Российская академия образования — исследования молодёжи: различия между версиями
Нет описания правки |
|||
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | ||
'''Российская академия образования (РАО)''' — федеральное государственное бюджетное учреждение, играющее ключевую роль в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в области образования, педагогики и психологии в Российской Федерации. [https://dev.rusacademedu.ru/ <nowiki>[1]</nowiki>] Одним из приоритетных направлений деятельности Академии является комплексное изучение проблем современной российской молодёжи, её развития, воспитания и социализации в быстро меняющихся социокультурных и технологических условиях. | |||
Исследования РАО охватывают широкий спектр вопросов: от психологического здоровья и ценностных ориентаций молодых людей до их адаптации к цифровой среде и выстраивания образовательных и карьерных траекторий. [https://tass.ru/obschestvo/24888935 <nowiki>[2]</nowiki>] [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>] Результаты этих исследований служат научной основой для разработки и совершенствования государственной молодёжной политики, образовательных стандартов и программ психолого-педагогического сопровождения. | |||
== Законодательная база == | |||
Деятельность Российской академии образования по исследованию молодёжи регулируется комплексом нормативно-правовых актов, определяющих государственную политику в сфере науки, образования и молодёжной политики: | |||
== | * '''Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»''' — определяет правовые, организационные и экономические основы образования в РФ. | ||
* '''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации»''' — устанавливает цели, принципы, основные направления и формы реализации молодёжной политики. [file:2] | |||
* '''Стратегия развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 года''' — определяет цели, задачи и приоритеты государственной молодёжной политики в долгосрочной перспективе. [https://www.youthpolicy.org/uploads/documents/140319_Project-of-Strategy-for-youth-till-2025.pdf <nowiki>[4]</nowiki>] | |||
* '''Национальные проекты «Наука и университеты» и «Образование»''' — задают стратегические цели по обеспечению присутствия России в числе ведущих стран мира по качеству образования и объёму научных исследований, в том числе в области развития человеческого капитала. [file:8] | |||
* ''' | |||
* '''Федеральный | |||
* ''' | |||
* ''' | |||
== Основные направления исследований == | == Основные направления исследований == | ||
Исследовательская деятельность РАО по проблемам молодёжи носит междисциплинарный характер и концентрируется на нескольких ключевых направлениях. | |||
=== | === Психологическое благополучие и развитие личности === | ||
Одним из центральных направлений является изучение психологического портрета современного российского студента и молодого человека. Исследования РАО направлены на выявление индивидуально-психологических ресурсов, способствующих успешности в учёбе и общему психологическому благополучию. [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>] | |||
В частности, исследования последних лет выявили, что современная молодёжь, родившаяся в период с 1997 по 2010 год, чаще прибегает к стратегии «бегства-избегания» при столкновении с жизненными трудностями, что приводит к повышенному уровню стресса. [https://tass.ru/obschestvo/24888935 <nowiki>[2]</nowiki>] На основе этих данных РАО разрабатывает программы психологической помощи и адаптации для студентов, особенно первокурсников. Изучается также влияние специальной военной операции (СВО) на психологическое состояние студенческой молодёжи; исследования показывают наличие признаков психологической травматизации примерно у трети опрошенных. [https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2024_n4/Murashcenkova <nowiki>[5]</nowiki>] | |||
== | === Здоровьесбережение обучающихся === | ||
В сотрудничестве с Российской академией наук (РАН) РАО ведёт активную работу по разработке научных основ программ охраны здоровья детей, подростков и молодёжи. [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>] [https://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=a2052907-1054-4d8b-866d-052de2117340 <nowiki>[6]</nowiki>] Приоритетными направлениями являются: | |||
* Междисциплинарные исследования физического, психоневрологического и когнитивного здоровья молодёжи. | |||
* Разработка стратегий медицинского и психологического сопровождения в образовательных учреждениях. | |||
* Изучение последствий перенесённых заболеваний (включая COVID-19) для здоровья и развития обучающихся. | |||
Координационный совет РАН и РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи» определяет приоритетные направления совместных исследований и способствует внедрению их результатов в практику. [https://sn.ria.ru/20241030/zdorove-1981021855.html <nowiki>[7]</nowiki>] | |||
=== Цифровая трансформация и безопасность === | |||
РАО активно изучает влияние цифровой среды на жизнь молодёжи. Исследования посвящены роли цифровых технологий в психологическом благополучии, взаимосвязи удовлетворённости жизнью в реальном и виртуальном мирах, а также проблемам цифровой безопасности. [https://sn.ria.ru/20241030/zdorove-1981021855.html <nowiki>[7]</nowiki>] Анализируются такие аспекты, как цифровая компетентность, пользовательская активность и отношение молодёжи к технологиям (технопессимизм, технофилия). [https://dev.rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2025/04/obzor2025-3-1.pdf <nowiki>[8]</nowiki>] | |||
=== | === Профилактика деструктивного поведения === | ||
Анализ и профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи — важное направление работы РАО. На основе анализа мирового опыта и российских исследований разрабатываются модели профилактики школьной травли (буллинга), одиночных актов агрессии в образовательных организациях и вовлечённости в асоциальные группы. [https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-agressii-i-destruktivnogo-povedeniya-molodyozhi-analiz-mirovogo-opyta <nowiki>[9]</nowiki>] | |||
РАО | === Воспитание и социализация === | ||
РАО осуществляет научное сопровождение воспитательной деятельности, в том числе в рамках сотрудничества с общероссийским общественно-государственным движением детей и молодёжи «Движение Первых». В Академии действует совместная лаборатория, где учёные РАО и представители движения разрабатывают научно-педагогическую модель наставничества и другие программы, направленные на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. [https://scientificrussia.ru/articles/kuznica-pokolenia-vospitanie-detej-i-molodezi-obsudili-na-konferencii-v-rossijskoj-akademii-obrazovania <nowiki>[10]</nowiki>] Исследуются также ценностные ориентации молодёжи, роль социального проектирования в формировании гражданской ответственности и патриотизма. [https://dev.rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2025/04/obzor2025-3-1.pdf <nowiki>[8]</nowiki>] | |||
=== | == Научные центры и лаборатории == | ||
Исследования по молодёжной проблематике ведутся в различных структурных подразделениях РАО: | |||
* '''Центр развития педагогического образования''' — занимается научным сопровождением развития педагогического образования, что включает подготовку кадров для работы с молодёжью. [https://dev.rusacademedu.ru/crpo-about/ <nowiki>[11]</nowiki>] | |||
* '''Центр развития инклюзивного образования''' — изучает факторы, влияющие на психическое и физическое развитие подростков, в том числе с особыми образовательными потребностями. [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>] | |||
* '''Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования''' — проводит популяционные и лонгитюдные исследования для оценки психического развития обучающихся и выявления ранних маркеров возможных нарушений. [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>] | |||
* '''Центр междисциплинарных исследований''' — проводит исследования психологического портрета современного студента. [https://tass.ru/obschestvo/24888935 <nowiki>[2]</nowiki>] | |||
* '''Лаборатория «Движения Первых»''' — совместный проект РАО и «Движения Первых» для научно-теоретической проработки вопросов наставничества и воспитания. [https://scientificrussia.ru/articles/kuznica-pokolenia-vospitanie-detej-i-molodezi-obsudili-na-konferencii-v-rossijskoj-akademii-obrazovania <nowiki>[10]</nowiki>] | |||
== Программы и мероприятия == | |||
Для поддержки молодых исследователей и популяризации науки РАО реализует ряд программ и мероприятий. | |||
== | === Конкурс «Молодым ученым за успехи в науке» === | ||
С 2016 года РАО ежегодно проводит '''Конкурс молодых учёных в области наук об образовании''' на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке». [https://ria.ru/20250908/nauka-2040059086.html <nowiki>[12]</nowiki>] Цель конкурса — активизация и повышение качества исследований, выполняемых молодыми учёными (в возрасте до 35 лет) в сфере наук об образовании. С 2022 года конкурс входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий в РФ. [https://ria.ru/20250908/nauka-2040059086.html <nowiki>[12]</nowiki>] | |||
Конкурс проводится в два этапа: заочный отбор и очный финал с публичной защитой проектов. [https://research.spbstu.ru/grants/konkurs_na_soiskanie_medali_rao_2025/ <nowiki>[13]</nowiki>] Номинации охватывают широкий круг тем, включая: | |||
* Теорию и методологию педагогики и психологии. | |||
* Экспериментальные и междисциплинарные исследования. | |||
* Воспитание и наставничество. | |||
* Популяризацию научных знаний. [https://nauka.tass.ru/nauka/21689315 <nowiki>[14]</nowiki>] | |||
Победители получают денежное вознаграждение, а также возможность представить свои достижения на престижных площадках, таких как Конгресс молодых учёных в «Сириусе». [https://ria.ru/20250908/nauka-2040059086.html <nowiki>[12]</nowiki>] | |||
=== Научные конференции === | === Научные конференции === | ||
РАО регулярно организует научные и научно-практические конференции для молодых учёных, аспирантов и студентов. Эти мероприятия становятся площадкой для обмена опытом, установления профессиональных контактов и обсуждения актуальных проблем наук об образовании. [https://ikp-rao.ru/v-rao-projdet-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-molodyh-uchenyh/ <nowiki>[15]</nowiki>] [https://www.academia.edu/119907122/ <nowiki>[16]</nowiki>] | |||
РАО регулярно организует научные конференции молодых учёных, | |||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)]] | * [[Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)]] | ||
* [[Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации]] | * [[Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации]] | ||
* [[Научные журналы по проблемам молодёжи]] | * [[Научные журналы по молодёжной проблематике|Научные журналы по проблемам молодёжи]] | ||
* [[Социологические исследования ценностей молодёжи]] | * [[Изучение ценностей молодёжи в России|Социологические исследования ценностей молодёжи]] | ||
* [[Мониторинг положения молодёжи в российском обществе]] | * [[Мониторинг положения молодёжи в российском обществе]] | ||
* [[Исследования цифрового поведения молодёжи]] | * [[Исследования цифрового поведения молодёжи]] | ||
* [[Изучение молодёжных субкультур и движений]] | * [[Изучение молодёжных субкультур и движений]] | ||
* [[Региональные исследования молодёжных проблем]] | * [[Региональные исследования молодёжной проблематики|Региональные исследования молодёжных проблем]] | ||
* [[Качественные и количественные методы изучения молодёжи]] | * [[Качественные и количественные методы изучения молодёжи]] | ||
* [[Исследования эффективности молодёжной политики]] | * [[Исследования эффективности молодёжной политики]] | ||
Строка 207: | Строка 75: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[1 | [1] [https://dev.rusacademedu.ru/ Официальный сайт Российской академии образования] | ||
[ | [2] [https://tass.ru/obschestvo/24888935 Глава РАО Васильева: нынешняя молодежь часто обращается к стратегии бегства-избегания] | ||
[ | [3] [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ Здоровье и образование детей, подростков и молодёжи обсудили участники заседания Координационного совета РАН и РАО] | ||
[ | [4] [https://www.youthpolicy.org/uploads/documents/140319_Project-of-Strategy-for-youth-till-2025.pdf Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года] | ||
[ | [5] [https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2024_n4/Murashcenkova Психологическое состояние российской студенческой молодежи в условиях кризиса: связь с культурным и политическим патриотизмом] | ||
[ | [6] [https://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=a2052907-1054-4d8b-866d-052de2117340 РАО и РАН определили приоритетные направления исследовательской деятельности] | ||
[ | [7] [https://sn.ria.ru/20241030/zdorove-1981021855.html Заседание "Здоровье и образование детей, подростков и молодежи"] | ||
[ | [8] [https://dev.rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2025/04/obzor2025-3-1.pdf Информационно-аналитический обзор РАО «Актуальные исследования педагогического образования», март 2025] | ||
[ | [9] [https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-agressii-i-destruktivnogo-povedeniya-molodyozhi-analiz-mirovogo-opyta Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта] | ||
[ | [10] [https://scientificrussia.ru/articles/kuznica-pokolenia-vospitanie-detej-i-molodezi-obsudili-na-konferencii-v-rossijskoj-akademii-obrazovania Кузница поколения. Воспитание детей и молодежи обсудили на конференции в Российской академии образования] | ||
[ | [11] [https://dev.rusacademedu.ru/crpo-about/ О Центре развития педагогического образования РАО] | ||
[ | [12] [https://ria.ru/20250908/nauka-2040059086.html Российская академия образования в десятый раз наградит молодых ученых] | ||
[ | [13] [https://research.spbstu.ru/grants/konkurs_na_soiskanie_medali_rao_2025/ Конкурс молодых ученых в области наук об образовании на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке» 2025 года] | ||
[ | [14] [https://nauka.tass.ru/nauka/21689315 Российская академия образования проведет конкурс молодых ученых] | ||
[ | [15] [https://ikp-rao.ru/v-rao-projdet-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-molodyh-uchenyh/ В РАО пройдет научно-практическая конференция молодых ученых] | ||
[ | [16] [https://www.academia.edu/119907122/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D1%8C_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0 Российская молодежь: образование и наука] | ||
[[Категория:Исследования молодёжи]] | [[Категория:Исследования молодёжи]] |
Текущая версия от 19:25, 15 сентября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Российская академия образования (РАО) — федеральное государственное бюджетное учреждение, играющее ключевую роль в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в области образования, педагогики и психологии в Российской Федерации. [1] Одним из приоритетных направлений деятельности Академии является комплексное изучение проблем современной российской молодёжи, её развития, воспитания и социализации в быстро меняющихся социокультурных и технологических условиях.
Исследования РАО охватывают широкий спектр вопросов: от психологического здоровья и ценностных ориентаций молодых людей до их адаптации к цифровой среде и выстраивания образовательных и карьерных траекторий. [2] [3] Результаты этих исследований служат научной основой для разработки и совершенствования государственной молодёжной политики, образовательных стандартов и программ психолого-педагогического сопровождения.
Законодательная база
Деятельность Российской академии образования по исследованию молодёжи регулируется комплексом нормативно-правовых актов, определяющих государственную политику в сфере науки, образования и молодёжной политики:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — определяет правовые, организационные и экономические основы образования в РФ.
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» — устанавливает цели, принципы, основные направления и формы реализации молодёжной политики. [file:2]
- Стратегия развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 года — определяет цели, задачи и приоритеты государственной молодёжной политики в долгосрочной перспективе. [4]
- Национальные проекты «Наука и университеты» и «Образование» — задают стратегические цели по обеспечению присутствия России в числе ведущих стран мира по качеству образования и объёму научных исследований, в том числе в области развития человеческого капитала. [file:8]
Основные направления исследований
Исследовательская деятельность РАО по проблемам молодёжи носит междисциплинарный характер и концентрируется на нескольких ключевых направлениях.
Психологическое благополучие и развитие личности
Одним из центральных направлений является изучение психологического портрета современного российского студента и молодого человека. Исследования РАО направлены на выявление индивидуально-психологических ресурсов, способствующих успешности в учёбе и общему психологическому благополучию. [3]
В частности, исследования последних лет выявили, что современная молодёжь, родившаяся в период с 1997 по 2010 год, чаще прибегает к стратегии «бегства-избегания» при столкновении с жизненными трудностями, что приводит к повышенному уровню стресса. [2] На основе этих данных РАО разрабатывает программы психологической помощи и адаптации для студентов, особенно первокурсников. Изучается также влияние специальной военной операции (СВО) на психологическое состояние студенческой молодёжи; исследования показывают наличие признаков психологической травматизации примерно у трети опрошенных. [5]
Здоровьесбережение обучающихся
В сотрудничестве с Российской академией наук (РАН) РАО ведёт активную работу по разработке научных основ программ охраны здоровья детей, подростков и молодёжи. [3] [6] Приоритетными направлениями являются:
- Междисциплинарные исследования физического, психоневрологического и когнитивного здоровья молодёжи.
- Разработка стратегий медицинского и психологического сопровождения в образовательных учреждениях.
- Изучение последствий перенесённых заболеваний (включая COVID-19) для здоровья и развития обучающихся.
Координационный совет РАН и РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи» определяет приоритетные направления совместных исследований и способствует внедрению их результатов в практику. [7]
Цифровая трансформация и безопасность
РАО активно изучает влияние цифровой среды на жизнь молодёжи. Исследования посвящены роли цифровых технологий в психологическом благополучии, взаимосвязи удовлетворённости жизнью в реальном и виртуальном мирах, а также проблемам цифровой безопасности. [7] Анализируются такие аспекты, как цифровая компетентность, пользовательская активность и отношение молодёжи к технологиям (технопессимизм, технофилия). [8]
Профилактика деструктивного поведения
Анализ и профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи — важное направление работы РАО. На основе анализа мирового опыта и российских исследований разрабатываются модели профилактики школьной травли (буллинга), одиночных актов агрессии в образовательных организациях и вовлечённости в асоциальные группы. [9]
Воспитание и социализация
РАО осуществляет научное сопровождение воспитательной деятельности, в том числе в рамках сотрудничества с общероссийским общественно-государственным движением детей и молодёжи «Движение Первых». В Академии действует совместная лаборатория, где учёные РАО и представители движения разрабатывают научно-педагогическую модель наставничества и другие программы, направленные на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. [10] Исследуются также ценностные ориентации молодёжи, роль социального проектирования в формировании гражданской ответственности и патриотизма. [8]
Научные центры и лаборатории
Исследования по молодёжной проблематике ведутся в различных структурных подразделениях РАО:
- Центр развития педагогического образования — занимается научным сопровождением развития педагогического образования, что включает подготовку кадров для работы с молодёжью. [11]
- Центр развития инклюзивного образования — изучает факторы, влияющие на психическое и физическое развитие подростков, в том числе с особыми образовательными потребностями. [3]
- Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования — проводит популяционные и лонгитюдные исследования для оценки психического развития обучающихся и выявления ранних маркеров возможных нарушений. [3]
- Центр междисциплинарных исследований — проводит исследования психологического портрета современного студента. [2]
- Лаборатория «Движения Первых» — совместный проект РАО и «Движения Первых» для научно-теоретической проработки вопросов наставничества и воспитания. [10]
Программы и мероприятия
Для поддержки молодых исследователей и популяризации науки РАО реализует ряд программ и мероприятий.
Конкурс «Молодым ученым за успехи в науке»
С 2016 года РАО ежегодно проводит Конкурс молодых учёных в области наук об образовании на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке». [12] Цель конкурса — активизация и повышение качества исследований, выполняемых молодыми учёными (в возрасте до 35 лет) в сфере наук об образовании. С 2022 года конкурс входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий в РФ. [12]
Конкурс проводится в два этапа: заочный отбор и очный финал с публичной защитой проектов. [13] Номинации охватывают широкий круг тем, включая:
- Теорию и методологию педагогики и психологии.
- Экспериментальные и междисциплинарные исследования.
- Воспитание и наставничество.
- Популяризацию научных знаний. [14]
Победители получают денежное вознаграждение, а также возможность представить свои достижения на престижных площадках, таких как Конгресс молодых учёных в «Сириусе». [12]
Научные конференции
РАО регулярно организует научные и научно-практические конференции для молодых учёных, аспирантов и студентов. Эти мероприятия становятся площадкой для обмена опытом, установления профессиональных контактов и обсуждения актуальных проблем наук об образовании. [15] [16]
См. также
- Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
- Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
- Научные журналы по проблемам молодёжи
- Социологические исследования ценностей молодёжи
- Мониторинг положения молодёжи в российском обществе
- Исследования цифрового поведения молодёжи
- Изучение молодёжных субкультур и движений
- Региональные исследования молодёжных проблем
- Качественные и количественные методы изучения молодёжи
- Исследования эффективности молодёжной политики
Ссылки
[1] Официальный сайт Российской академии образования
[2] Глава РАО Васильева: нынешняя молодежь часто обращается к стратегии бегства-избегания
[4] Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
[6] РАО и РАН определили приоритетные направления исследовательской деятельности
[7] Заседание "Здоровье и образование детей, подростков и молодежи"
[9] Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта
[11] О Центре развития педагогического образования РАО
[12] Российская академия образования в десятый раз наградит молодых ученых
[14] Российская академия образования проведет конкурс молодых ученых
[15] В РАО пройдет научно-практическая конференция молодых ученых