Центры детского технического творчества: различия между версиями

Материал из Гид по молодежной политике
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
{{AI}}
 
 
 
[[Файл:Technopark_Kvantorium_v_NVL.jpg|мини|500x500пкс|Логотип Детского технопарка «Кванториум»]]
[[Файл:Technopark_Kvantorium_v_NVL.jpg|мини|500x500пкс|Логотип Детского технопарка «Кванториум»]]
== Введение ==
'''Центры детского (юношеского) технического творчества (ЦДЮТТ)''' — это учреждения дополнительного образования в Российской Федерации, основной целью которых является развитие у детей и молодёжи интереса к науке, технике, инженерному делу и инновациям. Эти центры играют ключевую роль в системе ранней профориентации и подготовке будущих инженерно-технических кадров для экономики страны [http://www.center-tvorchestva.ru <nowiki>[1]</nowiki>].
'''Центры детского (юношеского) технического творчества (ЦДЮТТ)''' — это учреждения дополнительного образования в Российской Федерации, основной целью которых является развитие у детей и молодёжи интереса к науке, технике, инженерному делу и инновациям. Эти центры играют ключевую роль в системе ранней профориентации и подготовке будущих инженерно-технических кадров для экономики страны [http://www.center-tvorchestva.ru <nowiki>[1]</nowiki>].


Система детского технического творчества включает в себя широкий спектр организаций: от классических станций юных техников, сохранившихся с советских времён, до современных форматов, таких как детские технопарки «Кванториум», центры цифрового образования «IT-куб», «Точки роста» на базе школ и другие. Исторически эта система была направлена на вовлечение школьников в конструирование, моделирование и изобретательство [https://dnttm.su <nowiki>[6]</nowiki>].
Система детского технического творчества включает в себя широкий спектр организаций: от классических станций юных техников, сохранившихся с советских времён, до современных форматов, таких как детские технопарки «Кванториум», центры цифрового образования «IT-куб», «Точки роста» на базе школ и другие. Исторически эта система была направлена на вовлечение школьников в конструирование, моделирование и изобретательство [https://dnttm.su <nowiki>[2]</nowiki>].


По состоянию на 2024 год, благодаря реализации национального проекта «Образование», в России создана и активно развивается масштабная инфраструктура для технического творчества. Более 17,7 миллионов детей посещают кружки и секции дополнительного образования [https://edu.gov.ru/activity/main_activities/additional_edu_of_children/ <nowiki>[2]</nowiki>]. Сеть включает 135 детских технопарков «Кванториум», 85 мобильных «Кванториумов» для удалённых районов, 145 школьных «Кванториумов» и 76 региональных центров для одарённых детей по модели «Сириус» [https://edu.gov.ru/press/8116/v-rossii-pobit-rekord-populyarnosti-shkolnyh-tehnicheskih-i-estestvenno-nauchnyh-kruzhkov/ <nowiki>[10]</nowiki>]. Значимость этих центров для России заключается в формировании нового поколения специалистов, способных решать сложные технологические задачи, что является стратегическим приоритетом для обеспечения технологического суверенитета и инновационного развития страны [https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/mediaProjects/tochki-rosta-dlya-sposobnykh-detey/ <nowiki>[3]</nowiki>].
По состоянию на 2024 год, благодаря реализации национального проекта «Образование», в России создана и активно развивается масштабная инфраструктура для технического творчества. Более 17,7 миллионов детей посещают кружки и секции дополнительного образования [https://edu.gov.ru/activity/main_activities/additional_edu_of_children/ <nowiki>[3]</nowiki>]. Сеть включает 135 детских технопарков «Кванториум», 85 мобильных «Кванториумов» для удалённых районов, 145 школьных «Кванториумов» и 76 региональных центров для одарённых детей по модели «Сириус» [https://edu.gov.ru/press/8116/v-rossii-pobit-rekord-populyarnosti-shkolnyh-tehnicheskih-i-estestvenno-nauchnyh-kruzhkov/ <nowiki>[4]</nowiki>]. Значимость этих центров для России заключается в формировании нового поколения специалистов, способных решать сложные технологические задачи, что является стратегическим приоритетом для обеспечения технологического суверенитета и инновационного развития страны [https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/mediaProjects/tochki-rosta-dlya-sposobnykh-detey/ <nowiki>[5]</nowiki>].


== Законодательная база ==
== Законодательная база ==
Строка 13: Строка 14:


=== Федеральное законодательство ===
=== Федеральное законодательство ===
* '''Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»''' — является основополагающим документом, который определяет дополнительное образование как один из видов образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ <nowiki>[5]</nowiki>]. Закон устанавливает правовые основы функционирования ЦДЮТТ как части общей образовательной системы.
* '''Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»''' — является основополагающим документом, который определяет дополнительное образование как один из видов образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ <nowiki>[6]</nowiki>]. Закон устанавливает правовые основы функционирования ЦДЮТТ как части общей образовательной системы.


* '''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»''' — определяет научно-техническое творчество молодёжи как одно из ключевых направлений государственной молодёжной политики. Закон предусматривает меры по содействию в профессиональной ориентации и поощрению научной, научно-технической и инновационной деятельности молодёжи [http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300128 <nowiki>[9]</nowiki>].
* '''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»''' — определяет научно-техническое творчество молодёжи как одно из ключевых направлений государственной молодёжной политики. Закон предусматривает меры по содействию в профессиональной ориентации и поощрению научной, научно-технической и инновационной деятельности молодёжи [http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300128 <nowiki>[7]</nowiki>].


* '''Национальный проект «Образование»''' (и входящий в него федеральный проект «Успех каждого ребёнка») — является основным инструментом государственной поддержки развития дополнительного образования. В рамках проекта осуществляется финансирование создания новых мест в кружках и секциях, в том числе технической направленности, таких как «Кванториумы» и «IT-кубы». Цель проекта — обеспечить к 2030 году охват дополнительным образованием не менее 80% детей [https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/mediaProjects/tochki-rosta-dlya-sposobnykh-detey/ <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Национальный проект «Образование»''' (и входящий в него федеральный проект «Успех каждого ребёнка») — является основным инструментом государственной поддержки развития дополнительного образования. В рамках проекта осуществляется финансирование создания новых мест в кружках и секциях, в том числе технической направленности, таких как «Кванториумы» и «IT-кубы». Цель проекта — обеспечить к 2030 году охват дополнительным образованием не менее 80% детей [https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/mediaProjects/tochki-rosta-dlya-sposobnykh-detey/ <nowiki>[5]</nowiki>].


* '''Приказ Министерства культуры РФ от 12.03.2012 № 159''' — утверждает федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области декоративно-прикладного искусства, что также относится к некоторым направлениям технического творчества [https://culture.gov.ru/documents/ob_utverzhdenii_federalnykh_gos352757/ <nowiki>[11]</nowiki>].
* '''Приказ Министерства культуры РФ от 12.03.2012 № 159''' — утверждает федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области декоративно-прикладного искусства, что также относится к некоторым направлениям технического творчества [https://culture.gov.ru/documents/ob_utverzhdenii_federalnykh_gos352757/ <nowiki>[8]</nowiki>].


=== Региональное законодательство ===
=== Региональное законодательство ===
Строка 33: Строка 34:
* '''Министерство просвещения Российской Федерации''' — осуществляет общую координацию системы дополнительного образования детей, разрабатывает методические рекомендации и реализует федеральные проекты.
* '''Министерство просвещения Российской Федерации''' — осуществляет общую координацию системы дополнительного образования детей, разрабатывает методические рекомендации и реализует федеральные проекты.
* '''Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей''' — является ведущим учреждением, обеспечивающим научно-методическое и организационное сопровождение системы дополнительного образования.
* '''Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей''' — является ведущим учреждением, обеспечивающим научно-методическое и организационное сопровождение системы дополнительного образования.
* '''Федеральный центр технического творчества учащихся МГТУ «СТАНКИН»''' — координирует развитие системы дополнительного образования детей по технической направленности в масштабах всей страны [https://stankin.ru/obrazovanie/federalnyy-tsentr-tekhnicheskogo-tvorchestva-uchashchikhsya/ <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''Федеральный центр технического творчества учащихся МГТУ «СТАНКИН»''' — координирует развитие системы дополнительного образования детей по технической направленности в масштабах всей страны [https://stankin.ru/obrazovanie/federalnyy-tsentr-tekhnicheskogo-tvorchestva-uchashchikhsya/ <nowiki>[9]</nowiki>].
* '''Органы исполнительной власти субъектов РФ''' в сфере образования и молодёжной политики — реализуют государственную политику на региональном уровне, создают и финансируют ЦДЮТТ.
* '''Органы исполнительной власти субъектов РФ''' в сфере образования и молодёжной политики — реализуют государственную политику на региональном уровне, создают и финансируют ЦДЮТТ.


=== Негосударственные и общественно-государственные организации ===
=== Негосударственные и общественно-государственные организации ===
* '''Детские технопарки «Кванториум»''' — сеть федерального масштаба, созданная при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ). «Кванториумы» оснащены высокотехнологичным оборудованием и предлагают обучение по таким направлениям, как робототехника, VR/AR, промышленный дизайн, беспилотная авиация [https://asi.ru/news/59692/ <nowiki>[8]</nowiki>].
* '''Детские технопарки «Кванториум»''' — сеть федерального масштаба, созданная при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ). «Кванториумы» оснащены высокотехнологичным оборудованием и предлагают обучение по таким направлениям, как робототехника, VR/AR, промышленный дизайн, беспилотная авиация [https://asi.ru/news/59692/ <nowiki>[10]</nowiki>].
* '''Образовательный Фонд «Талант и успех» (Образовательный центр «Сириус»)''' — выявляет и сопровождает одарённых детей, в том числе в области науки и техники. По модели «Сириуса» в регионах создаются центры для поддержки талантливой молодёжи.
* '''Образовательный Фонд «Талант и успех» (Образовательный центр «Сириус»)''' — выявляет и сопровождает одарённых детей, в том числе в области науки и техники. По модели «Сириуса» в регионах создаются центры для поддержки талантливой молодёжи.
* '''АНО «Россия — страна возможностей»''' — проводит конкурсы и олимпиады, стимулирующие интерес к инженерным и техническим специальностям.
* '''АНО «Россия — страна возможностей»''' — проводит конкурсы и олимпиады, стимулирующие интерес к инженерным и техническим специальностям.
* '''Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение первых»''' — интегрирует в свою деятельность программы технического творчества, организуя мероприятия и проекты на базе центров дополнительного образования [https://edu.gov.ru/press/10249/po-vsey-strane-otkryt-nabor-v-centry-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-detey/ <nowiki>[22]</nowiki>].
* '''Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение первых»''' — интегрирует в свою деятельность программы технического творчества, организуя мероприятия и проекты на базе центров дополнительного образования [https://edu.gov.ru/press/10249/po-vsey-strane-otkryt-nabor-v-centry-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-detey/ <nowiki>[11]</nowiki>].


== Программы и мероприятия ==
== Программы и мероприятия ==
Для вовлечения молодёжи в техническое творчество проводится множество всероссийских и региональных мероприятий.
Для вовлечения молодёжи в техническое творчество проводится множество всероссийских и региональных мероприятий.


* '''Всероссийский фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества «КосмоФест»''' — ежегодное мероприятие, направленное на популяризацию космонавтики, астрономии и смежных наук среди детей и молодёжи. В 2025 году тема фестиваля посвящена достижениям российской космонавтики и 60-летию первого выхода в открытый космос [https://keskil14.ru/startoval-vserossijskij-festival-detskogo-i-molodezhnogo-nauchno-tehnicheskogo-tvorchestva-kosmofest-2025/ <nowiki>[7]</nowiki>].
* '''Всероссийский фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества «КосмоФест»''' — ежегодное мероприятие, направленное на популяризацию космонавтики, астрономии и смежных наук среди детей и молодёжи. В 2025 году тема фестиваля посвящена достижениям российской космонавтики и 60-летию первого выхода в открытый космос [https://keskil14.ru/startoval-vserossijskij-festival-detskogo-i-molodezhnogo-nauchno-tehnicheskogo-tvorchestva-kosmofest-2025/ <nowiki>[12]</nowiki>].
* '''Конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века»''' — международный конкурс для школьников из России и Беларуси, который проводится при поддержке Министерств просвещения обеих стран [https://xn--c1aezdfcia.xn--d1acj3b/project/konkurs-nauchno-tehnicheskogo-tvorchestva-uchashhihsya-soyuznogo-gosudarstva-talanty-xxi-veka-v-2025-godu/ <nowiki>[12]</nowiki>].
* '''Конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века»''' — международный конкурс для школьников из России и Беларуси, который проводится при поддержке Министерств просвещения обеих стран [https://xn--c1aezdfcia.xn--d1acj3b/project/konkurs-nauchno-tehnicheskogo-tvorchestva-uchashhihsya-soyuznogo-gosudarstva-talanty-xxi-veka-v-2025-godu/ <nowiki>[13]</nowiki>].
* '''Олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ)''' — командные инженерные соревнования для школьников и студентов, направленные на решение актуальных технологических задач.
* '''Олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ)''' — командные инженерные соревнования для школьников и студентов, направленные на решение актуальных технологических задач.
* '''Всероссийский конкурс «Большие вызовы»''' — проект для старшеклассников, занимающихся научной и исследовательской деятельностью, организованный центром «Сириус».
* '''Всероссийский конкурс «Большие вызовы»''' — проект для старшеклассников, занимающихся научной и исследовательской деятельностью, организованный центром «Сириус».
Строка 61: Строка 62:
[1] [http://www.center-tvorchestva.ru Санкт-Петербургский городской центр детского технического творчества]
[1] [http://www.center-tvorchestva.ru Санкт-Петербургский городской центр детского технического творчества]


[2] [https://edu.gov.ru/activity/main_activities/additional_edu_of_children/ Официальный сайт Министерства просвещения РФ, раздел "Дополнительное образование детей"]
[2] [https://dnttm.su Центр "На Донской" (ДНТТМ), структурное подразделение ГБОУ "Воробьевы горы"]
 
[3] [https://edu.gov.ru/activity/main_activities/additional_edu_of_children/ Официальный сайт Министерства просвещения РФ, раздел "Дополнительное образование детей"]
 
[4] [https://edu.gov.ru/press/8116/v-rossii-pobit-rekord-populyarnosti-shkolnyh-tehnicheskih-i-estestvenno-nauchnyh-kruzhkov/ Статистика популярности технических кружков от Минпросвещения РФ]


[3] [https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/mediaProjects/tochki-rosta-dlya-sposobnykh-detey/ Статья "Точки роста для способных детей" на портале "Национальные проекты России"]
[5] [https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/mediaProjects/tochki-rosta-dlya-sposobnykh-detey/ Статья "Точки роста для способных детей" на портале "Национальные проекты России"]


[4] [https://stankin.ru/obrazovanie/federalnyy-tsentr-tekhnicheskogo-tvorchestva-uchashchikhsya/ Федеральный центр технического творчества учащихся МГТУ «СТАНКИН»]
[6] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»]


[5] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»]
[7] [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202012300003 Федеральный закон от 30.12.2020 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»]


[6] [https://dnttm.su Центр "На Донской" (ДНТТМ), структурное подразделение ГБОУ "Воробьевы горы"]
[8] [https://culture.gov.ru/documents/ob_utverzhdenii_federalnykh_gos352757/ Приказ Минкультуры РФ об утверждении требований к программе «Декоративно-прикладное творчество»]


[7] [https://keskil14.ru/startoval-vserossijskij-festival-detskogo-i-molodezhnogo-nauchno-tehnicheskogo-tvorchestva-kosmofest-2025/ Информация о Всероссийском фестивале «КосмоФест-2025»]
[9] [https://stankin.ru/obrazovanie/federalnyy-tsentr-tekhnicheskogo-tvorchestva-uchashchikhsya/ Федеральный центр технического творчества учащихся МГТУ «СТАНКИН»]


[8] [https://asi.ru/news/59692/ Новость Агентства стратегических инициатив о создании «Кванториумов»]
[10] [https://asi.ru/news/59692/ Новость Агентства стратегических инициатив о создании «Кванториумов»]


[9] [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202012300003 Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»]
[11] [https://edu.gov.ru/press/10249/po-vsey-strane-otkryt-nabor-v-centry-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-detey/ Информация о наборе в центры дополнительного образования от Минпросвещения РФ]


[10] [https://edu.gov.ru/press/8116/v-rossii-pobit-rekord-populyarnosti-shkolnyh-tehnicheskih-i-estestvenno-nauchnyh-kruzhkov/ Статистика популярности технических кружков от Минпросвещения РФ]
[12] [https://keskil14.ru/startoval-vserossijskij-festival-detskogo-i-molodezhnogo-nauchno-tehnicheskogo-tvorchestva-kosmofest-2025/ Информация о Всероссийском фестивале «КосмоФест-2025»]


[11] [https://culture.gov.ru/documents/ob_utverzhdenii_federalnykh_gos352757/ Приказ Минкультуры РФ об утверждении требований к программе «Декоративно-прикладное творчество»]
[13] [https://xn--c1aezdfcia.xn--d1acj3b/project/konkurs-nauchno-tehnicheskogo-tvorchestva-uchashhihsya-soyuznogo-gosudarstva-talanty-xxi-veka-v-2025-godu/ Конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века»]


[12] [https://xn--c1aezdfcia.xn--d1acj3b/project/konkurs-nauchno-tehnicheskogo-tvorchestva-uchashhihsya-soyuznogo-gosudarstva-talanty-xxi-veka-v-2025-godu/ Конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века»]


[13] [https://edu.gov.ru/press/10249/po-vsey-strane-otkryt-nabor-v-centry-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-detey/ Информация о наборе в центры дополнительного образования от Минпросвещения РФ]


[[Категория:Творческое развитие]]
[[Категория:Творческое развитие]]
[[Категория:Организации поддержки]]
[[Категория:Организации поддержки]]

Текущая версия от 14:55, 30 октября 2025


Логотип Детского технопарка «Кванториум»

Центры детского (юношеского) технического творчества (ЦДЮТТ) — это учреждения дополнительного образования в Российской Федерации, основной целью которых является развитие у детей и молодёжи интереса к науке, технике, инженерному делу и инновациям. Эти центры играют ключевую роль в системе ранней профориентации и подготовке будущих инженерно-технических кадров для экономики страны [1].

Система детского технического творчества включает в себя широкий спектр организаций: от классических станций юных техников, сохранившихся с советских времён, до современных форматов, таких как детские технопарки «Кванториум», центры цифрового образования «IT-куб», «Точки роста» на базе школ и другие. Исторически эта система была направлена на вовлечение школьников в конструирование, моделирование и изобретательство [2].

По состоянию на 2024 год, благодаря реализации национального проекта «Образование», в России создана и активно развивается масштабная инфраструктура для технического творчества. Более 17,7 миллионов детей посещают кружки и секции дополнительного образования [3]. Сеть включает 135 детских технопарков «Кванториум», 85 мобильных «Кванториумов» для удалённых районов, 145 школьных «Кванториумов» и 76 региональных центров для одарённых детей по модели «Сириус» [4]. Значимость этих центров для России заключается в формировании нового поколения специалистов, способных решать сложные технологические задачи, что является стратегическим приоритетом для обеспечения технологического суверенитета и инновационного развития страны [5].

Законодательная база

Деятельность центров детского технического творчества регулируется комплексом нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней.

Федеральное законодательство

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является основополагающим документом, который определяет дополнительное образование как один из видов образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании [6]. Закон устанавливает правовые основы функционирования ЦДЮТТ как части общей образовательной системы.
  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» — определяет научно-техническое творчество молодёжи как одно из ключевых направлений государственной молодёжной политики. Закон предусматривает меры по содействию в профессиональной ориентации и поощрению научной, научно-технической и инновационной деятельности молодёжи [7].
  • Национальный проект «Образование» (и входящий в него федеральный проект «Успех каждого ребёнка») — является основным инструментом государственной поддержки развития дополнительного образования. В рамках проекта осуществляется финансирование создания новых мест в кружках и секциях, в том числе технической направленности, таких как «Кванториумы» и «IT-кубы». Цель проекта — обеспечить к 2030 году охват дополнительным образованием не менее 80% детей [5].
  • Приказ Министерства культуры РФ от 12.03.2012 № 159 — утверждает федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области декоративно-прикладного искусства, что также относится к некоторым направлениям технического творчества [8].

Региональное законодательство

Субъекты Российской Федерации принимают собственные нормативные акты, дополняющие федеральное законодательство. Они могут включать:

  • Региональные программы развития образования и молодёжной политики.
  • Положения о создании и функционировании региональных центров выявления и поддержки одарённых детей.
  • Нормативы финансирования учреждений дополнительного образования и меры поддержки педагогов.

Организации поддержки

Поддержку и координацию деятельности центров детского технического творчества осуществляют как государственные, так и негосударственные структуры.

Государственные организации

  • Министерство просвещения Российской Федерации — осуществляет общую координацию системы дополнительного образования детей, разрабатывает методические рекомендации и реализует федеральные проекты.
  • Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей — является ведущим учреждением, обеспечивающим научно-методическое и организационное сопровождение системы дополнительного образования.
  • Федеральный центр технического творчества учащихся МГТУ «СТАНКИН» — координирует развитие системы дополнительного образования детей по технической направленности в масштабах всей страны [9].
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования и молодёжной политики — реализуют государственную политику на региональном уровне, создают и финансируют ЦДЮТТ.

Негосударственные и общественно-государственные организации

  • Детские технопарки «Кванториум» — сеть федерального масштаба, созданная при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ). «Кванториумы» оснащены высокотехнологичным оборудованием и предлагают обучение по таким направлениям, как робототехника, VR/AR, промышленный дизайн, беспилотная авиация [10].
  • Образовательный Фонд «Талант и успех» (Образовательный центр «Сириус») — выявляет и сопровождает одарённых детей, в том числе в области науки и техники. По модели «Сириуса» в регионах создаются центры для поддержки талантливой молодёжи.
  • АНО «Россия — страна возможностей» — проводит конкурсы и олимпиады, стимулирующие интерес к инженерным и техническим специальностям.
  • Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение первых» — интегрирует в свою деятельность программы технического творчества, организуя мероприятия и проекты на базе центров дополнительного образования [11].

Программы и мероприятия

Для вовлечения молодёжи в техническое творчество проводится множество всероссийских и региональных мероприятий.

  • Всероссийский фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества «КосмоФест» — ежегодное мероприятие, направленное на популяризацию космонавтики, астрономии и смежных наук среди детей и молодёжи. В 2025 году тема фестиваля посвящена достижениям российской космонавтики и 60-летию первого выхода в открытый космос [12].
  • Конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века» — международный конкурс для школьников из России и Беларуси, который проводится при поддержке Министерств просвещения обеих стран [13].
  • Олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ) — командные инженерные соревнования для школьников и студентов, направленные на решение актуальных технологических задач.
  • Всероссийский конкурс «Большие вызовы» — проект для старшеклассников, занимающихся научной и исследовательской деятельностью, организованный центром «Сириус».

Помимо крупных мероприятий, центры технического творчества регулярно проводят региональные и муниципальные соревнования по робототехнике, судомоделированию, авиамоделированию, программированию и другим дисциплинам.

См. также

Ссылки

[1] Санкт-Петербургский городской центр детского технического творчества

[2] Центр "На Донской" (ДНТТМ), структурное подразделение ГБОУ "Воробьевы горы"

[3] Официальный сайт Министерства просвещения РФ, раздел "Дополнительное образование детей"

[4] Статистика популярности технических кружков от Минпросвещения РФ

[5] Статья "Точки роста для способных детей" на портале "Национальные проекты России"

[6] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[7] Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»

[8] Приказ Минкультуры РФ об утверждении требований к программе «Декоративно-прикладное творчество»

[9] Федеральный центр технического творчества учащихся МГТУ «СТАНКИН»

[10] Новость Агентства стратегических инициатив о создании «Кванториумов»

[11] Информация о наборе в центры дополнительного образования от Минпросвещения РФ

[12] Информация о Всероссийском фестивале «КосмоФест-2025»

[13] Конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века»