Национальная киберфизическая платформа «Берлога»
Статья создана с использованием языковой модели ИИ на основе открытых источников, ожидает проверку экспертного сообщества. |

Национальная киберфизическая платформа «Берлога» — это всероссийский проект, направленный на массовое вовлечение школьников и молодежи в сферу высоких технологий и инженерное образование через использование образовательных мобильных и видеоигр [1]. Платформа была запущена в 2023 году и представляет собой комплексную среду, объединяющую виртуальное игровое пространство с реальной образовательной деятельностью в технологических кружках [2]. Основная цель проекта — познакомить молодых людей с приоритетными направлениями технологического суверенитета России, такими как робототехника, искусственный интеллект, беспилотные авиационные системы (БАС), и создать устойчивый интерес к инженерным профессиям для последующего поступления в профильные вузы.
Проект реализуется командой Агентства стратегических инициатив (АСИ), АНО «Платформа Национальной технологической инициативы (НТИ)» и Кружкового движения НТИ при поддержке Правительства Российской Федерации [4]. Пилотным регионом для запуска и апробации платформы стала Республика Башкортостан. С момента старта в 2023 году количество пользователей игр НКФП «Берлога» превысило 640 000 человек, что свидетельствует о высокой востребованности проекта среди молодежи. Источник: [3]. Уникальность «Берлоги» заключается в возможности переносить достижения из игрового мира в реальный образовательный процесс и обратно, что отличает ее от существующих образовательных и игровых продуктов [5].
Законодательная и нормативная база
Поддержка и развитие Национальной киберфизической платформы «Берлога» осуществляются на высоком государственном уровне, что является основой для ее масштабирования по всей стране. Хотя специальный федеральный закон о платформе отсутствует, ее деятельность регулируется и поддерживается рядом правительственных инициатив и нормативных актов в сфере образования и молодежной политики.
Ключевую роль в продвижении проекта играет Правительство Российской Федерации, в частности Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко, который неоднократно давал высокую оценку проекту и призывал субъекты РФ к активному присоединению [6]. Президент России Владимир Путин также поддержал проект, который вошел в число победителей форума «Сильные идеи для нового времени» [7].
На региональном уровне правовую основу для реализации проекта составляют меморандумы и соглашения о сотрудничестве, подписываемые между оператором платформы и правительствами субъектов Российской Федерации. По состоянию на 2025 год, меморандумы о сотрудничестве были подписаны с 21 регионом [8]. Эти документы определяют «дорожные карты» внедрения платформы, которые включают открытие технологических кружков, обучение педагогов и интеграцию игровых продуктов в образовательный процесс. Источник: [2].
Для обеспечения технологической совместимости и открытости платформы для внешних разработчиков Техническим комитетом №194 «Кибер-физические системы» Росстандарта была разработана серия предварительных национальных стандартов (ПНСТ), которые вступили в силу в феврале 2025 года [9]. Эти стандарты создают единую техническую базу для развития киберфизических систем в рамках платформы и способствуют достижению технологического суверенитета страны.
Организации поддержки
Успешная реализация проекта «Берлога» обеспечивается за счет партнерства государственных структур, институтов развития и коммерческих компаний.
Государственные и правительственные организации:
- Правительство Российской Федерации — осуществляет общую поддержку проекта на федеральном уровне. Источник: [8].
- Агентство стратегических инициатив (АСИ) — выступает одним из ключевых инициаторов и организаторов проекта, обеспечивая его идейную, консультационную и административную поддержку [8].
- Правительства регионов России — более 20 субъектов РФ, включая Республику Башкортостан, Новосибирскую область и др. подписали меморандумы о совместном развитии платформы и выделили координаторов для ее внедрении на своих территориях [8].
Институты развития и некоммерческие организации:
- АНО «Платформа НТИ» — обеспечивает интеграцию проекта в общую стратегию Национальной технологической инициативы, направленную на формирование новых технологических рынков [5].
- Кружковое движение НТИ — отвечает за создание и поддержку сети технологических кружков на базе платформы, разработку образовательных программ и вовлечение молодежи в инженерные соревнования [10].
- Университет 2035 — участвует в реализации массовых мероприятий проекта [8].
- Российский экспортный центр — оказал поддержку в международном продвижении платформы, в частности, при ее презентации в Китае. Источник: [4].
Коммерческие партнеры:
- АО «Росхим» — выступает партнером в разработке производственного симулятора «Химический завод будущего» [11].
- VK Play — является соорганизатором Всероссийского конкурса разработчиков игр «Выйти из спячки», направленного на поддержку инди-разработчиков. Источник: [19].
Социальная политика и меры поддержки
Национальная киберфизическая платформа «Берлога» является важным инструментом социальной и образовательной политики, направленным на создание равных возможностей для молодежи в сфере высоких технологий вне зависимости от места проживания. В рамках проекта реализуется комплекс мер поддержки, ориентированных на школьников, педагогов и образовательные организации.
Поддержка школьников и молодежи:
- Бесплатный доступ к образовательному контенту: Все игры и образовательные материалы платформы «Берлога» являются бесплатными, что обеспечивает их доступность для широкой аудитории [12].
- Создание "социального лифта": Платформа позволяет школьникам не только получать знания, но и формировать цифровое портфолио достижений, которое может учитываться при участии в конкурсах, например, «Талант НТО», и давать дополнительные баллы при поступлении в вузы [20].
- Развитие сети технологических кружков: В регионах-партнерах создается сеть кружков «Берлоги», где школьники могут углубленно изучать программирование, робототехнику и другие инженерные дисциплины под руководством опытных наставников. В пилотном регионе, Республике Башкортостан, открыто более 100 таких кружков и 20 опорных площадок, оснащенных отечественным оборудованием. Источник: [3].
Поддержка педагогов и наставников:
- Повышение квалификации: Для педагогов и наставников кружков проводятся бесплатные курсы повышения квалификации, где они осваивают современные образовательные методики и знакомятся с технологической базой платформы [13].
- Методическое сопровождение: Педагоги получают доступ к библиотеке методических материалов, готовым образовательным программам и модулям, которые можно интегрировать в учебный процесс [10].
Инфраструктурная поддержка:
- Мастерская киберфизических инноваций: В Уфе на базе Межвузовского студенческого кампуса открыта Мастерская киберфизических инноваций. Она стала всероссийским методическим центром проекта и точкой притяжения для школьников, студентов и молодых ученых [7].
Программы и мероприятия
Платформа «Берлога» включает в себя широкий спектр продуктов, программ и мероприятий, направленных на вовлечение и обучение молодежи.
Игровые продукты: На платформе выпущено несколько флагманских игр, каждая из которых знакомит с определенной технологической сферой. Сюжеты игр происходят в «Берлоге» — мире технологически продвинутых медведей.
- «Берлога: Защита пасеки» — стратегическая игра в жанре Tower Defense, обучающая основам программирования машин состояний [21]
- «Академия дронов» — симулятор полетов на беспилотниках, в котором игроки выполняют гражданские миссии. Этот симулятор использовался в рамках всероссийской игры «Зарница 2.0», в которой приняли участие более 240 000 школьников и студентов. [24]
- «Академия» и «Журнал капитана Тундры» — визуальные новеллы о подростках, берущихся за технологические вызовы. [22] [23]
- «Химический завод будущего» — производственный симулятор, создаваемый при поддержке АО «Росхим» [3].
Кроме флагманских игр, на платформе проходят акселерацию более 20 мини-игр от независимых разработчиков [25].
Образовательные программы: Платформа предлагает образовательные программы для кружков по различным направлениям [26]:
- Программирование киберфизических систем.
- Киберфизическое приборостроение.
- Беспилотные авиационные системы.
- Разработка игр.
Ключевые мероприятия:
- Всероссийские конференции НКФП «Берлога» — ежегодные мероприятия для обмена опытом между регионами-участниками, презентации итогов и планов развития [15].
- Презентации на ведущих федеральных площадках: Проект был представлен на Петербургском международном экономическом форуме (2023, 2024, 2025), «Играх будущего» (2024), Всемирном фестивале молодежи (2024) и Международной выставке-форуме «Россия» [1].
- Всероссийский турнир по программированию в «Берлоге» — соревнование для школьников, позволяющее продемонстрировать навыки программирования в игровой среде [16].
- Всероссийский конкурс разработчиков игр «Выйти из спячки» — конкурс, проводимый совместно с VK Play для поддержки молодых разработчиков игр. Источник: [19].
- «Дни Берлоги» — серия мероприятий в образовательных организациях по всей России, включающая мастер-классы и турниры [13].
Исследования и аналитика
Национальная киберфизическая платформа «Берлога» не только является образовательным проектом, но и выступает базой для проведения исследований в области педагогики и геймификации. Проект нацелен на разработку и апробацию новых подходов к вовлечению молодежи в STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics).
Одним из ключевых направлений исследовательской деятельности является анализ эффективности игровых механик в образовательном процессе. Платформа собирает обезличенные данные о прогрессе пользователей, что позволяет анализировать, какие игровые элементы наиболее эффективно способствуют усвоению знаний и развитию инженерных навыков [17]. Эти данные используются для доработки существующих игр и создания новых образовательных продуктов.
В рамках проекта ведется работа по формированию системного мышления и навыков работы с киберфизическими системами. Разработка образовательных программ и методик основана на исследованиях когнитивных наук и лучших мировых практик в области технологического образования. Особое внимание уделяется созданию бесшовного образовательного трека — от простой игры на смартфоне до участия в сложных инженерных соревнованиях, таких как Национальная технологическая Олимпиада [10].
Важной частью аналитической работы является разработка региональных «дорожных карт». Для каждого региона-партнера проводится анализ его социально-экономических и культурных особенностей, на основе которого формируется уникальный план внедрения платформы. Например, обсуждается возможность создания видеоигр с учетом культурно-исторического наследия регионов, что способствует не только технологическому, но и гуманитарному развитию молодежи. Источник: [2].
Результаты исследований и аналитики регулярно представляются на всероссийских конференциях проекта, где происходит обмен опытом между педагогами, разработчиками и представителями региональных органов власти [18].
Интересные факты
- Проект «Берлога» позиционируется как первая в мире национальная киберфизическая платформа, использующая модель массового вовлечения детей в технологическое образование через мобильные игры [5].
- Платформа вышла на международный уровень: в мае 2025 года на Харбинской международной торгово-экономической ярмарке в Китае была представлена международная версия игры «Берлога: Защита пасеки», переведенная на китайский и английский языки. Источник: [4].
- Название «Берлога» отсылает к русскому культурному коду и символизирует место, где "просыпаются" технологические таланты, а также перекликается с популярным мемом про "русских хакеров".
- За два года с момента запуска (2023-2025) аудитория игр платформы превысила 640 000 человек. Источник: [3].
- Симулятор «Академия дронов» стал официальной дисциплиной в рамках всероссийской военно-патриотической игры «Зарница 2.0», что подчеркивает прикладное значение разработок платформы. Источник: [3].
- Проект стал лауреатом «Премии Рунета», что подтверждает его значимость в цифровом пространстве России [7].
Основные персоналии
- Дмитрий Чернышенко — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, осуществляющий кураторство и поддержку проекта на федеральном уровне [6].
- Светлана Чупшева — генеральный директор Агентства стратегических инициатив, одной из ключевых организаций-реализаторов проекта.
- Андрей Назаров — Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан, обеспечивающий активное внедрение и развитие проекта в пилотном регионе [2].
См. также
- Кружковое движение
- Национальная технологическая инициатива
- Национальная технологическая Олимпиада
- Агентство стратегических инициатив (АСИ)
Ссылки
[1] Официальный сайт Кружкового движения НТИ. Раздел о НКФП «Берлога»
[2] Страница НКФП «Берлога» на АСИ Смартека
[3] «Росхим» и «Берлога» представили на ПМЭФ новую игру для вовлечения школьников в химию
[4] Журнал «Практики будущего». Статья о презентации «Берлоги» за рубежом
[5] Официальный сайт Кружкового движения НТИ. Новость о запуске на ПМЭФ-2023
[6] Журнал «Практики будущего». Статья о поддержке проекта Дмитрием Чернышенко
[7] Страница Мастерской киберфизических инноваций в г. Уфе
[8] Официальный сайт Правительства РФ. Новость о конференции НКФП «Берлога»
[9] Официальный сайт Кружкового движения НТИ. Новость о вступлении в силу стандартов
[10] Платформа «Берлога». Материалы для преподавателей
[11] Сайт АСИ. Новость о партнерстве с «Росхим»
[12] Официальная страница «Берлога: полезные игры» в ВКонтакте
[13] Платформа «Берлога». Календарь мероприятий
[14] Платформа «Берлога». Ответы на часто задаваемые вопросы
[15] Агентство международного сотрудничества Челябинской области. Анонс II конференции
[16] Страница Всероссийского турнира по программированию в Берлоге
[17] Платформа «Берлога». Описание технологической платформы
[18] Новосибирский областной инновационный фонд. Анонс конференции 2023
[19] Сайт Конкурса для разработчиков игр
[20] Страница Конкурса цифровых портфолио «Талант НТО»
[21] Страница игры «Берлога: Защита пасеки»
[22] Страница игры «Берлога: Академия»
[23] Страница игры «Берлога: Журнал капитана Тундры»
[24] Страница игры «Академия дронов»