Детские общественные объединения в образовательных организациях
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Детские общественные объединения в образовательных организациях — это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, которые объединились на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе, основными участниками которого являются граждане, достигшие 8 лет [1] [2]. Такие объединения играют ключевую роль в системе воспитания и социализации школьников в России, предоставляя им возможности для самореализации, развития лидерских качеств, получения социально значимого опыта и формирования гражданской позиции [3].
Деятельность таких объединений в школах является важным элементом реализации государственной молодежной политики и национального проекта «Образование» [4]. С созданием в 2022 году Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» был задан новый вектор развития, направленный на консолидацию и сплочение всех существующих детских организаций и движений в стране [5]. По оценкам исследователей, в настоящее время лишь от 5 до 10 процентов детей школьного возраста являются членами или участниками детских общественных объединений, что требует дальнейшего развития и совершенствования работы в этой сфере [6].
Историческая справка
Дореволюционный период
Первые организации для детей и юношества появились в России в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, «Майские союзы» (движение по защите животных и птиц), «Артели тружениц», товарищества, летние площадки [6]. Первым массовым детским движением в России стало движение скаутов, появившееся в 1909 году, когда капитан О. И. Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков [6]. К Октябрьской революции 1917 года в 143 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов [6].
Советский период
После 1917 года скаутское движение было запрещено, а в 1922 году зародилось пионерское движение, которое многое переняло от скаутинга [6]. В Москве появились первые отряды юных пионеров, и в мае зажегся первый пионерский костер в Сокольниках [6]. В 1924 году организация была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина [6]. В 1934 году дружины пионеров были переведены в школы, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины [6].
Постсоветское развитие
После 1991 года число детских организаций выросло в сотни раз, но общая численность детей, участников и членов общественных объединений сократилась многократно [6]. В 1993 году Министерство образования России на коллегии «О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации» определило стратегию своей деятельности применительно к взаимодействию органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими организациями, где были узаконены договорные (партнёрские) отношения с детскими объединениями [6].
Современный этап
29 октября 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ № 536 о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ) [7]. Целью организации декларировалось совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей [7]. 18 декабря 2022 года на VI съезде РДШ было реорганизовано в Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых» [7].
Законодательная база
Деятельность детских общественных объединений в России регулируется рядом федеральных законов и стратегических документов:
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" — определяет общие правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации общественных объединений. Согласно закону, членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет [4]. Учредителями могут выступать граждане, достигшие 18 лет [4].
- Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" — устанавливает основы государственной поддержки, включая предоставление субсидий, налоговых льгот, социального заказа на выполнение работ и услуг, а также предоставление помещений и оборудования. Закон неоднократно совершенствовался: изменения и дополнения вносились 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 июля 2011 г., 5 апреля 2013 г., 28 декабря 2016 г. [6].
- Федеральный закон от 14.07.2022 N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи" — учредил Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых» с целью содействия воспитанию, организации досуга и созданию возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи [2].
- Национальный проект "Образование" — в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» предусматривает создание условий для развития добровольчества, поддержки общественных инициатив и вовлечения детей и молодежи в социально активную деятельность [4].
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года — определяет развитие детских общественных объединений как один из ключевых механизмов воспитания подрастающего поколения [file:2].
Организации поддержки и структура
Система детских общественных объединений в образовательных организациях имеет многоуровневую структуру, во главе которой стоит общероссийское движение, а на местах действуют первичные отделения и разнообразные клубы по интересам.
«Движение Первых»
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых» было создано 20 июля 2022 года для консолидации усилий государства и общества в воспитании подрастающего поколения [5]. Движение призвано сплотить все существующие детские организации страны и предоставить каждому ребенку возможности для самореализации.
Основные направления деятельности «Движения Первых»:
- Образование и знания («Учись и познавай!»)
- Наука и технологии («Дерзай и открывай!»)
- Труд, профессия и своё дело («Найди призвание!»)
- Культура и искусство («Создавай и вдохновляй!»)
- Волонтерство и добровольчество («Благо твори!»)
- Патриотизм и историческая память («Служи Отечеству!»)
- Спорт и здоровый образ жизни («Достигай и побеждай!» и «Будь здоров!»)
- Медиа и коммуникации («Расскажи о главном!»)
- Экология и охрана природы («Береги планету!»)
- Туризм и путешествия («Открывай страну!») [5]
На базе образовательных организаций создаются первичные отделения движения, которые координируют работу и реализуют проекты на школьном уровне [2].
Типология школьных объединений
В образовательных организациях действуют разнообразные детские объединения, которые могут как входить в структуру «Движения Первых», так и существовать самостоятельно.
- «Орлята России» — программа для учащихся начальных классов (1-4 классы), направленная на развитие социальной активности, формирование ценностей патриотизма, семьи и дружбы. Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» [8]. Программа включает 7 треков: Орлёнок-Эрудит, Орлёнок-Хранитель исторической памяти, Орлёнок-Мастер, Орлёнок-Лидер, Орлёнок-Спортсмен, Орлёнок-Доброволец, Орлёнок-Эколог [8]. Самые активные ребята становятся участниками смены «Содружество Орлят России», которая проводится в регионах и во всероссийских детских центрах ВДЦ «Орлёнок» и ВДЦ «Океан» [8].
- «Юнармия» — Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение, созданное в 2016 году, целью которого является воспитание патриотизма, уважения к истории и Вооруженным Силам России [6].
- Отряды Юных инспекторов движения (ЮИД) — объединения, созданные для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганды безопасного поведения на дорогах [5] [2].
- Дружины «Юных пожарных» — занимаются популяризацией знаний в области пожарной безопасности, гражданской обороны и развитием навыков безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях [2].
- Добровольческие (волонтерские) отряды — организуют и проводят социальные акции, оказывают помощь нуждающимся, занимаются экологическими проектами и благоустройством [5].
- Клубы юных друзей правопорядка (КЮДП) — создаются для популяризации правовых знаний и профилактики правонарушений в подростковой среде [2].
- Экологические отряды, школьные медиацентры, театральные студии, туристические и патриотические клубы — объединения, созданные на основе общих интересов детей в различных сферах [2].
Органы ученического самоуправления
Детские общественные объединения тесно связаны с ученическим самоуправлением (например, Совет старшеклассников), но не тождественны ему. Если самоуправление направлено в первую очередь на участие школьников в управлении образовательной организацией, то общественные объединения ориентированы на реализацию социальных инициатив и совместную деятельность на основе общих интересов [4] [5].
Социальная политика и меры поддержки
Государственная поддержка детских общественных объединений в России носит комплексный характер и осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Государственная поддержка
- Финансовая поддержка: Предоставление субсидий и грантов из федерального и региональных бюджетов на реализацию социально значимых проектов. Федеральное агентство по делам молодёжи Росмолодёжь реализует грантовую программу с фондом в 2,5 млрд рублей, ежегодно поддерживается более 3200 молодежных инициатив, в которых участвуют более 50 000 человек [9]. Также поддержку оказываетФонд президентских грантов
- Федеральный реестр: На официальном сайте Росмолодёжи опубликован Федеральный реестр молодёжных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой [6]. Включение организации в реестр осуществляется на официальном портале государственных услуг Российской Федерации [6].
- Организационно-методическая поддержка: Министерство просвещения РФ и региональные органы управления образованием разрабатывают методические рекомендации, программы и модули для деятельности объединений [file:2]. В школах с 1 сентября 2023 года введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями [10].
- Инфраструктурная поддержка: Государство содействует предоставлению помещений, оборудования и доступа к информационным ресурсам для нужд объединений [file:1]. Детским организациям предоставляется право пользования на договорной основе помещениями школ, учреждений дополнительного образования детей, клубов, дворцов и домов культуры, спортивных и иных сооружений бесплатно или на льготных условиях [6].
- Поддержка одаренных детей: Создана сеть региональных центров по выявлению и поддержке одаренных детей по модели образовательного центра «Сириус». Эти центры активно сотрудничают со школьными объединениями, вовлекая их участников в свои образовательные программы [11].
Советник директора по воспитанию
С 1 сентября 2023 года во всех школах России по инициативе Министерства просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями [12]. Советники участвуют в стратегическом планировании развития воспитательной деятельности в образовательной организации, вовлекают обучающихся в общественно значимые проекты и в иную внеучебную деятельность [10]. Особая роль отведена взаимодействию с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение Первых» [10]. Каждый специалист является финалистом конкурса «Навигаторы детства» и наставником, который поддерживает и развивает идеи детей [12].
Программы и мероприятия
Детские общественные объединения организуют и участвуют в широком спектре мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.
- Патриотические акции: Участие в «Днях единых действий», посвященных государственным праздникам: День знаний, День народного единства, День Героев Отечества, День защитника Отечества, День Победы и др. [2].
- Общественно полезная деятельность: Организация помощи пожилым людям, ветеранам; сотрудничество с социальными учреждениями; благоустройство школьной и прилегающей территории; проведение экологических субботников [2].
- Профориентационные проекты: Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, участие в проектах ранней профориентации, таких как «Билет в будущее» [file:2].
- Творческие и интеллектуальные конкурсы: Участие во всероссийских конкурсах «Большая перемена», олимпиадах и фестивалях [file:2].
- Спортивные мероприятия: Организация и участие в школьных, муниципальных и всероссийских спортивных соревнованиях, например, «Президентские состязания» [file:2].
- Социальное проектирование: Разработка и реализация социальных проектов на уровне школы, района или региона, направленных на решение актуальных проблем местного сообщества [13].
Исследования и аналитика
Проблематика деятельности детских общественных объединений является предметом научных исследований в области педагогики и социологии. Ученые изучают уровень вовлеченности школьников в деятельность организаций, их мотивацию и влияние этой деятельности на социальное становление личности [14]. Отмечается, что несмотря на рост числа объединений, именно школьные организации обладают наибольшим потенциалом для гражданского образования и социализации детей, особенно в сельской местности [4].
Студенты, активно сочетающие учебу с членством в общественных объединениях, имеют большие шансы в профессиональной деятельности стать эффективными лидерами и руководителями [3]. Студенческое лидерство выполняет функции объединения студентов, защиты их интересов, поддержки студенческих инициатив, координации интересов, формирования общих целей и ценностей [3].
Проблемы и перспективы развития
Несмотря на активную государственную поддержку, детские общественные объединения в образовательных организациях сталкиваются с рядом проблем, требующих решения.
Основные проблемы
По результатам парламентских слушаний, проведенных в 2009 году, были выявлены следующие проблемы: состояние материальной базы, отсутствие постоянных источников финансирования, низкий уровень взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления [15]. Характеристикой современного детского движения является его невостребованность в должной мере социально-педагогического потенциала общественных объединений значительной частью общества и государства [15]. Также отмечается неравномерное распределение детских объединений по стране: большая часть сосредоточена в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Омске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове [6].
Перспективы развития
Комплексное решение проблем должно быть направлено на формирование модели детского движения, функционирующего на принципах самоорганизации, социального партнерства и государственной поддержки [15]. Создание национального проекта «Молодежь и дети», в состав которого войдут девять федеральных проектов, позволит объединить все меры поддержки детей и молодежи и скоординировать работу различных ведомств [16]. Важным направлением является развитие кадрового потенциала общественных объединений детей, разработка системы подготовки и повышения квалификации вожатых, педагогов-организаторов и советников директоров по воспитанию [file:2].
Крупнейшие региональные организации
Помимо общероссийских движений, в России функционируют крупные региональные детские общественные объединения:
- СПО-ФДО «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» — создан в 1990 году, является правопреемником пионерского движения. По данным на середину 2007 года членами организаций, входящих в СПО-ФДО, было более 4,5 млн человек [6].
- Ростовская региональная детско-молодёжная общественная организация «Содружество детей и молодёжи Дона» — правопреемник Донского пионерского движения. По данным на май 2017 года членами организации являются 56 структурных подразделений из городов и районов Ростовской области, общая численность — 85 тысяч человек [6].
- Общероссийская детская общественная организация «Малая академия наук «Интеллект будущего» — создана в 1995 году, имеет отделения в 57 субъектах РФ. Количество участников образовательных проектов, реализуемых МАН — более 100 тысяч в год [6].
См. также
- Школьные советы самоуправления
- Студенческие советы образовательных организаций
- Органы молодёжного самоуправления
- Национальный совет молодёжных и детских объединений России
Ссылки
[1] Федеральный закон "Об общественных объединениях" N 82-ФЗ
[2] Модуль "Детские общественные объединения" на сайте ГБОУ гимназии № 528
[4] Деятельность детских общественных объединений в современных условиях
[5] Детские общественные объединения на сайте ГБОУ СОШ № 342
[6] Детское общественное объединение - Википедия
[7] Российское движение школьников - Википедия
[8] Детские общественные объединения 2023
[9] Росмолодёжь.Гранты - официальный сайт
[10] Письмо Минпросвещения России от 02.11.2024 N АБ-3303/06 "О должностных инструкциях советников"
[11] Региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
[12] Чем занимаются Советники директора по воспитанию?
[13] Социальное проектирование - пакет разработок
[14] Исследование уровня привлеченности обучающихся в деятельность детских общественных организаций
[16] В состав нацпроекта «Молодежь и дети» войдут девять федеральных проектов ```