Система наставничества в образовательных организациях: различия между версиями
Строка 83: | Строка 83: | ||
== Программы и мероприятия == | == Программы и мероприятия == | ||
Для популяризации и развития наставничества в России проводится ряд масштабных мероприятий. | Для популяризации и развития наставничества в России проводится ряд масштабных мероприятий. | ||
* '''[[Всероссийский конкурс | * '''[[Всероссийский конкурс «Наставничество»]]''': Ежегодный конкурс, проводимый под эгидой Министерства просвещения РФ, направленный на выявление и распространение лучших практик наставничества и поощрение лучших наставников страны [https://edu.gov.ru/press/10173/dmitriy-chernyshenko-i-sergey-kravcov-otmetili-vazhnost-sistemy-nastavnichestva-v-rossii/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | ||
* '''Форумы и конференции:''' Регулярно проводятся мероприятия, такие как Всероссийский форум «Наставничество», где происходит обмен опытом между представителями образования, бизнеса и власти. | * '''Форумы и конференции:''' Регулярно проводятся мероприятия, такие как Всероссийский форум «Наставничество», где происходит обмен опытом между представителями образования, бизнеса и власти. | ||
* '''Интеграция в федеральные проекты:''' | * '''Интеграция в федеральные проекты:''' |
Текущая версия от 16:42, 13 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Введение
Система наставничества в образовательных организациях — это социально-педагогическая технология и форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей, направленная на сопровождение личностного и профессионального развития человека и формирование у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей [1], [3]. В Российской Федерации наставничество рассматривается как ключевой инструмент развития кадрового потенциала в системе образования, содействия профессиональному росту молодых педагогов, а также как важный элемент воспитательной работы с обучающимися.
Актуальность развития института наставничества подчёркнута на государственном уровне. В Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года поставлен целевой ориентир: к 2030 году доля государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих систему наставничества, должна составить не менее 70% [1]. Это свидетельствует о стратегической важности наставничества для достижения национальных целей в сфере образования и молодёжной политики.
Система направлена на решение нескольких задач:
- Для молодых педагогов: ускорение процесса адаптации в профессии, преодоление профессиональных трудностей, развитие необходимых компетенций и предотвращение оттока кадров из образовательных организаций.
- Для обучающихся: помощь в самоопределении и социализации, профессиональной ориентации, развитии талантов и гибких навыков, а также профилактика девиантного поведения.
- Для опытных педагогов-наставников: систематизация и передача накопленного опыта, профессиональная самореализация и получение общественного признания.
Развитие наставничества является одним из основных направлений реализации молодёжной политики в России, что закреплено в профильном федеральном законе [2]. Оно интегрировано в крупные федеральные проекты, такие как «Современная школа», «Успех каждого ребенка» и «Молодые профессионалы», что подчёркивает его системный и многоаспектный характер [3].
Законодательная база
Нормативно-правовое регулирование системы наставничества в образовательных организациях осуществляется на федеральном и региональном уровнях и включает в себя ряд стратегических документов и законодательных актов.
Федеральное законодательство
- Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р):
- Является основополагающим документом, определяющим государственную политику в сфере наставничества [1].
- Вводит единую терминологию: «наставничество», «наставник», «наставляемый».
- Определяет цели, задачи и формы наставничества (индивидуальная и коллективная).
- Ставит целевые показатели по внедрению наставничества в образовательных организациях [8].
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»:
- В статье 6 относит развитие института наставничества к основным направлениям реализации молодёжной политики. Это создаёт правовую основу для интеграции наставнических практик в работу с молодёжью [2].
- Трудовой кодекс Российской Федерации:
- С 1 марта 2025 года дополнен статьёй 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда».
- Статья закрепляет понятие «наставничество в сфере труда», требует письменного согласия работника и предусматривает установление доплат за наставническую деятельность в трудовом договоре или локальных нормативных актах [4].
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества:
- Разработаны Министерством просвещения РФ совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 21.12.2021 № АЗ-1128/08/657). Документ предлагает практические инструменты для организации наставничества на уровне образовательных организаций [3].
- Направлены на встраивание региональных и муниципальных практик в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогов.
- Способствуют координации развития наставничества с внедрением новой квалификационной категории «педагог-наставник».
- Распоряжение Минпросвещения РФ от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:
- Документ заложил основы для внедрения наставничества по формам «ученик-ученик», «студент-ученик», «работодатель-ученик». Цель — формирование гибких навыков, необходимых для гармоничного развития и профессиональной ориентации обучающихся [7].
Региональное законодательство
Субъекты Российской Федерации на основе федеральных рамочных документов разрабатывают и утверждают собственные нормативные акты, дорожные карты и положения о наставничестве. Они учитывают региональную специфику, потребности образовательных организаций и рынка труда. Региональное законодательство конкретизирует меры поддержки наставников, порядок отбора и обучения, а также механизмы координации деятельности.
Организации поддержки
Система наставничества поддерживается на государственном уровне и через общественные инициативы.
Государственные организации
- Министерство просвещения Российской Федерации — ключевой федеральный орган, координирующий разработку и внедрение моделей наставничества в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Отвечает за нормативное и методическое обеспечение [3].
- Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — реализует программы и проекты, направленные на развитие наставничества в молодёжной среде, поддерживает молодёжные инициативы и вовлекает молодых людей в наставническую деятельность в рамках молодёжной политики.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования — отвечают за внедрение и развитие систем наставничества на региональном уровне, координируют работу муниципальных органов и образовательных организаций.
- Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) — создаются в регионах в рамках нацпроекта «Образование» и выступают ресурсными центрами, в том числе для обучения наставников и методического сопровождения наставнических программ.
Негосударственные организации и платформы
- Цифровые платформы наставничества — играют важную роль в масштабировании наставничества. Ключевой платформой является «Наставник.рф», созданная на базе платформы ДОБРО.РФ. Она объединяет верифицированных наставников, организации и наставляемых из разных сфер [5].
- Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи «Движение первых» — активно использует наставничество как инструмент воспитания и развития участников. В рамках движения реализуются проекты, где более опытные участники или взрослые эксперты выступают наставниками для детей и подростков [1].
- Ассоциация волонтёрских центров (АВЦ) — развивает наставничество в рамках добровольческой деятельности, помогая тиражировать лучшие практики и вовлекая волонтёров в социальное наставничество.
Социальная политика и меры поддержки
Государственная политика в области наставничества направлена на создание комплексной системы мотивации и поддержки всех участников этого процесса.
Модели наставничества
В образовательных организациях реализуются различные формы и модели наставничества:
- Педагог — Педагог:
- Опытный педагог — молодой специалист: Классическая модель, направленная на адаптацию, введение в должность и развитие профессиональных компетенций начинающего учителя.
- Педагог-лидер — педагог: Помощь в освоении новых образовательных технологий, методик, подготовке к профессиональным конкурсам.
- Ученик — Ученик (равный — равному):
- Старшеклассник помогает младшему школьнику в адаптации, учёбе или внеучебной деятельности. Эта модель развивает у наставника-школьника лидерские качества и ответственность.
- Студент — Ученик:
- Студенты педагогических или профильных вузов помогают школьникам в профориентации, подготовке к олимпиадам, реализации проектов.
- Работодатель/Представитель предприятия — Ученик/Студент:
- Направлена на раннюю профориентацию, знакомство с реальным производством и формирование практических навыков.
Меры поддержки наставников
Для повышения престижа и мотивации наставников предусмотрены различные меры поддержки:
- Материальное стимулирование: Введение доплат за наставническую деятельность, закреплённое в Трудовом кодексе РФ, является важнейшим шагом. Размер выплат определяется коллективными договорами или локальными актами организации [4].
- Нематериальная мотивация:
- Введение квалификационной категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» в рамках новой системы аттестации.
- Учёт наставнической деятельности при аттестации на высшую квалификационную категорию.
- Награждение ведомственными и государственными наградами, например, знаком отличия «За наставничество», учреждённым Указом Президента РФ.
- Публичное признание (размещение информации на сайте школы, в СМИ), направление на статусные профессиональные конкурсы.
Программы и мероприятия
Для популяризации и развития наставничества в России проводится ряд масштабных мероприятий.
- Всероссийский конкурс «Наставничество»: Ежегодный конкурс, проводимый под эгидой Министерства просвещения РФ, направленный на выявление и распространение лучших практик наставничества и поощрение лучших наставников страны [6].
- Форумы и конференции: Регулярно проводятся мероприятия, такие как Всероссийский форум «Наставничество», где происходит обмен опытом между представителями образования, бизнеса и власти.
- Интеграция в федеральные проекты:
- В рамках проекта «Современная школа» наставничество помогает внедрять новые методики обучения.
- В проекте «Успех каждого ребёнка» наставничество является инструментом выявления и поддержки одарённых детей.
- В проекте «Молодые профессионалы» (СПО) наставничество способствует подготовке кадров, востребованных на рынке труда [3].
См. также
- Всероссийская программа наставничества
- Российская ассоциация наставников
- Корпоративные программы наставничества
- Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях
- Всероссийский конкурс «Наставничество»
- Тьюторское сопровождение в образовании
- Бизнес-наставничество для молодых предпринимателей
- Профессиональные стандарты наставнической деятельности
- Программы подготовки наставников
- Методические центры развития наставничества
- Молодёжное наставничество «равный — равному»
- Наставничество в российских студенческих отрядах
- Региональные центры развития наставничества
- Цифровые платформы наставничества
- Система мотивации наставнической деятельности
- Научное руководство и академическое наставничество
Ссылки
[2] Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»
[4] Статья 351.8 Трудового кодекса Российской Федерации
[5] Цифровая платформа «Наставник.рф»
[6] Пресс-релиз Минпросвещения России о старте Всероссийского конкурса «Наставничество»
[8] Правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года