Цифровые платформы наставничества
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Введение
Цифровые платформы наставничества — это специализированные онлайн-ресурсы, предназначенные для организации и сопровождения процесса наставничества в различных сферах. В России такие платформы стали важным инструментом реализации молодёжной политики, обеспечивая взаимодействие между опытными специалистами (наставниками) и молодыми людьми (наставляемыми) для передачи знаний, навыков и социального опыта [1].
Актуальность цифровых платформ наставничества для российской молодежи обусловлена несколькими факторами. Во-первых, они позволяют преодолевать географические барьеры, делая наставничество доступным для молодежи из удаленных регионов. Во-вторых, цифровизация упрощает процессы подбора пар «наставник-наставляемый» на основе общих интересов и целей. В-третьих, платформы служат единым окном для доступа к образовательным материалам, методическим пособиям и лучшим практикам в сфере наставничества. [2].
Ключевой государственной инициативой в этой области является цифровая платформа «Наставник.рф», интегрированная в экосистему «Добро.рф». Платформа объединяет верифицированных наставников, крупные организации и наставнические проекты по всей стране. По состоянию на 2025 год, она охватывает 14 направлений наставничества, включая школьное и высшее образование, работу с детьми-сиротами и «трудными» подростками, корпоративное и социальное наставничество. Только за 2025 год на платформе было подано более 3700 заявок от частных лиц и более 700 от организаций [2][3]. Развитие таких платформ является частью национального проекта «Молодёжь и дети» и стратегическим приоритетом государственной политики. [2].
Законодательная база
Правовое регулирование цифровых платформ наставничества в России формируется на основе федеральных законов, стратегических документов и подзаконных актов, направленных на развитие института наставничества и цифровизацию государственных услуг.
Федеральное законодательство
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»:
- Определяет развитие института наставничества как одно из основных направлений реализации молодежной политики (статья 6, п. 13) [4].
- Закладывает основы для информационного обеспечения молодежной политики через федеральную государственную автоматизированную информационную систему, которая агрегирует сведения о мероприятиях, программах и мерах поддержки (статья 11). Это создает правовую базу для функционирования государственных цифровых платформ.
- Распоряжение Правительства РФ от 21 мая 2025 г. № 1264-р «Об утверждении Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года»:
- Является ключевым документом, определяющим государственную политику в сфере наставничества [5].
- Прямо предусматривает поддержку и развитие цифровой платформы «Наставник.рф» как инструмента для объединения организаций и наставников из разных сфер [6].
- План мероприятий по реализации Концепции включает задачу по разработке и размещению на платформе «Наставник.рф» онлайн-курсов по различным направлениям наставничества [7].
- Законопроект о создании института наставничества для детей, склонных к девиантному поведению (принят в первом чтении 24 июня 2024 года):
- Предполагает создание специального реестра наставников на базе единой информационной системы «Добро.рф» и новой ГИС «Профилактика». Это усиливает роль цифровых платформ в решении социально значимых задач. [8].
Региональное законодательство
В соответствии с федеральной повесткой, субъекты Российской Федерации разрабатывают и принимают собственные правовые акты, определяющие меры поддержки наставничества. План реализации федеральной Концепции ставит задачу принятия таких актов на региональном уровне до 30 декабря 2026 года [7]. Эти документы часто включают мероприятия по интеграции с федеральными цифровыми платформами и созданию региональных информационных ресурсов.
Организации поддержки
Развитие цифровых платформ наставничества в России поддерживается широким кругом государственных и негосударственных организаций, которые выступают в роли операторов, партнеров и методологических центров.
Государственные организации
- Министерство просвещения Российской Федерации — осуществляет координацию деятельности по реализации Концепции развития наставничества и является куратором ключевых проектов, таких как Всероссийский конкурс «Наставничество» [5][9].
- Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — ключевой орган, реализующий молодёжную политику. В рамках своих программ и форумов продвигает практики наставничества и вовлекает молодежь во взаимодействие на цифровых платформах.
- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ — участвует в разработке и обеспечении функционирования государственных информационных систем и цифровых платформ [7].
- Центр знаний «Машук» — подведомственное Росмолодёжи учреждение, которое запускает образовательные онлайн-платформы для педагогов и наставников, в том числе с использованием искусственного интеллекта и нейросетей [10].
Негосударственные организации
- Ассоциация волонтёрских центров (Добро.рф) — является оператором крупнейшей в России платформы для волонтеров и социальных инициатив, на базе которой функционирует цифровая платформа «Наставник.рф». «Добро.рф» предоставляет технологическую и инфраструктурную основу для системы наставничества [1].
- Агентство стратегических инициатив (АСИ) — поддерживает проекты, направленные на развитие наставничества, и способствует распространению лучших практик через свои каналы [11].
- Всероссийское общественное движение наставников детей и молодежи «Наставники России» — общественная организация, занимающаяся популяризацией наставничества, проводит ежегодную премию общественного признания «Первый среди равных» [7].
- Академия наставников Сколково — выступает партнером платформы «Наставник.рф», предоставляя образовательные курсы и методические материалы для развития компетенций наставников [12].
Социальная политика и меры поддержки
Цифровые платформы являются ключевым инструментом реализации социальной политики в области наставничества, обеспечивая массовый доступ к программам поддержки молодежи.
Платформа «Наставник.рф»
«Наставник.рф» — это центральная цифровая платформа, созданная для систематизации и развития наставничества в России. Она выполняет следующие функции:
- Объединение участников: Платформа соединяет наставляемых, которые ищут поддержки, с верифицированными наставниками из различных сфер деятельности [1].
- Каталог наставников и проектов: Пользователям доступен каталог, где можно выбрать наставника по направлению, опыту и оценкам других пользователей. На платформе также собрано более 2,5 тыс. наставнических проектов [1].
- Верификация: Все наставники проходят процедуру верификации, которую проводят организации-операторы по соответствующим направлениям, что гарантирует качество и безопасность взаимодействия.
- Образовательный хаб: В партнерстве с Центром знаний «Машук» и Академией наставников Сколково на платформе собраны онлайн-курсы, методические материалы и исследования. Доступны курсы «Сила наставничества», «Эффективные коммуникации», «Управление конфликтами» и другие [12].
- Интеграция с «Добро.рф»: Интеграция с основной платформой дает наставникам доступ к программе лояльности и другим возможностям экосистемы «Добро.рф» [1].
Другие цифровые инициативы
- Платформа «Работа в России»: Хотя эта платформа не является напрямую наставнической, она используется для заключения договоров о целевом обучении, что является одной из форм сопровождения молодых специалистов. Ее функционирование также основано на принципах цифрового взаимодействия между государством, работодателями и молодежью.
- Локальные проекты: На уровне отдельных организаций появляются собственные цифровые решения. Например, проект цифрового наставничества «Цифросад» в дошкольном образовании, который использует цифровые ресурсы для диагностики и повышения компетенций педагогов [13].
Программы и мероприятия
Для популяризации и развития наставничества, в том числе через цифровые платформы, проводится ряд всероссийских мероприятий.
- Всероссийский конкурс «Наставничество» — ключевой проект Министерства просвещения России. По итогам конкурса определяются лучшие практики наставничества, которые затем тиражируются, в том числе путем размещения на цифровой платформе «Добро.рф» («Наставник.рф») [14].
- Всероссийская премия «Первый среди равных» — ежегодная премия общественного признания для наставников, организуемая движением «Наставники России» при поддержке Минпросвещения [7].
- Всероссийский форум по наставничеству — мероприятие, проведение которого является одной из инициатив по развитию системы наставничества в стране. Форум призван стать площадкой для обмена опытом между участниками наставнической деятельности [2].
- Развитие наставничества в сфере ИИ — План реализации Концепции наставничества предусматривает развитие системы наставничества в общеобразовательных организациях в сфере технологий искусственного интеллекта, что предполагает активное использование цифровых форматов [7].
См. также
- Всероссийская программа наставничества
- Российская ассоциация наставников
- Система наставничества в образовательных организациях
- Корпоративные программы наставничества
- Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях
- Всероссийский конкурс «Наставничество»
- Тьюторское сопровождение в образовании
- Бизнес-наставничество для молодых предпринимателей
- Профессиональные стандарты наставнической деятельности
- Программы подготовки наставников
- Методические центры развития наставничества
- Молодёжное наставничество «равный — равному»
- Наставничество в российских студенческих отрядах
- Региональные центры развития наставничества
- Система мотивации наставнической деятельности
- Научное руководство и академическое наставничество
Ссылки
[1] Официальный сайт платформы «Наставник.рф»
[2] Платформа Наставник.РФ приняла более 3 тысяч заявок в 2025 году
[3] Сообщение о развитии платформы «Наставник.рф» в официальной группе Росмолодёжи
[4] Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»
[5] Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р
[6] Правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года
[7] План мероприятий по реализации Концепции развития наставничества в РФ на период до 2030 года
[8] Законопроект о создании института наставничества для детей с девиантным поведением
[9] Дмитрий Чернышенко и Сергей Кравцов отметили важность системы наставничества в России
[10] Центр знаний «Машук» запускает новую онлайн-платформу для обучения педагогов
[11] Кабмин утвердил Концепцию развития наставничества до 2030 года (Новость АСИ)
[12] Постановление Правительства РФ от 27.04.2024 г. № 555 «О целевом обучении»