Российская ассоциация наставников: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | ||
== Введение == | == Введение == |
Текущая версия от 13:27, 13 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Введение
Всероссийское общественное движение наставников детей и молодёжи «Наставники России» — это общественная организация, официально зарегистрированная Министерством юстиции РФ 29 июля 2020 года. [1][2] Движение выступает ключевым институтом, систематизирующим и развивающим наставничество как традиционную для России форму воспитания и профессиональной подготовки. Миссия организации заключается в возрождении и укреплении наставничества как одной из основ идеологии и кадровой политики для подрастающего поколения. [3]
Актуальность деятельности движения возросла в контексте объявления 2023 года Годом педагога и наставника в России [4] и утверждения Правительством РФ Концепции развития наставничества до 2030 года. [5] Эти шаги подчеркивают государственный приоритет в создании единой системы поддержки наставнической деятельности. Движение объединяет граждан и специалистов из 73 регионов России, включая педагогов, тренеров, психологов, руководителей общественных организаций и родителей, которые занимаются воспитанием и передачей опыта молодёжи. [2]
Деятельность движения и партнёрских организаций направлена на создание социальных лифтов для молодёжи, их профессиональное самоопределение и личностный рост. Это достигается через реализацию федеральных проектов, образовательных программ и развитие цифровых платформ, таких как «Наставник.рф», которая объединяет более 2,5 тысяч наставнических проектов по всей стране. [6]
Законодательная база
Развитие наставничества в России подкреплено комплексной нормативно-правовой базой, которая формирует единые подходы и стандарты для этой деятельности.
Федеральное законодательство
- Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р). Документ определяет цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере наставничества, включая формирование единого реестра наставников и развитие цифровых платформ. [7][8]
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Закон создает общие правовые рамки для работы с молодежью и определяет ключевые понятия, такие как «молодежь» и «молодой специалист», что является основой для реализации программ наставничества.
- Трудовой кодекс Российской Федерации. С 1 марта 2025 года вступает в силу новая статья 351.8 ТК РФ, которая официально регулирует труд работников, выполняющих функции наставника. Закон закрепляет гарантии и порядок материального стимулирования наставников, а условия их работы должны прописываться в трудовом договоре. [9]
- Приказ Минпросвещения России о порядке прохождения подготовки для включения в реестр наставников (вступает в силу 5 февраля 2025 года). Документ стандартизирует требования к наставникам, работающим с несовершеннолетними, и формирует механизм создания официального реестра квалифицированных специалистов. [10]
- Этический кодекс наставника в Российской Федерации. Разработан для установления морально-нравственных норм и правил поведения в наставнической деятельности, основываясь на Конституции РФ и традиционных российских ценностях. Кодекс призван предотвратить формализацию и потребительское отношение в наставничестве. [11]
Региональное законодательство
Субъекты Российской Федерации, в соответствии с федеральными установками, разрабатывают и реализуют собственные региональные программы и нормативные акты. Они направлены на поддержку наставничества с учетом местной специфики, включая дополнительные меры стимулирования наставников и создание региональных центров развития наставничества. [5]
Организационная структура и партнёры
Движение «Наставники России» является центром экосистемы наставничества, взаимодействуя с широким кругом государственных и негосударственных организаций.
Структура движения
Движение представляет собой общероссийскую сеть, состоящую из 73 региональных отделений. [2] Членами движения являются граждане РФ — специалисты в области образования, спорта, культуры, здравоохранения, патриотического воспитания, а также социальные психологи, методисты и активные родители. [1] Цель такой структуры — обеспечить повсеместное внедрение лучших практик наставничества.
Государственные партнёры
- Министерство просвещения РФ. Является ключевым государственным органом, координирующим развитие наставничества. Под его эгидой был создан Координационный совет по наставничеству, который объединяет представителей различных отраслей для выработки стратегических решений. [12][13]
- Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь). Реализует государственную молодежную политику и поддерживает проекты, направленные на развитие потенциала молодежи, в том числе через наставнические программы.
- ФГБУ «Роспатриотцентр». Выступает соорганизатором конкурсов и мероприятий по патриотическому воспитанию, где наставничество играет центральную роль. [14]
Негосударственные партнёры и платформы
- АНО «Россия — страна возможностей». Оператор одного из крупнейших в стране проектов в этой сфере — «Наставничество», в рамках которого проводится Всероссийский конкурс «Наставник года». [15]
- Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых». Сотрудничает с наставническими организациями в рамках проектов по патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодежи. [16]
- Платформа «Добро.рф». Разработчик и оператор цифровой экосистемы «Наставник.рф», которая служит единой точкой входа для поиска наставников, программ и методических материалов. [6]
- Центр знаний «Машук» и Академия наставников Сколково. Выступают в качестве экспертных и образовательных центров, предоставляя методическую поддержку и курсы для подготовки наставников. [1]
- «ОПОРА РОССИИ». Развивает бизнес-наставничество через проекты «Школа наставников» и «Марафон с наставником» для поддержки малого и среднего предпринимательства. [17]
Основные направления деятельности и программы
Деятельность движения «Наставники России» охватывает ключевые сферы жизни молодежи, такие как образование, культура, здравоохранение, спорт и патриотическое воспитание. [1] Работа ведется через реализацию масштабных всероссийских проектов и развитие цифровых сервисов.
Всероссийские конкурсы и проекты
- Всероссийский конкурс «Наставник года». Проводится в рамках проекта «Наставничество» платформы «Россия — страна возможностей». Конкурс выявляет и поощряет лучших наставников в различных сферах: на производстве, в образовании, в социальной и общественной деятельности. [15]
- Всероссийский проект «Школа наставничества». Проект, поддерживаемый Минобрнауки России, направлен на студентов и аспирантов, которые хотят выстроить индивидуальную траекторию развития под руководством признанных лидеров из разных сфер. [18]
- Форум наставников. Ежегодное ключевое событие, объединяющее представителей всех секторов для обмена лучшими практиками. По итогам форума формируется Банк лучших практик наставничества России. [19]
- Конкурс «Быть, а не казаться!». Организован для наставников в сфере военно-патриотического воспитания с целью повышения их профессионального уровня и поддержки авторских программ. [14]
Цифровые платформы
- Наставник.рф. Интегрированная с «Добро.рф» платформа, которая является главным цифровым инструментом экосистемы. Она позволяет наставляемым находить верифицированных наставников, а организациям — привлекать специалистов в свои проекты. Платформа также агрегирует образовательные курсы и методические материалы. [6]
- Наставникироссии.рф. Официальный сайт движения, который служит информационным хабом: публикует новости, предоставляет доступ к методическим материалам и вебинарам для зарегистрированных участников.
Социальная значимость и цели
Главная социальная миссия движения «Наставники России» — развитие наставничества как традиционной и эффективной формы воспитания, обучения и передачи ценностей. [3] По словам лидеров движения, наставничество — это «искреннее желание помочь подопечному найти свой путь и принять своевременные решения», основанное на бескорыстии и личном примере. [3]
На государственном уровне наставничество рассматривается как важный инструмент для достижения национальных целей развития, включая воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. [20] Деятельность наставников способствует:
- Профессиональной ориентации и адаптации молодых специалистов на рабочем месте.
- Социализации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот. [21]
- Развитию талантов в науке, искусстве и спорте.
- Формированию гражданской идентичности и патриотизма.
Движение и его партнеры стремятся к тому, чтобы каждый молодой человек в России имел возможность получить поддержку опытного наставника для раскрытия своего потенциала и успешной самореализации.
См. также
- Всероссийская программа наставничества
- Система наставничества в образовательных организациях
- Корпоративные программы наставничества
- Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях
- Профессиональные стандарты наставнической деятельности
- Программы подготовки наставников
- Региональные центры развития наставничества
- Цифровые платформы наставничества
- Система мотивации наставнической деятельности
- Научное руководство и академическое наставничество
Ссылки
[1] Официальный сайт движения «Наставники России»
[2] Об организации «Наставники России»
[3] Интервью с Дмитрием Бархатовым о роли наставника
[4] Указ о проведении Года педагога и наставника
[5] Распоряжение Правительства об утверждении Концепции развития наставничества
[6] Цифровая платформа «Наставник.рф»
[7] Правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года
[8] Текст Распоряжения Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р
[9] Госдума приняла закон о регулировании труда наставников
[10] Минпросвещения утвердило порядок подготовки для включения в реестр наставников
[11] Этический кодекс наставника в Российской Федерации
[12] Сергей Кравцов обсудил с педагогами возможность создания всероссийской ассоциации наставников
[13] В России разрабатывается федеральный закон о наставничестве
[14] Всероссийский конкурс среди наставников «Быть, а не казаться!»
[15] Проект «Наставничество» на платформе АНО «Россия — страна возможностей»
[16] Официальный сайт «Движения Первых»
[17] Комиссия по наставничеству «ОПОРЫ РОССИИ»
[18] Всероссийский проект «Школа наставничества»
[19] Форум наставников
[20] Заседание Государственного Совета по вопросам наставничества