Национальная киберфизическая платформа «Берлога»: различия между версиями

Материал из Гид по молодежной политике
Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «12»
 
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
12
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
[[Файл:Berloga_Platform_Logo.jpg|мини|500x500пкс|Логотип Национальной киберфизической платформы «Берлога»]]
 
'''Национальная киберфизическая платформа «Берлога»''' — это всероссийский проект, направленный на массовое вовлечение школьников и молодежи в сферу высоких технологий и инженерное образование через использование образовательных мобильных и видеоигр [https://kruzhok.org/iniciativy/post/berloga2023 <nowiki>[1]</nowiki>]. Платформа была запущена в 2023 году и представляет собой комплексную среду, объединяющую виртуальное игровое пространство с реальной образовательной деятельностью в технологических кружках [http://government.ru/news/54344/ <nowiki>[2]</nowiki>]. Основная цель проекта — познакомить молодых людей с приоритетными направлениями технологического суверенитета России, такими как робототехника, искусственный интеллект, беспилотные авиационные системы (БАС), и создать устойчивый интерес к инженерным профессиям для последующего поступления в профильные вузы. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx <nowiki>[3]</nowiki>].
 
Проект реализуется командой [[Агентство стратегических инициатив|Агентства стратегических инициатив (АСИ)]], АНО «Платформа [[Национальная технологическая инициатива|Национальной технологической инициативы (НТИ)]]» и [[Кружковое движение НТИ|Кружкового движения НТИ]] при поддержке Правительства Российской Федерации [https://journal.kruzhok.org/tpost/kmfjfulpt1-natsionalnaya-kiberfizicheskaya-platform <nowiki>[4]</nowiki>]. Пилотным регионом для запуска и апробации платформы стала Республика Башкортостан. С момента старта в 2023 году количество пользователей игр НКФП «Берлога» превысило 640 000 человек, что свидетельствует о высокой востребованности проекта среди молодежи. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx <nowiki>[3]</nowiki>]. Уникальность «Берлоги» заключается в создании «киберфизического моста» — возможности переносить достижения из игрового мира в реальный образовательный процесс и обратно, что отличает ее от существующих образовательных и игровых продуктов [https://kruzhok.org/news/post/igrovuyu-platformu-dlya-shkolnikov-berloga-vpervye-predstavili-na-pmef-2023 <nowiki>[5]</nowiki>].
 
== Законодательная и нормативная база ==
Поддержка и развитие Национальной киберфизической платформы «Берлога» осуществляются на высоком государственном уровне, что является основой для ее масштабирования по всей стране. Хотя специальный федеральный закон о платформе отсутствует, ее деятельность регулируется и поддерживается рядом правительственных инициатив и нормативных актов в сфере образования и молодежной политики.
 
Ключевую роль в продвижении проекта играет Правительство Российской Федерации, в частности Заместитель Председателя Правительства [[Дмитрий Чернышенко]], который неоднократно давал высокую оценку проекту и призывал субъекты РФ к активному присоединению [https://journal.kruzhok.org/tech/tpost/1rgit0fig1-dmitrii-chernishenko-natsionalnuyu-kiber <nowiki>[6]</nowiki>]. Президент России Владимир Путин также поддержал проект, который вошел в число победителей форума «Сильные идеи для нового времени» [https://premiaruneta.ru/site/laureat/id/360 <nowiki>[7]</nowiki>].
 
На региональном уровне правовую основу для реализации проекта составляют меморандумы и соглашения о сотрудничестве, подписываемые между оператором платформы и правительствами субъектов Российской Федерации. По состоянию на 2024 год, меморандумы о сотрудничестве были подписаны с 21 регионом, включая Донецкую и Луганскую Народные Республики, Республику Саха (Якутия), Новосибирскую область, Санкт-Петербург и другие [https://kruzhok.org/news/post/14-regionov <nowiki>[8]</nowiki>]. Эти документы определяют «дорожные карты» внедрения платформы, которые включают открытие технологических кружков, обучение педагогов и интеграцию игровых продуктов в образовательный процесс. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx <nowiki>[3]</nowiki>].
 
Для обеспечения технологической совместимости и открытости платформы для внешних разработчиков Техническим комитетом №194 «Кибер-физические системы» Росстандарта была разработана серия предварительных национальных стандартов (ПНСТ), которые вступили в силу в феврале 2025 года [https://kruzhok.org/news/post/standarty-nacionalnoj-kiberfizicheskoj-platformy-vstupyat-v-silu-v-fevrale-2025-goda <nowiki>[9]</nowiki>]. Эти стандарты создают единую техническую базу для развития киберфизических систем в рамках платформы и способствуют достижению технологического суверенитета страны.
 
== Организации поддержки ==
Успешная реализация проекта «Берлога» обеспечивается за счет партнерства государственных структур, институтов развития и коммерческих компаний.
 
'''Государственные и правительственные организации:'''
* '''Правительство Российской Федерации''' — осуществляет общую поддержку и координацию проекта на федеральном уровне. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''[[Агентство стратегических инициатив|Агентство стратегических инициатив (АСИ)]]''' — выступает одним из ключевых инициаторов и организаторов проекта, обеспечивая его методологическую и административную поддержку [http://government.ru/news/54344/ <nowiki>[2]</nowiki>].
* '''Правительства регионов России''' — более 20 субъектов РФ, включая Республику Башкортостан, Новосибирскую область и Санкт-Петербург, подписали соглашения о внедрении платформы на своих территориях [https://journal.kruzhok.org/tech/tpost/1rgit0fig1-dmitrii-chernishenko-natsionalnuyu-kiber <nowiki>[6]</nowiki>].
 
'''Институты развития и некоммерческие организации:'''
* '''АНО «Платформа [[Национальная технологическая инициатива|НТИ]]»''' — обеспечивает интеграцию проекта в общую стратегию Национальной технологической инициативы, направленную на формирование новых технологических рынков [https://kruzhok.org/news/post/igrovuyu-platformu-dlya-shkolnikov-berloga-vpervye-predstavili-na-pmef-2023 <nowiki>[5]</nowiki>].
* '''[[Кружковое движение НТИ]]''' — отвечает за создание и поддержку сети технологических кружков на базе платформы, разработку образовательных программ и вовлечение молодежи в инженерные соревнования [https://platform.kruzhok.org/teacher <nowiki>[10]</nowiki>].
* '''Университет 2035''' — участвует в разработке образовательных методик и программ для проекта [http://government.ru/news/54344/ <nowiki>[2]</nowiki>].
* '''Российский экспортный центр''' — оказал поддержку в международном продвижении платформы, в частности, при ее презентации в Китае. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx <nowiki>[3]</nowiki>].
 
'''Коммерческие партнеры:'''
* '''АО «Росхим»''' — выступает партнером в разработке производственного симулятора «Химический завод будущего» [https://asi.ru/news/204747/ <nowiki>[11]</nowiki>].
* '''VK Play''' — является соорганизатором Всероссийского конкурса разработчиков игр «Выйти из спячки», направленного на поддержку инди-разработчиков. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx <nowiki>[3]</nowiki>].
 
== Социальная политика и меры поддержки ==
Национальная киберфизическая платформа «Берлога» является важным инструментом социальной и образовательной политики, направленным на создание равных возможностей для молодежи в сфере высоких технологий вне зависимости от места проживания. В рамках проекта реализуется комплекс мер поддержки, ориентированных на школьников, педагогов и образовательные организации.
 
'''Поддержка школьников и молодежи:'''
* '''Бесплатный доступ к образовательному контенту:''' Все игры и образовательные материалы платформы «Берлога» являются бесплатными, что обеспечивает их доступность для широкой аудитории [https://vk.com/berloga_nkfp <nowiki>[12]</nowiki>].
* '''Создание "социального лифта":''' Платформа позволяет школьникам не только получать знания, но и формировать цифровое портфолио достижений, которое может учитываться при участии в конкурсах, например, «Талант НТО», и давать дополнительные баллы при поступлении в вузы [https://platform.kruzhok.org/teacher <nowiki>[10]</nowiki>].
* '''Развитие сети технологических кружков:''' В регионах-партнерах создается сеть кружков «Берлоги», где школьники могут углубленно изучать программирование, робототехнику и другие инженерные дисциплины под руководством опытных наставников. В пилотном регионе, Республике Башкортостан, открыто более 100 таких кружков и 20 опорных площадок, оснащенных отечественным оборудованием. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx <nowiki>[3]</nowiki>].
 
'''Поддержка педагогов и наставников:'''
* '''Повышение квалификации:''' Для педагогов и наставников кружков проводятся бесплатные курсы повышения квалификации, где они осваивают современные образовательные методики и знакомятся с технологической базой платформы [https://platform.kruzhok.org/calendar <nowiki>[13]</nowiki>].
* '''Методическое сопровождение:''' Педагоги получают доступ к библиотеке методических материалов, готовым образовательным программам и модулям, которые можно интегрировать в учебный процесс [https://platform.kruzhok.org/teacher <nowiki>[10]</nowiki>]. В 2023 году было разработано 15 образовательных программ по таким направлениям, как разработка мобильных приложений, компьютерное зрение и спутникостроение [https://premiaruneta.ru/site/laureat/id/360 <nowiki>[7]</nowiki>].
 
'''Инфраструктурная поддержка:'''
* '''Мастерская киберфизических инноваций:''' В Уфе на базе Межвузовского студенческого кампуса открыта Мастерская киберфизических инноваций. Она стала всероссийским методическим центром проекта и точкой притяжения для школьников, студентов и молодых ученых [http://government.ru/news/54344/ <nowiki>[2]</nowiki>]. Башкортостан также помогает в создании аналогичных мастерских в других регионах, включая Крым и ДНР.
 
== Программы и мероприятия ==
Платформа «Берлога» включает в себя широкий спектр продуктов, программ и мероприятий, направленных на вовлечение и обучение молодежи.
 
'''Игровые продукты:'''
На платформе выпущено несколько флагманских игр, каждая из которых знакомит с определенной технологической сферой:
* '''«Берлога: Защита пасеки»''' — стратегическая игра в жанре Tower Defense, обучающая основам алгоритмического мышления.
* '''«Академия дронов»''' — симулятор полетов на беспилотниках, в котором игроки выполняют гражданские миссии. Этот симулятор использовался в рамках всероссийской игры «Зарница 2.0», в которой приняли участие более 240 000 школьников и студентов.
* '''«Академия» и «Журнал капитана Тундры»''' — визуальные новеллы, развивающие системное мышление и навыки принятия решений.
* '''«Защита пасеки 2.0: Арена»''' — разрабатываемая игра, которая станет площадкой для проведения киберспортивных соревнований.
* '''«Химический завод будущего»''' — производственный симулятор, создаваемый при поддержке АО «Росхим».
Кроме флагманских игр, на платформе проходят акселерацию более 20 мини-игр от независимых разработчиков. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx <nowiki>[3]</nowiki>].
 
'''Образовательные программы:'''
Платформа предлагает образовательные программы для кружков по различным направлениям [https://platform.kruzhok.org/berloga_faq <nowiki>[14]</nowiki>]:
* Программирование на различных языках.
* Электроника и схемотехника.
* Робототехника и киберфизика.
* Пилотирование и применение БАС.
* Разработка видеоигр и мобильных приложений.
 
'''Ключевые мероприятия:'''
* '''Всероссийские конференции НКФП «Берлога»''' — ежегодные мероприятия для обмена опытом между регионами-участниками, презентации итогов и планов развития [https://xn--74-9kcqjffxnf3b.xn--p1ai/news/ii-vserossiyskaya-konferentsiya-nkpf-berloga/ <nowiki>[15]</nowiki>].
* '''Презентации на ведущих федеральных площадках:''' Проект был представлен на Петербургском международном экономическом форуме (2023, 2024, 2025), «Играх будущего» (2024), Всемирном фестивале молодежи (2024) и Международной выставке-форуме «Россия» [https://kruzhok.org/iniciativy/post/berloga2023 <nowiki>[1]</nowiki>].
* '''Всероссийский турнир по программированию в «Берлоге»''' — соревнование для школьников, позволяющее продемонстрировать навыки программирования в игровой среде [https://talent.kruzhok.org/events/6465 <nowiki>[16]</nowiki>].
* '''Всероссийский конкурс разработчиков игр «Выйти из спячки»''' — конкурс, проводимый совместно с VK Play для поддержки молодых разработчиков игр. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''«Дни Берлоги»''' — серия мероприятий в образовательных организациях по всей России, включающая мастер-классы и турниры [https://platform.kruzhok.org/calendar <nowiki>[13]</nowiki>].
 
== Исследования и аналитика ==
Национальная киберфизическая платформа «Берлога» не только является образовательным проектом, но и выступает базой для проведения исследований в области педагогики и геймификации. Проект нацелен на разработку и апробацию новых подходов к вовлечению молодежи в STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics).
 
Одним из ключевых направлений исследовательской деятельности является анализ эффективности игровых механик в образовательном процессе. Платформа собирает обезличенные данные о прогрессе пользователей, что позволяет анализировать, какие игровые элементы наиболее эффективно способствуют усвоению знаний и развитию инженерных навыков [https://platform.kruzhok.org/nkfp <nowiki>[17]</nowiki>]. Эти данные используются для доработки существующих игр и создания новых образовательных продуктов.
 
В рамках проекта ведется работа по формированию системного мышления и навыков работы с киберфизическими системами. Разработка образовательных программ и методик основана на исследованиях когнитивных наук и лучших мировых практик в области технологического образования. Особое внимание уделяется созданию бесшовного образовательного трека — от простой игры на смартфоне до участия в сложных инженерных соревнованиях, таких как [[Национальная технологическая олимпиада]] [https://platform.kruzhok.org/teacher <nowiki>[10]</nowiki>].
 
Важной частью аналитической работы является разработка региональных «дорожных карт». Для каждого региона-партнера проводится анализ его социально-экономических и культурных особенностей, на основе которого формируется уникальный план внедрения платформы. Например, обсуждается возможность создания видеоигр с учетом культурно-исторического наследия регионов, что способствует не только технологическому, но и гуманитарному развитию молодежи. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx <nowiki>[3]</nowiki>].
 
Результаты исследований и аналитики регулярно представляются на всероссийских конференциях проекта, где происходит обмен опытом между педагогами, разработчиками и представителями региональных органов власти [https://fondnid.ru/events/vserossiyskaya-konferenciya-nacionalnoy-kiberfizicheskoy-platformy-berloga <nowiki>[18]</nowiki>].
 
== Интересные факты ==
* Проект «Берлога» позиционируется как '''первая в мире национальная киберфизическая платформа''', использующая модель массового вовлечения детей в технологическое образование через мобильные игры [https://kruzhok.org/news/post/igrovuyu-platformu-dlya-shkolnikov-berloga-vpervye-predstavili-na-pmef-2023 <nowiki>[5]</nowiki>].
* Платформа вышла на международный уровень: в мае 2025 года на Харбинской международной торгово-экономической ярмарке в Китае была представлена международная версия игры «Берлога: Защита пасеки», переведенная на '''китайский и английский языки'''. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx <nowiki>[3]</nowiki>].
* Название '''«Берлога»''' отсылает к русскому культурному коду и символизирует место, где "просыпаются" технологические таланты, а также перекликается с популярным мемом про "русских хакеров".
* За два года с момента запуска (2023-2025) аудитория игр платформы превысила '''640 000 человек'''. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx <nowiki>[3]</nowiki>].
* Симулятор «Академия дронов» стал официальной дисциплиной в рамках всероссийской военно-патриотической игры '''«Зарница 2.0»''', что подчеркивает прикладное значение разработок платформы. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx <nowiki>[3]</nowiki>].
* Проект стал лауреатом '''«Премии Рунета»''', что подтверждает его значимость в цифровом пространстве России [https://premiaruneta.ru/site/laureat/id/360 <nowiki>[7]</nowiki>].
 
== Основные персоналии ==
* [[Дмитрий Чернышенко]] — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, осуществляющий кураторство и поддержку проекта на федеральном уровне [https://journal.kruzhok.org/tech/tpost/1rgit0fig1-dmitrii-chernishenko-natsionalnuyu-kiber <nowiki>[6]</nowiki>].
* [[Светлана Чупшева]] — генеральный директор [[Агентство стратегических инициатив|Агентства стратегических инициатив]], одной из ключевых организаций-реализаторов проекта.
* [[Андрей Назаров]] — Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан, обеспечивающий активное внедрение и развитие проекта в пилотном регионе [http://government.ru/news/54344/ <nowiki>[2]</nowiki>].
 
== См. также ==
* [[Молодежная политика в Российской Федерации]]
* [[Кружковое движение НТИ]]
* [[Национальная технологическая инициатива]]
* [[Агентство стратегических инициатив]]
* [[Национальная технологическая олимпиада]]
 
== Ссылки ==
[1] [https://kruzhok.org/iniciativy/post/berloga2023 Официальный сайт Кружкового движения НТИ. Раздел о НКФП «Берлога»]
 
[2] [http://government.ru/news/54344/ Официальный сайт Правительства РФ. Новость о конференции НКФП «Берлога»]
 
[3] [Справка_НКП_Берлога_2025.docx Обзорная справка о проекте НКФП «Берлога»]
 
[4] [https://journal.kruzhok.org/tpost/kmfjfulpt1-natsionalnaya-kiberfizicheskaya-platform Журнал «Практики будущего». Статья о презентации «Берлоги» за рубежом]
 
[5] [https://kruzhok.org/news/post/igrovuyu-platformu-dlya-shkolnikov-berloga-vpervye-predstavili-na-pmef-2023 Официальный сайт Кружкового движения НТИ. Новость о запуске на ПМЭФ-2023]
 
[6] [https://journal.kruzhok.org/tech/tpost/1rgit0fig1-dmitrii-chernishenko-natsionalnuyu-kiber Журнал «Практики будущего». Статья о поддержке проекта Дмитрием Чернышенко]
 
[7] [https://premiaruneta.ru/site/laureat/id/360 Сайт «Премии Рунета». Страница лауреата НКФП «Берлога»]
 
[8] [https://kruzhok.org/news/post/14-regionov Официальный сайт Кружкового движения НТИ. Новость о присоединении 14 регионов]
 
[9] [https://kruzhok.org/news/post/standarty-nacionalnoj-kiberfizicheskoj-platformy-vstupyat-v-silu-v-fevrale-2025-goda Официальный сайт Кружкового движения НТИ. Новость о вступлении в силу стандартов]
 
[10] [https://platform.kruzhok.org/teacher Платформа «Берлога». Материалы для преподавателей]
 
[11] [https://asi.ru/news/204747/ Сайт АСИ. Новость о партнерстве с «Росхим»]
 
[12] [https://vk.com/berloga_nkfp Официальная страница «Берлога: полезные игры» в ВКонтакте]
 
[13] [https://platform.kruzhok.org/calendar Платформа «Берлога». Календарь мероприятий]
 
[14] [https://platform.kruzhok.org/berloga_faq Платформа «Берлога». Ответы на часто задаваемые вопросы]
 
[15] [https://xn--74-9kcqjffxnf3b.xn--p1ai/news/ii-vserossiyskaya-konferentsiya-nkpf-berloga/ Агентство международного сотрудничества Челябинской области. Анонс II конференции]
 
[16] [https://talent.kruzhok.org/events/6465 Платформа «Талант». Анонс турнира по программированию]
 
[17] [https://platform.kruzhok.org/nkfp Платформа «Берлога». Описание технологической платформы]
 
[18] [https://fondnid.ru/events/vserossiyskaya-konferenciya-nacionalnoy-kiberfizicheskoy-platformy-berloga Новосибирский областной инновационный фонд. Анонс конференции 2023]
 
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
 
[[Категория:Молодежная политика в России]]
[[Категория:Образовательные проекты России]]
[[Категория:Национальная технологическая инициатива]]
[[Категория:Цифровизация в образовании]]

Версия от 15:15, 22 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Файл:Berloga Platform Logo.jpg
Логотип Национальной киберфизической платформы «Берлога»

Национальная киберфизическая платформа «Берлога» — это всероссийский проект, направленный на массовое вовлечение школьников и молодежи в сферу высоких технологий и инженерное образование через использование образовательных мобильных и видеоигр [1]. Платформа была запущена в 2023 году и представляет собой комплексную среду, объединяющую виртуальное игровое пространство с реальной образовательной деятельностью в технологических кружках [2]. Основная цель проекта — познакомить молодых людей с приоритетными направлениями технологического суверенитета России, такими как робототехника, искусственный интеллект, беспилотные авиационные системы (БАС), и создать устойчивый интерес к инженерным профессиям для последующего поступления в профильные вузы. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx [3]].

Проект реализуется командой Агентства стратегических инициатив (АСИ), АНО «Платформа Национальной технологической инициативы (НТИ)» и Кружкового движения НТИ при поддержке Правительства Российской Федерации [4]. Пилотным регионом для запуска и апробации платформы стала Республика Башкортостан. С момента старта в 2023 году количество пользователей игр НКФП «Берлога» превысило 640 000 человек, что свидетельствует о высокой востребованности проекта среди молодежи. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx [3]]. Уникальность «Берлоги» заключается в создании «киберфизического моста» — возможности переносить достижения из игрового мира в реальный образовательный процесс и обратно, что отличает ее от существующих образовательных и игровых продуктов [5].

Законодательная и нормативная база

Поддержка и развитие Национальной киберфизической платформы «Берлога» осуществляются на высоком государственном уровне, что является основой для ее масштабирования по всей стране. Хотя специальный федеральный закон о платформе отсутствует, ее деятельность регулируется и поддерживается рядом правительственных инициатив и нормативных актов в сфере образования и молодежной политики.

Ключевую роль в продвижении проекта играет Правительство Российской Федерации, в частности Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко, который неоднократно давал высокую оценку проекту и призывал субъекты РФ к активному присоединению [6]. Президент России Владимир Путин также поддержал проект, который вошел в число победителей форума «Сильные идеи для нового времени» [7].

На региональном уровне правовую основу для реализации проекта составляют меморандумы и соглашения о сотрудничестве, подписываемые между оператором платформы и правительствами субъектов Российской Федерации. По состоянию на 2024 год, меморандумы о сотрудничестве были подписаны с 21 регионом, включая Донецкую и Луганскую Народные Республики, Республику Саха (Якутия), Новосибирскую область, Санкт-Петербург и другие [8]. Эти документы определяют «дорожные карты» внедрения платформы, которые включают открытие технологических кружков, обучение педагогов и интеграцию игровых продуктов в образовательный процесс. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx [3]].

Для обеспечения технологической совместимости и открытости платформы для внешних разработчиков Техническим комитетом №194 «Кибер-физические системы» Росстандарта была разработана серия предварительных национальных стандартов (ПНСТ), которые вступили в силу в феврале 2025 года [9]. Эти стандарты создают единую техническую базу для развития киберфизических систем в рамках платформы и способствуют достижению технологического суверенитета страны.

Организации поддержки

Успешная реализация проекта «Берлога» обеспечивается за счет партнерства государственных структур, институтов развития и коммерческих компаний.

Государственные и правительственные организации:

  • Правительство Российской Федерации — осуществляет общую поддержку и координацию проекта на федеральном уровне. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx [3]].
  • Агентство стратегических инициатив (АСИ) — выступает одним из ключевых инициаторов и организаторов проекта, обеспечивая его методологическую и административную поддержку [2].
  • Правительства регионов России — более 20 субъектов РФ, включая Республику Башкортостан, Новосибирскую область и Санкт-Петербург, подписали соглашения о внедрении платформы на своих территориях [6].

Институты развития и некоммерческие организации:

  • АНО «Платформа НТИ» — обеспечивает интеграцию проекта в общую стратегию Национальной технологической инициативы, направленную на формирование новых технологических рынков [5].
  • Кружковое движение НТИ — отвечает за создание и поддержку сети технологических кружков на базе платформы, разработку образовательных программ и вовлечение молодежи в инженерные соревнования [10].
  • Университет 2035 — участвует в разработке образовательных методик и программ для проекта [2].
  • Российский экспортный центр — оказал поддержку в международном продвижении платформы, в частности, при ее презентации в Китае. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx [3]].

Коммерческие партнеры:

  • АО «Росхим» — выступает партнером в разработке производственного симулятора «Химический завод будущего» [11].
  • VK Play — является соорганизатором Всероссийского конкурса разработчиков игр «Выйти из спячки», направленного на поддержку инди-разработчиков. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx [3]].

Социальная политика и меры поддержки

Национальная киберфизическая платформа «Берлога» является важным инструментом социальной и образовательной политики, направленным на создание равных возможностей для молодежи в сфере высоких технологий вне зависимости от места проживания. В рамках проекта реализуется комплекс мер поддержки, ориентированных на школьников, педагогов и образовательные организации.

Поддержка школьников и молодежи:

  • Бесплатный доступ к образовательному контенту: Все игры и образовательные материалы платформы «Берлога» являются бесплатными, что обеспечивает их доступность для широкой аудитории [12].
  • Создание "социального лифта": Платформа позволяет школьникам не только получать знания, но и формировать цифровое портфолио достижений, которое может учитываться при участии в конкурсах, например, «Талант НТО», и давать дополнительные баллы при поступлении в вузы [10].
  • Развитие сети технологических кружков: В регионах-партнерах создается сеть кружков «Берлоги», где школьники могут углубленно изучать программирование, робототехнику и другие инженерные дисциплины под руководством опытных наставников. В пилотном регионе, Республике Башкортостан, открыто более 100 таких кружков и 20 опорных площадок, оснащенных отечественным оборудованием. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx [3]].

Поддержка педагогов и наставников:

  • Повышение квалификации: Для педагогов и наставников кружков проводятся бесплатные курсы повышения квалификации, где они осваивают современные образовательные методики и знакомятся с технологической базой платформы [13].
  • Методическое сопровождение: Педагоги получают доступ к библиотеке методических материалов, готовым образовательным программам и модулям, которые можно интегрировать в учебный процесс [10]. В 2023 году было разработано 15 образовательных программ по таким направлениям, как разработка мобильных приложений, компьютерное зрение и спутникостроение [7].

Инфраструктурная поддержка:

  • Мастерская киберфизических инноваций: В Уфе на базе Межвузовского студенческого кампуса открыта Мастерская киберфизических инноваций. Она стала всероссийским методическим центром проекта и точкой притяжения для школьников, студентов и молодых ученых [2]. Башкортостан также помогает в создании аналогичных мастерских в других регионах, включая Крым и ДНР.

Программы и мероприятия

Платформа «Берлога» включает в себя широкий спектр продуктов, программ и мероприятий, направленных на вовлечение и обучение молодежи.

Игровые продукты: На платформе выпущено несколько флагманских игр, каждая из которых знакомит с определенной технологической сферой:

  • «Берлога: Защита пасеки» — стратегическая игра в жанре Tower Defense, обучающая основам алгоритмического мышления.
  • «Академия дронов» — симулятор полетов на беспилотниках, в котором игроки выполняют гражданские миссии. Этот симулятор использовался в рамках всероссийской игры «Зарница 2.0», в которой приняли участие более 240 000 школьников и студентов.
  • «Академия» и «Журнал капитана Тундры» — визуальные новеллы, развивающие системное мышление и навыки принятия решений.
  • «Защита пасеки 2.0: Арена» — разрабатываемая игра, которая станет площадкой для проведения киберспортивных соревнований.
  • «Химический завод будущего» — производственный симулятор, создаваемый при поддержке АО «Росхим».

Кроме флагманских игр, на платформе проходят акселерацию более 20 мини-игр от независимых разработчиков. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx [3]].

Образовательные программы: Платформа предлагает образовательные программы для кружков по различным направлениям [14]:

  • Программирование на различных языках.
  • Электроника и схемотехника.
  • Робототехника и киберфизика.
  • Пилотирование и применение БАС.
  • Разработка видеоигр и мобильных приложений.

Ключевые мероприятия:

  • Всероссийские конференции НКФП «Берлога» — ежегодные мероприятия для обмена опытом между регионами-участниками, презентации итогов и планов развития [15].
  • Презентации на ведущих федеральных площадках: Проект был представлен на Петербургском международном экономическом форуме (2023, 2024, 2025), «Играх будущего» (2024), Всемирном фестивале молодежи (2024) и Международной выставке-форуме «Россия» [1].
  • Всероссийский турнир по программированию в «Берлоге» — соревнование для школьников, позволяющее продемонстрировать навыки программирования в игровой среде [16].
  • Всероссийский конкурс разработчиков игр «Выйти из спячки» — конкурс, проводимый совместно с VK Play для поддержки молодых разработчиков игр. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx [3]].
  • «Дни Берлоги» — серия мероприятий в образовательных организациях по всей России, включающая мастер-классы и турниры [13].

Исследования и аналитика

Национальная киберфизическая платформа «Берлога» не только является образовательным проектом, но и выступает базой для проведения исследований в области педагогики и геймификации. Проект нацелен на разработку и апробацию новых подходов к вовлечению молодежи в STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics).

Одним из ключевых направлений исследовательской деятельности является анализ эффективности игровых механик в образовательном процессе. Платформа собирает обезличенные данные о прогрессе пользователей, что позволяет анализировать, какие игровые элементы наиболее эффективно способствуют усвоению знаний и развитию инженерных навыков [17]. Эти данные используются для доработки существующих игр и создания новых образовательных продуктов.

В рамках проекта ведется работа по формированию системного мышления и навыков работы с киберфизическими системами. Разработка образовательных программ и методик основана на исследованиях когнитивных наук и лучших мировых практик в области технологического образования. Особое внимание уделяется созданию бесшовного образовательного трека — от простой игры на смартфоне до участия в сложных инженерных соревнованиях, таких как Национальная технологическая олимпиада [10].

Важной частью аналитической работы является разработка региональных «дорожных карт». Для каждого региона-партнера проводится анализ его социально-экономических и культурных особенностей, на основе которого формируется уникальный план внедрения платформы. Например, обсуждается возможность создания видеоигр с учетом культурно-исторического наследия регионов, что способствует не только технологическому, но и гуманитарному развитию молодежи. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx [3]].

Результаты исследований и аналитики регулярно представляются на всероссийских конференциях проекта, где происходит обмен опытом между педагогами, разработчиками и представителями региональных органов власти [18].

Интересные факты

  • Проект «Берлога» позиционируется как первая в мире национальная киберфизическая платформа, использующая модель массового вовлечения детей в технологическое образование через мобильные игры [5].
  • Платформа вышла на международный уровень: в мае 2025 года на Харбинской международной торгово-экономической ярмарке в Китае была представлена международная версия игры «Берлога: Защита пасеки», переведенная на китайский и английский языки. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx [3]].
  • Название «Берлога» отсылает к русскому культурному коду и символизирует место, где "просыпаются" технологические таланты, а также перекликается с популярным мемом про "русских хакеров".
  • За два года с момента запуска (2023-2025) аудитория игр платформы превысила 640 000 человек. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx [3]].
  • Симулятор «Академия дронов» стал официальной дисциплиной в рамках всероссийской военно-патриотической игры «Зарница 2.0», что подчеркивает прикладное значение разработок платформы. Источник: [Справка_НКП_Берлога_2025.docx [3]].
  • Проект стал лауреатом «Премии Рунета», что подтверждает его значимость в цифровом пространстве России [7].

Основные персоналии

См. также

Ссылки

[1] Официальный сайт Кружкового движения НТИ. Раздел о НКФП «Берлога»

[2] Официальный сайт Правительства РФ. Новость о конференции НКФП «Берлога»

[3] [Справка_НКП_Берлога_2025.docx Обзорная справка о проекте НКФП «Берлога»]

[4] Журнал «Практики будущего». Статья о презентации «Берлоги» за рубежом

[5] Официальный сайт Кружкового движения НТИ. Новость о запуске на ПМЭФ-2023

[6] Журнал «Практики будущего». Статья о поддержке проекта Дмитрием Чернышенко

[7] Сайт «Премии Рунета». Страница лауреата НКФП «Берлога»

[8] Официальный сайт Кружкового движения НТИ. Новость о присоединении 14 регионов

[9] Официальный сайт Кружкового движения НТИ. Новость о вступлении в силу стандартов

[10] Платформа «Берлога». Материалы для преподавателей

[11] Сайт АСИ. Новость о партнерстве с «Росхим»

[12] Официальная страница «Берлога: полезные игры» в ВКонтакте

[13] Платформа «Берлога». Календарь мероприятий

[14] Платформа «Берлога». Ответы на часто задаваемые вопросы

[15] Агентство международного сотрудничества Челябинской области. Анонс II конференции

[16] Платформа «Талант». Анонс турнира по программированию

[17] Платформа «Берлога». Описание технологической платформы

[18] Новосибирский областной инновационный фонд. Анонс конференции 2023

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.