Система дополнительного образования детей в сфере искусств

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Занятие в детской школе искусств

Введение

Система дополнительного образования детей в сфере искусств в Российской Федерации — это многоуровневая структура, обеспечивающая художественно-эстетическое воспитание, развитие творческих способностей и раннюю профессиональную ориентацию детей и молодёжи. Она является неотъемлемой частью национальной системы образования и культурной политики, нацеленной на сохранение и приумножение культурного наследия страны. Основными учреждениями в этой системе являются детские школы искусств (ДШИ), детские музыкальные школы (ДМШ), детские художественные школы (ДХШ) и детские хореографические школы (ДХШ).

Система охватывает миллионы детей по всей стране. Например, только в Москве в 2023/2024 учебном году воспитанники школ искусств завоевали свыше 17,5 тысяч наград на всероссийских конкурсах и более 9,5 тысяч — на международных [1]. В 2025 году только в столице планируется принять на обучение свыше 10 тысяч детей, что говорит о высокой востребованности данного направления [1].

Значимость системы дополнительного образования в сфере искусств заключается в её способности формировать гармонично развитую личность, выявлять и поддерживать юные таланты, а также готовить будущие кадры для сферы культуры и искусства. Она обеспечивает преемственность между начальным творческим образованием, средними специальными и высшими учебными заведениями в области культуры [2].

Законодательная база

Нормативно-правовое регулирование системы дополнительного образования в сфере искусств осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Федеральное законодательство

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ). В июле 2025 года был утверждён план мероприятий по реализации её второго этапа (2025–2030 гг.). Этот документ является стратегическим для всей отрасли. План предусматривает [3][4]:
    • Сохранение существующей сети детских школ искусств как самостоятельных юридических лиц.
    • Увеличение количества мест для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств.
    • Доведение доли бюджетных мест по предпрофессиональным программам до 80% от общего числа бюджетных мест в ДШИ.
    • Усиление организационно-методического сопровождения ДШИ через региональные методические службы.
    • Проведение всероссийских конференций и методических мероприятий для развития отраслевой системы.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — основной закон, регулирующий все виды образования, включая дополнительное. Он определяет правовые, организационные и экономические основы образования в РФ.
  • Приказ Министерства культуры РФ от 14.08.2013 № 1145 — утверждает порядок приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств. С 1 сентября 2025 года вступает в силу новый порядок, направленный на совершенствование процедуры приёма [5].
  • Государственная программа «Развитие культуры» — комплексная программа, в рамках которой осуществляется финансирование и поддержка учреждений культуры и образования, в том числе детских школ искусств.

Региональное законодательство

Субъекты Российской Федерации принимают собственные нормативные акты, дополняющие и конкретизирующие федеральное законодательство. Например, в Москве учреждены гранты Мэра в сфере культуры и искусства для поддержки лучших школ и педагогов [6]. Региональные власти также устанавливают критерии отбора и правила работы ДШИ на своей территории.

Организации поддержки

Поддержку и развитие системы дополнительного образования в сфере искусств осуществляют как государственные, так и негосударственные структуры.

Государственные организации

  • Министерство культуры Российской Федерации — главный федеральный орган, отвечающий за формирование государственной политики в сфере культуры и искусства, включая художественное образование. Департамент региональной политики, образования и проектного управления курирует деятельность ДШИ [7].
  • Министерство просвещения Российской Федерации — координирует общие вопросы дополнительного образования детей в рамках национального проекта «Образование».
  • Региональные министерства и департаменты культуры — осуществляют управление сетью ДШИ на уровне субъектов РФ, занимаются их финансированием, материально-техническим обеспечением и контролем качества образования.
  • ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (ВЦХТ) — подведомственное Минпросвещения учреждение, выполняющее функции федерального ресурсного центра по дополнительному образованию художественной направленности.
  • Региональные учебно-методические центры по художественному образованию — оказывают методическую поддержку преподавателям ДШИ, проводят курсы повышения квалификации, конкурсы и фестивали.

Негосударственные организации

  • Творческие союзы России (Союз художников, Союз композиторов, Союз театральных деятелей и др.) — участвуют в экспертной оценке образовательных программ, работе жюри конкурсов, организуют молодёжные секции и проекты.
  • Благотворительные фонды (например, Фонд Владимира Спивакова, фонд «Новые имена» Дениса Мацуева) — оказывают поддержку талантливым юным музыкантам и художникам, предоставляют стипендии, организуют мастер-классы и концерты.
  • АНО «Россия — страна возможностей» — проводит конкурсы и проекты, в которых могут участвовать одарённые дети, в том числе в сфере искусств.

Образовательные программы и мероприятия

В детских школах искусств реализуются два основных вида программ: предпрофессиональные и общеразвивающие.

Предпрофессиональные программы

Эти программы нацелены на подготовку к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения в сфере культуры и искусства. Они имеют строго регламентированную структуру и содержание. Срок обучения составляет от 5 до 9 лет [1]. Приказом Минкультуры утверждены следующие направления предпрофессиональных программ [8]:

  • Музыкальное искусство: фортепиано, струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты, инструменты эстрадного оркестра, хоровое пение, музыкальный фольклор.
  • Изобразительное искусство: живопись, дизайн, декоративно-прикладное творчество, архитектура.
  • Хореографическое искусство: хореографическое творчество, искусство балета.
  • Театральное искусство: искусство театра.
  • Цирковое искусство: искусство цирка.

Общеразвивающие программы

Эти программы направлены на общее эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей без строгой профессиональной ориентации. Они более гибкие по содержанию и срокам обучения (от 3 до 8 лет) [9]. Такие программы пользуются большой популярностью: в Москве на них приходится около 45% учащихся ДШИ [10]. Они доступны для детей младшего возраста, в некоторых школах есть группы раннего эстетического развития для детей от 3 лет [1].

Конкурсы, фестивали и олимпиады

Важной частью системы являются творческие состязания, которые мотивируют учащихся и позволяют выявить наиболее одарённых детей.

  • Всероссийская олимпиада школьников по предметам «Искусство (МХК)», «Музыка», «Рисунок».
  • Общероссийские конкурсы «Лучшая детская школа искусств» и «Лучший преподаватель детской школы искусств», проводимые под эгидой Министерства культуры РФ [2].
  • Конкурс юных талантов «Созвездие».
  • Гранты Мэра Москвы в сфере культуры и искусства — крупный конкурс для учащихся московских школ и колледжей искусств.
  • Молодёжные Дельфийские игры России — комплексные соревнования молодых деятелей искусства.

Социальная политика и меры поддержки

Государство реализует комплекс мер, направленных на повышение доступности и качества художественного образования.

  • Финансовая поддержка: Большая часть обучения в ДШИ по предпрофессиональным программам финансируется из бюджета. Государство стремится довести долю бюджетных мест по этим программам до 80% [4].
  • Грантовая поддержка: Учреждаются гранты для лучших школ и преподавателей. Например, в Москве с 2025 года введён рейтинг ДШИ, на основе которого распределяются гранты на общую сумму 340 млн рублей в год. Средства могут быть направлены на стимулирование педагогов, обновление инструментов и оборудования [6].
  • Материально-техническое обновление: В рамках национальных проектов и государственных программ ведётся работа по ремонту зданий ДШИ и закупке нового оборудования. Например, в Москве с 2018 года было обновлено 170 зданий школ искусств и закуплено более 13 тысяч музыкальных инструментов [1].
  • Поддержка одарённых детей: Создаются региональные центры выявления и поддержки одарённых детей по модели образовательного центра «Сириус». Талантливые дети получают стипендии, путёвки в творческие лагеря, возможность участвовать в мастер-классах с выдающимися деятелями искусств.

См. также

Ссылки

[1] Детские школы искусств Москвы

[2] В Москве определили лучшие детские школы искусств и сильнейших педагогов

[3] Утверждён план мероприятий по реализации II этапа Концепции развития дополнительного образования детей

[4] Правительство РФ утвердило план мероприятий по реализации II этапа Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года

[5] Утвержден новый Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств

[6] Гранты в сфере допобразования в области культуры и искусства учреждены в Москве

[7] Детские школы искусств на сайте Минкультуры РФ

[8] Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств

[9] Общеразвивающие программы в детских школах искусств Москвы набирают популярность

[10] Что дает детям обучение по общеразвивающим программам в школах искусств