Изучение ценностей молодёжи в России: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
Изучение ценностей молодёжи в России — один из ключевых направлений современной социологической науки. Ценности определяют мотивацию, поведение и самоидентификацию молодого поколения, а значит — стратегическое развитие общества. В последние годы государственные и академические центры России реализуют масштабные опросы и локальные исследования, позволяющие выявлять актуальные ценностные ориентации, риски и потенциал молодёжи как социального ресурса [URL <nowiki>[1]</nowiki>].
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''


== Методы оценки ценностей молодёжи ==
'''Изучение ценностей молодёжи в России''' — это междисциплинарная область научных исследований, направленная на анализ [[ценностные ориентации|ценностных ориентаций]], [[социальная идентичность|социальной идентичности]], жизненных стратегий и поведенческих паттернов молодого поколения Российской Федерации. Данное направление исследований представляет особую актуальность в контексте формирования [[государственная молодёжная политика|государственной молодёжной политики]] и стратегического планирования социально-экономического развития страны.
Современные методики включают:
* '''Массовые стандартизированные опросы''' (анкетирование, онлайн-исследования) от ВЦИОМ, ФОМ, Росмолодёжь, охватывающие школьников, студентов и родителей [URL <nowiki>[2]</nowiki>].
* '''Глубинные интервью и фокус-группы''' — выявляют мотивы, смыслы и эмоциональные паттерны у разных социальных групп молодёжи [URL <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Психодиагностические методики''' (смысложизненные ориентации, семантический дифференциал, шкалы Шварца) — позволяют кластеризовать ценности по базовым типам: индивидуалистические, коллективистские, традиционные [URL <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''Цифровой анализ поведения''' — мониторинг активности и предпочтений молодёжи в социальных сетях («ВКонтакте», Telegram, YouTube), выявляющий ключевые тренды и изменения в реальном времени [URL <nowiki>[5]</nowiki>].
* '''Сравнительный анализ''' — международные исследования (World Values Survey, Европейское исследование ценностей) и кросс-региональные опросы, показывающие влияние культурно-социального контекста на ценностные установки [URL <nowiki>[6]</nowiki>].


== Крупнейшие исследования и результаты ==
В современных условиях изучение ценностей молодёжи приобретает особое значение, поскольку молодое поколение выступает в качестве основного носителя инновационного потенциала общества и ключевого субъекта воспроизводства социальной структуры. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи составляют высокий уровень благополучия, спокойная жизнь и возможность приносить пользу своему народу [http://wciom.ru/ <nowiki>[^1]</nowiki>].
'''Мониторинг ценностных ориентаций молодёжи — 2023''' (Росмолодёжь, ФОМ, ВЦИОМ):
* Охват: более 780 000 респондентов в 89 регионах.
* Топ-4 ценностей:
  1. '''Семья''' — 97% респондентов.
  2. '''Здоровье''' — 95%.
  3. '''Материальное благополучие''' — 90%.
  4. '''Самореализация и образование''' — 81% [URL <nowiki>[7]</nowiki>].
* Примечательно снижение роли коллективизма (30%) и рост индивидуальных ориентаций (67% — предпринимательство и свобода) [URL <nowiki>[7]</nowiki>].


'''Исследования ВЦИОМ:'''
== Законодательная база ==
* Ежегодный опрос «Образ российской молодёжи» (2023) охватывает 150 000 молодых людей, фокусируясь на ценностях, медиа-потреблении и общественно-политических установках [URL <nowiki>[8]</nowiki>].


'''Исследования РАН (Институт социологии РАН):'''
Правовые основы изучения и формирования ценностных ориентаций молодёжи в России определяются комплексом нормативно-правовых актов. Основополагающим документом является Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ, который устанавливает цели, задачи и принципы государственной молодежной политики [http://docs.cntd.ru/document/902044761 <nowiki>[^2]</nowiki>].
* Проекты по социокультурному анализу ценностей молодёжи (2018–2022) в 7 регионах, подчёркивающие локальные особенности и роль институциональной среды [URL <nowiki>[9]</nowiki>].


'''Исследования РАО (Российская академия образования):'''
Ключевым документом, определяющим ценностные основы государственной политики, является Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Согласно данному документу, к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [http://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-ozhidanie-i-realnost <nowiki>[^3]</nowiki>].
* Проекты по воспитанию ответственного родительства и семейных ценностей среди подростков (2024), показавшие рост значимости ответственного родительства — 68% [URL <nowiki>[10]</nowiki>].


'''Исследования НИУ ВШЭ:'''
Принципами государственной молодежной политики, определяющими подходы к изучению молодежных ценностей, являются защита прав и законных интересов молодежи, приоритет общих гуманистических и патриотических ценностей, формирование гражданской ответственности молодежи, учет интересов и потребностей различных групп молодежи, привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации государственной молодежной политики [http://old.duma.tomsk.ru/page/25776/ <nowiki>[^4]</nowiki>].
* Центр молодёжных исследований НИУ ВШЭ (СПб): многолетние проекты по оценке мотиваций и жизненных стратегий студенческой молодёжи [URL <nowiki>[11]</nowiki>].
 
== Организации поддержки ==
 
=== Государственные организации ===
 
'''Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования''' является ведущим научным учреждением, определяющим стратегические приоритеты развития воспитания в России и координатором государственных программ в области воспитания. Институт проводит ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» [https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ <nowiki>[^5]</nowiki>].
 
'''Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН''' осуществляет фундаментальные исследования в области социологии молодежи. Центр социологии молодежи под руководством доктора социологических наук Ю.А. Зубок проводит комплексные исследования ценностных ориентаций, жизненных стратегий и социальной мобильности молодежи [https://www.fnisc.ru/ <nowiki>[^6]</nowiki>].
 
'''Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)''' регулярно проводит масштабные социологические исследования ценностей российской молодежи. Согласно данным ВЦИОМ, в структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают семейные ценности: здоровье членов семьи и безопасность семьи называют важными 97% респондентов, отношения в семье — 96%, материальное положение семьи — 95% [http://wciom.ru/ <nowiki>[^7]</nowiki>].
 
=== Негосударственные организации ===
 
'''Левада-центр''' проводит исследования установок и ценностей российского «поколения Z». По данным исследования 2019 года, главными ценностями молодых россиян являются права человека (76%), безопасность (57%) и работа (52%). Около половины (45%) считают, что демократия — оптимальная модель для России [https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf <nowiki>[^8]</nowiki>].
 
'''Аналитический центр НАФИ''' совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей» проводит исследования ценностей молодежи городов-миллионников. В структуре ценностей молодежи на первый план выходит здоровье и благополучие семьи, близких (99%), интересный досуг и отдых (98%), материальная обеспеченность (97%) [https://nafi.ru/analytics/molodezh-gorodov-millionnikov-nazvala-svoi-tsennosti-zhiznennye-tseli-i-plany/ <nowiki>[^9]</nowiki>].
 
== Методы исследования ==
Изучение ценностей молодёжи в России осуществляется с использованием разнообразных социологических методов, которые можно разделить на количественные и качественные подходы.
 
=== Количественные методы ===
 
'''Массовые опросы''' являются основным инструментом изучения ценностных ориентаций молодежи. Всероссийские репрезентативные исследования позволяют получить статистически значимые данные о распространенности тех или иных ценностей в молодежной среде. Например, ВЦИОМ проводит опросы с выборкой до 9000 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах России [http://wciom.ru/ <nowiki>[^10]</nowiki>].
 
'''Анкетирование''' с использованием стандартизированных методик, таких как методика М. Рокича для изучения ценностных ориентаций, опросник Е.Б. Фанталовой для диагностики внутреннего конфликта, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО в рамках ежегодного мониторинга опрашивает свыше 200 тысяч респондентов, включая учащихся, родителей и педагогов [https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ <nowiki>[^11]</nowiki>].
 
'''Лонгитюдные исследования''' позволяют отследить динамику изменения ценностных ориентаций молодежи во времени. Институт социологии ФНИСЦ РАН проводит такие исследования с 1997 года, что позволяет анализировать трансформацию ценностей на протяжении нескольких десятилетий [https://www.isras.ru/ <nowiki>[^12]</nowiki>].
 
=== Качественные методы ===
 
'''Фокус-группы''' используются для глубинного изучения мотивации, установок и представлений молодежи. Левада-центр в рамках исследования «поколения Z» проводил дополнительные фокус-группы для качественного анализа количественных данных [https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf <nowiki>[^13]</nowiki>].
 
'''Глубинные интервью''' применяются для изучения индивидуальных траекторий формирования ценностей, жизненных стратегий молодых людей. Метод особенно эффективен при изучении маргинальных групп молодежи или специфических субкультур.
 
'''Контент-анализ социальных сетей''' представляет инновационный подход к изучению ценностей молодежи. Исследователи анализируют профили в социальной сети «ВКонтакте» для изучения ценностных ориентиров через заполненные пользователями анкеты. Этот метод позволил проанализировать данные более 57 тысяч пользователей в возрасте от 14 до 30 лет в Екатеринбурге [https://cyberpsy.ru/articles/cennosti-molodezhi-vkontakte/ <nowiki>[^14]</nowiki>].
 
== Основные направления исследований ==
 
=== Семейные ценности ===
 
Исследования показывают, что семья остается центральной ценностью для российской молодежи. По данным масштабного исследования в восьми регионах России с выборкой более 7000 человек, в структуре жизненных ценностей молодежи семья занимает первое место. При этом 91% молодых россиян признают важность поддержания теплых отношений со всеми членами семьи [https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/view/587 <nowiki>[^15]</nowiki>].
 
Семейные ценности приобретают особое значение по мере взросления: если среди учащихся (14-18 лет) за счастливую семейную жизнь высказываются 27%, то среди молодежи 19-35 лет — уже 40%. Главной ценностью в жизни подростки и молодёжь называют физическое и психическое здоровье (61% учащихся и 65% молодежи), на втором месте — верные друзья (45% учащихся и 32% молодежи) [https://media.foxford.ru/news/cult-cennosti-rossiyskoy-molodeji <nowiki>[^16]</nowiki>].
 
=== Профессиональные и карьерные ориентации ===
 
Современная российская молодежь демонстрирует высокую мотивацию к профессиональной самореализации. В иерархии ценностей молодёжи (18-34 лет) первые три места занимают доход (15%), порядок и стабильность (11%), самореализация (8%). Для сравнения, у старшего поколения (35+) важнее всего стабильность (18%), а самореализация занимает одно из последних мест (3%) [https://www.eseur.ru/VCIOM_izuchil_glavnie_cennosti_molodeji/ <nowiki>[^17]</nowiki>].
 
Молодежь городов-миллионников среди важнейших ценностей называет получение качественного образования (94%) и построение успешной карьеры (88%). При этом 89% респондентов хотят не только личного благополучия, но и стремятся улучшать свой город, регион и страну [https://nafi.ru/analytics/molodezh-gorodov-millionnikov-nazvala-svoi-tsennosti-zhiznennye-tseli-i-plany/ <nowiki>[^18]</nowiki>].
=== Патриотические ценности и гражданская идентичность ===
 
Исследования показывают сложную структуру патриотических установок российской молодежи. 83% молодежи идентифицируют себя как граждане РФ, 76% хорошо знают историю своей страны, 73% — историю своей семьи. В системе политических ценностей российской молодежи наиболее значимыми являются мир (70,7%), справедливость (69,8%), безопасность (68%), права человека (67,3%) [https://www.vedomosti.ru/society/articles/2024/04/26/1034268-molodie-lyudi-v-rossii-schitayut-osnovnimi-tsennostyami-mir-i-spravedlivost <nowiki>[^19]</nowiki>].
 
Среди наиболее важных причин для гордости за страну молодежь называет великую русскую литературу, победу в Великой Отечественной войне и ведущую роль страны в освоении космоса. При этом для молодежи возвращение Крыма не входит в число важных причин для гордости, в отличие от старшего поколения [https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2021_n3/Nevryuev_et_al <nowiki>[^20]</nowiki>].
 
=== Цифровое поведение и медиапотребление ===
 
Современная российская молодежь демонстрирует принципиально иную модель медиапотребления по сравнению со старшими возрастными группами. Молодежь 13-24 лет проводит значительно больше времени в интернете, особенно в социальных сетях, просматривает онлайн-видео и играет в игры. Социальные сети стали основным источником информации и средством коммуникации для молодого поколения [https://cyberpsy.ru/articles/cennosti-molodezhi-vkontakte/ <nowiki>[^21]</nowiki>].
 
Анализ профилей в социальной сети «ВКонтакте» показал, что различия в политических, религиозных и ценностных установках молодых пользователей могут быть дифференцированы по полу и возрасту. Этот метод открывает новые возможности для изучения ценностных ориентаций молодежи через анализ их цифрового поведения [https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/692 <nowiki>[^22]</nowiki>].
 
== Региональные особенности ==
 
Исследования выявляют значительные региональные различия в ценностных ориентациях российской молодежи. Молодежь больших городов отличается более высоким уровнем индивидуалистических ценностей, в то время как молодежь малых городов и сельской местности в большей степени ориентирована на традиционные семейные ценности и коллективистские установки.
 
Исследование брачных установок и семейных ценностей среди молодёжи малых городов России показало позитивный подход к заключению брака и рождению детей. В то же время потенциал молодёжи малых городов как демографического ресурса страны во многом зависит от социально-экономического состояния региона и уровня развития промышленности [https://vestnik.npi-tu.ru/index.php/vestnikSRSTU/article/view/2679 <nowiki>[^23]</nowiki>].
 
Региональная специфика проявляется также в различиях политических ориентаций. Молодежь крупных городов демонстрирует более высокий уровень политической активности и критического отношения к власти, в то время как молодежь периферийных регионов характеризуется большей лояльностью к государственным институтам [https://www.bbc.com/russian/features-52479627 <nowiki>[^24]</nowiki>].


== Динамика ценностных изменений ==
== Динамика ценностных изменений ==
За три десятилетия структура ценностей молодёжи в России сместилась:
 
* От жёсткого коллективизма к умеренному индивидуализму.
Лонгитюдные исследования позволяют отследить трансформацию ценностных ориентаций российской молодежи на протяжении последних десятилетий. За период с 1997 по 2024 год произошли существенные изменения в иерархии ценностей молодого поколения.
* Усиление роли «здоровья» и «семьи».
 
* Рост значимости «самореализации» и «гибкости» в трудовой сфере [URL <nowiki>[12]</nowiki>].
В 1997 году молодое поколение формировалось на переломе эпох, в то время как современное поколение 17-26-летних представляет собой «первый плод» социальных преобразований последних 25 лет. Современной молодежи сегодняшняя жизнь в стране нравится гораздо больше, чем их предшественникам: об этом говорят 64% представителей молодого и 45% старшего поколения [https://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html <nowiki>[^25]</nowiki>].
 
За последние 20 лет среднее ожидаемое количество детей выросло с 1,9 до 2,4, а желаемое число детей — с 2,4 до 3,2. Однако сохраняется значительный репродуктивный разрыв (0,8 ребенка), обусловленный материальными и жилищными трудностями [http://wciom.ru/ <nowiki>[^26]</nowiki>].
 
== Влияние социальных факторов ==
 
Формирование ценностных ориентаций российской молодежи происходит под воздействием множества социальных факторов. Ключевыми агентами социализации выступают семья, образовательные учреждения, средства массовой информации, социальные сети и референтные группы.
 
Семья остается важнейшим институтом передачи ценностей: 57% младшей молодежной группы (14-17 лет) стараются прислушиваться к мнению родителей, бабушек и дедушек и отмечают, что советы родных во многом помогают им. Среди молодежи в целом этот показатель составляет 44% [http://wciom.ru/ <nowiki>[^27]</nowiki>].
 
Образовательные учреждения играют важную роль в формировании гражданских ценностей и патриотических установок. Особое значение имеет взаимодействие вузов и институтов местного самоуправления в процессе формирования гражданской культуры студентов [https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1456 <nowiki>[^28]</nowiki>].
 
== Проблемы и вызовы современных исследований ==
 
Современные исследования ценностей молодежи сталкиваются с рядом методологических и практических проблем. Одной из ключевых проблем является быстрая трансформация социальной реальности, которая требует постоянного обновления исследовательского инструментария.
 
Молодежь острее чувствует ценностный кризис: среди её представителей выше доля людей, которые чувствуют, что в их отношении нарушены ценности, в особенности честность и уважение. Основные «болевые точки» для различных групп молодёжи: для поколения 2000-х (18-20 лет) — образование (27%) и политика (27%); для поколения 1990-х (21-28 лет) — получение госуслуг (33%), политика (32%); для «поколения перестройки» (29-34 лет) — работа (32%) и политика (35%) [https://www.eseur.ru/VCIOM_izuchil_glavnie_cennosti_molodeji/ <nowiki>[^29]</nowiki>].
 
Другой проблемой является необходимость учета цифровой трансформации общества. Информационное пространство становится непосредственной средой обитания молодых людей, что требует развития новых методов исследования, включая анализ больших данных и цифровых следов молодежи в интернете [https://apni.ru/article/2683-vibor-metoda-issledovaniya-formirovaniya-tsen <nowiki>[^30]</nowiki>].
 
== Перспективы развития ==
 
Развитие исследований ценностей молодежи в России связано с несколькими перспективными направлениями. Во-первых, это развитие междисциплинарных подходов, интегрирующих социологические, психологические, культурологические и политологические методы исследования.
 
Во-вторых, актуальным становится развитие цифровых методов исследования, включая анализ социальных сетей, больших данных и искусственного интеллекта для обработки информации о ценностных ориентациях молодежи.
 
В-третьих, важным направлением является развитие сравнительных международных исследований, позволяющих оценить специфику российской молодежи в глобальном контексте. Высшая школа экономики разрабатывает методики для оценки того, как российская молодежь усваивает традиционные ценности, с целью последующего масштабирования в других вузах страны [https://politsovet.ru/85087-u-rossiyskoy-molodezhi-zameryat-tradicionnye-cennosti.html <nowiki>[^31]</nowiki>].
 
== Практическое применение результатов ==
 
Результаты исследований ценностей молодежи находят широкое применение в практической деятельности государственных и общественных организаций. Данные исследований используются для формирования стратегий развития образования, молодежной политики, социальной работы и культурной политики.
 
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО использует результаты мониторинга для разработки стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2030 года. Полученные результаты становятся основой для разработки рекомендаций органам исполнительной власти и создания новых методических материалов [https://mcvp.ru/news/ezhegodnyj-monitoring-czennostnyh-orientaczij-sovremennoj-molodezhi <nowiki>[^32]</nowiki>].
 
ВЦИОМ использует данные о ценностях молодежи для анализа электоральных предпочтений, прогнозирования социально-политических процессов и оценки эффективности государственных программ. Результаты исследований также применяются в маркетинге и рекламе для лучшего понимания целевых аудиторий [http://wciom.ru/ <nowiki>[^33]</nowiki>].
 
== Заключение ==
 
Изучение ценностей молодёжи в России представляет собой динамично развивающуюся область научных исследований, которая играет ключевую роль в понимании процессов социальной трансформации российского общества. Комплексный характер исследований, сочетающий различные методологические подходы и охватывающий широкий спектр аспектов молодежной жизни, позволяет получить целостную картину ценностных ориентаций молодого поколения.
 
Результаты исследований свидетельствуют о том, что российская молодежь, сохраняя приверженность традиционным семейным ценностям, одновременно демонстрирует высокую мотивацию к личностному развитию, профессиональной самореализации и активному участию в жизни общества. Дальнейшее развитие этого направления исследований требует совершенствования методологического инструментария, развития междисциплинарных подходов и учета влияния цифровой трансформации на формирование ценностных ориентаций молодежи.


== См. также ==
== См. также ==
* [[Социологические исследования ценностей молодёжи]]
* [[Мониторинг положения молодёжи в российском обществе]]
* [[Исследования цифрового поведения молодёжи]]
* [[Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)]]
* [[Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)]]
* [[Российская академия образования — исследования молодёжи]]
* [[Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации]]
* [[Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации]]
* [[Исследования молодежных семей]]
* [[Изучение молодёжных субкультур и движений]]
* [[Волонтёрство]]
* [[Региональные исследования молодёжных проблем]]
* [[Качественные и количественные методы изучения молодёжи]]
* [[Исследования эффективности молодёжной политики]]


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[1] [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi ВЦИОМ: ценности молодёжи, аналитический обзор]


[2] [https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/medialibrary/e09/f4zsunj1wgdl6znsdciea45hvd6h46f7.pdf Мониторинг ценностных ориентаций молодёжи 2023 (Росмолодёжь, ФОМ, ВЦИОМ)]
[^1] [http://wciom.ru/ Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Официальный сайт]
 
[^2] [http://docs.cntd.ru/document/902044761 Федеральный закон «О Государственной молодежной политике в Российской Федерации»]
 
[^3] [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-ozhidanie-i-realnost ВЦИОМ. Традиционные ценности: ожидание и реальность]
 
[^4] [http://old.duma.tomsk.ru/page/25776/ Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации]
 
[^5] [https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. Официальный сайт]
 
[^6] [https://www.fnisc.ru/ ФНИСЦ РАН. Официальный сайт]
 
[^7] [http://wciom.ru/ ВЦИОМ. Ценности молодежи]
 
[^8] [https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf Левада-центр. «Поколение Z»: установки и ценности]
 
[^9] [https://nafi.ru/analytics/molodezh-gorodov-millionnikov-nazvala-svoi-tsennosti-zhiznennye-tseli-i-plany/ НАФИ. Молодежь городов-миллионников назвала свои ценности]
 
[^10] [http://wciom.ru/ ВЦИОМ. Методология исследований]
 
[^11] [https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ Институт воспитания РАО. Мониторинг ценностей молодежи]
 
[^12] [https://www.isras.ru/ Институт социологии ФНИСЦ РАН]
 
[^13] [https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf Левада-центр. Исследование российского «поколения Z»]
 
[^14] [https://cyberpsy.ru/articles/cennosti-molodezhi-vkontakte/ Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети «ВКонтакте»]
 
[^15] [https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/view/587 Семья в структуре ценностей молодежи]
 
[^16] [https://media.foxford.ru/news/cult-cennosti-rossiyskoy-molodeji Ценности современной российской молодёжи]
 
[^17] [https://www.eseur.ru/VCIOM_izuchil_glavnie_cennosti_molodeji/ ВЦИОМ изучил главные ценности молодёжи]
 
[^18] [https://nafi.ru/analytics/molodezh-gorodov-millionnikov-nazvala-svoi-tsennosti-zhiznennye-tseli-i-plany/ НАФИ. Ценности молодежи городов-миллионников]
 
[^19] [https://www.vedomosti.ru/society/articles/2024/04/26/1034268-molodie-lyudi-v-rossii-schitayut-osnovnimi-tsennostyami-mir-i-spravedlivost Ведомости. Молодые люди в России считают основными ценностями мир и справедливость]
 
[^20] [https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2021_n3/Nevryuev_et_al Чем гордится и чего стыдится молодежь в России?]
 
[^21] [https://cyberpsy.ru/articles/cennosti-molodezhi-vkontakte/ Изучение ценностей молодежи через социальные сети]
 
[^22] [https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/692 Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети]
 
[^23] [https://vestnik.npi-tu.ru/index.php/vestnikSRSTU/article/view/2679 Исследование брачных установок и семейных ценностей среди современной молодежи]
 
[^24] [https://www.bbc.com/russian/features-52479627 BBC. Социал-демократ, не верит властям, аполитичен. Левада-центр составил портрет российской молодежи]
 
[^25] [https://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html Институт социологии РАН. Молодежь новой России: ценностные приоритеты]


[3] [https://cyberleninka.ru/article/n/unikalen-li-rossiyskiy-sluchay-transformatsii-molodezhnyh-kulturnyh-praktik/viewer Уникален ли российский случай трансформации молодежных культурных практик?]
[^26] [http://wciom.ru/ ВЦИОМ. Динамика семейных ценностей]


[4] [https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-molodezhnaya-politika-v-sovremennoy-rossii-kontsept-i-realii/viewer Государственная молодёжная политика в современной России: концепт и реалии]
[^27] [http://wciom.ru/ ВЦИОМ. Роль семьи в формировании ценностей молодежи]


[5] [https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/692 Анализ ценностей молодёжи через профили соцсетей]
[^28] [https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1456 Роль университета и институтов местного самоуправления в формировании гражданской культуры студентов]


[6] [https://sfk-mn.ru/33SCSK424.html Актуальные ценности молодёжи России: социологический анализ]
[^29] [https://www.eseur.ru/VCIOM_izuchil_glavnie_cennosti_molodeji/ ВЦИОМ. Ценностный кризис молодежи]


[7] [https://fadm.gov.ru/documents/331/1169/%D0%9C%D0%A0%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%20%D0%9C%D0%9F%20%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3.pdf Методические рекомендации Росмолодёжи]
[^30] [https://apni.ru/article/2683-vibor-metoda-issledovaniya-formirovaniya-tsen Выбор метода исследования формирования ценностных ориентаций молодежи]


[8] [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obraz-rossiiskoi-molodezhi-monitoring Образ российской молодёжи: мониторинг]
[^31] [https://politsovet.ru/85087-u-rossiyskoy-molodezhi-zameryat-tradicionnye-cennosti.html У российской молодежи замерят традиционные ценности]


[9] [https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-izucheniyu-tsennostey-molodezhi-v-sovremennom-rossiyskom-nauchnom-diskurse/pdf Методологические подходы к изучению ценностей молодёжи]
[^32] [https://mcvp.ru/news/ezhegodnyj-monitoring-czennostnyh-orientaczij-sovremennoj-molodezhi Ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи]


[10] [http://vestnik-cspu.ru/ru/articles/1%20(179)/psihologicheskie-nauki/formirovanie-predstavleniy-molodezhi-ob-otvetstvennom-roditelstve-v-usloviyah-suverenizacii-rossii.html Формирование представлений молодежи об ответственном родительстве]
[^33] [http://wciom.ru/ ВЦИОМ. Применение результатов исследований молодежи]


[11] [https://spb.hse.ru/soc/youth/ Центр молодёжных исследований НИУ ВШЭ]
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''


[12] [https://science-education.ru/article/view?id=17928 Динамика ценностей российской молодёжи 1960–2020-е гг.]
[[Категория:Исследования молодёжи]]

Версия от 20:02, 14 сентября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Изучение ценностей молодёжи в России — это междисциплинарная область научных исследований, направленная на анализ ценностных ориентаций, социальной идентичности, жизненных стратегий и поведенческих паттернов молодого поколения Российской Федерации. Данное направление исследований представляет особую актуальность в контексте формирования государственной молодёжной политики и стратегического планирования социально-экономического развития страны.

В современных условиях изучение ценностей молодёжи приобретает особое значение, поскольку молодое поколение выступает в качестве основного носителя инновационного потенциала общества и ключевого субъекта воспроизводства социальной структуры. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи составляют высокий уровень благополучия, спокойная жизнь и возможность приносить пользу своему народу [^1].

Законодательная база

Правовые основы изучения и формирования ценностных ориентаций молодёжи в России определяются комплексом нормативно-правовых актов. Основополагающим документом является Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ, который устанавливает цели, задачи и принципы государственной молодежной политики [^2].

Ключевым документом, определяющим ценностные основы государственной политики, является Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Согласно данному документу, к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [^3].

Принципами государственной молодежной политики, определяющими подходы к изучению молодежных ценностей, являются защита прав и законных интересов молодежи, приоритет общих гуманистических и патриотических ценностей, формирование гражданской ответственности молодежи, учет интересов и потребностей различных групп молодежи, привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации государственной молодежной политики [^4].

Организации поддержки

Государственные организации

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования является ведущим научным учреждением, определяющим стратегические приоритеты развития воспитания в России и координатором государственных программ в области воспитания. Институт проводит ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» [^5].

Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН осуществляет фундаментальные исследования в области социологии молодежи. Центр социологии молодежи под руководством доктора социологических наук Ю.А. Зубок проводит комплексные исследования ценностных ориентаций, жизненных стратегий и социальной мобильности молодежи [^6].

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) регулярно проводит масштабные социологические исследования ценностей российской молодежи. Согласно данным ВЦИОМ, в структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают семейные ценности: здоровье членов семьи и безопасность семьи называют важными 97% респондентов, отношения в семье — 96%, материальное положение семьи — 95% [^7].

Негосударственные организации

Левада-центр проводит исследования установок и ценностей российского «поколения Z». По данным исследования 2019 года, главными ценностями молодых россиян являются права человека (76%), безопасность (57%) и работа (52%). Около половины (45%) считают, что демократия — оптимальная модель для России [^8].

Аналитический центр НАФИ совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей» проводит исследования ценностей молодежи городов-миллионников. В структуре ценностей молодежи на первый план выходит здоровье и благополучие семьи, близких (99%), интересный досуг и отдых (98%), материальная обеспеченность (97%) [^9].

Методы исследования

Изучение ценностей молодёжи в России осуществляется с использованием разнообразных социологических методов, которые можно разделить на количественные и качественные подходы.

Количественные методы

Массовые опросы являются основным инструментом изучения ценностных ориентаций молодежи. Всероссийские репрезентативные исследования позволяют получить статистически значимые данные о распространенности тех или иных ценностей в молодежной среде. Например, ВЦИОМ проводит опросы с выборкой до 9000 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах России [^10].

Анкетирование с использованием стандартизированных методик, таких как методика М. Рокича для изучения ценностных ориентаций, опросник Е.Б. Фанталовой для диагностики внутреннего конфликта, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО в рамках ежегодного мониторинга опрашивает свыше 200 тысяч респондентов, включая учащихся, родителей и педагогов [^11].

Лонгитюдные исследования позволяют отследить динамику изменения ценностных ориентаций молодежи во времени. Институт социологии ФНИСЦ РАН проводит такие исследования с 1997 года, что позволяет анализировать трансформацию ценностей на протяжении нескольких десятилетий [^12].

Качественные методы

Фокус-группы используются для глубинного изучения мотивации, установок и представлений молодежи. Левада-центр в рамках исследования «поколения Z» проводил дополнительные фокус-группы для качественного анализа количественных данных [^13].

Глубинные интервью применяются для изучения индивидуальных траекторий формирования ценностей, жизненных стратегий молодых людей. Метод особенно эффективен при изучении маргинальных групп молодежи или специфических субкультур.

Контент-анализ социальных сетей представляет инновационный подход к изучению ценностей молодежи. Исследователи анализируют профили в социальной сети «ВКонтакте» для изучения ценностных ориентиров через заполненные пользователями анкеты. Этот метод позволил проанализировать данные более 57 тысяч пользователей в возрасте от 14 до 30 лет в Екатеринбурге [^14].

Основные направления исследований

Семейные ценности

Исследования показывают, что семья остается центральной ценностью для российской молодежи. По данным масштабного исследования в восьми регионах России с выборкой более 7000 человек, в структуре жизненных ценностей молодежи семья занимает первое место. При этом 91% молодых россиян признают важность поддержания теплых отношений со всеми членами семьи [^15].

Семейные ценности приобретают особое значение по мере взросления: если среди учащихся (14-18 лет) за счастливую семейную жизнь высказываются 27%, то среди молодежи 19-35 лет — уже 40%. Главной ценностью в жизни подростки и молодёжь называют физическое и психическое здоровье (61% учащихся и 65% молодежи), на втором месте — верные друзья (45% учащихся и 32% молодежи) [^16].

Профессиональные и карьерные ориентации

Современная российская молодежь демонстрирует высокую мотивацию к профессиональной самореализации. В иерархии ценностей молодёжи (18-34 лет) первые три места занимают доход (15%), порядок и стабильность (11%), самореализация (8%). Для сравнения, у старшего поколения (35+) важнее всего стабильность (18%), а самореализация занимает одно из последних мест (3%) [^17].

Молодежь городов-миллионников среди важнейших ценностей называет получение качественного образования (94%) и построение успешной карьеры (88%). При этом 89% респондентов хотят не только личного благополучия, но и стремятся улучшать свой город, регион и страну [^18].

Патриотические ценности и гражданская идентичность

Исследования показывают сложную структуру патриотических установок российской молодежи. 83% молодежи идентифицируют себя как граждане РФ, 76% хорошо знают историю своей страны, 73% — историю своей семьи. В системе политических ценностей российской молодежи наиболее значимыми являются мир (70,7%), справедливость (69,8%), безопасность (68%), права человека (67,3%) [^19].

Среди наиболее важных причин для гордости за страну молодежь называет великую русскую литературу, победу в Великой Отечественной войне и ведущую роль страны в освоении космоса. При этом для молодежи возвращение Крыма не входит в число важных причин для гордости, в отличие от старшего поколения [^20].

Цифровое поведение и медиапотребление

Современная российская молодежь демонстрирует принципиально иную модель медиапотребления по сравнению со старшими возрастными группами. Молодежь 13-24 лет проводит значительно больше времени в интернете, особенно в социальных сетях, просматривает онлайн-видео и играет в игры. Социальные сети стали основным источником информации и средством коммуникации для молодого поколения [^21].

Анализ профилей в социальной сети «ВКонтакте» показал, что различия в политических, религиозных и ценностных установках молодых пользователей могут быть дифференцированы по полу и возрасту. Этот метод открывает новые возможности для изучения ценностных ориентаций молодежи через анализ их цифрового поведения [^22].

Региональные особенности

Исследования выявляют значительные региональные различия в ценностных ориентациях российской молодежи. Молодежь больших городов отличается более высоким уровнем индивидуалистических ценностей, в то время как молодежь малых городов и сельской местности в большей степени ориентирована на традиционные семейные ценности и коллективистские установки.

Исследование брачных установок и семейных ценностей среди молодёжи малых городов России показало позитивный подход к заключению брака и рождению детей. В то же время потенциал молодёжи малых городов как демографического ресурса страны во многом зависит от социально-экономического состояния региона и уровня развития промышленности [^23].

Региональная специфика проявляется также в различиях политических ориентаций. Молодежь крупных городов демонстрирует более высокий уровень политической активности и критического отношения к власти, в то время как молодежь периферийных регионов характеризуется большей лояльностью к государственным институтам [^24].

Динамика ценностных изменений

Лонгитюдные исследования позволяют отследить трансформацию ценностных ориентаций российской молодежи на протяжении последних десятилетий. За период с 1997 по 2024 год произошли существенные изменения в иерархии ценностей молодого поколения.

В 1997 году молодое поколение формировалось на переломе эпох, в то время как современное поколение 17-26-летних представляет собой «первый плод» социальных преобразований последних 25 лет. Современной молодежи сегодняшняя жизнь в стране нравится гораздо больше, чем их предшественникам: об этом говорят 64% представителей молодого и 45% старшего поколения [^25].

За последние 20 лет среднее ожидаемое количество детей выросло с 1,9 до 2,4, а желаемое число детей — с 2,4 до 3,2. Однако сохраняется значительный репродуктивный разрыв (0,8 ребенка), обусловленный материальными и жилищными трудностями [^26].

Влияние социальных факторов

Формирование ценностных ориентаций российской молодежи происходит под воздействием множества социальных факторов. Ключевыми агентами социализации выступают семья, образовательные учреждения, средства массовой информации, социальные сети и референтные группы.

Семья остается важнейшим институтом передачи ценностей: 57% младшей молодежной группы (14-17 лет) стараются прислушиваться к мнению родителей, бабушек и дедушек и отмечают, что советы родных во многом помогают им. Среди молодежи в целом этот показатель составляет 44% [^27].

Образовательные учреждения играют важную роль в формировании гражданских ценностей и патриотических установок. Особое значение имеет взаимодействие вузов и институтов местного самоуправления в процессе формирования гражданской культуры студентов [^28].

Проблемы и вызовы современных исследований

Современные исследования ценностей молодежи сталкиваются с рядом методологических и практических проблем. Одной из ключевых проблем является быстрая трансформация социальной реальности, которая требует постоянного обновления исследовательского инструментария.

Молодежь острее чувствует ценностный кризис: среди её представителей выше доля людей, которые чувствуют, что в их отношении нарушены ценности, в особенности честность и уважение. Основные «болевые точки» для различных групп молодёжи: для поколения 2000-х (18-20 лет) — образование (27%) и политика (27%); для поколения 1990-х (21-28 лет) — получение госуслуг (33%), политика (32%); для «поколения перестройки» (29-34 лет) — работа (32%) и политика (35%) [^29].

Другой проблемой является необходимость учета цифровой трансформации общества. Информационное пространство становится непосредственной средой обитания молодых людей, что требует развития новых методов исследования, включая анализ больших данных и цифровых следов молодежи в интернете [^30].

Перспективы развития

Развитие исследований ценностей молодежи в России связано с несколькими перспективными направлениями. Во-первых, это развитие междисциплинарных подходов, интегрирующих социологические, психологические, культурологические и политологические методы исследования.

Во-вторых, актуальным становится развитие цифровых методов исследования, включая анализ социальных сетей, больших данных и искусственного интеллекта для обработки информации о ценностных ориентациях молодежи.

В-третьих, важным направлением является развитие сравнительных международных исследований, позволяющих оценить специфику российской молодежи в глобальном контексте. Высшая школа экономики разрабатывает методики для оценки того, как российская молодежь усваивает традиционные ценности, с целью последующего масштабирования в других вузах страны [^31].

Практическое применение результатов

Результаты исследований ценностей молодежи находят широкое применение в практической деятельности государственных и общественных организаций. Данные исследований используются для формирования стратегий развития образования, молодежной политики, социальной работы и культурной политики.

Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО использует результаты мониторинга для разработки стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2030 года. Полученные результаты становятся основой для разработки рекомендаций органам исполнительной власти и создания новых методических материалов [^32].

ВЦИОМ использует данные о ценностях молодежи для анализа электоральных предпочтений, прогнозирования социально-политических процессов и оценки эффективности государственных программ. Результаты исследований также применяются в маркетинге и рекламе для лучшего понимания целевых аудиторий [^33].

Заключение

Изучение ценностей молодёжи в России представляет собой динамично развивающуюся область научных исследований, которая играет ключевую роль в понимании процессов социальной трансформации российского общества. Комплексный характер исследований, сочетающий различные методологические подходы и охватывающий широкий спектр аспектов молодежной жизни, позволяет получить целостную картину ценностных ориентаций молодого поколения.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что российская молодежь, сохраняя приверженность традиционным семейным ценностям, одновременно демонстрирует высокую мотивацию к личностному развитию, профессиональной самореализации и активному участию в жизни общества. Дальнейшее развитие этого направления исследований требует совершенствования методологического инструментария, развития междисциплинарных подходов и учета влияния цифровой трансформации на формирование ценностных ориентаций молодежи.

См. также

Ссылки

[^1] Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Официальный сайт

[^2] Федеральный закон «О Государственной молодежной политике в Российской Федерации»

[^3] ВЦИОМ. Традиционные ценности: ожидание и реальность

[^4] Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации

[^5] Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. Официальный сайт

[^6] ФНИСЦ РАН. Официальный сайт

[^7] ВЦИОМ. Ценности молодежи

[^8] Левада-центр. «Поколение Z»: установки и ценности

[^9] НАФИ. Молодежь городов-миллионников назвала свои ценности

[^10] ВЦИОМ. Методология исследований

[^11] Институт воспитания РАО. Мониторинг ценностей молодежи

[^12] Институт социологии ФНИСЦ РАН

[^13] Левада-центр. Исследование российского «поколения Z»

[^14] Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети «ВКонтакте»

[^15] Семья в структуре ценностей молодежи

[^16] Ценности современной российской молодёжи

[^17] ВЦИОМ изучил главные ценности молодёжи

[^18] НАФИ. Ценности молодежи городов-миллионников

[^19] Ведомости. Молодые люди в России считают основными ценностями мир и справедливость

[^20] Чем гордится и чего стыдится молодежь в России?

[^21] Изучение ценностей молодежи через социальные сети

[^22] Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети

[^23] Исследование брачных установок и семейных ценностей среди современной молодежи

[^24] BBC. Социал-демократ, не верит властям, аполитичен. Левада-центр составил портрет российской молодежи

[^25] Институт социологии РАН. Молодежь новой России: ценностные приоритеты

[^26] ВЦИОМ. Динамика семейных ценностей

[^27] ВЦИОМ. Роль семьи в формировании ценностей молодежи

[^28] Роль университета и институтов местного самоуправления в формировании гражданской культуры студентов

[^29] ВЦИОМ. Ценностный кризис молодежи

[^30] Выбор метода исследования формирования ценностных ориентаций молодежи

[^31] У российской молодежи замерят традиционные ценности

[^32] Ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи

[^33] ВЦИОМ. Применение результатов исследований молодежи

Статья создана с использованием языковой модели ИИ