Центры развития сельских территорий: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
[[Файл:Rural_Development_Center_Russia.jpg|мини|500x500пкс|Планирование проектов в Центре развития сельских территорий]]
 


== Введение ==
== Введение ==

Версия от 17:02, 6 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ


Введение

Центры развития сельских территорий (ЦРСТ) — это совокупность государственных, негосударственных, научных и образовательных организаций в Российской Федерации, созданных для комплексной поддержки и стимулирования социально-экономического роста сельских местностей. Их деятельность направлена на реализацию государственной политики, поддержку местных инициатив, улучшение качества жизни сельского населения и создание условий для устойчивого развития села. Источники: [1], [2].

Ключевой задачей ЦРСТ является борьба с депопуляцией сельских территорий, сокращение оттока молодёжи в города, создание новых рабочих мест и модернизация социальной и инженерной инфраструктуры. Они выступают как координационные и ресурсные площадки, объединяющие усилия власти, бизнеса и общества для решения проблем села. Значимость ЦРСТ подчёркивается их ролью в реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», которая является основным инструментом государственной политики в этой сфере. Источники: [3], [4].

С 2025 года особый акцент в развитии сельских территорий сделан на формировании сети опорных населённых пунктов (ОНП) — центров экономического и социального роста, вокруг которых будет концентрироваться развитие прилегающих местностей. Источник: [5]. ЦРСТ играют центральную роль в планировании и развитии этих ОНП.

Законодательная база

Федеральное законодательство

Деятельность Центров развития сельских территорий регулируется рядом стратегических документов и нормативно-правовых актов, определяющих цели, задачи и механизмы поддержки села.

  • Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696. Это основной документ, в рамках которого ЦРСТ осуществляют свою деятельность. Программа включает ведомственные проекты «Современный облик сельских территорий», «Развитие жилищного строительства» и другие, направленные на создание инфраструктуры, благоустройство и улучшение жилищных условий. Источники: [6], [7].
  • Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. Стратегия заложила концептуальные основы для перехода от отраслевого к территориальному подходу в развитии села, определив важность диверсификации сельской экономики, сохранения культурного наследия и улучшения экологической обстановки. Источники: [8], [9].
  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Закон определяет основные направления работы с молодёжью, включая содействие в решении жилищных проблем, трудоустройстве и вовлечении в общественную деятельность. Для ЦРСТ этот закон является основой для разработки программ, направленных на закрепление молодых специалистов и молодых семей на селе.

Региональное законодательство

Субъекты Российской Федерации принимают собственные программы и нормативные акты, дополняющие федеральные меры поддержки. Региональное законодательство адаптирует общие цели к местным условиям, определяя приоритетные направления развития, размеры субсидий и критерии отбора проектов. Это позволяет ЦРСТ на местах более гибко подходить к решению локальных задач.

Организации поддержки (структура ЦРСТ)

Система Центров развития сельских территорий имеет многоуровневую структуру, включающую государственные, научные и общественные организации.

Государственные организации

  • Департамент развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства РФ. Является ключевым федеральным органом, координирующим реализацию государственной политики в сфере развития села. Департамент отвечает за нормативно-правовое регулирование и стратегическое планирование. Источник: [1].
  • ФГБУ «Агентство развития сельских территорий». Подведомственное Минсельхозу учреждение, выполняющее функции проектного офиса госпрограммы. Агентство оказывает организационное, методическое и информационное обеспечение, проводит экспертизу проектов, организует конференции и ведёт мониторинг социально-экономического состояния сельских территорий. Источник: [10].

Научно-аналитические центры

  • Научный центр изучения проблем сельских территорий. Создан на базе Российской государственной аграрной заочной академии (РГАЗУ) совместно с Минсельхозом. Центр занимается изучением социальных явлений, разработкой прогнозов и проведением образовательных программ для специалистов, работающих в сфере развития села. Источники: [11], [12].
  • ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий» (ВНИИЭСХ). Один из ведущих научных институтов, занимающийся фундаментальными и прикладными исследованиями в области аграрной экономики и социального развития села. Источник: [13].
  • Центр устойчивого развития сельских территорий при РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. Созданный ещё в 1996 году, этот центр стоял у истоков разработки концепции устойчивого развития сельских территорий в России и внёс значительный вклад в её принятие на государственном уровне. Источник: [9].

Негосударственные и общественные организации

  • Автономные некоммерческие организации (АНО) «Центр развития сельских территорий». Такие организации создаются в регионах для поддержки локальных инициатив. Они занимаются реализацией социальных и экологических проектов, поддержкой местного бизнеса, организацией волонтёрской деятельности и привлечением грантов. Примером является АНО в Удмуртской Республике, активно работающая с молодёжью и реализующая культурные проекты. Источник: [2].
  • Ресурсные центры развития сельских территорий. Общественные организации, создаваемые для обмена опытом и тиражирования успешных практик развития села. Они помогают начинающим предпринимателям и активистам, оказывают консультационную поддержку и создают информационные сети для взаимодействия горожан, желающих переехать на село. Источник: [14].
  • Российский союз сельской молодежи (РССМ). Крупнейшая общественная организация, представляющая интересы молодёжи на селе. РССМ реализует собственные проекты, направленные на патриотическое воспитание, развитие добровольчества, спорта и предпринимательства, а также активно участвует в обсуждении и формировании молодёжной политики на селе.

Социальная политика и меры поддержки

Деятельность ЦРСТ охватывает широкий спектр мер, реализуемых в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».

  • Развитие социальной инфраструктуры. В рамках проекта «Современный облик сельских территорий» осуществляется строительство, реконструкция и капитальный ремонт школ, детских садов, домов культуры, фельдшерско-акушерских пунктов и спортивных объектов. Источник: [7]. С 2020 года было создано и модернизировано более 2,5 тыс. таких объектов. Источник: [4].
  • Благоустройство общественных пространств. ЦРСТ поддерживают общественно значимые проекты по благоустройству: создание парков и зон отдыха, обустройство детских и спортивных площадок, организацию уличного освещения, ремонт тротуаров и дорог. Источник: [7].
  • Улучшение жилищных условий. Реализуются программы льготной сельской ипотеки и предоставляются социальные выплаты на строительство или приобретение жилья. Это одна из ключевых мер по привлечению и закреплению молодых семей и специалистов на селе. Источник: [15].
  • Грантовая поддержка местных инициатив. ЦРСТ содействуют участию сельских жителей и предпринимателей в конкурсах на получение грантов, таких как «Агростартап» для начинающих фермеров. Особое внимание уделяется поддержке ветеранов специальной военной операции через грант «Агромотиватор». Источник: [16].
  • Кадровая поддержка. Для решения проблемы кадрового дефицита ЦРСТ участвуют в реализации программ «Земский доктор», «Земский учитель» и «Земский работник культуры», которые предоставляют единовременные выплаты специалистам, переезжающим на работу в сельскую местность. Источник: [16].

Программы и мероприятия

Центры развития сельских территорий выступают организаторами и участниками множества программ и мероприятий, направленных на вовлечение молодёжи и активизацию местного сообщества.

  • Образовательные программы и семинары. Научные центры и ФГБУ «АРСТ» регулярно проводят обучающие мероприятия для глав муниципалитетов, специалистов АПК и представителей НКО по актуальным вопросам развития села, цифровизации и привлечения инвестиций. Источник: [11].
  • Региональные сельские игры «Территория». Мероприятие, организуемое для инициативной сельской молодёжи, предпринимателей и специалистов, направленное на обмен опытом, генерацию идей и личностный рост. Игры служат площадкой для продвижения преимуществ сельского образа жизни. Источник: [17].
  • Проект «Соседские центры — ресурс развития сельских территорий». Инициатива, направленная на создание на базе сельских учреждений (библиотек, клубов) центров местного сообщества, где жители могут совместно реализовывать проекты, проводить досуг и получать новые знания. Источник: [18].

Исследования и аналитика

Научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью работы системы ЦРСТ. Она обеспечивает принятие управленческих решений на основе данных и научных прогнозов.

  • Мониторинг и анализ. ФГБУ «Агентство развития сельских территорий» и научные центры ведут постоянный мониторинг социально-экономического положения сельских территорий, готовят аналитические материалы и доклады для органов власти. Источник: [10].
  • Разработка концепций и прогнозов. Научный центр изучения проблем сельских территорий разрабатывает прогнозы развития и концепции долгосрочного роста, которые ложатся в основу стратегических документов. Источник: [19].
  • Изучение человеческого потенциала. Важным направлением исследований является анализ человеческого капитала и потенциала сельских территорий. Учёные исследуют демографические процессы, структуру занятости, уровень образования и мотивацию сельского населения, что позволяет разрабатывать более эффективные меры поддержки.
  • Публикационная деятельность. Результаты исследований публикуются в виде научных статей, монографий, а также атласов, наглядно демонстрирующих итоги реализации госпрограмм. Пример — «Атлас результатов реализации Государственной программы „Комплексное развитие сельских территорий“». Источник: [6].

См. также

Ссылки

[1] Департамент развития сельских территорий

[2] Организация: "Центр развития сельских территорий"

[3] Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий"

[4] Забытые сёла. Кто и как должен развивать сельские территории

[5] По итогам 2025 года мероприятия по комплексному развитию сельских территорий охватят 17 млн человек

[6] Атлас «Комплексное развитие сельских территорий»

[7] Программы поддержки в рамках Госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий»

[8] Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации

[9] Центр устойчивого развития сельских территорий

[10] ФГБУ «Агентство развития сельских территорий»

[11] Научный центр изучения села провел образовательную программу

[12] Научный центр изучения проблем сельских территорий

[13] ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ

[14] Ресурсный Центр развития сельских территорий

[15] Ведомственный проект "Развитие жилищного строительства на сельских территориях"

[16] В. Матвиенко: Национальные цели развития не делятся на городские и сельские

[17] С. Митин: Создание научных центров на селе — важный аспект при решении задач комплексного развития сельских территорий

[18] Проект "Соседские центры ресурс развития сельских территорий"

[19] Научный центр изучения проблем сельских территорий разработает концепцию их долгосрочного развития