Национальная система профилактики социального сиротства

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ


Национальная система профилактики социального сиротства в Российской Федерации — это комплексный, межведомственный механизм, включающий правовые, экономические, социальные, медицинские и педагогические меры, направленные на предотвращение утраты детьми родительского попечения и обеспечение их права на жизнь и воспитание в семье [1]. Основной целью системы является создание условий для сохранения кровной семьи для ребёнка, а в случае невозможности — своевременное устройство ребёнка на воспитание в замещающую семью, минимизируя его пребывание в интернатных учреждениях. Проблема социального сиротства, когда дети остаются сиротами при живых родителях, стала особенно острой для России в конце XX — начале XXI века и продолжает оставаться одним из важнейших вызовов для государственной социальной политики.

Актуальность проблемы подчёркивается статистическими данными: несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их общее количество остаётся значительным. Государство и общество признают, что помещение ребёнка в организацию для детей-сирот является крайней мерой, и приоритет должен отдаваться превентивной работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении [2]. Эффективность национальной системы напрямую влияет на благополучие подрастающего поколения, демографическую ситуацию и социальную стабильность в стране, что делает её развитие стратегической задачей.

Законодательная база

Правовую основу национальной системы профилактики социального сиротства составляет иерархия нормативных актов, от Конституции РФ до региональных законов и подзаконных актов. Эта база постоянно совершенствуется для адаптации к меняющимся социальным условиям и повышения эффективности мер поддержки.

Федеральное законодательство:

  • Конституция Российской Федерации — Статьи 38 и 39 провозглашают защиту материнства, детства и семьи со стороны государства, а также гарантируют социальное обеспечение, что является фундаментом для всей системы профилактики [3].
  • Семейный кодекс Российской Федерации — Ключевой документ, регулирующий права и обязанности родителей и детей, порядок лишения и ограничения родительских прав, а также формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опеку и попечительство, приёмную семью [4].
  • Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» — Определяет круг органов и учреждений, входящих в систему профилактики (комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки, образования, социальной защиты, здравоохранения), и их полномочия по выявлению и работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [2].
  • Федеральный закон № 48-ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве» — Детально регламентирует деятельность органов опеки и попечительства, права и обязанности опекунов и попечителей, а также механизмы защиты имущественных и неимущественных прав подопечных [5].
  • Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — Устанавливает важнейшие меры поддержки для данной категории молодых людей, включая право на жильё, образование, медицинское обслуживание и трудоустройство, что является важным элементом профилактики "вторичного" социального сиротства выпускников интернатов [6].

Стратегические документы:

  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (Указ Президента РФ № 761) — Этот документ заложил основу для реформы системы защиты детства, провозгласив приоритет семейного устройства и необходимость деинституционализации (сокращения сети интернатных учреждений) [7].
  • Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года — Направлена на укрепление института семьи, поддержку семей с детьми и создание условий для выполнения семьёй её функций, что является основой ранней профилактики семейного неблагополучия [8].
  • Указ Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» (2018–2027 гг.) — Продлил и расширил политику, направленную на защиту прав и интересов детей, сделав профилактику сиротства одним из ключевых направлений работы на долгосрочную перспективу [9].

Организации поддержки

Система профилактики социального сиротства носит межведомственный характер и включает как государственные структуры, так и активно развивающийся сектор некоммерческих организаций (НКО).

Государственные органы и учреждения:

  • Министерство просвещения Российской Федерации — Является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку государственной политики в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, а также за координацию деятельности по их семейному устройству. Ведет государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей [10].
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации — Отвечает за разработку мер социальной поддержки семей с детьми, предоставление социальных услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и координацию работы учреждений социального обслуживания [11].
  • Органы опеки и попечительства — Муниципальные структуры, которые непосредственно осуществляют выявление, учёт и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Они осуществляют надзор за деятельностью опекунов, попечителей и приёмных родителей [5].
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) — Коллегиальные органы, координирующие деятельность всех субъектов системы профилактики на местном уровне. Рассматривают дела о правонарушениях несовершеннолетних и неисполнении родителями своих обязанностей [12].
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка — Государственный орган, осуществляющий независимый контроль за соблюдением прав детей в стране, включая право на семейное воспитание. Рассматривает жалобы и обращения, вносит предложения по совершенствованию законодательства. На 2025 год эту должность занимает Мария Львова-Белова.

Негосударственные и общественные организации: С начала 2000-х годов в России значительно выросла роль НКО в профилактике социального сиротства. Они привносят новые технологии, гибкие подходы и привлекают ресурсы общества.

  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации — Создан указом Президента РФ для софинансирования инновационных социальных программ в регионах. Фонд реализует множество программ, направленных на профилактику семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и развитие семейных форм устройства [13].
  • Благотворительный фонд «Волонтёры в помощь детям-сиротам» — Одна из крупнейших НКО, занимающаяся проблемой сиротства. Основные направления: профилактика отказов от новорождённых, помощь семьям в кризисе, содействие семейному устройству и поддержка приёмных семей [14].
  • Благотворительный фонд «Арифметика добра» — Фонд системно решает проблемы социального сиротства через поддержку семейного устройства и программы по социальной адаптации и образованию для детей-сирот. Важным направлением является обучение и поддержка приёмных родителей [15].
  • Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения — Специализируется на разработке и внедрении технологий по предотвращению насилия в семье, обучении специалистов (психологов, социальных работников) и оказании помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения [16].

Социальная политика и меры поддержки

Государственная политика в области профилактики сиротства реализуется через комплекс мер, направленных как на работу с кровной семьёй, так и на развитие института замещающей семьи.

  • Раннее выявление семейного неблагополучия. Ключевой принцип современной системы — переход от реагирования на свершившийся факт (изъятие ребёнка) к превентивной работе. Это включает:
    • Межведомственное взаимодействие (поликлиники, детские сады, школы, полиция) для выявления признаков неблагополучия.
    • Деятельность социальных служб и центров помощи семье и детям, которые предоставляют психологические, юридические, педагогические и материальные услуги семьям в кризисе.
  • Социальное сопровождение семей. Для семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организуется социальное сопровождение. За семьёй закрепляется куратор, который помогает составить индивидуальную программу выхода из кризиса: восстановить документы, найти работу, вылечиться от зависимостей, наладить детско-родительские отношения.
  • Развитие семейных форм устройства. Государство активно поощряет передачу детей на воспитание в семьи граждан. Основные формы:
    • Усыновление (удочерение) — приоритетная форма, при которой ребёнок принимается в семью на правах кровного.
    • Опека и попечительство — установление прав и обязанностей по защите интересов ребёнка без возникновения родственных связей (часто оформляется родственниками).
    • Приёмная семья — форма устройства на основании договора между органом опеки и приёмными родителями, которые получают за свой труд вознаграждение.
  • Поддержка замещающих семей. Для стимулирования семейного устройства и помощи приёмным родителям предусмотрены:
    • Единовременные выплаты при передаче ребёнка в семью.
    • Ежемесячные выплаты на содержание подопечного ребёнка.
    • Обучение в «Школах приёмных родителей», которое является обязательным для кандидатов в усыновители и опекуны.
    • Психолого-педагогическое и юридическое сопровождение замещающих семей после принятия ребёнка.
  • Профилактика отказов от новорождённых. В родильных домах и перинатальных центрах работают психологи и специалисты по социальной работе, которые оказывают экстренную помощь женщинам, намеревающимся отказаться от ребёнка, помогая им преодолеть кризисную ситуацию.
  • Постинтернатное сопровождение. Для выпускников детских домов и интернатов в возрасте до 23 лет (а в некоторых случаях и дольше) организуется сопровождение. Оно направлено на их успешную социальную адаптацию, помощь в получении образования, трудоустройстве и решении жилищных вопросов, в частности, реализации права на получение собственного жилья от государства [6].

Программы и мероприятия

В рамках национальной системы реализуются многочисленные федеральные и региональные программы, направленные на профилактику социального сиротства.

  • Всероссийская акция «Россия — без жестокости к детям!» — Проводится Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Цель — формирование в обществе нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми и продвижение ценностей ответственного родительства [13].
  • Программа «Семья для ребёнка» — Инициатива ряда НКО, направленная на системное развитие института профессиональной замещающей семьи, обучение и поддержку приёмных родителей, а также изменение общественного мнения о детях-сиротах.
  • Информационный портал «Усыновите.рф» — Государственный проект, который содержит базу данных детей, нуждающихся в семейном устройстве, а также всю необходимую информацию для потенциальных усыновителей, опекунов и приёмных родителей [17].
  • Проект «Наставничество» — Программа, активно развиваемая в последние годы при поддержке государства и НКО. Взрослые волонтёры (наставники) становятся значимыми взрослыми для воспитанников и выпускников детских домов, помогая им в социальной адаптации, выборе профессии и решении личных проблем.
  • Конкурс городов России «Город без сирот» — Ещё одна инициатива Фонда поддержки детей, направленная на стимулирование муниципалитетов к развитию эффективных практик профилактики сиротства и семейного устройства детей.

См. также

Ссылки

[1] Федеральный закон "О полиции"

[2] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

[3] Конституция Российской Федерации

[4] Семейный кодекс Российской Федерации

[5] Федеральный закон "Об опеке и попечительстве"

[6] Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

[7] Указ Президента РФ о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы

[8] Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года

[9] Указ об объявлении в РФ Десятилетия детства

[10] Официальный сайт Министерства просвещения РФ

[11] Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ

[12] Постановление Правительства РФ об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

[13] Официальный сайт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

[14] Официальный сайт БФ «Волонтёры в помощь детям-сиротам»

[15] Официальный сайт БФ «Арифметика добра»

[16] Официальный сайт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения

[17] Федеральный банк данных о детях-сиротах

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.