Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ


Постинтернатное сопровождение — это комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи и поддержки выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, для их успешной социальной адаптации и интеграции в общество [1]. Данный процесс рассматривается как ключевой этап перехода от жизни в учреждении к самостоятельности [31]. Актуальность постинтернатного сопровождения в России обусловлена тем, что ежегодно из сиротских учреждений выпускается около 20 000 молодых людей, которые сталкиваются с многочисленными трудностями: от решения жилищных вопросов и трудоустройства до формирования бытовых и социальных навыков [13]. Система постинтернатного сопровождения призвана минимизировать риски социальной дезадаптации и помочь выпускникам стать полноценными членами общества. Вопросы успешной интеграции выпускников организаций для детей-сирот в общество приобретают особую значимость в современных условиях [8].

Законодательная база

Правовую основу постинтернатного сопровождения в Российской Федерации составляет система федеральных и региональных нормативных актов. На федеральном уровне ключевым является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который устанавливает основные права и гарантии для данной категории граждан, включая право на постинтернатное сопровождение до достижения 23 лет.

Помимо этого, важную роль играют:

  • Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» — документ, который заложил основы для развития системы поддержки детей-сирот, включая постинтернатную адаптацию [30].
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» — определяет общие принципы и формы социального обслуживания, которые применяются и в рамках постинтернатного сопровождения.
  • Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» — закрепляет роль детских омбудсменов в защите прав детей-сирот и координации работы по их поддержке [7].

На региональном уровне субъекты РФ принимают собственные законы и подзаконные акты, конкретизирующие порядок и формы постинтернатного сопровождения. Например, в Рязанской области действует Закон от 5 мая 2025 года N 33-ОЗ «О постинтернатном сопровождении выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который устанавливает, что сопровождение осуществляется до 23 лет, а за одним постинтернатным воспитателем (наставником) может быть закреплено не более 5 человек [26][24]. Практически все российские субъекты приняли подобные нормативные акты для помощи сиротам после выпуска [25]. Сопровождение осуществляется на основании договора, заключаемого между выпускником и уполномоченной организацией [31].

Организации поддержки

Система постинтернатного сопровождения в России включает в себя как государственные, так и негосударственные организации, которые работают в тесном взаимодействии.

Государственные организации

Клювую роль в системе играют государственные учреждения, на базе которых создаются службы и центры постинтернатного сопровождения. К ним относятся:

  • Центры содействия семейному воспитанию (ЦССВ) — бывшие детские дома и интернаты, которые перепрофилируются для выполнения новых функций, включая сопровождение своих выпускников.
  • Региональные центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи — выступают в качестве методических и координационных центров, оказывая поддержку специалистам и выпускникам. Например, в Рязанской области такой центр координирует проект наставничества и ежегодно "ведет" около 200 выпускников через четыре центра постинтернатного сопровождения [10].
  • Органы опеки и попечительства — осуществляют контроль за соблюдением прав выпускников, в том числе в жилищной сфере, и координируют деятельность служб сопровождения.
  • Службы социальной (постинтернатной) адаптации — создаются при организациях социального обслуживания или образования. Их целью является предоставление выпускникам психологической, социально-правовой и юридической помощи [30].

Негосударственные организации (НКО)

Значительный вклад в развитие постинтернатного сопровождения вносят некоммерческие организации и общественные объединения. Они часто выступают в роли новаторов, разрабатывая и внедряя новые технологии и программы.

  • Всероссийская общественная организация «Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны»» — крупная организация, которая объединяет выпускников из разных регионов и проводит форумы, посвященные вопросам социализации и наставничества. Четвертый форум, прошедший в Москве, объединил более 300 участников из 86 регионов [33].
  • Благотворительные фонды — реализуют проекты по наставничеству, профессиональной ориентации и социальной адаптации. Примером может служить проект "Я-Наставник!", который реализуется в 18 регионах России и основан на технологии новосибирских коллег [10].
  • Ресурсные центры и ассоциации — занимаются обобщением передового опыта, обучением специалистов и развитием стажировочных площадок для тиражирования успешных практик постинтернатного сопровождения [32].

Социальная политика и меры поддержки

Государственная социальная политика в области постинтернатного сопровождения направлена на создание условий для полноценной интеграции выпускников в общество. Основные задачи и меры поддержки включают:

  • Содействие в защите прав и интересов — юридические консультации, помощь в оформлении документов (паспорт, СНИЛС, ИНН), представительство в государственных органах [28].
  • Жилищное обеспечение — одна из наиболее острых проблем. Меры поддержки включают контроль за предоставлением жилья, помощь в его обустройстве и сохранении.
  • Содействие в получении образования и трудоустройстве — помощь в выборе профессии, поступлении в учебные заведения, поиске работы. В некоторых регионах постинтернатное сопровождение осуществляется непосредственно в организациях среднего профессионального образования [11].
  • Социально-психологическая поддержка — индивидуальное консультирование, тренинги по развитию коммуникативных навыков, управлению финансами, решению конфликтных ситуаций [29].
  • Формирование навыков самостоятельной жизни — обучение бытовым навыкам (приготовление пищи, уход за жильем), планированию бюджета, ответственному поведению.
  • Организация досуга и занятости — вовлечение в спортивные, культурные и волонтерские мероприятия для расширения социального круга и самореализации [28].

Поддержка осуществляется на основании индивидуального плана сопровождения, который разрабатывается для каждого выпускника с учетом его потребностей и жизненной ситуации [30].

Программы и мероприятия

В России реализуется множество программ и проектов, направленных на поддержку выпускников. Они различаются по формам и методам работы, но имеют общую цель — успешная адаптация молодых людей к самостоятельной жизни.

  • Наставничество — одна из наиболее эффективных технологий. Программа предполагает подбор для выпускника значимого взрослого (наставника), который становится для него другом, советчиком и примером для подражания. Проект «Наставничество» активно координируется Институтом уполномоченных по правам ребёнка [31]. В Москве успешно реализуется проект «Серебряное наставничество», объединяющий подростков из ЦССВ и активных пенсионеров из центров московского долголетия [33].
  • Тренировочные квартиры — форма сопровождения, при которой выпускники временно проживают в специально оборудованных квартирах под присмотром социальных педагогов. Здесь они учатся вести быт, распоряжаться деньгами и взаимодействовать с соседями в условиях, максимально приближенных к реальным.
  • Комплексные программы сопровождения — В Кузбассе разработан уникальный комплекс программ, с помощью которых специалисты новокузнецкого «Дома детства» помогают детям-сиротам в возрасте от 18 до 23 лет адаптироваться к самостоятельной жизни [12]. Программа «Аистята» в другом центре ставит целью организацию индивидуального сопровождения для социальной и профессиональной адаптации до 23 лет [29].
  • Клубы выпускников и родительские клубы — Создаются для поддержания связей между выпускниками, обмена опытом и взаимной поддержки. Клубы «Устойчивая семья», например, показывают высокую эффективность в реабилитации семей и улучшении детско-родительских отношений [5].
  • Межведомственные планы («дорожные карты») — В регионах, например в Камчатском крае, утверждаются планы мероприятий по профилактике социального сиротства и социализации выпускников, которые включают привлечение волонтеров и внедрение новых реабилитационных программ [4].

Исследования и аналитика

Проблема постинтернатного сопровождения является предметом внимания как государственных структур, так и научного сообщества. Аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка регулярно проводит мониторинги и собирает данные из регионов. В 2019 году Уполномоченный Анна Кузнецова отмечала, что система «не видит» многих выпускников, а в некоторых регионах число сирот на постинтернатном сопровождении было равно нулю, что свидетельствует о недостаточной проработке темы на федеральном уровне [13]. Это привело к созданию специальной рабочей группы для выработки действенных мер поддержки. Различные НКО и исследовательские центры публикуют аналитические отчеты, оценивая эффективность существующих моделей и предлагая пути их совершенствования. Например, Агентство социальной информации (АСИ) публикует материалы, объясняющие важность и принципы работы служб постинтернатного сопровождения, как, например, в Санкт-Петербурге [27]. Опыт различных регионов, таких как Кузбасс, Рязанская область и Москва, активно изучается и распространяется для внедрения лучших практик по всей стране [12][10].

См. также

Ссылки

[1] Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

[4] Региональный план мероприятий по профилактике социального сиротства в Камчатском крае

[5] Опыт организации клубов «Устойчивая семья»

[7] Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации»

[8] Доклад о вопросах интеграции выпускников организаций для детей-сирот

[10] В Рязани обсудили вопросы постинтернатного сопровождения

[11] Доклад о реализации постинтернатного сопровождения в республике

[12] Опытом реализации в Кузбассе программ постинтернатного сопровождения поделились с коллегами из СФО

[13] Анна Кузнецова: в аппарат Уполномоченного на 10,2% увеличилось количество обращений от детей-сирот

[24] Закон Рязанской области о постинтернатном сопровождении

[25] Жилье для детей-сирот в 2025 году: как получить и что еще положено от государства

[26] Закон Рязанской области от 5 мая 2025 г. N 33-ОЗ "О постинтернатном сопровождении выпускников организаций для детей-сирот..."

[27] Зачем нужна служба постинтернатного сопровождения

[28] Постинтернатное сопровождение, Администрация Тихорецкого городского поселения

[29] Программа постинтернатного сопровождения выпускников «Аистята»

[30] Служба социальной (постинтернатной) адаптации выпускников

[31] Постинтернатное сопровождение — Википедия

[32] Программа стажировочной площадки на 2025 год

[33] В Москве прошел Форум выпускников детских домов

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.