Научно-исследовательские центры изучения проблем молодёжи: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
| Строка 8: | Строка 8: | ||
Значимость таких центров обусловлена необходимостью формирования и реализации эффективной государственной [[молодёжная политика|молодёжной политики]], основанной на объективных данных и научных прогнозах. Результаты их исследований используются органами власти для разработки целевых программ, законодательных актов и мер поддержки, направленных на создание условий для успешной социализации и самореализации молодёжи. | Значимость таких центров обусловлена необходимостью формирования и реализации эффективной государственной [[молодёжная политика|молодёжной политики]], основанной на объективных данных и научных прогнозах. Результаты их исследований используются органами власти для разработки целевых программ, законодательных актов и мер поддержки, направленных на создание условий для успешной социализации и самореализации молодёжи. | ||
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», к молодёжи относятся лица в возрасте от 14 до 35 лет включительно. [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ <nowiki>[ | В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», к молодёжи относятся лица в возрасте от 14 до 35 лет включительно. [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ <nowiki>[2]</nowiki>] По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2023 года, в России проживало около 37,9 млн человек в этом возрасте, что составляет 25,9% от общей численности населения страны. [https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/28d/hyihn9b0mm2iafi1yfokx52xyn3us4ky.pdf <nowiki>[3]</nowiki>] Этот значительный демографический ресурс требует постоянного научного внимания для понимания происходящих в молодёжной среде процессов и своевременного реагирования на возникающие вызовы. | ||
== Законодательная база == | == Законодательная база == | ||
Научно-аналитическое обеспечение молодёжной политики является одним из её ключевых направлений, что закреплено в ряде нормативно-правовых актов. | Научно-аналитическое обеспечение молодёжной политики является одним из её ключевых направлений, что закреплено в ряде нормативно-правовых актов. | ||
* '''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»'''. Данный закон определяет цели, принципы и основные направления молодёжной политики. Статья 6 к основным направлениям относит «научно-методическое и кадровое обеспечение молодёжной политики». Закон закладывает основу для создания и функционирования инфраструктуры, включающей научные организации, для информационно-аналитической поддержки и оценки эффективности реализуемых мер. [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ <nowiki>[ | * '''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»'''. Данный закон определяет цели, принципы и основные направления молодёжной политики. Статья 6 к основным направлениям относит «научно-методическое и кадровое обеспечение молодёжной политики». Закон закладывает основу для создания и функционирования инфраструктуры, включающей научные организации, для информационно-аналитической поддержки и оценки эффективности реализуемых мер. [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ <nowiki>[2]</nowiki>] | ||
* '''Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»'''. Документ предусматривал развитие системы научно-исследовательского и аналитического сопровождения государственной молодёжной политики. Он ставил задачи по проведению регулярного мониторинга положения молодёжи, изучению её потребностей и ценностных ориентаций для последующей корректировки политического курса. | * '''Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»'''. Документ предусматривал развитие системы научно-исследовательского и аналитического сопровождения государственной молодёжной политики. Он ставил задачи по проведению регулярного мониторинга положения молодёжи, изучению её потребностей и ценностных ориентаций для последующей корректировки политического курса. | ||
* '''Стратегия реализации молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2030 года'''. Новая стратегия, пришедшая на смену «Основам до 2025 года», делает особый акцент на необходимости принятия управленческих решений на основе данных (data-driven policy). Она предполагает создание единой системы мониторинга и анализа социально-экономического положения молодёжи, её ценностей и жизненных траекторий, что напрямую связано с деятельностью научно-исследовательских центров. [https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/28d/hyihn9b0mm2iafi1yfokx52xyn3us4ky.pdf <nowiki>[ | * '''Стратегия реализации молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2030 года'''. Новая стратегия, пришедшая на смену «Основам до 2025 года», делает особый акцент на необходимости принятия управленческих решений на основе данных (data-driven policy). Она предполагает создание единой системы мониторинга и анализа социально-экономического положения молодёжи, её ценностей и жизненных траекторий, что напрямую связано с деятельностью научно-исследовательских центров. [https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/28d/hyihn9b0mm2iafi1yfokx52xyn3us4ky.pdf <nowiki>[3]</nowiki>] | ||
== Ключевые научно-исследовательские центры == | == Ключевые научно-исследовательские центры == | ||
| Строка 24: | Строка 24: | ||
=== Центр молодежных исследований (ЦМИ) НИУ ВШЭ === | === Центр молодежных исследований (ЦМИ) НИУ ВШЭ === | ||
Один из самых авторитетных и продуктивных центров в области социологии молодёжи в России. | Один из самых авторитетных и продуктивных центров в области социологии молодёжи в России. | ||
* '''История создания''': ЦМИ был основан в 2009 году как партнёрский проект [[Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»|НИУ ВШЭ (кампус в Санкт-Петербурге)]] и Научно-исследовательского центра «Регион» при Ульяновском государственном университете. [https://spb.hse.ru/soc/youth/15years/ <nowiki>[ | * '''История создания''': ЦМИ был основан в 2009 году как партнёрский проект [[Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»|НИУ ВШЭ (кампус в Санкт-Петербурге)]] и Научно-исследовательского центра «Регион» при Ульяновском государственном университете. [https://spb.hse.ru/soc/youth/15years/ <nowiki>[4]</nowiki>] | ||
* '''Руководство и команда''': Директором центра с момента его основания является доктор социологических наук, профессор '''Омельченко, Елена Леонидовна'''. В центре работают более 30 научных сотрудников. [https://spb.hse.ru/soc/youth/ <nowiki>[ | * '''Руководство и команда''': Директором центра с момента его основания является доктор социологических наук, профессор '''Омельченко, Елена Леонидовна'''. В центре работают более 30 научных сотрудников. [https://spb.hse.ru/soc/youth/ <nowiki>[5]</nowiki>] | ||
* '''Научные направления''': Деятельность центра носит междисциплинарный характер. Ключевые темы исследований: | * '''Научные направления''': Деятельность центра носит междисциплинарный характер. Ключевые темы исследований: | ||
** молодёжные культуры, субкультуры, солидарности и культурные сцены; | ** молодёжные культуры, субкультуры, солидарности и культурные сцены; | ||
| Строка 33: | Строка 33: | ||
** миграционные процессы и городские идентичности; | ** миграционные процессы и городские идентичности; | ||
** гендерные исследования, телесность и сексуальность. [https://spb.hse.ru/soc/youth/about <nowiki>[1]</nowiki>] | ** гендерные исследования, телесность и сексуальность. [https://spb.hse.ru/soc/youth/about <nowiki>[1]</nowiki>] | ||
* '''Методология''': ЦМИ известен своим фокусом на качественных методах исследования: глубинные и биографические интервью, включённое наблюдение, нарративный и визуальный анализ. Центр активно развивает концепции «молодёжных солидарностей» и «культурных сцен», отходя от классического субкультурного подхода. [https://spb.hse.ru/soc/youth/15years/ <nowiki>[ | * '''Методология''': ЦМИ известен своим фокусом на качественных методах исследования: глубинные и биографические интервью, включённое наблюдение, нарративный и визуальный анализ. Центр активно развивает концепции «молодёжных солидарностей» и «культурных сцен», отходя от классического субкультурного подхода. [https://spb.hse.ru/soc/youth/15years/ <nowiki>[4]</nowiki>] | ||
* '''Проекты и достижения''': За 15 лет ЦМИ реализовал более 40 фундаментальных и 30 прикладных исследовательских проектов, в том числе в составе международных консорциумов с партнёрами из 17 стран. Исследователи центра провели экспедиции в 29 городах России. Результаты работы представлены в многочисленных научных статьях, монографиях и социологических документальных фильмах. [https://spb.hse.ru/soc/youth/15years/ <nowiki>[ | * '''Проекты и достижения''': За 15 лет ЦМИ реализовал более 40 фундаментальных и 30 прикладных исследовательских проектов, в том числе в составе международных консорциумов с партнёрами из 17 стран. Исследователи центра провели экспедиции в 29 городах России. Результаты работы представлены в многочисленных научных статьях, монографиях и социологических документальных фильмах. [https://spb.hse.ru/soc/youth/15years/ <nowiki>[4]</nowiki>] | ||
=== Проектно-учебная лаборатория «Молодёжная политика» НИУ ВШЭ === | === Проектно-учебная лаборатория «Молодёжная политика» НИУ ВШЭ === | ||
Данная лаборатория была создана в мае 2022 года в рамках комплексного сотрудничества НИУ ВШЭ с Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Комитетом по молодёжной политике Государственной Думы и [[Росмолодежь|Росмолодёжью]]. [https://mollab.hse.ru/laboratory <nowiki>[ | Данная лаборатория была создана в мае 2022 года в рамках комплексного сотрудничества НИУ ВШЭ с Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Комитетом по молодёжной политике Государственной Думы и [[Росмолодежь|Росмолодёжью]]. [https://mollab.hse.ru/laboratory <nowiki>[6]</nowiki>] | ||
* '''Цель''': Формирование и трансляция методологии современной молодёжной политики, ориентированной на создание возможностей для самореализации молодых людей и их участия в развитии страны. | * '''Цель''': Формирование и трансляция методологии современной молодёжной политики, ориентированной на создание возможностей для самореализации молодых людей и их участия в развитии страны. | ||
| Строка 43: | Строка 43: | ||
** ''Проектная'': реализация всероссийских проектов, таких как «Открываем Россию заново» и «Обучение служением». | ** ''Проектная'': реализация всероссийских проектов, таких как «Открываем Россию заново» и «Обучение служением». | ||
** ''Научно-исследовательская'': проведение исследований по актуальным вопросам молодёжной политики. | ** ''Научно-исследовательская'': проведение исследований по актуальным вопросам молодёжной политики. | ||
** ''Экспертно-аналитическая'': подготовка аналитических материалов и рекомендаций для органов власти. [https://mollab.hse.ru/laboratory <nowiki>[ | ** ''Экспертно-аналитическая'': подготовка аналитических материалов и рекомендаций для органов власти. [https://mollab.hse.ru/laboratory <nowiki>[6]</nowiki>] | ||
=== Центр координации молодежной научной политики (ЦКМНП) МИСиС === | === Центр координации молодежной научной политики (ЦКМНП) МИСиС === | ||
Центр действует на базе Национального исследовательского технологического университета МИСиС. Его деятельность сфокусирована на вовлечении молодёжи в научную и технологическую сферы. [https://misis.ru/university/struktura-universiteta/centers/k3/ckmnp/ <nowiki>[ | Центр действует на базе Национального исследовательского технологического университета МИСиС. Его деятельность сфокусирована на вовлечении молодёжи в научную и технологическую сферы. [https://misis.ru/university/struktura-universiteta/centers/k3/ckmnp/ <nowiki>[7]</nowiki>] | ||
* '''Задачи Центра''': | * '''Задачи Центра''': | ||
| Строка 53: | Строка 53: | ||
** Разработка мер по вовлечению молодёжи в науку и её популяризации. | ** Разработка мер по вовлечению молодёжи в науку и её популяризации. | ||
** Взаимодействие с Координационным советом по делам молодёжи в научной и образовательной сферах при Президенте РФ. | ** Взаимодействие с Координационным советом по делам молодёжи в научной и образовательной сферах при Президенте РФ. | ||
** Формирование сообщества лидеров научно-технологического развития. [https://misis.ru/university/struktura-universiteta/centers/k3/ckmnp/ <nowiki>[ | ** Формирование сообщества лидеров научно-технологического развития. [https://misis.ru/university/struktura-universiteta/centers/k3/ckmnp/ <nowiki>[7]</nowiki>] | ||
=== Другие организации === | === Другие организации === | ||
Помимо перечисленных, исследованиями проблем молодёжи занимаются и другие структуры: | Помимо перечисленных, исследованиями проблем молодёжи занимаются и другие структуры: | ||
* '''Научно-исследовательский институт Проблем развития научно-образовательного потенциала молодёжи (НИИ НПМ)''' — автономная некоммерческая организация, сфокусированная на изучении научно-образовательного потенциала. [https://mosavangard.com <nowiki>[ | * '''Научно-исследовательский институт Проблем развития научно-образовательного потенциала молодёжи (НИИ НПМ)''' — автономная некоммерческая организация, сфокусированная на изучении научно-образовательного потенциала. [https://mosavangard.com <nowiki>[8]</nowiki>] | ||
* '''Центр научной дипломатии и молодёжи в науке ИМИ МГИМО''' — центр, созданный на базе МГИМО, который занимается вопросами научной дипломатии и роли молодёжи в науке. [https://mgimo.ru/about/structure/ucheb-nauch/imi/csd/ <nowiki>[ | * '''Центр научной дипломатии и молодёжи в науке ИМИ МГИМО''' — центр, созданный на базе МГИМО, который занимается вопросами научной дипломатии и роли молодёжи в науке. [https://mgimo.ru/about/structure/ucheb-nauch/imi/csd/ <nowiki>[9]</nowiki>] | ||
* '''Социологические службы''' — крупные социологические агентства, такие как '''Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)''' [https://wciom.ru/ <nowiki>[ | * '''Социологические службы''' — крупные социологические агентства, такие как '''Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)''' [https://wciom.ru/ <nowiki>[10]</nowiki>] и '''Фонд «Общественное мнение» (ФОМ)''' [https://fom.ru/ <nowiki>[11]</nowiki>], регулярно проводят опросы и исследования, посвящённые различным аспектам жизни российской молодёжи, её настроениям, ценностям и отношению к социально-политическим процессам. | ||
== Исследования и аналитика == | == Исследования и аналитика == | ||
Тематика исследований, проводимых российскими центрами, охватывает широкий спектр проблем и явлений. | Тематика исследований, проводимых российскими центрами, охватывает широкий спектр проблем и явлений. | ||
* '''Поколенческий анализ'''. Одной из центральных тем является изучение особенностей различных поколений (миллениалов, зумеров), их взросления, жизненных стратегий и ценностей. Исследования показывают, как меняется восприятие взрослости, карьеры и семьи, и как на это влияют глобальные кризисы и технологические изменения. [https://spb.hse.ru/soc/youth/15years/ <nowiki>[ | * '''Поколенческий анализ'''. Одной из центральных тем является изучение особенностей различных поколений (миллениалов, зумеров), их взросления, жизненных стратегий и ценностей. Исследования показывают, как меняется восприятие взрослости, карьеры и семьи, и как на это влияют глобальные кризисы и технологические изменения. [https://spb.hse.ru/soc/youth/15years/ <nowiki>[4]</nowiki>] | ||
* '''Молодёжные культуры и солидарности'''. Исследователи анализируют трансформацию молодёжных сообществ — от классических субкультур к более гибким и гетерогенным «культурным сценам» (например, DIY-культура, крафтовая экономика, музыкальные сцены). Изучается, как молодёжь осваивает городское и цифровое пространство для самовыражения и создания сообществ. | * '''Молодёжные культуры и солидарности'''. Исследователи анализируют трансформацию молодёжных сообществ — от классических субкультур к более гибким и гетерогенным «культурным сценам» (например, DIY-культура, крафтовая экономика, музыкальные сцены). Изучается, как молодёжь осваивает городское и цифровое пространство для самовыражения и создания сообществ. | ||
* '''Гражданская и политическая активность'''. Центры изучают формы гражданского участия молодёжи, от волонтёрства и локального активизма («теория малых дел») до участия в политических движениях. Анализируются смыслы, которые молодёжь вкладывает в понятия «патриотизм», «гражданственность» и «Родина», а также её отношение к исторической памяти. [https://spb.hse.ru/soc/youth/15years/ <nowiki>[ | * '''Гражданская и политическая активность'''. Центры изучают формы гражданского участия молодёжи, от волонтёрства и локального активизма («теория малых дел») до участия в политических движениях. Анализируются смыслы, которые молодёжь вкладывает в понятия «патриотизм», «гражданственность» и «Родина», а также её отношение к исторической памяти. [https://spb.hse.ru/soc/youth/15years/ <nowiki>[4]</nowiki>] | ||
* '''Труд и экономическое поведение'''. Исследуются трудовые траектории молодых людей, их отношение к карьере, балансу работы и личной жизни. Особое внимание уделяется новым формам занятости, таким как фриланс, самозанятость и молодёжное предпринимательство. | * '''Труд и экономическое поведение'''. Исследуются трудовые траектории молодых людей, их отношение к карьере, балансу работы и личной жизни. Особое внимание уделяется новым формам занятости, таким как фриланс, самозанятость и молодёжное предпринимательство. | ||
| Строка 86: | Строка 86: | ||
[1] [https://spb.hse.ru/soc/youth/about О центре — Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ] | [1] [https://spb.hse.ru/soc/youth/about О центре — Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ] | ||
[2] [https:// | [2] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»] | ||
[3] [https:// | [3] [https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/28d/hyihn9b0mm2iafi1yfokx52xyn3us4ky.pdf Стратегия реализации молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2030 года] | ||
[4] [https:// | [4] [https://spb.hse.ru/soc/youth/15years/ Центру молодежных исследований — 15 лет. Проекты. НИУ ВШЭ] | ||
[5] [https:// | [5] [https://spb.hse.ru/soc/youth/ Официальный сайт Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ] | ||
[6] [https:// | [6] [https://mollab.hse.ru/laboratory О лаборатории «Молодёжная политика» — НИУ ВШЭ] | ||
[7] [https:// | [7] [https://misis.ru/university/struktura-universiteta/centers/k3/ckmnp/ Центр координации молодежной научной политики — НИТУ МИСиС] | ||
[8] [https:// | [8] [https://mosavangard.com Научно-исследовательский институт Проблем развития научно-образовательного потенциала молодёжи] | ||
[9] [https:// | [9] [https://mgimo.ru/about/structure/ucheb-nauch/imi/csd/ Центр научной дипломатии и молодежи в науке ИМИ — МГИМО] | ||
[10] [https:// | [10] [https://wciom.ru/ Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)] | ||
[11] [https:// | [11] [https://fom.ru/ Официальный сайт Фонда «Общественное мнение» (ФОМ)] | ||
[0] [https://vk.com/youthresearch Официальная страница ЦМИ НИУ ВШЭ — СПб в ВКонтакте] | |||
[[Категория:Подготовка кадров]] | [[Категория:Подготовка кадров]] | ||
[[Категория:Организации поддержки]] | [[Категория:Организации поддержки]] | ||
Версия от 22:16, 28 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ на основе открытых источников, ожидает проверку экспертного сообщества. |

Научно-исследовательские центры изучения проблем молодёжи — это специализированные научные и аналитические организации в Российской Федерации, деятельность которых направлена на системное изучение молодёжи как особой социально-демографической группы. Эти центры занимаются исследованием социальных, экономических, политических, культурных и психологических аспектов жизни молодых людей, анализом их ценностных ориентаций, моделей поведения, проблем и потребностей. [1]
Значимость таких центров обусловлена необходимостью формирования и реализации эффективной государственной молодёжной политики, основанной на объективных данных и научных прогнозах. Результаты их исследований используются органами власти для разработки целевых программ, законодательных актов и мер поддержки, направленных на создание условий для успешной социализации и самореализации молодёжи.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», к молодёжи относятся лица в возрасте от 14 до 35 лет включительно. [2] По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2023 года, в России проживало около 37,9 млн человек в этом возрасте, что составляет 25,9% от общей численности населения страны. [3] Этот значительный демографический ресурс требует постоянного научного внимания для понимания происходящих в молодёжной среде процессов и своевременного реагирования на возникающие вызовы.
Законодательная база
Научно-аналитическое обеспечение молодёжной политики является одним из её ключевых направлений, что закреплено в ряде нормативно-правовых актов.
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Данный закон определяет цели, принципы и основные направления молодёжной политики. Статья 6 к основным направлениям относит «научно-методическое и кадровое обеспечение молодёжной политики». Закон закладывает основу для создания и функционирования инфраструктуры, включающей научные организации, для информационно-аналитической поддержки и оценки эффективности реализуемых мер. [2]
- Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Документ предусматривал развитие системы научно-исследовательского и аналитического сопровождения государственной молодёжной политики. Он ставил задачи по проведению регулярного мониторинга положения молодёжи, изучению её потребностей и ценностных ориентаций для последующей корректировки политического курса.
- Стратегия реализации молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2030 года. Новая стратегия, пришедшая на смену «Основам до 2025 года», делает особый акцент на необходимости принятия управленческих решений на основе данных (data-driven policy). Она предполагает создание единой системы мониторинга и анализа социально-экономического положения молодёжи, её ценностей и жизненных траекторий, что напрямую связано с деятельностью научно-исследовательских центров. [3]
Ключевые научно-исследовательские центры
В России функционирует ряд ведущих центров, специализирующихся на изучении молодёжи. Они действуют как на базе крупных университетов, так и в качестве самостоятельных организаций.
Центр молодежных исследований (ЦМИ) НИУ ВШЭ
Один из самых авторитетных и продуктивных центров в области социологии молодёжи в России.
- История создания: ЦМИ был основан в 2009 году как партнёрский проект НИУ ВШЭ (кампус в Санкт-Петербурге) и Научно-исследовательского центра «Регион» при Ульяновском государственном университете. [4]
- Руководство и команда: Директором центра с момента его основания является доктор социологических наук, профессор Омельченко, Елена Леонидовна. В центре работают более 30 научных сотрудников. [5]
- Научные направления: Деятельность центра носит междисциплинарный характер. Ключевые темы исследований:
- молодёжные культуры, субкультуры, солидарности и культурные сцены;
- взросление, поколения и жизненные траектории;
- гражданственность, патриотизм и социальный активизм;
- труд, потребление и предпринимательство в молодёжной среде;
- миграционные процессы и городские идентичности;
- гендерные исследования, телесность и сексуальность. [1]
- Методология: ЦМИ известен своим фокусом на качественных методах исследования: глубинные и биографические интервью, включённое наблюдение, нарративный и визуальный анализ. Центр активно развивает концепции «молодёжных солидарностей» и «культурных сцен», отходя от классического субкультурного подхода. [4]
- Проекты и достижения: За 15 лет ЦМИ реализовал более 40 фундаментальных и 30 прикладных исследовательских проектов, в том числе в составе международных консорциумов с партнёрами из 17 стран. Исследователи центра провели экспедиции в 29 городах России. Результаты работы представлены в многочисленных научных статьях, монографиях и социологических документальных фильмах. [4]
Проектно-учебная лаборатория «Молодёжная политика» НИУ ВШЭ
Данная лаборатория была создана в мае 2022 года в рамках комплексного сотрудничества НИУ ВШЭ с Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Комитетом по молодёжной политике Государственной Думы и Росмолодёжью. [6]
- Цель: Формирование и трансляция методологии современной молодёжной политики, ориентированной на создание возможностей для самореализации молодых людей и их участия в развитии страны.
- Направления деятельности:
- Проектная: реализация всероссийских проектов, таких как «Открываем Россию заново» и «Обучение служением».
- Научно-исследовательская: проведение исследований по актуальным вопросам молодёжной политики.
- Экспертно-аналитическая: подготовка аналитических материалов и рекомендаций для органов власти. [6]
Центр координации молодежной научной политики (ЦКМНП) МИСиС
Центр действует на базе Национального исследовательского технологического университета МИСиС. Его деятельность сфокусирована на вовлечении молодёжи в научную и технологическую сферы. [7]
- Задачи Центра:
- Взаимодействие с госорганами для реализации проектов в области научно-образовательной политики.
- Анализ привлекательности исследовательской среды в России для молодых учёных.
- Разработка мер по вовлечению молодёжи в науку и её популяризации.
- Взаимодействие с Координационным советом по делам молодёжи в научной и образовательной сферах при Президенте РФ.
- Формирование сообщества лидеров научно-технологического развития. [7]
Другие организации
Помимо перечисленных, исследованиями проблем молодёжи занимаются и другие структуры:
- Научно-исследовательский институт Проблем развития научно-образовательного потенциала молодёжи (НИИ НПМ) — автономная некоммерческая организация, сфокусированная на изучении научно-образовательного потенциала. [8]
- Центр научной дипломатии и молодёжи в науке ИМИ МГИМО — центр, созданный на базе МГИМО, который занимается вопросами научной дипломатии и роли молодёжи в науке. [9]
- Социологические службы — крупные социологические агентства, такие как Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [10] и Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) [11], регулярно проводят опросы и исследования, посвящённые различным аспектам жизни российской молодёжи, её настроениям, ценностям и отношению к социально-политическим процессам.
Исследования и аналитика
Тематика исследований, проводимых российскими центрами, охватывает широкий спектр проблем и явлений.
- Поколенческий анализ. Одной из центральных тем является изучение особенностей различных поколений (миллениалов, зумеров), их взросления, жизненных стратегий и ценностей. Исследования показывают, как меняется восприятие взрослости, карьеры и семьи, и как на это влияют глобальные кризисы и технологические изменения. [4]
- Молодёжные культуры и солидарности. Исследователи анализируют трансформацию молодёжных сообществ — от классических субкультур к более гибким и гетерогенным «культурным сценам» (например, DIY-культура, крафтовая экономика, музыкальные сцены). Изучается, как молодёжь осваивает городское и цифровое пространство для самовыражения и создания сообществ.
- Гражданская и политическая активность. Центры изучают формы гражданского участия молодёжи, от волонтёрства и локального активизма («теория малых дел») до участия в политических движениях. Анализируются смыслы, которые молодёжь вкладывает в понятия «патриотизм», «гражданственность» и «Родина», а также её отношение к исторической памяти. [4]
- Труд и экономическое поведение. Исследуются трудовые траектории молодых людей, их отношение к карьере, балансу работы и личной жизни. Особое внимание уделяется новым формам занятости, таким как фриланс, самозанятость и молодёжное предпринимательство.
- Региональная специфика. Важным направлением является изучение жизни молодёжи в разных типах поселений — от мегаполисов до малых городов и сёл. Анализируются проблемы образовательной и трудовой миграции, «утечки мозгов» и возможности для самореализации молодёжи в регионах.
См. также
- Молодёжная политика
- Российский государственный социальный университет
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Московский государственный психолого-педагогический университет
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО
- Центры научно-методического сопровождения молодёжной политики
Ссылки
[1] О центре — Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ
[2] Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»
[3] Стратегия реализации молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2030 года
[4] Центру молодежных исследований — 15 лет. Проекты. НИУ ВШЭ
[5] Официальный сайт Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ
[6] О лаборатории «Молодёжная политика» — НИУ ВШЭ
[7] Центр координации молодежной научной политики — НИТУ МИСиС
[8] Научно-исследовательский институт Проблем развития научно-образовательного потенциала молодёжи
[9] Центр научной дипломатии и молодежи в науке ИМИ — МГИМО
[10] Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)