Российская академия образования — исследования молодёжи: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
[[Файл:Russian_Academy_of_Education.jpg|мини|500x500пкс|Здание президиума Российской академии образования]]


[[Файл:rao_research_youth.jpg|мини|500x500пкс|Российская академия образования осуществляет фундаментальные исследования проблем молодёжи в системе образования]]
'''Российская академия образования (РАО)''' — федеральное государственное бюджетное учреждение, играющее ключевую роль в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в области образования, педагогики и психологии в Российской Федерации. [https://dev.rusacademedu.ru/ <nowiki>[1]</nowiki>] Одним из приоритетных направлений деятельности Академии является комплексное изучение проблем современной российской молодёжи, её развития, воспитания и социализации в быстро меняющихся социокультурных и технологических условиях.


'''Российская академия образования — исследования молодёжи''' — направление научно-исследовательской деятельности [[Российская академия образования|Российской академии образования]] (РАО), охватывающее комплексные исследования проблем российской молодежи в сфере образования, психологии, педагогики и молодёжной политики. Исследования РАО в области молодёжной тематики играют важную роль в формировании научно обоснованной молодёжной политики России и развитии системы образования [1][14].
Исследования РАО охватывают широкий спектр вопросов: от психологического здоровья и ценностных ориентаций молодых людей до их адаптации к цифровой среде и выстраивания образовательных и карьерных траекторий. [https://tass.ru/obschestvo/24888935 <nowiki>[2]</nowiki>] [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>] Результаты этих исследований служат научной основой для разработки и совершенствования государственной молодёжной политики, образовательных стандартов и программ психолого-педагогического сопровождения.


Российская академия образования является ключевым профильным экспертным, научно-методическим и прогностическим центром в области наук об образовании [102]. В структуре РАО функционирует развитая система исследований, направленных на изучение проблем молодёжи, включая психологические, педагогические и социальные аспекты развития молодого поколения.
== Законодательная база ==
 
Деятельность Российской академии образования по исследованию молодёжи регулируется комплексом нормативно-правовых актов, определяющих государственную политику в сфере науки, образования и молодёжной политики:
== История исследований молодёжи в РАО ==
* '''Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»''' — определяет правовые, организационные и экономические основы образования в РФ.
 
* '''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации»''' — устанавливает цели, принципы, основные направления и формы реализации молодёжной политики. [file:2]
Исследования проблем молодёжи в Российской академии образования имеют глубокие исторические корни. С момента основания РАО в её структуре развивались научные направления, связанные с изучением молодого поколения [105]. Особое внимание к молодёжной тематике усилилось в постсоветский период, когда потребовались новые подходы к исследованию ценностных ориентаций и поведенческих моделей российской молодёжи [14].
* '''Стратегия развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 года''' — определяет цели, задачи и приоритеты государственной молодёжной политики в долгосрочной перспективе. [https://www.youthpolicy.org/uploads/documents/140319_Project-of-Strategy-for-youth-till-2025.pdf <nowiki>[4]</nowiki>]
 
* '''Национальные проекты «Наука и университеты» и «Образование»''' — задают стратегические цели по обеспечению присутствия России в числе ведущих стран мира по качеству образования и объёму научных исследований, в том числе в области развития человеческого капитала. [file:8]
В 2000-2010-е годы исследования молодёжи в РАО получили системный характер, что было связано с необходимостью научного обоснования государственной молодёжной политики и развития системы образования [3]. Создание специализированных лабораторий и центров позволило углубить исследовательскую работу по молодёжной тематике.
 
== Структура исследований ==
 
=== Центры и лаборатории ===
 
В структуре РАО функционируют специализированные подразделения, занимающиеся исследованиями молодёжи:
 
* '''Центр воспитания и развития личности''' — под руководством академика РАО Н.Л. Селивановой проводит исследования воспитательной работы с молодёжью в высших учебных заведениях [17][20]
* '''Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования''' — изучает психологическое благополучие студентов и молодёжи [37]
* '''Центр развития инклюзивного образования''' — исследует проблемы инклюзивного образования молодых людей с ОВЗ [136]
* '''Совместная лаборатория с «Движением Первых»''' — обеспечивает научно-теоретическое сопровождение молодёжного движения [40]
 
=== Отделения РАО ===
 
Исследования молодёжи проводятся в рамках всех отделений академии:
 
* '''Отделение психологии и возрастной физиологии''' — изучает психологические особенности развития молодёжи [72]
* '''Отделение общего среднего образования''' — исследует проблемы образования старших школьников и студенческой молодёжи
* '''Отделение профессионального образования''' — занимается вопросами профессионального становления молодёжи
* '''Отделение образования и культуры''' — изучает духовно-нравственное воспитание молодого поколения


== Основные направления исследований ==
== Основные направления исследований ==
Исследовательская деятельность РАО по проблемам молодёжи носит междисциплинарный характер и концентрируется на нескольких ключевых направлениях.


=== Психологические исследования молодёжи ===
=== Психологическое благополучие и развитие личности ===
Одним из центральных направлений является изучение психологического портрета современного российского студента и молодого человека. Исследования РАО направлены на выявление индивидуально-психологических ресурсов, способствующих успешности в учёбе и общему психологическому благополучию. [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>]


РАО проводит масштабные исследования психологических особенностей современной российской молодёжи. С 2023 года реализуется '''Всероссийское исследование студентов первых курсов вузов''', в котором участвуют 7 тысяч первокурсников из 27 университетов России [37]. Исследование направлено на изучение тревожности, психологического благополучия и академической успеваемости молодёжи.
В частности, исследования последних лет выявили, что современная молодёжь, родившаяся в период с 1997 по 2010 год, чаще прибегает к стратегии «бегства-избегания» при столкновении с жизненными трудностями, что приводит к повышенному уровню стресса. [https://tass.ru/obschestvo/24888935 <nowiki>[2]</nowiki>] На основе этих данных РАО разрабатывает программы психологической помощи и адаптации для студентов, особенно первокурсников. Изучается также влияние специальной военной операции (СВО) на психологическое состояние студенческой молодёжи; исследования показывают наличие признаков психологической травматизации примерно у трети опрошенных. [https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2024_n4/Murashcenkova <nowiki>[5]</nowiki>]


Особое внимание уделяется исследованию '''психологического портрета современного студента'''. В 2025 году РАО представила результаты исследования, показавшие, что студенты поколения 1997-2010 годов рождения часто используют стратегию «бегства-избегания» при решении проблем [34].
=== Здоровьесбережение обучающихся ===
В сотрудничестве с Российской академией наук (РАН) РАО ведёт активную работу по разработке научных основ программ охраны здоровья детей, подростков и молодёжи. [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>] [https://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=a2052907-1054-4d8b-866d-052de2117340 <nowiki>[6]</nowiki>] Приоритетными направлениями являются:
* Междисциплинарные исследования физического, психоневрологического и когнитивного здоровья молодёжи.
* Разработка стратегий медицинского и психологического сопровождения в образовательных учреждениях.
* Изучение последствий перенесённых заболеваний (включая COVID-19) для здоровья и развития обучающихся.


=== Исследования ценностных ориентаций ===
Координационный совет РАН и РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи» определяет приоритетные направления совместных исследований и способствует внедрению их результатов в практику. [https://sn.ria.ru/20241030/zdorove-1981021855.html <nowiki>[7]</nowiki>]


РАО проводит системные исследования ценностных установок российской молодёжи. Изучаются смысложизненные ориентации молодого поколения, его отношение к традиционным ценностям и гражданская идентичность [14]. Исследования показывают важность формирования патриотических ценностей среди молодёжи.
=== Цифровая трансформация и безопасность ===
РАО активно изучает влияние цифровой среды на жизнь молодёжи. Исследования посвящены роли цифровых технологий в психологическом благополучии, взаимосвязи удовлетворённости жизнью в реальном и виртуальном мирах, а также проблемам цифровой безопасности. [https://sn.ria.ru/20241030/zdorove-1981021855.html <nowiki>[7]</nowiki>] Анализируются такие аспекты, как цифровая компетентность, пользовательская активность и отношение молодёжи к технологиям (технопессимизм, технофилия). [https://dev.rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2025/04/obzor2025-3-1.pdf <nowiki>[8]</nowiki>]


=== Образовательные траектории молодёжи ===
=== Профилактика деструктивного поведения ===
Анализ и профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи — важное направление работы РАО. На основе анализа мирового опыта и российских исследований разрабатываются модели профилактики школьной травли (буллинга), одиночных актов агрессии в образовательных организациях и вовлечённости в асоциальные группы. [https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-agressii-i-destruktivnogo-povedeniya-molodyozhi-analiz-mirovogo-opyta <nowiki>[9]</nowiki>]


Академия изучает образовательные стратегии молодых людей, включая выбор профессии, планы трудоустройства и карьерные ориентации [4]. Исследуются особенности профессионального самоопределения молодёжи в условиях современного рынка труда.
=== Воспитание и социализация ===
РАО осуществляет научное сопровождение воспитательной деятельности, в том числе в рамках сотрудничества с общероссийским общественно-государственным движением детей и молодёжи «Движение Первых». В Академии действует совместная лаборатория, где учёные РАО и представители движения разрабатывают научно-педагогическую модель наставничества и другие программы, направленные на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. [https://scientificrussia.ru/articles/kuznica-pokolenia-vospitanie-detej-i-molodezi-obsudili-na-konferencii-v-rossijskoj-akademii-obrazovania <nowiki>[10]</nowiki>] Исследуются также ценностные ориентации молодёжи, роль социального проектирования в формировании гражданской ответственности и патриотизма. [https://dev.rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2025/04/obzor2025-3-1.pdf <nowiki>[8]</nowiki>]


=== Цифровое поведение молодёжи ===
== Научные центры и лаборатории ==
Исследования по молодёжной проблематике ведутся в различных структурных подразделениях РАО:
* '''Центр развития педагогического образования''' — занимается научным сопровождением развития педагогического образования, что включает подготовку кадров для работы с молодёжью. [https://dev.rusacademedu.ru/crpo-about/ <nowiki>[11]</nowiki>]
* '''Центр развития инклюзивного образования''' — изучает факторы, влияющие на психическое и физическое развитие подростков, в том числе с особыми образовательными потребностями. [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>]
* '''Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования''' — проводит популяционные и лонгитюдные исследования для оценки психического развития обучающихся и выявления ранних маркеров возможных нарушений. [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>]
* '''Центр междисциплинарных исследований''' — проводит исследования психологического портрета современного студента. [https://tass.ru/obschestvo/24888935 <nowiki>[2]</nowiki>]
* '''Лаборатория «Движения Первых»''' — совместный проект РАО и «Движения Первых» для научно-теоретической проработки вопросов наставничества и воспитания. [https://scientificrussia.ru/articles/kuznica-pokolenia-vospitanie-detej-i-molodezi-obsudili-na-konferencii-v-rossijskoj-akademii-obrazovania <nowiki>[10]</nowiki>]


РАО исследует влияние цифровых технологий на развитие молодого поколения. Изучаются возможности и риски цифровизации образования для личностного развития молодёжи [17]. Особое внимание уделяется вопросам цифровой безопасности и медиаграмотности.
== Программы и мероприятия ==
Для поддержки молодых исследователей и популяризации науки РАО реализует ряд программ и мероприятий.


== Методология исследований ==
=== Конкурс «Молодым ученым за успехи в науке» ===
С 2016 года РАО ежегодно проводит '''Конкурс молодых учёных в области наук об образовании''' на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке». [https://ria.ru/20250908/nauka-2040059086.html <nowiki>[12]</nowiki>] Цель конкурса — активизация и повышение качества исследований, выполняемых молодыми учёными (в возрасте до 35 лет) в сфере наук об образовании. С 2022 года конкурс входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий в РФ. [https://ria.ru/20250908/nauka-2040059086.html <nowiki>[12]</nowiki>]


=== Популяционные исследования ===
Конкурс проводится в два этапа: заочный отбор и очный финал с публичной защитой проектов. [https://research.spbstu.ru/grants/konkurs_na_soiskanie_medali_rao_2025/ <nowiki>[13]</nowiki>] Номинации охватывают широкий круг тем, включая:
* Теорию и методологию педагогики и психологии.
* Экспериментальные и междисциплинарные исследования.
* Воспитание и наставничество.
* Популяризацию научных знаний. [https://nauka.tass.ru/nauka/21689315 <nowiki>[14]</nowiki>]


РАО проводит масштабные популяционные исследования для оценки нормативных показателей психического и социального развития российской молодёжи. Эти исследования позволяют получить объективную картину состояния молодого поколения [37].
Победители получают денежное вознаграждение, а также возможность представить свои достижения на престижных площадках, таких как Конгресс молодых учёных в «Сириусе». [https://ria.ru/20250908/nauka-2040059086.html <nowiki>[12]</nowiki>]
 
=== Лонгитюдные исследования ===
 
Академия реализует лонгитюдные исследования для определения траекторий развития молодёжи и выявления ранних маркеров возможных проблем. Такой подход позволяет прогнозировать тенденции развития молодого поколения.
 
=== Междисциплинарные исследования ===
 
РАО активно развивает междисциплинарные исследования, объединяющие психологические, педагогические, социологические и медицинские подходы к изучению молодёжи [37].
 
== Исследовательские программы и проекты ==
 
=== Программа "Психологический портрет современного студента" ===
 
Масштабная исследовательская программа, охватывающая студентов российских вузов. В рамках программы изучаются индивидуально-психологические ресурсы, способствующие образовательным успехам и психологическому благополучию молодёжи [34][37].
 
=== Исследования post-COVID последствий ===
 
РАО изучает влияние пандемии COVID-19 на психическое и физическое здоровье молодёжи. Разрабатываются программы психологической реабилитации подростков, перенесших коронавирусную инфекцию [136].
 
=== Программы воспитательной работы в вузах ===
 
Под руководством академика Н.Л. Селивановой разрабатываются теоретические и практические основы организации воспитательной работы с молодёжью в высших учебных заведениях [17][20].
 
== Конкурсы и мероприятия для молодых исследователей ==
 
=== Конкурс молодых учёных РАО ===
 
С 2016 года РАО проводит ежегодный '''Конкурс молодых учёных в области наук об образовании'''. В 2024 году количество заявок увеличилось на 47%, а география участников расширилась с 8 до 27 регионов России [36][138]. Победители получают медаль «Молодым учёным за успехи в науке» и денежное вознаграждение [39].


=== Научные конференции ===
=== Научные конференции ===
РАО регулярно организует научные и научно-практические конференции для молодых учёных, аспирантов и студентов. Эти мероприятия становятся площадкой для обмена опытом, установления профессиональных контактов и обсуждения актуальных проблем наук об образовании. [https://ikp-rao.ru/v-rao-projdet-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-molodyh-uchenyh/ <nowiki>[15]</nowiki>] [https://www.academia.edu/119907122/ <nowiki>[16]</nowiki>]


РАО регулярно организует научные конференции молодых учёных, включая:
* Научную конференцию молодых учёных в области наук об образовании
* Летние школы молодых учёных «Психология образования» [75]
* Специализированные конференции по проблемам молодёжи
=== Участие в Конгрессе молодых учёных ===
Представители РАО активно участвуют в ежегодном '''Конгрессе молодых учёных''' в «Сириусе». В 2022 году на Конгрессе была проведена стратегическая сессия РАО «Готовность к инновациям, опора на традиции: как наука изменит образование XXI века» [137].
== Совет молодых учёных и специалистов РАО ==
В структуре РАО функционирует '''Совет молодых учёных и специалистов''', который координирует исследовательскую деятельность молодых учёных академии [104]. Председателем Совета является Н.А. Краснощёков, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах [107].
Совет организует:
* Научные мероприятия для молодых исследователей
* Конкурсы научно-исследовательских работ
* Взаимодействие с молодёжными научными сообществами
* Экспертизу молодёжных проектов
== Взаимодействие с государственными органами ==
=== Сотрудничество с Росмолодёжью ===
РАО активно сотрудничает с Федеральным агентством по делам молодёжи в рамках реализации национального проекта «Молодёжь и дети». Результаты исследований РАО используются при разработке программ молодёжной политики [38].
=== Участие в федеральных программах ===
Исследования РАО в области молодёжи интегрированы в федеральные программы:
* Национальный проект «Образование»
* Национальный проект «Молодёжь и дети»
* Десятилетие науки и технологий
* Стратегия развития воспитания до 2025 года
== Региональные исследования ==
=== Региональные научные центры ===
В структуре РАО функционируют региональные научные центры, изучающие специфику молодёжных проблем в различных регионах России:
* '''Сибирское отделение РАО''' (Красноярск) — исследования молодёжи Сибири
* '''Северо-Западное отделение''' (Санкт-Петербург) — изучение молодёжи Северо-Запада
* '''Южное отделение''' (Ростов-на-Дону) — исследования молодёжи Юга России
* '''Дальневосточное отделение''' (Владивосток) — изучение молодёжи Дальнего Востока
* '''Поволжское отделение''' (Казань) — исследования молодёжи Поволжья [121]
=== Амурский научный центр РАО ===
Амурский научный центр РАО на базе Амурского государственного университета проводит исследования профессионально ориентированной подготовки молодёжи для региональной экономики и изучает психологические ресурсы вовлечённости молодёжи в образовательное пространство [122].
== Международное сотрудничество ==
РАО развивает международное сотрудничество в области исследований молодёжи. Проводятся совместные исследования с зарубежными научными центрами, организуются международные конференции по проблемам молодёжи [140].
Особое внимание уделяется сравнительным исследованиям молодёжной политики России и других стран, изучению международного опыта работы с молодёжью [94].
== Публикационная деятельность ==
=== Научные журналы ===
Результаты исследований молодёжи публикуются в журналах РАО:
* «Учёные записки Российской академии образования»
* «Известия РАО»
* Специализированные сборники по проблемам молодёжи
=== Монографии и доклады ===
РАО регулярно издаёт монографии и аналитические доклады по проблемам молодёжи, включая:
* «Российская молодёжь: образование и наука» [4]
* «Российская молодёжь в контексте социологического анализа» [14]
* Доклады о состоянии молодёжной политики [38]
== Практическое применение результатов ==
=== Образовательные программы ===
Результаты исследований РАО используются при разработке образовательных программ для работы с молодёжью. Академия реализует программы повышения квалификации специалистов по молодёжной политике [52].
=== Экспертная деятельность ===
РАО осуществляет экспертизу государственных программ в области молодёжной политики, даёт научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию работы с молодёжью.
=== Методические разработки ===
На основе исследований разрабатываются методические рекомендации для образовательных организаций по работе с молодёжью, включая программы профилактики и поддержки молодых людей.
== Современные вызовы ==
=== Цифровая трансформация ===
РАО исследует влияние цифровой трансформации на развитие молодёжи, изучает возможности и риски использования цифровых технологий в образовании и социализации молодого поколения [17].
=== Пост-пандемийные исследования ===
Академия изучает долгосрочные последствия пандемии COVID-19 для психического здоровья и образования молодёжи, разрабатывает программы восстановления и поддержки [37].
=== Геополитические вызовы ===
В условиях изменившейся геополитической обстановки РАО исследует влияние информационных атак на сознание молодёжи, разрабатывает меры противодействия деструктивной пропаганде [38].
== Перспективы развития ==
Развитие исследований молодёжи в РАО связано с углублением междисциплинарного подхода, расширением международного сотрудничества и усилением связи науки с практикой молодёжной политики. Планируется создание единой цифровой платформы для мониторинга состояния российской molодёжи и координации исследовательских усилий.


== См. также ==
== См. также ==
* [[Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)]]
* [[Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)]]
* [[Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации]]
* [[Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации]]
Строка 207: Строка 78:
== Ссылки ==
== Ссылки ==


[1] [https://mirros.hse.ru/article/view/27715 Демографические ориентации молодежи, сформированные в условиях институциональной стабильности к началу 2020-х годов]
[1] [https://dev.rusacademedu.ru/ Официальный сайт Российской академии образования]
 
[3] [http://www.rppe.ru/new/index.php/rppe/article/view/978 Региональные особенности социально-политической ориентации и активности российской молодежи]
 
[4] [https://issek.hse.ru/news/211255586.html Российская молодежь: образование и наука]
 
[14] [https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=7555 Российская молодежь в контексте социологического анализа]
 
[17] [https://dev.rusacademedu.ru/otd-fitp/ Об отделении - Российская академия образования]
 
[20] [https://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2024/08/obzor-2024-8-1.pdf Информационно-аналитические данные РАО]
 
[34] [https://tass.ru/obschestvo/24888935 Глава РАО Васильева: нынешняя молодежь часто избегает проблем]
 
[36] [https://ria.ru/20250908/nauka-2040059086.html Российская академия образования в десятый раз наградит молодых ученых]
 
[37] [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ Здоровье и образование детей, подростков и молодёжи обсудили участники заседания Координационного совета РАН и РАО]
 
[38] [https://mollab.hse.ru/mirror/pubs/share/823942055.pdf Доклад о реализации молодёжной политики в современных условиях]


[39] [https://rus.study/news/557 Российская академия образования проводит конкурс молодых учёных]
[2] [https://tass.ru/obschestvo/24888935 Глава РАО Васильева: нынешняя молодежь часто обращается к стратегии бегства-избегания]


[40] [https://scientificrussia.ru/articles/kuznica-pokolenia-vospitanie-detej-i-molodezi-obsudili-na-konferencii-v-rossijskoj-akademii-obrazovania Кузница поколения. Воспитание детей и молодежи обсудили на конференции в Российской академии образования]
[3] [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ Здоровье и образование детей, подростков и молодёжи обсудили участники заседания Координационного совета РАН и РАО]


[52] [https://sdo.rusacademedu.ru Система дистанционного обучения РАО]
[4] [https://www.youthpolicy.org/uploads/documents/140319_Project-of-Strategy-for-youth-till-2025.pdf Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года]


[72] [https://pirao.ru Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт РАО»]
[5] [https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2024_n4/Murashcenkova Психологическое состояние российской студенческой молодежи в условиях кризиса: связь с культурным и политическим патриотизмом]


[75] [https://pi-rao.ru/news/event/3973/ Летняя школа молодых учёных «Психология образования: современные исследования»]
[6] [https://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=a2052907-1054-4d8b-866d-052de2117340 РАО и РАН определили приоритетные направления исследовательской деятельности]


[102] [https://mauniver.ru/structure/centers/mancrao/rao/ Российская академия образования РАО]
[7] [https://sn.ria.ru/20241030/zdorove-1981021855.html Заседание "Здоровье и образование детей, подростков и молодежи"]


[104] [https://www.law.msu.ru/news/zasedanie_soveta_molodyh_uchenyh_i_specialistov_rao_2023-02-09-7331 Заседание Совета молодых ученых и специалистов РАО]
[8] [https://dev.rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2025/04/obzor2025-3-1.pdf Информационно-аналитический обзор РАО «Актуальные исследования педагогического образования», март 2025]


[105] [https://ru.wikipedia.org/wiki/Российская_академия_образования Российская академия образования]
[9] [https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-agressii-i-destruktivnogo-povedeniya-molodyozhi-analiz-mirovogo-opyta Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта]


[107] [https://vestniknews.ru/novosti/15342-v-rao-vyberut-luchshikh-molodykh-issledovatelej-v-oblasti-nauk-ob-obrazovanii.html В РАО выберут лучших молодых исследователей в области наук об образовании]
[10] [https://scientificrussia.ru/articles/kuznica-pokolenia-vospitanie-detej-i-molodezi-obsudili-na-konferencii-v-rossijskoj-akademii-obrazovania Кузница поколения. Воспитание детей и молодежи обсудили на конференции в Российской академии образования]


[121] [https://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2022/09/3.-o-perspektivah-razvitija-nc-rao-v-skfo.pdf О перспективах развития НЦ РАО в СКФО]
[11] [https://dev.rusacademedu.ru/crpo-about/ О Центре развития педагогического образования РАО]


[122] [https://dev.rusacademedu.ru/soveshanie-feb-2025/ Совещание — Февраль 2025]
[12] [https://ria.ru/20250908/nauka-2040059086.html Российская академия образования в десятый раз наградит молодых ученых]


[136] [https://health-family.ru/ru/science/rossiyskaya-akademiya-obrazovaniya/ints-rao-i-tsentr-razvitiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-rao-obsudili-predvaritelnye-itogi-issledovani/ ИНЦ РАО И ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАО обсудили предварительные итоги исследований]
[13] [https://research.spbstu.ru/grants/konkurs_na_soiskanie_medali_rao_2025/ Конкурс молодых ученых в области наук об образовании на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке» 2025 года]


[137] [https://xn--80aa3ak5a.xn--p1ai/news/v-siriuse-obyavili-pobediteley-konkursa-molodykh-uchenykh-rao/ В «Сириусе» объявили победителей конкурса молодых ученых РАО]
[14] [https://nauka.tass.ru/nauka/21689315 Российская академия образования проведет конкурс молодых ученых]


[138] [https://xn--80aa3ak5a.xn--p1ai/news/prodolzhaetsya-konkurs-molodykh-uchenykh-v-oblasti-nauk-ob-obrazovanii/ Продолжается Конкурс молодых ученых в области наук об образовании]
[15] [https://ikp-rao.ru/v-rao-projdet-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-molodyh-uchenyh/ В РАО пройдет научно-практическая конференция молодых ученых]


[140] [https://ikp-rao.ru/v-moskve-projdet-konferenciya-posvyashhennaya-inkljuzii-xxi-veka/ ИКП и РАО проведут международную научно-практическую конференцию]
[16] [https://www.academia.edu/119907122/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D1%8C_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0 Российская молодежь: образование и наука]


[[Категория:Исследования молодёжи]]
[[Категория:Исследования молодёжи]]

Версия от 18:21, 14 сентября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Файл:Russian Academy of Education.jpg
Здание президиума Российской академии образования

Российская академия образования (РАО) — федеральное государственное бюджетное учреждение, играющее ключевую роль в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в области образования, педагогики и психологии в Российской Федерации. [1] Одним из приоритетных направлений деятельности Академии является комплексное изучение проблем современной российской молодёжи, её развития, воспитания и социализации в быстро меняющихся социокультурных и технологических условиях.

Исследования РАО охватывают широкий спектр вопросов: от психологического здоровья и ценностных ориентаций молодых людей до их адаптации к цифровой среде и выстраивания образовательных и карьерных траекторий. [2] [3] Результаты этих исследований служат научной основой для разработки и совершенствования государственной молодёжной политики, образовательных стандартов и программ психолого-педагогического сопровождения.

Законодательная база

Деятельность Российской академии образования по исследованию молодёжи регулируется комплексом нормативно-правовых актов, определяющих государственную политику в сфере науки, образования и молодёжной политики:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — определяет правовые, организационные и экономические основы образования в РФ.
  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» — устанавливает цели, принципы, основные направления и формы реализации молодёжной политики. [file:2]
  • Стратегия развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 года — определяет цели, задачи и приоритеты государственной молодёжной политики в долгосрочной перспективе. [4]
  • Национальные проекты «Наука и университеты» и «Образование» — задают стратегические цели по обеспечению присутствия России в числе ведущих стран мира по качеству образования и объёму научных исследований, в том числе в области развития человеческого капитала. [file:8]

Основные направления исследований

Исследовательская деятельность РАО по проблемам молодёжи носит междисциплинарный характер и концентрируется на нескольких ключевых направлениях.

Психологическое благополучие и развитие личности

Одним из центральных направлений является изучение психологического портрета современного российского студента и молодого человека. Исследования РАО направлены на выявление индивидуально-психологических ресурсов, способствующих успешности в учёбе и общему психологическому благополучию. [3]

В частности, исследования последних лет выявили, что современная молодёжь, родившаяся в период с 1997 по 2010 год, чаще прибегает к стратегии «бегства-избегания» при столкновении с жизненными трудностями, что приводит к повышенному уровню стресса. [2] На основе этих данных РАО разрабатывает программы психологической помощи и адаптации для студентов, особенно первокурсников. Изучается также влияние специальной военной операции (СВО) на психологическое состояние студенческой молодёжи; исследования показывают наличие признаков психологической травматизации примерно у трети опрошенных. [5]

Здоровьесбережение обучающихся

В сотрудничестве с Российской академией наук (РАН) РАО ведёт активную работу по разработке научных основ программ охраны здоровья детей, подростков и молодёжи. [3] [6] Приоритетными направлениями являются:

  • Междисциплинарные исследования физического, психоневрологического и когнитивного здоровья молодёжи.
  • Разработка стратегий медицинского и психологического сопровождения в образовательных учреждениях.
  • Изучение последствий перенесённых заболеваний (включая COVID-19) для здоровья и развития обучающихся.

Координационный совет РАН и РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи» определяет приоритетные направления совместных исследований и способствует внедрению их результатов в практику. [7]

Цифровая трансформация и безопасность

РАО активно изучает влияние цифровой среды на жизнь молодёжи. Исследования посвящены роли цифровых технологий в психологическом благополучии, взаимосвязи удовлетворённости жизнью в реальном и виртуальном мирах, а также проблемам цифровой безопасности. [7] Анализируются такие аспекты, как цифровая компетентность, пользовательская активность и отношение молодёжи к технологиям (технопессимизм, технофилия). [8]

Профилактика деструктивного поведения

Анализ и профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи — важное направление работы РАО. На основе анализа мирового опыта и российских исследований разрабатываются модели профилактики школьной травли (буллинга), одиночных актов агрессии в образовательных организациях и вовлечённости в асоциальные группы. [9]

Воспитание и социализация

РАО осуществляет научное сопровождение воспитательной деятельности, в том числе в рамках сотрудничества с общероссийским общественно-государственным движением детей и молодёжи «Движение Первых». В Академии действует совместная лаборатория, где учёные РАО и представители движения разрабатывают научно-педагогическую модель наставничества и другие программы, направленные на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. [10] Исследуются также ценностные ориентации молодёжи, роль социального проектирования в формировании гражданской ответственности и патриотизма. [8]

Научные центры и лаборатории

Исследования по молодёжной проблематике ведутся в различных структурных подразделениях РАО:

  • Центр развития педагогического образования — занимается научным сопровождением развития педагогического образования, что включает подготовку кадров для работы с молодёжью. [11]
  • Центр развития инклюзивного образования — изучает факторы, влияющие на психическое и физическое развитие подростков, в том числе с особыми образовательными потребностями. [3]
  • Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования — проводит популяционные и лонгитюдные исследования для оценки психического развития обучающихся и выявления ранних маркеров возможных нарушений. [3]
  • Центр междисциплинарных исследований — проводит исследования психологического портрета современного студента. [2]
  • Лаборатория «Движения Первых» — совместный проект РАО и «Движения Первых» для научно-теоретической проработки вопросов наставничества и воспитания. [10]

Программы и мероприятия

Для поддержки молодых исследователей и популяризации науки РАО реализует ряд программ и мероприятий.

Конкурс «Молодым ученым за успехи в науке»

С 2016 года РАО ежегодно проводит Конкурс молодых учёных в области наук об образовании на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке». [12] Цель конкурса — активизация и повышение качества исследований, выполняемых молодыми учёными (в возрасте до 35 лет) в сфере наук об образовании. С 2022 года конкурс входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий в РФ. [12]

Конкурс проводится в два этапа: заочный отбор и очный финал с публичной защитой проектов. [13] Номинации охватывают широкий круг тем, включая:

  • Теорию и методологию педагогики и психологии.
  • Экспериментальные и междисциплинарные исследования.
  • Воспитание и наставничество.
  • Популяризацию научных знаний. [14]

Победители получают денежное вознаграждение, а также возможность представить свои достижения на престижных площадках, таких как Конгресс молодых учёных в «Сириусе». [12]

Научные конференции

РАО регулярно организует научные и научно-практические конференции для молодых учёных, аспирантов и студентов. Эти мероприятия становятся площадкой для обмена опытом, установления профессиональных контактов и обсуждения актуальных проблем наук об образовании. [15] [16]


См. также

Ссылки

[1] Официальный сайт Российской академии образования

[2] Глава РАО Васильева: нынешняя молодежь часто обращается к стратегии бегства-избегания

[3] Здоровье и образование детей, подростков и молодёжи обсудили участники заседания Координационного совета РАН и РАО

[4] Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года

[5] Психологическое состояние российской студенческой молодежи в условиях кризиса: связь с культурным и политическим патриотизмом

[6] РАО и РАН определили приоритетные направления исследовательской деятельности

[7] Заседание "Здоровье и образование детей, подростков и молодежи"

[8] Информационно-аналитический обзор РАО «Актуальные исследования педагогического образования», март 2025

[9] Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта

[10] Кузница поколения. Воспитание детей и молодежи обсудили на конференции в Российской академии образования

[11] О Центре развития педагогического образования РАО

[12] Российская академия образования в десятый раз наградит молодых ученых

[13] Конкурс молодых ученых в области наук об образовании на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке» 2025 года

[14] Российская академия образования проведет конкурс молодых ученых

[15] В РАО пройдет научно-практическая конференция молодых ученых

[16] Российская молодежь: образование и наука