Детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Введение
Детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств (ДШИ) в Российской Федерации — это ключевой элемент системы дополнительного образования, направленный на художественно-эстетическое воспитание, выявление и развитие одарённых детей. Эти учреждения играют фундаментальную роль в подготовке будущих профессиональных кадров для сферы культуры и искусства. Система ДШИ представляет собой уникальную трёхуровневую модель образования (ДШИ — училище — вуз), признанную одной из приоритетных задач государственной культурной политики [1].
По состоянию на 2025 год в России насчитывается более 5000 детских школ искусств, в которых обучается свыше 1,8 миллиона человек [2]. Деятельность этих школ направлена на реализацию двух основных типов программ:
- Дополнительные предпрофессиональные программы — нацелены на углублённое изучение выбранного вида искусства и подготовку к поступлению в средние и высшие учебные заведения в области культуры [3].
- Дополнительные общеразвивающие программы — способствуют общему эстетическому развитию, раскрытию творческого потенциала и знакомству с основами различных видов искусств [4][3].
Государственная поддержка ДШИ активно осуществляется в рамках национальных проектов «Культура» и «Семья», благодаря которым проводится масштабное оснащение школ музыкальными инструментами, оборудованием, а также капитальный ремонт и строительство новых зданий [5][1].
Законодательная база
Деятельность детских школ искусств регулируется комплексом нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней.
Федеральное законодательство
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является основополагающим документом. Статья 83 данного закона определяет цели и особенности реализации образовательных программ в области искусств. Она закрепляет за детскими школами искусств (музыкальными, хоровыми, художественными, хореографическими и др.) основную роль в выявлении одарённых детей и их подготовке к получению профессионального образования в сфере искусств [3].
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р) — стратегический документ, определяющий векторы развития системы. План мероприятий по реализации II этапа Концепции (2025–2030 гг.) предусматривает [6][7][8]:
- Увеличение количества мест для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в ДШИ.
- Доведение доли бюджетных мест по предпрофессиональным программам до 80% от общего числа.
- Сохранение сети ДШИ и региональных методических служб.
- Национальный проект «Семья» — новый национальный проект, в рамках которого продолжается поддержка ДШИ. До 2030 года планируется оснастить более 1700 школ искусств и училищ музыкальными инструментами и оборудованием, а также продолжить капитальный ремонт зданий [9][5]. С 2026 года в рамках проекта начнётся строительство новых зданий ДШИ [1].
- Приказ Министерства культуры РФ от 17.03.2025 № 468 — утверждает новый порядок приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам, который вступает в силу с 1 сентября 2025 года. Одно из ключевых нововведений — возможность проведения дополнительного набора учащихся до 14 сентября (с 2026 года), что создаёт более гибкие условия для семей, меняющих место жительства, в частности для семей военнослужащих [10][2].
Региональное законодательство
Субъекты Российской Федерации принимают собственные нормативные акты, дополняющие федеральное законодательство. Региональные программы могут включать дополнительные меры поддержки, такие как учреждение стипендий для одарённых детей, софинансирование ремонта и оснащения школ, а также организацию региональных конкурсов и фестивалей. Примером является программа «Искусство — детям» в Москве, в рамках которой проводится комплексное обновление материально-технической базы столичных школ искусств [11][12].
Организации поддержки
Поддержку и координацию деятельности ДШИ осуществляют как государственные, так и негосударственные структуры.
Государственные организации
- Министерство культуры Российской Федерации — главный федеральный орган, отвечающий за формирование и реализацию государственной политики в сфере художественного образования. Министерство курирует национальные проекты, утверждает образовательные требования и организует всероссийские мероприятия [1].
- Министерство просвещения Российской Федерации — взаимодействует с Минкультуры в вопросах дополнительного образования, в том числе в части аттестации педагогических кадров и разработки комплексных стратегий безопасности детей [1][13].
- Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере культуры — осуществляют непосредственное управление и финансирование ДШИ на региональном уровне, реализуют федеральные программы и разрабатывают собственные меры поддержки.
- Федеральный ресурсный информационно-аналитический центр художественного образования (АРТ-Центр) — оказывает методическую поддержку детским школам искусств, проводит мониторинги, организует конкурсы и конференции.
- Образовательный центр «Сириус» и региональные центры выявления и поддержки одарённых детей — создают условия для развития талантливых детей, в том числе в области искусства, по модели «Сириуса» [14][15].
Негосударственные организации и проекты
- Арт-кластер «Таврида» — платформа для молодых деятелей культуры и искусств, организующая образовательные школы, в том числе для молодых хореографов и танцовщиков [16].
- Фонд президентских грантов — поддерживает проекты, направленные на выявление и развитие юных талантов, в том числе из социально незащищённых групп населения, например, проект «Нас 20 миллионов» [17].
- Творческие союзы России (Союз художников, Союз композиторов и др.) — участвуют в работе жюри конкурсов, проводят мастер-классы и оказывают профессиональную поддержку молодым дарованиям.
- Благотворительные фонды — реализуют программы поддержки талантливых детей, предоставляя стипендии и гранты на обучение и участие в конкурсах.
Социальная политика и меры поддержки
Государственная политика направлена на повышение доступности и качества художественного образования для детей по всей стране.
Национальные проекты
В рамках национального проекта «Культура» (до 2024 года) была проведена масштабная работа: 1833 детские школы искусств в 87 регионах получили новые музыкальные инструменты и оборудование, а в 841 здании был проведён капитальный ремонт [1]. Эта работа продолжается в рамках нового национального проекта «Семья», который ставит целью дальнейшее оснащение и строительство ДШИ до 2030 года [5].
Программы выявления и поддержки талантов
- Гранты Президента Российской Федерации — присуждаются победителям олимпиад и конкурсов, включённых в специальный перечень. Победители конкурса «Молодые дарования России» могут претендовать на этот грант при поступлении на следующий уровень образования [1].
- Конкурсы и фестивали — являются важным инструментом выявления талантов. Ключевые всероссийские конкурсы:
- «Молодые дарования России» — общероссийский конкурс для учащихся ДШИ, который ежегодно собирает тысячи участников со всей страны [1].
- «Лучшая детская школа искусств» — конкурс, направленный на поддержку и поощрение лучших образовательных практик в ДШИ [18].
- Всероссийский фестиваль юных художников «УНИКУМ» — нацелен на выявление одарённых детей в области изобразительного, декоративно-прикладного и фотоискусства [19].
- Гранты Мэра Москвы — пример успешной региональной практики поддержки. Грантовый фонд был значительно увеличен, а круг соискателей расширен, что позволяет большему числу одарённых детей получать финансовую поддержку [11][20].
Школы креативных индустрий
С 2022 года при поддержке Минкультуры России по всей стране создаются Школы креативных индустрий (ШКИ). Это современные образовательные пространства для подростков, где они могут обучаться по направлениям: звукорежиссура, современная электронная музыка, фото- и видеопроизводство, анимация, 3D-графика, VR/AR. В 2025 году откроется 25 таких школ, а в 2026 — ещё 35 [21]. К 2030 году их сеть должна насчитывать более 240 учреждений [22].
См. также
Ссылки
[1] В Минкультуры России прошло Всероссийское совещание детских школ искусств
[3] Статья 83 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
[4] Что дает детям обучение по общеразвивающим программам в школах искусств
[5] В РФ до 2030 года оснастят свыше 1 700 детских школ искусств
[7] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.07.2025 г. № 1745-р
[8] Правительство утвердило план по реализации II этапа Концепции развития дополнительного образования
[9] В РФ до 2030 года оснастят свыше 1 700 детских школ искусств
[11] Собянин сообщил о планах развития системы творческого образования в Москве
[12] Культурные гранты: как работает система поддержки школ искусств
[14] Направление «Искусство» в РЦ «Алгоритм Успеха»
[15] Региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
[16] Арт-школа хореографии «Таврида.АРТ»
[17] Проект поиска, развития и поддержки талантливых детей и молодежи «Нас 20 миллионов»
[18] Общероссийский конкурс «Лучшая детская школа искусств» 2025 года
[19] Всероссийский фестиваль юных художников «УНИКУМ»
[20] В Москве увеличат размер гранта для выдающихся учеников школ искусств
[21] 35 школ креативных индустрий откроются в России в 2026 году
[22] 25 школ креативных индустрий откроются в России в 2025 году