Инклюзивное образование в Российской Федерации: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «12»
 
Нет описания правки
 
Строка 1: Строка 1:
12
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
 
 
'''Инклюзивное образование в Российской Федерации''' — это форма обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Развитие инклюзивного образования является одним из приоритетных направлений государственной образовательной и социальной политики России, нацеленной на реализацию прав каждого ребенка на качественное образование, его социальную адаптацию и интеграцию в общество.
 
По данным на начало 2023 года, в России насчитывалось более 700 тысяч детей с инвалидностью, и значительная их часть нуждается в создании специальных условий для получения образования [https://rosstat.gov.ru/folder/13964 <nowiki>[2]</nowiki>]. Внедрение инклюзивных практик способствует не только академическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и формированию гуманного, толерантного и отзывчивого общества, готового к принятию разнообразия. Актуальность темы подкрепляется необходимостью выполнения международных обязательств, в частности, Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной Россией в 2012 году [https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml <nowiki>[3]</nowiki>].
 
== Законодательная база ==
Правовой фундамент инклюзивного образования в России составляют международные акты, Конституция РФ и федеральное законодательство. Система нормативно-правового регулирования постоянно совершенствуется для обеспечения равных прав и возможностей для всех обучающихся.
 
'''Международное право'''
* '''Конвенция о правах ребенка (1989 г.)''' — закрепляет право каждого ребенка на образование и обязывает государства обеспечивать доступность образования для всех детей на основе равенства возможностей [https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''Конвенция о правах инвалидов (2006 г.)''' — статья 24 Конвенции прямо указывает на обязанность государств-участников обеспечивать инклюзивную систему образования на всех уровнях. Россия ратифицировала конвенцию в 2012 году, что стало мощным стимулом для развития инклюзии в стране [https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml <nowiki>[3]</nowiki>].
 
'''Федеральное законодательство'''
* '''Конституция Российской Федерации''' — статья 43 гарантирует право каждого на образование, а также общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
* '''Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»''' — является ключевым документом, регулирующим инклюзивное образование. В законе впервые дано официальное определение инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Статья 79 подробно регламентирует организацию получения образования обучающимися с ОВЗ, закрепляя их право на обучение по адаптированным образовательным программам, предоставление услуг ассистента (помощника) и тьютора, а также создание специальных условий для обучения [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ <nowiki>[1]</nowiki>].
* '''Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»''' — устанавливает гарантии получения инвалидами, включая детей-инвалидов, образования. Статья 19 закона обязывает органы власти создавать необходимые условия для получения образования инвалидами, включая обеспечение доступности образовательных учреждений и предоставление специальных учебных пособий и технических средств [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ <nowiki>[5]</nowiki>].
* '''Государственная программа «Доступная среда»''' — направлена на формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, в том числе в сфере образования. В рамках программы осуществляется оборудование школ пандусами, специальными лифтами, закупка учебного оборудования и подготовка кадров [http://government.ru/rugovclassifier/831/events/ <nowiki>[6]</nowiki>].
 
'''Подзаконные акты'''
* '''Приказы Министерства просвещения РФ''' — устанавливают порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, а также утверждают федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ, которые являются основой для разработки адаптированных программ [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70386422/ <nowiki>[7]</nowiki>].
 
== Организации поддержки ==
Поддержку инклюзивного образования в России оказывают как государственные структуры, так и некоммерческие организации. Их деятельность направлена на создание условий для успешного обучения и социализации детей с особыми потребностями.
 
=== Государственные организации ===
* '''Министерство просвещения Российской Федерации''' — главный орган исполнительной власти, формирующий государственную политику в сфере образования. Министерство разрабатывает нормативно-правовую базу, ФГОСы для детей с ОВЗ, координирует деятельность региональных органов управления образованием и реализует федеральные проекты, направленные на развитие инклюзии [https://edu.gov.ru/ <nowiki>[8]</nowiki>].
* '''Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)''' — реализует программы, направленные на социализацию и вовлечение молодых людей с инвалидностью в общественную жизнь, спорт и творчество, что косвенно способствует их интеграции и в образовательной среде [https://fadm.gov.ru/ <nowiki>[9]</nowiki>].
* '''Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК)''' — ключевой орган в системе инклюзивного образования. ПМПК проводят комплексное обследование детей и выдают заключения с рекомендациями по созданию специальных образовательных условий, определению образовательного маршрута и адаптированной программы. Их деятельность регулируется приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152332/ <nowiki>[10]</nowiki>].
* '''Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ РАС)''' — создан на базе МГППУ для научно-методической поддержки регионов в вопросах обучения и социализации детей с аутизмом. Центр разрабатывает методические рекомендации, проводит обучение специалистов и консультирует родителей [https://autism-frc.ru/ <nowiki>[11]</nowiki>].
 
=== Негосударственные организации ===
* '''Всероссийское общество инвалидов (ВОИ)''' — крупнейшая общественная организация, защищающая права и интересы людей с инвалидностью. ВОИ активно участвует в общественном контроле за созданием доступной среды в школах, проводит мероприятия по социальной интеграции и лоббирует интересы инвалидов на законодательном уровне [http://www.voi.ru/ <nowiki>[12]</nowiki>].
* '''Региональная общественная организация «Перспектива»''' — одна из ведущих НКО в сфере инклюзии. Организация реализует проекты по трудоустройству людей с инвалидностью, проводит тренинги по пониманию инвалидности для школьников и учителей («Уроки доброты»), а также оказывает юридическую поддержку семьям [https://perspektiva-inva.ru/ <nowiki>[13]</nowiki>].
* '''Благотворительный фонд «Выход»''' — фонд, системно занимающийся проблемой аутизма в России. Фонд поддерживает создание ресурсных классов и центров для детей с РАС, распространяет информацию об аутизме и способствует внедрению научно-доказанных практик помощи [https://www.autismout.ru/ <nowiki>[14]</nowiki>].
 
== Социальная политика и меры поддержки ==
Государственная политика в области инклюзивного образования включает комплекс мер, направленных на создание специальных условий и поддержку всех участников образовательного процесса.
 
* '''Создание адаптированной образовательной среды''': Школы, реализующие инклюзивную практику, обязаны создавать специальные условия, включающие [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ <nowiki>[1]</nowiki>]:
** Использование специальных образовательных программ и методов обучения.
** Предоставление специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
** Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
** Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
** Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
** Обеспечение доступа в здания организаций (архитектурная доступность).
 
* '''Кадровое обеспечение''': Для работы с детьми с ОВЗ в школах вводятся должности тьюторов, педагогов-психологов, дефектологов, логопедов. Государство уделяет внимание повышению квалификации педагогов общеобразовательных школ, организуя курсы по основам инклюзивного образования.
 
* '''Финансовое обеспечение''': Финансирование обучения ребенка с ОВЗ осуществляется по повышенному нормативу, что позволяет школам привлекать необходимых специалистов и закупать оборудование. На федеральном и региональном уровнях действуют целевые программы для поддержки образовательных учреждений, внедряющих инклюзивные модели [https://minfin.gov.ru/ru/ <nowiki>[15]</nowiki>].
 
* '''Психолого-педагогическое сопровождение''': В каждой образовательной организации, где обучаются дети с ОВЗ, должен быть организован психолого-педагогический консилиум (ППк). Его задача — отслеживать динамику развития ребенка, оценивать эффективность созданных для него условий и при необходимости корректировать образовательный маршрут [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72833890/ <nowiki>[16]</nowiki>].
 
== Программы и мероприятия ==
Для продвижения идей инклюзии и поддержки инклюзивных практик в России реализуется ряд федеральных и региональных программ и мероприятий.
 
* '''Национальный проект «Образование»''' — в рамках нацпроекта реализуются мероприятия по обновлению материально-технической базы коррекционных школ и созданию современных условий в общеобразовательных школах для обучения детей с ОВЗ.
* '''Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России»''' — ежегодный конкурс, проводимый Министерством просвещения РФ, направленный на выявление и распространение лучших практик инклюзивного образования. Конкурс способствует повышению мотивации образовательных организаций к развитию инклюзивной среды [https://инклюзия-лучшая.рф/ <nowiki>[17]</nowiki>].
* '''Проект «Ресурсная школа»''' — модель, в рамках которой на базе одной из школ округа или города создается центр методической и ресурсной поддержки для других образовательных учреждений по вопросам инклюзии.
* '''«Уроки доброты»''' — всероссийская акция, в рамках которой в школах проводятся занятия, направленные на формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью. Часто в таких уроках принимают участие сами люди с ОВЗ, рассказывая о своей жизни и достижениях [https://perspektiva-inva.ru/ <nowiki>[13]</nowiki>].
 
== Исследования и аналитика ==
Тема инклюзивного образования является предметом многочисленных научных исследований в России. Ведущие педагогические и психологические вузы страны (МГППУ, МПГУ, РГПУ им. А. И. Герцена) имеют кафедры и научные центры, занимающиеся этой проблематикой.
 
Основные направления исследований:
* '''Разработка и апробация моделей инклюзии''': ученые исследуют различные модели включения детей с ОВЗ в образовательный процесс (например, модель «ресурсного класса» для детей с РАС) [https://autism-frc.ru/ <nowiki>[11]</nowiki>].
* '''Готовность педагогов к работе в инклюзивной среде''': анализируются профессиональные и психологические компетенции учителей, выявляются барьеры и разрабатываются программы повышения их квалификации.
* '''Социализация детей с ОВЗ''': изучаются процессы взаимодействия детей с инвалидностью и их сверстников, эффективность программ по формированию толерантного отношения в школьных коллективах.
* '''Оценка эффективности инклюзивного образования''': проводятся лонгитюдные исследования, отслеживающие академические и социальные результаты детей, обучающихся в инклюзивной среде, в сравнении с коррекционными школами.
 
Несмотря на достигнутые успехи, исследователи отмечают и ряд проблем: нехватка квалифицированных кадров (тьюторов, дефектологов), недостаточная разработанность нормативно-правовой базы на региональном уровне, а также наличие психологических барьеров у всех участников образовательного процесса — педагогов, родителей и детей [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ <nowiki>[5]</nowiki>][https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70386422/ <nowiki>[7]</nowiki>].
 
== См. также ==
* [[Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации]]
* [[Всероссийское общество инвалидов]]
* [[Государственная программа «Доступная среда»]]
* [[Детский фонд России (Российский детский фонд)]]
* [[Система интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей]]
* [[Национальная система профилактики социального сиротства]]
* [[Центры социально-психологической реабилитации и коррекции]]
* [[Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»]]
* [[Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями]]
* [[Патронатное воспитание и семейные воспитательные группы]]
* [[Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот]]
* [[Центры психолого-медико-социального сопровождения]]
* [[Комплексная реабилитация инвалидов]]
* [[Технические средства реабилитации для детей-инвалидов]]
* [[Социальные квартиры для выпускников интернатных учреждений]]
* [[Всероссийский фонд «Детские сердца»]]
* [[Российская ассоциация «Аутизм»]]
* [[Центры дистанционного образования детей-инвалидов]]
 
== Ссылки ==
[1] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ]
 
[2] [https://rosstat.gov.ru/folder/13964 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат)]
 
[3] [https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml Конвенция о правах инвалидов]
 
[4] [https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml Конвенция о правах ребенка]
 
[5] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ]
 
[6] [http://government.ru/rugovclassifier/831/events/ Государственная программа «Доступная среда» на официальном сайте Правительства РФ]
 
[7] [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70386422/ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"]
 
[8] [https://edu.gov.ru/ Официальный сайт Министерства просвещения РФ]
 
[9] [https://fadm.gov.ru/ Официальный сайт Федерального агентства по делам молодёжи]
 
[10] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152332/ Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"]
 
[11] [https://autism-frc.ru/ Официальный сайт Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС]
 
[12] [http://www.voi.ru/ Официальный сайт Всероссийского общества инвалидов]
 
[13] [https://perspektiva-inva.ru/ Официальный сайт РООИ «Перспектива»]
 
[14] [https://www.autismout.ru/ Официальный сайт фонда «Выход»]
 
[15] [https://minfin.gov.ru/ru/ Официальный сайт Министерства финансов РФ]
 
[16] [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72833890/ Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"]
 
[17] [https://инклюзия-лучшая.рф/ Официальный сайт конкурса "Лучшая инклюзивная школа России"]
 
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
 
[[Категория:Социальная поддержка]]
[[Категория:Образовательные программы]]

Текущая версия от 18:20, 5 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ


Инклюзивное образование в Российской Федерации — это форма обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку [1]. Развитие инклюзивного образования является одним из приоритетных направлений государственной образовательной и социальной политики России, нацеленной на реализацию прав каждого ребенка на качественное образование, его социальную адаптацию и интеграцию в общество.

По данным на начало 2023 года, в России насчитывалось более 700 тысяч детей с инвалидностью, и значительная их часть нуждается в создании специальных условий для получения образования [2]. Внедрение инклюзивных практик способствует не только академическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и формированию гуманного, толерантного и отзывчивого общества, готового к принятию разнообразия. Актуальность темы подкрепляется необходимостью выполнения международных обязательств, в частности, Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной Россией в 2012 году [3].

Законодательная база

Правовой фундамент инклюзивного образования в России составляют международные акты, Конституция РФ и федеральное законодательство. Система нормативно-правового регулирования постоянно совершенствуется для обеспечения равных прав и возможностей для всех обучающихся.

Международное право

  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.) — закрепляет право каждого ребенка на образование и обязывает государства обеспечивать доступность образования для всех детей на основе равенства возможностей [4].
  • Конвенция о правах инвалидов (2006 г.) — статья 24 Конвенции прямо указывает на обязанность государств-участников обеспечивать инклюзивную систему образования на всех уровнях. Россия ратифицировала конвенцию в 2012 году, что стало мощным стимулом для развития инклюзии в стране [3].

Федеральное законодательство

  • Конституция Российской Федерации — статья 43 гарантирует право каждого на образование, а также общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является ключевым документом, регулирующим инклюзивное образование. В законе впервые дано официальное определение инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Статья 79 подробно регламентирует организацию получения образования обучающимися с ОВЗ, закрепляя их право на обучение по адаптированным образовательным программам, предоставление услуг ассистента (помощника) и тьютора, а также создание специальных условий для обучения [1].
  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — устанавливает гарантии получения инвалидами, включая детей-инвалидов, образования. Статья 19 закона обязывает органы власти создавать необходимые условия для получения образования инвалидами, включая обеспечение доступности образовательных учреждений и предоставление специальных учебных пособий и технических средств [5].
  • Государственная программа «Доступная среда» — направлена на формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, в том числе в сфере образования. В рамках программы осуществляется оборудование школ пандусами, специальными лифтами, закупка учебного оборудования и подготовка кадров [6].

Подзаконные акты

  • Приказы Министерства просвещения РФ — устанавливают порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, а также утверждают федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ, которые являются основой для разработки адаптированных программ [7].

Организации поддержки

Поддержку инклюзивного образования в России оказывают как государственные структуры, так и некоммерческие организации. Их деятельность направлена на создание условий для успешного обучения и социализации детей с особыми потребностями.

Государственные организации

  • Министерство просвещения Российской Федерации — главный орган исполнительной власти, формирующий государственную политику в сфере образования. Министерство разрабатывает нормативно-правовую базу, ФГОСы для детей с ОВЗ, координирует деятельность региональных органов управления образованием и реализует федеральные проекты, направленные на развитие инклюзии [8].
  • Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — реализует программы, направленные на социализацию и вовлечение молодых людей с инвалидностью в общественную жизнь, спорт и творчество, что косвенно способствует их интеграции и в образовательной среде [9].
  • Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) — ключевой орган в системе инклюзивного образования. ПМПК проводят комплексное обследование детей и выдают заключения с рекомендациями по созданию специальных образовательных условий, определению образовательного маршрута и адаптированной программы. Их деятельность регулируется приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 [10].
  • Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ РАС) — создан на базе МГППУ для научно-методической поддержки регионов в вопросах обучения и социализации детей с аутизмом. Центр разрабатывает методические рекомендации, проводит обучение специалистов и консультирует родителей [11].

Негосударственные организации

  • Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) — крупнейшая общественная организация, защищающая права и интересы людей с инвалидностью. ВОИ активно участвует в общественном контроле за созданием доступной среды в школах, проводит мероприятия по социальной интеграции и лоббирует интересы инвалидов на законодательном уровне [12].
  • Региональная общественная организация «Перспектива» — одна из ведущих НКО в сфере инклюзии. Организация реализует проекты по трудоустройству людей с инвалидностью, проводит тренинги по пониманию инвалидности для школьников и учителей («Уроки доброты»), а также оказывает юридическую поддержку семьям [13].
  • Благотворительный фонд «Выход» — фонд, системно занимающийся проблемой аутизма в России. Фонд поддерживает создание ресурсных классов и центров для детей с РАС, распространяет информацию об аутизме и способствует внедрению научно-доказанных практик помощи [14].

Социальная политика и меры поддержки

Государственная политика в области инклюзивного образования включает комплекс мер, направленных на создание специальных условий и поддержку всех участников образовательного процесса.

  • Создание адаптированной образовательной среды: Школы, реализующие инклюзивную практику, обязаны создавать специальные условия, включающие [1]:
    • Использование специальных образовательных программ и методов обучения.
    • Предоставление специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
    • Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
    • Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
    • Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
    • Обеспечение доступа в здания организаций (архитектурная доступность).
  • Кадровое обеспечение: Для работы с детьми с ОВЗ в школах вводятся должности тьюторов, педагогов-психологов, дефектологов, логопедов. Государство уделяет внимание повышению квалификации педагогов общеобразовательных школ, организуя курсы по основам инклюзивного образования.
  • Финансовое обеспечение: Финансирование обучения ребенка с ОВЗ осуществляется по повышенному нормативу, что позволяет школам привлекать необходимых специалистов и закупать оборудование. На федеральном и региональном уровнях действуют целевые программы для поддержки образовательных учреждений, внедряющих инклюзивные модели [15].
  • Психолого-педагогическое сопровождение: В каждой образовательной организации, где обучаются дети с ОВЗ, должен быть организован психолого-педагогический консилиум (ППк). Его задача — отслеживать динамику развития ребенка, оценивать эффективность созданных для него условий и при необходимости корректировать образовательный маршрут [16].

Программы и мероприятия

Для продвижения идей инклюзии и поддержки инклюзивных практик в России реализуется ряд федеральных и региональных программ и мероприятий.

  • Национальный проект «Образование» — в рамках нацпроекта реализуются мероприятия по обновлению материально-технической базы коррекционных школ и созданию современных условий в общеобразовательных школах для обучения детей с ОВЗ.
  • Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» — ежегодный конкурс, проводимый Министерством просвещения РФ, направленный на выявление и распространение лучших практик инклюзивного образования. Конкурс способствует повышению мотивации образовательных организаций к развитию инклюзивной среды [17].
  • Проект «Ресурсная школа» — модель, в рамках которой на базе одной из школ округа или города создается центр методической и ресурсной поддержки для других образовательных учреждений по вопросам инклюзии.
  • «Уроки доброты» — всероссийская акция, в рамках которой в школах проводятся занятия, направленные на формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью. Часто в таких уроках принимают участие сами люди с ОВЗ, рассказывая о своей жизни и достижениях [13].

Исследования и аналитика

Тема инклюзивного образования является предметом многочисленных научных исследований в России. Ведущие педагогические и психологические вузы страны (МГППУ, МПГУ, РГПУ им. А. И. Герцена) имеют кафедры и научные центры, занимающиеся этой проблематикой.

Основные направления исследований:

  • Разработка и апробация моделей инклюзии: ученые исследуют различные модели включения детей с ОВЗ в образовательный процесс (например, модель «ресурсного класса» для детей с РАС) [11].
  • Готовность педагогов к работе в инклюзивной среде: анализируются профессиональные и психологические компетенции учителей, выявляются барьеры и разрабатываются программы повышения их квалификации.
  • Социализация детей с ОВЗ: изучаются процессы взаимодействия детей с инвалидностью и их сверстников, эффективность программ по формированию толерантного отношения в школьных коллективах.
  • Оценка эффективности инклюзивного образования: проводятся лонгитюдные исследования, отслеживающие академические и социальные результаты детей, обучающихся в инклюзивной среде, в сравнении с коррекционными школами.

Несмотря на достигнутые успехи, исследователи отмечают и ряд проблем: нехватка квалифицированных кадров (тьюторов, дефектологов), недостаточная разработанность нормативно-правовой базы на региональном уровне, а также наличие психологических барьеров у всех участников образовательного процесса — педагогов, родителей и детей [5][7].

См. также

Ссылки

[1] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

[2] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат)

[3] Конвенция о правах инвалидов

[4] Конвенция о правах ребенка

[5] Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ

[6] Государственная программа «Доступная среда» на официальном сайте Правительства РФ

[7] Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

[8] Официальный сайт Министерства просвещения РФ

[9] Официальный сайт Федерального агентства по делам молодёжи

[10] Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

[11] Официальный сайт Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС

[12] Официальный сайт Всероссийского общества инвалидов

[13] Официальный сайт РООИ «Перспектива»

[14] Официальный сайт фонда «Выход»

[15] Официальный сайт Министерства финансов РФ

[16] Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"

[17] Официальный сайт конкурса "Лучшая инклюзивная школа России"

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.