Школьные волонтёрские отряды: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Строка 13: Строка 13:


* '''Конституция Российской Федерации''' — гарантирует право граждан на объединение и участие в управлении делами государства.
* '''Конституция Российской Федерации''' — гарантирует право граждан на объединение и участие в управлении делами государства.
* '''Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»''' — является ключевым документом, определяющим понятия «добровольчество (волонтёрство)», «волонтёр», «организатор волонтёрской деятельности». Важным этапом стало принятие Федерального закона № 15-ФЗ от 5 февраля 2018 года, который уравнял понятия «добровольчество» и «волонтёрство» и закрепил полномочия органов власти по поддержке этой сферы. [https://edu.dobro.ru/upload/uf/c24/c2406bee98ffaa41cfa11c38457880cb.pdf <nowiki>[7]</nowiki>]
* '''Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»''' — является ключевым документом, определяющим понятия «добровольчество (волонтёрство)», «волонтёр», «организатор волонтёрской деятельности». Важным этапом стало принятие Федерального закона № 15-ФЗ от 5 февраля 2018 года, который уравнял понятия «добровольчество» и «волонтёрство» и закрепил полномочия органов власти по поддержке этой сферы. [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ <nowiki>[7]</nowiki>]
* '''Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»''' — определяет воспитание как неотъемлемую часть образования и позволяет школам организовывать внеурочную деятельность, включая волонтёрство. [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ <nowiki>[8]</nowiki>]
* '''Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»''' — определяет воспитание как неотъемлемую часть образования и позволяет школам организовывать внеурочную деятельность, включая волонтёрство. [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ <nowiki>[8]</nowiki>]
* '''Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»''' — регламентирует создание и деятельность общественных объединений, в форме которых могут создаваться волонтёрские отряды. [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ <nowiki>[9]</nowiki>]
* '''Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»''' — регламентирует создание и деятельность общественных объединений, в форме которых могут создаваться волонтёрские отряды. [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ <nowiki>[9]</nowiki>]
Строка 107: Строка 107:
[5] [https://edu.dobro.ru/upload/uf/b70/b70309fcc9ca33bc719f07ea77c52e06.pdf Методическое пособие «Модель школьного добровольческого отряда»]
[5] [https://edu.dobro.ru/upload/uf/b70/b70309fcc9ca33bc719f07ea77c52e06.pdf Методическое пособие «Модель школьного добровольческого отряда»]


[6] Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
[7] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ (последняя редакция)]
 
[7] [https://edu.dobro.ru/upload/uf/c24/c2406bee98ffaa41cfa11c38457880cb.pdf Правовые основания волонтерской деятельности // Университет ДОБРО]


[8] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»]
[8] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»]

Текущая версия от 17:42, 17 сентября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Школьные волонтёрские (добровольческие) отряды — это форма детского общественного объединения, создаваемая на базе общеобразовательных организаций в России. Участники таких отрядов, школьники разных возрастов, на добровольной и безвозмездной основе участвуют в социально значимой деятельности. Развитие школьного волонтёрства является важной частью государственной молодёжной политики и системы воспитания, направленной на формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции, социальной ответственности, эмпатии и трудолюбия. [1]

Движение школьного волонтёрства получило системный характер в России, особенно после объявления 2018 года Годом добровольца (волонтёра). Именно тогда была поставлена масштабная задача по созданию сети из 5000 школьных волонтёрских отрядов по всей стране при поддержке Ассоциации волонтёрских центров и Российского движения школьников. [2][3] Эта инициатива дала мощный толчок для развития инфраструктуры поддержки добровольчества в школах.

На сегодняшний день школьные волонтёрские отряды стали неотъемлемой частью внеурочной деятельности. Например, по данным на начало 2022 года только в Москве действовало свыше 550 волонтёрских отрядов в школах и колледжах, объединявших более 39 тысяч учащихся. [4] Деятельность отрядов разнообразна: от помощи ветеранам и пожилым людям до экологических акций, организации мероприятий и пропаганды здорового образа жизни. Участие в такой деятельности помогает школьникам приобретать важные личностные качества, практические навыки, способствует профессиональному самоопределению и социализации. [5]

Законодательная база

Деятельность школьных волонтёрских отрядов в Российской Федерации регулируется совокупностью нормативно-правовых актов федерального, регионального и локального (внутришкольного) уровней. Основой для правового регулирования добровольчества служат:

Федеральное законодательство:

  • Конституция Российской Федерации — гарантирует право граждан на объединение и участие в управлении делами государства.
  • Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» — является ключевым документом, определяющим понятия «добровольчество (волонтёрство)», «волонтёр», «организатор волонтёрской деятельности». Важным этапом стало принятие Федерального закона № 15-ФЗ от 5 февраля 2018 года, который уравнял понятия «добровольчество» и «волонтёрство» и закрепил полномочия органов власти по поддержке этой сферы. [7]
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — определяет воспитание как неотъемлемую часть образования и позволяет школам организовывать внеурочную деятельность, включая волонтёрство. [8]
  • Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» — регламентирует создание и деятельность общественных объединений, в форме которых могут создаваться волонтёрские отряды. [9]
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — устанавливает правовые основы защиты прав детей, что учитывается при вовлечении несовершеннолетних в добровольческую деятельность. [10]

Региональное законодательство и локальные акты: На уровне субъектов РФ принимаются собственные законы и постановления, регулирующие и поддерживающие добровольческую деятельность. Примером может служить Постановление правительства Ярославской области от 09.06.2011 г. №424-п «О добровольческой (волонтерской) деятельности». [11]

На базе каждой школы, где создаётся волонтёрский отряд, разрабатывается локальный нормативный акт — Положение о школьном волонтёрском отряде. Этот документ утверждается директором школы и определяет цели, задачи, структуру отряда, права и обязанности его членов, порядок вступления и выхода из него. [12] Важным условием для участия несовершеннолетних в волонтёрской деятельности является получение письменного согласия их родителей или законных представителей. [11]

Организации поддержки

Развитие школьного волонтёрства в России поддерживается сетью государственных и негосударственных организаций, которые оказывают методическую, информационную и организационную помощь.

Государственные организации:

  • Министерство просвещения Российской Федерации — ведомство утверждает методические рекомендации для организации добровольческой деятельности в школах, интегрируя её в воспитательный процесс. [13]
  • Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — курирует развитие добровольчества в стране в рамках федеральных программ и проектов, а также управляет единой информационной системой Добро.рф.
  • Региональные ресурсные центры добровольчества — создаются в субъектах РФ для поддержки волонтёрских инициатив на местах. Ярким примером является ГБУ «Мосволонтёр» в Москве, который реализует программы для школьников и координирует деятельность отрядов. [4]

Общественные и некоммерческие организации:

  • Ассоциация волонтёрских центров (АВЦ) — крупнейшая добровольческая организация в России, играющая ключевую роль в развитии школьного волонтёрства. АВЦ является инициатором федеральных программ, разработчиком методических пособий, таких как «Модель школьного добровольческого отряда», и организатором всероссийских акций. [2][5]
  • Российское движение школьников (РДШ) (с 2022 года — Российское движение детей и молодёжи «Движение Первых») — стратегический партнёр АВЦ в реализации программ школьного волонтёрства. Направление «Гражданская активность» в рамках деятельности РДШ напрямую связано с добровольчеством. [5]
  • Всероссийские волонтёрские движения — крупные организации, такие как Волонтёры Победы, Волонтёры-медики, Всероссийский студенческий корпус спасателей, активно работают со школьниками, вовлекая их в свои профильные проекты и создавая на базе школ свои первичные отделения. [5]
  • Добро.рф — единая информационная система, которая является главной платформой для волонтёров и организаций в России. Здесь школьники могут найти мероприятия для участия, вести электронную личную книжку волонтёра, проходить обучение.

Социальная политика и меры поддержки

Государственная политика в сфере поддержки школьного волонтёрства направлена на создание благоприятной среды для развития детских добровольческих инициатив и включает в себя комплекс мер.

Методическая поддержка: Одной из ключевых мер является разработка и распространение методических материалов. Ассоциация волонтёрских центров совместно с РДШ и экспертами разработала пособие «Модель школьного добровольческого отряда». В нём описаны пошаговые алгоритмы создания отряда с нуля, механизмы вовлечения школьников, технологии работы, примеры лучших практик и типовые проекты. [5] Такие материалы помогают педагогам и активистам грамотно выстраивать работу на местах.

Мотивация и поощрение: Для стимулирования участия школьников в волонтёрстве существует система нематериальной мотивации:

  • Личная книжка волонтёра: Ведётся в электронном виде на платформе Добро.рф. В ней фиксируются все часы и активности добровольца. Наличие верифицированного опыта волонтёрской деятельности может давать дополнительные баллы при поступлении в некоторые вузы. [14]
  • Участие в крупных событиях: Лучшие школьники-волонтёры получают возможность поехать на тематические смены в федеральные детские центры, такие как «Артек» и «Океан», а также принять участие во Всероссийском форуме добровольцев. [3]
  • Общественное признание: Победители конкурсов, таких как «Доброволец России», получают общественное признание и поддержку своих проектов. На школьном уровне активных волонтёров поощряют грамотами, благодарностями и упоминаниями на официальных ресурсах школы. [15]

Грантовая поддержка: Социальные проекты, инициированные школьными волонтёрскими отрядами, могут получать финансовую поддержку через грантовые конкурсы, например, от Фонда президентских грантов или Росмолодёжи. Гранты позволяют реализовывать более масштабные и долгосрочные инициативы. [2]

Программы и мероприятия

Для системного вовлечения школьников в добровольческую деятельность реализуется ряд федеральных и региональных программ.

  • Федеральная программа «Ты решаешь!» — комплексная программа Ассоциации волонтёрских центров и РДШ, направленная на создание и развитие сети школьных волонтёрских отрядов. Она включает в себя несколько этапов: от знакомства с добровольчеством до создания отряда и поддержки его деятельности. [5]
  • Всероссийский проект «Лига добровольческих отрядов» — проект, в рамках которого в 2018-2019 учебном году более 1000 школ по всей стране создавали и развивали свои волонтёрские отряды, выполняя задания и используя методические рекомендации. [13]
  • Программа «Первый шаг» (Москва) — совместная программа ресурсного центра «Мосволонтёр» и Московского центра «Патриот.Спорт». Она помогает ученикам и учителям создавать в школах волонтёрские объединения, предоставляет методическую поддержку и организует мероприятия по пяти направлениям: экологическая, социальная, событийная, культурная и медицинская помощь. [4]
  • «Добрые уроки» — формат просветительских занятий в школах, на которых опытные волонтёры или педагоги рассказывают учащимся о сути добровольчества, его направлениях и возможностях. [4]
  • Онлайн-квесты и игры — для вовлечения школьников используются интерактивные форматы, например, онлайн-игра «Икс шагов до БРО», в рамках которой участники выполняют различные добрые дела в онлайн- и офлайн-форматах. [2]
  • Основные направления деятельности — работа школьных отрядов чаще всего ведётся по следующим направлениям:
    • Социальное: помощь ветеранам, пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам (акции «Георгиевская ленточка», «Добрые сердца»).
    • Экологическое: субботники, благоустройство территорий, сбор макулатуры и батареек, уход за памятниками природы.
    • Патриотическое: уход за памятниками и мемориалами, участие в исторических квестах, помощь в организации Дня Победы.
    • Событийное: помощь в организации школьных и городских мероприятий, концертов, фестивалей.
    • ЗОЖ и спорт: пропаганда здорового образа жизни, организация спортивных соревнований. [16][14]

Интересные факты

  • В 2018 году, объявленном в России Годом добровольца, была запущена программа по созданию 5000 школьных волонтёрских отрядов по всей стране. [2]
  • Понятия «волонтёр» и «доброволец» были законодательно уравнены в России только в 2018 году. До этого термин «волонтёр» в основном использовался в спортивной сфере, например, при подготовке к Олимпийским играм в Сочи. [7]
  • Школьный волонтёрский отряд «Юные сердца» из Красноярска, созданный с нуля в 2018 году, за короткое время вошёл в число лучших в стране благодаря своему проекту помощи бездомным животным «Килограмм каши». [13]
  • Для самых маленьких школьников знакомство с добровольчеством часто начинается через игровые форматы, например, специальные раскраски, в то время как для старшеклассников проводятся деловые игры и тренинги. [4]

См. также

Ссылки

[1] Развитие школьного добровольчества (статья)

[2] В России создадут 5000 школьных добровольческих отрядов // DOBRO.RU

[3] В России создадут 5000 школьных волонтерских отрядов // ИА Красная Весна

[4] Как работает волонтерская программа для школьников «Первый шаг» // Рамблер/новости

[5] Методическое пособие «Модель школьного добровольческого отряда»

[7] Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ (последняя редакция)

[8] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

[9] Федеральный закон «Об общественных объединениях»

[10] Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

[11] Положение о школьном волонтерском отряде // Инфоурок

[12] Положение о волонтёрском центре в МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО»

[13] Красноярский школьный волонтерский отряд вошел в число лучших по стране // DOBRO.RU

[14] Волонтерское движение в школах: основные направления, развитие, цели и задачи

[15] Положение о школьном отряде волонтеров-медиков

[16] Волонтерство в школе и волонтерство для школьников

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.