Профессиональные стандарты наставнической деятельности: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Наставник обсуждает рабочие задачи с молодым специалистом == Введение == '''Профессиональный стандарт наставнической деятельности''' в Российской Федерации — это нор...»
 
Нет описания правки
 
Строка 1: Строка 1:
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
[[Файл:Mentor-and-mentee.jpg|мини|500x500пкс|Наставник обсуждает рабочие задачи с молодым специалистом]]


== Введение ==
== Введение ==

Текущая версия от 17:22, 13 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Введение

Профессиональный стандарт наставнической деятельности в Российской Федерации — это нормативный документ, который определяет требования к квалификации, знаниям, умениям и трудовым функциям специалиста, выполняющего роль наставника. Разработка и внедрение такого стандарта направлены на формализацию и систематизацию наставничества, повышение его качества и признание наставнической деятельности как отдельного вида профессиональной работы [1], [2].

Актуальность темы обусловлена стратегическим курсом государства на развитие кадрового потенциала страны. В 2023 году, объявленном Годом педагога и наставника, была активизирована работа по созданию нормативной базы для наставнической деятельности [3]. Профессиональный стандарт призван установить единые требования к компетенциям наставников в различных сферах: на производстве, в образовании, в социальной сфере и в работе с молодежью. Это позволит не только повысить социальную роль наставника, но и создать систему мотивации и поддержки, а также ввести должность «наставник» в штатное расписание организаций [4], [5].

Законодательная база

Нормативное регулирование наставнической деятельности в России находится в стадии активного формирования. Ключевым элементом этой системы должен стать федеральный закон «О наставничестве» и профессиональный стандарт «Наставник».

Федеральное законодательство

  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»: В статье 6 в качестве одного из основных направлений реализации молодежной политики выделяет «развитие института наставничества»[file:1]. Это создает законодательную основу для интеграции наставничества в систему государственной молодежной политики.
  • Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»: Указ и последующий план мероприятий, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 18.02.2023 г. № 399-р, стали катализатором для разработки нормативной базы наставничества. План включает мероприятия, направленные на признание особого статуса наставников и развитие института наставничества [3].
  • Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2021 г. № 2283-р: Внесло изменения в «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников». Документ предписывает разработку и внедрение системы наставничества в образовательных организациях и утверждение региональных положений о наставничестве [6].

Проект профессионального стандарта «Наставник»

В 2023 году по инициативе Министерства просвещения РФ, Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования и Государственного университета просвещения началась разработка проекта профессионального стандарта «Наставник» [1], [7].

Основная цель вида профессиональной деятельности, согласно проекту, — наставническая поддержка жизненного и профессионального самоопределения, освоения профессии и корпоративной культуры, профессионального развития и карьерного роста [8].

Проект стандарта выделяет несколько обобщенных трудовых функций (ОТФ), отражающих специфику наставничества в разных контекстах:

  • ОТФ A: Выполнение рабочими (служащими) функций наставника на рабочем месте.
  • ОТФ B: Выполнение руководителями и специалистами функций наставника на рабочем месте.
  • ОТФ C: Выполнение функций наставника детей и молодежи в образовательных и просветительских организациях.
  • ОТФ D: Выполнение функций наставника детей в организациях для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.

Каждая ОТФ детализируется через конкретные трудовые функции (ТФ), необходимые умения и знания. Например, для наставника на рабочем месте (ОТФ B) предусмотрены следующие ТФ:

  • Планирование наставничества (разработка индивидуальных планов развития).
  • Организация деятельности наставляемых (практическое обучение, введение в корпоративную культуру).
  • Консультирование и поддержка (помощь в решении профессиональных задач).
  • Контроль и оценка (мониторинг прогресса наставляемого) [8].

Организации поддержки и развития наставничества

В разработке и продвижении стандартов наставничества участвует широкий круг государственных и общественных институтов.

Государственные организации

Негосударственные и экспертные организации

Социальная политика и меры поддержки

Институционализация наставничества через профстандарт предполагает создание системы мотивации для наставников. Обсуждаемые меры поддержки включают:

  • Материальное стимулирование: Введение доплат, надбавок или отдельных тарифных ставок для работников, выполняющих функции наставника. Профстандарт легитимизирует такие выплаты.
  • Нематериальная мотивация: Присвоение почетных званий (например, нагрудный знак «Почетный наставник»), организация конкурсов профессионального мастерства, публичное признание заслуг [3].
  • Карьерные перспективы: Включение наставнического опыта в критерии для карьерного роста и аттестации.
  • Создание цифровых платформ: Развитие онлайн-ресурсов, таких как цифровая платформа «НАСТАВНИК.РФ», для обмена опытом, обучения и взаимодействия наставников и наставляемых [9].

Исследования и аналитика

Разработка профессионального стандарта «Наставник» сопровождается обширной исследовательской работой.

  • Анализ лучших практик: Рабочие группы при Минпросвещения России и СПК в сфере образования изучают существующие модели наставничества в различных отраслях — от промышленности до социальной сферы, чтобы выделить универсальные и специфические трудовые функции [1].
  • Общественные и региональные обсуждения: Проект стандарта проходит широкое обсуждение с привлечением экспертов, работодателей и представителей образовательных организаций из разных регионов России для обеспечения его релевантности и применимости.
  • Научное обоснование: В научных публикациях, например, в статье Л.Н. Духаниной «Профессиональный стандарт как инструмент институциализации наставничества», дается теоретическое обоснование структуры и содержания стандарта, описывается алгоритм его создания [2].

См. также

Ссылки

[1] Презентация «О нормативном закреплении наставнической деятельности»

[2] Статья «Профессиональный стандарт как инструмент институциализации наставничества»

[3] План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника

[4] Сообщение Минпросвещения России о разработке профстандарта наставника

[5] Статья «Наставлять по стандарту» на портале «Правда о СРО»

[6] Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2021 г. № 2283-р

[7] Сообщение Минпросвещения России о разработке проекта ФЗ «О наставничестве»

[8] Проект профессионального стандарта «Наставник» от 19.09.2023

[9] Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р