Методические центры развития наставничества: различия между версиями
Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Сессия по обмену опытом в методическом центре развития наставничества == Введение == '''Методические центры развития наставничества''' в Российской Федерации — это...» |
(нет различий)
|
Версия от 17:42, 13 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Введение
Методические центры развития наставничества в Российской Федерации — это специализированные организации федерального и регионального уровней, созданные для формирования единой системы научно-методического, организационного и экспертно-аналитического сопровождения института наставничества. Их ключевая задача — обобщение и распространение лучших практик, разработка стандартизированных подходов и программ обучения для наставников, а также координация деятельности участников системы наставничества в сферах образования, на производстве, в социальной сфере и бизнесе.
Актуальность создания таких центров обусловлена государственной политикой по укреплению института наставничества как ключевого инструмента передачи опыта, профессионального и личностного развития молодежи. В сентябре 2024 года по поручению Президента России был запущен первый в стране федеральный методический центр по развитию института наставничества на базе Центра знаний «Машук» [1], [2]. Этот шаг стал частью реализации Концепции развития наставничества в России до 2030 года, утвержденной Правительством РФ в мае 2025 года [3]. Деятельность методических центров направлена на систематизацию разрозненных практик и их интеграцию в единую национальную систему, что способствует повышению престижа наставнической деятельности и ее эффективности для решения задач социально-экономического развития страны.
Законодательная база
Нормативно-правовая основа деятельности методических центров развития наставничества формируется на федеральном и региональном уровнях и включает в себя стратегические документы, определяющие цели, задачи и механизмы государственной поддержки этого института.
Федеральное законодательство
- Концепция развития наставничества в России до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21 мая 2025 года № 1264-р) — является ключевым документом, определяющим государственную политику в этой сфере. Концепция предусматривает [4], [5]:
- Формирование единых подходов к реализации наставничества.
- Разработку методических рекомендаций по реализации наставничества в различных коллективах.
- Развитие цифровой платформы Наставник.рф.
- Создание реестра наставников и организаций, участвующих в системе наставничества.
- Утверждение региональных мер поддержки наставничества.
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» — создает общую правовую рамку для работы с молодежью, в том числе через механизмы наставничества, определяя его как одну из форм поддержки молодых граждан в их социализации и профессиональном становлении.
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся» — документ, заложивший основу для систематизации наставнической деятельности в образовательных организациях. На его базе создавались первые Региональные центры развития наставничества [6].
Региональное законодательство
Субъекты Российской Федерации принимают собственные нормативные акты для реализации федеральной политики и адаптации ее к местным условиям. Например, приказ министерства образования Ставропольского края от 30.09.2020 №1150-пр стал основанием для создания Регионального центра наставничества на базе Невинномысского государственного гуманитарно-технического института (НГГТИ) [6]. Такие документы регламентируют создание и функционирование региональных методических центров и определяют меры поддержки наставников на местном уровне.
Организации поддержки
Система методической поддержки наставничества в России включает в себя организации федерального и регионального уровней, а также негосударственные структуры, работающие в партнерстве с государством.
Федеральные центры
- Федеральный методический центр по развитию института наставничества на базе Центра знаний «Машук» (г. Пятигорск) — ключевой элемент национальной системы наставничества. Запущен в 2024 году. Его основные функции [7], [8]:
- Разработка и апробация образовательных программ для наставников.
- Формирование всероссийской базы лучших практик наставничества.
- Проведение форумов, конференций и семинаров для обмена опытом.
- Экспертно-аналитическое сопровождение региональных методических центров.
Региональные центры
- Региональные центры развития наставничества — создаются в субъектах РФ на базе вузов, колледжей или центров дополнительного образования для реализации целевой модели наставничества на местах. Примером является Региональный центр наставничества в Ставропольском крае, который координирует внедрение наставничества в образовательных организациях в рамках национальных проектов «Образование» и «Успех каждого ребенка» [6].
Негосударственные организации и платформы
- АНО «Россия — страна возможностей» — через свои проекты, такие как конкурс «Флагманы образования», способствует выявлению и поощрению лучших наставников в сфере образования.
- Цифровые платформы наставничества — играют важную роль в объединении наставников и наставляемых. Ключевой проект, поддерживаемый государством, — платформа Наставник.рф. Также существуют специализированные ресурсы, например, платформа Mentori.ru от АНО «Мое будущее», предоставляющая методологию для программ наставничества для молодежи в трудной жизненной ситуации [9].
- Автономные некоммерческие организации (АНО) — создаются на местах для оказания услуг в сфере методической поддержки и развития наставничества, часто с фокусом на конкретные группы, например, «серебряных» добровольцев или военно-патриотическое воспитание [10], [11].
Социальная политика и меры поддержки
Деятельность методических центров является частью комплексной социальной политики, направленной на развитие человеческого капитала. Меры поддержки, реализуемые через эти центры, включают:
- Методическая поддержка: Разработка и распространение методических рекомендаций, целевых моделей и пособий для организации наставничества в различных сферах. Например, рекомендации по реализации наставничества на предприятиях или в системе образования [12].
- Образовательная поддержка: Создание и проведение программ подготовки и повышения квалификации наставников. Центр «Машук» уже в 2025 году провел более 40 авторских и партнерских программ по наставничеству, в которых приняли участие тысячи человек [13].
- Информационная поддержка: Популяризация наставничества через СМИ, создание цифровых платформ и баз данных лучших практик для обмена опытом.
- Экспертно-консультационная поддержка: Оказание консультаций организациям, внедряющим системы наставничества, проведение аудита и оценки эффективности действующих программ.
- Грантовая поддержка: Поддержка проектов НКО в сфере наставничества через государственные гранты, что способствует развитию гражданских инициатив в этой области [5].
Программы и мероприятия
Методические центры организуют и координируют широкий спектр программ и мероприятий, направленных на развитие наставничества.
- Образовательные программы: Федеральный центр «Машук» реализует десятки программ для различных категорий наставников: педагогов, госслужащих, специалистов предприятий. Эти программы охватывают как общие методики наставничества, так и узкоспециализированные аспекты.
- Научно-методические семинары: Мероприятия, направленные на обсуждение и выработку единых подходов. Пример — межвузовский семинар «Концепция развития наставничества в Российской Федерации», проведенный Региональным центром наставничества Ставропольского края 12 марта 2025 года [6].
- Конкурсы и форумы: Проведение мероприятий, таких как Всероссийский конкурс «Наставничество», для выявления и поощрения лучших практик и создания сообщества лидеров наставнического движения.
- Программы академического наставничества: В вузах реализуются внутренние программы, где опытные преподаватели помогают молодым коллегам в их научной и публикационной деятельности, как, например, в НИУ ВШЭ [14].
Исследования и аналитика
Одним из ключевых направлений работы методических центров является устранение «неопределенности концептуально-методологического и нормативного правового статуса» наставничества, что долгое время было главной проблемой его развития [12].
Деятельность центров в этой области включает:
- Мониторинг и анализ практик: Сбор данных о существующих программах наставничества по всей стране, их систематизация и оценка эффективности.
- Разработка методологии: Создание единого понятийного аппарата и научно-обоснованных подходов к наставнической деятельности. Это позволяет перейти от волонтерского движения к регламентированному виду профессиональной деятельности.
- Внедрение целевых моделей: Разработка и помощь во внедрении целевых моделей (систем) наставничества, которые позволяют встроить региональные практики в единую федеральную систему научно-методического сопровождения.
- Координация с профессиональными стандартами: Деятельность центров увязана с внедрением новой квалификационной категории «педагог-наставник», что требует разработки четких критериев оценки и профессиональных стандартов [12].
См. также
- Всероссийская программа наставничества
- Система наставничества в образовательных организациях
- Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях
- Тьюторское сопровождение в образовании
- Профессиональные стандарты наставнической деятельности
- Программы подготовки наставников
- Региональные центры развития наставничества
- Цифровые платформы наставничества
- Научное руководство и академическое наставничество
Ссылки
[1] В России запущен первый федеральный методический центр по развитию института наставничества
[2] В России перезапускают институт наставничества
[3] Правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года
[4] Распоряжение от 21 мая 2025 года №1264-р об утверждении Концепции развития наставничества
[5] Кабмин утвердил Концепцию развития наставничества до 2030 года
[6] Региональный центр наставничества НГГТИ
[7] Центр знаний «Машук» стал федеральным методическим центром по развитию института наставничества
[8] Запуск федерального методического центра в Центре знаний «Машук»
[9] Методология программы наставничества для подростков от Mentori.ru
[11] АНО «Центр развития наставничества "ПЕРСПЕКТИВА"»
[12] Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества
[13] Владимир Путин отметил высокую роль круглогодичных образовательных центров