] Концепция правового просвещения граждан от Ассоциации юристов России

[11] Правовое просвещение на семинаре-совещании в Совете Федерации ФС РФ

[12] Просветительский проект #ВПРАВЕ

[13] Официальная страница проекта "Правовой диктант" в социальной сети