Изучение ценностей молодёжи в России: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
'''Изучение ценностей молодёжи в России''' — это междисциплинарная область научных исследований, направленная на анализ [[ценностные ориентации|ценностных ориентаций]], [[социальная идентичность|социальной идентичности]], жизненных стратегий и поведенческих паттернов молодого поколения Российской Федерации. Данное направление исследований представляет особую актуальность в контексте формирования [[государственная молодёжная политика|государственной молодёжной политики]] и стратегического планирования социально-экономического развития страны. | '''Изучение ценностей молодёжи в России''' — это междисциплинарная область научных исследований, направленная на анализ [[ценностные ориентации|ценностных ориентаций]], [[социальная идентичность|социальной идентичности]], жизненных стратегий и поведенческих паттернов молодого поколения Российской Федерации. Данное направление исследований представляет особую актуальность в контексте формирования [[государственная молодёжная политика|государственной молодёжной политики]] и стратегического планирования социально-экономического развития страны. | ||
В современных условиях изучение ценностей молодёжи приобретает особое значение, поскольку молодое поколение выступает в качестве основного носителя инновационного потенциала общества и ключевого субъекта воспроизводства социальной структуры. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи составляют высокий уровень благополучия, спокойная жизнь и возможность приносить пользу своему народу [http://wciom.ru/ <nowiki>[ | В современных условиях изучение ценностей молодёжи приобретает особое значение, поскольку молодое поколение выступает в качестве основного носителя инновационного потенциала общества и ключевого субъекта воспроизводства социальной структуры. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи составляют высокий уровень благополучия, спокойная жизнь и возможность приносить пользу своему народу [http://wciom.ru/ <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
== Законодательная база == | == Законодательная база == | ||
Правовые основы изучения и формирования ценностных ориентаций молодёжи в России определяются комплексом нормативно-правовых актов. Основополагающим документом является Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ, который устанавливает цели, задачи и принципы государственной молодежной политики [http://docs.cntd.ru/document/902044761 <nowiki>[ | Правовые основы изучения и формирования ценностных ориентаций молодёжи в России определяются комплексом нормативно-правовых актов. Основополагающим документом является Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ, который устанавливает цели, задачи и принципы государственной молодежной политики [http://docs.cntd.ru/document/902044761 <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
Ключевым документом, определяющим ценностные основы государственной политики, является Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Согласно данному документу, к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [http://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-ozhidanie-i-realnost <nowiki>[ | Ключевым документом, определяющим ценностные основы государственной политики, является Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Согласно данному документу, к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [http://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-ozhidanie-i-realnost <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
Принципами государственной молодежной политики, определяющими подходы к изучению молодежных ценностей, являются защита прав и законных интересов молодежи, приоритет общих гуманистических и патриотических ценностей, формирование гражданской ответственности молодежи, учет интересов и потребностей различных групп молодежи, привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации государственной молодежной политики [http://old.duma.tomsk.ru/page/25776/ <nowiki>[ | Принципами государственной молодежной политики, определяющими подходы к изучению молодежных ценностей, являются защита прав и законных интересов молодежи, приоритет общих гуманистических и патриотических ценностей, формирование гражданской ответственности молодежи, учет интересов и потребностей различных групп молодежи, привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации государственной молодежной политики [http://old.duma.tomsk.ru/page/25776/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
== Организации поддержки == | == Организации поддержки == | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
=== Государственные организации === | === Государственные организации === | ||
'''Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования''' является ведущим научным учреждением, определяющим стратегические приоритеты развития воспитания в России и координатором государственных программ в области воспитания. Институт проводит ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» [https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ <nowiki>[ | '''Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования''' является ведущим научным учреждением, определяющим стратегические приоритеты развития воспитания в России и координатором государственных программ в области воспитания. Институт проводит ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» [https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ <nowiki>[5]</nowiki>]. | ||
'''Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН''' осуществляет фундаментальные исследования в области социологии молодежи. Центр социологии молодежи под руководством доктора социологических наук Ю.А. Зубок проводит комплексные исследования ценностных ориентаций, жизненных стратегий и социальной мобильности молодежи [https://www.fnisc.ru/ <nowiki>[ | '''Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН''' осуществляет фундаментальные исследования в области социологии молодежи. Центр социологии молодежи под руководством доктора социологических наук Ю.А. Зубок проводит комплексные исследования ценностных ориентаций, жизненных стратегий и социальной мобильности молодежи [https://www.fnisc.ru/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | ||
'''Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)''' регулярно проводит масштабные социологические исследования ценностей российской молодежи. Согласно данным ВЦИОМ, в структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают семейные ценности: здоровье членов семьи и безопасность семьи называют важными 97% респондентов, отношения в семье — 96%, материальное положение семьи — 95% [http://wciom.ru/ <nowiki>[ | '''Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)''' регулярно проводит масштабные социологические исследования ценностей российской молодежи. Согласно данным ВЦИОМ, в структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают семейные ценности: здоровье членов семьи и безопасность семьи называют важными 97% респондентов, отношения в семье — 96%, материальное положение семьи — 95% [http://wciom.ru/ <nowiki>[7]</nowiki>]. | ||
=== Негосударственные организации === | === Негосударственные организации === | ||
'''Левада-центр''' проводит исследования установок и ценностей российского «поколения Z». По данным исследования 2019 года, главными ценностями молодых россиян являются права человека (76%), безопасность (57%) и работа (52%). Около половины (45%) считают, что демократия — оптимальная модель для России [https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf <nowiki>[ | '''Левада-центр''' проводит исследования установок и ценностей российского «поколения Z». По данным исследования 2019 года, главными ценностями молодых россиян являются права человека (76%), безопасность (57%) и работа (52%). Около половины (45%) считают, что демократия — оптимальная модель для России [https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf <nowiki>[8]</nowiki>]. | ||
'''Аналитический центр НАФИ''' совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей» проводит исследования ценностей молодежи городов-миллионников. В структуре ценностей молодежи на первый план выходит здоровье и благополучие семьи, близких (99%), интересный досуг и отдых (98%), материальная обеспеченность (97%) [https://nafi.ru/analytics/molodezh-gorodov-millionnikov-nazvala-svoi-tsennosti-zhiznennye-tseli-i-plany/ <nowiki>[ | '''Аналитический центр НАФИ''' совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей» проводит исследования ценностей молодежи городов-миллионников. В структуре ценностей молодежи на первый план выходит здоровье и благополучие семьи, близких (99%), интересный досуг и отдых (98%), материальная обеспеченность (97%) [https://nafi.ru/analytics/molodezh-gorodov-millionnikov-nazvala-svoi-tsennosti-zhiznennye-tseli-i-plany/ <nowiki>[9]</nowiki>]. | ||
== Методы исследования == | == Методы исследования == | ||
Строка 34: | Строка 34: | ||
=== Количественные методы === | === Количественные методы === | ||
'''Массовые опросы''' являются основным инструментом изучения ценностных ориентаций молодежи. Всероссийские репрезентативные исследования позволяют получить статистически значимые данные о распространенности тех или иных ценностей в молодежной среде. Например, ВЦИОМ проводит опросы с выборкой до 9000 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах России [http://wciom.ru/ <nowiki>[ | '''Массовые опросы''' являются основным инструментом изучения ценностных ориентаций молодежи. Всероссийские репрезентативные исследования позволяют получить статистически значимые данные о распространенности тех или иных ценностей в молодежной среде. Например, ВЦИОМ проводит опросы с выборкой до 9000 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах России [http://wciom.ru/ <nowiki>[10]</nowiki>]. | ||
'''Анкетирование''' с использованием стандартизированных методик, таких как методика М. Рокича для изучения ценностных ориентаций, опросник Е.Б. Фанталовой для диагностики внутреннего конфликта, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО в рамках ежегодного мониторинга опрашивает свыше 200 тысяч респондентов, включая учащихся, родителей и педагогов [https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ <nowiki>[ | '''Анкетирование''' с использованием стандартизированных методик, таких как методика М. Рокича для изучения ценностных ориентаций, опросник Е.Б. Фанталовой для диагностики внутреннего конфликта, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО в рамках ежегодного мониторинга опрашивает свыше 200 тысяч респондентов, включая учащихся, родителей и педагогов [https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ <nowiki>[11]</nowiki>]. | ||
'''Лонгитюдные исследования''' позволяют отследить динамику изменения ценностных ориентаций молодежи во времени. Институт социологии ФНИСЦ РАН проводит такие исследования с 1997 года, что позволяет анализировать трансформацию ценностей на протяжении нескольких десятилетий [https://www.isras.ru/ <nowiki>[ | '''Лонгитюдные исследования''' позволяют отследить динамику изменения ценностных ориентаций молодежи во времени. Институт социологии ФНИСЦ РАН проводит такие исследования с 1997 года, что позволяет анализировать трансформацию ценностей на протяжении нескольких десятилетий [https://www.isras.ru/ <nowiki>[12]</nowiki>]. | ||
=== Качественные методы === | === Качественные методы === | ||
'''Фокус-группы''' используются для глубинного изучения мотивации, установок и представлений молодежи. Левада-центр в рамках исследования «поколения Z» проводил дополнительные фокус-группы для качественного анализа количественных данных [https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf <nowiki>[ | '''Фокус-группы''' используются для глубинного изучения мотивации, установок и представлений молодежи. Левада-центр в рамках исследования «поколения Z» проводил дополнительные фокус-группы для качественного анализа количественных данных [https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf <nowiki>[13]</nowiki>]. | ||
'''Глубинные интервью''' применяются для изучения индивидуальных траекторий формирования ценностей, жизненных стратегий молодых людей. Метод особенно эффективен при изучении маргинальных групп молодежи или специфических субкультур. | '''Глубинные интервью''' применяются для изучения индивидуальных траекторий формирования ценностей, жизненных стратегий молодых людей. Метод особенно эффективен при изучении маргинальных групп молодежи или специфических субкультур. | ||
'''Контент-анализ социальных сетей''' представляет инновационный подход к изучению ценностей молодежи. Исследователи анализируют профили в социальной сети «ВКонтакте» для изучения ценностных ориентиров через заполненные пользователями анкеты. Этот метод позволил проанализировать данные более 57 тысяч пользователей в возрасте от 14 до 30 лет в Екатеринбурге [https://cyberpsy.ru/articles/cennosti-molodezhi-vkontakte/ <nowiki>[ | '''Контент-анализ социальных сетей''' представляет инновационный подход к изучению ценностей молодежи. Исследователи анализируют профили в социальной сети «ВКонтакте» для изучения ценностных ориентиров через заполненные пользователями анкеты. Этот метод позволил проанализировать данные более 57 тысяч пользователей в возрасте от 14 до 30 лет в Екатеринбурге [https://cyberpsy.ru/articles/cennosti-molodezhi-vkontakte/ <nowiki>[14]</nowiki>]. | ||
== Основные направления исследований == | == Основные направления исследований == | ||
Строка 52: | Строка 52: | ||
=== Семейные ценности === | === Семейные ценности === | ||
Исследования показывают, что семья остается центральной ценностью для российской молодежи. По данным масштабного исследования в восьми регионах России с выборкой более 7000 человек, в структуре жизненных ценностей молодежи семья занимает первое место. При этом 91% молодых россиян признают важность поддержания теплых отношений со всеми членами семьи [https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/view/587 <nowiki>[ | Исследования показывают, что семья остается центральной ценностью для российской молодежи. По данным масштабного исследования в восьми регионах России с выборкой более 7000 человек, в структуре жизненных ценностей молодежи семья занимает первое место. При этом 91% молодых россиян признают важность поддержания теплых отношений со всеми членами семьи [https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/view/587 <nowiki>[15]</nowiki>]. | ||
Семейные ценности приобретают особое значение по мере взросления: если среди учащихся (14-18 лет) за счастливую семейную жизнь высказываются 27%, то среди молодежи 19-35 лет — уже 40%. Главной ценностью в жизни подростки и молодёжь называют физическое и психическое здоровье (61% учащихся и 65% молодежи), на втором месте — верные друзья (45% учащихся и 32% молодежи) [https://media.foxford.ru/news/cult-cennosti-rossiyskoy-molodeji <nowiki>[ | Семейные ценности приобретают особое значение по мере взросления: если среди учащихся (14-18 лет) за счастливую семейную жизнь высказываются 27%, то среди молодежи 19-35 лет — уже 40%. Главной ценностью в жизни подростки и молодёжь называют физическое и психическое здоровье (61% учащихся и 65% молодежи), на втором месте — верные друзья (45% учащихся и 32% молодежи) [https://media.foxford.ru/news/cult-cennosti-rossiyskoy-molodeji <nowiki>[16]</nowiki>]. | ||
=== Профессиональные и карьерные ориентации === | === Профессиональные и карьерные ориентации === | ||
Современная российская молодежь демонстрирует высокую мотивацию к профессиональной самореализации. В иерархии ценностей молодёжи (18-34 лет) первые три места занимают доход (15%), порядок и стабильность (11%), самореализация (8%). Для сравнения, у старшего поколения (35+) важнее всего стабильность (18%), а самореализация занимает одно из последних мест (3%) [https://www.eseur.ru/VCIOM_izuchil_glavnie_cennosti_molodeji/ <nowiki>[ | Современная российская молодежь демонстрирует высокую мотивацию к профессиональной самореализации. В иерархии ценностей молодёжи (18-34 лет) первые три места занимают доход (15%), порядок и стабильность (11%), самореализация (8%). Для сравнения, у старшего поколения (35+) важнее всего стабильность (18%), а самореализация занимает одно из последних мест (3%) [https://www.eseur.ru/VCIOM_izuchil_glavnie_cennosti_molodeji/ <nowiki>[17]</nowiki>]. | ||
Молодежь городов-миллионников среди важнейших ценностей называет получение качественного образования (94%) и построение успешной карьеры (88%). При этом 89% респондентов хотят не только личного благополучия, но и стремятся улучшать свой город, регион и страну [https://nafi.ru/analytics/molodezh-gorodov-millionnikov-nazvala-svoi-tsennosti-zhiznennye-tseli-i-plany/ <nowiki>[18]</nowiki>]. | |||
=== Патриотические ценности и гражданская идентичность === | === Патриотические ценности и гражданская идентичность === | ||
Исследования показывают сложную структуру патриотических установок российской молодежи. 83% молодежи идентифицируют себя как граждане РФ, 76% хорошо знают историю своей страны, 73% — историю своей семьи. В системе политических ценностей российской молодежи наиболее значимыми являются мир (70,7%), справедливость (69,8%), безопасность (68%), права человека (67,3%) [https://www.vedomosti.ru/society/articles/2024/04/26/1034268-molodie-lyudi-v-rossii-schitayut-osnovnimi-tsennostyami-mir-i-spravedlivost <nowiki>[ | Исследования показывают сложную структуру патриотических установок российской молодежи. 83% молодежи идентифицируют себя как граждане РФ, 76% хорошо знают историю своей страны, 73% — историю своей семьи. В системе политических ценностей российской молодежи наиболее значимыми являются мир (70,7%), справедливость (69,8%), безопасность (68%), права человека (67,3%) [https://www.vedomosti.ru/society/articles/2024/04/26/1034268-molodie-lyudi-v-rossii-schitayut-osnovnimi-tsennostyami-mir-i-spravedlivost <nowiki>[19]</nowiki>]. | ||
Среди наиболее важных причин для гордости за страну молодежь называет великую русскую литературу, победу в Великой Отечественной войне и ведущую роль страны в освоении космоса. При этом для молодежи возвращение Крыма не входит в число важных причин для гордости, в отличие от старшего поколения [https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2021_n3/Nevryuev_et_al <nowiki>[ | Среди наиболее важных причин для гордости за страну молодежь называет великую русскую литературу, победу в Великой Отечественной войне и ведущую роль страны в освоении космоса. При этом для молодежи возвращение Крыма не входит в число важных причин для гордости, в отличие от старшего поколения [https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2021_n3/Nevryuev_et_al <nowiki>[20]</nowiki>]. | ||
=== Цифровое поведение и медиапотребление === | === Цифровое поведение и медиапотребление === | ||
Современная российская молодежь демонстрирует принципиально иную модель медиапотребления по сравнению со старшими возрастными группами. Молодежь 13-24 лет проводит значительно больше времени в интернете, особенно в социальных сетях, просматривает онлайн-видео и играет в игры. Социальные сети стали основным источником информации и средством коммуникации для молодого поколения [https://cyberpsy.ru/articles/cennosti-molodezhi-vkontakte/ <nowiki>[ | Современная российская молодежь демонстрирует принципиально иную модель медиапотребления по сравнению со старшими возрастными группами. Молодежь 13-24 лет проводит значительно больше времени в интернете, особенно в социальных сетях, просматривает онлайн-видео и играет в игры. Социальные сети стали основным источником информации и средством коммуникации для молодого поколения [https://cyberpsy.ru/articles/cennosti-molodezhi-vkontakte/ <nowiki>[21]</nowiki>]. | ||
Анализ профилей в социальной сети «ВКонтакте» показал, что различия в политических, религиозных и ценностных установках молодых пользователей могут быть дифференцированы по полу и возрасту. Этот метод открывает новые возможности для изучения ценностных ориентаций молодежи через анализ их цифрового поведения [https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/692 <nowiki>[ | Анализ профилей в социальной сети «ВКонтакте» показал, что различия в политических, религиозных и ценностных установках молодых пользователей могут быть дифференцированы по полу и возрасту. Этот метод открывает новые возможности для изучения ценностных ориентаций молодежи через анализ их цифрового поведения [https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/692 <nowiki>[22]</nowiki>]. | ||
== Региональные особенности == | == Региональные особенности == | ||
Исследования выявляют значительные региональные различия в ценностных ориентациях российской молодежи. Молодежь больших городов отличается более высоким уровнем индивидуалистических ценностей, в то время как молодежь малых городов и сельской местности в большей степени ориентирована на традиционные семейные ценности и коллективистские установки. | Исследования выявляют значительные региональные различия в ценностных ориентациях российской молодежи. Молодежь больших городов отличается более высоким уровнем индивидуалистических ценностей, в то время как молодежь малых городов и сельской местности в большей степени ориентирована на традиционные семейные ценности и коллективистские установки. | ||
Исследование брачных установок и семейных ценностей среди молодёжи малых городов России показало позитивный подход к заключению брака и рождению детей. В то же время потенциал молодёжи малых городов как демографического ресурса страны во многом зависит от социально-экономического состояния региона и уровня развития промышленности [https://vestnik.npi-tu.ru/index.php/vestnikSRSTU/article/view/2679 <nowiki>[ | Исследование брачных установок и семейных ценностей среди молодёжи малых городов России показало позитивный подход к заключению брака и рождению детей. В то же время потенциал молодёжи малых городов как демографического ресурса страны во многом зависит от социально-экономического состояния региона и уровня развития промышленности [https://vestnik.npi-tu.ru/index.php/vestnikSRSTU/article/view/2679 <nowiki>[23]</nowiki>]. | ||
Региональная специфика проявляется также в различиях политических ориентаций. Молодежь крупных городов демонстрирует более высокий уровень политической активности и критического отношения к власти, в то время как молодежь периферийных регионов характеризуется большей лояльностью к государственным институтам [https://www.bbc.com/russian/features-52479627 <nowiki>[ | Региональная специфика проявляется также в различиях политических ориентаций. Молодежь крупных городов демонстрирует более высокий уровень политической активности и критического отношения к власти, в то время как молодежь периферийных регионов характеризуется большей лояльностью к государственным институтам [https://www.bbc.com/russian/features-52479627 <nowiki>[24]</nowiki>]. | ||
== Динамика ценностных изменений == | == Динамика ценностных изменений == | ||
Строка 85: | Строка 85: | ||
Лонгитюдные исследования позволяют отследить трансформацию ценностных ориентаций российской молодежи на протяжении последних десятилетий. За период с 1997 по 2024 год произошли существенные изменения в иерархии ценностей молодого поколения. | Лонгитюдные исследования позволяют отследить трансформацию ценностных ориентаций российской молодежи на протяжении последних десятилетий. За период с 1997 по 2024 год произошли существенные изменения в иерархии ценностей молодого поколения. | ||
В 1997 году молодое поколение формировалось на переломе эпох, в то время как современное поколение 17-26-летних представляет собой «первый плод» социальных преобразований последних 25 лет. Современной молодежи сегодняшняя жизнь в стране нравится гораздо больше, чем их предшественникам: об этом говорят 64% представителей молодого и 45% старшего поколения [https://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html <nowiki>[ | В 1997 году молодое поколение формировалось на переломе эпох, в то время как современное поколение 17-26-летних представляет собой «первый плод» социальных преобразований последних 25 лет. Современной молодежи сегодняшняя жизнь в стране нравится гораздо больше, чем их предшественникам: об этом говорят 64% представителей молодого и 45% старшего поколения [https://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html <nowiki>[25]</nowiki>]. | ||
За последние 20 лет среднее ожидаемое количество детей выросло с 1,9 до 2,4, а желаемое число детей — с 2,4 до 3,2. Однако сохраняется значительный репродуктивный разрыв (0,8 ребенка), обусловленный материальными и жилищными трудностями [http://wciom.ru/ <nowiki>[ | За последние 20 лет среднее ожидаемое количество детей выросло с 1,9 до 2,4, а желаемое число детей — с 2,4 до 3,2. Однако сохраняется значительный репродуктивный разрыв (0,8 ребенка), обусловленный материальными и жилищными трудностями [http://wciom.ru/ <nowiki>[26]</nowiki>]. | ||
== Влияние социальных факторов == | == Влияние социальных факторов == | ||
Строка 93: | Строка 93: | ||
Формирование ценностных ориентаций российской молодежи происходит под воздействием множества социальных факторов. Ключевыми агентами социализации выступают семья, образовательные учреждения, средства массовой информации, социальные сети и референтные группы. | Формирование ценностных ориентаций российской молодежи происходит под воздействием множества социальных факторов. Ключевыми агентами социализации выступают семья, образовательные учреждения, средства массовой информации, социальные сети и референтные группы. | ||
Семья остается важнейшим институтом передачи ценностей: 57% младшей молодежной группы (14-17 лет) стараются прислушиваться к мнению родителей, бабушек и дедушек и отмечают, что советы родных во многом помогают им. Среди молодежи в целом этот показатель составляет 44% [http://wciom.ru/ <nowiki>[ | Семья остается важнейшим институтом передачи ценностей: 57% младшей молодежной группы (14-17 лет) стараются прислушиваться к мнению родителей, бабушек и дедушек и отмечают, что советы родных во многом помогают им. Среди молодежи в целом этот показатель составляет 44% [http://wciom.ru/ <nowiki>[27]</nowiki>]. | ||
Образовательные учреждения играют важную роль в формировании гражданских ценностей и патриотических установок. Особое значение имеет взаимодействие вузов и институтов местного самоуправления в процессе формирования гражданской культуры студентов [https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1456 <nowiki>[ | Образовательные учреждения играют важную роль в формировании гражданских ценностей и патриотических установок. Особое значение имеет взаимодействие вузов и институтов местного самоуправления в процессе формирования гражданской культуры студентов [https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1456 <nowiki>[28]</nowiki>]. | ||
== Проблемы и вызовы современных исследований == | == Проблемы и вызовы современных исследований == | ||
Строка 101: | Строка 101: | ||
Современные исследования ценностей молодежи сталкиваются с рядом методологических и практических проблем. Одной из ключевых проблем является быстрая трансформация социальной реальности, которая требует постоянного обновления исследовательского инструментария. | Современные исследования ценностей молодежи сталкиваются с рядом методологических и практических проблем. Одной из ключевых проблем является быстрая трансформация социальной реальности, которая требует постоянного обновления исследовательского инструментария. | ||
Молодежь острее чувствует ценностный кризис: среди её представителей выше доля людей, которые чувствуют, что в их отношении нарушены ценности, в особенности честность и уважение. Основные «болевые точки» для различных групп молодёжи: для поколения 2000-х (18-20 лет) — образование (27%) и политика (27%); для поколения 1990-х (21-28 лет) — получение госуслуг (33%), политика (32%); для «поколения перестройки» (29-34 лет) — работа (32%) и политика (35%) [https://www.eseur.ru/VCIOM_izuchil_glavnie_cennosti_molodeji/ <nowiki>[ | Молодежь острее чувствует ценностный кризис: среди её представителей выше доля людей, которые чувствуют, что в их отношении нарушены ценности, в особенности честность и уважение. Основные «болевые точки» для различных групп молодёжи: для поколения 2000-х (18-20 лет) — образование (27%) и политика (27%); для поколения 1990-х (21-28 лет) — получение госуслуг (33%), политика (32%); для «поколения перестройки» (29-34 лет) — работа (32%) и политика (35%) [https://www.eseur.ru/VCIOM_izuchil_glavnie_cennosti_molodeji/ <nowiki>[29]</nowiki>]. | ||
Другой проблемой является необходимость учета цифровой трансформации общества. Информационное пространство становится непосредственной средой обитания молодых людей, что требует развития новых методов исследования, включая анализ больших данных и цифровых следов молодежи в интернете [https://apni.ru/article/2683-vibor-metoda-issledovaniya-formirovaniya-tsen <nowiki>[ | Другой проблемой является необходимость учета цифровой трансформации общества. Информационное пространство становится непосредственной средой обитания молодых людей, что требует развития новых методов исследования, включая анализ больших данных и цифровых следов молодежи в интернете [https://apni.ru/article/2683-vibor-metoda-issledovaniya-formirovaniya-tsen <nowiki>[30]</nowiki>]. | ||
== Перспективы развития == | == Перспективы развития == | ||
Строка 111: | Строка 111: | ||
Во-вторых, актуальным становится развитие цифровых методов исследования, включая анализ социальных сетей, больших данных и искусственного интеллекта для обработки информации о ценностных ориентациях молодежи. | Во-вторых, актуальным становится развитие цифровых методов исследования, включая анализ социальных сетей, больших данных и искусственного интеллекта для обработки информации о ценностных ориентациях молодежи. | ||
В-третьих, важным направлением является развитие сравнительных международных исследований, позволяющих оценить специфику российской молодежи в глобальном контексте. Высшая школа экономики разрабатывает методики для оценки того, как российская молодежь усваивает традиционные ценности, с целью последующего масштабирования в других вузах страны [https://politsovet.ru/85087-u-rossiyskoy-molodezhi-zameryat-tradicionnye-cennosti.html <nowiki>[ | В-третьих, важным направлением является развитие сравнительных международных исследований, позволяющих оценить специфику российской молодежи в глобальном контексте. Высшая школа экономики разрабатывает методики для оценки того, как российская молодежь усваивает традиционные ценности, с целью последующего масштабирования в других вузах страны [https://politsovet.ru/85087-u-rossiyskoy-molodezhi-zameryat-tradicionnye-cennosti.html <nowiki>[31]</nowiki>]. | ||
== Практическое применение результатов == | == Практическое применение результатов == | ||
Строка 117: | Строка 117: | ||
Результаты исследований ценностей молодежи находят широкое применение в практической деятельности государственных и общественных организаций. Данные исследований используются для формирования стратегий развития образования, молодежной политики, социальной работы и культурной политики. | Результаты исследований ценностей молодежи находят широкое применение в практической деятельности государственных и общественных организаций. Данные исследований используются для формирования стратегий развития образования, молодежной политики, социальной работы и культурной политики. | ||
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО использует результаты мониторинга для разработки стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2030 года. Полученные результаты становятся основой для разработки рекомендаций органам исполнительной власти и создания новых методических материалов [https://mcvp.ru/news/ezhegodnyj-monitoring-czennostnyh-orientaczij-sovremennoj-molodezhi <nowiki>[ | Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО использует результаты мониторинга для разработки стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2030 года. Полученные результаты становятся основой для разработки рекомендаций органам исполнительной власти и создания новых методических материалов [https://mcvp.ru/news/ezhegodnyj-monitoring-czennostnyh-orientaczij-sovremennoj-molodezhi <nowiki>[32]</nowiki>]. | ||
ВЦИОМ использует данные о ценностях молодежи для анализа электоральных предпочтений, прогнозирования социально-политических процессов и оценки эффективности государственных программ. Результаты исследований также применяются в маркетинге и рекламе для лучшего понимания целевых аудиторий [http://wciom.ru/ <nowiki>[ | ВЦИОМ использует данные о ценностях молодежи для анализа электоральных предпочтений, прогнозирования социально-политических процессов и оценки эффективности государственных программ. Результаты исследований также применяются в маркетинге и рекламе для лучшего понимания целевых аудиторий [http://wciom.ru/ <nowiki>[33]</nowiki>]. | ||
== Заключение == | == Заключение == | ||
Строка 141: | Строка 141: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[ | [1] [http://wciom.ru/ Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Официальный сайт] | ||
[ | [2] [http://docs.cntd.ru/document/902044761 Федеральный закон «О Государственной молодежной политике в Российской Федерации»] | ||
[ | [3] [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-ozhidanie-i-realnost ВЦИОМ. Традиционные ценности: ожидание и реальность] | ||
[ | [4] [http://old.duma.tomsk.ru/page/25776/ Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации] | ||
[ | [5] [https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. Официальный сайт] | ||
[ | [6] [https://www.fnisc.ru/ ФНИСЦ РАН. Официальный сайт] | ||
[ | [7] [http://wciom.ru/ ВЦИОМ. Ценности молодежи] | ||
[ | [8] [https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf Левада-центр. «Поколение Z»: установки и ценности] | ||
[ | [9] [https://nafi.ru/analytics/molodezh-gorodov-millionnikov-nazvala-svoi-tsennosti-zhiznennye-tseli-i-plany/ НАФИ. Молодежь городов-миллионников назвала свои ценности] | ||
[ | [10] [http://wciom.ru/ ВЦИОМ. Методология исследований] | ||
[ | [11] [https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ Институт воспитания РАО. Мониторинг ценностей молодежи] | ||
[ | [12] [https://www.isras.ru/ Институт социологии ФНИСЦ РАН] | ||
[ | [13] [https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf Левада-центр. Исследование российского «поколения Z»] | ||
[ | [14] [https://cyberpsy.ru/articles/cennosti-molodezhi-vkontakte/ Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети «ВКонтакте»] | ||
[ | [15] [https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/view/587 Семья в структуре ценностей молодежи] | ||
[ | [16] [https://media.foxford.ru/news/cult-cennosti-rossiyskoy-molodeji Ценности современной российской молодёжи] | ||
[ | [17] [https://www.eseur.ru/VCIOM_izuchil_glavnie_cennosti_molodeji/ ВЦИОМ изучил главные ценности молодёжи] | ||
[ | [18] [https://nafi.ru/analytics/molodezh-gorodov-millionnikov-nazvala-svoi-tsennosti-zhiznennye-tseli-i-plany/ НАФИ. Ценности молодежи городов-миллионников] | ||
[ | [19] [https://www.vedomosti.ru/society/articles/2024/04/26/1034268-molodie-lyudi-v-rossii-schitayut-osnovnimi-tsennostyami-mir-i-spravedlivost Ведомости. Молодые люди в России считают основными ценностями мир и справедливость] | ||
[ | [20] [https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2021_n3/Nevryuev_et_al Чем гордится и чего стыдится молодежь в России?] | ||
[ | [21] [https://cyberpsy.ru/articles/cennosti-molodezhi-vkontakte/ Изучение ценностей молодежи через социальные сети] | ||
[ | [22] [https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/692 Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети] | ||
[ | [23] [https://vestnik.npi-tu.ru/index.php/vestnikSRSTU/article/view/2679 Исследование брачных установок и семейных ценностей среди современной молодежи] | ||
[ | [24] [https://www.bbc.com/russian/features-52479627 BBC. Социал-демократ, не верит властям, аполитичен. Левада-центр составил портрет российской молодежи] | ||
[ | [25] [https://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html Институт социологии РАН. Молодежь новой России: ценностные приоритеты] | ||
[ | [26] [http://wciom.ru/ ВЦИОМ. Динамика семейных ценностей] | ||
[ | [27] [http://wciom.ru/ ВЦИОМ. Роль семьи в формировании ценностей молодежи] | ||
[ | [28] [https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1456 Роль университета и институтов местного самоуправления в формировании гражданской культуры студентов] | ||
[ | [29] [https://www.eseur.ru/VCIOM_izuchil_glavnie_cennosti_molodeji/ ВЦИОМ. Ценностный кризис молодежи] | ||
[ | [30] [https://apni.ru/article/2683-vibor-metoda-issledovaniya-formirovaniya-tsen Выбор метода исследования формирования ценностных ориентаций молодежи] | ||
[ | [31] [https://politsovet.ru/85087-u-rossiyskoy-molodezhi-zameryat-tradicionnye-cennosti.html У российской молодежи замерят традиционные ценности] | ||
[ | [32] [https://mcvp.ru/news/ezhegodnyj-monitoring-czennostnyh-orientaczij-sovremennoj-molodezhi Ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи] | ||
[ | [33] [http://wciom.ru/ ВЦИОМ. Применение результатов исследований молодежи] | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | ||
[[Категория:Исследования молодёжи]] | [[Категория:Исследования молодёжи]] |
Версия от 20:04, 14 сентября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Изучение ценностей молодёжи в России — это междисциплинарная область научных исследований, направленная на анализ ценностных ориентаций, социальной идентичности, жизненных стратегий и поведенческих паттернов молодого поколения Российской Федерации. Данное направление исследований представляет особую актуальность в контексте формирования государственной молодёжной политики и стратегического планирования социально-экономического развития страны.
В современных условиях изучение ценностей молодёжи приобретает особое значение, поскольку молодое поколение выступает в качестве основного носителя инновационного потенциала общества и ключевого субъекта воспроизводства социальной структуры. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи составляют высокий уровень благополучия, спокойная жизнь и возможность приносить пользу своему народу [1].
Законодательная база
Правовые основы изучения и формирования ценностных ориентаций молодёжи в России определяются комплексом нормативно-правовых актов. Основополагающим документом является Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ, который устанавливает цели, задачи и принципы государственной молодежной политики [2].
Ключевым документом, определяющим ценностные основы государственной политики, является Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Согласно данному документу, к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [3].
Принципами государственной молодежной политики, определяющими подходы к изучению молодежных ценностей, являются защита прав и законных интересов молодежи, приоритет общих гуманистических и патриотических ценностей, формирование гражданской ответственности молодежи, учет интересов и потребностей различных групп молодежи, привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации государственной молодежной политики [4].
Организации поддержки
Государственные организации
Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования является ведущим научным учреждением, определяющим стратегические приоритеты развития воспитания в России и координатором государственных программ в области воспитания. Институт проводит ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» [5].
Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН осуществляет фундаментальные исследования в области социологии молодежи. Центр социологии молодежи под руководством доктора социологических наук Ю.А. Зубок проводит комплексные исследования ценностных ориентаций, жизненных стратегий и социальной мобильности молодежи [6].
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) регулярно проводит масштабные социологические исследования ценностей российской молодежи. Согласно данным ВЦИОМ, в структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают семейные ценности: здоровье членов семьи и безопасность семьи называют важными 97% респондентов, отношения в семье — 96%, материальное положение семьи — 95% [7].
Негосударственные организации
Левада-центр проводит исследования установок и ценностей российского «поколения Z». По данным исследования 2019 года, главными ценностями молодых россиян являются права человека (76%), безопасность (57%) и работа (52%). Около половины (45%) считают, что демократия — оптимальная модель для России [8].
Аналитический центр НАФИ совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей» проводит исследования ценностей молодежи городов-миллионников. В структуре ценностей молодежи на первый план выходит здоровье и благополучие семьи, близких (99%), интересный досуг и отдых (98%), материальная обеспеченность (97%) [9].
Методы исследования
Изучение ценностей молодёжи в России осуществляется с использованием разнообразных социологических методов, которые можно разделить на количественные и качественные подходы.
Количественные методы
Массовые опросы являются основным инструментом изучения ценностных ориентаций молодежи. Всероссийские репрезентативные исследования позволяют получить статистически значимые данные о распространенности тех или иных ценностей в молодежной среде. Например, ВЦИОМ проводит опросы с выборкой до 9000 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах России [10].
Анкетирование с использованием стандартизированных методик, таких как методика М. Рокича для изучения ценностных ориентаций, опросник Е.Б. Фанталовой для диагностики внутреннего конфликта, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО в рамках ежегодного мониторинга опрашивает свыше 200 тысяч респондентов, включая учащихся, родителей и педагогов [11].
Лонгитюдные исследования позволяют отследить динамику изменения ценностных ориентаций молодежи во времени. Институт социологии ФНИСЦ РАН проводит такие исследования с 1997 года, что позволяет анализировать трансформацию ценностей на протяжении нескольких десятилетий [12].
Качественные методы
Фокус-группы используются для глубинного изучения мотивации, установок и представлений молодежи. Левада-центр в рамках исследования «поколения Z» проводил дополнительные фокус-группы для качественного анализа количественных данных [13].
Глубинные интервью применяются для изучения индивидуальных траекторий формирования ценностей, жизненных стратегий молодых людей. Метод особенно эффективен при изучении маргинальных групп молодежи или специфических субкультур.
Контент-анализ социальных сетей представляет инновационный подход к изучению ценностей молодежи. Исследователи анализируют профили в социальной сети «ВКонтакте» для изучения ценностных ориентиров через заполненные пользователями анкеты. Этот метод позволил проанализировать данные более 57 тысяч пользователей в возрасте от 14 до 30 лет в Екатеринбурге [14].
Основные направления исследований
Семейные ценности
Исследования показывают, что семья остается центральной ценностью для российской молодежи. По данным масштабного исследования в восьми регионах России с выборкой более 7000 человек, в структуре жизненных ценностей молодежи семья занимает первое место. При этом 91% молодых россиян признают важность поддержания теплых отношений со всеми членами семьи [15].
Семейные ценности приобретают особое значение по мере взросления: если среди учащихся (14-18 лет) за счастливую семейную жизнь высказываются 27%, то среди молодежи 19-35 лет — уже 40%. Главной ценностью в жизни подростки и молодёжь называют физическое и психическое здоровье (61% учащихся и 65% молодежи), на втором месте — верные друзья (45% учащихся и 32% молодежи) [16].
Профессиональные и карьерные ориентации
Современная российская молодежь демонстрирует высокую мотивацию к профессиональной самореализации. В иерархии ценностей молодёжи (18-34 лет) первые три места занимают доход (15%), порядок и стабильность (11%), самореализация (8%). Для сравнения, у старшего поколения (35+) важнее всего стабильность (18%), а самореализация занимает одно из последних мест (3%) [17].
Молодежь городов-миллионников среди важнейших ценностей называет получение качественного образования (94%) и построение успешной карьеры (88%). При этом 89% респондентов хотят не только личного благополучия, но и стремятся улучшать свой город, регион и страну [18].
Патриотические ценности и гражданская идентичность
Исследования показывают сложную структуру патриотических установок российской молодежи. 83% молодежи идентифицируют себя как граждане РФ, 76% хорошо знают историю своей страны, 73% — историю своей семьи. В системе политических ценностей российской молодежи наиболее значимыми являются мир (70,7%), справедливость (69,8%), безопасность (68%), права человека (67,3%) [19].
Среди наиболее важных причин для гордости за страну молодежь называет великую русскую литературу, победу в Великой Отечественной войне и ведущую роль страны в освоении космоса. При этом для молодежи возвращение Крыма не входит в число важных причин для гордости, в отличие от старшего поколения [20].
Цифровое поведение и медиапотребление
Современная российская молодежь демонстрирует принципиально иную модель медиапотребления по сравнению со старшими возрастными группами. Молодежь 13-24 лет проводит значительно больше времени в интернете, особенно в социальных сетях, просматривает онлайн-видео и играет в игры. Социальные сети стали основным источником информации и средством коммуникации для молодого поколения [21].
Анализ профилей в социальной сети «ВКонтакте» показал, что различия в политических, религиозных и ценностных установках молодых пользователей могут быть дифференцированы по полу и возрасту. Этот метод открывает новые возможности для изучения ценностных ориентаций молодежи через анализ их цифрового поведения [22].
Региональные особенности
Исследования выявляют значительные региональные различия в ценностных ориентациях российской молодежи. Молодежь больших городов отличается более высоким уровнем индивидуалистических ценностей, в то время как молодежь малых городов и сельской местности в большей степени ориентирована на традиционные семейные ценности и коллективистские установки.
Исследование брачных установок и семейных ценностей среди молодёжи малых городов России показало позитивный подход к заключению брака и рождению детей. В то же время потенциал молодёжи малых городов как демографического ресурса страны во многом зависит от социально-экономического состояния региона и уровня развития промышленности [23].
Региональная специфика проявляется также в различиях политических ориентаций. Молодежь крупных городов демонстрирует более высокий уровень политической активности и критического отношения к власти, в то время как молодежь периферийных регионов характеризуется большей лояльностью к государственным институтам [24].
Динамика ценностных изменений
Лонгитюдные исследования позволяют отследить трансформацию ценностных ориентаций российской молодежи на протяжении последних десятилетий. За период с 1997 по 2024 год произошли существенные изменения в иерархии ценностей молодого поколения.
В 1997 году молодое поколение формировалось на переломе эпох, в то время как современное поколение 17-26-летних представляет собой «первый плод» социальных преобразований последних 25 лет. Современной молодежи сегодняшняя жизнь в стране нравится гораздо больше, чем их предшественникам: об этом говорят 64% представителей молодого и 45% старшего поколения [25].
За последние 20 лет среднее ожидаемое количество детей выросло с 1,9 до 2,4, а желаемое число детей — с 2,4 до 3,2. Однако сохраняется значительный репродуктивный разрыв (0,8 ребенка), обусловленный материальными и жилищными трудностями [26].
Влияние социальных факторов
Формирование ценностных ориентаций российской молодежи происходит под воздействием множества социальных факторов. Ключевыми агентами социализации выступают семья, образовательные учреждения, средства массовой информации, социальные сети и референтные группы.
Семья остается важнейшим институтом передачи ценностей: 57% младшей молодежной группы (14-17 лет) стараются прислушиваться к мнению родителей, бабушек и дедушек и отмечают, что советы родных во многом помогают им. Среди молодежи в целом этот показатель составляет 44% [27].
Образовательные учреждения играют важную роль в формировании гражданских ценностей и патриотических установок. Особое значение имеет взаимодействие вузов и институтов местного самоуправления в процессе формирования гражданской культуры студентов [28].
Проблемы и вызовы современных исследований
Современные исследования ценностей молодежи сталкиваются с рядом методологических и практических проблем. Одной из ключевых проблем является быстрая трансформация социальной реальности, которая требует постоянного обновления исследовательского инструментария.
Молодежь острее чувствует ценностный кризис: среди её представителей выше доля людей, которые чувствуют, что в их отношении нарушены ценности, в особенности честность и уважение. Основные «болевые точки» для различных групп молодёжи: для поколения 2000-х (18-20 лет) — образование (27%) и политика (27%); для поколения 1990-х (21-28 лет) — получение госуслуг (33%), политика (32%); для «поколения перестройки» (29-34 лет) — работа (32%) и политика (35%) [29].
Другой проблемой является необходимость учета цифровой трансформации общества. Информационное пространство становится непосредственной средой обитания молодых людей, что требует развития новых методов исследования, включая анализ больших данных и цифровых следов молодежи в интернете [30].
Перспективы развития
Развитие исследований ценностей молодежи в России связано с несколькими перспективными направлениями. Во-первых, это развитие междисциплинарных подходов, интегрирующих социологические, психологические, культурологические и политологические методы исследования.
Во-вторых, актуальным становится развитие цифровых методов исследования, включая анализ социальных сетей, больших данных и искусственного интеллекта для обработки информации о ценностных ориентациях молодежи.
В-третьих, важным направлением является развитие сравнительных международных исследований, позволяющих оценить специфику российской молодежи в глобальном контексте. Высшая школа экономики разрабатывает методики для оценки того, как российская молодежь усваивает традиционные ценности, с целью последующего масштабирования в других вузах страны [31].
Практическое применение результатов
Результаты исследований ценностей молодежи находят широкое применение в практической деятельности государственных и общественных организаций. Данные исследований используются для формирования стратегий развития образования, молодежной политики, социальной работы и культурной политики.
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО использует результаты мониторинга для разработки стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2030 года. Полученные результаты становятся основой для разработки рекомендаций органам исполнительной власти и создания новых методических материалов [32].
ВЦИОМ использует данные о ценностях молодежи для анализа электоральных предпочтений, прогнозирования социально-политических процессов и оценки эффективности государственных программ. Результаты исследований также применяются в маркетинге и рекламе для лучшего понимания целевых аудиторий [33].
Заключение
Изучение ценностей молодёжи в России представляет собой динамично развивающуюся область научных исследований, которая играет ключевую роль в понимании процессов социальной трансформации российского общества. Комплексный характер исследований, сочетающий различные методологические подходы и охватывающий широкий спектр аспектов молодежной жизни, позволяет получить целостную картину ценностных ориентаций молодого поколения.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что российская молодежь, сохраняя приверженность традиционным семейным ценностям, одновременно демонстрирует высокую мотивацию к личностному развитию, профессиональной самореализации и активному участию в жизни общества. Дальнейшее развитие этого направления исследований требует совершенствования методологического инструментария, развития междисциплинарных подходов и учета влияния цифровой трансформации на формирование ценностных ориентаций молодежи.
См. также
- Социологические исследования ценностей молодёжи
- Мониторинг положения молодёжи в российском обществе
- Исследования цифрового поведения молодёжи
- Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
- Российская академия образования — исследования молодёжи
- Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
- Изучение молодёжных субкультур и движений
- Региональные исследования молодёжных проблем
- Качественные и количественные методы изучения молодёжи
- Исследования эффективности молодёжной политики
Ссылки
[1] Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Официальный сайт
[2] Федеральный закон «О Государственной молодежной политике в Российской Федерации»
[3] ВЦИОМ. Традиционные ценности: ожидание и реальность
[4] Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации
[5] Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. Официальный сайт
[6] ФНИСЦ РАН. Официальный сайт
[8] Левада-центр. «Поколение Z»: установки и ценности
[9] НАФИ. Молодежь городов-миллионников назвала свои ценности
[10] ВЦИОМ. Методология исследований
[11] Институт воспитания РАО. Мониторинг ценностей молодежи
[12] Институт социологии ФНИСЦ РАН
[13] Левада-центр. Исследование российского «поколения Z»
[14] Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети «ВКонтакте»
[15] Семья в структуре ценностей молодежи
[16] Ценности современной российской молодёжи
[17] ВЦИОМ изучил главные ценности молодёжи
[18] НАФИ. Ценности молодежи городов-миллионников
[19] Ведомости. Молодые люди в России считают основными ценностями мир и справедливость
[20] Чем гордится и чего стыдится молодежь в России?
[21] Изучение ценностей молодежи через социальные сети
[22] Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети
[23] Исследование брачных установок и семейных ценностей среди современной молодежи
[25] Институт социологии РАН. Молодежь новой России: ценностные приоритеты
[26] ВЦИОМ. Динамика семейных ценностей
[27] ВЦИОМ. Роль семьи в формировании ценностей молодежи
[28] Роль университета и институтов местного самоуправления в формировании гражданской культуры студентов
[29] ВЦИОМ. Ценностный кризис молодежи
[30] Выбор метода исследования формирования ценностных ориентаций молодежи
[31] У российской молодежи замерят традиционные ценности
[32] Ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи
[33] ВЦИОМ. Применение результатов исследований молодежи
Статья создана с использованием языковой модели ИИ