Инклюзивное образование в Российской Федерации
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Инклюзивное образование в Российской Федерации — это форма обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку [1]. Развитие инклюзивного образования является одним из приоритетных направлений государственной образовательной и социальной политики России, нацеленной на реализацию прав каждого ребенка на качественное образование, его социальную адаптацию и интеграцию в общество.
По данным на начало 2023 года, в России насчитывалось более 700 тысяч детей с инвалидностью, и значительная их часть нуждается в создании специальных условий для получения образования [2]. Внедрение инклюзивных практик способствует не только академическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и формированию гуманного, толерантного и отзывчивого общества, готового к принятию разнообразия. Актуальность темы подкрепляется необходимостью выполнения международных обязательств, в частности, Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной Россией в 2012 году [3].
Законодательная база
Правовой фундамент инклюзивного образования в России составляют международные акты, Конституция РФ и федеральное законодательство. Система нормативно-правового регулирования постоянно совершенствуется для обеспечения равных прав и возможностей для всех обучающихся.
Международное право
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.) — закрепляет право каждого ребенка на образование и обязывает государства обеспечивать доступность образования для всех детей на основе равенства возможностей [4].
- Конвенция о правах инвалидов (2006 г.) — статья 24 Конвенции прямо указывает на обязанность государств-участников обеспечивать инклюзивную систему образования на всех уровнях. Россия ратифицировала конвенцию в 2012 году, что стало мощным стимулом для развития инклюзии в стране [3].
Федеральное законодательство
- Конституция Российской Федерации — статья 43 гарантирует право каждого на образование, а также общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является ключевым документом, регулирующим инклюзивное образование. В законе впервые дано официальное определение инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Статья 79 подробно регламентирует организацию получения образования обучающимися с ОВЗ, закрепляя их право на обучение по адаптированным образовательным программам, предоставление услуг ассистента (помощника) и тьютора, а также создание специальных условий для обучения [1].
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — устанавливает гарантии получения инвалидами, включая детей-инвалидов, образования. Статья 19 закона обязывает органы власти создавать необходимые условия для получения образования инвалидами, включая обеспечение доступности образовательных учреждений и предоставление специальных учебных пособий и технических средств [5].
- Государственная программа «Доступная среда» — направлена на формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, в том числе в сфере образования. В рамках программы осуществляется оборудование школ пандусами, специальными лифтами, закупка учебного оборудования и подготовка кадров [6].
Подзаконные акты
- Приказы Министерства просвещения РФ — устанавливают порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, а также утверждают федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ, которые являются основой для разработки адаптированных программ [7].
Организации поддержки
Поддержку инклюзивного образования в России оказывают как государственные структуры, так и некоммерческие организации. Их деятельность направлена на создание условий для успешного обучения и социализации детей с особыми потребностями.
Государственные организации
- Министерство просвещения Российской Федерации — главный орган исполнительной власти, формирующий государственную политику в сфере образования. Министерство разрабатывает нормативно-правовую базу, ФГОСы для детей с ОВЗ, координирует деятельность региональных органов управления образованием и реализует федеральные проекты, направленные на развитие инклюзии [8].
- Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — реализует программы, направленные на социализацию и вовлечение молодых людей с инвалидностью в общественную жизнь, спорт и творчество, что косвенно способствует их интеграции и в образовательной среде [9].
- Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) — ключевой орган в системе инклюзивного образования. ПМПК проводят комплексное обследование детей и выдают заключения с рекомендациями по созданию специальных образовательных условий, определению образовательного маршрута и адаптированной программы. Их деятельность регулируется приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 [10].
- Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ РАС) — создан на базе МГППУ для научно-методической поддержки регионов в вопросах обучения и социализации детей с аутизмом. Центр разрабатывает методические рекомендации, проводит обучение специалистов и консультирует родителей [11].
Негосударственные организации
- Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) — крупнейшая общественная организация, защищающая права и интересы людей с инвалидностью. ВОИ активно участвует в общественном контроле за созданием доступной среды в школах, проводит мероприятия по социальной интеграции и лоббирует интересы инвалидов на законодательном уровне [12].
- Региональная общественная организация «Перспектива» — одна из ведущих НКО в сфере инклюзии. Организация реализует проекты по трудоустройству людей с инвалидностью, проводит тренинги по пониманию инвалидности для школьников и учителей («Уроки доброты»), а также оказывает юридическую поддержку семьям [13].
- Благотворительный фонд «Выход» — фонд, системно занимающийся проблемой аутизма в России. Фонд поддерживает создание ресурсных классов и центров для детей с РАС, распространяет информацию об аутизме и способствует внедрению научно-доказанных практик помощи [14].
Социальная политика и меры поддержки
Государственная политика в области инклюзивного образования включает комплекс мер, направленных на создание специальных условий и поддержку всех участников образовательного процесса.
- Создание адаптированной образовательной среды: Школы, реализующие инклюзивную практику, обязаны создавать специальные условия, включающие [1]:
- Использование специальных образовательных программ и методов обучения.
- Предоставление специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
- Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
- Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
- Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
- Обеспечение доступа в здания организаций (архитектурная доступность).
- Кадровое обеспечение: Для работы с детьми с ОВЗ в школах вводятся должности тьюторов, педагогов-психологов, дефектологов, логопедов. Государство уделяет внимание повышению квалификации педагогов общеобразовательных школ, организуя курсы по основам инклюзивного образования.
- Финансовое обеспечение: Финансирование обучения ребенка с ОВЗ осуществляется по повышенному нормативу, что позволяет школам привлекать необходимых специалистов и закупать оборудование. На федеральном и региональном уровнях действуют целевые программы для поддержки образовательных учреждений, внедряющих инклюзивные модели [15].
- Психолого-педагогическое сопровождение: В каждой образовательной организации, где обучаются дети с ОВЗ, должен быть организован психолого-педагогический консилиум (ППк). Его задача — отслеживать динамику развития ребенка, оценивать эффективность созданных для него условий и при необходимости корректировать образовательный маршрут [16].
Программы и мероприятия
Для продвижения идей инклюзии и поддержки инклюзивных практик в России реализуется ряд федеральных и региональных программ и мероприятий.
- Национальный проект «Образование» — в рамках нацпроекта реализуются мероприятия по обновлению материально-технической базы коррекционных школ и созданию современных условий в общеобразовательных школах для обучения детей с ОВЗ.
- Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» — ежегодный конкурс, проводимый Министерством просвещения РФ, направленный на выявление и распространение лучших практик инклюзивного образования. Конкурс способствует повышению мотивации образовательных организаций к развитию инклюзивной среды [17].
- Проект «Ресурсная школа» — модель, в рамках которой на базе одной из школ округа или города создается центр методической и ресурсной поддержки для других образовательных учреждений по вопросам инклюзии.
- «Уроки доброты» — всероссийская акция, в рамках которой в школах проводятся занятия, направленные на формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью. Часто в таких уроках принимают участие сами люди с ОВЗ, рассказывая о своей жизни и достижениях [13].
Исследования и аналитика
Тема инклюзивного образования является предметом многочисленных научных исследований в России. Ведущие педагогические и психологические вузы страны (МГППУ, МПГУ, РГПУ им. А. И. Герцена) имеют кафедры и научные центры, занимающиеся этой проблематикой.
Основные направления исследований:
- Разработка и апробация моделей инклюзии: ученые исследуют различные модели включения детей с ОВЗ в образовательный процесс (например, модель «ресурсного класса» для детей с РАС) [11].
- Готовность педагогов к работе в инклюзивной среде: анализируются профессиональные и психологические компетенции учителей, выявляются барьеры и разрабатываются программы повышения их квалификации.
- Социализация детей с ОВЗ: изучаются процессы взаимодействия детей с инвалидностью и их сверстников, эффективность программ по формированию толерантного отношения в школьных коллективах.
- Оценка эффективности инклюзивного образования: проводятся лонгитюдные исследования, отслеживающие академические и социальные результаты детей, обучающихся в инклюзивной среде, в сравнении с коррекционными школами.
Несмотря на достигнутые успехи, исследователи отмечают и ряд проблем: нехватка квалифицированных кадров (тьюторов, дефектологов), недостаточная разработанность нормативно-правовой базы на региональном уровне, а также наличие психологических барьеров у всех участников образовательного процесса — педагогов, родителей и детей [5][7].
См. также
- Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- Всероссийское общество инвалидов
- Государственная программа «Доступная среда»
- Детский фонд России (Российский детский фонд)
- Система интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Национальная система профилактики социального сиротства
- Центры социально-психологической реабилитации и коррекции
- Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»
- Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями
- Патронатное воспитание и семейные воспитательные группы
- Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот
- Центры психолого-медико-социального сопровождения
- Комплексная реабилитация инвалидов
- Технические средства реабилитации для детей-инвалидов
- Социальные квартиры для выпускников интернатных учреждений
- Всероссийский фонд «Детские сердца»
- Российская ассоциация «Аутизм»
- Центры дистанционного образования детей-инвалидов
Ссылки
[1] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
[2] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат)
[3] Конвенция о правах инвалидов
[4] Конвенция о правах ребенка
[5] Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ
[6] Государственная программа «Доступная среда» на официальном сайте Правительства РФ
[8] Официальный сайт Министерства просвещения РФ
[9] Официальный сайт Федерального агентства по делам молодёжи
[12] Официальный сайт Всероссийского общества инвалидов
[13] Официальный сайт РООИ «Перспектива»
[14] Официальный сайт фонда «Выход»
[15] Официальный сайт Министерства финансов РФ
[17] Официальный сайт конкурса "Лучшая инклюзивная школа России"
Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.