Государственная программа поддержки соотечественников за рубежом: различия между версиями
KKulikova (обсуждение | вклад) Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Государственная программа направлена на содействие добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию '''Государственная программа по оказани...» |
KKulikova (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
| (не показано 20 промежуточных версий этого же участника) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
{{AI}} | |||
'''Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом''' — | [[Файл:Заседание коорд совета.jpg|мини|500x500пкс|Заседание 45-го Координационного совета соотечественников, проживающих за рубежом, 2023 г.]] | ||
'''Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом''' — комплекс мер, направленных на организацию процесса добровольного переезда в Россию лиц, относящих себя к соотечественникам. Программа была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 и с тех пор является одним из ключевых инструментов миграционной и демографической политики страны. [http://www.kremlin.ru/acts/bank/23937 <nowiki>[1]</nowiki>], [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135348/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | |||
Основная цель программы — стимулирование добровольного переселения соотечественников для содействия социально-экономическому развитию российских регионов и решения демографических проблем. [http://diplomaticdictionary.com/dictionary/%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E-%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8E-%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85-%D0%B7%D0%B0-%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%BE%D0%BC/ <nowiki>[3]</nowiki>]. Программа ориентирована на привлечение в Россию людей, воспитанных в традициях российской культуры, владеющих русским языком и способных к быстрой адаптации и интеграции в российское общество. С момента запуска программы в Россию переехало более 1 миллиона человек. [https://russianroute.com/blog/programma-pereseleniya-sootechestvennikov-v-rossiyu/ <nowiki>[4]</nowiki>]. Программа носит бессрочный характер. [1]. | |||
== Законодательная база == | == Законодательная база == | ||
Функционирование Государственной программы поддержки соотечественников регулируется рядом ключевых нормативно-правовых актов, формирующих её правовую основу. | |||
'''Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»''' — это основополагающий документ, который определяет само понятие «соотечественник». Согласно закону, к соотечественникам относятся: | |||
* Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ. | |||
* Лица и их потомки, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ. | |||
* Лица, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ. [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23178/ <nowiki>[5]</nowiki>]. | |||
Этот закон неоднократно подвергался анализу ввиду широкого толкования понятия, что создаёт определённые сложности в правоприменительной практике и точном учёте численности соотечественников [1]. | |||
'''Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637''' — данным указом была утверждена сама Государственная программа, определены её первоначальные цели, задачи и механизмы реализации. Основной целью было названо решение демографических проблем страны и стимулирование трудовой миграции [1]. | |||
'''Указ Президента РФ от 14 сентября 2012 г. № 1289''' — этим указом была утверждена новая редакция Государственной программы, которая действует по настоящее время. Программа стала бессрочной, был расширен круг потенциальных участников, а также упрощены некоторые процедуры. В частности, участниками смогли становиться студенты, обучающиеся в России, и индивидуальные предприниматели [1, 2]. | |||
'''Указ Президента РФ от 22 ноября 2023 г. № 872''' — внёс существенные изменения, введя новое понятие '''«репатриант»'''. Для этой категории лиц, являющихся соотечественниками и желающих переселиться в Россию, предусмотрены особые, ещё более упрощённые условия участия, особенно для тех, кто проживает в странах, совершающих недружественные действия в отношении РФ. [https://russianroute.com/blog/kak-poluchit-grazhdanstvo-rf-po-programme-pereseleniya-sootechestvennikov-v-2025-godu/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | |||
Помимо федерального законодательства, важную роль играют '''региональные программы переселения''', которые разрабатываются каждым субъектом РФ, участвующим в программе. По состоянию на 2025 год в программе участвуют 79 регионов России. [https://rs.gov.ru/activity/sootechestvennikam/ <nowiki>[7]</nowiki>]. Эти программы определяют территории вселения, потребности в специалистах и дополнительные меры поддержки на региональном уровне. | |||
== Организации поддержки == | == Организации поддержки == | ||
Реализация Государственной программы | Реализация Государственной программы обеспечивается скоординированной работой целого ряда государственных ведомств и подведомственных им учреждений, а также при участии неправительственных организаций. | ||
'''Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)''' является координатором программы. Главное управление по вопросам миграции (ГУВМ) МВД России отвечает за рассмотрение заявлений, проверку данных и принятие решений о выдаче свидетельства участника программы. [3]. Также в МВД функционирует рабочая группа для консультационной поддержки потенциальных переселенцев. [https://washington.mid.ru/ru/consular-services/ssha/programma_pereseleniya_sootechestvennikov/ <nowiki>[8]</nowiki>]. | |||
''' | '''Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)''' и его загранучреждения (посольства и консульства) являются первым контактом для соотечественников за рубежом. Именно в консульские учреждения подаются заявления на участие в программе. Они осуществляют приём документов, проводят предварительные консультации и направляют дела на рассмотрение в территориальные органы МВД России. [https://reykjavik.kdmid.ru/ru/consular-functions/gosudarstvennaya-programma-po-okazaniyu-sodeystviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-rossiyskuyu-federats.php <nowiki>[9]</nowiki>]. | ||
''' | '''Россотрудничество (Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству)''' играет важную роль в информационной и гуманитарной поддержке программы. Через сеть своих представительств (Российских центров науки и культуры) Россотрудничество информирует соотечественников о возможностях переселения, а также реализует культурные, образовательные и молодежные проекты, направленные на сохранение связей с исторической родиной, такие как ежегодные учебно-образовательные поездки «Здравствуй, Россия!» [1, 7]. | ||
'''Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом''' — неправительственная организация, созданная в 2012 году по указу Президента РФ. Учредителями фонда являются МИД России и Россотрудничество. Основная задача фонда — оказание правовой и иной помощи соотечественникам в случаях нарушения их прав, свобод и законных интересов за рубежом. [https://www.pravfond.ru <nowiki>[10]</nowiki>]. | |||
Информационная поддержка осуществляется через '''Автоматизированную информационную систему (АИС) «Соотечественники»''', которая предоставляет подробную информацию об условиях программы, регионах вселения и процедуре подачи документов. [https://aiss.gov.ru/m/info/ <nowiki>[11]</nowiki>]. | |||
== Социальная политика и меры поддержки == | == Социальная политика и меры поддержки == | ||
Государственная программа | Государственная программа предусматривает комплекс мер поддержки, призванных облегчить процесс переезда и адаптации соотечественников и членов их семей на новом месте. Эти меры включают финансовую, социальную и правовую помощь. | ||
'''Государственные гарантии и компенсации:''' | |||
*'''Компенсация расходов на переезд:''' Участникам программы и членам их семей возмещаются затраты на проезд и провоз личного имущества (багажа) к будущему месту жительства. | |||
*'''Компенсация уплаты государственных пошлин:''' Возмещаются расходы на оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории России (например, за разрешение на временное проживание, вид на жительство, гражданство) [1]. | |||
*'''Получение «подъёмных» (пособие на обустройство):''' Единовременная выплата, размер которой зависит от выбранного региона вселения. На территориях приоритетного заселения (Дальний Восток, Забайкалье и др.) размер пособия значительно выше и составляет 240 тыс. рублей на заявителя и по 120 тыс. рублей на каждого члена семьи [1]. | |||
'''Таможенные льготы:''' | |||
Переселенцы имеют право на беспошлинный ввоз в Россию личного имущества, включая один легковой автомобиль, без ограничений по стоимости и весу. Эта льгота является существенной поддержкой при обустройстве на новом месте [4]. | |||
'''Социальный пакет:''' | |||
*'''Медицинское обслуживание:''' Участники программы и члены их семей получают доступ к бесплатной медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС). | |||
*'''Образование:''' Программа гарантирует возможность получения дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования. Дети переселенцев имеют право на зачисление в детские сады и школы [4]. | |||
*'''Социальное обеспечение:''' Предоставляется доступ к услугам организаций социального обслуживания, а также право на получение пенсий, пособий и других социальных выплат в соответствии с законодательством РФ. | |||
*'''Содействие в трудоустройстве:''' Участники программы не нуждаются в получении патента или разрешения на работу. Они могут обращаться в государственные службы занятости за помощью в поиске подходящих вакансий [1]. | |||
'''Жилищное обустройство:''' | |||
Хотя программа не гарантирует предоставления жилья, многие региональные программы включают дополнительные меры поддержки, такие как предоставление временного жилья, субсидии на покупку или строительство жилья, или льготные ипотечные программы. [4]. | |||
Эти меры направлены на создание благоприятных условий для скорейшей и успешной интеграции соотечественников в российское общество. | |||
== Программы и мероприятия == | |||
Государственная программа реализуется через разветвленную систему федеральных и региональных инициатив, а также через информационные и культурно-образовательные мероприятия. | |||
'''Региональные программы переселения''' | |||
Основой реализации Госпрограммы на местах являются региональные программы, которые разрабатываются каждым субъектом РФ-участником. Эти программы максимально адаптированы к потребностям и особенностям конкретной территории. Они содержат: | |||
* '''Перечень территорий вселения:''' Конкретные города и районы, готовые принять переселенцев. | |||
* '''Требования к кандидатам:''' Часто регионы заинтересованы в привлечении специалистов определённых профессий, востребованных на местном рынке труда (врачи, учителя, инженеры, работники сельского хозяйства). | |||
* '''Дополнительные меры поддержки:''' Помимо федеральных гарантий, регионы могут предлагать собственные льготы: помощь в поиске жилья, содействие в трудоустройстве у конкретных работодателей, дополнительные выплаты. | |||
Всего в реализации Госпрограммы участвует 79 субъектов РФ, что даёт соотечественникам широкий выбор для переезда [7]. | |||
'''Проекты по содействию переселению''' | |||
* '''Проект «Деловой форум соотечественников»:''' Инициатива, направленная на создание экономической основы для деятельности диаспоральных структур за рубежом и на формирование условий для сотрудничества между русскими бизнесменами, проживающими в разных странах, а также между ними и российскими экономическими агентами [1]. | |||
* '''Поддержка молодежных инициатив:''' Россотрудничество и другие организации содействуют проведению молодежных фестивалей, выставок, конкурсов и летних школ по изучению гуманитарных дисциплин, что способствует консолидации молодежной российской диаспоры [1]. | |||
'''Информационное обеспечение''' | |||
Важнейшим элементом программы является её информационная поддержка. Она осуществляется через: | |||
* '''АИС «Соотечественники»:''' Специализированный портал, содержащий всю актуальную информацию о программе, включая описание региональных программ, требования к участникам и пошаговые инструкции [11]. | |||
* '''Официальные сайты ведомств:''' Сайты ГУВМ МВД России, МИД России, Россотрудничества и консульских учреждений за рубежом являются официальными источниками информации [7, 8]. | |||
* '''Консультационная работа:''' Проводятся регулярные встречи, вебинары и консультации для потенциальных участников программы как за рубежом, так и в регионах России. | |||
'''Культурные и образовательные мероприятия''' | |||
Для укрепления связей соотечественников с исторической родиной реализуется множество гуманитарных проектов. Наиболее масштабным из них является '''программа «Здравствуй, Россия!»''', в рамках которой ежегодно тысячи молодых соотечественников из десятков стран мира приезжают в Россию в учебно-образовательные поездки по историческим местам [1]. | |||
== Исследования и аналитика == | |||
Эффективность и развитие Государственной программы поддержки соотечественников являются предметом постоянного анализа со стороны научного сообщества и государственных структур. Исследования выявляют как сильные стороны программы, так и ряд системных проблем. | |||
''' | '''Проблема определения понятия «соотечественник»''' | ||
Одной из ключевых проблем, отмечаемых исследователями, является чрезмерно широкое и не всегда чёткое юридическое определение термина «соотечественник» в Федеральном законе № 99-ФЗ. Размытость формулировок, особенно пункта о «свободном выборе в пользу духовной и культурной связи с РФ», оставляет пространство для субъективной трактовки и создаёт трудности в определении точного круга лиц, на которых должна распространяться политика поддержки. Многие положения закона носят декларативный характер, что блокирует механизм их правовой реализации [1]. | |||
''' | '''Оценка численности соотечественников за рубежом''' | ||
Неопределённость в терминологии напрямую ведёт к отсутствию точных данных о количестве соотечественников. По разным официальным оценкам, их число колеблется от 25 до 50 миллионов человек. Наиболее часто в официальных выступлениях фигурирует цифра в 30 миллионов человек. Эта цифра остаётся практически неизменной на протяжении многих лет, несмотря на такие события, как присоединение Крыма и миграционные потоки из Украины, что, по мнению экспертов, свидетельствует об отсутствии точных подсчётов и использовании условных данных. Отсутствие точной статистики создаёт значительные проблемы при планировании и бюджетировании мер поддержки [1]. | |||
'''Динамика реализации программы''' | |||
Анализ хода программы показывает значительный рост числа участников с течением времени. Если на начальном этапе (2007-2009 гг.) количество переселенцев было небольшим (несколько тысяч в год), то после модернизации программы в 2012 году и упрощения процедур наблюдается стабильный рост. Например, к 2015 году количество выданных свидетельств приблизилось к 100 тысячам в год [1]. Наибольший миграционный потенциал реализуется из стран СНГ (Казахстан, Таджикистан, Армения, Молдова), но переселенцы также активно едут из стран Балтии, Германии и других государств [1]. Положительные отзывы участников, которые отмечают реальную помощь от государства, также способствуют росту популярности программы. [https://mio.com.gr/otkrytaya-liniya/stati/domoj-v-rossiyu-chto-nado-znat-uchastnikam-gosprogrammy-po-pereseleniyu-sootechestvennikov-otvety-sovety-otzyvy <nowiki>[12]</nowiki>]. | |||
== Интересные факты == | |||
* | * Программа переселения изначально была разработана по личной инициативе Президента РФ Владимира Путина [3]. | ||
* | * За всё время действия программы на историческую родину вернулось свыше 1,1 миллиона соотечественников [4]. | ||
* | * Самыми популярными регионами для переселения традиционно являются Калужская, Тульская, Липецкая и Воронежская области, а также Краснодарский край и Калининградская область [12]. | ||
* | * Участники программы имеют право получить разрешение на временное проживание (РВП) вне установленных правительством квот, что значительно ускоряет процесс легализации. | ||
* | * Семьи переселенцев, даже если их дети родились за пределами России, имеют право на получение материнского капитала после оформления российского гражданства [12]. | ||
* | * Хотя программа нацелена на соотечественников за рубежом, подать заявление на участие могут и иностранные граждане, уже законно проживающие на территории РФ, например, студенты российских вузов [1]. | ||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[ | * [[Форум молодёжи государств — участников СНГ]] | ||
* [[ | * [[Молодёжная дипломатия в России|Молодёжная дипломатия России]] | ||
* [[ | * [[Международные программы академической мобильности]] | ||
* [[ | * [[Межрегиональные молодёжные форумы]] | ||
* [[ | * [[Программы изучения русского языка за рубежом]] | ||
* [[Молодёжные программы Арктического совета]] | |||
* [[Международные студенческие обмены]] | |||
* [[Молодёжные программы БРИКС]] | |||
* [[Евразийский молодёжный форум]] | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[1] [http://www.kremlin.ru/acts/bank/23937 Указ Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»] | |||
[2] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135348/ Указ Президента РФ от 14.09.2012 N 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»] | |||
[3] [http://diplomaticdictionary.com/dictionary/%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E-%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8E-%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85-%D0%B7%D0%B0-%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%BE%D0%BC/ Статья в Дипломатическом словаре] | |||
[4] [https://russianroute.com/blog/programma-pereseleniya-sootechestvennikov-v-rossiyu/ Программа переселения соотечественников в Россию в 2025 году] | |||
[5] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23178/ Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»] | |||
[6] [https://russianroute.com/blog/kak-poluchit-grazhdanstvo-rf-po-programme-pereseleniya-sootechestvennikov-v-2025-godu/ Как получить гражданство РФ по программе переселения в 2025 году] | |||
[7] [https://rs.gov.ru/activity/sootechestvennikam/ Раздел «Соотечественникам» на сайте Россотрудничества] | |||
[8] [https://washington.mid.ru/ru/consular-services/ssha/programma_pereseleniya_sootechestvennikov/ Информация о программе на сайте Посольства России в США] | |||
[9] [https://reykjavik.kdmid.ru/ru/consular-functions/gosudarstvennaya-programma-po-okazaniyu-sodeystviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-rossiyskuyu-federats.php Информация о программе на сайте Посольства России в Исландии] | |||
[10] [https://www.pravfond.ru Официальный сайт Фонда поддержки и защиты прав соотечественников] | |||
[ | [11] [https://aiss.gov.ru/m/info/ Автоматизированная информационная система «Соотечественники»] | ||
[ | [12] [https://mio.com.gr/otkrytaya-liniya/stati/domoj-v-rossiyu-chto-nado-znat-uchastnikam-gosprogrammy-po-pereseleniyu-sootechestvennikov-otvety-sovety-otzyvy Отзывы участников госпрограммы по переселению соотечественников] | ||
[[Категория:Международное сотрудничество]] | |||
[[Категория:Государственные программы]] | |||
Текущая версия от 16:33, 25 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ на основе открытых источников, ожидает проверку экспертного сообщества. |

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом — комплекс мер, направленных на организацию процесса добровольного переезда в Россию лиц, относящих себя к соотечественникам. Программа была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 и с тех пор является одним из ключевых инструментов миграционной и демографической политики страны. [1], [2].
Основная цель программы — стимулирование добровольного переселения соотечественников для содействия социально-экономическому развитию российских регионов и решения демографических проблем. [3]. Программа ориентирована на привлечение в Россию людей, воспитанных в традициях российской культуры, владеющих русским языком и способных к быстрой адаптации и интеграции в российское общество. С момента запуска программы в Россию переехало более 1 миллиона человек. [4]. Программа носит бессрочный характер. [1].
Законодательная база
Функционирование Государственной программы поддержки соотечественников регулируется рядом ключевых нормативно-правовых актов, формирующих её правовую основу.
Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» — это основополагающий документ, который определяет само понятие «соотечественник». Согласно закону, к соотечественникам относятся:
- Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ.
- Лица и их потомки, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ.
- Лица, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ. [5].
Этот закон неоднократно подвергался анализу ввиду широкого толкования понятия, что создаёт определённые сложности в правоприменительной практике и точном учёте численности соотечественников [1].
Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 — данным указом была утверждена сама Государственная программа, определены её первоначальные цели, задачи и механизмы реализации. Основной целью было названо решение демографических проблем страны и стимулирование трудовой миграции [1].
Указ Президента РФ от 14 сентября 2012 г. № 1289 — этим указом была утверждена новая редакция Государственной программы, которая действует по настоящее время. Программа стала бессрочной, был расширен круг потенциальных участников, а также упрощены некоторые процедуры. В частности, участниками смогли становиться студенты, обучающиеся в России, и индивидуальные предприниматели [1, 2].
Указ Президента РФ от 22 ноября 2023 г. № 872 — внёс существенные изменения, введя новое понятие «репатриант». Для этой категории лиц, являющихся соотечественниками и желающих переселиться в Россию, предусмотрены особые, ещё более упрощённые условия участия, особенно для тех, кто проживает в странах, совершающих недружественные действия в отношении РФ. [6].
Помимо федерального законодательства, важную роль играют региональные программы переселения, которые разрабатываются каждым субъектом РФ, участвующим в программе. По состоянию на 2025 год в программе участвуют 79 регионов России. [7]. Эти программы определяют территории вселения, потребности в специалистах и дополнительные меры поддержки на региональном уровне.
Организации поддержки
Реализация Государственной программы обеспечивается скоординированной работой целого ряда государственных ведомств и подведомственных им учреждений, а также при участии неправительственных организаций.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является координатором программы. Главное управление по вопросам миграции (ГУВМ) МВД России отвечает за рассмотрение заявлений, проверку данных и принятие решений о выдаче свидетельства участника программы. [3]. Также в МВД функционирует рабочая группа для консультационной поддержки потенциальных переселенцев. [8].
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) и его загранучреждения (посольства и консульства) являются первым контактом для соотечественников за рубежом. Именно в консульские учреждения подаются заявления на участие в программе. Они осуществляют приём документов, проводят предварительные консультации и направляют дела на рассмотрение в территориальные органы МВД России. [9].
Россотрудничество (Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству) играет важную роль в информационной и гуманитарной поддержке программы. Через сеть своих представительств (Российских центров науки и культуры) Россотрудничество информирует соотечественников о возможностях переселения, а также реализует культурные, образовательные и молодежные проекты, направленные на сохранение связей с исторической родиной, такие как ежегодные учебно-образовательные поездки «Здравствуй, Россия!» [1, 7].
Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом — неправительственная организация, созданная в 2012 году по указу Президента РФ. Учредителями фонда являются МИД России и Россотрудничество. Основная задача фонда — оказание правовой и иной помощи соотечественникам в случаях нарушения их прав, свобод и законных интересов за рубежом. [10].
Информационная поддержка осуществляется через Автоматизированную информационную систему (АИС) «Соотечественники», которая предоставляет подробную информацию об условиях программы, регионах вселения и процедуре подачи документов. [11].
Социальная политика и меры поддержки
Государственная программа предусматривает комплекс мер поддержки, призванных облегчить процесс переезда и адаптации соотечественников и членов их семей на новом месте. Эти меры включают финансовую, социальную и правовую помощь.
Государственные гарантии и компенсации:
- Компенсация расходов на переезд: Участникам программы и членам их семей возмещаются затраты на проезд и провоз личного имущества (багажа) к будущему месту жительства.
- Компенсация уплаты государственных пошлин: Возмещаются расходы на оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории России (например, за разрешение на временное проживание, вид на жительство, гражданство) [1].
- Получение «подъёмных» (пособие на обустройство): Единовременная выплата, размер которой зависит от выбранного региона вселения. На территориях приоритетного заселения (Дальний Восток, Забайкалье и др.) размер пособия значительно выше и составляет 240 тыс. рублей на заявителя и по 120 тыс. рублей на каждого члена семьи [1].
Таможенные льготы: Переселенцы имеют право на беспошлинный ввоз в Россию личного имущества, включая один легковой автомобиль, без ограничений по стоимости и весу. Эта льгота является существенной поддержкой при обустройстве на новом месте [4].
Социальный пакет:
- Медицинское обслуживание: Участники программы и члены их семей получают доступ к бесплатной медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
- Образование: Программа гарантирует возможность получения дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования. Дети переселенцев имеют право на зачисление в детские сады и школы [4].
- Социальное обеспечение: Предоставляется доступ к услугам организаций социального обслуживания, а также право на получение пенсий, пособий и других социальных выплат в соответствии с законодательством РФ.
- Содействие в трудоустройстве: Участники программы не нуждаются в получении патента или разрешения на работу. Они могут обращаться в государственные службы занятости за помощью в поиске подходящих вакансий [1].
Жилищное обустройство: Хотя программа не гарантирует предоставления жилья, многие региональные программы включают дополнительные меры поддержки, такие как предоставление временного жилья, субсидии на покупку или строительство жилья, или льготные ипотечные программы. [4].
Эти меры направлены на создание благоприятных условий для скорейшей и успешной интеграции соотечественников в российское общество.
Программы и мероприятия
Государственная программа реализуется через разветвленную систему федеральных и региональных инициатив, а также через информационные и культурно-образовательные мероприятия.
Региональные программы переселения Основой реализации Госпрограммы на местах являются региональные программы, которые разрабатываются каждым субъектом РФ-участником. Эти программы максимально адаптированы к потребностям и особенностям конкретной территории. Они содержат:
- Перечень территорий вселения: Конкретные города и районы, готовые принять переселенцев.
- Требования к кандидатам: Часто регионы заинтересованы в привлечении специалистов определённых профессий, востребованных на местном рынке труда (врачи, учителя, инженеры, работники сельского хозяйства).
- Дополнительные меры поддержки: Помимо федеральных гарантий, регионы могут предлагать собственные льготы: помощь в поиске жилья, содействие в трудоустройстве у конкретных работодателей, дополнительные выплаты.
Всего в реализации Госпрограммы участвует 79 субъектов РФ, что даёт соотечественникам широкий выбор для переезда [7].
Проекты по содействию переселению
- Проект «Деловой форум соотечественников»: Инициатива, направленная на создание экономической основы для деятельности диаспоральных структур за рубежом и на формирование условий для сотрудничества между русскими бизнесменами, проживающими в разных странах, а также между ними и российскими экономическими агентами [1].
- Поддержка молодежных инициатив: Россотрудничество и другие организации содействуют проведению молодежных фестивалей, выставок, конкурсов и летних школ по изучению гуманитарных дисциплин, что способствует консолидации молодежной российской диаспоры [1].
Информационное обеспечение Важнейшим элементом программы является её информационная поддержка. Она осуществляется через:
- АИС «Соотечественники»: Специализированный портал, содержащий всю актуальную информацию о программе, включая описание региональных программ, требования к участникам и пошаговые инструкции [11].
- Официальные сайты ведомств: Сайты ГУВМ МВД России, МИД России, Россотрудничества и консульских учреждений за рубежом являются официальными источниками информации [7, 8].
- Консультационная работа: Проводятся регулярные встречи, вебинары и консультации для потенциальных участников программы как за рубежом, так и в регионах России.
Культурные и образовательные мероприятия Для укрепления связей соотечественников с исторической родиной реализуется множество гуманитарных проектов. Наиболее масштабным из них является программа «Здравствуй, Россия!», в рамках которой ежегодно тысячи молодых соотечественников из десятков стран мира приезжают в Россию в учебно-образовательные поездки по историческим местам [1].
Исследования и аналитика
Эффективность и развитие Государственной программы поддержки соотечественников являются предметом постоянного анализа со стороны научного сообщества и государственных структур. Исследования выявляют как сильные стороны программы, так и ряд системных проблем.
Проблема определения понятия «соотечественник» Одной из ключевых проблем, отмечаемых исследователями, является чрезмерно широкое и не всегда чёткое юридическое определение термина «соотечественник» в Федеральном законе № 99-ФЗ. Размытость формулировок, особенно пункта о «свободном выборе в пользу духовной и культурной связи с РФ», оставляет пространство для субъективной трактовки и создаёт трудности в определении точного круга лиц, на которых должна распространяться политика поддержки. Многие положения закона носят декларативный характер, что блокирует механизм их правовой реализации [1].
Оценка численности соотечественников за рубежом Неопределённость в терминологии напрямую ведёт к отсутствию точных данных о количестве соотечественников. По разным официальным оценкам, их число колеблется от 25 до 50 миллионов человек. Наиболее часто в официальных выступлениях фигурирует цифра в 30 миллионов человек. Эта цифра остаётся практически неизменной на протяжении многих лет, несмотря на такие события, как присоединение Крыма и миграционные потоки из Украины, что, по мнению экспертов, свидетельствует об отсутствии точных подсчётов и использовании условных данных. Отсутствие точной статистики создаёт значительные проблемы при планировании и бюджетировании мер поддержки [1].
Динамика реализации программы Анализ хода программы показывает значительный рост числа участников с течением времени. Если на начальном этапе (2007-2009 гг.) количество переселенцев было небольшим (несколько тысяч в год), то после модернизации программы в 2012 году и упрощения процедур наблюдается стабильный рост. Например, к 2015 году количество выданных свидетельств приблизилось к 100 тысячам в год [1]. Наибольший миграционный потенциал реализуется из стран СНГ (Казахстан, Таджикистан, Армения, Молдова), но переселенцы также активно едут из стран Балтии, Германии и других государств [1]. Положительные отзывы участников, которые отмечают реальную помощь от государства, также способствуют росту популярности программы. [12].
Интересные факты
- Программа переселения изначально была разработана по личной инициативе Президента РФ Владимира Путина [3].
- За всё время действия программы на историческую родину вернулось свыше 1,1 миллиона соотечественников [4].
- Самыми популярными регионами для переселения традиционно являются Калужская, Тульская, Липецкая и Воронежская области, а также Краснодарский край и Калининградская область [12].
- Участники программы имеют право получить разрешение на временное проживание (РВП) вне установленных правительством квот, что значительно ускоряет процесс легализации.
- Семьи переселенцев, даже если их дети родились за пределами России, имеют право на получение материнского капитала после оформления российского гражданства [12].
- Хотя программа нацелена на соотечественников за рубежом, подать заявление на участие могут и иностранные граждане, уже законно проживающие на территории РФ, например, студенты российских вузов [1].
См. также
- Форум молодёжи государств — участников СНГ
- Молодёжная дипломатия России
- Международные программы академической мобильности
- Межрегиональные молодёжные форумы
- Программы изучения русского языка за рубежом
- Молодёжные программы Арктического совета
- Международные студенческие обмены
- Молодёжные программы БРИКС
- Евразийский молодёжный форум
Ссылки
[3] Статья в Дипломатическом словаре
[4] Программа переселения соотечественников в Россию в 2025 году
[5] Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»
[6] Как получить гражданство РФ по программе переселения в 2025 году
[7] Раздел «Соотечественникам» на сайте Россотрудничества
[8] Информация о программе на сайте Посольства России в США
[9] Информация о программе на сайте Посольства России в Исландии
[10] Официальный сайт Фонда поддержки и защиты прав соотечественников
[11] Автоматизированная информационная система «Соотечественники»
[12] Отзывы участников госпрограммы по переселению соотечественников