Федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий»: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | ||
[[Файл:Rural_Development_Russia.jpg|мини|500x500пкс| | [[Файл:Rural_Development_Russia.jpg|мини|500x500пкс|]] | ||
== Введение == | == Введение == |
Текущая версия от 19:04, 6 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Введение
Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» — это ключевой инструмент государственной политики, направленный на создание благоприятных социально-экономических условий для жизни и работы в сельской местности России. Исторически, до 2020 года, основным механизмом была федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [1]. С 1 января 2020 года началась реализация новой, более масштабной государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696 [2].
Программа имеет стратегическое значение для России, так как направлена на решение комплекса задач: от улучшения демографической ситуации и сохранения сельского населения до обеспечения продовольственной безопасности страны и развития агропромышленного комплекса. Актуальность программы подчёркивается тем, что сельские территории занимают значительную часть страны и обладают огромным природным, экономическим и культурным потенциалом, эффективное использование которого является залогом устойчивого развития государства [3].
Ключевые цели программы до 2025 года включают:
- Сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%.
- Достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%.
- Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 50% [4].
Общий объём финансирования госпрограммы на 2020–2025 годы составляет около 2,3 трлн рублей, из которых около 1 трлн рублей — средства федерального бюджета [4]. Особое внимание в программе уделяется молодёжи, в частности поддержке молодых семей и молодых специалистов на селе, для которых создаются стимулы для жизни и работы в сельской местности.
Законодательная база
1. Федеральное законодательство
Нормативно-правовая база, регулирующая развитие сельских территорий, включает в себя ряд стратегических документов и постановлений.
- [Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года] (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р): Определяет долгосрочные цели, приоритеты и направления государственной политики в сфере развития сельских территорий, включая социальное развитие, улучшение качества жизни и диверсификацию сельской экономики [2].
- [Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696] «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Комплексное развитие сельских территорий”»: Основной документ, утверждающий текущую госпрограмму, её паспорт, цели, структуру, объёмы и источники финансирования. Устанавливает правила предоставления субсидий регионам на реализацию мероприятий программы [2].
- [Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598] «О федеральной целевой программе “Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года”»: Документ, на основе которого реализовывалась предыдущая программа. Многие её цели и задачи были унаследованы и расширены в новой госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий» [1].
- [Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»]: Хотя напрямую не регулирует сельские территории, этот закон важен, так как определяет понятия «молодая семья» и «молодой специалист», которые являются целевыми группами многих мероприятий госпрограммы по развитию села.
2. Региональное законодательство
В соответствии с федеральным законодательством, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают собственные региональные государственные программы, направленные на достижение целей федеральной программы «Комплексное развитие сельских территорий» [2]. Эти программы учитывают социально-экономические, демографические и природно-климатические особенности конкретного региона и могут включать дополнительные меры поддержки, адаптированные под местные нужды.
Социальная политика и меры поддержки
Госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» реализуется через проектную и процессную части, включающие конкретные направления поддержки [4].
1. Развитие жилищного строительства и благоустройство
Одно из ключевых направлений — обеспечение граждан доступным и комфортным жильем.
- Сельская ипотека: Предоставление льготных ипотечных кредитов по ставке до 3% годовых на покупку или строительство жилья в сельской местности. С момента запуска программы в 2020 году её возможностями воспользовались уже более 160 тысяч заёмщиков [5].
- Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья: Предоставляются гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, работающим на селе.
- Строительство жилья по договору найма: Создание фонда служебного жилья для предоставления специалистам, работающим в АПК и социальной сфере.
- Повышение уровня благоустройства: Выдача льготных потребительских кредитов по ставке до 5% на цели благоустройства домовладений: проведение газа, воды, электричества, канализации, ремонта крыши и т.д. [5].
2. Развитие инфраструктуры
Программа направлена на сокращение инфраструктурного разрыва между городом и селом.
- Транспортная инфраструктура: Строительство и реконструкция автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам (школам, больницам), а также к объектам производства и переработки сельхозпродукции [6].
- Инженерная инфраструктура: Создание и модернизация сетей газо-, водо-, тепло- и электроснабжения в сельских населенных пунктах.
- Социальная инфраструктура: Строительство, реконструкция и капитальный ремонт школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов, домов культуры и спортивных объектов [7].
3. Содействие занятости сельского населения
Для привлечения и закрепления кадров на селе реализуются следующие мероприятия:
- Поддержка кадров: Компенсация затрат работодателям на обучение учеников по ученическому договору и на прохождение производственной практики студентами.
- Создание новых рабочих мест: Стимулирование инвестиционной активности для создания высокотехнологичных рабочих мест в АПК и других отраслях сельской экономики [8].
4. Проект «Современный облик сельских территорий»
Это специальный механизм, позволяющий реализовывать крупные проекты по комплексному обустройству сельских населенных пунктов и агломераций. Проекты отбираются на конкурсной основе и предполагают строительство и модернизацию сразу нескольких объектов социальной и инженерной инфраструктуры, что позволяет кардинально изменить качество жизни на конкретной территории [2].
Организации поддержки
Реализация госпрограммы — это совместная работа органов власти разных уровней и подведомственных организаций.
Государственные организации
- [Министерство сельского хозяйства Российской Федерации]: Является государственным заказчиком-координатором программы, разрабатывает её основные положения, осуществляет мониторинг и контроль за её реализацией [8].
- [Правительство Российской Федерации]: Утверждает программу и вносит в неё изменения, выделяет финансирование из федерального бюджета [2].
- [Совет Федерации Федерального Собрания РФ]: Осуществляет парламентский контроль за ходом реализации программы и ежегодно выступает за увеличение её финансирования, отмечая её высокую эффективность [9].
- [Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)]: Является соисполнителем в части мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры [6].
- [АО «ДОМ.РФ»]: Выступает как оператор некоторых жилищных программ, включая сельскую ипотеку.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ: Разрабатывают и реализуют региональные программы, выступают основными получателями федеральных субсидий и доводят их до конечных исполнителей на местах.
Исследования и аналитика
Государственная программа предусматривает отдельное направление по обеспечению государственного мониторинга сельских территорий. Этот процесс включает сбор, обработку и анализ данных о социально-экономическом положении села, уровне жизни населения и эффективности реализуемых мер. Мониторинг позволяет своевременно корректировать мероприятия программы и повышать их результативность [4].
Кроме того, проблематика устойчивого развития сельских территорий и человеческого капитала на селе является предметом многочисленных научных исследований. Аналитические работы посвящены изучению демографических тенденций, проблем занятости, качества жизни и самореализации молодёжи в сельской местности [file:39]. Эти исследования формируют научную основу для совершенствования государственной политики в данной сфере.
См. также
- Программа «Кадры для села»
- Развитие агротуризма
- Центры развития сельских территорий
- Грантовая поддержка местных инициатив
- Поддержка народных промыслов и ремёсел
- Проект «Мастерская развития сельских территорий»
- Сельская ипотека
Ссылки
[3] Кутафинские чтения. Устойчивое развитие сельских территорий как стратегическая задача
[5] Распоряжение Правительства от 18 октября 2024 года № 2913-р о финансировании сельской ипотеки
[6] Страница программы на сайте Росавтодора
[7] Раздел «Развитие сельских территорий» на сайте Правительства России
[8] Паспорт ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» в системе Гарант