Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка: различия между версиями

Материал из Гид по молодежной политике
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 9 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
{{AI Verified}}
 


[[Файл: 123.jpg |мини|500x500пкс| Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Мария Алексеевна Львова-Белова]]
[[Файл: 123.jpg |мини|500x500пкс| Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Мария Алексеевна Львова-Белова]]


'''Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка''' (неофициально '''детский омбудсмен''') — должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, введённая Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов детей.
'''Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка''' — должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, введённая Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов детей.


Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В настоящее время должность занимает '''Мария Алексеевна Львова-Белова''', назначенная на эту должность 27 октября 2021 года сроком на пять лет [http://www.kremlin.ru/events/president/news/67014 <nowiki>[1]</nowiki>].
Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В настоящее время должность занимает '''Мария Алексеевна Львова-Белова''', назначенная 27 октября 2021 года сроком на пять лет [http://www.kremlin.ru/events/president/news/67014 <nowiki>[1]</nowiki>].


== История института ==
== История института ==


Становление института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации началось в 1998 году с запуском реализации пилотного проекта по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в регионах России. Министерство труда и социальной защиты РФ совместно с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ содействовал учреждению на первом этапе пяти постов Уполномоченных в Волгоградской, Калужской, Новгородской областях, городах Санкт-Петербург и Екатеринбург [http://deti.gov.ru/ <nowiki>[2]</nowiki>].
Становление института Уполномоченного по правам ребёнка в Российской Федерации началось в 1998 году с запуском реализации пилотного проекта по введению должности Уполномоченного по правам ребёнка в регионах России. Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с рядом регионов при поддержке ЮНИСЕФ на первом этапе содействовал учреждению  должностей Уполномоченных в пилотных регионах: Волгоградской, Калужской, Новгородской областях, городах Санкт-Петербург и Екатеринбург [http://deti.gov.ru/ <nowiki>[2]</nowiki>].


По состоянию на 1 февраля 2003 года уже было учреждено 12 постов Уполномоченных на уровне субъектов Российской Федерации и 3 — на уровне муниципального образования. В 5 регионах России пост Уполномоченного был введен на основании закона субъекта Российской Федерации. Порядок назначения и организационно-правовой статус региональных Уполномоченных был в тот период различен — в большинстве случаев Уполномоченные были включены в систему исполнительной власти и назначались главами администраций [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy/Istoriya-instituta <nowiki>[3]</nowiki>].
По состоянию на 1 февраля 2003 года было учреждено 12 должностей региональных и 3 муниципальных Уполномоченных. В 5 регионах России деятельность Уполномоченного была урегулирована законами субъектов Российской Федерации. Правовой статус региональных Уполномоченных в тот период был различен — в большинстве случаев Уполномоченные были включены в систему исполнительной власти и назначались главами администраций [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy/Istoriya-instituta <nowiki>[3]</nowiki>].


Должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка была учреждена 1 сентября 2009 года Указом Президента РФ № 986. Органам государственной власти субъектов РФ было рекомендовано также учредить должность уполномоченного по правам ребенка. На момент подписания Указа детские омбудсмены уже действовали в 18 регионах страны. Ровно через год их стало уже 48, а к концу 2010 года — 62. К началу 2015 года становление института было завершено во всех 85 регионах, в том числе в Крыму и Севастополе [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy/Istoriya-instituta <nowiki>[4]</nowiki>].
Должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка была учреждена 1 сентября 2009 года Указом Президента Российской Федерации № 986. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано также создать аналогичную должность в регионе. На момент подписания Указа уполномоченные по правам ребёнка уже действовали в 18 субъектах Российской Федерации. Ровно через год их стало 48, к концу 2010 года — 62. К началу 2015 года становление института было завершено во всех 85 регионах, в том числе в Крыму и Севастополе [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy/Istoriya-instituta <nowiki>[4]</nowiki>].


== Законодательная база ==
== Законодательная база ==


Правовую основу деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Правовую основу деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.


Основным федеральным законом, регулирующим деятельность детских омбудсменов в России, является Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации», который определил особенности правового положения, основные задачи и полномочия федерального и региональных уполномоченных по правам ребенка [http://base.garant.ru/72139444/ <nowiki>[5]</nowiki>].
Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность детского правозащитного института, является Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 501-ФЗ, федеральный закон), который определил особенности правового положения, основные задачи и полномочия федерального и региональных уполномоченных по правам ребенка [http://base.garant.ru/72139444/ <nowiki>[5]</nowiki>].


Согласно данному закону, Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд. Требования к кандидату включают: гражданство РФ, возраст не моложе 30 лет, безупречная репутация, высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав детей либо опыт правозащитной деятельности [http://docs.cntd.ru/document/552050708 <nowiki>[6]</nowiki>].
Согласно Федеральному закону № 501-ФЗ, Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд. Требования к кандидату включают: гражданство РФ, возраст не моложе 30 лет, безупречная репутация, высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав детей либо опыт правозащитной деятельности [http://docs.cntd.ru/document/552050708 <nowiki>[6]</nowiki>].


В декабре 2018 года детский омбудсмен получил дополнительные полномочия: право подавать иски в суд о признании незаконными действий государственных органов в отношении детей, по собственной инициативе участвовать в судебном разбирательстве по гражданскому делу, касающемуся интересов детей, право отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении сведений, ставших известными в связи с выполнением обязанностей [http://rg.ru/documents/2018/12/29/upolnomochenniy-dok.html <nowiki>[7]</nowiki>].
Законодательными новеллами Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка наделён дополнительными полномочиями: правом подавать иски в суд о признании незаконными действий государственных органов в отношении детей, по собственной инициативе участвовать в судебном разбирательстве по гражданскому делу, касающемуся интересов детей, правом отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении сведений, ставших известными в связи с выполнением обязанностей.


== Организации поддержки ==
== Организации поддержки ==


=== Государственные структуры ===
=== Обеспечение деятельности ===


Обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации. Аппарат осуществляет организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности детского омбудсмена [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy/structure <nowiki>[8]</nowiki>].
Организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy/structure <nowiki>[8]</nowiki>].


Федеральный уполномоченный выступает координатором деятельности уполномоченных в субъектах Российской Федерации. Сегодня уполномоченные и советники глав регионов по правам ребенка действуют в 88 регионах. В субъектах РФ также имеются региональные уполномоченные по правам ребенка, которые формально назначаются, финансируются и отчитываются перед властями субъекта РФ, но фактически входят в структуру федерального уполномоченного [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy/subordinate <nowiki>[9]</nowiki>].
Федеральный уполномоченный выступает координатором деятельности уполномоченных в 89 субъектах Российской Федерации [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy/subordinate <nowiki>[9]</nowiki>].
 
В структуру аппарата входят: Руководитель Аппарата, Заместитель руководителя Аппарата, Отдел по обеспечению деятельности Уполномоченного, Аналитическая группа, Документационный отдел, Организационный отдел, Пресс-служба, Юридический отдел, Экспертно-правовая группа, Отдел стратегических программ и другие подразделения [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy/structure <nowiki>[10]</nowiki>]


=== Негосударственные организации ===
=== Негосударственные организации ===


Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка создан Общественный совет, в состав которого вошли более 140 представителей некоммерческих организаций, общественных объединений и иных институтов гражданского общества в сфере охраны детства, семьи, материнства и отцовства. В рамках Общественного совета сформированы рабочие группы по различным направлениям работы с детьми [https://deti.gov.ru/Deyatelnost/board/5 <nowiki>[11]</nowiki>].
Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка создан Общественный совет, в состав которого вошли более 140 представителей некоммерческих организаций, общественных объединений и иных институтов гражданского общества в сфере охраны детства, семьи, материнства и отцовства. В рамках Общественного совета сформированы рабочие группы по различным направлениям работы с детьми [https://deti.gov.ru/Deyatelnost/board/5 <nowiki>[11]</nowiki>].


Для реализации стратегических программ создан Благотворительный фонд «Страна для детей», который оказывает социальную, гуманитарную, психологическую, реабилитационную и иную помощь нуждающимся детям, семьям с детьми и детским организациям.
Для реализации стратегических программ создан Благотворительный фонд «Страна для детей», который оказывает социальную, гуманитарную, психологическую, реабилитационную и иную помощь нуждающимся детям, семьям с детьми и детским организациям.
Строка 43: Строка 42:
== Социальная политика и меры поддержки ==
== Социальная политика и меры поддержки ==


Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей. Уполномоченный содействует: восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей; совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав детей; развитию международного сотрудничества в области защиты прав детей; совершенствованию форм и методов защиты прав детей [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[12]</nowiki>].
Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей. Уполномоченный содействует: восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей; совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав детей; развитию международного сотрудничества в области защиты прав детей; совершенствованию форм и методов защиты прав детей [https://docs.cntd.ru/document/552050708 <nowiki>[12]</nowiki>].
 
Среди основных задач деятельности Уполномоченного: обеспечение защиты прав и законных интересов детей; содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних органами власти и должностными лицами; мониторинг и анализ эффективности соблюдения прав детей; участие в формировании и реализации единой государственной политики в области защиты прав детей и семей, воспитывающих детей, а также подготовка и направление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений [http://docs.cntd.ru/document/552050708 <nowiki>[14]</nowiki>].


В 2024 году в аппарат Уполномоченного поступило 17 917 обращений от граждан РФ, что на 22,8% больше, чем в предыдущем году. Большее число обращений касалось права жить и воспитываться в семье — 3 809 (21%), по проблемам социального обеспечения и социального страхования — 3 051 обращение (17%), по жилищной тематике — 2 663 обращения (15%), касающихся права на жизнь и защиту от насилия — 2 398 (13%) [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1521 <nowiki>[13]</nowiki>].
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка последовательно содействует внедрению проактивного и семьесберегающего подхода в работе всех учреждений и ведомств России, взаимодействующих с семьей.


Основными направлениями деятельности Уполномоченного являются: защита прав и законных интересов конкретных детей; внесение предложений в органы государственной власти по устранению системных нарушений; улучшение ситуации в целом на основе изучения и анализа повторяющихся нарушений прав ребенка; участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав детей [http://docs.cntd.ru/document/552050708 <nowiki>[14]</nowiki>].
В 2024 году в аппарат Уполномоченного поступило 17 917 обращений от граждан РФ, что на 22,8% больше, чем в предыдущем году. Большая их часть касалась права жить и воспитываться в семье — 3 809 (21%), социального обеспечения и социального страхования — 3 051 обращение (17%), жилищных прав — 2 663 обращения (15%), права на жизнь и защиту от насилия — 2 398 (13%) [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1521 <nowiki>[13]</nowiki>].


== Программы и мероприятия ==
== Программы и мероприятия ==
Строка 53: Строка 54:
=== Стратегические программы ===
=== Стратегические программы ===


Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка разработаны и реализуются четыре стратегические программы:
Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка разработаны и реализуются четыре стратегические программы:


'''«Дети в семье»''' — программа, направленная на сохранение семьи для ребёнка и ребёнка в семье, профилактику социального сиротства. В рамках программы особое внимание уделяется работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и восстановлению родительских прав [https://deti.gov.ru/Deyatelnost/documents <nowiki>[15]</nowiki>].
'''«Дети в семье»''' — программа, направленная на сохранение семьи для ребёнка и ребёнка в семье, профилактику социального сиротства. В рамках программы особое внимание уделяется работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и восстановлению родительских прав [https://deti.gov.ru/Deyatelnost/documents <nowiki>[15]</nowiki>].
Строка 65: Строка 66:
=== Деятельность в условиях специальной военной операции ===
=== Деятельность в условиях специальной военной операции ===


С начала специальной военной операции институт уполномоченных по правам ребенка активно включился в работу по защите прав детей. Российские регионы приняли более 5 миллионов жителей Украины и республик Донбасса, из них более 730 тысяч — дети. Уполномоченный неоднократно выезжала на Донбасс для оказания гуманитарной помощи семьям и детям [https://deti.gov.ru/Press-Centr/Byulleten-o-zashchite-prav-detey- <nowiki>[18]</nowiki>].
С начала специальной военной операции институт уполномоченных по правам ребёнка активно включился в работу по защите прав детей. Уполномоченный неоднократно выезжала на Донбасс для оказания гуманитарной помощи семьям и детям [https://deti.gov.ru/Press-Centr/Byulleten-o-zashchite-prav-detey- <nowiki>[18]</nowiki>].


Основными задачами в рамках СВО являются: содействие в обеспечении безопасности детей, оказавшихся в зонах военных действий; содействие в реализации прав детей на образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение; помощь в воссоединении детей с родителями и другими близкими, которые были разлучены в период СВО [https://deti.gov.ru/Press-Centr/Byulleten-o-zashchite-prav-detey- <nowiki>[19]</nowiki>].
Основными задачами Уполномоченного в рамках СВО являются: содействие в реализации прав детей на образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение, помощь в воссоединении детей с родителями и другими близкими, которые были разлучены в период проведения СВО [https://deti.gov.ru/Press-Centr/Byulleten-o-zashchite-prav-detey- <nowiki>[19]</nowiki>].


== Исследования и аналитика ==
== Исследования и аналитика ==


Уполномоченный регулярно проводит мониторинги и исследования в области защиты прав детей. Ежегодно публикуется Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, который представляется Президенту России. В докладе содержится статистика обращений граждан, результаты стратегических программ и гуманитарных проектов, итоги проведенных мониторингов соблюдения прав детей, предложения по совершенствованию системы защиты детства [https://deti.gov.ru/Deyatelnost/documents/306 <nowiki>[20]</nowiki>].
Уполномоченный регулярно проводит мониторинги и исследования в области защиты прав детей. Ежегодно публикуется Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, который представляется Президенту Российской Федерации. В нём представлена общая характеристика работы уполномоченного, его правоприменительная деятельность по защите основных прав и законных интересов детей, реализация стратегических программ и гуманитарных проектов, итоги проведенных мониторингов соблюдения прав детей, предложения по совершенствованию системы защиты детства [https://deti.gov.ru/Deyatelnost/documents/306 <nowiki>[20]</nowiki>].


В 2023 году была проведена Всероссийская инспекция системы профилактики социального сиротства, по итогам которой Уполномоченный предложила расширить полномочия детских омбудсменов в сфере профилактики социального сиротства и уточнить объем и сроки их полномочий в регионах [http://tass.ru/obschestvo/24362841 <nowiki>[21]</nowiki>].
В 2024-2025 годах была проведена Всероссийская инспекция системы профилактики социального сиротства, по итогам которой Уполномоченный предложила расширить полномочия региональных уполномоченных по правам ребёнка в сфере профилактики социального сиротства, уточнить объем и сроки их полномочий [http://tass.ru/obschestvo/24362841 <nowiki>[21]</nowiki>].


== См. также ==
== См. также ==
Строка 99: Строка 100:
[5] [http://base.garant.ru/72139444/ Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 501-ФЗ]
[5] [http://base.garant.ru/72139444/ Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 501-ФЗ]


[6] [http://docs.cntd.ru/document/552050708 Федеральный закон об уполномоченных по правам ребенка]
[6] [http://docs.cntd.ru/document/552050708 Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ]


[7] [http://rg.ru/documents/2018/12/29/upolnomochenniy-dok.html Российская газета - текст закона]
[7] [http://rg.ru/documents/2018/12/29/upolnomochenniy-dok.html Российская газета - текст закона]
Строка 111: Строка 112:
[11] [https://deti.gov.ru/Deyatelnost/board/5 Общественный совет]
[11] [https://deti.gov.ru/Deyatelnost/board/5 Общественный совет]


[12] [https://deti.gov.ru/ Деятельность уполномоченного]
[12] [https://docs.cntd.ru/document/552050708 Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ]


[13] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1521 Статистика обращений за 2024 год]
[13] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1521 Статистика обращений за 2024 год]
Строка 130: Строка 131:


[21] [http://tass.ru/obschestvo/24362841 ТАСС - новости о расширении полномочий]
[21] [http://tass.ru/obschestvo/24362841 ТАСС - новости о расширении полномочий]
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
[[Категория:Права молодёжи]]
[[Категория:Права молодёжи]]

Текущая версия от 20:24, 23 октября 2025


Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Мария Алексеевна Львова-Белова

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка — должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, введённая Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов детей.

Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В настоящее время должность занимает Мария Алексеевна Львова-Белова, назначенная 27 октября 2021 года сроком на пять лет [1].

История института

Становление института Уполномоченного по правам ребёнка в Российской Федерации началось в 1998 году с запуском реализации пилотного проекта по введению должности Уполномоченного по правам ребёнка в регионах России. Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с рядом регионов при поддержке ЮНИСЕФ на первом этапе содействовал учреждению должностей Уполномоченных в пилотных регионах: Волгоградской, Калужской, Новгородской областях, городах Санкт-Петербург и Екатеринбург [2].

По состоянию на 1 февраля 2003 года было учреждено 12 должностей региональных и 3 муниципальных Уполномоченных. В 5 регионах России деятельность Уполномоченного была урегулирована законами субъектов Российской Федерации. Правовой статус региональных Уполномоченных в тот период был различен — в большинстве случаев Уполномоченные были включены в систему исполнительной власти и назначались главами администраций [3].

Должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка была учреждена 1 сентября 2009 года Указом Президента Российской Федерации № 986. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано также создать аналогичную должность в регионе. На момент подписания Указа уполномоченные по правам ребёнка уже действовали в 18 субъектах Российской Федерации. Ровно через год их стало 48, к концу 2010 года — 62. К началу 2015 года становление института было завершено во всех 85 регионах, в том числе в Крыму и Севастополе [4].

Законодательная база

Правовую основу деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность детского правозащитного института, является Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 501-ФЗ, федеральный закон), который определил особенности правового положения, основные задачи и полномочия федерального и региональных уполномоченных по правам ребенка [5].

Согласно Федеральному закону № 501-ФЗ, Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд. Требования к кандидату включают: гражданство РФ, возраст не моложе 30 лет, безупречная репутация, высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав детей либо опыт правозащитной деятельности [6].

Законодательными новеллами Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка наделён дополнительными полномочиями: правом подавать иски в суд о признании незаконными действий государственных органов в отношении детей, по собственной инициативе участвовать в судебном разбирательстве по гражданскому делу, касающемуся интересов детей, правом отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении сведений, ставших известными в связи с выполнением обязанностей.

Организации поддержки

Обеспечение деятельности

Организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации [8].

Федеральный уполномоченный выступает координатором деятельности уполномоченных в 89 субъектах Российской Федерации [9].

Негосударственные организации

Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка создан Общественный совет, в состав которого вошли более 140 представителей некоммерческих организаций, общественных объединений и иных институтов гражданского общества в сфере охраны детства, семьи, материнства и отцовства. В рамках Общественного совета сформированы рабочие группы по различным направлениям работы с детьми [11].

Для реализации стратегических программ создан Благотворительный фонд «Страна для детей», который оказывает социальную, гуманитарную, психологическую, реабилитационную и иную помощь нуждающимся детям, семьям с детьми и детским организациям.

Социальная политика и меры поддержки

Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей. Уполномоченный содействует: восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей; совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав детей; развитию международного сотрудничества в области защиты прав детей; совершенствованию форм и методов защиты прав детей [12].

Среди основных задач деятельности Уполномоченного: обеспечение защиты прав и законных интересов детей; содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних органами власти и должностными лицами; мониторинг и анализ эффективности соблюдения прав детей; участие в формировании и реализации единой государственной политики в области защиты прав детей и семей, воспитывающих детей, а также подготовка и направление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений [14].

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка последовательно содействует внедрению проактивного и семьесберегающего подхода в работе всех учреждений и ведомств России, взаимодействующих с семьей.

В 2024 году в аппарат Уполномоченного поступило 17 917 обращений от граждан РФ, что на 22,8% больше, чем в предыдущем году. Большая их часть касалась права жить и воспитываться в семье — 3 809 (21%), социального обеспечения и социального страхования — 3 051 обращение (17%), жилищных прав — 2 663 обращения (15%), права на жизнь и защиту от насилия — 2 398 (13%) [13].

Программы и мероприятия

Стратегические программы

Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка разработаны и реализуются четыре стратегические программы:

«Дети в семье» — программа, направленная на сохранение семьи для ребёнка и ребёнка в семье, профилактику социального сиротства. В рамках программы особое внимание уделяется работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и восстановлению родительских прав [15].

«Подростки России» — программа, направленная на всестороннее развитие системной работы с подростками в стране, снижение уровня антисоциального, противоправного и деструктивного поведения в подростковой среде. Включает создание сети подростковых центров и сопровождаемое трудоустройство. В рамках программы создан Федеральный подростковый центр и запущен информационный ресурс «РосПодрос.ру» [16].

«Сопровождение через всю жизнь» — программа, направленная на выстраивание доступных возможностей социализации для детей и молодых взрослых с инвалидностью и их семей.

«Страна для детей» — программа, направленная на оказание адресной помощи детям и семьям с детьми. В рамках программы действует гуманитарная акция «Детям — в руки», которая направлена на поддержку детей и семей из новых субъектов РФ [17].

Деятельность в условиях специальной военной операции

С начала специальной военной операции институт уполномоченных по правам ребёнка активно включился в работу по защите прав детей. Уполномоченный неоднократно выезжала на Донбасс для оказания гуманитарной помощи семьям и детям [18].

Основными задачами Уполномоченного в рамках СВО являются: содействие в реализации прав детей на образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение, помощь в воссоединении детей с родителями и другими близкими, которые были разлучены в период проведения СВО [19].

Исследования и аналитика

Уполномоченный регулярно проводит мониторинги и исследования в области защиты прав детей. Ежегодно публикуется Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, который представляется Президенту Российской Федерации. В нём представлена общая характеристика работы уполномоченного, его правоприменительная деятельность по защите основных прав и законных интересов детей, реализация стратегических программ и гуманитарных проектов, итоги проведенных мониторингов соблюдения прав детей, предложения по совершенствованию системы защиты детства [20].

В 2024-2025 годах была проведена Всероссийская инспекция системы профилактики социального сиротства, по итогам которой Уполномоченный предложила расширить полномочия региональных уполномоченных по правам ребёнка в сфере профилактики социального сиротства, уточнить объем и сроки их полномочий [21].

См. также

Ссылки

[1] Официальный сайт Президента России

[2] Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка

[3] История института уполномоченного по правам ребенка

[4] Становление института детского омбудсмена в России

[5] Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 501-ФЗ

[6] Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ

[7] Российская газета - текст закона

[8] Структура аппарата Уполномоченного

[9] Региональные уполномоченные

[10] Структура аппарата

[11] Общественный совет

[12] Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ

[13] Статистика обращений за 2024 год

[14] Полномочия уполномоченного

[15] Стратегические программы

[16] Информационный ресурс РосПодрос

[17] Стратегические программы института

[18] Деятельность в условиях СВО

[19] Бюллетень о деятельности

[20] Доклад о деятельности за 2023 год

[21] ТАСС - новости о расширении полномочий