Российская академия образования — исследования молодёжи: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «1»
 
 
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
1
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
 
'''Российская академия образования (РАО)''' — федеральное государственное бюджетное учреждение, играющее ключевую роль в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в области образования, педагогики и психологии в Российской Федерации. [https://dev.rusacademedu.ru/ <nowiki>[1]</nowiki>] Одним из приоритетных направлений деятельности Академии является комплексное изучение проблем современной российской молодёжи, её развития, воспитания и социализации в быстро меняющихся социокультурных и технологических условиях.
 
Исследования РАО охватывают широкий спектр вопросов: от психологического здоровья и ценностных ориентаций молодых людей до их адаптации к цифровой среде и выстраивания образовательных и карьерных траекторий. [https://tass.ru/obschestvo/24888935 <nowiki>[2]</nowiki>] [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>] Результаты этих исследований служат научной основой для разработки и совершенствования государственной молодёжной политики, образовательных стандартов и программ психолого-педагогического сопровождения.
 
== Законодательная база ==
Деятельность Российской академии образования по исследованию молодёжи регулируется комплексом нормативно-правовых актов, определяющих государственную политику в сфере науки, образования и молодёжной политики:
* '''Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»''' — определяет правовые, организационные и экономические основы образования в РФ.
* '''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации»''' — устанавливает цели, принципы, основные направления и формы реализации молодёжной политики. [file:2]
* '''Стратегия развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 года''' — определяет цели, задачи и приоритеты государственной молодёжной политики в долгосрочной перспективе. [https://www.youthpolicy.org/uploads/documents/140319_Project-of-Strategy-for-youth-till-2025.pdf <nowiki>[4]</nowiki>]
* '''Национальные проекты «Наука и университеты» и «Образование»''' — задают стратегические цели по обеспечению присутствия России в числе ведущих стран мира по качеству образования и объёму научных исследований, в том числе в области развития человеческого капитала. [file:8]
 
== Основные направления исследований ==
Исследовательская деятельность РАО по проблемам молодёжи носит междисциплинарный характер и концентрируется на нескольких ключевых направлениях.
 
=== Психологическое благополучие и развитие личности ===
Одним из центральных направлений является изучение психологического портрета современного российского студента и молодого человека. Исследования РАО направлены на выявление индивидуально-психологических ресурсов, способствующих успешности в учёбе и общему психологическому благополучию. [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>]
 
В частности, исследования последних лет выявили, что современная молодёжь, родившаяся в период с 1997 по 2010 год, чаще прибегает к стратегии «бегства-избегания» при столкновении с жизненными трудностями, что приводит к повышенному уровню стресса. [https://tass.ru/obschestvo/24888935 <nowiki>[2]</nowiki>] На основе этих данных РАО разрабатывает программы психологической помощи и адаптации для студентов, особенно первокурсников. Изучается также влияние специальной военной операции (СВО) на психологическое состояние студенческой молодёжи; исследования показывают наличие признаков психологической травматизации примерно у трети опрошенных. [https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2024_n4/Murashcenkova <nowiki>[5]</nowiki>]
 
=== Здоровьесбережение обучающихся ===
В сотрудничестве с Российской академией наук (РАН) РАО ведёт активную работу по разработке научных основ программ охраны здоровья детей, подростков и молодёжи. [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>] [https://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=a2052907-1054-4d8b-866d-052de2117340 <nowiki>[6]</nowiki>] Приоритетными направлениями являются:
* Междисциплинарные исследования физического, психоневрологического и когнитивного здоровья молодёжи.
* Разработка стратегий медицинского и психологического сопровождения в образовательных учреждениях.
* Изучение последствий перенесённых заболеваний (включая COVID-19) для здоровья и развития обучающихся.
 
Координационный совет РАН и РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи» определяет приоритетные направления совместных исследований и способствует внедрению их результатов в практику. [https://sn.ria.ru/20241030/zdorove-1981021855.html <nowiki>[7]</nowiki>]
 
=== Цифровая трансформация и безопасность ===
РАО активно изучает влияние цифровой среды на жизнь молодёжи. Исследования посвящены роли цифровых технологий в психологическом благополучии, взаимосвязи удовлетворённости жизнью в реальном и виртуальном мирах, а также проблемам цифровой безопасности. [https://sn.ria.ru/20241030/zdorove-1981021855.html <nowiki>[7]</nowiki>] Анализируются такие аспекты, как цифровая компетентность, пользовательская активность и отношение молодёжи к технологиям (технопессимизм, технофилия). [https://dev.rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2025/04/obzor2025-3-1.pdf <nowiki>[8]</nowiki>]
 
=== Профилактика деструктивного поведения ===
Анализ и профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи — важное направление работы РАО. На основе анализа мирового опыта и российских исследований разрабатываются модели профилактики школьной травли (буллинга), одиночных актов агрессии в образовательных организациях и вовлечённости в асоциальные группы. [https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-agressii-i-destruktivnogo-povedeniya-molodyozhi-analiz-mirovogo-opyta <nowiki>[9]</nowiki>]
 
=== Воспитание и социализация ===
РАО осуществляет научное сопровождение воспитательной деятельности, в том числе в рамках сотрудничества с общероссийским общественно-государственным движением детей и молодёжи «Движение Первых». В Академии действует совместная лаборатория, где учёные РАО и представители движения разрабатывают научно-педагогическую модель наставничества и другие программы, направленные на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. [https://scientificrussia.ru/articles/kuznica-pokolenia-vospitanie-detej-i-molodezi-obsudili-na-konferencii-v-rossijskoj-akademii-obrazovania <nowiki>[10]</nowiki>] Исследуются также ценностные ориентации молодёжи, роль социального проектирования в формировании гражданской ответственности и патриотизма. [https://dev.rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2025/04/obzor2025-3-1.pdf <nowiki>[8]</nowiki>]
 
== Научные центры и лаборатории ==
Исследования по молодёжной проблематике ведутся в различных структурных подразделениях РАО:
* '''Центр развития педагогического образования''' — занимается научным сопровождением развития педагогического образования, что включает подготовку кадров для работы с молодёжью. [https://dev.rusacademedu.ru/crpo-about/ <nowiki>[11]</nowiki>]
* '''Центр развития инклюзивного образования''' — изучает факторы, влияющие на психическое и физическое развитие подростков, в том числе с особыми образовательными потребностями. [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>]
* '''Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования''' — проводит популяционные и лонгитюдные исследования для оценки психического развития обучающихся и выявления ранних маркеров возможных нарушений. [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ <nowiki>[3]</nowiki>]
* '''Центр междисциплинарных исследований''' — проводит исследования психологического портрета современного студента. [https://tass.ru/obschestvo/24888935 <nowiki>[2]</nowiki>]
* '''Лаборатория «Движения Первых»''' — совместный проект РАО и «Движения Первых» для научно-теоретической проработки вопросов наставничества и воспитания. [https://scientificrussia.ru/articles/kuznica-pokolenia-vospitanie-detej-i-molodezi-obsudili-na-konferencii-v-rossijskoj-akademii-obrazovania <nowiki>[10]</nowiki>]
 
== Программы и мероприятия ==
Для поддержки молодых исследователей и популяризации науки РАО реализует ряд программ и мероприятий.
 
=== Конкурс «Молодым ученым за успехи в науке» ===
С 2016 года РАО ежегодно проводит '''Конкурс молодых учёных в области наук об образовании''' на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке». [https://ria.ru/20250908/nauka-2040059086.html <nowiki>[12]</nowiki>] Цель конкурса — активизация и повышение качества исследований, выполняемых молодыми учёными (в возрасте до 35 лет) в сфере наук об образовании. С 2022 года конкурс входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий в РФ. [https://ria.ru/20250908/nauka-2040059086.html <nowiki>[12]</nowiki>]
 
Конкурс проводится в два этапа: заочный отбор и очный финал с публичной защитой проектов. [https://research.spbstu.ru/grants/konkurs_na_soiskanie_medali_rao_2025/ <nowiki>[13]</nowiki>] Номинации охватывают широкий круг тем, включая:
* Теорию и методологию педагогики и психологии.
* Экспериментальные и междисциплинарные исследования.
* Воспитание и наставничество.
* Популяризацию научных знаний. [https://nauka.tass.ru/nauka/21689315 <nowiki>[14]</nowiki>]
 
Победители получают денежное вознаграждение, а также возможность представить свои достижения на престижных площадках, таких как Конгресс молодых учёных в «Сириусе». [https://ria.ru/20250908/nauka-2040059086.html <nowiki>[12]</nowiki>]
 
=== Научные конференции ===
РАО регулярно организует научные и научно-практические конференции для молодых учёных, аспирантов и студентов. Эти мероприятия становятся площадкой для обмена опытом, установления профессиональных контактов и обсуждения актуальных проблем наук об образовании. [https://ikp-rao.ru/v-rao-projdet-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-molodyh-uchenyh/ <nowiki>[15]</nowiki>] [https://www.academia.edu/119907122/ <nowiki>[16]</nowiki>]
== См. также ==
* [[Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)]]
* [[Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации]]
* [[Научные журналы по молодёжной проблематике|Научные журналы по проблемам молодёжи]]
* [[Изучение ценностей молодёжи в России|Социологические исследования ценностей молодёжи]]
* [[Мониторинг положения молодёжи в российском обществе]]
* [[Исследования цифрового поведения молодёжи]]
* [[Изучение молодёжных субкультур и движений]]
* [[Региональные исследования молодёжной проблематики|Региональные исследования молодёжных проблем]]
* [[Качественные и количественные методы изучения молодёжи]]
* [[Исследования эффективности молодёжной политики]]
 
== Ссылки ==
 
[1] [https://dev.rusacademedu.ru/ Официальный сайт Российской академии образования]
 
[2] [https://tass.ru/obschestvo/24888935 Глава РАО Васильева: нынешняя молодежь часто обращается к стратегии бегства-избегания]
 
[3] [https://new.ras.ru/activities/news/zdorove-i-obrazovanie-detey-podrostkov-i-molodyezhi-obsudili-uchastniki-zasedaniya-koordinatsionnogo/ Здоровье и образование детей, подростков и молодёжи обсудили участники заседания Координационного совета РАН и РАО]
 
[4] [https://www.youthpolicy.org/uploads/documents/140319_Project-of-Strategy-for-youth-till-2025.pdf Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года]
 
[5] [https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2024_n4/Murashcenkova Психологическое состояние российской студенческой молодежи в условиях кризиса: связь с культурным и политическим патриотизмом]
 
[6] [https://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=a2052907-1054-4d8b-866d-052de2117340 РАО и РАН определили приоритетные направления исследовательской деятельности]
 
[7] [https://sn.ria.ru/20241030/zdorove-1981021855.html Заседание "Здоровье и образование детей, подростков и молодежи"]
 
[8] [https://dev.rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2025/04/obzor2025-3-1.pdf Информационно-аналитический обзор РАО «Актуальные исследования педагогического образования», март 2025]
 
[9] [https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-agressii-i-destruktivnogo-povedeniya-molodyozhi-analiz-mirovogo-opyta Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта]
 
[10] [https://scientificrussia.ru/articles/kuznica-pokolenia-vospitanie-detej-i-molodezi-obsudili-na-konferencii-v-rossijskoj-akademii-obrazovania Кузница поколения. Воспитание детей и молодежи обсудили на конференции в Российской академии образования]
 
[11] [https://dev.rusacademedu.ru/crpo-about/ О Центре развития педагогического образования РАО]
 
[12] [https://ria.ru/20250908/nauka-2040059086.html Российская академия образования в десятый раз наградит молодых ученых]
 
[13] [https://research.spbstu.ru/grants/konkurs_na_soiskanie_medali_rao_2025/ Конкурс молодых ученых в области наук об образовании на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке» 2025 года]
 
[14] [https://nauka.tass.ru/nauka/21689315 Российская академия образования проведет конкурс молодых ученых]
 
[15] [https://ikp-rao.ru/v-rao-projdet-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-molodyh-uchenyh/ В РАО пройдет научно-практическая конференция молодых ученых]
 
[16] [https://www.academia.edu/119907122/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D1%8C_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0 Российская молодежь: образование и наука]
 
[[Категория:Исследования молодёжи]]

Текущая версия от 19:25, 15 сентября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Российская академия образования (РАО) — федеральное государственное бюджетное учреждение, играющее ключевую роль в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в области образования, педагогики и психологии в Российской Федерации. [1] Одним из приоритетных направлений деятельности Академии является комплексное изучение проблем современной российской молодёжи, её развития, воспитания и социализации в быстро меняющихся социокультурных и технологических условиях.

Исследования РАО охватывают широкий спектр вопросов: от психологического здоровья и ценностных ориентаций молодых людей до их адаптации к цифровой среде и выстраивания образовательных и карьерных траекторий. [2] [3] Результаты этих исследований служат научной основой для разработки и совершенствования государственной молодёжной политики, образовательных стандартов и программ психолого-педагогического сопровождения.

Законодательная база

Деятельность Российской академии образования по исследованию молодёжи регулируется комплексом нормативно-правовых актов, определяющих государственную политику в сфере науки, образования и молодёжной политики:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — определяет правовые, организационные и экономические основы образования в РФ.
  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» — устанавливает цели, принципы, основные направления и формы реализации молодёжной политики. [file:2]
  • Стратегия развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 года — определяет цели, задачи и приоритеты государственной молодёжной политики в долгосрочной перспективе. [4]
  • Национальные проекты «Наука и университеты» и «Образование» — задают стратегические цели по обеспечению присутствия России в числе ведущих стран мира по качеству образования и объёму научных исследований, в том числе в области развития человеческого капитала. [file:8]

Основные направления исследований

Исследовательская деятельность РАО по проблемам молодёжи носит междисциплинарный характер и концентрируется на нескольких ключевых направлениях.

Психологическое благополучие и развитие личности

Одним из центральных направлений является изучение психологического портрета современного российского студента и молодого человека. Исследования РАО направлены на выявление индивидуально-психологических ресурсов, способствующих успешности в учёбе и общему психологическому благополучию. [3]

В частности, исследования последних лет выявили, что современная молодёжь, родившаяся в период с 1997 по 2010 год, чаще прибегает к стратегии «бегства-избегания» при столкновении с жизненными трудностями, что приводит к повышенному уровню стресса. [2] На основе этих данных РАО разрабатывает программы психологической помощи и адаптации для студентов, особенно первокурсников. Изучается также влияние специальной военной операции (СВО) на психологическое состояние студенческой молодёжи; исследования показывают наличие признаков психологической травматизации примерно у трети опрошенных. [5]

Здоровьесбережение обучающихся

В сотрудничестве с Российской академией наук (РАН) РАО ведёт активную работу по разработке научных основ программ охраны здоровья детей, подростков и молодёжи. [3] [6] Приоритетными направлениями являются:

  • Междисциплинарные исследования физического, психоневрологического и когнитивного здоровья молодёжи.
  • Разработка стратегий медицинского и психологического сопровождения в образовательных учреждениях.
  • Изучение последствий перенесённых заболеваний (включая COVID-19) для здоровья и развития обучающихся.

Координационный совет РАН и РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи» определяет приоритетные направления совместных исследований и способствует внедрению их результатов в практику. [7]

Цифровая трансформация и безопасность

РАО активно изучает влияние цифровой среды на жизнь молодёжи. Исследования посвящены роли цифровых технологий в психологическом благополучии, взаимосвязи удовлетворённости жизнью в реальном и виртуальном мирах, а также проблемам цифровой безопасности. [7] Анализируются такие аспекты, как цифровая компетентность, пользовательская активность и отношение молодёжи к технологиям (технопессимизм, технофилия). [8]

Профилактика деструктивного поведения

Анализ и профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи — важное направление работы РАО. На основе анализа мирового опыта и российских исследований разрабатываются модели профилактики школьной травли (буллинга), одиночных актов агрессии в образовательных организациях и вовлечённости в асоциальные группы. [9]

Воспитание и социализация

РАО осуществляет научное сопровождение воспитательной деятельности, в том числе в рамках сотрудничества с общероссийским общественно-государственным движением детей и молодёжи «Движение Первых». В Академии действует совместная лаборатория, где учёные РАО и представители движения разрабатывают научно-педагогическую модель наставничества и другие программы, направленные на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. [10] Исследуются также ценностные ориентации молодёжи, роль социального проектирования в формировании гражданской ответственности и патриотизма. [8]

Научные центры и лаборатории

Исследования по молодёжной проблематике ведутся в различных структурных подразделениях РАО:

  • Центр развития педагогического образования — занимается научным сопровождением развития педагогического образования, что включает подготовку кадров для работы с молодёжью. [11]
  • Центр развития инклюзивного образования — изучает факторы, влияющие на психическое и физическое развитие подростков, в том числе с особыми образовательными потребностями. [3]
  • Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования — проводит популяционные и лонгитюдные исследования для оценки психического развития обучающихся и выявления ранних маркеров возможных нарушений. [3]
  • Центр междисциплинарных исследований — проводит исследования психологического портрета современного студента. [2]
  • Лаборатория «Движения Первых» — совместный проект РАО и «Движения Первых» для научно-теоретической проработки вопросов наставничества и воспитания. [10]

Программы и мероприятия

Для поддержки молодых исследователей и популяризации науки РАО реализует ряд программ и мероприятий.

Конкурс «Молодым ученым за успехи в науке»

С 2016 года РАО ежегодно проводит Конкурс молодых учёных в области наук об образовании на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке». [12] Цель конкурса — активизация и повышение качества исследований, выполняемых молодыми учёными (в возрасте до 35 лет) в сфере наук об образовании. С 2022 года конкурс входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий в РФ. [12]

Конкурс проводится в два этапа: заочный отбор и очный финал с публичной защитой проектов. [13] Номинации охватывают широкий круг тем, включая:

  • Теорию и методологию педагогики и психологии.
  • Экспериментальные и междисциплинарные исследования.
  • Воспитание и наставничество.
  • Популяризацию научных знаний. [14]

Победители получают денежное вознаграждение, а также возможность представить свои достижения на престижных площадках, таких как Конгресс молодых учёных в «Сириусе». [12]

Научные конференции

РАО регулярно организует научные и научно-практические конференции для молодых учёных, аспирантов и студентов. Эти мероприятия становятся площадкой для обмена опытом, установления профессиональных контактов и обсуждения актуальных проблем наук об образовании. [15] [16]

См. также

Ссылки

[1] Официальный сайт Российской академии образования

[2] Глава РАО Васильева: нынешняя молодежь часто обращается к стратегии бегства-избегания

[3] Здоровье и образование детей, подростков и молодёжи обсудили участники заседания Координационного совета РАН и РАО

[4] Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года

[5] Психологическое состояние российской студенческой молодежи в условиях кризиса: связь с культурным и политическим патриотизмом

[6] РАО и РАН определили приоритетные направления исследовательской деятельности

[7] Заседание "Здоровье и образование детей, подростков и молодежи"

[8] Информационно-аналитический обзор РАО «Актуальные исследования педагогического образования», март 2025

[9] Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта

[10] Кузница поколения. Воспитание детей и молодежи обсудили на конференции в Российской академии образования

[11] О Центре развития педагогического образования РАО

[12] Российская академия образования в десятый раз наградит молодых ученых

[13] Конкурс молодых ученых в области наук об образовании на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке» 2025 года

[14] Российская академия образования проведет конкурс молодых ученых

[15] В РАО пройдет научно-практическая конференция молодых ученых

[16] Российская молодежь: образование и наука