Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 84: Строка 84:


* [[Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации]]
* [[Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации]]
* [[Институт Уполномоченного по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации]]
* [https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml Конвенция о правах ребёнка]
* [https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml Конвенция о правах ребёнка]
* [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»]
* [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»]

Версия от 21:51, 15 сентября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка (неофициально детский омбудсмен) — должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, введённая Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов детей.

Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В настоящее время должность занимает Мария Алексеевна Львова-Белова, назначенная на эту должность 27 октября 2021 года сроком на пять лет [1].

История института

Становление института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации началось в 1998 году с запуском реализации пилотного проекта по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в регионах России. Министерство труда и социальной защиты РФ совместно с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ содействовал учреждению на первом этапе пяти постов Уполномоченных в Волгоградской, Калужской, Новгородской областях, городах Санкт-Петербург и Екатеринбург [2].

По состоянию на 1 февраля 2003 года уже было учреждено 12 постов Уполномоченных на уровне субъектов Российской Федерации и 3 — на уровне муниципального образования. В 5 регионах России пост Уполномоченного был введен на основании закона субъекта Российской Федерации. Порядок назначения и организационно-правовой статус региональных Уполномоченных был в тот период различен — в большинстве случаев Уполномоченные были включены в систему исполнительной власти и назначались главами администраций [3].

Должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка была учреждена 1 сентября 2009 года Указом Президента РФ № 986. Органам государственной власти субъектов РФ было рекомендовано также учредить должность уполномоченного по правам ребенка. На момент подписания Указа детские омбудсмены уже действовали в 18 регионах страны. Ровно через год их стало уже 48, а к концу 2010 года — 62. К началу 2015 года становление института было завершено во всех 85 регионах, в том числе в Крыму и Севастополе [4].

Законодательная база

Правовую основу деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Основным федеральным законом, регулирующим деятельность детских омбудсменов в России, является Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации», который определил особенности правового положения, основные задачи и полномочия федерального и региональных уполномоченных по правам ребенка [5].

Согласно данному закону, Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд. Требования к кандидату включают: гражданство РФ, возраст не моложе 30 лет, безупречная репутация, высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав детей либо опыт правозащитной деятельности [6].

В декабре 2018 года детский омбудсмен получил дополнительные полномочия: право подавать иски в суд о признании незаконными действий государственных органов в отношении детей, по собственной инициативе участвовать в судебном разбирательстве по гражданскому делу, касающемуся интересов детей, право отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении сведений, ставших известными в связи с выполнением обязанностей [7].

Организации поддержки

Государственные структуры

Обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации. Аппарат осуществляет организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности детского омбудсмена [8].

Федеральный уполномоченный выступает координатором деятельности уполномоченных в субъектах Российской Федерации. Сегодня уполномоченные и советники глав регионов по правам ребенка действуют в 88 регионах. В субъектах РФ также имеются региональные уполномоченные по правам ребенка, которые формально назначаются, финансируются и отчитываются перед властями субъекта РФ, но фактически входят в структуру федерального уполномоченного [9].

В структуру аппарата входят: Руководитель Аппарата, Заместитель руководителя Аппарата, Отдел по обеспечению деятельности Уполномоченного, Аналитическая группа, Документационный отдел, Организационный отдел, Пресс-служба, Юридический отдел, Экспертно-правовая группа, Отдел стратегических программ и другие подразделения [10]

Негосударственные организации

Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка создан Общественный совет, в состав которого вошли более 140 представителей некоммерческих организаций, общественных объединений и иных институтов гражданского общества в сфере охраны детства, семьи, материнства и отцовства. В рамках Общественного совета сформированы рабочие группы по различным направлениям работы с детьми [11].

Для реализации стратегических программ создан Благотворительный фонд «Страна для детей», который оказывает социальную, гуманитарную, психологическую, реабилитационную и иную помощь нуждающимся детям, семьям с детьми и детским организациям.

Социальная политика и меры поддержки

Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей. Уполномоченный содействует: восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей; совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав детей; развитию международного сотрудничества в области защиты прав детей; совершенствованию форм и методов защиты прав детей [12].

В 2024 году в аппарат Уполномоченного поступило 17 917 обращений от граждан РФ, что на 22,8% больше, чем в предыдущем году. Большее число обращений касалось права жить и воспитываться в семье — 3 809 (21%), по проблемам социального обеспечения и социального страхования — 3 051 обращение (17%), по жилищной тематике — 2 663 обращения (15%), касающихся права на жизнь и защиту от насилия — 2 398 (13%) [13].

Основными направлениями деятельности Уполномоченного являются: защита прав и законных интересов конкретных детей; внесение предложений в органы государственной власти по устранению системных нарушений; улучшение ситуации в целом на основе изучения и анализа повторяющихся нарушений прав ребенка; участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав детей [14].

Программы и мероприятия

Стратегические программы

Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка разработаны и реализуются четыре стратегические программы:

«Дети в семье» — программа, направленная на сохранение семьи для ребёнка и ребёнка в семье, профилактику социального сиротства. В рамках программы особое внимание уделяется работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и восстановлению родительских прав [15].

«Подростки России» — программа, направленная на всестороннее развитие системной работы с подростками в стране, снижение уровня антисоциального, противоправного и деструктивного поведения в подростковой среде. Включает создание сети подростковых центров и сопровождаемое трудоустройство. В рамках программы создан Федеральный подростковый центр и запущен информационный ресурс «РосПодрос.ру» [16].

«Сопровождение через всю жизнь» — программа, направленная на выстраивание доступных возможностей социализации для детей и молодых взрослых с инвалидностью и их семей.

«Страна для детей» — программа, направленная на оказание адресной помощи детям и семьям с детьми. В рамках программы действует гуманитарная акция «Детям — в руки», которая направлена на поддержку детей и семей из новых субъектов РФ [17].

Деятельность в условиях специальной военной операции

С начала специальной военной операции институт уполномоченных по правам ребенка активно включился в работу по защите прав детей. Российские регионы приняли более 5 миллионов жителей Украины и республик Донбасса, из них более 730 тысяч — дети. Уполномоченный неоднократно выезжала на Донбасс для оказания гуманитарной помощи семьям и детям [18].

Основными задачами в рамках СВО являются: содействие в обеспечении безопасности детей, оказавшихся в зонах военных действий; содействие в реализации прав детей на образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение; помощь в воссоединении детей с родителями и другими близкими, которые были разлучены в период СВО [19].

Исследования и аналитика

Уполномоченный регулярно проводит мониторинги и исследования в области защиты прав детей. Ежегодно публикуется Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, который представляется Президенту России. В докладе содержится статистика обращений граждан, результаты стратегических программ и гуманитарных проектов, итоги проведенных мониторингов соблюдения прав детей, предложения по совершенствованию системы защиты детства [20].

В 2023 году была проведена Всероссийская инспекция системы профилактики социального сиротства, по итогам которой Уполномоченный предложила расширить полномочия детских омбудсменов в сфере профилактики социального сиротства и уточнить объем и сроки их полномочий в регионах [21].

Порядок обращения к Уполномоченному

Граждане могут обратиться к Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка несколькими способами:

  • через официальный сайт в электронном виде;
  • по почте по адресу: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д. 7 стр. 1;
  • по электронной почте: obr@deti.gov.ru;

См. также

Ссылки

[1] Официальный сайт Президента России

[2] Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка

[3] История института уполномоченного по правам ребенка

[4] Становление института детского омбудсмена в России

[5] Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 501-ФЗ

[6] Федеральный закон об уполномоченных по правам ребенка

[7] Российская газета - текст закона

[8] Управление делами Президента РФ

[9] Региональные уполномоченные

[10] Структура аппарата

[11] Общественный совет

[12] Деятельность уполномоченного

[13] Статистика обращений за 2024 год

[14] Полномочия уполномоченного

[15] Стратегические программы

[16] Информационный ресурс РосПодрос

[17] Программы института

[18] Деятельность в условиях СВО

[19] Бюллетень о деятельности

[20] Доклад о деятельности

[21] ТАСС - новости о расширении полномочий


Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.