Цифровые платформы наставничества: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Цифровые платформы объединяют наставников и наставляемых по всей России == Введение == '''Цифровые платформы наставничества''' — это специализированные онлайн-р...»
 
Нет описания правки
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
[[Файл:Digital_mentoring_platform.jpg|мини|500x500пкс|Цифровые платформы объединяют наставников и наставляемых по всей России]]
 


== Введение ==
== Введение ==
Строка 68: Строка 68:
== См. также ==
== См. также ==
* [[Всероссийская программа наставничества]]
* [[Всероссийская программа наставничества]]
* [[Российская ассоциация наставников]]
* [[Система наставничества в образовательных организациях]]
* [[Система наставничества в образовательных организациях]]
* [[Корпоративные программы наставничества]]
* [[Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях]]
* [[Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях]]
* [[Всероссийский конкурс «Наставничество»]]
* [[Всероссийский конкурс «Наставничество»]]
* [[Тьюторское сопровождение в образовании]]
* [[Бизнес-наставничество для молодых предпринимателей]]
* [[Профессиональные стандарты наставнической деятельности]]
* [[Профессиональные стандарты наставнической деятельности]]
* [[Программы подготовки наставников]]
* [[Программы подготовки наставников]]
* [[Методические центры развития наставничества]]
* [[Методические центры развития наставничества]]
* [[Молодёжное наставничество «равный — равному»]]
* [[Наставничество в российских студенческих отрядах]]
* [[Региональные центры развития наставничества]]
* [[Региональные центры развития наставничества]]
* [[Система мотивации наставнической деятельности]]
* [[Научное руководство и академическое наставничество]]
* [[Научное руководство и академическое наставничество]]



Текущая версия от 18:52, 13 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ


Введение

Цифровые платформы наставничества — это специализированные онлайн-ресурсы, предназначенные для организации и сопровождения процесса наставничества в различных сферах. В России такие платформы стали важным инструментом реализации молодёжной политики, обеспечивая взаимодействие между опытными специалистами (наставниками) и молодыми людьми (наставляемыми) для передачи знаний, навыков и социального опыта [1].

Актуальность цифровых платформ наставничества для российской молодежи обусловлена несколькими факторами. Во-первых, они позволяют преодолевать географические барьеры, делая наставничество доступным для молодежи из удаленных регионов. Во-вторых, цифровизация упрощает процессы подбора пар «наставник-наставляемый» на основе общих интересов и целей. В-третьих, платформы служат единым окном для доступа к образовательным материалам, методическим пособиям и лучшим практикам в сфере наставничества. [2].

Ключевой государственной инициативой в этой области является цифровая платформа «Наставник.рф», интегрированная в экосистему «Добро.рф». Платформа объединяет верифицированных наставников, крупные организации и наставнические проекты по всей стране. По состоянию на 2025 год, она охватывает 14 направлений наставничества, включая школьное и высшее образование, работу с детьми-сиротами и «трудными» подростками, корпоративное и социальное наставничество. Только за 2025 год на платформе было подано более 3700 заявок от частных лиц и более 700 от организаций [2][3]. Развитие таких платформ является частью национального проекта «Молодёжь и дети» и стратегическим приоритетом государственной политики. [2].

Законодательная база

Правовое регулирование цифровых платформ наставничества в России формируется на основе федеральных законов, стратегических документов и подзаконных актов, направленных на развитие института наставничества и цифровизацию государственных услуг.

Федеральное законодательство

  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»:
    • Определяет развитие института наставничества как одно из основных направлений реализации молодежной политики (статья 6, п. 13) [4].
    • Закладывает основы для информационного обеспечения молодежной политики через федеральную государственную автоматизированную информационную систему, которая агрегирует сведения о мероприятиях, программах и мерах поддержки (статья 11). Это создает правовую базу для функционирования государственных цифровых платформ.
  • Распоряжение Правительства РФ от 21 мая 2025 г. № 1264-р «Об утверждении Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года»:
    • Является ключевым документом, определяющим государственную политику в сфере наставничества [5].
    • Прямо предусматривает поддержку и развитие цифровой платформы «Наставник.рф» как инструмента для объединения организаций и наставников из разных сфер [6].
    • План мероприятий по реализации Концепции включает задачу по разработке и размещению на платформе «Наставник.рф» онлайн-курсов по различным направлениям наставничества [7].
  • Законопроект о создании института наставничества для детей, склонных к девиантному поведению (принят в первом чтении 24 июня 2024 года):
    • Предполагает создание специального реестра наставников на базе единой информационной системы «Добро.рф» и новой ГИС «Профилактика». Это усиливает роль цифровых платформ в решении социально значимых задач. [8].

Региональное законодательство

В соответствии с федеральной повесткой, субъекты Российской Федерации разрабатывают и принимают собственные правовые акты, определяющие меры поддержки наставничества. План реализации федеральной Концепции ставит задачу принятия таких актов на региональном уровне до 30 декабря 2026 года [7]. Эти документы часто включают мероприятия по интеграции с федеральными цифровыми платформами и созданию региональных информационных ресурсов.

Организации поддержки

Развитие цифровых платформ наставничества в России поддерживается широким кругом государственных и негосударственных организаций, которые выступают в роли операторов, партнеров и методологических центров.

Государственные организации

Негосударственные организации

Социальная политика и меры поддержки

Цифровые платформы являются ключевым инструментом реализации социальной политики в области наставничества, обеспечивая массовый доступ к программам поддержки молодежи.

Платформа «Наставник.рф»

«Наставник.рф» — это центральная цифровая платформа, созданная для систематизации и развития наставничества в России. Она выполняет следующие функции:

  • Объединение участников: Платформа соединяет наставляемых, которые ищут поддержки, с верифицированными наставниками из различных сфер деятельности [1].
  • Каталог наставников и проектов: Пользователям доступен каталог, где можно выбрать наставника по направлению, опыту и оценкам других пользователей. На платформе также собрано более 2,5 тыс. наставнических проектов [1].
  • Верификация: Все наставники проходят процедуру верификации, которую проводят организации-операторы по соответствующим направлениям, что гарантирует качество и безопасность взаимодействия.
  • Образовательный хаб: В партнерстве с Центром знаний «Машук» и Академией наставников Сколково на платформе собраны онлайн-курсы, методические материалы и исследования. Доступны курсы «Сила наставничества», «Эффективные коммуникации», «Управление конфликтами» и другие [12].
  • Интеграция с «Добро.рф»: Интеграция с основной платформой дает наставникам доступ к программе лояльности и другим возможностям экосистемы «Добро.рф» [1].

Другие цифровые инициативы

  • Платформа «Работа в России»: Хотя эта платформа не является напрямую наставнической, она используется для заключения договоров о целевом обучении, что является одной из форм сопровождения молодых специалистов. Ее функционирование также основано на принципах цифрового взаимодействия между государством, работодателями и молодежью.
  • Локальные проекты: На уровне отдельных организаций появляются собственные цифровые решения. Например, проект цифрового наставничества «Цифросад» в дошкольном образовании, который использует цифровые ресурсы для диагностики и повышения компетенций педагогов [13].

Программы и мероприятия

Для популяризации и развития наставничества, в том числе через цифровые платформы, проводится ряд всероссийских мероприятий.

  • Всероссийский конкурс «Наставничество» — ключевой проект Министерства просвещения России. По итогам конкурса определяются лучшие практики наставничества, которые затем тиражируются, в том числе путем размещения на цифровой платформе «Добро.рф» («Наставник.рф») [14].
  • Всероссийская премия «Первый среди равных» — ежегодная премия общественного признания для наставников, организуемая движением «Наставники России» при поддержке Минпросвещения [7].
  • Всероссийский форум по наставничеству — мероприятие, проведение которого является одной из инициатив по развитию системы наставничества в стране. Форум призван стать площадкой для обмена опытом между участниками наставнической деятельности [2].
  • Развитие наставничества в сфере ИИ — План реализации Концепции наставничества предусматривает развитие системы наставничества в общеобразовательных организациях в сфере технологий искусственного интеллекта, что предполагает активное использование цифровых форматов [7].

См. также

Ссылки

[1] Официальный сайт платформы «Наставник.рф»

[2] Платформа Наставник.РФ приняла более 3 тысяч заявок в 2025 году

[3] Сообщение о развитии платформы «Наставник.рф» в официальной группе Росмолодёжи

[4] Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»

[5] Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р

[6] Правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года

[7] План мероприятий по реализации Концепции развития наставничества в РФ на период до 2030 года

[8] Законопроект о создании института наставничества для детей с девиантным поведением

[9] Дмитрий Чернышенко и Сергей Кравцов отметили важность системы наставничества в России

[10] Центр знаний «Машук» запускает новую онлайн-платформу для обучения педагогов

[11] Кабмин утвердил Концепцию развития наставничества до 2030 года (Новость АСИ)

[12] Постановление Правительства РФ от 27.04.2024 г. № 555 «О целевом обучении»

[13] Проект цифрового наставничества «Цифросад»

[14] Лучшие практики наставничества размещены на «Добро.рф»