Система интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ


Введение

Система интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации — это совокупность государственных и негосударственных организаций, которые обеспечивают временное или постоянное проживание, воспитание, образование и комплексную социальную поддержку детям, лишившимся родительской опеки. Данная система является ключевым элементом государственной политики по защите детства. Исторически она является преемницей системы детских домов и интернатов, созданной в СССР, однако с начала 2010-х годов активно реформируется в сторону гуманизации и создания условий, приближенных к семейным [1]. Основной целью современных интернатных учреждений является не только содержание ребёнка, но и его полноценная реабилитация, социализация и подготовка к самостоятельной жизни или передаче на воспитание в семью.

В систему входят различные типы учреждений:

  • Детские дома — для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного и школьного возраста.
  • Школы-интернаты для детей-сирот — организации, совмещающие функции общеобразовательной школы и места постоянного проживания.
  • Дома ребёнка — для детей от 0 до 4 лет, находящиеся в ведении системы здравоохранения.
  • Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних — предоставляют временный приют и помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  • Коррекционные интернаты — для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно официальным данным, в последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа детей, проживающих в интернатных учреждениях, что связано с государственной политикой, направленной на развитие семейных форм устройства (усыновление, опека, приемная семья). Тем не менее, по состоянию на 2024 год, в федеральном банке данных все еще числится несколько десятков тысяч детей, нуждающихся в устройстве в семью [2].

Законодательная база

Деятельность интернатных учреждений регулируется многоуровневой системой нормативно-правовых актов, включающей международные конвенции, федеральное и региональное законодательство.

Федеральный уровень:

  • Конституция Российской Федерации — гарантирует государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 38).
  • Семейный кодекс Российской Федерации — определяет основные формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (Глава 20-22).
  • Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" — является ключевым документом, устанавливающим права воспитанников на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение. Источники: [3].
  • Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" — регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства [4].
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" — закрепляет права детей-сирот на получение образования, в том числе на полное государственное обеспечение при обучении.
  • Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, подлежащих надзору" — фундаментальный акт, который запустил реформу интернатных учреждений. Он предписывает создание в учреждениях условий, приближенных к семейным (проживание в группах по квартирному типу), и устанавливает требования к содержанию, воспитанию и образованию детей. Источники: [1].

Региональный уровень: На уровне субъектов РФ принимаются собственные законы и нормативные акты, которые конкретизируют и дополняют федеральные гарантии. Например, они устанавливают дополнительные меры поддержки для выпускников, такие как региональные выплаты или льготы на проезд.

Организации поддержки

Поддержку системы интернатных учреждений осуществляют как государственные, так и негосударственные структуры.

Государственные организации:

  • Министерство просвещения Российской Федерации — осуществляет общую координацию и нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав детей-сирот, ведет федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей [5].
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации — курирует вопросы социального обслуживания, предоставления льгот и пособий [6].
  • Органы опеки и попечительства — муниципальные структуры, которые выявляют детей, оставшихся без попечения, и осуществляют их устройство в интернатные учреждения или семьи, а также контролируют условия их содержания.
  • Прокуратура Российской Федерации — осуществляет надзор за соблюдением прав несовершеннолетних в интернатных учреждениях.

Негосударственные и общественные организации: Значительный вклад в поддержку детей-сирот вносят некоммерческие организации (НКО), благотворительные фонды и волонтерские движения. Их деятельность направлена на решение проблем, которые не всегда могут быть эффективно закрыты государством:

  • Социализация и наставничество: Фонды организуют программы наставничества, где волонтеры становятся для детей "старшими друзьями", помогая им в учебе, выборе профессии и решении личных проблем. Примеры: БФ "Арифметика добра" [7].
  • Дополнительное образование и развитие: Проведение репетиторства, творческих мастер-классов, спортивных секций для всестороннего развития детей.
  • Помощь в лечении: Сбор средств на лечение и реабилитацию детей с тяжелыми заболеваниями.
  • Поддержка выпускников: Помощь в адаптации к самостоятельной жизни: решение юридических, бытовых и психологических проблем. Пример: БФ "Волонтеры в помощь детям-сиротам" [8].
  • Профилактика социального сиротства: Работа с кризисными семьями с целью предотвращения изъятия детей.

Социальная политика и меры поддержки

Государственная социальная политика в отношении детей-сирот в интернатах реализуется через систему гарантий и мер поддержки, направленных на их полноценное развитие и интеграцию в общество.

Материальное обеспечение: Дети находятся на полном государственном обеспечении, что включает предоставление бесплатного проживания, питания по установленным нормам, одежды, обуви и других предметов первой необходимости.

Медицинское обслуживание: Воспитанники имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, включая регулярную диспансеризацию, оказание первичной медико-санитарной помощи, а также высокотехнологичной медицинской помощи при необходимости. В штате учреждений, как правило, есть педиатр и медицинская сестра.

Образовательные гарантии:

  • Дети-сироты имеют право на получение бесплатного первого и второго среднего профессионального образования.
  • Они зачисляются на подготовительные отделения вузов за счет бюджета, а также имеют преимущественное право на зачисление в вузы на бюджетные места в рамках специальной квоты.
  • Во время обучения в вузах и ссузах они также находятся на полном гособеспечении и получают государственную социальную стипендию.

Право на жилье: Одной из важнейших гарантий является право на получение благоустроенного жилого помещения. Выпускники интернатов, у которых нет закрепленного за ними жилья, включаются в специальный региональный список и по достижении 18 лет должны быть обеспечены квартирой из специализированного жилищного фонда.

Психолого-педагогическое сопровождение: В каждом учреждении работают психологи, социальные педагоги и дефектологи. Их работа направлена на:

  • Диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
  • Помощь в преодолении психологических травм, связанных с потерей семьи.
  • Развитие навыков общения и саморегуляции.
  • Проведение тренингов по подготовке к самостоятельной жизни.

Программы и мероприятия

Для социализации и всестороннего развития воспитанников в интернатных учреждениях и при поддержке НКО реализуется множество программ и мероприятий.

  • Профориентационные программы: Включают экскурсии на предприятия, встречи с представителями разных профессий, прохождение профессиональных проб. Это помогает подросткам сделать осознанный выбор будущей специальности. Крупные компании часто курируют детские дома, проводя для них дни открытых дверей.
  • Спортивные мероприятия: Всероссийские соревнования по футболу "Будущее зависит от тебя" среди команд детских домов и школ-интернатов являются одним из самых масштабных проектов в этой сфере. Они не только способствуют физическому развитию, но и учат детей работать в команде. Источники: [9].
  • Творческие фестивали и конкурсы: Мероприятия, на которых дети могут продемонстрировать свои таланты в музыке, танцах, рисовании. Это способствует повышению самооценки и развитию творческих способностей.
  • Программы по финансовой грамотности: Специальные курсы и игры, обучающие детей основам планирования бюджета, использованию банковских продуктов и защите от мошенников.
  • Патриотическое воспитание: Организация встреч с ветеранами, посещение мемориальных комплексов, участие в акциях, приуроченных к государственным праздникам.

См. также

Ссылки

[1] Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот..."

[2] Федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей

[3] Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ

[4] Федеральный закон "Об опеке и попечительстве"

[5] Министерство просвещения Российской Федерации

[6] Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

[7] Благотворительный фонд "Арифметика добра"

[8] Благотворительный фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам"

[9] Всероссийские соревнования по футболу "Будущее зависит от тебя"

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.