Школьные службы медиации и примирения: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «12»
 
Нет описания правки
 
Строка 1: Строка 1:
12
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
 
 
'''Школьные службы медиации и примирения''' — структурные подразделения образовательных организаций Российской Федерации, объединяющие участников образовательного процесса для разрешения конфликтных ситуаций на основе восстановительного подхода и технологий медиации. Первая школьная медиация с участием школьников-медиаторов была проведена в России 16 декабря 2002 года в московской школе № 464 [http://www.sprc.ru/ <nowiki>[1]</nowiki>].
 
По состоянию на 2022 год в Российской Федерации функционируют более 32 000 школьных служб медиации и примирения в различных образовательных организациях, включая 28 718 служб в общеобразовательных школах [https://fcprc.ru/ <nowiki>[2]</nowiki>]. Деятельность школьных служб медиации направлена на формирование безопасной образовательной среды, профилактику правонарушений несовершеннолетних и развитие культуры мирного разрешения конфликтов в молодежной среде.
 
== Введение ==
 
Школьные службы медиации и примирения представляют собой инновационную форму работы с конфликтными ситуациями в образовательной среде, основанную на принципах восстановительного правосудия. Данный подход ориентирован не на наказание нарушителя, а на восстановление отношений между участниками конфликта и заглаживание причиненного вреда [https://fcprc.ru/media/media/mediacia/monitoring_2021-22.pdf <nowiki>[3]</nowiki>].
 
В современной российской системе образования школьные службы медиации играют важную роль в формировании правовой культуры молодежи. Согласно исследованиям, проведенным в 2019-2022 годах, 72% российских родителей не знакомы с понятием «служба примирения/медиации в образовательных организациях», что указывает на необходимость активизации просветительской работы [https://journals.mosgu.ru/zpu/article/download/1849/2218 <nowiki>[4]</nowiki>].
 
Статистические данные показывают, что в организациях, где функционируют службы медиации, родители демонстрируют большую удовлетворенность деятельностью образовательной организации по работе с детскими конфликтами (48% против 16% в школах без служб) [https://journals.mosgu.ru/zpu/article/download/1849/2218 <nowiki>[5]</nowiki>]. Это свидетельствует о высокой эффективности медиативных технологий в разрешении школьных конфликтов.
 
== Законодательная база ==
 
Правовой основой создания и деятельности школьных служб медиации и примирения является комплекс федеральных нормативных актов. Ключевым документом выступает Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет принципы государственной политики в сфере образования, включая воспитание взаимоуважения и ответственности [https://base.garant.ru/70291362/ <nowiki>[6]</nowiki>].
 
Статья 27 пункт 2 указанного закона предоставляет образовательным организациям право иметь в своей структуре различные подразделения, включая психологические и социально-педагогические службы, что создает правовые основания для функционирования служб медиации [https://base.garant.ru/70291362/ <nowiki>[7]</nowiki>].
 
Важным регулирующим документом является Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который устанавливает общие принципы медиации как способа разрешения споров [https://base.garant.ru/12177508/ <nowiki>[8]</nowiki>].
 
Методические основы деятельности школьных служб медиации были заложены в «Рекомендациях по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утвержденных Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 года № ВК-54/07вн [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70447852/ <nowiki>[9]</nowiki>].
 
Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 года № 1430-р, определила стратегические направления развития медиативных практик в работе с несовершеннолетними [https://docs.cntd.ru/document/420211300 <nowiki>[10]</nowiki>].
 
== Организации поддержки ==
 
=== Государственные организации ===
 
Ведущую роль в координации деятельности школьных служб медиации играет '''Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей»''' (ФЦПРЦ), подведомственное Министерству просвещения Российской Федерации. Центр осуществляет мониторинг деятельности служб медиации и примирения, проводит методическую работу и оказывает консультативную помощь специалистам [https://fcprc.ru/ <nowiki>[11]</nowiki>].
 
В рамках деятельности ФЦПРЦ функционирует специализированная горячая линия по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях (телефон 8-800-222-34-17), которая предоставляет консультации специалистам, педагогам, родителям и детям [https://fcprc.ru/goryachaya-liniya/ <nowiki>[12]</nowiki>].
 
'''Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки''' (Рособрнадзор) осуществляет контроль за соблюдением образовательными организациями требований законодательства в части создания безопасной образовательной среды, включая функционирование служб медиации [https://obrnadzor.gov.ru/ <nowiki>[13]</nowiki>].
 
На региональном уровне координацию деятельности служб медиации осуществляют институты развития образования, региональные центры психолого-педагогической поддержки и территориальные службы примирения.
 
=== Негосударственные организации ===
 
Пионером в развитии школьных служб примирения в России выступает '''Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа»''', который с 2000 года инициирует создание школьных служб примирения как российской модели школьной медиации [http://www.sprc.ru/ <nowiki>[14]</nowiki>]. Центр разработал концепцию и технологию школьных служб примирения, подготовил методические материалы и осуществляет обучение специалистов.
 
'''Всероссийская ассоциация восстановительной медиации''' (ВАВМ) объединяет практиков восстановительного правосудия и медиации, разрабатывает стандарты восстановительной медиации и проводит мониторинг деятельности служб примирения [http://www.8-926-145-87-01.ru/ <nowiki>[15]</nowiki>]. В 2009 году Ассоциацией были приняты стандарты восстановительной медиации, ставшие основой для деятельности школьных служб примирения.
 
Значительную роль в подготовке кадров для служб медиации играет '''Московский государственный психолого-педагогический университет''' (МГППУ), где функционирует лаборатория ювенальных технологий, занимающаяся исследованиями в области восстановительных практик [https://mgppu.ru/ <nowiki>[16]</nowiki>].
 
== Социальная политика и меры поддержки ==
 
Государственная поддержка развития школьных служб медиации осуществляется в рамках реализации национальных проектов «Образование» и «Демография». В 2019 году задача создания школьных служб примирения была включена в Национальную стратегию действий в интересах детей 2012-2017 годов [https://docs.cntd.ru/document/902357968 <nowiki>[17]</nowiki>].
 
Особое внимание уделяется интеграции медиативных практик в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на различных уровнях включают в планы работы мероприятия по развитию служб медиации и примирения в образовательных организациях [https://fcprc.ru/analytics/ <nowiki>[18]</nowiki>].
 
Финансирование деятельности школьных служб медиации осуществляется за счет средств региональных и муниципальных бюджетов в рамках обеспечения деятельности образовательных организаций. Дополнительные средства привлекаются через реализацию грантовых проектов некоммерческих организаций и участие в федеральных программах [https://grants.gov.ru/ <nowiki>[19]</nowiki>].
 
Примером комплексного подхода к развитию медиативных практик служит опыт Москвы, где постановлением Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 2011 года было принято решение о создании службы примирения в каждом общеобразовательном учреждении [https://mos.ru/education/ <nowiki>[20]</nowiki>].
 
== Программы и мероприятия ==
 
Школьные службы медиации реализуют широкий спектр восстановительных программ, адаптированных к различным типам конфликтных ситуаций. Основными программами являются:
 
'''Восстановительная медиация''' — встреча конфликтующих сторон «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания участников и достижения договора о приемлемых вариантах разрешения проблем [http://www.dpo-smolensk.ru/biblioteka/inform_obespech/kaf-upravleniya/mediaciya-5.pdf <nowiki>[21]</nowiki>]. Данная программа применяется в случаях межличностных конфликтов, споров между учениками и учителями, конфликтов с родителями.
 
'''Круги сообщества''' — программа, работающая с групповыми конфликтами и ситуациями изгоев. В ходе программы участники обсуждают свои ценности и совместно ищут решение проблемы [http://www.dpo-smolensk.ru/biblioteka/inform_obespech/kaf-upravleniya/mediaciya-5.pdf <nowiki>[22]</nowiki>]. По данным мониторинга 2025 года, программы кругов сообщества используют 53 службы в Иркутской области.
 
'''Школьные конференции''' применяются для работы со сложными многосторонними конфликтами с участием администрации, педагогов, учащихся и родителей. В Иркутской области данный формат используют 17 служб медиации [https://new.iro38.ru/archives/51733 <nowiki>[23]</nowiki>].
 
'''Семейные конференции''' организуются для согласования позиций детей, родителей и педагогов по вопросам образовательного процесса и ответственного поведения детей. В региональной практике эта программа применяется в 24 службах [https://new.iro38.ru/archives/51733 <nowiki>[24]</nowiki>].
 
'''Программы по заглаживанию вреда''' реализуются в случаях правонарушений несовершеннолетних, включая драки, кражи, порчу имущества. Такие программы обычно проводятся с привлечением специалистов территориальных служб примирения и учитываются судами при вынесении решений [https://pravo163.ru/programma-vosstanovitelnogo-pravosudiya/ <nowiki>[25]</nowiki>].
 
По данным мониторинга за 2024-2025 учебный год, в образовательных организациях Иркутской области было организовано и проведено 2 965 мероприятий, направленных на популяризацию медиации и повышение правовой культуры несовершеннолетних [https://new.iro38.ru/archives/51733 <nowiki>[26]</nowiki>].
 
== Исследования и аналитика ==
 
Систематический мониторинг деятельности школьных служб медиации проводится с 2016 года Федеральным центром защиты прав и интересов детей. Исследования показывают устойчивую динамику роста количества служб: с 30 514 в 2020/2021 учебном году до 32 700 в 2021/2022 году [https://fcprc.ru/media/media/mediacia/monitoring_2021-22.pdf <nowiki>[27]</nowiki>].
 
Всероссийское исследование, проведенное в 2019-2022 годах среди родителей, выявило ключевые проблемы в информированности населения о деятельности служб медиации. Исследование показало, что в структуре рассматриваемых службами случаев лидируют конфликты с другими детьми и учителями (21,6%), в то время как конфликты, сопровождающиеся нарушением закона, составляют лишь 2,8% [https://journals.mosgu.ru/zpu/article/download/1849/2218 <nowiki>[28]</nowiki>].
 
Анализ эффективности показывает, что большая часть школьных конфликтов разрешается самостоятельно конфликтующими сторонами (26,2%) или при участии администрации (22,2%). Службы медиации принимают на себя функции по первичному рассмотрению конфликтов согласно данным 21,8% опрошенных [https://journals.mosgu.ru/zpu/article/download/1849/2218 <nowiki>[29]</nowiki>].
 
Региональные исследования демонстрируют положительную динамику развития медиативных практик. В Иркутской области по состоянию на первое полугодие 2025 года действуют 407 служб примирения, из которых 88 являются профессионально функционирующими, а 100 — недавно созданными [https://new.iro38.ru/archives/51733 <nowiki>[30]</nowiki>].
 
Практика применения восстановительного правосудия в судебной системе показывает высокую эффективность медиативных технологий. По данным Челябинской области, после прохождения подростками процедуры медиации рецидива преступлений не наблюдалось. С 2008 по 2016 год количество несовершеннолетних участников преступлений сократилось в 2,5 раза [https://psyjournals.ru/nonserialpublications/cjp2017/contents/Hartwick <nowiki>[31]</nowiki>].
 
== Интересные факты ==
 
Первая школьная медиация в России была проведена по конфликту между учителем и учеником и завершилась успешным разрешением ситуации. Это событие положило начало развитию российской модели школьной медиации [http://www.sprc.ru/ <nowiki>[32]</nowiki>].
 
В Москве действует уникальная модель развития школьных служб примирения, предусматривающая создание службы в каждом общеобразовательном учреждении. По состоянию на 2022 год службы примирения функционируют в 400 московских школах [https://shkolamoskva.ru/mental/mir/ <nowiki>[33]</nowiki>].
 
Волонтерская деятельность школьников-медиаторов способствует формированию лидерских качеств и социальной активности. Юные медиаторы разрабатывают собственные методики работы, включая арт-терапию с элементами психодрамы [https://shkolamoskva.ru/mental/mir/ <nowiki>[34]</nowiki>].
 
Восстановительные практики в школах имеют социально-правовое значение, поскольку школьники, проводящие программы примирения, вносят вклад в защиту прав участников конфликтов и развитие культуры мирных отношений в подростковой среде [https://fcprc.ru/media/media/behavior/Sbornik-materialov-II-Vserossijskogo-soveshhaniya-sluzhb-primireniya-i-mediatsii.pdf <nowiki>[35]</nowiki>].
 
Международный опыт показывает, что программы восстановительного правосудия для несовершеннолетних действуют в различных странах мира более 25 лет, что подтверждает универсальность и эффективность данного подхода [https://mgppu.ru/news/2662 <nowiki>[36]</nowiki>].
 
== Основные персоналии ==
 
'''Антон Коновалов''' — руководитель направления «Школьные службы примирения» межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа», разработчик концепции и технологии школьных служб примирения в России, практикующий медиатор и сертифицированный тренер [http://www.sprc.ru/ <nowiki>[37]</nowiki>].
 
'''Рустем Максудов''' — президент межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа», один из инициаторов внедрения восстановительного подхода в российскую практику работы с несовершеннолетними правонарушителями [https://mgppu.ru/news/2662 <nowiki>[38]</nowiki>].
 
== См. также ==
 
* [[Всероссийская программа правового просвещения граждан]]
* [[Всероссийский единый урок по правам человека]]
* [[Центры правового просвещения граждан]]
* [[День Конституции Российской Федерации в образовательных организациях]]
* [[Детский правовой сайт Президента России]]
* [[Юридические клиники при образовательных организациях]]
* [[Центры правового просвещения граждан]]
* [[Курсы правовой грамотности для молодёжи]]
* [[Федеральная нотариальная палата — программы правового просвещения]]
* [[Генеральная прокуратура Российской Федерации — правовое просвещение]]
* [[Правовые основы защиты персональных данных]]
* [[Медиаправо и цифровая грамотность]]
* [[Региональные центры правовой информации]]
* [[Телефоны правовой помощи гражданам]]
* [[Общественные приёмные по правовым вопросам]]
* [[Дистанционное правовое образование]]
 
== Ссылки ==
 
[1] [http://www.sprc.ru/ Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа»]
 
[2] [https://fcprc.ru/ Федеральный центр защиты прав и интересов детей]
 
[3] [https://fcprc.ru/media/media/mediacia/monitoring_2021-22.pdf Мониторинг деятельности служб медиации в субъектах РФ 2021-2022]
 
[4] [https://journals.mosgu.ru/zpu/article/download/1849/2218 Распространенность и эффективность служб примирения в школах России]
 
[5] [https://journals.mosgu.ru/zpu/article/download/1849/2218 Всероссийское исследование школьных служб медиации]
 
[6] [https://base.garant.ru/70291362/ Федеральный закон об образовании в РФ № 273-ФЗ]
 
[7] [https://base.garant.ru/70291362/ Статья 27 ФЗ «Об образовании в РФ»]
 
[8] [https://base.garant.ru/12177508/ Федеральный закон о процедуре медиации № 193-ФЗ]
 
[9] [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70447852/ Рекомендации Минобрнауки по организации служб школьной медиации]
 
[10] [https://docs.cntd.ru/document/420211300 Концепция развития сети служб медиации до 2020 года]
 
[11] [https://fcprc.ru/ Официальный сайт ФЦПРЦ]
 
[12] [https://fcprc.ru/goryachaya-liniya/ Горячая линия по вопросам медиации ФЦПРЦ]
 
[13] [https://obrnadzor.gov.ru/ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки]
 
[14] [http://www.sprc.ru/ Центр «Судебно-правовая реформа»]
 
[15] [http://www.8-926-145-87-01.ru/ Всероссийская ассоциация восстановительной медиации]
 
[16] [https://mgppu.ru/ Московский государственный психолого-педагогический университет]
 
[17] [https://docs.cntd.ru/document/902357968 Национальная стратегия действий в интересах детей]
 
[18] [https://fcprc.ru/analytics/ Аналитические материалы ФЦПРЦ]
 
[19] [https://grants.gov.ru/ Единая информационная система грантов и субсидий]
 
[20] [https://mos.ru/education/ Департамент образования и науки города Москвы]
 
[21] [http://www.dpo-smolensk.ru/biblioteka/inform_obespech/kaf-upravleniya/mediaciya-5.pdf Рекомендации по организации служб примирения]
 
[22] [http://www.dpo-smolensk.ru/biblioteka/inform_obespech/kaf-upravleniya/mediaciya-5.pdf Программы восстановительной медиации]
 
[23] [https://new.iro38.ru/archives/51733 Мониторинг деятельности служб медиации в Иркутской области]
 
[24] [https://new.iro38.ru/archives/51733 Результаты мониторинга школьных служб медиации]
 
[25] [https://pravo163.ru/programma-vosstanovitelnogo-pravosudiya/ Программы восстановительного правосудия для детей]
 
[26] [https://new.iro38.ru/archives/51733 Статистика мероприятий по медиации в Иркутской области]
 
[27] [https://fcprc.ru/media/media/mediacia/monitoring_2021-22.pdf Федеральный мониторинг служб медиации]
 
[28] [https://journals.mosgu.ru/zpu/article/download/1849/2218 Исследование эффективности школьных служб примирения]
 
[29] [https://journals.mosgu.ru/zpu/article/download/1849/2218 Анализ работы служб медиации с конфликтами]
 
[30] [https://new.iro38.ru/archives/51733 Развитие служб примирения в Иркутской области]
 
[31] [https://psyjournals.ru/nonserialpublications/cjp2017/contents/Hartwick Эффективность восстановительного правосудия в судебной практике]
 
[32] [http://www.sprc.ru/ История создания школьных служб примирения в России]
 
[33] [https://shkolamoskva.ru/mental/mir/ Службы примирения в московских школах]
 
[34] [https://shkolamoskva.ru/mental/mir/ Волонтерская деятельность школьников-медиаторов]
 
[35] [https://fcprc.ru/media/media/behavior/Sbornik-materialov-II-Vserossijskogo-soveshhaniya-sluzhb-primireniya-i-mediatsii.pdf Материалы Всероссийского совещания служб примирения]
 
[36] [https://mgppu.ru/news/2662 Международный опыт восстановительной медиации]
 
[37] [http://www.sprc.ru/ Биография Антона Коновалова]
 
[38] [https://mgppu.ru/news/2662 Интервью с Рустемом Максудовым о восстановительной медиации]
 
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
 
[[Категория:Правовое просвещение]]
[[Категория:Организации поддержки]]
[[Категория:Образовательные программы]]

Текущая версия от 00:52, 2 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ


Школьные службы медиации и примирения — структурные подразделения образовательных организаций Российской Федерации, объединяющие участников образовательного процесса для разрешения конфликтных ситуаций на основе восстановительного подхода и технологий медиации. Первая школьная медиация с участием школьников-медиаторов была проведена в России 16 декабря 2002 года в московской школе № 464 [1].

По состоянию на 2022 год в Российской Федерации функционируют более 32 000 школьных служб медиации и примирения в различных образовательных организациях, включая 28 718 служб в общеобразовательных школах [2]. Деятельность школьных служб медиации направлена на формирование безопасной образовательной среды, профилактику правонарушений несовершеннолетних и развитие культуры мирного разрешения конфликтов в молодежной среде.

Введение

Школьные службы медиации и примирения представляют собой инновационную форму работы с конфликтными ситуациями в образовательной среде, основанную на принципах восстановительного правосудия. Данный подход ориентирован не на наказание нарушителя, а на восстановление отношений между участниками конфликта и заглаживание причиненного вреда [3].

В современной российской системе образования школьные службы медиации играют важную роль в формировании правовой культуры молодежи. Согласно исследованиям, проведенным в 2019-2022 годах, 72% российских родителей не знакомы с понятием «служба примирения/медиации в образовательных организациях», что указывает на необходимость активизации просветительской работы [4].

Статистические данные показывают, что в организациях, где функционируют службы медиации, родители демонстрируют большую удовлетворенность деятельностью образовательной организации по работе с детскими конфликтами (48% против 16% в школах без служб) [5]. Это свидетельствует о высокой эффективности медиативных технологий в разрешении школьных конфликтов.

Законодательная база

Правовой основой создания и деятельности школьных служб медиации и примирения является комплекс федеральных нормативных актов. Ключевым документом выступает Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет принципы государственной политики в сфере образования, включая воспитание взаимоуважения и ответственности [6].

Статья 27 пункт 2 указанного закона предоставляет образовательным организациям право иметь в своей структуре различные подразделения, включая психологические и социально-педагогические службы, что создает правовые основания для функционирования служб медиации [7].

Важным регулирующим документом является Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который устанавливает общие принципы медиации как способа разрешения споров [8].

Методические основы деятельности школьных служб медиации были заложены в «Рекомендациях по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утвержденных Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 года № ВК-54/07вн [9].

Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 года № 1430-р, определила стратегические направления развития медиативных практик в работе с несовершеннолетними [10].

Организации поддержки

Государственные организации

Ведущую роль в координации деятельности школьных служб медиации играет Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» (ФЦПРЦ), подведомственное Министерству просвещения Российской Федерации. Центр осуществляет мониторинг деятельности служб медиации и примирения, проводит методическую работу и оказывает консультативную помощь специалистам [11].

В рамках деятельности ФЦПРЦ функционирует специализированная горячая линия по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях (телефон 8-800-222-34-17), которая предоставляет консультации специалистам, педагогам, родителям и детям [12].

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) осуществляет контроль за соблюдением образовательными организациями требований законодательства в части создания безопасной образовательной среды, включая функционирование служб медиации [13].

На региональном уровне координацию деятельности служб медиации осуществляют институты развития образования, региональные центры психолого-педагогической поддержки и территориальные службы примирения.

Негосударственные организации

Пионером в развитии школьных служб примирения в России выступает Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа», который с 2000 года инициирует создание школьных служб примирения как российской модели школьной медиации [14]. Центр разработал концепцию и технологию школьных служб примирения, подготовил методические материалы и осуществляет обучение специалистов.

Всероссийская ассоциация восстановительной медиации (ВАВМ) объединяет практиков восстановительного правосудия и медиации, разрабатывает стандарты восстановительной медиации и проводит мониторинг деятельности служб примирения [15]. В 2009 году Ассоциацией были приняты стандарты восстановительной медиации, ставшие основой для деятельности школьных служб примирения.

Значительную роль в подготовке кадров для служб медиации играет Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), где функционирует лаборатория ювенальных технологий, занимающаяся исследованиями в области восстановительных практик [16].

Социальная политика и меры поддержки

Государственная поддержка развития школьных служб медиации осуществляется в рамках реализации национальных проектов «Образование» и «Демография». В 2019 году задача создания школьных служб примирения была включена в Национальную стратегию действий в интересах детей 2012-2017 годов [17].

Особое внимание уделяется интеграции медиативных практик в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на различных уровнях включают в планы работы мероприятия по развитию служб медиации и примирения в образовательных организациях [18].

Финансирование деятельности школьных служб медиации осуществляется за счет средств региональных и муниципальных бюджетов в рамках обеспечения деятельности образовательных организаций. Дополнительные средства привлекаются через реализацию грантовых проектов некоммерческих организаций и участие в федеральных программах [19].

Примером комплексного подхода к развитию медиативных практик служит опыт Москвы, где постановлением Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 2011 года было принято решение о создании службы примирения в каждом общеобразовательном учреждении [20].

Программы и мероприятия

Школьные службы медиации реализуют широкий спектр восстановительных программ, адаптированных к различным типам конфликтных ситуаций. Основными программами являются:

Восстановительная медиация — встреча конфликтующих сторон «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания участников и достижения договора о приемлемых вариантах разрешения проблем [21]. Данная программа применяется в случаях межличностных конфликтов, споров между учениками и учителями, конфликтов с родителями.

Круги сообщества — программа, работающая с групповыми конфликтами и ситуациями изгоев. В ходе программы участники обсуждают свои ценности и совместно ищут решение проблемы [22]. По данным мониторинга 2025 года, программы кругов сообщества используют 53 службы в Иркутской области.

Школьные конференции применяются для работы со сложными многосторонними конфликтами с участием администрации, педагогов, учащихся и родителей. В Иркутской области данный формат используют 17 служб медиации [23].

Семейные конференции организуются для согласования позиций детей, родителей и педагогов по вопросам образовательного процесса и ответственного поведения детей. В региональной практике эта программа применяется в 24 службах [24].

Программы по заглаживанию вреда реализуются в случаях правонарушений несовершеннолетних, включая драки, кражи, порчу имущества. Такие программы обычно проводятся с привлечением специалистов территориальных служб примирения и учитываются судами при вынесении решений [25].

По данным мониторинга за 2024-2025 учебный год, в образовательных организациях Иркутской области было организовано и проведено 2 965 мероприятий, направленных на популяризацию медиации и повышение правовой культуры несовершеннолетних [26].

Исследования и аналитика

Систематический мониторинг деятельности школьных служб медиации проводится с 2016 года Федеральным центром защиты прав и интересов детей. Исследования показывают устойчивую динамику роста количества служб: с 30 514 в 2020/2021 учебном году до 32 700 в 2021/2022 году [27].

Всероссийское исследование, проведенное в 2019-2022 годах среди родителей, выявило ключевые проблемы в информированности населения о деятельности служб медиации. Исследование показало, что в структуре рассматриваемых службами случаев лидируют конфликты с другими детьми и учителями (21,6%), в то время как конфликты, сопровождающиеся нарушением закона, составляют лишь 2,8% [28].

Анализ эффективности показывает, что большая часть школьных конфликтов разрешается самостоятельно конфликтующими сторонами (26,2%) или при участии администрации (22,2%). Службы медиации принимают на себя функции по первичному рассмотрению конфликтов согласно данным 21,8% опрошенных [29].

Региональные исследования демонстрируют положительную динамику развития медиативных практик. В Иркутской области по состоянию на первое полугодие 2025 года действуют 407 служб примирения, из которых 88 являются профессионально функционирующими, а 100 — недавно созданными [30].

Практика применения восстановительного правосудия в судебной системе показывает высокую эффективность медиативных технологий. По данным Челябинской области, после прохождения подростками процедуры медиации рецидива преступлений не наблюдалось. С 2008 по 2016 год количество несовершеннолетних участников преступлений сократилось в 2,5 раза [31].

Интересные факты

Первая школьная медиация в России была проведена по конфликту между учителем и учеником и завершилась успешным разрешением ситуации. Это событие положило начало развитию российской модели школьной медиации [32].

В Москве действует уникальная модель развития школьных служб примирения, предусматривающая создание службы в каждом общеобразовательном учреждении. По состоянию на 2022 год службы примирения функционируют в 400 московских школах [33].

Волонтерская деятельность школьников-медиаторов способствует формированию лидерских качеств и социальной активности. Юные медиаторы разрабатывают собственные методики работы, включая арт-терапию с элементами психодрамы [34].

Восстановительные практики в школах имеют социально-правовое значение, поскольку школьники, проводящие программы примирения, вносят вклад в защиту прав участников конфликтов и развитие культуры мирных отношений в подростковой среде [35].

Международный опыт показывает, что программы восстановительного правосудия для несовершеннолетних действуют в различных странах мира более 25 лет, что подтверждает универсальность и эффективность данного подхода [36].

Основные персоналии

Антон Коновалов — руководитель направления «Школьные службы примирения» межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа», разработчик концепции и технологии школьных служб примирения в России, практикующий медиатор и сертифицированный тренер [37].

Рустем Максудов — президент межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа», один из инициаторов внедрения восстановительного подхода в российскую практику работы с несовершеннолетними правонарушителями [38].

См. также

Ссылки

[1] Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа»

[2] Федеральный центр защиты прав и интересов детей

[3] Мониторинг деятельности служб медиации в субъектах РФ 2021-2022

[4] Распространенность и эффективность служб примирения в школах России

[5] Всероссийское исследование школьных служб медиации

[6] Федеральный закон об образовании в РФ № 273-ФЗ

[7] Статья 27 ФЗ «Об образовании в РФ»

[8] Федеральный закон о процедуре медиации № 193-ФЗ

[9] Рекомендации Минобрнауки по организации служб школьной медиации

[10] Концепция развития сети служб медиации до 2020 года

[11] Официальный сайт ФЦПРЦ

[12] Горячая линия по вопросам медиации ФЦПРЦ

[13] Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

[14] Центр «Судебно-правовая реформа»

[15] Всероссийская ассоциация восстановительной медиации

[16] Московский государственный психолого-педагогический университет

[17] Национальная стратегия действий в интересах детей

[18] Аналитические материалы ФЦПРЦ

[19] Единая информационная система грантов и субсидий

[20] Департамент образования и науки города Москвы

[21] Рекомендации по организации служб примирения

[22] Программы восстановительной медиации

[23] Мониторинг деятельности служб медиации в Иркутской области

[24] Результаты мониторинга школьных служб медиации

[25] Программы восстановительного правосудия для детей

[26] Статистика мероприятий по медиации в Иркутской области

[27] Федеральный мониторинг служб медиации

[28] Исследование эффективности школьных служб примирения

[29] Анализ работы служб медиации с конфликтами

[30] Развитие служб примирения в Иркутской области

[31] Эффективность восстановительного правосудия в судебной практике

[32] История создания школьных служб примирения в России

[33] Службы примирения в московских школах

[34] Волонтерская деятельность школьников-медиаторов

[35] Материалы Всероссийского совещания служб примирения

[36] Международный опыт восстановительной медиации

[37] Биография Антона Коновалова

[38] Интервью с Рустемом Максудовым о восстановительной медиации

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.