Мониторинг положения молодёжи в российском обществе: различия между версиями
Новая страница: «й» |
|||
(не показано 7 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | |||
'''Мониторинг положения молодёжи в российском обществе''' — комплексная система наблюдения, сбора, анализа и оценки информации о социально-экономических, культурных и политических аспектах жизни молодых граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет [http://government.ru/docs/all/143692/ [1]], [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429385/437cc4dd4a072177023352c10bbb1b1d33eae30c/ [2]]. Данная система является основой для разработки и корректировки государственной молодёжной политики, обеспечивая принятие обоснованных управленческих решений [https://base.garant.ru/400156192/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/ [3]]. | |||
== Введение == | |||
Мониторинг положения молодёжи представляет собой систематическую, комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о положении молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений в Российской Федерации [http://government.ru/docs/all/143692/ [1]]. В современных условиях такой мониторинг приобретает стратегическое значение для социально-экономического развития страны, поскольку молодёжь составляет основу трудовых ресурсов и инновационного потенциала государства. | |||
Согласно данным Росстата, численность молодёжи в возрасте от 14 до 35 лет составляет около 37 миллионов человек, что представляет более четверти населения России [https://31.rosstat.gov.ru/folder/149733/document/170357 [4]]. При этом демографические прогнозы указывают на то, что к 2030 году доля молодёжи может вырасти на 2,8 млн человек до 25,4 млн [https://rsv.ru/news/1/6145/ [5]]. | |||
== Законодательная база == | |||
Правовые основы мониторинга положения молодёжи в России определены рядом федеральных законов и подзаконных актов. Ключевым документом является Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации», статья 12 которого устанавливает порядок проведения мониторинга реализации молодёжной политики [https://base.garant.ru/400156192/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/ [3]]. | |||
Постановление Правительства РФ от 15 октября 2022 г. № 1840 утвердило Правила осуществления мониторинга реализации молодежной политики в Российской Федерации, определив конкретные механизмы и процедуры его проведения [http://government.ru/docs/all/143692/ [1]]. Данный документ также установил перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, и порядок подготовки ежегодного доклада о положении молодёжи в РФ. | |||
В 2025 году были внесены дополнения в законодательство, расширившие сферу мониторинга за счёт включения показателей эффективности патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429385/437cc4dd4a072177023352c10bbb1b1d33eae30c/ [2]]. | |||
== Организационная структура == | |||
'''Федеральный уровень''' | |||
На федеральном уровне координацию мониторинга осуществляет Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики [http://government.ru/docs/all/143692/ [1]]. | |||
Росмолодёжь выполняет функции по организации сбора данных и координации работы с регионами, тогда как Министерство науки и высшего образования отвечает за подготовку итогового доклада о положении молодёжи. В 2024 году было опубликовано постановление, определившее Росмолодёжь как единый федеральный орган, уполномоченный на осуществление мониторинга [https://intermol.su/news/opublikovan-doklad-o-polozhenii-molodyezhi-v-rossiyskoy-federatsii-za-2023-god/ [6]]. | |||
'''Региональный и муниципальный уровни''' | |||
На уровне субъектов Российской Федерации мониторинг организуется уполномоченными исполнительными органами в сфере молодёжной политики. На муниципальном уровне ответственность возлагается на соответствующие органы местного самоуправления [https://base.garant.ru/400156192/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/ [3]]. | |||
Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24 января 2024 г. № 35 утверждены формы аналитических отчётов для муниципалитетов и регионов [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408506449/ [7]], что обеспечивает единообразие в представлении информации и повышает качество аналитической работы. | |||
== Основные методики и подходы == | |||
'''Объекты мониторинга''' | |||
Основными объектами мониторинга являются: | |||
Молодёжь как социально-демографическая группа | |||
Молодые семьи | |||
Молодёжные общественные объединения | |||
Результаты реализации молодёжной политики | |||
Инфраструктура молодёжной политики [http://government.ru/docs/all/143692/ [1]] | |||
'''Показатели мониторинга''' | |||
Система показателей включает: | |||
Демографические характеристики молодёжи | |||
Показатели образования и профессиональной подготовки | |||
Данные о занятости и безработице в молодёжной среде | |||
Информацию об участии в общественно-полезной деятельности | |||
Показатели межнационального и межконфессионального согласия | |||
Данные о противодействии экстремизму и деструктивным идеологиям [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429385/437cc4dd4a072177023352c10bbb1b1d33eae30c/ [2]] | |||
'''Методы сбора данных''' | |||
Мониторинг проводится посредством: | |||
Федерального статистического наблюдения | |||
Социологических опросов и исследований | |||
Анализа административных данных | |||
Экспертных оценок | |||
Качественных исследований [http://government.ru/docs/all/143692/ [1]] | |||
== Исследовательские центры и организации == | |||
[[Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)|'''Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)''']] | |||
ВЦИОМ проводит регулярные исследования молодёжи, изучая ценностные ориентации, социальные настроения и жизненные стратегии молодых россиян. В рамках сотрудничества с платформой Росмолодёжь.События ВЦИОМ реализует специальные социологические проекты на молодёжных форумах [https://wciom.ru/sobytie/platforma-rosmolodjozhsobytija-i-vciom-zakljuchili-soglashenie-o-sotrudnichestve [8]]. | |||
Центр регулярно публикует аналитические обзоры по таким темам, как образ российской молодёжи [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obraz-rossiiskoi-molodezhi-monitoring [9]], общественная активность молодёжи [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obshchestvennaja-aktivnost-molodezhi [10]], возможности для самореализации [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vozmozhnosti-dlja-molodezhi-monitoring [11]]. | |||
Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды (ЦИСМ) | |||
ЦИСМ — специализированная ИТ-компания, созданная по поручению Президента РФ в 2018 году для мониторинга молодёжной цифровой среды [https://cism-ms.ru [12]]. Центр осуществляет анализ цифрового поведения молодёжи, выявляет деструктивные тенденции и разрабатывает меры противодействия негативному влиянию. | |||
[[Российская академия образования — исследования молодёжи|'''Российская академия образования''']] | |||
РАО проводит междисциплинарные исследования в области воспитания и развития молодёжи. В 2023-2024 годах академия реализует масштабное исследование студентов первых курсов вузов, направленное на оценку индивидуально-психологических ресурсов первокурсников [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ [13]]. | |||
Важным направлением работы РАО является изучение психологического портрета современного студента, в рамках которого выявлены особенности поведенческих стратегий молодёжи при решении проблемных ситуаций [https://tass.ru/obschestvo/24888935 [14]]. | |||
[[Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации|'''Аналитический центр при Правительстве РФ''']] | |||
Центр проводит исследования молодёжной политики и её эффективности, анализирует социально-экономическое положение молодёжи в контексте общего развития страны [https://ac.gov.ru/news?topic=molodez [15]]. | |||
== Основные результаты мониторинга == | |||
'''Социально-демографические характеристики''' | |||
По данным мониторинга за 2023 год, общая численность молодых предпринимателей составила 6,32 млн человек, включая 4,97 млн самозанятых и 1,35 млн индивидуальных предпринимателей [https://www.minobrnauki.gov.ru/upload/2024/10/Доклад_ПМ2023_ЭЦП_Петрова1.10.24.pdf [16]]. Доля молодёжи от 15 до 24 лет, которая не учится и не работает, снизилась с 10,6% в 2019 году до менее чем 10% в 2023 году [https://www.minobrnauki.gov.ru/upload/2024/10/Доклад_ПМ2023_ЭЦП_Петрова1.10.24.pdf [16]]. | |||
'''[[Изучение ценностей молодёжи в России|Ценностные ориентации]]''' | |||
Исследования ВЦИОМ показывают, что 83% молодёжи идентифицируют себя как граждане РФ, 76% хорошо знают историю своей страны [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi [17]]. Основными проблемами молодёжи признаются трудоустройство (39%), жилищный вопрос (37%) и получение качественного образования (28%) [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obraz-rossiiskoi-molodezhi-monitoring [9]]. | |||
'''Цифровое поведение''' | |||
Молодёжь проводит в социальных сетях и мессенджерах в среднем 9 часов в сутки, при этом 61% предпочитает виртуальное общение личным встречам [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhivushchie-v-seti-ili-mediapotreblenie-sovremennoi-molodezhi [18]], [https://tass.ru/obschestvo/24337929 [19]]. | |||
'''Самореализация и возможности''' | |||
По данным исследований, 82% россиян считают, что в стране созданы условия для самореализации молодёжи [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossija-strana-vozmozhnostei [20]]. 84% молодёжи городов-миллионников положительно оценивают возможности для самореализации в стране [https://rsv.ru/news/1/6145/ [5]]. | |||
== Специальные программы мониторинга == | |||
[[Изучение ценностей молодёжи в России|'''Мониторинг ценностных ориентаций''']] | |||
С 2025 года Министерство просвещения проводит ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодёжи на базе Института изучения детства, семьи и воспитания [https://irposakha14.ru/novosti/minprosveshhenie-provodit-ezhegodnyj-monitoring-czennostnyj-orientaczij-molodyozhi/ [21]]. Исследование охватывает обучающихся 10-11 классов, студентов СПО и вузов, а также их родителей и педагогов [https://www.рцпв.рф/news/monitoring-tsennostnyh-orientatsij-sovremennoj-molodezhi/ [22]]. | |||
'''Мониторинг влияния экстремизма''' | |||
В 2025 году Росмолодёжь инициировала подготовку специального доклада о влиянии экстремистских идеологий на молодёжь. Закрытая часть доклада будет оценивать вовлечение молодёжи в противоправную деятельность деструктивными силами [https://www.vedomosti.ru/society/articles/2025/04/18/1105155-rosmolodezh-podgotovit-zakritii-doklad-o-vliyanii-ekstremistov-na-molodih-rossiyan [23]]. | |||
'''Региональные особенности''' | |||
Мониторинг выявляет значительные региональные различия в положении молодёжи. Исследования показывают, что молодёжь мегаполисов имеет больше возможностей для образования и трудоустройства по специальности, тогда как в сельских районах до половины молодых людей не могут найти работу [https://www.isras.ru/analytical_report_Youth_9.html [24]]. | |||
Региональные программы мониторинга развиваются в субъектах РФ с учётом местных особенностей. Например, в Республике Башкортостан была разработана специальная дорожная карта реализации молодёжной политики на основе результатов политических мониторингов [https://ufabist.ru/wp-content/uploads/2015/06/nigmatullina_regionalnoe-proektirovanie_site.pdf [25]]. | |||
'''Проблемы и перспективы развития''' | |||
Среди основных проблем системы мониторинга исследователи выделяют: | |||
Недостаточную координацию между различными уровнями власти | |||
Необходимость стандартизации методик сбора данных | |||
Потребность в развитии качественных методов исследования | |||
Важность учёта цифровой трансформации общества [https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-effektivnosti-realizuemyh-programm-i-proektov-v-oblasti-molodezhnoy-politiki-v-rossiyskih-obrazovatelnyh-organizatsiyah [27]] | |||
Перспективные направления развития включают: | |||
Внедрение новых цифровых технологий мониторинга | |||
Расширение международного сотрудничества | |||
Развитие межведомственного взаимодействия | |||
Усиление роли научных организаций в проведении исследований | |||
== См. также == | |||
* [[Молодёжная политика|Государственная молодёжная политика]] | |||
* [[Росмолодёжь]] | |||
* [[Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)|Всероссийский центр изучения общественного мнения]] | |||
* [[Российская академия образования — исследования молодёжи]] | |||
* [[Изучение ценностей молодёжи в России|Социологические исследования ценностей молодёжи]] | |||
* [[Исследования цифрового поведения молодёжи]] | |||
* [[Изучение молодёжных субкультур и движений]] | |||
* [[Региональные исследования молодёжных проблем]] | |||
* [[Качественные и количественные методы изучения молодёжи]] | |||
* [[Исследования эффективности молодёжной политики]] | |||
== Ссылки == | |||
[1] [http://government.ru/docs/all/143692/ Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2022 г. № 1840 «Об утверждении Правил осуществления мониторинга реализации молодежной политики в Российской Федерации»] | |||
[2] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429385/437cc4dd4a072177023352c10bbb1b1d33eae30c/ Правила осуществления мониторинга реализации молодежной политики в Российской Федерации (в редакции от 17 июля 2025 г.)] | |||
[3] [https://base.garant.ru/400156192/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/ Статья 12. Мониторинг реализации молодежной политики — Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации»] | |||
[4] [https://31.rosstat.gov.ru/folder/149733/document/170357 День молодежи России — Инфографика Росстата] | |||
[5] [https://rsv.ru/news/1/6145/ Молодежь городов-миллионников высоко оценивает возможности для самореализации — исследование НАФИ] | |||
[6] [https://intermol.su/news/opublikovan-doklad-o-polozhenii-molodyezhi-v-rossiyskoy-federatsii-za-2023-god/ Опубликован Доклад о положении молодёжи в Российской Федерации за 2023 год] | |||
[7] [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408506449/ Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 24 января 2024 г. № 35 об утверждении форм аналитических отчетов] | |||
[8] [https://wciom.ru/sobytie/platforma-rosmolodjozhsobytija-i-vciom-zakljuchili-soglashenie-o-sotrudnichestve Платформа Росмолодёжь.События и ВЦИОМ заключили соглашение о сотрудничестве] | |||
[9] [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obraz-rossiiskoi-molodezhi-monitoring Образ российской молодежи: мониторинг — ВЦИОМ] | |||
[10] [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obshchestvennaja-aktivnost-molodezhi Общественная активность молодежи — ВЦИОМ] | |||
[11] [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vozmozhnosti-dlja-molodezhi-monitoring Возможности для молодежи: мониторинг — ВЦИОМ] | |||
[12] [https://cism-ms.ru Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды] | |||
[13] [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ Здоровье и образование детей, подростков и молодёжи обсудили участники заседания Координационного совета РАН и РАО] | |||
[14] [https://tass.ru/obschestvo/24888935 Глава РАО Васильева: нынешняя молодежь часто избегает проблем, а не решает их — ТАСС] | |||
[15] [https://ac.gov.ru/news?topic=molodez Новости Аналитического центра при Правительстве РФ по теме «Молодёжь»] | |||
[16] [https://www.minobrnauki.gov.ru/upload/2024/10/Доклад_ПМ2023_ЭЦП_Петрова1.10.24.pdf Доклад о положении молодежи в Российской Федерации за 2023 год] | |||
[17] [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi Ценности молодежи — ВЦИОМ] | |||
[18] [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhivushchie-v-seti-ili-mediapotreblenie-sovremennoi-molodezhi Живущие в сети, или Медиапотребление современной молодежи — ВЦИОМ] | |||
[19] [https://tass.ru/obschestvo/24337929 ВЦИОМ: больше половины молодежи в РФ предпочитает общаться в цифровой среде — ТАСС] | |||
[20] [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossija-strana-vozmozhnostei Россия — страна возможностей — ВЦИОМ] | |||
[21] [https://irposakha14.ru/novosti/minprosveshhenie-provodit-ezhegodnyj-monitoring-czennostnyj-orientaczij-molodyozhi/ Минпросвещение проводит ежегодный мониторинг ценностных ориентаций молодёжи] | |||
[22] [https://www.рцпв.рф/news/monitoring-tsennostnyh-orientatsij-sovremennoj-molodezhi/ Мониторинг ценностных ориентаций современной молодёжи] | |||
[23] [https://www.vedomosti.ru/society/articles/2025/04/18/1105155-rosmolodezh-podgotovit-zakritii-doklad-o-vliyanii-ekstremistov-na-molodih-rossiyan Росмолодежь подготовит закрытый доклад о влиянии экстремистов на молодых россиян — Ведомости] | |||
[24] [https://www.isras.ru/analytical_report_Youth_9.html Молодежь новой России: ценностные приоритеты — Институт социологии РАН] | |||
[25] [https://ufabist.ru/wp-content/uploads/2015/06/nigmatullina_regionalnoe-proektirovanie_site.pdf Т.А. Нигматуллина. Региональное проектирование молодежной политики] | |||
[26] [https://rm.coe.int/self-assessment-tool-for-youth-policy-russian/16808e560d Инструмент самостоятельной оценки молодежной политики — Совет Европы] | |||
[27] [https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-effektivnosti-realizuemyh-programm-i-proektov-v-oblasti-molodezhnoy-politiki-v-rossiyskih-obrazovatelnyh-organizatsiyah Мониторинг эффективности реализуемых программ и проектов в области молодежной политики] | |||
[[Категория:Исследования молодёжи]] |
Текущая версия от 11:52, 15 сентября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Мониторинг положения молодёжи в российском обществе — комплексная система наблюдения, сбора, анализа и оценки информации о социально-экономических, культурных и политических аспектах жизни молодых граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет [1], [2]. Данная система является основой для разработки и корректировки государственной молодёжной политики, обеспечивая принятие обоснованных управленческих решений [3].
Введение
Мониторинг положения молодёжи представляет собой систематическую, комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о положении молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений в Российской Федерации [1]. В современных условиях такой мониторинг приобретает стратегическое значение для социально-экономического развития страны, поскольку молодёжь составляет основу трудовых ресурсов и инновационного потенциала государства. Согласно данным Росстата, численность молодёжи в возрасте от 14 до 35 лет составляет около 37 миллионов человек, что представляет более четверти населения России [4]. При этом демографические прогнозы указывают на то, что к 2030 году доля молодёжи может вырасти на 2,8 млн человек до 25,4 млн [5].
Законодательная база
Правовые основы мониторинга положения молодёжи в России определены рядом федеральных законов и подзаконных актов. Ключевым документом является Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации», статья 12 которого устанавливает порядок проведения мониторинга реализации молодёжной политики [3]. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2022 г. № 1840 утвердило Правила осуществления мониторинга реализации молодежной политики в Российской Федерации, определив конкретные механизмы и процедуры его проведения [1]. Данный документ также установил перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, и порядок подготовки ежегодного доклада о положении молодёжи в РФ. В 2025 году были внесены дополнения в законодательство, расширившие сферу мониторинга за счёт включения показателей эффективности патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи [2].
Организационная структура
Федеральный уровень
На федеральном уровне координацию мониторинга осуществляет Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики [1]. Росмолодёжь выполняет функции по организации сбора данных и координации работы с регионами, тогда как Министерство науки и высшего образования отвечает за подготовку итогового доклада о положении молодёжи. В 2024 году было опубликовано постановление, определившее Росмолодёжь как единый федеральный орган, уполномоченный на осуществление мониторинга [6].
Региональный и муниципальный уровни
На уровне субъектов Российской Федерации мониторинг организуется уполномоченными исполнительными органами в сфере молодёжной политики. На муниципальном уровне ответственность возлагается на соответствующие органы местного самоуправления [3]. Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24 января 2024 г. № 35 утверждены формы аналитических отчётов для муниципалитетов и регионов [7], что обеспечивает единообразие в представлении информации и повышает качество аналитической работы.
Основные методики и подходы
Объекты мониторинга
Основными объектами мониторинга являются: Молодёжь как социально-демографическая группа Молодые семьи Молодёжные общественные объединения Результаты реализации молодёжной политики Инфраструктура молодёжной политики [1]
Показатели мониторинга
Система показателей включает: Демографические характеристики молодёжи Показатели образования и профессиональной подготовки Данные о занятости и безработице в молодёжной среде Информацию об участии в общественно-полезной деятельности Показатели межнационального и межконфессионального согласия Данные о противодействии экстремизму и деструктивным идеологиям [2]
Методы сбора данных
Мониторинг проводится посредством: Федерального статистического наблюдения Социологических опросов и исследований Анализа административных данных Экспертных оценок Качественных исследований [1]
Исследовательские центры и организации
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
ВЦИОМ проводит регулярные исследования молодёжи, изучая ценностные ориентации, социальные настроения и жизненные стратегии молодых россиян. В рамках сотрудничества с платформой Росмолодёжь.События ВЦИОМ реализует специальные социологические проекты на молодёжных форумах [8]. Центр регулярно публикует аналитические обзоры по таким темам, как образ российской молодёжи [9], общественная активность молодёжи [10], возможности для самореализации [11].
Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды (ЦИСМ)
ЦИСМ — специализированная ИТ-компания, созданная по поручению Президента РФ в 2018 году для мониторинга молодёжной цифровой среды [12]. Центр осуществляет анализ цифрового поведения молодёжи, выявляет деструктивные тенденции и разрабатывает меры противодействия негативному влиянию.
Российская академия образования
РАО проводит междисциплинарные исследования в области воспитания и развития молодёжи. В 2023-2024 годах академия реализует масштабное исследование студентов первых курсов вузов, направленное на оценку индивидуально-психологических ресурсов первокурсников [13]. Важным направлением работы РАО является изучение психологического портрета современного студента, в рамках которого выявлены особенности поведенческих стратегий молодёжи при решении проблемных ситуаций [14].
Аналитический центр при Правительстве РФ
Центр проводит исследования молодёжной политики и её эффективности, анализирует социально-экономическое положение молодёжи в контексте общего развития страны [15].
Основные результаты мониторинга
Социально-демографические характеристики
По данным мониторинга за 2023 год, общая численность молодых предпринимателей составила 6,32 млн человек, включая 4,97 млн самозанятых и 1,35 млн индивидуальных предпринимателей [16]. Доля молодёжи от 15 до 24 лет, которая не учится и не работает, снизилась с 10,6% в 2019 году до менее чем 10% в 2023 году [16].
Исследования ВЦИОМ показывают, что 83% молодёжи идентифицируют себя как граждане РФ, 76% хорошо знают историю своей страны [17]. Основными проблемами молодёжи признаются трудоустройство (39%), жилищный вопрос (37%) и получение качественного образования (28%) [9].
Цифровое поведение
Молодёжь проводит в социальных сетях и мессенджерах в среднем 9 часов в сутки, при этом 61% предпочитает виртуальное общение личным встречам [18], [19].
Самореализация и возможности
По данным исследований, 82% россиян считают, что в стране созданы условия для самореализации молодёжи [20]. 84% молодёжи городов-миллионников положительно оценивают возможности для самореализации в стране [5].
Специальные программы мониторинга
Мониторинг ценностных ориентаций
С 2025 года Министерство просвещения проводит ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодёжи на базе Института изучения детства, семьи и воспитания [21]. Исследование охватывает обучающихся 10-11 классов, студентов СПО и вузов, а также их родителей и педагогов [22].
Мониторинг влияния экстремизма
В 2025 году Росмолодёжь инициировала подготовку специального доклада о влиянии экстремистских идеологий на молодёжь. Закрытая часть доклада будет оценивать вовлечение молодёжи в противоправную деятельность деструктивными силами [23].
Региональные особенности
Мониторинг выявляет значительные региональные различия в положении молодёжи. Исследования показывают, что молодёжь мегаполисов имеет больше возможностей для образования и трудоустройства по специальности, тогда как в сельских районах до половины молодых людей не могут найти работу [24]. Региональные программы мониторинга развиваются в субъектах РФ с учётом местных особенностей. Например, в Республике Башкортостан была разработана специальная дорожная карта реализации молодёжной политики на основе результатов политических мониторингов [25].
Проблемы и перспективы развития
Среди основных проблем системы мониторинга исследователи выделяют: Недостаточную координацию между различными уровнями власти Необходимость стандартизации методик сбора данных Потребность в развитии качественных методов исследования Важность учёта цифровой трансформации общества [27] Перспективные направления развития включают: Внедрение новых цифровых технологий мониторинга Расширение международного сотрудничества Развитие межведомственного взаимодействия Усиление роли научных организаций в проведении исследований
См. также
- Государственная молодёжная политика
- Росмолодёжь
- Всероссийский центр изучения общественного мнения
- Российская академия образования — исследования молодёжи
- Социологические исследования ценностей молодёжи
- Исследования цифрового поведения молодёжи
- Изучение молодёжных субкультур и движений
- Региональные исследования молодёжных проблем
- Качественные и количественные методы изучения молодёжи
- Исследования эффективности молодёжной политики
Ссылки
[4] День молодежи России — Инфографика Росстата
[5] Молодежь городов-миллионников высоко оценивает возможности для самореализации — исследование НАФИ
[6] Опубликован Доклад о положении молодёжи в Российской Федерации за 2023 год
[8] Платформа Росмолодёжь.События и ВЦИОМ заключили соглашение о сотрудничестве
[9] Образ российской молодежи: мониторинг — ВЦИОМ
[10] Общественная активность молодежи — ВЦИОМ
[11] Возможности для молодежи: мониторинг — ВЦИОМ
[12] Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды
[14] Глава РАО Васильева: нынешняя молодежь часто избегает проблем, а не решает их — ТАСС
[15] Новости Аналитического центра при Правительстве РФ по теме «Молодёжь»
[16] Доклад о положении молодежи в Российской Федерации за 2023 год
[17] Ценности молодежи — ВЦИОМ
[18] Живущие в сети, или Медиапотребление современной молодежи — ВЦИОМ
[19] ВЦИОМ: больше половины молодежи в РФ предпочитает общаться в цифровой среде — ТАСС
[20] Россия — страна возможностей — ВЦИОМ [21] Минпросвещение проводит ежегодный мониторинг ценностных ориентаций молодёжи
[22] Мониторинг ценностных ориентаций современной молодёжи
[23] Росмолодежь подготовит закрытый доклад о влиянии экстремистов на молодых россиян — Ведомости
[24] Молодежь новой России: ценностные приоритеты — Институт социологии РАН
[25] Т.А. Нигматуллина. Региональное проектирование молодежной политики
[26] Инструмент самостоятельной оценки молодежной политики — Совет Европы
[27] Мониторинг эффективности реализуемых программ и проектов в области молодежной политики