Мониторинг положения молодёжи в российском обществе: различия между версиями

Материал из Гид по молодежной политике
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 57: Строка 57:


''' Исследовательские центры '''
''' Исследовательские центры '''
[[Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)|'''Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)''']]
[[Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)|'''Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)''']]



Версия от 17:01, 22 ноября 2025


Мониторинг положения молодёжи в российском обществе — комплексная система наблюдения, сбора, анализа и оценки информации о социально-экономических, культурных и политических аспектах жизни молодых граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет [1], [2]. Данная система является основой для разработки и корректировки государственной молодёжной политики, обеспечивая принятие обоснованных управленческих решений [3].

Введение

Мониторинг положения молодёжи представляет собой систематическую, комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о положении молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений в Российской Федерации [1]. В современных условиях такой мониторинг приобретает стратегическое значение для социально-экономического развития страны, поскольку молодёжь составляет основу трудовых ресурсов и инновационного потенциала государства.

Согласно данным Росстата, численность молодёжи в возрасте от 14 до 35 лет составляет около 37 миллионов человек, что представляет более четверти населения России [4]. При этом демографические прогнозы указывают на то, что к 2030 году доля молодёжи может вырасти на 2,8 млн человек до 25,4 млн [5].

Законодательная база

Правовые основы мониторинга положения молодёжи в России определены рядом федеральных законов и подзаконных актов. Ключевым документом является Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации», статья 12 которого устанавливает порядок проведения мониторинга реализации молодёжной политики [3].

Постановление Правительства РФ от 15 октября 2022 г. № 1840 утвердило Правила осуществления мониторинга реализации молодежной политики в Российской Федерации, определив конкретные механизмы и процедуры его проведения [1]. Данный документ также установил перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, и порядок подготовки ежегодного доклада о положении молодёжи в РФ.

В 2025 году были внесены дополнения в законодательство, расширившие сферу мониторинга за счёт включения показателей эффективности патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи [2].

Организационная структура

Федеральный уровень

На федеральном уровне координацию мониторинга осуществляет Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики [1].

Росмолодёжь выполняет функции по организации сбора данных и координации работы с регионами, тогда как Министерство науки и высшего образования Российской Федерации отвечает за подготовку итогового доклада о положении молодёжи. В 2024 году было опубликовано постановление, определившее Росмолодёжь как единый федеральный орган, уполномоченный на осуществление мониторинга [6].

Региональный и муниципальный уровни

На уровне субъектов Российской Федерации мониторинг организуется уполномоченными исполнительными органами в сфере молодёжной политики. На муниципальном уровне ответственность возлагается на соответствующие органы местного самоуправления [3].

Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 января 2024 г. № 35 утверждены формы аналитических отчётов для муниципалитетов и регионов [7], что обеспечивает единообразие в представлении информации и повышает качество аналитической работы.

Основные методики и подходы

Объекты мониторинга

Основными объектами мониторинга являются:

  • Молодёжь как социально-демографическая группа.
  • Молодые семьи.
  • Молодёжные общественные объединения.
  • Результаты реализации молодёжной политики.
  • Инфраструктура молодёжной политики. [1]

Показатели мониторинга

Система показателей включает:

  • Демографические характеристики молодёжи.
  • Показатели образования и профессиональной подготовки.
  • Данные о занятости и безработице в молодёжной среде.
  • Информацию об участии в общественно-полезной деятельности.
  • Показатели межнационального и межконфессионального согласия.
  • Данные о противодействии экстремизму и деструктивным идеологиям [2].

Методы сбора данных

Мониторинг проводится посредством:

  • Федерального статистического наблюдения.
  • Социологических опросов и исследований.
  • Анализа административных данных.
  • Экспертных оценок.
  • Качественных исследований [1].

Исследовательские центры

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

ВЦИОМ проводит регулярные исследования молодёжи, изучая ценностные ориентации, социальные настроения и жизненные стратегии молодых россиян. В рамках сотрудничества с платформой Росмолодёжь. События ВЦИОМ реализует специальные социологические проекты на молодёжных форумах [8].

Центр регулярно публикует аналитические обзоры по таким темам, как образ российской молодёжи [9], общественная активность молодёжи [10], возможности для самореализации [11].

Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды (ЦИСМ).

ЦИСМ — специализированная ИТ-компания, созданная по поручению Президента РФ в 2018 году для мониторинга молодёжной цифровой среды [12]. Центр осуществляет анализ цифрового поведения молодёжи, выявляет деструктивные тенденции и разрабатывает меры противодействия негативному влиянию.

Российская академия образования

РАО проводит междисциплинарные исследования в области воспитания и развития молодёжи. В 2023-2024 годах академия реализует масштабное исследование студентов первых курсов вузов, направленное на оценку индивидуально-психологических ресурсов первокурсников [13].

Важным направлением работы РАО является изучение психологического портрета современного студента, в рамках которого выявлены особенности поведенческих стратегий молодёжи при решении проблемных ситуаций [14].

Аналитический центр при Правительстве РФ

Центр проводит исследования молодёжной политики и её эффективности, анализирует социально-экономическое положение молодёжи в контексте общего развития страны [15].

Основные результаты мониторинга

Социально-демографические характеристики

По данным мониторинга за 2023 год, общая численность молодых предпринимателей составила 6,32 млн человек, включая 4,97 млн самозанятых и 1,35 млн индивидуальных предпринимателей [16]. Доля молодёжи от 15 до 24 лет, которая не учится и не работает, снизилась с 10,6% в 2019 году до менее чем 10% в 2023 году [16].

Ценностные ориентации

Исследования ВЦИОМ показывают, что 83% молодёжи идентифицируют себя как граждане РФ, 76% хорошо знают историю своей страны [17]. Основными проблемами молодёжи признаются трудоустройство (39%), жилищный вопрос (37%) и получение качественного образования (28%) [9].

Цифровое поведение

Молодёжь проводит в социальных сетях и мессенджерах в среднем 9 часов в сутки, при этом 61% предпочитает виртуальное общение личным встречам [18], [19].

Самореализация и возможности

По данным исследований, 82% россиян считают, что в стране созданы условия для самореализации молодёжи [20]. 84% молодёжи городов-миллионников положительно оценивают возможности для самореализации в стране [5].

Специальные программы мониторинга

Мониторинг ценностных ориентаций

С 2025 года Министерство просвещения проводит ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодёжи на базе Института изучения детства, семьи и воспитания [21]. Исследование охватывает обучающихся 10-11 классов, студентов СПО и вузов, а также их родителей и педагогов [22].

Мониторинг влияния экстремизма

В 2025 году Росмолодёжь инициировала подготовку специального доклада о влиянии экстремистских идеологий на молодёжь. Закрытая часть доклада будет оценивать вовлечение молодёжи в противоправную деятельность деструктивными силами [23].

Региональные особенности

Мониторинг выявляет значительные региональные различия в положении молодёжи. Исследования показывают, что молодёжь мегаполисов имеет больше возможностей для образования и трудоустройства по специальности, тогда как в сельских районах до половины молодых людей не могут найти работу [24].

Региональные программы мониторинга развиваются в субъектах РФ с учётом местных особенностей. Например, в Республике Башкортостан была разработана специальная дорожная карта реализации молодёжной политики на основе результатов политических мониторингов [25].

Проблемы и перспективы развития

Среди основных проблем системы мониторинга исследователи выделяют:

  • Недостаточную координацию между различными уровнями власти.
  • Необходимость стандартизации методик сбора данных.
  • Потребность в развитии качественных методов исследования.
  • Важность учёта цифровой трансформации общества [27].

Перспективные направления развития включают:

  • Внедрение новых цифровых технологий мониторинга.
  • Расширение международного сотрудничества.
  • Развитие межведомственного взаимодействия.
  • Усиление роли научных организаций в проведении исследований

См. также

Ссылки

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2022 г. № 1840 «Об утверждении Правил осуществления мониторинга реализации молодежной политики в Российской Федерации»

[2] Правила осуществления мониторинга реализации молодежной политики в Российской Федерации (в редакции от 17 июля 2025 г.)

[3] Статья 12. Мониторинг реализации молодежной политики — Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации»

[4] День молодежи России — Инфографика Росстата

[5] Молодежь городов-миллионников высоко оценивает возможности для самореализации — исследование НАФИ

[6] Опубликован Доклад о положении молодёжи в Российской Федерации за 2023 год

[7] Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 24 января 2024 г. № 35 об утверждении форм аналитических отчетов

[8] Платформа Росмолодёжь.События и ВЦИОМ заключили соглашение о сотрудничестве

[9] Образ российской молодежи: мониторинг — ВЦИОМ

[10] Общественная активность молодежи — ВЦИОМ

[11] Возможности для молодежи: мониторинг — ВЦИОМ

[12] Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды

[13] Здоровье и образование детей, подростков и молодёжи обсудили участники заседания Координационного совета РАН и РАО

[14] Глава РАО Васильева: нынешняя молодежь часто избегает проблем, а не решает их — ТАСС

[15] Новости Аналитического центра при Правительстве РФ по теме «Молодёжь»

[16] Доклад о положении молодежи в Российской Федерации за 2023 год

[17] Ценности молодежи — ВЦИОМ

[18] Живущие в сети, или Медиапотребление современной молодежи — ВЦИОМ

[19] ВЦИОМ: больше половины молодежи в РФ предпочитает общаться в цифровой среде — ТАСС

[20] Россия — страна возможностей — ВЦИОМ

[21] Минпросвещение проводит ежегодный мониторинг ценностных ориентаций молодёжи

[22] Мониторинг ценностных ориентаций современной молодёжи

[23] Росмолодежь подготовит закрытый доклад о влиянии экстремистов на молодых россиян — Ведомости

[24] Молодежь новой России: ценностные приоритеты — Институт социологии РАН

[25] Т.А. Нигматуллина. Региональное проектирование молодежной политики

[26] Инструмент самостоятельной оценки молодежной политики — Совет Европы

[27] Мониторинг эффективности реализуемых программ и проектов в области молодежной политики