Детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Учащиеся детской школы искусств на занятии по живописи

Введение

Детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств (ДШИ) в Российской Федерации — это ключевой элемент системы дополнительного образования, направленный на художественно-эстетическое воспитание, выявление и развитие одарённых детей. Эти учреждения играют фундаментальную роль в подготовке будущих профессиональных кадров для сферы культуры и искусства. Система ДШИ представляет собой уникальную трёхуровневую модель образования (ДШИ — училище — вуз), признанную одной из приоритетных задач государственной культурной политики [1].

По состоянию на 2025 год в России насчитывается более 5000 детских школ искусств, в которых обучается свыше 1,8 миллиона человек [2]. Деятельность этих школ направлена на реализацию двух основных типов программ:

  • Дополнительные предпрофессиональные программы — нацелены на углублённое изучение выбранного вида искусства и подготовку к поступлению в средние и высшие учебные заведения в области культуры [3].
  • Дополнительные общеразвивающие программы — способствуют общему эстетическому развитию, раскрытию творческого потенциала и знакомству с основами различных видов искусств [4][3].

Государственная поддержка ДШИ активно осуществляется в рамках национальных проектов «Культура» и «Семья», благодаря которым проводится масштабное оснащение школ музыкальными инструментами, оборудованием, а также капитальный ремонт и строительство новых зданий [5][1].

Законодательная база

Деятельность детских школ искусств регулируется комплексом нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней.

Федеральное законодательство

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является основополагающим документом. Статья 83 данного закона определяет цели и особенности реализации образовательных программ в области искусств. Она закрепляет за детскими школами искусств (музыкальными, хоровыми, художественными, хореографическими и др.) основную роль в выявлении одарённых детей и их подготовке к получению профессионального образования в сфере искусств [3].

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р) — стратегический документ, определяющий векторы развития системы. План мероприятий по реализации II этапа Концепции (2025–2030 гг.) предусматривает [6][7][8]:

  • Увеличение количества мест для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в ДШИ.
  • Доведение доли бюджетных мест по предпрофессиональным программам до 80% от общего числа.
  • Сохранение сети ДШИ и региональных методических служб.

Национальный проект «Семья» — новый национальный проект, в рамках которого продолжается поддержка ДШИ. До 2030 года планируется оснастить более 1700 школ искусств и училищ музыкальными инструментами и оборудованием, а также продолжить капитальный ремонт зданий [9][5]. С 2026 года в рамках проекта начнётся строительство новых зданий ДШИ [1].

Приказ Министерства культуры РФ от 17.03.2025 № 468 — утверждает новый порядок приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам, который вступает в силу с 1 сентября 2025 года. Одно из ключевых нововведений — возможность проведения дополнительного набора учащихся до 14 сентября (с 2026 года), что создаёт более гибкие условия для семей, меняющих место жительства, в частности для семей военнослужащих [10][2].

Региональное законодательство

Субъекты Российской Федерации принимают собственные нормативные акты, дополняющие федеральное законодательство. Региональные программы могут включать дополнительные меры поддержки, такие как учреждение стипендий для одарённых детей, софинансирование ремонта и оснащения школ, а также организацию региональных конкурсов и фестивалей. Примером является программа «Искусство — детям» в Москве, в рамках которой проводится комплексное обновление материально-технической базы столичных школ искусств [11][12].

Организации поддержки

Поддержку и координацию деятельности ДШИ осуществляют как государственные, так и негосударственные структуры.

Государственные организации

  • Министерство культуры Российской Федерации — главный федеральный орган, отвечающий за формирование и реализацию государственной политики в сфере художественного образования. Министерство курирует национальные проекты, утверждает образовательные требования и организует всероссийские мероприятия [1].
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере культуры — осуществляют непосредственное управление и финансирование ДШИ на региональном уровне, реализуют федеральные программы и разрабатывают собственные меры поддержки.

Негосударственные организации и проекты

  • Арт-кластер «Таврида» — платформа для молодых деятелей культуры и искусств, организующая образовательные школы, в том числе для молодых хореографов и танцовщиков [16].
  • Фонд президентских грантов — поддерживает проекты, направленные на выявление и развитие юных талантов, в том числе из социально незащищённых групп населения, например, проект «Нас 20 миллионов» [17].
  • Творческие союзы России (Союз художников, Союз композиторов и др.) — участвуют в работе жюри конкурсов, проводят мастер-классы и оказывают профессиональную поддержку молодым дарованиям.
  • Благотворительные фонды — реализуют программы поддержки талантливых детей, предоставляя стипендии и гранты на обучение и участие в конкурсах.

Социальная политика и меры поддержки

Государственная политика направлена на повышение доступности и качества художественного образования для детей по всей стране.

Национальные проекты

В рамках национального проекта «Культура» (до 2024 года) была проведена масштабная работа: 1833 детские школы искусств в 87 регионах получили новые музыкальные инструменты и оборудование, а в 841 здании был проведён капитальный ремонт [1]. Эта работа продолжается в рамках нового национального проекта «Семья», который ставит целью дальнейшее оснащение и строительство ДШИ до 2030 года [5].

Программы выявления и поддержки талантов

Гранты Президента Российской Федерации — присуждаются победителям олимпиад и конкурсов, включённых в специальный перечень. Победители конкурса «Молодые дарования России» могут претендовать на этот грант при поступлении на следующий уровень образования [1].

Конкурсы и фестивали — являются важным инструментом выявления талантов. Ключевые всероссийские конкурсы:

  • «Молодые дарования России» — общероссийский конкурс для учащихся ДШИ, который ежегодно собирает тысячи участников со всей страны [1].
  • Всероссийский фестиваль юных художников «УНИКУМ» — нацелен на выявление одарённых детей в области изобразительного, декоративно-прикладного и фотоискусства [19].

Гранты Мэра Москвы — пример успешной региональной практики поддержки. Грантовый фонд был значительно увеличен, а круг соискателей расширен, что позволяет большему числу одарённых детей получать финансовую поддержку [11][20].

Школы креативных индустрий

С 2022 года при поддержке Минкультуры России по всей стране создаются Школы креативных индустрий (ШКИ). Это современные образовательные пространства для подростков, где они могут обучаться по направлениям: звукорежиссура, современная электронная музыка, фото- и видеопроизводство, анимация, 3D-графика, VR/AR. В 2025 году откроется 25 таких школ, а в 2026 — ещё 35 [21]. К 2030 году их сеть должна насчитывать более 240 учреждений [22].

См. также

Ссылки

[1] В Минкультуры России прошло Всероссийское совещание детских школ искусств

[2] Утвержден новый Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств

[3] Статья 83 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

[4] Что дает детям обучение по общеразвивающим программам в школах искусств

[5] В РФ до 2030 года оснастят свыше 1 700 детских школ искусств

[6] Правительство РФ утвердило план мероприятий по реализации II этапа Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года

[7] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.07.2025 г. № 1745-р

[8] Правительство утвердило план по реализации II этапа Концепции развития дополнительного образования

[9] В РФ до 2030 года оснастят свыше 1 700 детских школ искусств

[10] Утвержден новый Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств

[11] Собянин сообщил о планах развития системы творческого образования в Москве

[12] Культурные гранты: как работает система поддержки школ искусств

[13] В Минпросвещения рассмотрели новый порядок формирования перечня мероприятий для выявления одарённых детей

[14] Направление «Искусство» в РЦ «Алгоритм Успеха»

[15] Региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

[16] Арт-школа хореографии «Таврида.АРТ»

[17] Проект поиска, развития и поддержки талантливых детей и молодежи «Нас 20 миллионов»

[18] Общероссийский конкурс «Лучшая детская школа искусств» 2025 года

[19] Всероссийский фестиваль юных художников «УНИКУМ»

[20] В Москве увеличат размер гранта для выдающихся учеников школ искусств

[21] 35 школ креативных индустрий откроются в России в 2026 году

[22] 25 школ креативных индустрий откроются в России в 2025 году