Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Викторина ко Дню народного единства в Раифском специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (СУВУ закрытого типа) — образовательные организации с особыми условиями содержания, предназначенные для психолого-медико-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения. СУВУ закрытого типа являются одним из ключевых элементов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации [1].

По состоянию на сентябрь 2025 года в Российской Федерации функционирует 36 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, в которых обучаются порядка 2 тысяч подростков. Из них 15 учреждений находятся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации [2]. Деятельность СУВУ закрытого типа направлена на коррекцию девиантного поведения несовершеннолетних, их социализацию и профессиональное самоопределение, что имеет стратегическое значение для предупреждения рецидивной преступности среди молодежи.

Правовая основа

Деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа регулируется комплексом нормативных правовых актов федерального уровня. Основным законодательным актом является Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [1], в статье 15 которого определены правовые основы функционирования СУВУ закрытого типа, категории несовершеннолетних, подлежащих помещению в эти учреждения, основания и сроки их содержания.

Согласно законодательству, в СУВУ закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в следующих случаях [1]:

  • не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
  • достигли возраста уголовной ответственности, но не подлежат ей в связи с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством;
  • осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации [1].

Основаниями содержания несовершеннолетних в СУВУ закрытого типа являются решение суда (в отношении лиц, не достигших возраста уголовной ответственности или имеющих отставание в психическом развитии) или приговор суда (в отношении осужденных, освобожденных от наказания) [1].

Несовершеннолетний может быть направлен в СУВУ закрытого типа до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года. Общий срок пребывания не может превышать трех лет. Продление срока пребывания возможно по решению суда в случае необходимости завершения освоения образовательных программ или профессионального обучения [1].

Порядок организации и осуществления деятельности СУВУ закрытого типа определяется Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2019 года № 378 [3]. Данный нормативный акт регламентирует особенности образовательного процесса, режима содержания, психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

Кроме того, деятельность СУВУ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который определяет статус СУВУ как образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и программы профессионального обучения [1].

Категории несовершеннолетних

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [1].

В СУВУ закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, помещаются отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетних, имеющих заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях [4].

Организации и ведомства

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа находятся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Министерство просвещения Российской Федерации является основным ведомством, координирующим деятельность СУВУ закрытого типа [2].

По состоянию на 2025 год в России функционируют следующие СУВУ закрытого типа, подведомственные Минпросвещения России [5]:

  • Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (Республика Татарстан) [6]
  • Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (Свердловская область) [7]
  • Себежское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (Псковская область) [8]
  • Каргатское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (Новосибирская область) [5]
  • Омское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (Омская область) [9]
  • Щекинское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (Тульская область) [10]
  • Санкт-Петербургское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (город Санкт-Петербург) [11]
  • Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (Калининградская область) [12]
  • Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа Свердловской области (Свердловская область) [13]

Координацию деятельности СУВУ закрытого типа на региональном уровне осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые согласовывают вопросы помещения, продления срока пребывания и досрочного выпуска воспитанников [1].

Условия содержания и режим

Администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя [1]:

  • охрану территории учреждения;
  • личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния;
  • ограничение свободного входа на территорию учреждения посторонних лиц;
  • изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории учреждения по собственному желанию;
  • круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна;
  • проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений;
  • ограничение в пользовании средствами сотовой связи и доступе к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не приводящее к ограничению либо лишению контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями.

При этом законодательством установлены гарантии соблюдения прав воспитанников. Переписка несовершеннолетнего с судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка цензуре не подлежит [1].

Должностные лица СУВУ закрытого типа имеют право применять в исключительных случаях меры физического сдерживания в пределах, не унижающих человеческого достоинства, в целях пресечения совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний или причинения ущерба своей жизни или здоровью. О применении таких мер обязательно уведомляется прокурор [1].

Образовательная деятельность

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа являются образовательными организациями, где обеспечивается воспитание, общее и профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение [2].

СУВУ закрытого типа осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивают их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами [1].

Наибольшее количество мест в системе профессионального обучения распределяется по таким профессиям и специальностям, как сварщик, слесарь по ремонту строительных машин, мастер по лесному хозяйству и другие рабочие квалификации [2]. Это позволяет выпускникам СУВУ получить востребованные на рынке труда профессии и успешно трудоустроиться после завершения пребывания в учреждении.

Программы реабилитации

В специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа реализуются комплексные программы психолого-педагогической и социальной реабилитации несовершеннолетних. Администрация СУВУ организует психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвует в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними [1].

Реабилитационная работа включает несколько этапов [14]:

  • Диагностический этап — проведение психолого-педагогической и профориентационной диагностики с использованием современных методик, выявление интересов, склонностей и потенциала воспитанников;
  • Коррекционно-развивающий этап — реализация индивидуальных программ развития и реабилитации, включая профориентационный блок, коррекцию поведения и формирование социально одобряемых моделей поведения;
  • Этап профессиональных проб — организация реабилитационно-воспитательных ситуаций, моделирующих элементы конкретного вида профессиональной деятельности, практико-ориентированных упражнений;
  • Заключительный этап — формирование личного профессионального плана выпускников, подготовка рекомендаций для дальнейшей индивидуальной профилактической работы.

Программы реабилитации направлены на личностное развитие воспитанников, их социализацию и профессиональное самоопределение, формирование умений социально-личностной жизнеспособности [14].

Социальная политика и меры поддержки

Деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа осуществляется в рамках общей государственной политики по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года № 520-р, определяет стратегические направления развития системы профилактики, включая совершенствование деятельности СУВУ [1].

В рамках реализации Десятилетия детства в Российской Федерации (2018-2027 годы), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240, предусмотрен комплекс мероприятий по совершенствованию системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, включая развитие системы реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей [1].

Администрация СУВУ закрытого типа направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего извещение о его выпуске не позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристику несовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве [1]. Это обеспечивает преемственность в работе с выпускниками и способствует их успешной социальной адаптации.

Статистика и тенденции

По данным Министерства просвещения Российской Федерации, по состоянию на сентябрь 2025 года в России функционирует 36 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, в которых обучаются около 2 тысяч подростков. Из общего количества учреждений 15 находятся в ведении Министерства просвещения России, остальные — в ведении региональных органов власти [2].

Анализ статистических данных показывает, что в период с 2014 по 2016 годы наблюдалось снижение количества несовершеннолетних, совершивших преступления, с 54,4 тысяч в 2014 году до 48,6 тысяч в 2016 году. Аналогичная тенденция прослеживается и в отношении административных правонарушений несовершеннолетних [15].

По некоторым данным, в 2011 году в России насчитывалось 59 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа [15]. Сокращение количества учреждений до 36 к 2025 году отражает общую тенденцию снижения подростковой преступности и оптимизацию системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Эффективность и результаты

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа играют важную роль в предупреждении рецидивной преступности среди несовершеннолетних. Правильно выстроенная работа с подростком в СУВУ позволяет ему в дальнейшем найти себя в обществе [2].

По информации первого заместителя министра просвещения Российской Федерации Александра Бугаева, среди выпускников СУВУ есть педагоги, юристы и медицинские работники. Многие выпускники принимают участие в специальной военной операции и награждены государственными наградами [2].

Исследования показывают, что специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа выступают эффективным фактором предупреждения и уменьшения подростковой преступности, обеспечивая коррекцию отклоняющегося поведения несовершеннолетних [16].

Проблемы и перспективы развития

В научной литературе отмечается ряд проблемных аспектов деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. К ним относятся терминологические разногласия относительно характера применяемых мер (принудительный или воспитательный), вопросы соотношения уголовно-правовой и педагогической природы помещения несовершеннолетних в СУВУ [15].

Направление несовершеннолетнего в СУВУ закрытого типа целесообразно в случае одновременного наличия следующих обстоятельств: преступление подростка детерминационно связано с недостатком навыков социально одобряемого поведения, вызванным неблагополучными условиями жизни и воспитания; коррекция этих условий либо уже невозможна, либо крайне затруднительна в виду масштабности проблемы [17].

Перспективы развития системы СУВУ связаны с внедрением инновационных технологий реабилитации, совершенствованием межведомственного взаимодействия, повышением качества профессионального обучения воспитанников и обеспечением их успешной постпенитенциарной адаптации.

Международный контекст

Деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа осуществляется с учетом международных стандартов в области ювенальной юстиции и защиты прав несовершеннолетних. Российская система СУВУ соответствует принципам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), и других международных документах.

Общественный контроль

В соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа подлежит общественному контролю. Проведение бесед членами общественной наблюдательной комиссии с несовершеннолетними по вопросам обеспечения их прав в СУВУ осуществляется в условиях, позволяющих представителю администрации видеть их, но не слышать [1].

Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности СУВУ закрытого типа осуществляется органами прокуратуры в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

Всероссийские мероприятия

В системе СУВУ регулярно проводятся всероссийские мероприятия, направленные на развитие позитивных навыков воспитанников. В июле 2025 года в Омске на базе Омского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа состоялось торжественное открытие первого Всероссийского конкурса "Формула БЕЗопасности", в котором приняли участие команды из различных СУВУ страны [10].

31 октября регулярно проходит Всероссийское совещание руководителей специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, на котором обсуждаются актуальные вопросы развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних [18].

Интересные факты

  • Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа относятся к местам принудительного содержания, однако их основная функция — образовательная и реабилитационная, а не пенитенциарная [2].
  • Воспитанники СУВУ имеют право на получение дополнительного образования, участие в творческих коллективах, спортивных секциях и других развивающих мероприятиях [1].
  • В случае самовольного ухода несовершеннолетнего из СУВУ закрытого типа срок пребывания может быть восстановлен по решению суда [1].
  • Выпускники СУВУ, прошедшие успешную реабилитацию, могут продолжить обучение в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования [2].

См. также

Ссылки

[1] Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Статья 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа

[2] В учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа учатся 2 тыс. детей. ТАСС, 23 сентября 2025

[3] Приказ Министерства просвещения РФ от 17 июля 2019 года № 378 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа"

[4] Специальное учебно-воспитательное учреждение. Энциклопедия "Знание России"

[5] Список подведомственных организаций Министерства просвещения Российской Федерации

[6] Официальный сайт Раифского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа

[7] Официальный сайт Рефтинского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа

[8] Официальный сайт Себежского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа

[9] Официальный сайт Омского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа

[10] Официальный сайт Щекинского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа

[11] Официальная группа Санкт-Петербургского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа

[12] Официальный сайт Неманского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа

[13] Официальный сайт специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа Свердловской области

[14] Атлас социальных проектов по реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних

[15] Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа как мера уголовно-правового воздействия. Научная статья

[16] Роль специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в предупреждении преступлений несовершеннолетних. Научная статья, 2023

[17] Помещение несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа: проблемы теории и практики. Диссертационное исследование

[18] Пресс-служба Министерства просвещения Российской Федерации. Новости о СУВУ ```