Региональные центры развития наставничества: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Логотип регионального центра развития наставничества == Введение == '''Региональные центры развития наставничества''' (также '''Региональные наставнические центры''')...»
 
Нет описания правки
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
[[Файл:Mentor-logo-example.jpg|мини|500x500пкс|Логотип регионального центра развития наставничества]]
[[Файл:Mentor-logo-example.jpeg|мини|500x500пкс|Региональные центры развития наставничества]]


== Введение ==
== Введение ==
Строка 51: Строка 51:


=== Негосударственные организации ===
=== Негосударственные организации ===
* '''[[Агентство стратегических инициатив]] (АСИ)''' — поддерживает и продвигает успешные практики наставничества по всей стране.
* '''[[Агентство стратегических инициатив (АСИ)|Агентство стратегических инициатив]] (АСИ)''' — поддерживает и продвигает успешные практики наставничества по всей стране.
* '''Ассоциация волонтёрских центров ([https://dobro.ru/ Добро.рф])''' — крупнейшая платформа для волонтёров и НКО, на которой размещаются проекты и организации, связанные с наставничеством [https://dobro.ru/organizations/10114066/info <nowiki>[16]</nowiki>].
* '''[[Добро.РФ|Ассоциация волонтёрских центров]] ([https://dobro.ru/ Добро.рф])''' — крупнейшая платформа для волонтёров и НКО, на которой размещаются проекты и организации, связанные с наставничеством [https://dobro.ru/organizations/10114066/info <nowiki>[16]</nowiki>].
* '''[[Россия — страна возможностей]]''' — проводит [[Всероссийский конкурс «Наставничество»]], направленный на выявление и поощрение лучших наставнических практик [http://government.ru/news/55679/ <nowiki>[17]</nowiki>].
* '''[[Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей»|Россия — страна возможностей]]''' — проводит [[Всероссийский конкурс «Наставничество»]], направленный на выявление и поощрение лучших наставнических практик [http://government.ru/news/55679/ <nowiki>[17]</nowiki>].
* '''[[Движение Первых]]''' — активно вовлекает в наставническую деятельность ветеранов боевых действий и реализует совместные с Росмолодёжью проекты [http://government.ru/docs/all/159117/?page=2 <nowiki>[14]</nowiki>].
* '''[[Российское движение школьников|Движение Первых]]''' — активно вовлекает в наставническую деятельность ветеранов боевых действий и реализует совместные с Росмолодёжью проекты [http://government.ru/docs/all/159117/?page=2 <nowiki>[14]</nowiki>].
* '''Благотворительные фонды''' — многие фонды, такие как «Арифметика добра», реализуют собственные программы наставничества и способствуют их тиражированию в регионы [https://a-dobra.ru/programs/nastavniki/regionalnoe-razvitie/ <nowiki>[18]</nowiki>].
* '''Благотворительные фонды''' — многие фонды, такие как «Арифметика добра», реализуют собственные программы наставничества и способствуют их тиражированию в регионы [https://a-dobra.ru/programs/nastavniki/regionalnoe-razvitie/ <nowiki>[18]</nowiki>].
* '''Всероссийское общественное движение наставников детей и молодежи «Наставники России»''' — общественная организация, целью которой является развитие наставничества в различных сферах [https://nastavnikirossii.ru <nowiki>[19]</nowiki>].
* '''Всероссийское общественное движение наставников детей и молодежи «Наставники России»''' — общественная организация, целью которой является развитие наставничества в различных сферах [https://nastavnikirossii.ru <nowiki>[19]</nowiki>].

Текущая версия от 18:53, 13 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Региональные центры развития наставничества

Введение

Региональные центры развития наставничества (также Региональные наставнические центры) — это организации или структурные подразделения в субъектах Российской Федерации, которые координируют, методически сопровождают и развивают систему наставничества на региональном уровне. Их создание является ключевым элементом государственной политики по развитию института наставничества, направленной на личностное и профессиональное развитие детей и молодёжи, а также на передачу традиционных российских духовно-нравственных ценностей [1].

Деятельность центров регулируется федеральными и региональными нормативными актами. Ключевым документом, определяющим их роль, является Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. № Р-145, утвердившее методологию (целевую модель) наставничества. Согласно этой модели, на региональный центр возлагаются функции по организационному, методическому и аналитическому сопровождению программ наставничества [2]. Центры создаются на базе ведущих образовательных организаций, таких как институты развития образования, педагогические колледжи и университеты. Примеры действующих центров можно найти в Ставропольском крае на базе Невинномысского государственного гуманитарно-технического института [3], в Омской области на базе Омского педагогического колледжа №1 [4], и в Красноярском крае [5].

Значимость региональных центров обусловлена необходимостью систематизации и масштабирования лучших практик наставничества в рамках реализации национальных проектов «Образование» (в частности, федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка») и «Молодёжь и дети». Они становятся ключевым звеном между федеральной повесткой и её практической реализацией в образовательных организациях каждого конкретного региона [3].

Законодательная база

Формирование и функционирование региональных центров развития наставничества опирается на многоуровневую систему нормативно-правовых актов.

Федеральное законодательство

  • Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21 мая 2025 г. № 1264-р) — стратегический документ, определяющий цели, задачи и приоритеты государственной политики в сфере наставничества. Концепция предусматривает формирование единых подходов к реализации наставничества, обобщение действующих практик и совершенствование мер поддержки [6]. План мероприятий по реализации концепции включает утверждение региональных мер поддержки наставничества [7].
  • Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся...» — основополагающий документ, который ввёл понятие «Региональный наставнический центр» и определил его как организацию, наделенную функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению программ наставничества. Документ стандартизирует подходы к внедрению наставничества в образовательных организациях [2].
  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» — устанавливает общие правовые рамки для работы с молодёжью, включая развитие и поддержку добровольчества (волонтерства) и наставничества как важных направлений молодёжной политики.
  • Указы Президента Российской Федерации — импульс развитию института наставничества был дан по итогам заседания Госсовета 27 декабря 2023 года, после которого Президент поручил разработать целостную систему наставничества [8]. Проведение в 2023 году Года педагога и наставника также способствовало повышению престижа наставнической деятельности [9].

Региональное законодательство

На уровне субъектов РФ деятельность центров регулируется местными нормативными актами, которые конкретизируют федеральные установки:

  • Приказы региональных министерств образования — центры создаются на основании приказов региональных органов исполнительной власти в сфере образования. Например, Региональный центр наставничества в Ставропольском крае был создан приказом министерства образования Ставропольского края от 30.09.2020 №1150-пр [3].
  • Региональные целевые модели и программы — субъекты РФ разрабатывают собственные положения и программы развития наставничества, адаптируя федеральную целевую модель под местные условия и приоритеты [10].
  • Локальные акты образовательных организаций — организации, на базе которых действуют центры, утверждают положения о центре, определяющие его структуру, цели, задачи и функции [11].

Цели, задачи и функции

Главной целью региональных центров является создание условий для формирования в субъекте РФ эффективной системы наставничества, обеспечивающей личностное и профессиональное самоопределение молодёжи [12].

Основные задачи

  • Координация и внедрение: Организация внедрения и реализации целевой модели наставничества в образовательных организациях региона (общеобразовательных, профессиональных, дополнительного образования) [4].
  • Методическое сопровождение: Разработка и распространение методических рекомендаций, инструментов и лучших практик наставнической деятельности [11].
  • Обучение и развитие компетенций: Организация повышения квалификации для кураторов программ наставничества и самих наставников [5][13].
  • Мониторинг и аналитика: Сбор и анализ данных об эффективности реализуемых программ наставничества, оценка их влияния на наставляемых [4].
  • Формирование сообщества: Создание и поддержка регионального сообщества наставников, организация площадок для обмена опытом (конференций, форумов, вебинаров) [11].
  • Популяризация наставничества: Продвижение идей и ценностей наставничества в обществе, проведение конкурсов для выявления лучших практик [12].

Функции

Для решения поставленных задач центры выполняют следующие функции:

  • Организационная: Сопровождение деятельности кураторов, формирование региональных баз данных наставников и программ [11].
  • Информационная: Создание и ведение онлайн-ресурсов (сайтов, страниц в соцсетях), информирующих о мероприятиях и возможностях в сфере наставничества [4].
  • Консультационная: Оказание поддержки образовательным организациям по вопросам внедрения и реализации наставнических программ [4].
  • Экспертно-аналитическая: Анализ состояния системы наставничества в регионе и разработка предложений по её совершенствованию [11].

Организации поддержки

Государственные организации

  • Министерство просвещения Российской Федерации — федеральный орган, определяющий государственную политику и методологию наставничества.
  • Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — поддерживает проекты в сфере наставничества, в том числе через грантовые конкурсы и развитие цифровой платформы «НАСТАВНИК.РФ» [14].
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ — осуществляют общую координацию и обеспечивают условия для деятельности региональных центров [2].
  • Центр знаний «Машук» — на его базе запущен первый федеральный методический центр по развитию института наставничества [15].

Негосударственные организации

  • Агентство стратегических инициатив (АСИ) — поддерживает и продвигает успешные практики наставничества по всей стране.
  • Ассоциация волонтёрских центров (Добро.рф) — крупнейшая платформа для волонтёров и НКО, на которой размещаются проекты и организации, связанные с наставничеством [16].
  • Россия — страна возможностей — проводит Всероссийский конкурс «Наставничество», направленный на выявление и поощрение лучших наставнических практик [17].
  • Движение Первых — активно вовлекает в наставническую деятельность ветеранов боевых действий и реализует совместные с Росмолодёжью проекты [14].
  • Благотворительные фонды — многие фонды, такие как «Арифметика добра», реализуют собственные программы наставничества и способствуют их тиражированию в регионы [18].
  • Всероссийское общественное движение наставников детей и молодежи «Наставники России» — общественная организация, целью которой является развитие наставничества в различных сферах [19].

Программы и мероприятия

Региональные центры координируют и проводят разнообразные мероприятия для развития наставничества:

  • Программы повышения квалификации: Курсы для будущих кураторов и наставников, направленные на освоение педагогических технологий и методик наставнической деятельности [5].
  • Вебинары и семинары: Регулярные онлайн-мероприятия для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов, например, по особенностям реализации программ в центрах «Точка роста» [3].
  • Конкурсы и фестивали: Организация региональных этапов всероссийских конкурсов, а также собственных мероприятий для выявления и тиражирования лучших практик [20].
  • Создание цифровых ресурсов: Разработка региональных онлайн-карт наставнических практик, баз данных наставников и методических материалов, как, например, в Омской области [4].

См. также

Ссылки

[1] Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года

[2] Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества..."

[3] Региональный центр наставничества (Ставропольский край)

[4] Региональный наставнический центр «Вместе к успеху» (Омская область)

[5] Региональный центр наставничества (Красноярский край)

[6] Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р

[7] Правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года

[8] Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета

[9] План основных мероприятий по проведению в РФ Года педагога и наставника

[10] Муниципальная программа «Развитие наставничества в Томском районе»

[11] Положение о Региональном наставническом центре (Удмуртская Республика)

[12] Региональный ресурс по развитию системы наставничества (Санкт-Петербург)

[13] Программы повышения квалификации РЦН

[14] План мероприятий по реализации Концепции развития наставничества

[15] В России запущен первый федеральный методический центр по развитию института наставничества

[16] АНО РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА

[17] Стартовал всероссийский конкурс «Наставничество»

[18] Региональное развитие программы наставничества фонда «Арифметика добра»

[19] Всероссийское общественное движение наставников «Наставники России»

[20] О центре - Региональный центр наставничества (Красноярск)