Система наставничества в образовательных организациях: различия между версиями
Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Наставник помогает обучающемуся в образовательной организации == Введение == '''Система наставничества в образовательных организациях''' — это социально-педаг...» |
|||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | ||
[[Файл:Teacher-and-student-mentoring. | [[Файл:Teacher-and-student-mentoring.png|мини|500x500пкс|Наставник помогает обучающемуся в образовательной организации]] | ||
== Введение == | == Введение == | ||
'''Система наставничества в образовательных организациях''' — это социально-педагогическая технология и форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей, направленная на сопровождение личностного и профессионального развития человека и формирование у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей | '''Система наставничества в образовательных организациях''' — это социально-педагогическая технология и форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей, направленная на сопровождение личностного и профессионального развития человека и формирование у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей [http://government.ru/docs/all/159117/ <nowiki>[1]</nowiki>], [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>]. В Российской Федерации наставничество рассматривается как ключевой инструмент развития кадрового потенциала в системе образования, содействия профессиональному росту молодых педагогов, а также как важный элемент воспитательной работы с обучающимися. | ||
Актуальность развития института наставничества подчёркнута на государственном уровне. В '''Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года''' поставлен целевой ориентир: к 2030 году доля государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих систему наставничества, должна составить не менее 70% | Актуальность развития института наставничества подчёркнута на государственном уровне. В '''Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года''' поставлен целевой ориентир: к 2030 году доля государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих систему наставничества, должна составить не менее 70% [http://government.ru/docs/all/159117/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Это свидетельствует о стратегической важности наставничества для достижения национальных целей в сфере образования и молодёжной политики. | ||
Система направлена на решение нескольких задач: | Система направлена на решение нескольких задач: | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
* '''Для опытных педагогов-наставников:''' систематизация и передача накопленного опыта, профессиональная самореализация и получение общественного признания. | * '''Для опытных педагогов-наставников:''' систематизация и передача накопленного опыта, профессиональная самореализация и получение общественного признания. | ||
Развитие наставничества является одним из основных направлений реализации молодёжной политики в России, что закреплено в профильном федеральном законе | Развитие наставничества является одним из основных направлений реализации молодёжной политики в России, что закреплено в профильном федеральном законе [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202012300003 <nowiki>[2]</nowiki>]. Оно интегрировано в крупные федеральные проекты, такие как «Современная школа», «Успех каждого ребенка» и «Молодые профессионалы», что подчёркивает его системный и многоаспектный характер [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
== Законодательная база == | == Законодательная база == | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
=== Федеральное законодательство === | === Федеральное законодательство === | ||
* '''Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года''' (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р): | * '''Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года''' (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р): | ||
** Является основополагающим документом, определяющим государственную политику в сфере наставничества | ** Является основополагающим документом, определяющим государственную политику в сфере наставничества [http://government.ru/docs/all/159117/ <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
** Вводит единую терминологию: «наставничество», «наставник», «наставляемый». | ** Вводит единую терминологию: «наставничество», «наставник», «наставляемый». | ||
** Определяет цели, задачи и формы наставничества (индивидуальная и коллективная). | ** Определяет цели, задачи и формы наставничества (индивидуальная и коллективная). | ||
** Ставит целевые показатели по внедрению наставничества в образовательных организациях | ** Ставит целевые показатели по внедрению наставничества в образовательных организациях [http://government.ru/docs/55086/ <nowiki>[8]</nowiki>]. | ||
* '''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»:''' | * '''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»:''' | ||
** В статье 6 относит '''развитие института наставничества''' к основным направлениям реализации молодёжной политики. Это создаёт правовую основу для интеграции наставнических практик в работу с молодёжью | ** В статье 6 относит '''развитие института наставничества''' к основным направлениям реализации молодёжной политики. Это создаёт правовую основу для интеграции наставнических практик в работу с молодёжью [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202012300003 <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
* '''Трудовой кодекс Российской Федерации:''' | * '''Трудовой кодекс Российской Федерации:''' | ||
** С 1 марта 2025 года дополнен статьёй 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда». | ** С 1 марта 2025 года дополнен статьёй 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда». | ||
** Статья закрепляет понятие «наставничество в сфере труда», требует письменного согласия работника и предусматривает установление доплат за наставническую деятельность в трудовом договоре или локальных нормативных актах | ** Статья закрепляет понятие «наставничество в сфере труда», требует письменного согласия работника и предусматривает установление доплат за наставническую деятельность в трудовом договоре или локальных нормативных актах [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/bd6d94a038b1f4918343ec0c601a0c04a702ee28/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
* '''Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества:''' | * '''Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества:''' | ||
** Разработаны Министерством просвещения РФ совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 21.12.2021 № АЗ-1128/08/657). Документ предлагает практические инструменты для организации наставничества на уровне образовательных организаций | ** Разработаны Министерством просвещения РФ совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 21.12.2021 № АЗ-1128/08/657). Документ предлагает практические инструменты для организации наставничества на уровне образовательных организаций [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
** Направлены на встраивание региональных и муниципальных практик в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогов. | ** Направлены на встраивание региональных и муниципальных практик в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогов. | ||
** Способствуют координации развития наставничества с внедрением новой квалификационной категории '''«педагог-наставник»'''. | ** Способствуют координации развития наставничества с внедрением новой квалификационной категории '''«педагог-наставник»'''. | ||
* '''Распоряжение Минпросвещения РФ от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:''' | * '''Распоряжение Минпросвещения РФ от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:''' | ||
** Документ заложил основы для внедрения наставничества по формам «ученик-ученик», «студент-ученик», «работодатель-ученик». Цель — формирование гибких навыков, необходимых для гармоничного развития и профессиональной ориентации обучающихся | ** Документ заложил основы для внедрения наставничества по формам «ученик-ученик», «студент-ученик», «работодатель-ученик». Цель — формирование гибких навыков, необходимых для гармоничного развития и профессиональной ориентации обучающихся [https://base.garant.ru/73473531/ <nowiki>[7]</nowiki>]. | ||
=== Региональное законодательство === | === Региональное законодательство === | ||
Строка 47: | Строка 47: | ||
=== Государственные организации === | === Государственные организации === | ||
* '''Министерство просвещения Российской Федерации''' — ключевой федеральный орган, координирующий разработку и внедрение моделей наставничества в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Отвечает за нормативное и методическое обеспечение | * '''Министерство просвещения Российской Федерации''' — ключевой федеральный орган, координирующий разработку и внедрение моделей наставничества в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Отвечает за нормативное и методическое обеспечение [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
* '''Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)''' — реализует программы и проекты, направленные на развитие наставничества в молодёжной среде, поддерживает молодёжные инициативы и вовлекает молодых людей в наставническую деятельность в рамках [[Молодёжная политика|молодёжной политики]]. | * '''Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)''' — реализует программы и проекты, направленные на развитие наставничества в молодёжной среде, поддерживает молодёжные инициативы и вовлекает молодых людей в наставническую деятельность в рамках [[Молодёжная политика|молодёжной политики]]. | ||
* '''Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования''' — отвечают за внедрение и развитие систем наставничества на региональном уровне, координируют работу муниципальных органов и образовательных организаций. | * '''Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования''' — отвечают за внедрение и развитие систем наставничества на региональном уровне, координируют работу муниципальных органов и образовательных организаций. | ||
Строка 53: | Строка 53: | ||
=== Негосударственные организации и платформы === | === Негосударственные организации и платформы === | ||
* '''[[Цифровые платформы наставничества]]''' — играют важную роль в масштабировании наставничества. Ключевой платформой является '''«Наставник.рф»''', созданная на базе платформы ДОБРО.РФ. Она объединяет верифицированных наставников, организации и наставляемых из разных сфер | * '''[[Цифровые платформы наставничества]]''' — играют важную роль в масштабировании наставничества. Ключевой платформой является '''«Наставник.рф»''', созданная на базе платформы ДОБРО.РФ. Она объединяет верифицированных наставников, организации и наставляемых из разных сфер [https://mentor.dobro.ru/ <nowiki>[5]</nowiki>]. | ||
* '''Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи «Движение первых»''' — активно использует наставничество как инструмент воспитания и развития участников. В рамках движения реализуются проекты, где более опытные участники или взрослые эксперты выступают наставниками для детей и подростков | * '''Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи «Движение первых»''' — активно использует наставничество как инструмент воспитания и развития участников. В рамках движения реализуются проекты, где более опытные участники или взрослые эксперты выступают наставниками для детей и подростков [http://government.ru/docs/all/159117/ <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
* '''Ассоциация волонтёрских центров (АВЦ)''' — развивает наставничество в рамках добровольческой деятельности, помогая тиражировать лучшие практики и вовлекая волонтёров в социальное наставничество. | * '''Ассоциация волонтёрских центров (АВЦ)''' — развивает наставничество в рамках добровольческой деятельности, помогая тиражировать лучшие практики и вовлекая волонтёров в социальное наставничество. | ||
Строка 74: | Строка 74: | ||
=== Меры поддержки наставников === | === Меры поддержки наставников === | ||
Для повышения престижа и мотивации наставников предусмотрены различные меры поддержки: | Для повышения престижа и мотивации наставников предусмотрены различные меры поддержки: | ||
* '''Материальное стимулирование:''' Введение доплат за наставническую деятельность, закреплённое в Трудовом кодексе РФ, является важнейшим шагом. Размер выплат определяется коллективными договорами или локальными актами организации | * '''Материальное стимулирование:''' Введение доплат за наставническую деятельность, закреплённое в Трудовом кодексе РФ, является важнейшим шагом. Размер выплат определяется коллективными договорами или локальными актами организации [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/bd6d94a038b1f4918343ec0c601a0c04a702ee28/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
* '''Нематериальная мотивация:''' | * '''Нематериальная мотивация:''' | ||
** Введение квалификационной категории '''«педагог-методист»''' и '''«педагог-наставник»''' в рамках новой системы аттестации. | ** Введение квалификационной категории '''«педагог-методист»''' и '''«педагог-наставник»''' в рамках новой системы аттестации. | ||
Строка 83: | Строка 83: | ||
== Программы и мероприятия == | == Программы и мероприятия == | ||
Для популяризации и развития наставничества в России проводится ряд масштабных мероприятий. | Для популяризации и развития наставничества в России проводится ряд масштабных мероприятий. | ||
* '''[[Всероссийский конкурс | * '''[[Всероссийский конкурс «Наставничество»]]''': Ежегодный конкурс, проводимый под эгидой Министерства просвещения РФ, направленный на выявление и распространение лучших практик наставничества и поощрение лучших наставников страны [https://edu.gov.ru/press/10173/dmitriy-chernyshenko-i-sergey-kravcov-otmetili-vazhnost-sistemy-nastavnichestva-v-rossii/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | ||
* '''Форумы и конференции:''' Регулярно проводятся мероприятия, такие как Всероссийский форум «Наставничество», где происходит обмен опытом между представителями образования, бизнеса и власти. | * '''Форумы и конференции:''' Регулярно проводятся мероприятия, такие как Всероссийский форум «Наставничество», где происходит обмен опытом между представителями образования, бизнеса и власти. | ||
* '''Интеграция в федеральные проекты:''' | * '''Интеграция в федеральные проекты:''' | ||
** В рамках проекта '''«Современная школа»''' наставничество помогает внедрять новые методики обучения. | ** В рамках проекта '''«Современная школа»''' наставничество помогает внедрять новые методики обучения. | ||
** В проекте '''«Успех каждого ребёнка»''' наставничество является инструментом выявления и поддержки одарённых детей. | ** В проекте '''«Успех каждого ребёнка»''' наставничество является инструментом выявления и поддержки одарённых детей. | ||
** В проекте '''«Молодые профессионалы»''' (СПО) наставничество способствует подготовке кадров, востребованных на рынке труда | ** В проекте '''«Молодые профессионалы»''' (СПО) наставничество способствует подготовке кадров, востребованных на рынке труда [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
== См. также == | == См. также == | ||
Строка 96: | Строка 96: | ||
* [[Корпоративные программы наставничества]] | * [[Корпоративные программы наставничества]] | ||
* [[Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях]] | * [[Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях]] | ||
* [[Всероссийский конкурс | * [[Всероссийский конкурс «Наставничество»]] | ||
* [[Тьюторское сопровождение в образовании]] | * [[Тьюторское сопровождение в образовании]] | ||
* [[Бизнес-наставничество для молодых предпринимателей]] | * [[Бизнес-наставничество для молодых предпринимателей]] |
Текущая версия от 16:42, 13 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Введение
Система наставничества в образовательных организациях — это социально-педагогическая технология и форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей, направленная на сопровождение личностного и профессионального развития человека и формирование у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей [1], [3]. В Российской Федерации наставничество рассматривается как ключевой инструмент развития кадрового потенциала в системе образования, содействия профессиональному росту молодых педагогов, а также как важный элемент воспитательной работы с обучающимися.
Актуальность развития института наставничества подчёркнута на государственном уровне. В Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года поставлен целевой ориентир: к 2030 году доля государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих систему наставничества, должна составить не менее 70% [1]. Это свидетельствует о стратегической важности наставничества для достижения национальных целей в сфере образования и молодёжной политики.
Система направлена на решение нескольких задач:
- Для молодых педагогов: ускорение процесса адаптации в профессии, преодоление профессиональных трудностей, развитие необходимых компетенций и предотвращение оттока кадров из образовательных организаций.
- Для обучающихся: помощь в самоопределении и социализации, профессиональной ориентации, развитии талантов и гибких навыков, а также профилактика девиантного поведения.
- Для опытных педагогов-наставников: систематизация и передача накопленного опыта, профессиональная самореализация и получение общественного признания.
Развитие наставничества является одним из основных направлений реализации молодёжной политики в России, что закреплено в профильном федеральном законе [2]. Оно интегрировано в крупные федеральные проекты, такие как «Современная школа», «Успех каждого ребенка» и «Молодые профессионалы», что подчёркивает его системный и многоаспектный характер [3].
Законодательная база
Нормативно-правовое регулирование системы наставничества в образовательных организациях осуществляется на федеральном и региональном уровнях и включает в себя ряд стратегических документов и законодательных актов.
Федеральное законодательство
- Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р):
- Является основополагающим документом, определяющим государственную политику в сфере наставничества [1].
- Вводит единую терминологию: «наставничество», «наставник», «наставляемый».
- Определяет цели, задачи и формы наставничества (индивидуальная и коллективная).
- Ставит целевые показатели по внедрению наставничества в образовательных организациях [8].
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»:
- В статье 6 относит развитие института наставничества к основным направлениям реализации молодёжной политики. Это создаёт правовую основу для интеграции наставнических практик в работу с молодёжью [2].
- Трудовой кодекс Российской Федерации:
- С 1 марта 2025 года дополнен статьёй 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда».
- Статья закрепляет понятие «наставничество в сфере труда», требует письменного согласия работника и предусматривает установление доплат за наставническую деятельность в трудовом договоре или локальных нормативных актах [4].
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества:
- Разработаны Министерством просвещения РФ совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 21.12.2021 № АЗ-1128/08/657). Документ предлагает практические инструменты для организации наставничества на уровне образовательных организаций [3].
- Направлены на встраивание региональных и муниципальных практик в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогов.
- Способствуют координации развития наставничества с внедрением новой квалификационной категории «педагог-наставник».
- Распоряжение Минпросвещения РФ от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:
- Документ заложил основы для внедрения наставничества по формам «ученик-ученик», «студент-ученик», «работодатель-ученик». Цель — формирование гибких навыков, необходимых для гармоничного развития и профессиональной ориентации обучающихся [7].
Региональное законодательство
Субъекты Российской Федерации на основе федеральных рамочных документов разрабатывают и утверждают собственные нормативные акты, дорожные карты и положения о наставничестве. Они учитывают региональную специфику, потребности образовательных организаций и рынка труда. Региональное законодательство конкретизирует меры поддержки наставников, порядок отбора и обучения, а также механизмы координации деятельности.
Организации поддержки
Система наставничества поддерживается на государственном уровне и через общественные инициативы.
Государственные организации
- Министерство просвещения Российской Федерации — ключевой федеральный орган, координирующий разработку и внедрение моделей наставничества в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Отвечает за нормативное и методическое обеспечение [3].
- Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — реализует программы и проекты, направленные на развитие наставничества в молодёжной среде, поддерживает молодёжные инициативы и вовлекает молодых людей в наставническую деятельность в рамках молодёжной политики.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования — отвечают за внедрение и развитие систем наставничества на региональном уровне, координируют работу муниципальных органов и образовательных организаций.
- Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) — создаются в регионах в рамках нацпроекта «Образование» и выступают ресурсными центрами, в том числе для обучения наставников и методического сопровождения наставнических программ.
Негосударственные организации и платформы
- Цифровые платформы наставничества — играют важную роль в масштабировании наставничества. Ключевой платформой является «Наставник.рф», созданная на базе платформы ДОБРО.РФ. Она объединяет верифицированных наставников, организации и наставляемых из разных сфер [5].
- Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи «Движение первых» — активно использует наставничество как инструмент воспитания и развития участников. В рамках движения реализуются проекты, где более опытные участники или взрослые эксперты выступают наставниками для детей и подростков [1].
- Ассоциация волонтёрских центров (АВЦ) — развивает наставничество в рамках добровольческой деятельности, помогая тиражировать лучшие практики и вовлекая волонтёров в социальное наставничество.
Социальная политика и меры поддержки
Государственная политика в области наставничества направлена на создание комплексной системы мотивации и поддержки всех участников этого процесса.
Модели наставничества
В образовательных организациях реализуются различные формы и модели наставничества:
- Педагог — Педагог:
- Опытный педагог — молодой специалист: Классическая модель, направленная на адаптацию, введение в должность и развитие профессиональных компетенций начинающего учителя.
- Педагог-лидер — педагог: Помощь в освоении новых образовательных технологий, методик, подготовке к профессиональным конкурсам.
- Ученик — Ученик (равный — равному):
- Старшеклассник помогает младшему школьнику в адаптации, учёбе или внеучебной деятельности. Эта модель развивает у наставника-школьника лидерские качества и ответственность.
- Студент — Ученик:
- Студенты педагогических или профильных вузов помогают школьникам в профориентации, подготовке к олимпиадам, реализации проектов.
- Работодатель/Представитель предприятия — Ученик/Студент:
- Направлена на раннюю профориентацию, знакомство с реальным производством и формирование практических навыков.
Меры поддержки наставников
Для повышения престижа и мотивации наставников предусмотрены различные меры поддержки:
- Материальное стимулирование: Введение доплат за наставническую деятельность, закреплённое в Трудовом кодексе РФ, является важнейшим шагом. Размер выплат определяется коллективными договорами или локальными актами организации [4].
- Нематериальная мотивация:
- Введение квалификационной категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» в рамках новой системы аттестации.
- Учёт наставнической деятельности при аттестации на высшую квалификационную категорию.
- Награждение ведомственными и государственными наградами, например, знаком отличия «За наставничество», учреждённым Указом Президента РФ.
- Публичное признание (размещение информации на сайте школы, в СМИ), направление на статусные профессиональные конкурсы.
Программы и мероприятия
Для популяризации и развития наставничества в России проводится ряд масштабных мероприятий.
- Всероссийский конкурс «Наставничество»: Ежегодный конкурс, проводимый под эгидой Министерства просвещения РФ, направленный на выявление и распространение лучших практик наставничества и поощрение лучших наставников страны [6].
- Форумы и конференции: Регулярно проводятся мероприятия, такие как Всероссийский форум «Наставничество», где происходит обмен опытом между представителями образования, бизнеса и власти.
- Интеграция в федеральные проекты:
- В рамках проекта «Современная школа» наставничество помогает внедрять новые методики обучения.
- В проекте «Успех каждого ребёнка» наставничество является инструментом выявления и поддержки одарённых детей.
- В проекте «Молодые профессионалы» (СПО) наставничество способствует подготовке кадров, востребованных на рынке труда [3].
См. также
- Всероссийская программа наставничества
- Российская ассоциация наставников
- Корпоративные программы наставничества
- Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях
- Всероссийский конкурс «Наставничество»
- Тьюторское сопровождение в образовании
- Бизнес-наставничество для молодых предпринимателей
- Профессиональные стандарты наставнической деятельности
- Программы подготовки наставников
- Методические центры развития наставничества
- Молодёжное наставничество «равный — равному»
- Наставничество в российских студенческих отрядах
- Региональные центры развития наставничества
- Цифровые платформы наставничества
- Система мотивации наставнической деятельности
- Научное руководство и академическое наставничество
Ссылки
[2] Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»
[4] Статья 351.8 Трудового кодекса Российской Федерации
[5] Цифровая платформа «Наставник.рф»
[6] Пресс-релиз Минпросвещения России о старте Всероссийского конкурса «Наставничество»
[8] Правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года