Институт Уполномоченного по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации: различия между версиями
AKlyus (обсуждение | вклад) |
WikiLaw (обсуждение | вклад) правки внесены с учетом формулировок нормативных правовых актов, а также правоприменительной деятельности уполномоченных в субъектах РФ |
||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | ||
'''Институт Уполномоченного по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации''' — государственный институт, направленный на обеспечение защиты прав и законных интересов | '''Институт Уполномоченного по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации''' — государственный институт, направленный на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в российских регионах. Уполномоченные по правам ребёнка (региональные уполномоченные) действуют в каждом субъекте РФ в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами. В этой связи региональные уполномоченные осуществляют мониторинг и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации; содействуют эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в субъекте Российской Федерации;принимают в пределах своих полномочий меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей. По состоянию на 2025 год институт охватывает все 89 субъектов Федерации, обеспечивая единые стандарты взаимодействия с федеральным Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка [https://base.garant.ru/72139444/ <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
== Законодательная база == | == Законодательная база == | ||
Основным федеральным правовым актом, | Основным федеральным правовым актом, регулирующим деятельность региональных уполномоченных, является Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации», закрепивший основы их правового положения, задачи и полномочия [https://base.garant.ru/72139444/ <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
Кроме того, правовой статус региональных уполномоченных определен законами субъектов РФ, в соответствии с которыми детализирован порядок их назначения, полномочия, сроки полномочий и бюджетное обеспечение в субъектах Российской Федерации. В частности, статья 14 Федерального закона № 501-ФЗ определяет основные задачи уполномоченного по правам ребёнка в субъекте РФ: мониторинг соблюдения прав детей, анализ проблем и выработка рекомендаций органам власти [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314643/d117a8de23c0574f930b5936afd427a1458d2dcc/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | |||
Кроме того, | Кроме того, законодательство субъектов Российской Федерации может предусматривать иные полномочия региональных уполномоченных, включая право обращаться в суд и участвовать в законодательной инициативе по вопросам защиты семей и детей. | ||
== Организации поддержки == | == Организации поддержки == | ||
Государственные органы: | Государственные органы: | ||
* | * Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка — координирует деятельность региональных уполномоченных и рассматривает обращения граждан [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
* | * Федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы, осуществляющие свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы, например, органы внутренних дел, следственные органы, органы прокуратуры. | ||
* Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе осуществляющие управление в сферах социальной защиты населения, образования, здравоохранения, молодежной политики, культуры, спорта, взаимодействуют с уполномоченными при реализации программ поддержки семей и детей. | |||
Негосударственные организации: | Негосударственные организации: | ||
Версия от 18:17, 20 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Институт Уполномоченного по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации — государственный институт, направленный на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в российских регионах. Уполномоченные по правам ребёнка (региональные уполномоченные) действуют в каждом субъекте РФ в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами. В этой связи региональные уполномоченные осуществляют мониторинг и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации; содействуют эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в субъекте Российской Федерации;принимают в пределах своих полномочий меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей. По состоянию на 2025 год институт охватывает все 89 субъектов Федерации, обеспечивая единые стандарты взаимодействия с федеральным Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка [1].
Законодательная база
Основным федеральным правовым актом, регулирующим деятельность региональных уполномоченных, является Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации», закрепивший основы их правового положения, задачи и полномочия [1]. Кроме того, правовой статус региональных уполномоченных определен законами субъектов РФ, в соответствии с которыми детализирован порядок их назначения, полномочия, сроки полномочий и бюджетное обеспечение в субъектах Российской Федерации. В частности, статья 14 Федерального закона № 501-ФЗ определяет основные задачи уполномоченного по правам ребёнка в субъекте РФ: мониторинг соблюдения прав детей, анализ проблем и выработка рекомендаций органам власти [2]. Кроме того, законодательство субъектов Российской Федерации может предусматривать иные полномочия региональных уполномоченных, включая право обращаться в суд и участвовать в законодательной инициативе по вопросам защиты семей и детей.
Организации поддержки
Государственные органы:
- Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка — координирует деятельность региональных уполномоченных и рассматривает обращения граждан [3].
- Федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы, осуществляющие свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы, например, органы внутренних дел, следственные органы, органы прокуратуры.
- Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе осуществляющие управление в сферах социальной защиты населения, образования, здравоохранения, молодежной политики, культуры, спорта, взаимодействуют с уполномоченными при реализации программ поддержки семей и детей.
Негосударственные организации:
- Общественные палаты субъектов Российской Федерации.
- Региональные некоммерческие организации, специализирующиеся на защите прав детей (фонды, благотворительные фонды, региональные центры защиты детства).
Социальная политика и меры поддержки
Региональные уполномоченные содействуют внедрению и контролю социальных мер:
- Программы ранней помощи семьям с детьми.
- Мониторинг качества детских социальных услуг и учреждений.
- Выездные приёмы граждан и инспекционные проверки детских учреждений.
По данным отчёта Уполномоченного при Президенте РФ за 2021 год, региональные уполномоченные рассмотрели более 15 тыс. обращений граждан и направили свыше 2 тыс. рекомендаций органам власти [4].
Программы и мероприятия
Региональные уполномоченные участвуют в реализации федеральных и региональных проектов:
- «Забота о детях» — мониторинг условий проживания в детских домах и приютах.
- «Доступное образование» — обеспечение равных возможностей для детей с ОВЗ.
- Тематические форумы и конференции по вопросам прав ребёнка.
Исследования и аналитика
Системный анализ обращений и мониторинговых выездов позволяют выявлять наиболее актуальные проблемы:
- Насилие в семье и буллинг в школах.
- Нарушения прав детей-инвалидов.
- Недостатки социальной адаптации выпускников детских учреждений.
Результаты исследований публикуются в ежегодных докладах уполномоченных субъектов и федерального омбудсмена.
Интересные факты
- Институт региональных детских омбудсменов действует с 1998 года, с пилотными уполномоченными в пяти субъектах РФ [4].
- С 2015 года уполномоченные по правам человека в некоторых регионах могут совмещать функции детского омбудсмена и омбудсмена по правам человека.
Основные персоналии
- Мария Львова-Белова — Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка.
- Ирина Анатольевна Агеева — Уполномоченный по правам ребёнка в Калужской области.
- Юлия Владимировна Николаева — Уполномоченный по правам ребёнка в Самарской области.
- Ольга Владимировна Ярославская — Уполномоченный по правам ребёнка в Москве.
См. также
- Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Ссылки
[1] Федеральный закон № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации»
[2] Статья 14 Федерального закона № 501-ФЗ
[3] Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка
[4] Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка за 2023 год
Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.