Исследования цифрового поведения молодёжи: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | ||
'''Исследования цифрового поведения молодёжи''' — это комплекс научно-исследовательских работ, направленных на изучение особенностей использования цифровых технологий, интернета и социальных сетей молодыми людьми в России. Данная область исследований получила особое развитие в связи с массовой цифровизацией общества и становлением поколения «цифровых аборигенов». Согласно данным ВЦИОМ за 2024-2025 годы, молодежь в возрасте 18-24 лет проводит в среднем более 8 часов в день в социальных сетях и мессенджерах [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhivushchie-v-seti-ili-mediapotreblenie-sovremennoi-molodezhi [1]], что определяет высокую актуальность изучения данного феномена. | '''Исследования цифрового поведения молодёжи''' — это комплекс научно-исследовательских работ, направленных на изучение особенностей использования цифровых технологий, интернета и социальных сетей молодыми людьми в России. Данная область исследований получила особое развитие в связи с массовой цифровизацией общества и становлением поколения «цифровых аборигенов». Согласно данным ВЦИОМ за 2024-2025 годы, молодежь в возрасте 18-24 лет проводит в среднем более 8 часов в день в социальных сетях и мессенджерах [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhivushchie-v-seti-ili-mediapotreblenie-sovremennoi-molodezhi [1]], что определяет высокую актуальность изучения данного феномена. | ||
В России исследования цифрового поведения молодежи являются междисциплинарной областью, объединяющей социологию, психологию, педагогику, медиаисследования и политологию. Основными задачами данных исследований являются анализ паттернов цифрового потребления, изучение влияния интернет-технологий на социализацию молодого поколения, выявление рисков и возможностей цифровой среды, а также разработка рекомендаций по обеспечению цифровой безопасности и повышению цифровой грамотности. | В России исследования цифрового поведения молодежи являются междисциплинарной областью, объединяющей социологию, психологию, педагогику, медиаисследования и политологию. Основными задачами данных исследований являются анализ паттернов цифрового потребления, изучение влияния интернет-технологий на социализацию молодого поколения, выявление рисков и возможностей цифровой среды, а также разработка рекомендаций по обеспечению цифровой безопасности и повышению цифровой грамотности. | ||
Строка 59: | Строка 60: | ||
'''[[Заварзин Денис Викторович]]''' — руководитель Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды (ЦИСМ), специалист по информационной безопасности детей. | '''[[Заварзин Денис Викторович]]''' — руководитель Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды (ЦИСМ), специалист по информационной безопасности детей. | ||
'''[[Мизулина Екатерина Александровна]]''' — глава Лиги безопасного интернета, эксперт по вопросам защиты детей от деструктивного контента в сети. | '''[[Мизулина Екатерина Александровна]]''' — глава Лиги безопасного интернета, эксперт по вопросам защиты детей от деструктивного контента в сети. | ||
'''[[Белякова Елизавета Сергеевна]]''' — председатель Альянса по защите детей в цифровой среде, исследователь цифровых угроз для несовершеннолетних. | '''[[Белякова Елизавета Сергеевна]]''' — председатель Альянса по защите детей в цифровой среде, исследователь цифровых угроз для несовершеннолетних. | ||
== См. также == | == См. также == | ||
[[ | * [[Молодежная политика]] | ||
[[ | * [[Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)]] | ||
* [[Российская академия образования — исследования молодёжи]] | |||
* [[Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации]] | |||
* [[Научные журналы по молодёжной проблематике]] | |||
* [[Изучение ценностей молодёжи в России|Социологические исследования ценностей молодёжи]] | |||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Текущая версия от 12:32, 15 сентября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Исследования цифрового поведения молодёжи — это комплекс научно-исследовательских работ, направленных на изучение особенностей использования цифровых технологий, интернета и социальных сетей молодыми людьми в России. Данная область исследований получила особое развитие в связи с массовой цифровизацией общества и становлением поколения «цифровых аборигенов». Согласно данным ВЦИОМ за 2024-2025 годы, молодежь в возрасте 18-24 лет проводит в среднем более 8 часов в день в социальных сетях и мессенджерах [1], что определяет высокую актуальность изучения данного феномена. В России исследования цифрового поведения молодежи являются междисциплинарной областью, объединяющей социологию, психологию, педагогику, медиаисследования и политологию. Основными задачами данных исследований являются анализ паттернов цифрового потребления, изучение влияния интернет-технологий на социализацию молодого поколения, выявление рисков и возможностей цифровой среды, а также разработка рекомендаций по обеспечению цифровой безопасности и повышению цифровой грамотности.
Введение
Цифровое поведение молодежи представляет собой совокупность активностей, практик и стратегий, реализуемых молодыми людьми в цифровой среде. В условиях стремительного развития информационных технологий и повсеместного распространения интернета в России изучение данного феномена приобретает особую значимость для понимания процессов социализации, образования и формирования ценностных ориентаций современного молодого поколения. По данным Mediascope, в 2024 году 98% российских подростков в возрасте от 12 до 17 лет регулярно выходят в сеть [2], а среднее время, проведенное в интернете среди российских подростков, составляет приблизительно 6,5 часов в сутки. Для возрастной группы 18-24 лет характерна практически стопроцентная вовлеченность в цифровое пространство: 97,1% молодых россиян данной возрастной категории являются активными пользователями интернета [3]. Особую актуальность исследованиям цифрового поведения молодежи придает тот факт, что современные молодые люди представляют собой первое поколение, выросшее в условиях массовой доступности интернет-технологий. Как отмечают исследователи, для поколения Z характерны специфические паттерны цифрового потребления, включающие многозадачность, клиповое мышление, преимущественно визуальное восприятие информации и высокую зависимость от социальных сетей как основного канала коммуникации [4].
Законодательная база
Правовую основу исследований цифрового поведения молодежи в России составляет комплекс федеральных законов и подзаконных актов, направленных на регулирование информационной безопасности, защиты персональных данных и обеспечения безопасности детей в интернете. Ключевым документом является Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который устанавливает требования к информационной продукции для несовершеннолетних и определяет механизмы контроля за распространением потенциально вредной информации. Данный закон создает правовые основания для мониторинга цифрового контента, потребляемого молодежью. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» регулирует вопросы сбора, обработки и использования персональных данных в ходе исследований, включая данные о цифровой активности молодых пользователей. Особое значение имеют положения о согласии на обработку персональных данных несовершеннолетних. В 2019 году Министерством просвещения России были утверждены методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет» [5], которые содержат рекомендации для образовательных организаций по проведению мониторинга цифровой активности обучающихся. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р, определяет необходимость формирования информационной культуры и безопасности молодежи как приоритетное направление государственной политики.
Организации поддержки
Государственные организации
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) является ведущей государственной исследовательской организацией, регулярно проводящей масштабные исследования цифрового поведения российской молодежи. ВЦИОМ реализует долгосрочные мониторинговые проекты, включая исследования «Живущие в сети, или Медиапотребление современной молодежи» [1], «Цифровая самооборона» [6] и «Наша цифровая повседневность» [7]. Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) осуществляет фундаментальные исследования психологических аспектов цифрового поведения молодежи. Университет разрабатывает программы помощи детям, подросткам и молодым взрослым в онлайн-пространстве, изучает влияние интернета и социальных сетей на поведение подростков [8]. В рамках сектора мониторинговых исследований МГППУ проводит регулярные социологические и социально-психологические исследования различных контингентов детей и молодежи [9]. Роскачество в рамках своей деятельности проводит исследования качества цифровых продуктов и услуг, используемых молодежью. Организация тестирует приложения для родительского контроля [10], изучает манипулятивные механики в компьютерных играх [11] и разрабатывает рекомендации по обеспечению цифровой безопасности детей. Роспотребнадзор реализует комплекс мер по обеспечению безопасности детей в интернете, включая мониторинг вредоносного контента и просветительскую деятельность. Ведомство разрабатывает методические рекомендации для родителей и педагогов по контролю цифровой активности несовершеннолетних [12].
Негосударственные организации
Лига безопасного интернета — некоммерческая организация, специализирующаяся на исследованиях цифровых угроз для детей и подростков. По данным организации, 45% российских подростков подвергаются активному деструктивному воздействию в социальных сетях [13]. Лига проводит мониторинг более 20 видов рисков, на которые жалуются родители или сами дети. Альянс по защите детей в цифровой среде объединяет ведущие российские IT-компании для совместной работы по обеспечению безопасности несовершеннолетних в интернете. Согласно исследованиям Альянса, 96% российских подростков сталкиваются с цифровыми угрозами [14], среди которых наиболее распространенными являются фейки, мошенничество, игровая зависимость и кибербуллинг. Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды (ЦИСМ) проводит специализированные исследования цифровой активности молодежи и выявляет деструктивные тенденции в молодежных сообществах. По данным ЦИСМ, около 1,5 млн пользователей вовлечены в негативные сообщества [15].
Социальная политика и меры поддержки
Государственная политика в области исследований цифрового поведения молодежи направлена на создание научно-методической базы для разработки эффективных мер поддержки молодого поколения в цифровой среде. В рамках национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуется федеральный проект «Информационная безопасность», предусматривающий создание системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы России. Особое внимание уделяется защите персональных данных молодежи и предотвращению негативного воздействия деструктивного контента. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ведет межведомственную работу над созданием «Цифрового профиля молодого человека» — стратегической инициативы, которая объединит данные об обучении, карьере и государственной поддержке в единой системе [16]. Проект предусматривает интеграцию с порталом «Госуслуги» и национальным мессенджером. В образовательной сфере реализуется комплекс мер по повышению цифровой грамотности молодежи. Ежегодно проводится всероссийская акция «Цифровой диктант» — масштабная проверка цифровой грамотности граждан, включающая специальные блоки для молодежи [17]. Роскомнадзор осуществляет постоянную работу по удалению и блокировке доступа к материалам, содержащим информацию, которая причиняет вред здоровью детей. С начала 2022 года заблокировано более 158 тысяч страниц, посвященных азартным играм, более 115 тысяч страниц с наркотической тематикой и более 44 тысяч страниц с детской порнографией [18].
Программы и мероприятия
Образовательные программы
Программа «Цифровая образовательная среда» является частью национального проекта «Образование» и направлена на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды. В рамках программы проводятся исследования эффективности цифровых образовательных технологий и их влияния на академические результаты студентов [19]. Проект «Цифровые технологии в высшем образовании» (МГППУ) изучает возможности индивидуализации обучения средствами электронных учебных курсов и анализирует предметные результаты студентов в цифровой среде. Исследования показывают, что более 70% студентов магистратуры считают неизбежным использование нечестных стратегий при онлайн-тестировании [19].
Мониторинговые программы
Мониторинг медиапотребления современной молодежи (Институт изучения детства, семьи и воспитания) охватывает более 7 890 старшеклассников и студентов СПО из 62 субъектов Российской Федерации. Исследование выявило, что более 3 часов в день молодежь тратит на видеоигры, просмотр видео и переписку в чатах [20]. Проект «Технологии защиты детей в интернете» (Альянс по защите детей в цифровой среде, «Ростелеком», Mindsmith) проанализировал 23 основных риска, с которыми сталкиваются дети и подростки в интернете. Среди наиболее распространенных рисков выделены фейки и дезинформация (73%), мошенничество (72%), игровая зависимость (66%) [14].
Профилактические программы
Навигатор профилактики виктимизации детей и подростков разработан экспертами МГППУ и НМИЦ ПН им. В.П. Сербского для специалистов образовательных организаций. Программа включает 12 методических памяток по алгоритмам действий в ситуациях выявления тревожных факторов поведения несовершеннолетних [21].
Исследования и аналитика
Фундаментальные исследования
Российские исследования цифрового поведения молодежи базируются на междисциплинарном подходе, объединяющем методы социологии, психологии, педагогики и медиаисследований. Исследования поколенческих различий показывают, что представители поколения Z демонстрируют качественно иные паттерны цифрового потребления по сравнению с предыдущими поколениями. По данным исследования ЮФУ (2022), проведенного среди 297 студентов, современные студенты характеризуются высокой многозадачностью, предпочтением визуального контента и зависимостью от социальных сетей [22]. Исследования цифровой социализации (М.Б. Лига, М.А. Захаров) рассматривают цифровую социализацию как процесс приобретения социального опыта в новом пространстве на основе использования цифровых технологий. Выделяются такие негативные последствия проблемного использования цифрового пространства, как кибербуллинг, секстинг, фаббинг и номофобия [23]. Исследования цифровых компетенций студентов различных уровней образования показывают существенную дифференциацию в уровне владения цифровыми технологиями. Анализ статистических данных выявляет корреляцию между уровнем цифровых компетенций и успешностью в профессиональной деятельности [24].
Прикладные исследования
Анализ цифрового следа студентов (Тольяттинский государственный университет) разработал методику отслеживания удовлетворенности студентов качеством учебного процесса на основе анализа более 2 млн сообщений из 548 сообществ высших учебных заведений в социальной сети «ВКонтакте» [25]. Исследования социально-политической активности молодежи в цифровой среде (Л.С. Леонтьева) охватили 1982 респондента в возрасте от 14 до 35 лет из всех федеральных округов России. Выявлены три группы молодежи по уровню социальной активности: «инфантильная группа», «взрослая группа» и «промежуточная группа» [26]. Исследования протестного потенциала цифрового поколения показывают, что высокий уровень протестных настроений связан не столько с внутренними характеристиками носителей цифровой культуры, сколько с мобилизационными эффектами социальных медиа [27].
Международные сравнительные исследования
Исследование социального участия студенческой молодежи постсоциалистических стран (2020) охватило 1276 респондентов из России, Армении, Польши и Румынии. Исследование выявило специфические особенности цифрового поведения российской молодежи в контексте совместного производства в социокультурном развитии городской среды [28].
Интересные факты
Российские подростки проводят в среднем 6,5 часов в сутки в интернете, что на час меньше американских сверстников [2]. 28% молодых россиян проводят в Telegram более 5 часов в день, что делает этот мессенджер лидером по времени использования среди молодежи [1]. 50% молодежи используют мемы ежедневно как важный инструмент цифровой коммуникации, при этом 18-24-летние значительно активнее остальных возрастных групп [29]. Каждый десятый подросток проверяет обновления в социальных сетях несколько раз за ночь вместо того, чтобы спать [13]. 97% российских молодых людей в возрасте 18-24 лет считают себя активными пользователями интернета, что значительно превышает средний показатель по всем возрастным группам (70%) [30]. 69% молодых россиян в возрасте 18-24 лет больше общаются в онлайне, чем в обычной жизни [31].
Основные персоналии по теме в России
Заварзин Денис Викторович — руководитель Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды (ЦИСМ), специалист по информационной безопасности детей. Мизулина Екатерина Александровна — глава Лиги безопасного интернета, эксперт по вопросам защиты детей от деструктивного контента в сети.
Белякова Елизавета Сергеевна — председатель Альянса по защите детей в цифровой среде, исследователь цифровых угроз для несовершеннолетних.
См. также
- Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
- Российская академия образования — исследования молодёжи
- Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
- Научные журналы по молодёжной проблематике
- Социологические исследования ценностей молодёжи
Ссылки
[1] ВЦИОМ. Живущие в сети, или Медиапотребление современной молодежи
[2] Исследование Mediascope «Дети России Онлайн 2024»
[3] РБК. Доля пользователей интернета в России среди молодежи приблизилась к 100%
[4] Цифровое поведение и характеристики личности поколения Z в условиях глобальной цифровизации
[5] Методические рекомендации по обеспечению безопасности детей в сети «Интернет»
[6] ВЦИОМ. Цифровая самооборона
[7] ВЦИОМ. Наша цифровая повседневность
[8] МГППУ. Российские психологи создают систему помощи подросткам в интернете
[9] МГППУ. Сектор мониторинговых исследований
[10] Роскачество. Лучшие приложения для родительского контроля
[11] Роскачество проверит компьютерные игры на манипулятивные механики
[12] Роспотребнадзор. Безопасность детей в интернете
[13] Лига безопасного интернета. Эксперты обсудили безопасность детей в сети
[14] РАЭК. Детки в сетке. Россия отмечает Всемирный день безопасного Интернета
[15] ЦИСМ. В ОП РФ обсудили концепцию информационной безопасности детей
[16] Минобрнауки России. Цифрового профиля молодого человека
[17] ЦИСМ. Российские подростки смогут проверить уровень цифровой грамотности
[18] Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. Недетские вещи через Интернет
[19] Сорокова М.Г. Предметные результаты студентов в цифровой среде университета
[20] ЦИСМ. Молодежь в Сети: тенденции и риски
[21] МГППУ. Навигатор профилактики виктимизации детей и подростков
[22] Лызь Н.А. Цифровое поколение: трудности студентов и пути их преодоления
[23] Комаров В.В. Современные тенденции цифровой социализации молодежи
[24] Статистическое изучение цифровых компетенций студентов
[25] Цифровые следы студентов привели к новым инструментам для образования
[27] Цифровое поколение: гражданская мобилизация и политический протест российской молодежи
[28] Исследование социального участия студенческой молодежи постсоциалистических стран
[29] ГИПП. Исследование ВЦИОМ: Живущие в сети
[30] Руденкин Д.В. Интернет в социальной реальности современной российской молодежи
[31] Особенности общения и медиапотребления российской молодежи