Детские общественные объединения в образовательных организациях: различия между версиями
Нет описания правки |
Elina (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
| Строка 4: | Строка 4: | ||
[[Файл:Детские общественные объединения.jpg|мини|500x500пкс|Слет активистов детских общественных объединений в образовательной организации]] | [[Файл:Детские общественные объединения.jpg|мини|500x500пкс|Слет активистов детских общественных объединений в образовательной организации]] | ||
'''Детские общественные объединения в образовательных организациях''' — это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, которые объединились на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе, основными участниками которого являются граждане, достигшие 8 лет [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ <nowiki>[1 | '''Детские общественные объединения в образовательных организациях''' — это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, которые объединились на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе, основными участниками которого являются граждане, достигшие 8 лет [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Такие объединения играют ключевую роль в системе воспитания и социализации школьников в России, предоставляя им возможности для самореализации, развития лидерских качеств, получения социально значимого опыта и формирования гражданской позиции [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
Деятельность таких объединений в школах является важным элементом реализации государственной молодежной политики и национального проекта «Образование» [https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/pril3.pdf <nowiki>[ | Деятельность таких объединений в школах является важным элементом реализации государственной молодежной политики и национального проекта «Образование» [https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/pril3.pdf <nowiki>[3]</nowiki>]. С созданием в 2022 году Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» был задан новый вектор развития, направленный на консолидацию и сплочение всех существующих детских организаций и движений в стране [https://school342spb.ru/detskie-obshchestvennye-obedineniya <nowiki>[4]</nowiki>]. По оценкам исследователей, в настоящее время лишь от 5 до 10 процентов детей школьного возраста являются членами или участниками детских общественных объединений, что требует дальнейшего развития и совершенствования работы в этой сфере [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. В 2025 году в образовательных организациях Российской Федерации функционирует более 1500 первичных отделений Российского движения детей и молодежи с охватом более 113 тысяч человек [https://irorb.ru/2025/05/08/zhizn-v-dvizhenii-detskie-obshhestvennye-organizaczii-regionalnyj-komponent/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | ||
== Историческая справка == | == Историческая справка == | ||
=== Дореволюционный период === | === Дореволюционный период === | ||
Первые организации для детей и юношества появились в России в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, «Майские союзы» (движение по защите животных и птиц), «Артели тружениц», товарищества, летние площадки [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[ | Первые организации для детей и юношества появились в России в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, «Майские союзы» (движение по защите животных и птиц), «Артели тружениц», товарищества, летние площадки [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. Первым массовым детским движением в России стало движение скаутов, появившееся в 1909 году, когда капитан О. И. Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. К Октябрьской революции 1917 года в 143 городах России насчитывалось 50 тысяч скаутов [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. | ||
=== Советский период === | === Советский период === | ||
После 1917 года скаутское движение было запрещено, а в 1922 году зародилось пионерское движение, которое многое переняло от скаутинга [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[ | После 1917 года скаутское движение было запрещено, а в 1922 году зародилось пионерское движение, которое многое переняло от скаутинга [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. В Москве появились первые отряды юных пионеров, и в мае зажегся первый пионерский костер в Сокольниках [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. В 1924 году организация была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. В 1934 году дружины пионеров были переведены в школы, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. | ||
=== Постсоветское развитие === | === Постсоветское развитие === | ||
После 1991 года число детских организаций выросло в сотни раз, но общая численность детей, участников и членов общественных объединений сократилась многократно [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[ | После 1991 года число детских организаций выросло в сотни раз, но общая численность детей, участников и членов общественных объединений сократилась многократно [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. В 1993 году Министерство образования России на коллегии «О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации» определило стратегию своей деятельности применительно к взаимодействию органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими организациями, где были узаконены договорные (партнёрские) отношения с детскими объединениями [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. | ||
=== Современный этап === | === Современный этап === | ||
| Строка 25: | Строка 25: | ||
Деятельность детских общественных объединений в России регулируется рядом федеральных законов и стратегических документов: | Деятельность детских общественных объединений в России регулируется рядом федеральных законов и стратегических документов: | ||
* '''Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"''' — определяет общие правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации общественных объединений. Согласно закону, членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет [https://www. | * '''Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"''' — определяет общие правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации общественных объединений [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Согласно закону, членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Учредителями могут выступать граждане, достигшие 18 лет [https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/pril3.pdf <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
* '''Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"''' — устанавливает основы государственной поддержки, включая предоставление субсидий, налоговых льгот, социального заказа на выполнение работ и услуг, а также предоставление помещений и оборудования. Закон неоднократно совершенствовался: изменения и дополнения вносились 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 июля 2011 г., 5 апреля 2013 г., 28 декабря 2016 г. [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[ | * '''Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"''' — устанавливает основы государственной поддержки, включая предоставление субсидий, налоговых льгот, социального заказа на выполнение работ и услуг, а также предоставление помещений и оборудования [https://base.garant.ru/103544/ <nowiki>[8]</nowiki>]. Закон неоднократно совершенствовался: изменения и дополнения вносились 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 июля 2011 г., 5 апреля 2013 г., 28 декабря 2016 г. [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. | ||
* '''Федеральный закон от 14.07.2022 N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи"''' — учредил Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых» с целью содействия воспитанию, организации досуга и созданию возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | * '''Федеральный закон от 14.07.2022 N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи"''' — учредил Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых» с целью содействия воспитанию, организации досуга и созданию возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
* '''Национальный проект "Образование"''' — в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» предусматривает создание условий для развития добровольчества, поддержки общественных инициатив и вовлечения детей и молодежи в социально активную деятельность [https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/pril3.pdf <nowiki>[ | * '''Национальный проект "Образование"''' — в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» предусматривает создание условий для развития добровольчества, поддержки общественных инициатив и вовлечения детей и молодежи в социально активную деятельность [https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/pril3.pdf <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
* '''Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года''' — определяет развитие детских общественных объединений как один из ключевых механизмов воспитания подрастающего поколения [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56932009/ <nowiki>[ | * '''Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года''' — определяет развитие детских общественных объединений как один из ключевых механизмов воспитания подрастающего поколения [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56932009/ <nowiki>[9]</nowiki>]. | ||
== Организации поддержки и структура == | == Организации поддержки и структура == | ||
| Строка 35: | Строка 35: | ||
=== «Движение Первых» === | === «Движение Первых» === | ||
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи '''«Движение Первых»''' было создано 20 июля 2022 года для консолидации усилий государства и общества в воспитании подрастающего поколения [https://school342spb.ru/detskie-obshchestvennye-obedineniya <nowiki>[ | Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи '''«Движение Первых»''' было создано 20 июля 2022 года для консолидации усилий государства и общества в воспитании подрастающего поколения [https://school342spb.ru/detskie-obshchestvennye-obedineniya <nowiki>[4]</nowiki>]. Движение призвано сплотить все существующие детские организации страны и предоставить каждому ребенку возможности для самореализации [https://sc539.kirov.spb.ru/vospitatelnaya-rabota/rddm-dvizhenie-pervykh <nowiki>[10]</nowiki>]. | ||
'''Основные направления деятельности «Движения Первых»''': | '''Основные направления деятельности «Движения Первых»''': | ||
| Строка 44: | Строка 44: | ||
* Волонтерство и добровольчество («Благо твори!») | * Волонтерство и добровольчество («Благо твори!») | ||
* Патриотизм и историческая память («Служи Отечеству!») | * Патриотизм и историческая память («Служи Отечеству!») | ||
* Спорт | * Спорт («Достигай и побеждай!») | ||
* Здоровый образ жизни («Будь здоров!») | |||
* Медиа и коммуникации («Расскажи о главном!») | * Медиа и коммуникации («Расскажи о главном!») | ||
* Экология и охрана природы («Береги планету!») | * Экология и охрана природы («Береги планету!») | ||
* Туризм и путешествия («Открывай страну!») [https:// | * Туризм и путешествия («Открывай страну!») [https://liczejelelista-r08.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/rossiyskoe-dvizhenie-detey-i-molodezhi-dvizhenie-pervyh/ <nowiki>[11]</nowiki>] | ||
На базе образовательных организаций создаются '''первичные отделения''' движения, которые координируют работу и реализуют проекты на школьном уровне [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | На базе образовательных организаций создаются '''первичные отделения''' движения, которые координируют работу и реализуют проекты на школьном уровне [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
| Строка 54: | Строка 55: | ||
В образовательных организациях действуют разнообразные детские объединения, которые могут как входить в структуру «Движения Первых», так и существовать самостоятельно. | В образовательных организациях действуют разнообразные детские объединения, которые могут как входить в структуру «Движения Первых», так и существовать самостоятельно. | ||
* '''«Орлята России»''' — программа для учащихся начальных классов (1-4 классы), направленная на развитие социальной активности, формирование ценностей патриотизма, семьи и дружбы. Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» [https://vk.com/@donschool97-detskie-obschestvennye-obedineniya <nowiki>[ | * '''«Орлята России»''' — всероссийская программа для учащихся начальных классов (1-4 классы), направленная на развитие социальной активности, формирование ценностей патриотизма, семьи и дружбы [https://irorb.ru/2025/05/08/zhizn-v-dvizhenii-detskie-obshhestvennye-organizaczii-regionalnyj-komponent/ <nowiki>[6]</nowiki>]. Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» [https://vk.com/@donschool97-detskie-obschestvennye-obedineniya <nowiki>[12]</nowiki>]. Программа включает 7 треков: Орлёнок-Эрудит, Орлёнок-Хранитель исторической памяти, Орлёнок-Мастер, Орлёнок-Лидер, Орлёнок-Спортсмен, Орлёнок-Доброволец, Орлёнок-Эколог [https://vk.com/@donschool97-detskie-obschestvennye-obedineniya <nowiki>[12]</nowiki>]. Самые активные ребята становятся участниками смены «Содружество Орлят России», которая проводится в регионах и во всероссийских детских центрах ВДЦ «Орлёнок» и ВДЦ «Океан» [https://vk.com/@donschool97-detskie-obschestvennye-obedineniya <nowiki>[12]</nowiki>]. По состоянию на 2025 год по программе «Орлята России» обучаются более трех тысяч детей [https://irorb.ru/2025/05/08/zhizn-v-dvizhenii-detskie-obshhestvennye-organizaczii-regionalnyj-komponent/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | ||
* '''«Юнармия»''' — Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение, созданное в | * '''«Юнармия»''' — Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение, созданное в октябре 2015 года по инициативе министра обороны России Сергея Шойгу [https://irorb.ru/2025/05/08/zhizn-v-dvizhenii-detskie-obshhestvennye-organizaczii-regionalnyj-komponent/ <nowiki>[6]</nowiki>]. Целью организации является воспитание патриотизма, уважения к истории и Вооруженным Силам России [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. | ||
* '''Отряды Юных инспекторов движения (ЮИД)''' — объединения, созданные для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганды безопасного поведения на дорогах [https://school342spb.ru/detskie-obshchestvennye-obedineniya <nowiki>[ | * '''Отряды Юных инспекторов движения (ЮИД)''' — объединения, созданные для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганды безопасного поведения на дорогах [https://school342spb.ru/detskie-obshchestvennye-obedineniya <nowiki>[4]</nowiki>] [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
* '''Дружины «Юных пожарных»''' — занимаются популяризацией знаний в области пожарной безопасности, гражданской обороны и развитием навыков безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | * '''Дружины «Юных пожарных»''' — занимаются популяризацией знаний в области пожарной безопасности, гражданской обороны и развитием навыков безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
* '''Добровольческие (волонтерские) отряды''' — организуют и проводят социальные акции, оказывают помощь нуждающимся, занимаются экологическими проектами и благоустройством [https://school342spb.ru/detskie-obshchestvennye-obedineniya <nowiki>[ | * '''Добровольческие (волонтерские) отряды''' — организуют и проводят социальные акции, оказывают помощь нуждающимся, занимаются экологическими проектами и благоустройством [https://school342spb.ru/detskie-obshchestvennye-obedineniya <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
* '''Клубы юных друзей правопорядка (КЮДП)''' — создаются для популяризации правовых знаний и профилактики правонарушений в подростковой среде [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | * '''Клубы юных друзей правопорядка (КЮДП)''' — создаются для популяризации правовых знаний и профилактики правонарушений в подростковой среде [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
* '''Экологические отряды, школьные медиацентры, театральные студии, туристические и патриотические клубы''' — объединения, созданные на основе общих интересов детей в различных сферах [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | * '''Экологические отряды, школьные медиацентры, театральные студии, туристические и патриотические клубы''' — объединения, созданные на основе общих интересов детей в различных сферах [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
=== Органы ученического самоуправления === | === Органы ученического самоуправления === | ||
Детские общественные объединения тесно связаны с '''ученическим самоуправлением''' (например, Совет старшеклассников), но не тождественны ему. Если самоуправление направлено в первую очередь на участие школьников в управлении образовательной организацией, то общественные объединения ориентированы на реализацию социальных инициатив и совместную деятельность на основе общих интересов [https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/pril3.pdf <nowiki>[ | Детские общественные объединения тесно связаны с '''ученическим самоуправлением''' (например, Совет старшеклассников), но не тождественны ему [https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/pril3.pdf <nowiki>[3]</nowiki>]. Если самоуправление направлено в первую очередь на участие школьников в управлении образовательной организацией, то общественные объединения ориентированы на реализацию социальных инициатив и совместную деятельность на основе общих интересов [https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/pril3.pdf <nowiki>[3]</nowiki>] [https://school342spb.ru/detskie-obshchestvennye-obedineniya <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
== Социальная политика и меры поддержки == | == Социальная политика и меры поддержки == | ||
| Строка 69: | Строка 70: | ||
=== Государственная поддержка === | === Государственная поддержка === | ||
* '''Финансовая поддержка''': Предоставление субсидий и грантов из федерального и региональных бюджетов на реализацию социально значимых проектов. Федеральное агентство по делам молодёжи Росмолодёжь реализует грантовую программу с фондом в 2,5 млрд рублей, ежегодно поддерживается более 3200 молодежных инициатив, в которых участвуют более 50 000 человек [https://fadm.gov.ru/directions/grant/ <nowiki>[ | * '''Финансовая поддержка''': Предоставление субсидий и грантов из федерального и региональных бюджетов на реализацию социально значимых проектов [https://base.garant.ru/103544/ <nowiki>[8]</nowiki>]. Федеральное агентство по делам молодёжи Росмолодёжь реализует грантовую программу с фондом в 2,5 млрд рублей, ежегодно поддерживается более 3200 молодежных инициатив, в которых участвуют более 50 000 человек [https://fadm.gov.ru/directions/grant/ <nowiki>[13]</nowiki>]. Также поддержку оказывает Фонд президентских грантов [https://fadm.gov.ru/directions/grant/ <nowiki>[13]</nowiki>]. | ||
* '''Федеральный реестр''': На официальном сайте Росмолодёжи опубликован Федеральный реестр молодёжных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[ | * '''Федеральный реестр''': На официальном сайте Росмолодёжи опубликован Федеральный реестр молодёжных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. Включение организации в реестр осуществляется на официальном портале государственных услуг Российской Федерации [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. | ||
* '''Организационно-методическая поддержка''': Министерство просвещения РФ и региональные органы управления образованием разрабатывают методические рекомендации, программы и модули для деятельности объединений [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56932009/ <nowiki>[ | * '''Организационно-методическая поддержка''': Министерство просвещения РФ и региональные органы управления образованием разрабатывают методические рекомендации, программы и модули для деятельности объединений [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56932009/ <nowiki>[9]</nowiki>]. В школах с 1 сентября 2023 года введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями [https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-02112024-n-ab-330306-o-dolzhnostnykh/ <nowiki>[14]</nowiki>]. | ||
* '''Инфраструктурная поддержка''': Государство содействует предоставлению помещений, оборудования и доступа к информационным ресурсам для нужд объединений [https://base.garant.ru/103544/ <nowiki>[ | * '''Инфраструктурная поддержка''': Государство содействует предоставлению помещений, оборудования и доступа к информационным ресурсам для нужд объединений [https://base.garant.ru/103544/ <nowiki>[8]</nowiki>]. Детским организациям предоставляется право пользования на договорной основе помещениями школ, учреждений дополнительного образования детей, клубов, дворцов и домов культуры, спортивных и иных сооружений бесплатно или на льготных условиях [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. | ||
* '''Поддержка одаренных детей''': Создана сеть региональных центров по выявлению и поддержке одаренных детей по модели образовательного центра «Сириус». Эти центры активно сотрудничают со школьными объединениями, вовлекая их участников в свои образовательные программы [https://sochisirius.ru/regions-centers <nowiki>[ | * '''Поддержка одаренных детей''': Создана сеть региональных центров по выявлению и поддержке одаренных детей по модели образовательного центра «Сириус» [https://sochisirius.ru/regions-centers <nowiki>[15]</nowiki>]. Эти центры активно сотрудничают со школьными объединениями, вовлекая их участников в свои образовательные программы [https://sochisirius.ru/regions-centers <nowiki>[15]</nowiki>]. | ||
=== Советник директора по воспитанию === | === Советник директора по воспитанию === | ||
С 1 сентября 2023 года во всех школах России по инициативе Министерства просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» введена должность '''советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями''' [https://vk.com/@school1358moscow-chem-zanimautsya-sovetniki-direktora-po-vospitaniu <nowiki>[ | С 1 сентября 2023 года во всех школах России по инициативе Министерства просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» введена должность '''советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями''' [https://vk.com/@school1358moscow-chem-zanimautsya-sovetniki-direktora-po-vospitaniu <nowiki>[16]</nowiki>]. Советники участвуют в стратегическом планировании развития воспитательной деятельности в образовательной организации, вовлекают обучающихся в общественно значимые проекты и в иную внеучебную деятельность [https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-02112024-n-ab-330306-o-dolzhnostnykh/ <nowiki>[14]</nowiki>]. Особая роль отведена взаимодействию с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение Первых» [https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-02112024-n-ab-330306-o-dolzhnostnykh/ <nowiki>[14]</nowiki>]. Каждый специалист является финалистом конкурса «Навигаторы детства» и наставником, который поддерживает и развивает идеи детей [https://vk.com/@school1358moscow-chem-zanimautsya-sovetniki-direktora-po-vospitaniu <nowiki>[16]</nowiki>]. | ||
== Программы и мероприятия == | == Программы и мероприятия == | ||
| Строка 83: | Строка 84: | ||
* '''Патриотические акции''': Участие в «Днях единых действий», посвященных государственным праздникам: День знаний, День народного единства, День Героев Отечества, День защитника Отечества, День Победы и др. [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | * '''Патриотические акции''': Участие в «Днях единых действий», посвященных государственным праздникам: День знаний, День народного единства, День Героев Отечества, День защитника Отечества, День Победы и др. [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
* '''Общественно полезная деятельность''': Организация помощи пожилым людям, ветеранам; сотрудничество с социальными учреждениями; благоустройство школьной и прилегающей территории; проведение экологических субботников [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | * '''Общественно полезная деятельность''': Организация помощи пожилым людям, ветеранам; сотрудничество с социальными учреждениями; благоустройство школьной и прилегающей территории; проведение экологических субботников [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
* '''Профориентационные проекты''': Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, участие в проектах ранней профориентации, таких как «Билет в будущее» [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56932009/ <nowiki>[ | * '''Профориентационные проекты''': Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, участие в проектах ранней профориентации, таких как «Билет в будущее» [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56932009/ <nowiki>[9]</nowiki>]. | ||
* '''Творческие и интеллектуальные конкурсы''': Участие во всероссийских конкурсах «Большая перемена», олимпиадах и фестивалях [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56932009/ <nowiki>[ | * '''Творческие и интеллектуальные конкурсы''': Участие во всероссийских конкурсах «Большая перемена», олимпиадах и фестивалях [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56932009/ <nowiki>[9]</nowiki>]. | ||
* '''Спортивные мероприятия''': Организация и участие в школьных, муниципальных и всероссийских спортивных соревнованиях, например, «Президентские состязания» [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56932009/ <nowiki>[ | * '''Спортивные мероприятия''': Организация и участие в школьных, муниципальных и всероссийских спортивных соревнованиях, например, «Президентские состязания» [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56932009/ <nowiki>[9]</nowiki>]. | ||
* '''Социальное проектирование''': Разработка и реализация социальных проектов на уровне школы, района или региона, направленных на решение актуальных проблем местного сообщества [https://ddutvyborg.spb.ru/about/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%9E%D0%AD%D0%A0%20(%D0%B2).pdf <nowiki>[ | * '''Социальное проектирование''': Разработка и реализация социальных проектов на уровне школы, района или региона, направленных на решение актуальных проблем местного сообщества [https://ddutvyborg.spb.ru/about/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%9E%D0%AD%D0%A0%20(%D0%B2).pdf <nowiki>[17]</nowiki>]. | ||
== Исследования и аналитика == | == Исследования и аналитика == | ||
Проблематика деятельности детских общественных объединений является предметом научных исследований в области педагогики и социологии. Ученые изучают уровень вовлеченности школьников в деятельность организаций, их мотивацию и влияние этой деятельности на социальное становление личности [https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-urovnya-privlechennosti-obuchayuschihsya-v-deyatelnost-detskih-obschestvennyh-organizatsiy <nowiki>[ | Проблематика деятельности детских общественных объединений является предметом научных исследований в области педагогики и социологии. Ученые изучают уровень вовлеченности школьников в деятельность организаций, их мотивацию и влияние этой деятельности на социальное становление личности [https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-urovnya-privlechennosti-obuchayuschihsya-v-deyatelnost-detskih-obschestvennyh-organizatsiy <nowiki>[18]</nowiki>]. Отмечается, что несмотря на рост числа объединений, именно школьные организации обладают наибольшим потенциалом для гражданского образования и социализации детей, особенно в сельской местности [https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/pril3.pdf <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
Студенты, активно сочетающие учебу с членством в общественных объединениях, имеют большие шансы в профессиональной деятельности стать эффективными лидерами и руководителями [https://s.vaael.ru/pdf/2022/9-1/2392.pdf <nowiki>[ | Студенты, активно сочетающие учебу с членством в общественных объединениях, имеют большие шансы в профессиональной деятельности стать эффективными лидерами и руководителями [https://s.vaael.ru/pdf/2022/9-1/2392.pdf <nowiki>[19]</nowiki>]. Студенческое лидерство выполняет функции объединения студентов, защиты их интересов, поддержки студенческих инициатив, координации интересов, формирования общих целей и ценностей [https://s.vaael.ru/pdf/2022/9-1/2392.pdf <nowiki>[19]</nowiki>]. | ||
== Проблемы и перспективы развития == | == Проблемы и перспективы развития == | ||
| Строка 97: | Строка 98: | ||
=== Основные проблемы === | === Основные проблемы === | ||
По результатам парламентских слушаний, проведенных в 2009 году, были выявлены следующие проблемы: состояние материальной базы, отсутствие постоянных источников финансирования, низкий уровень взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления [http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29660/ <nowiki>[ | По результатам парламентских слушаний, проведенных в 2009 году, были выявлены следующие проблемы: состояние материальной базы, отсутствие постоянных источников финансирования, низкий уровень взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления [http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29660/ <nowiki>[20]</nowiki>]. Характеристикой современного детского движения является его невостребованность в должной мере социально-педагогического потенциала общественных объединений значительной частью общества и государства [http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29660/ <nowiki>[20]</nowiki>]. Также отмечается неравномерное распределение детских объединений по стране: большая часть сосредоточена в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Омске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове [https://studfile.net/preview/1728919/page:3/ <nowiki>[21]</nowiki>]. | ||
=== Перспективы развития === | === Перспективы развития === | ||
Комплексное решение проблем должно быть направлено на формирование модели детского движения, функционирующего на принципах самоорганизации, социального партнерства и государственной поддержки [http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29660/ <nowiki>[ | Комплексное решение проблем должно быть направлено на формирование модели детского движения, функционирующего на принципах самоорганизации, социального партнерства и государственной поддержки [http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29660/ <nowiki>[20]</nowiki>]. Создание национального проекта «Молодежь и дети», в состав которого войдут девять федеральных проектов, позволит объединить все меры поддержки детей и молодежи и скоординировать работу различных ведомств [https://edu.gov.ru/press/8678/v-sostav-nacproekta-molodezh-i-deti-voydut-devyat-federalnyh-proektov/ <nowiki>[22]</nowiki>]. Важным направлением является развитие кадрового потенциала общественных объединений детей, разработка системы подготовки и повышения квалификации вожатых, педагогов-организаторов и советников директоров по воспитанию [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56932009/ <nowiki>[9]</nowiki>]. | ||
== Крупнейшие региональные организации == | == Крупнейшие региональные организации == | ||
Помимо общероссийских движений, в России функционируют крупные региональные детские общественные объединения: | Помимо общероссийских движений, в России функционируют крупные региональные детские общественные объединения: | ||
* '''СПО-ФДО «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций»''' — создан в 1990 году, является правопреемником пионерского движения | * '''СПО-ФДО «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций»''' — создан в 1990 году, является правопреемником пионерского движения [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. По данным на середину 2007 года членами организаций, входящих в СПО-ФДО, было более 4,5 млн человек [https://studfile.net/preview/1728919/page:3/ <nowiki>[21]</nowiki>]. | ||
* '''Ростовская региональная детско-молодёжная общественная организация «Содружество детей и молодёжи Дона»''' — правопреемник Донского пионерского движения | * '''Ростовская региональная детско-молодёжная общественная организация «Содружество детей и молодёжи Дона»''' — правопреемник Донского пионерского движения [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. По данным на май 2017 года членами организации являются 56 структурных подразделений из городов и районов Ростовской области, общая численность — 85 тысяч человек [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[5]</nowiki>]. | ||
* '''Общероссийская детская общественная организация «Малая академия наук «Интеллект будущего»''' — создана в 1995 году, имеет отделения в 57 субъектах РФ [https://studfile.net/preview/1728919/page:3/ <nowiki>[21]</nowiki>]. Количество участников образовательных проектов, реализуемых МАН — более 100 тысяч в год [https://studfile.net/preview/1728919/page:3/ <nowiki>[21]</nowiki>]. | |||
* '''РДОО «Пионеры Башкортостана»''' — добровольная, самостоятельная, общественная, некоммерческая, детская организация, основанная 12 сентября 1990 года [https://irorb.ru/2025/05/08/zhizn-v-dvizhenii-detskie-obshhestvennye-organizaczii-regionalnyj-komponent/ <nowiki>[6]</nowiki>]. Символом организации является Золотая Пчёлка — образец пользы, трудолюбия, самоорганизованности [https://irorb.ru/2025/05/08/zhizn-v-dvizhenii-detskie-obshhestvennye-organizaczii-regionalnyj-komponent/ <nowiki>[6]</nowiki>]. Сегодня в Республике Башкортостан более 200000 ребят пионеров [https://irorb.ru/2025/05/08/zhizn-v-dvizhenii-detskie-obshhestvennye-organizaczii-regionalnyj-komponent/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | |||
* '''Региональное общественное молодежное добровольческое движение «Вместе» Республики Башкортостан''' — создано 17 марта 2005 года для развития добровольчества, информационного обеспечения и пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи [https://irorb.ru/2025/05/08/zhizn-v-dvizhenii-detskie-obshhestvennye-organizaczii-regionalnyj-komponent/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | |||
== Интересные факты == | |||
* В Республике Башкортостан открылись 62 Центра Российского движения детей и молодежи (РДДМ РБ), более 1500 первичных отделений в образовательных организациях, объектах социальной сферы, здравоохранения, спорта с охватом 113430 человек [https://irorb.ru/2025/05/08/zhizn-v-dvizhenii-detskie-obshhestvennye-organizaczii-regionalnyj-komponent/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | |||
* Проект «Орлята России» был создан в 2021 году по инициативе Министра просвещения РФ Сергея Кравцова [https://irorb.ru/2025/05/08/zhizn-v-dvizhenii-detskie-obshhestvennye-organizaczii-regionalnyj-komponent/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | |||
* На I Съезде Российского движения детей и молодежи делегаты от 89 региональных отделений Движения утвердили миссию, ценности и 12 основных направлений деятельности [https://liczejelelista-r08.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/rossiyskoe-dvizhenie-detey-i-molodezhi-dvizhenie-pervyh/ <nowiki>[11]</nowiki>]. | |||
* Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что благодаря заинтересованности и неформальному отношению к делу участников организации, каждый ребенок может найти занятие по душе и проявить свой талант [https://irorb.ru/2025/05/08/zhizn-v-dvizhenii-detskie-obshhestvennye-organizaczii-regionalnyj-komponent/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | |||
== См. также == | == См. также == | ||
| Строка 116: | Строка 125: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[1] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ Федеральный закон "Об общественных объединениях" N 82-ФЗ] | [1] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ Федеральный закон "Об общественных объединениях" N 82-ФЗ от 19.05.1995] | ||
[2] [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ Модуль "Детские общественные объединения" на сайте ГБОУ гимназии № 528] | [2] [https://gymn528.ru/information-about-the-educational-organization/4-obrazovanie/vospitatelnaya-deyatelnost/modul-detskie-obshhestvennye-obedineniya/ Модуль "Детские общественные объединения" на сайте ГБОУ гимназии № 528] | ||
[3] [https:// | [3] [https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/pril3.pdf Деятельность детских общественных объединений в современных условиях] | ||
[4] [https:// | [4] [https://school342spb.ru/detskie-obshchestvennye-obedineniya Детские общественные объединения на сайте ГБОУ СОШ № 342 Санкт-Петербурга] | ||
[5] [https:// | [5] [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 Детское общественное объединение - Википедия] | ||
[6] [https://ru | [6] [https://irorb.ru/2025/05/08/zhizn-v-dvizhenii-detskie-obshhestvennye-organizaczii-regionalnyj-komponent/ Жизнь в движении. Детские общественные организации - Институт развития образования Республики Башкортостан] | ||
[7] [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 Российское движение школьников - Википедия] | [7] [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 Российское движение школьников - Википедия] | ||
[8] [https://vk.com/@donschool97-detskie-obschestvennye-obedineniya Детские общественные объединения 2023] | [8] [https://base.garant.ru/103544/ Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"] | ||
[9] [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56932009/ Методические рекомендации по реализации основных направлений молодежной политики в Российской Федерации] | |||
[10] [https://sc539.kirov.spb.ru/vospitatelnaya-rabota/rddm-dvizhenie-pervykh РДДМ "Движение первых" - ГБОУ СОШ № 539] | |||
[11] [https://liczejelelista-r08.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/rossiyskoe-dvizhenie-detey-i-molodezhi-dvizhenie-pervyh/ Российское движение детей и молодежи "Движение Первых"] | |||
[12] [https://vk.com/@donschool97-detskie-obschestvennye-obedineniya Детские общественные объединения 2023] | |||
[13] [https://fadm.gov.ru/directions/grant/ Росмолодёжь.Гранты - официальный сайт Федерального агентства по делам молодёжи] | |||
[ | [14] [https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-02112024-n-ab-330306-o-dolzhnostnykh/ Письмо Минпросвещения России от 02.11.2024 N АБ-3303/06 "О должностных инструкциях советников директора по воспитанию"] | ||
[ | [15] [https://sochisirius.ru/regions-centers Региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи] | ||
[ | [16] [https://vk.com/@school1358moscow-chem-zanimautsya-sovetniki-direktora-po-vospitaniu Чем занимаются Советники директора по воспитанию?] | ||
[ | [17] [https://ddutvyborg.spb.ru/about/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%9E%D0%AD%D0%A0%20(%D0%B2).pdf Социальное проектирование - пакет разработок] | ||
[ | [18] [https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-urovnya-privlechennosti-obuchayuschihsya-v-deyatelnost-detskih-obschestvennyh-organizatsiy Исследование уровня привлеченности обучающихся в деятельность детских общественных организаций] | ||
[ | [19] [https://s.vaael.ru/pdf/2022/9-1/2392.pdf THE ROLE OF YOUTH PUBLIC ASSOCIATIONS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE FORMATION OF MODERN LEADERS AND MANAGERS] | ||
[ | [20] [http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29660/ О перспективах развития детского общественного движения в Российской Федерации - парламентские слушания Совета Федерации] | ||
[ | [21] [https://studfile.net/preview/1728919/page:3/ Крупнейшие детские общественные объединения России] | ||
[ | [22] [https://edu.gov.ru/press/8678/v-sostav-nacproekta-molodezh-i-deti-voydut-devyat-federalnyh-proektov/ В состав нацпроекта «Молодежь и дети» войдут девять федеральных проектов - Министерство просвещения РФ] | ||
[[Категория:НКО и общественные организации]] | [[Категория:НКО и общественные организации]] | ||
[[Категория:Образовательные программы]] | [[Категория:Образовательные программы]] | ||
``` | ``` | ||
Текущая версия от 15:14, 19 ноября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ на основе открытых источников, ожидает проверку экспертного сообщества. |

Детские общественные объединения в образовательных организациях — это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, которые объединились на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе, основными участниками которого являются граждане, достигшие 8 лет [1]. Такие объединения играют ключевую роль в системе воспитания и социализации школьников в России, предоставляя им возможности для самореализации, развития лидерских качеств, получения социально значимого опыта и формирования гражданской позиции [2].
Деятельность таких объединений в школах является важным элементом реализации государственной молодежной политики и национального проекта «Образование» [3]. С созданием в 2022 году Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» был задан новый вектор развития, направленный на консолидацию и сплочение всех существующих детских организаций и движений в стране [4]. По оценкам исследователей, в настоящее время лишь от 5 до 10 процентов детей школьного возраста являются членами или участниками детских общественных объединений, что требует дальнейшего развития и совершенствования работы в этой сфере [5]. В 2025 году в образовательных организациях Российской Федерации функционирует более 1500 первичных отделений Российского движения детей и молодежи с охватом более 113 тысяч человек [6].
Историческая справка
Дореволюционный период
Первые организации для детей и юношества появились в России в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, «Майские союзы» (движение по защите животных и птиц), «Артели тружениц», товарищества, летние площадки [5]. Первым массовым детским движением в России стало движение скаутов, появившееся в 1909 году, когда капитан О. И. Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков [5]. К Октябрьской революции 1917 года в 143 городах России насчитывалось 50 тысяч скаутов [5].
Советский период
После 1917 года скаутское движение было запрещено, а в 1922 году зародилось пионерское движение, которое многое переняло от скаутинга [5]. В Москве появились первые отряды юных пионеров, и в мае зажегся первый пионерский костер в Сокольниках [5]. В 1924 году организация была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина [5]. В 1934 году дружины пионеров были переведены в школы, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины [5].
Постсоветское развитие
После 1991 года число детских организаций выросло в сотни раз, но общая численность детей, участников и членов общественных объединений сократилась многократно [5]. В 1993 году Министерство образования России на коллегии «О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации» определило стратегию своей деятельности применительно к взаимодействию органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими организациями, где были узаконены договорные (партнёрские) отношения с детскими объединениями [5].
Современный этап
29 октября 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ № 536 о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ) [7]. Целью организации декларировалось совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей [7]. 18 декабря 2022 года на VI съезде РДШ было реорганизовано в Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых» [7].
Законодательная база
Деятельность детских общественных объединений в России регулируется рядом федеральных законов и стратегических документов:
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" — определяет общие правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации общественных объединений [1]. Согласно закону, членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет [1]. Учредителями могут выступать граждане, достигшие 18 лет [3].
- Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" — устанавливает основы государственной поддержки, включая предоставление субсидий, налоговых льгот, социального заказа на выполнение работ и услуг, а также предоставление помещений и оборудования [8]. Закон неоднократно совершенствовался: изменения и дополнения вносились 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 июля 2011 г., 5 апреля 2013 г., 28 декабря 2016 г. [5].
- Федеральный закон от 14.07.2022 N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи" — учредил Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых» с целью содействия воспитанию, организации досуга и созданию возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи [2].
- Национальный проект "Образование" — в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» предусматривает создание условий для развития добровольчества, поддержки общественных инициатив и вовлечения детей и молодежи в социально активную деятельность [3].
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года — определяет развитие детских общественных объединений как один из ключевых механизмов воспитания подрастающего поколения [9].
Организации поддержки и структура
Система детских общественных объединений в образовательных организациях имеет многоуровневую структуру, во главе которой стоит общероссийское движение, а на местах действуют первичные отделения и разнообразные клубы по интересам.
«Движение Первых»
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых» было создано 20 июля 2022 года для консолидации усилий государства и общества в воспитании подрастающего поколения [4]. Движение призвано сплотить все существующие детские организации страны и предоставить каждому ребенку возможности для самореализации [10].
Основные направления деятельности «Движения Первых»:
- Образование и знания («Учись и познавай!»)
- Наука и технологии («Дерзай и открывай!»)
- Труд, профессия и своё дело («Найди призвание!»)
- Культура и искусство («Создавай и вдохновляй!»)
- Волонтерство и добровольчество («Благо твори!»)
- Патриотизм и историческая память («Служи Отечеству!»)
- Спорт («Достигай и побеждай!»)
- Здоровый образ жизни («Будь здоров!»)
- Медиа и коммуникации («Расскажи о главном!»)
- Экология и охрана природы («Береги планету!»)
- Туризм и путешествия («Открывай страну!») [11]
На базе образовательных организаций создаются первичные отделения движения, которые координируют работу и реализуют проекты на школьном уровне [2].
Типология школьных объединений
В образовательных организациях действуют разнообразные детские объединения, которые могут как входить в структуру «Движения Первых», так и существовать самостоятельно.
- «Орлята России» — всероссийская программа для учащихся начальных классов (1-4 классы), направленная на развитие социальной активности, формирование ценностей патриотизма, семьи и дружбы [6]. Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» [12]. Программа включает 7 треков: Орлёнок-Эрудит, Орлёнок-Хранитель исторической памяти, Орлёнок-Мастер, Орлёнок-Лидер, Орлёнок-Спортсмен, Орлёнок-Доброволец, Орлёнок-Эколог [12]. Самые активные ребята становятся участниками смены «Содружество Орлят России», которая проводится в регионах и во всероссийских детских центрах ВДЦ «Орлёнок» и ВДЦ «Океан» [12]. По состоянию на 2025 год по программе «Орлята России» обучаются более трех тысяч детей [6].
- «Юнармия» — Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение, созданное в октябре 2015 года по инициативе министра обороны России Сергея Шойгу [6]. Целью организации является воспитание патриотизма, уважения к истории и Вооруженным Силам России [5].
- Отряды Юных инспекторов движения (ЮИД) — объединения, созданные для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганды безопасного поведения на дорогах [4] [2].
- Дружины «Юных пожарных» — занимаются популяризацией знаний в области пожарной безопасности, гражданской обороны и развитием навыков безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях [2].
- Добровольческие (волонтерские) отряды — организуют и проводят социальные акции, оказывают помощь нуждающимся, занимаются экологическими проектами и благоустройством [4].
- Клубы юных друзей правопорядка (КЮДП) — создаются для популяризации правовых знаний и профилактики правонарушений в подростковой среде [2].
- Экологические отряды, школьные медиацентры, театральные студии, туристические и патриотические клубы — объединения, созданные на основе общих интересов детей в различных сферах [2].
Органы ученического самоуправления
Детские общественные объединения тесно связаны с ученическим самоуправлением (например, Совет старшеклассников), но не тождественны ему [3]. Если самоуправление направлено в первую очередь на участие школьников в управлении образовательной организацией, то общественные объединения ориентированы на реализацию социальных инициатив и совместную деятельность на основе общих интересов [3] [4].
Социальная политика и меры поддержки
Государственная поддержка детских общественных объединений в России носит комплексный характер и осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Государственная поддержка
- Финансовая поддержка: Предоставление субсидий и грантов из федерального и региональных бюджетов на реализацию социально значимых проектов [8]. Федеральное агентство по делам молодёжи Росмолодёжь реализует грантовую программу с фондом в 2,5 млрд рублей, ежегодно поддерживается более 3200 молодежных инициатив, в которых участвуют более 50 000 человек [13]. Также поддержку оказывает Фонд президентских грантов [13].
- Федеральный реестр: На официальном сайте Росмолодёжи опубликован Федеральный реестр молодёжных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой [5]. Включение организации в реестр осуществляется на официальном портале государственных услуг Российской Федерации [5].
- Организационно-методическая поддержка: Министерство просвещения РФ и региональные органы управления образованием разрабатывают методические рекомендации, программы и модули для деятельности объединений [9]. В школах с 1 сентября 2023 года введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями [14].
- Инфраструктурная поддержка: Государство содействует предоставлению помещений, оборудования и доступа к информационным ресурсам для нужд объединений [8]. Детским организациям предоставляется право пользования на договорной основе помещениями школ, учреждений дополнительного образования детей, клубов, дворцов и домов культуры, спортивных и иных сооружений бесплатно или на льготных условиях [5].
- Поддержка одаренных детей: Создана сеть региональных центров по выявлению и поддержке одаренных детей по модели образовательного центра «Сириус» [15]. Эти центры активно сотрудничают со школьными объединениями, вовлекая их участников в свои образовательные программы [15].
Советник директора по воспитанию
С 1 сентября 2023 года во всех школах России по инициативе Министерства просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями [16]. Советники участвуют в стратегическом планировании развития воспитательной деятельности в образовательной организации, вовлекают обучающихся в общественно значимые проекты и в иную внеучебную деятельность [14]. Особая роль отведена взаимодействию с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение Первых» [14]. Каждый специалист является финалистом конкурса «Навигаторы детства» и наставником, который поддерживает и развивает идеи детей [16].
Программы и мероприятия
Детские общественные объединения организуют и участвуют в широком спектре мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.
- Патриотические акции: Участие в «Днях единых действий», посвященных государственным праздникам: День знаний, День народного единства, День Героев Отечества, День защитника Отечества, День Победы и др. [2].
- Общественно полезная деятельность: Организация помощи пожилым людям, ветеранам; сотрудничество с социальными учреждениями; благоустройство школьной и прилегающей территории; проведение экологических субботников [2].
- Профориентационные проекты: Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, участие в проектах ранней профориентации, таких как «Билет в будущее» [9].
- Творческие и интеллектуальные конкурсы: Участие во всероссийских конкурсах «Большая перемена», олимпиадах и фестивалях [9].
- Спортивные мероприятия: Организация и участие в школьных, муниципальных и всероссийских спортивных соревнованиях, например, «Президентские состязания» [9].
- Социальное проектирование: Разработка и реализация социальных проектов на уровне школы, района или региона, направленных на решение актуальных проблем местного сообщества [17].
Исследования и аналитика
Проблематика деятельности детских общественных объединений является предметом научных исследований в области педагогики и социологии. Ученые изучают уровень вовлеченности школьников в деятельность организаций, их мотивацию и влияние этой деятельности на социальное становление личности [18]. Отмечается, что несмотря на рост числа объединений, именно школьные организации обладают наибольшим потенциалом для гражданского образования и социализации детей, особенно в сельской местности [3].
Студенты, активно сочетающие учебу с членством в общественных объединениях, имеют большие шансы в профессиональной деятельности стать эффективными лидерами и руководителями [19]. Студенческое лидерство выполняет функции объединения студентов, защиты их интересов, поддержки студенческих инициатив, координации интересов, формирования общих целей и ценностей [19].
Проблемы и перспективы развития
Несмотря на активную государственную поддержку, детские общественные объединения в образовательных организациях сталкиваются с рядом проблем, требующих решения.
Основные проблемы
По результатам парламентских слушаний, проведенных в 2009 году, были выявлены следующие проблемы: состояние материальной базы, отсутствие постоянных источников финансирования, низкий уровень взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления [20]. Характеристикой современного детского движения является его невостребованность в должной мере социально-педагогического потенциала общественных объединений значительной частью общества и государства [20]. Также отмечается неравномерное распределение детских объединений по стране: большая часть сосредоточена в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Омске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове [21].
Перспективы развития
Комплексное решение проблем должно быть направлено на формирование модели детского движения, функционирующего на принципах самоорганизации, социального партнерства и государственной поддержки [20]. Создание национального проекта «Молодежь и дети», в состав которого войдут девять федеральных проектов, позволит объединить все меры поддержки детей и молодежи и скоординировать работу различных ведомств [22]. Важным направлением является развитие кадрового потенциала общественных объединений детей, разработка системы подготовки и повышения квалификации вожатых, педагогов-организаторов и советников директоров по воспитанию [9].
Крупнейшие региональные организации
Помимо общероссийских движений, в России функционируют крупные региональные детские общественные объединения:
- СПО-ФДО «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» — создан в 1990 году, является правопреемником пионерского движения [5]. По данным на середину 2007 года членами организаций, входящих в СПО-ФДО, было более 4,5 млн человек [21].
- Ростовская региональная детско-молодёжная общественная организация «Содружество детей и молодёжи Дона» — правопреемник Донского пионерского движения [5]. По данным на май 2017 года членами организации являются 56 структурных подразделений из городов и районов Ростовской области, общая численность — 85 тысяч человек [5].
- Общероссийская детская общественная организация «Малая академия наук «Интеллект будущего» — создана в 1995 году, имеет отделения в 57 субъектах РФ [21]. Количество участников образовательных проектов, реализуемых МАН — более 100 тысяч в год [21].
- РДОО «Пионеры Башкортостана» — добровольная, самостоятельная, общественная, некоммерческая, детская организация, основанная 12 сентября 1990 года [6]. Символом организации является Золотая Пчёлка — образец пользы, трудолюбия, самоорганизованности [6]. Сегодня в Республике Башкортостан более 200000 ребят пионеров [6].
- Региональное общественное молодежное добровольческое движение «Вместе» Республики Башкортостан — создано 17 марта 2005 года для развития добровольчества, информационного обеспечения и пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи [6].
Интересные факты
- В Республике Башкортостан открылись 62 Центра Российского движения детей и молодежи (РДДМ РБ), более 1500 первичных отделений в образовательных организациях, объектах социальной сферы, здравоохранения, спорта с охватом 113430 человек [6].
- Проект «Орлята России» был создан в 2021 году по инициативе Министра просвещения РФ Сергея Кравцова [6].
- На I Съезде Российского движения детей и молодежи делегаты от 89 региональных отделений Движения утвердили миссию, ценности и 12 основных направлений деятельности [11].
- Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что благодаря заинтересованности и неформальному отношению к делу участников организации, каждый ребенок может найти занятие по душе и проявить свой талант [6].
См. также
- Школьные советы самоуправления
- Студенческие советы образовательных организаций
- Органы молодёжного самоуправления
- Национальный совет молодёжных и детских объединений России
Ссылки
[1] Федеральный закон "Об общественных объединениях" N 82-ФЗ от 19.05.1995
[2] Модуль "Детские общественные объединения" на сайте ГБОУ гимназии № 528
[3] Деятельность детских общественных объединений в современных условиях
[4] Детские общественные объединения на сайте ГБОУ СОШ № 342 Санкт-Петербурга
[5] Детское общественное объединение - Википедия
[7] Российское движение школьников - Википедия
[10] РДДМ "Движение первых" - ГБОУ СОШ № 539
[11] Российское движение детей и молодежи "Движение Первых"
[12] Детские общественные объединения 2023
[13] Росмолодёжь.Гранты - официальный сайт Федерального агентства по делам молодёжи
[15] Региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
[16] Чем занимаются Советники директора по воспитанию?
[17] Социальное проектирование - пакет разработок
[18] Исследование уровня привлеченности обучающихся в деятельность детских общественных организаций