Всероссийская программа правового просвещения граждан: различия между версиями
Новая страница: «132» |
Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | |||
'''Всероссийская программа правового просвещения граждан''' — это комплексная, систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, институтов гражданского общества и других субъектов, направленная на формирование высокого уровня правовой культуры, правосознания и законопослушного поведения граждан Российской Федерации, в особенности молодёжи. Данная деятельность является одним из ключевых направлений государственной политики [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113973/ <nowiki>[1]</nowiki>], нацеленной на построение правового государства и развитие гражданского общества. Актуальность программы обусловлена необходимостью преодоления правового нигилизма, повышения уровня юридической грамотности населения и создания устойчивых стимулов к соблюдению законов [https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2024/12/pravovoe-vospitanie.pdf <nowiki>[2]</nowiki>]. Особое внимание уделяется работе с несовершеннолетними и молодёжью, так как в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, ценностные ориентации и модели социального поведения [https://shs_shil_2_shil.zabedu.ru/wp-content/uploads/2021/04/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E.pdf <nowiki>[3]</nowiki>]. Система правового просвещения охватывает все уровни образования и реализуется через учебную, внеурочную и воспитательную деятельность, ориентируясь на формирование у молодых людей уважения к праву, своим обязанностям и правам других граждан. | |||
== Законодательная база == | |||
Система правового просвещения в России опирается на прочную нормативно-правовую базу, которая определяет цели, задачи, субъектов и формы этой деятельности. Ключевые документы задают вектор развития государственной политики в этой сфере. | |||
'''Основные нормативные правовые акты:''' | |||
* '''Конституция Российской Федерации''' — Часть 4 статьи 67.1 декларирует, что государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | |||
* '''Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан''' (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) — базовый документ, определяющий стратегические цели и направления правового просвещения, среди которых формирование уважения к закону, повышение правовой культуры и создание стимулов к законопослушанию [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113973/ <nowiki>[1]</nowiki>]. | |||
* '''Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»''' — в статьях 17 и 18 закрепляет правовое просвещение и правовое информирование как самостоятельные формы профилактического воздействия. Закон определяет, что субъекты профилактики доводят до сведения граждан информацию, направленную на защиту прав и свобод [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ <nowiki>[5]</nowiki>]. | |||
* '''Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»''' — устанавливает требования к образовательным программам, которые должны способствовать формированию у обучающихся гражданской ответственности и правосознания. Статья 12.2 регулирует общие вопросы просветительской деятельности [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | |||
* '''Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»''' — статья 28 возлагает обязанности по правовому информированию и просвещению населения на государственные юридические бюро, адвокатов, нотариусов, а также юридические клиники при вузах [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/ <nowiki>[7]</nowiki>]. | |||
* '''Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»''' — относит права и свободы человека и гражданственность к числу традиционных ценностей, формирующих мировоззрение граждан России, что является нравственным ориентиром для правового просвещения [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430903/ <nowiki>[8]</nowiki>]. | |||
* '''Приказы Министерства просвещения РФ''' — утверждают федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные образовательные программы, в которых заложены требования к формированию правовой компетентности, уважительного отношения к правам других людей и знаний о нормах поведения в обществе [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ <nowiki>[9]</nowiki>]. | |||
== Цели, задачи и направления == | |||
Государственная политика в сфере правового просвещения молодёжи преследует несколько стратегических целей, которые направлены на укрепление правопорядка и развитие гражданского общества. | |||
'''Ключевые цели:''' | |||
* '''Формирование устойчивого уважения к закону''' и преодоление правового нигилизма в молодёжной среде. | |||
* '''Повышение уровня правовой культуры''', включая осведомлённость о своих правах и обязанностях, а также юридической грамотности. | |||
* '''Создание системы стимулов к законопослушному поведению''' как основной модели социального поведения. | |||
* '''Внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей''' и соблюдения правовых норм. | |||
'''Основные задачи программы:''' | |||
* Воспитание у молодёжи уважения к Закону, правопорядку и позитивным нравственно-правовым нормам общества [https://shs_shil_2_shil.zabedu.ru/wp-content/uploads/2021/04/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E.pdf <nowiki>[3]</nowiki>]. | |||
* Организация единой системы правового просвещения и обучения, координация усилий различных учреждений и организаций [http://docs.cntd.ru/document/965001258 <nowiki>[10]</nowiki>]. | |||
* Повышение качества образования в области прав человека и законопослушного поведения в образовательных организациях. | |||
* Профилактика правонарушений, преступлений и асоциального поведения среди несовершеннолетних. | |||
* Активизация разъяснительной работы по правовым вопросам и способам разрешения конфликтных ситуаций. | |||
'''Направления деятельности:''' | |||
Правовое просвещение реализуется по трём основным уровням [https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2024/12/pravovoe-vospitanie.pdf <nowiki>[2]</nowiki>]: | |||
1. '''Федеральный уровень:''' Формирование нормативной базы, разработка стратегических и программных документов, координация деятельности на общенациональном уровне. | |||
2. '''Региональный уровень:''' Реализация региональных программ, адаптация федеральных инициатив к местным условиям, организация межведомственного взаимодействия. | |||
3. '''Уровень образовательной организации:''' Непосредственная реализация программ через учебную (уроки обществознания, права), внеурочную (кружки, секции) и воспитательную деятельность (классные часы, проекты). | |||
== Организации поддержки == | |||
В реализации программ правового просвещения участвует широкий круг государственных и негосударственных структур, которые обеспечивают комплексный подход к формированию правовой культуры молодёжи. | |||
'''Государственные организации:''' | |||
* '''Министерство юстиции Российской Федерации:''' Координирует деятельность по правовому просвещению, участвует в разработке нормативных актов, поддерживает систему бесплатной юридической помощи [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/ <nowiki>[7]</nowiki>]. | |||
* '''Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ:''' Отвечают за интеграцию правового просвещения в образовательный процесс, разработку ФГОС и методических рекомендаций для школ, колледжей и вузов. | |||
* '''Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь):''' Реализует проекты и программы, направленные на вовлечение молодёжи в социально-правовую повестку, поддерживает молодёжные инициативы в этой сфере. | |||
* '''Правоохранительные органы (МВД, Прокуратура, Следственный комитет):''' Проводят профилактическую работу, организуют встречи с учащимися, информируют о последствиях правонарушений. | |||
* '''Уполномоченные по правам человека и правам ребёнка''' в РФ и её субъектах: Защищают права граждан, ведут просветительскую деятельность, рассматривают обращения. | |||
* '''Органы местного самоуправления:''' Организуют правовое просвещение на муниципальном уровне, поддерживают местные инициативы и мероприятия [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/bce82372788e0b4ac8206b5ab9ad51e6a306e10c/ <nowiki>[11]</nowiki>]. | |||
'''Негосударственные организации и общественные объединения:''' | |||
* '''Ассоциация юристов России:''' Активно участвует в правовом просвещении, организует дни бесплатной юридической помощи, реализует образовательные проекты по всей стране [https://aprp.msal.ru/jour/article/viewFile/1253/1360 <nowiki>[12]</nowiki>]. | |||
* '''Юридические клиники при вузах:''' Студенты юридических факультетов под руководством преподавателей оказывают бесплатную правовую помощь населению, что является важной формой практического обучения и просвещения [https://www.minjust.gov.ru/ru/pages/spisok-yuridicheskih-klinik/ <nowiki>[13]</nowiki>]. | |||
* '''Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА:''' Специализированная структура, занимающаяся повышением уровня правовой и цифровой грамотности молодёжи, исследованием рисков цифровой среды и организацией интерактивных просветительских мероприятий [https://msal.ru/structure/tsentry/tsentr-po-obespecheniyu-prav-molodezhi-v-tsifrovom-prostranstve/ <nowiki>[14]</nowiki>]. | |||
* '''Правозащитные и иные некоммерческие организации (НКО):''' Реализуют проекты, направленные на защиту прав отдельных категорий граждан, проводят семинары, выпускают информационные материалы. | |||
== Формы и методы правового просвещения молодёжи == | |||
Для эффективного правового просвещения используются разнообразные формы и методы работы, адаптированные к возрастным и психологическим особенностям молодёжи. Работа строится на принципах интерактивности, практической направленности и вовлечения. | |||
'''Для младших школьников (начальная школа):''' | |||
* '''Игровые формы:''' Дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, позволяющие в доступной форме усвоить понятия о правилах поведения, добре и зле. | |||
* '''Обсуждение сказок и мультфильмов:''' Анализ поступков героев с точки зрения моральных и правовых норм. | |||
* '''Конкурсы рисунков и викторины''' на правовую тематику. | |||
* '''Проектная деятельность:''' Создание небольших проектов на темы «Мои права и обязанности», «Правила нашего класса». | |||
'''Для учащихся основной и старшей школы, студентов СПО:''' | |||
* '''Интерактивные лекции и семинары:''' Обсуждение реальных правовых ситуаций, анализ законодательства. | |||
* '''Деловые и ролевые игры:''' Моделирование судебных процессов, выборов, деятельности органов власти. Это помогает перевести теоретические знания в практический опыт. | |||
* '''Проектная и исследовательская деятельность:''' Написание работ по актуальным правовым проблемам, участие в научно-практических конференциях. | |||
* '''Встречи с профессионалами:''' Организация встреч с юристами, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, нотариусами. | |||
* '''Всероссийские акции:''' Участие в мероприятиях, таких как «Всероссийская неделя правовой помощи», «Единый урок прав человека». | |||
* '''Конкурс гражданской грамотности «Онфим»:''' Интеллектуальное состязание для школьников, направленное на повышение правовой и финансовой грамотности. | |||
* '''Создание правовых уголков и стендов:''' Оформление в школах информационных пространств с данными о правах и обязанностях, телефонах доверия и служб помощи. | |||
* '''Использование цифровых технологий:''' Проведение онлайн-викторин, вебинаров, создание образовательных блогов и подкастов на правовую тематику. | |||
'''Работа с родителями и педагогами:''' | |||
Правовое просвещение также охватывает родителей и педагогических работников, поскольку они играют ключевую роль в формировании личности ребёнка. | |||
* '''Для родителей:''' проводятся родительские собрания, лекции, консультации по вопросам прав ребёнка, ответственности родителей за его воспитание и поведение, а также методам решения семейных конфликтов. | |||
* '''Для педагогов:''' организуются курсы повышения квалификации, семинары и круглые столы для совершенствования их правовой компетентности и освоения современных методик правового воспитания. | |||
== См. также == | |||
* [[Всероссийский единый урок по правам человека]] | |||
* [[Центры правового просвещения граждан]] | |||
* [[День Конституции Российской Федерации в образовательных организациях]] | |||
* [[Детский правовой сайт Президента России]] | |||
* [[Юридические клиники при образовательных организациях]] | |||
* [[Центры правового просвещения граждан]] | |||
* [[Курсы правовой грамотности для молодёжи]] | |||
* [[Федеральная нотариальная палата — программы правового просвещения]] | |||
* [[Генеральная прокуратура Российской Федерации — правовое просвещение]] | |||
* [[Школьные службы медиации и примирения]] | |||
* [[Правовые основы защиты персональных данных]] | |||
* [[Медиаправо и цифровая грамотность]] | |||
* [[Региональные центры правовой информации]] | |||
* [[Телефоны правовой помощи гражданам]] | |||
* [[Общественные приёмные по правовым вопросам]] | |||
* [[Дистанционное правовое образование]] | |||
== Ссылки == | |||
[1] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113973/ Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан] | |||
[2] [https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2024/12/pravovoe-vospitanie.pdf Методические рекомендации «Правовое воспитание обучающихся в условиях обновленных ФГОС»] | |||
[3] [https://shs_shil_2_shil.zabedu.ru/wp-content/uploads/2021/04/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E.pdf Программа по правовому просвещению МБОУ СОШ] | |||
[4] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ Конституция Российской Федерации] | |||
[5] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»] | |||
[6] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»] | |||
[7] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/ Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»] | |||
[8] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430903/ Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»] | |||
[9] [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ Приказ Минпросвещения России об утверждении ФГОС основного общего образования] | |||
[10] [http://docs.cntd.ru/document/965001258 О целевой программе "Правовое просвещение и воспитание граждан"] | |||
[11] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/bce82372788e0b4ac8206b5ab9ad51e6a306e10c/ Статья 12. Права органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений] | |||
[12] [https://aprp.msal.ru/jour/article/viewFile/1253/1360 О понятии правового просвещения (научная статья)] | |||
[13] [https://www.minjust.gov.ru/ru/pages/spisok-yuridicheskih-klinik/ Список юридических клиник на сайте Минюста России] | |||
[14] [https://msal.ru/structure/tsentry/tsentr-po-obespecheniyu-prav-molodezhi-v-tsifrovom-prostranstve/ Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА] | |||
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.'' | |||
[[Категория:Правовое просвещение]] | |||
[[Категория:Государственные программы]] | |||
[[Категория:Федеральные проекты]] |
Текущая версия от 21:39, 30 сентября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Всероссийская программа правового просвещения граждан — это комплексная, систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, институтов гражданского общества и других субъектов, направленная на формирование высокого уровня правовой культуры, правосознания и законопослушного поведения граждан Российской Федерации, в особенности молодёжи. Данная деятельность является одним из ключевых направлений государственной политики [1], нацеленной на построение правового государства и развитие гражданского общества. Актуальность программы обусловлена необходимостью преодоления правового нигилизма, повышения уровня юридической грамотности населения и создания устойчивых стимулов к соблюдению законов [2]. Особое внимание уделяется работе с несовершеннолетними и молодёжью, так как в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, ценностные ориентации и модели социального поведения [3]. Система правового просвещения охватывает все уровни образования и реализуется через учебную, внеурочную и воспитательную деятельность, ориентируясь на формирование у молодых людей уважения к праву, своим обязанностям и правам других граждан.
Законодательная база
Система правового просвещения в России опирается на прочную нормативно-правовую базу, которая определяет цели, задачи, субъектов и формы этой деятельности. Ключевые документы задают вектор развития государственной политики в этой сфере.
Основные нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации — Часть 4 статьи 67.1 декларирует, что государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим [4].
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) — базовый документ, определяющий стратегические цели и направления правового просвещения, среди которых формирование уважения к закону, повышение правовой культуры и создание стимулов к законопослушанию [1].
- Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» — в статьях 17 и 18 закрепляет правовое просвещение и правовое информирование как самостоятельные формы профилактического воздействия. Закон определяет, что субъекты профилактики доводят до сведения граждан информацию, направленную на защиту прав и свобод [5].
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — устанавливает требования к образовательным программам, которые должны способствовать формированию у обучающихся гражданской ответственности и правосознания. Статья 12.2 регулирует общие вопросы просветительской деятельности [6].
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» — статья 28 возлагает обязанности по правовому информированию и просвещению населения на государственные юридические бюро, адвокатов, нотариусов, а также юридические клиники при вузах [7].
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» — относит права и свободы человека и гражданственность к числу традиционных ценностей, формирующих мировоззрение граждан России, что является нравственным ориентиром для правового просвещения [8].
- Приказы Министерства просвещения РФ — утверждают федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные образовательные программы, в которых заложены требования к формированию правовой компетентности, уважительного отношения к правам других людей и знаний о нормах поведения в обществе [9].
Цели, задачи и направления
Государственная политика в сфере правового просвещения молодёжи преследует несколько стратегических целей, которые направлены на укрепление правопорядка и развитие гражданского общества.
Ключевые цели:
- Формирование устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма в молодёжной среде.
- Повышение уровня правовой культуры, включая осведомлённость о своих правах и обязанностях, а также юридической грамотности.
- Создание системы стимулов к законопослушному поведению как основной модели социального поведения.
- Внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
Основные задачи программы:
- Воспитание у молодёжи уважения к Закону, правопорядку и позитивным нравственно-правовым нормам общества [3].
- Организация единой системы правового просвещения и обучения, координация усилий различных учреждений и организаций [10].
- Повышение качества образования в области прав человека и законопослушного поведения в образовательных организациях.
- Профилактика правонарушений, преступлений и асоциального поведения среди несовершеннолетних.
- Активизация разъяснительной работы по правовым вопросам и способам разрешения конфликтных ситуаций.
Направления деятельности: Правовое просвещение реализуется по трём основным уровням [2]: 1. Федеральный уровень: Формирование нормативной базы, разработка стратегических и программных документов, координация деятельности на общенациональном уровне. 2. Региональный уровень: Реализация региональных программ, адаптация федеральных инициатив к местным условиям, организация межведомственного взаимодействия. 3. Уровень образовательной организации: Непосредственная реализация программ через учебную (уроки обществознания, права), внеурочную (кружки, секции) и воспитательную деятельность (классные часы, проекты).
Организации поддержки
В реализации программ правового просвещения участвует широкий круг государственных и негосударственных структур, которые обеспечивают комплексный подход к формированию правовой культуры молодёжи.
Государственные организации:
- Министерство юстиции Российской Федерации: Координирует деятельность по правовому просвещению, участвует в разработке нормативных актов, поддерживает систему бесплатной юридической помощи [7].
- Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ: Отвечают за интеграцию правового просвещения в образовательный процесс, разработку ФГОС и методических рекомендаций для школ, колледжей и вузов.
- Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь): Реализует проекты и программы, направленные на вовлечение молодёжи в социально-правовую повестку, поддерживает молодёжные инициативы в этой сфере.
- Правоохранительные органы (МВД, Прокуратура, Следственный комитет): Проводят профилактическую работу, организуют встречи с учащимися, информируют о последствиях правонарушений.
- Уполномоченные по правам человека и правам ребёнка в РФ и её субъектах: Защищают права граждан, ведут просветительскую деятельность, рассматривают обращения.
- Органы местного самоуправления: Организуют правовое просвещение на муниципальном уровне, поддерживают местные инициативы и мероприятия [11].
Негосударственные организации и общественные объединения:
- Ассоциация юристов России: Активно участвует в правовом просвещении, организует дни бесплатной юридической помощи, реализует образовательные проекты по всей стране [12].
- Юридические клиники при вузах: Студенты юридических факультетов под руководством преподавателей оказывают бесплатную правовую помощь населению, что является важной формой практического обучения и просвещения [13].
- Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА: Специализированная структура, занимающаяся повышением уровня правовой и цифровой грамотности молодёжи, исследованием рисков цифровой среды и организацией интерактивных просветительских мероприятий [14].
- Правозащитные и иные некоммерческие организации (НКО): Реализуют проекты, направленные на защиту прав отдельных категорий граждан, проводят семинары, выпускают информационные материалы.
Формы и методы правового просвещения молодёжи
Для эффективного правового просвещения используются разнообразные формы и методы работы, адаптированные к возрастным и психологическим особенностям молодёжи. Работа строится на принципах интерактивности, практической направленности и вовлечения.
Для младших школьников (начальная школа):
- Игровые формы: Дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, позволяющие в доступной форме усвоить понятия о правилах поведения, добре и зле.
- Обсуждение сказок и мультфильмов: Анализ поступков героев с точки зрения моральных и правовых норм.
- Конкурсы рисунков и викторины на правовую тематику.
- Проектная деятельность: Создание небольших проектов на темы «Мои права и обязанности», «Правила нашего класса».
Для учащихся основной и старшей школы, студентов СПО:
- Интерактивные лекции и семинары: Обсуждение реальных правовых ситуаций, анализ законодательства.
- Деловые и ролевые игры: Моделирование судебных процессов, выборов, деятельности органов власти. Это помогает перевести теоретические знания в практический опыт.
- Проектная и исследовательская деятельность: Написание работ по актуальным правовым проблемам, участие в научно-практических конференциях.
- Встречи с профессионалами: Организация встреч с юристами, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, нотариусами.
- Всероссийские акции: Участие в мероприятиях, таких как «Всероссийская неделя правовой помощи», «Единый урок прав человека».
- Конкурс гражданской грамотности «Онфим»: Интеллектуальное состязание для школьников, направленное на повышение правовой и финансовой грамотности.
- Создание правовых уголков и стендов: Оформление в школах информационных пространств с данными о правах и обязанностях, телефонах доверия и служб помощи.
- Использование цифровых технологий: Проведение онлайн-викторин, вебинаров, создание образовательных блогов и подкастов на правовую тематику.
Работа с родителями и педагогами: Правовое просвещение также охватывает родителей и педагогических работников, поскольку они играют ключевую роль в формировании личности ребёнка.
- Для родителей: проводятся родительские собрания, лекции, консультации по вопросам прав ребёнка, ответственности родителей за его воспитание и поведение, а также методам решения семейных конфликтов.
- Для педагогов: организуются курсы повышения квалификации, семинары и круглые столы для совершенствования их правовой компетентности и освоения современных методик правового воспитания.
См. также
- Всероссийский единый урок по правам человека
- Центры правового просвещения граждан
- День Конституции Российской Федерации в образовательных организациях
- Детский правовой сайт Президента России
- Юридические клиники при образовательных организациях
- Центры правового просвещения граждан
- Курсы правовой грамотности для молодёжи
- Федеральная нотариальная палата — программы правового просвещения
- Генеральная прокуратура Российской Федерации — правовое просвещение
- Школьные службы медиации и примирения
- Правовые основы защиты персональных данных
- Медиаправо и цифровая грамотность
- Региональные центры правовой информации
- Телефоны правовой помощи гражданам
- Общественные приёмные по правовым вопросам
- Дистанционное правовое образование
Ссылки
[2] Методические рекомендации «Правовое воспитание обучающихся в условиях обновленных ФГОС»
[3] Программа по правовому просвещению МБОУ СОШ
[4] Конституция Российской Федерации
[5] Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»
[6] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
[7] Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»
[9] Приказ Минпросвещения России об утверждении ФГОС основного общего образования
[10] О целевой программе "Правовое просвещение и воспитание граждан"
[11] Статья 12. Права органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений
[12] О понятии правового просвещения (научная статья)
[13] Список юридических клиник на сайте Минюста России
[14] Центр по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА
Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.